Реферат по предмету "Педагогика"


Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

/>/>/>/>/>/>/>ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Выпускная квалификационная работа
по педагогике
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНОГО АКТИВА ОРГАНАМИ ВЛКСМ В60-80-хх гг. ХХ ВЕКА
 
студентки 5 курса
Лексиной Анастасии Владимировны
Научный руководитель:
преподаватель общественных дисциплинМинаев А.Л.
ВОЛОГДА 2010

Содержание
/>Введение
Глава 1. Общественные молодежные организации идвижения в Советской России
1.1Развитие и становление молодежных организаций в Советской России
1.2 Развитие и формированиекомсомольских организаций в СССР
Глава 2. Воспитание школьногокомсомольского актива органами ВЛКСМ 60-80-е годы ХХ века
2.1 Основные направления деятельности органов ВЛКСМ повоспитанию комсомольского актива в 60 – 80 –е годы ХХ века
2.2 Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ повоспитанию школьного комсомольского актива
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение/>/>/>
От того какая сегоднявоспитывается молодежь, зависит будущее страны, наше будущее. Но нельзя забывать и о прошлом, ведьименно там, в советском времени, были заложены корни многих важных явлений вмолодежной среде. Сегодня важно использовать весь позитивный опыт в воспитаниимолодежи.
В осуществлениивоспитания молодежи в СССР участвовали все звенья социально-политическойсистемы,— коммунистическая партия, профсоюзы, и другие общественныеорганизации, но особое место в этой системе принадлежало комсомолу.
Осмысливая прошлое, нельзяперечеркнуть в нем положительные аспекты, подменить научный подходбессознательным отрицанием. Следовательно, изучение педагогического опытакомсомольских организаций по воспитанию молодежного актива и извлечение из негоуроков представляет интерес для сегодняшней практики.
Все вышесказанноеопределило объект исследования, это педагогический опыт государственных и общественныхмолодежных организаций по воспитанию молодежи в 60 — 80-хх годах ХХ века.
Предметомисследования является деятельность органов ВЛКСМ Вологодской области повоспитанию школьного актива в 60-80-хх годах ХХ века.
Хронологическиерамки исследования ограничены периодом 60 — 80-х годов. Данный периодохватывает три десятилетия отечественной истории, практически завершающие годысоветского этапа в жизни общества. Этот период, во-первых, впитал в себяпредшествующий опыт формирования молодого поколения. Во-вторых, на протяжениидлительного исторического временного отрезка показывал эволюцию развитиясоветской системы воспитания молодежи. В-третьих, подводил к перестроечнымгодам, когда вместе с изменением общественно-политической системы общества;возникли новые условия, цели, задачи, формы проявления воспитания молодогопоколения.
Цель работы –исследование педагогической деятельности комсомольских организаций повоспитанию школьного актива в 60 — 80-х годов XX в.
Достижениепоставленной цели предполагает решение следующих задач:
-охарактеризоватьтенденции развития государственных и общественных молодежных организаций вРоссии;
-показатьстановление и развитие комсомольских организаций;
-изучить практическийопыт органов ВЛКСМ по воспитанию актива среди молодежи;
-описать педагогическуюдеятельность структур (органов) комитета комсомола Вологодской области по воспитаниюшкольного актива.
Выпускнаяквалификационная работа выполнена с привлечением значительного круга источников,включающих архивные материалы, документальные издания, публикации впериодической печати.
Важными источниками сталидирективные документы (постановлений съездов, пленумов, Бюро и Секретариата ЦКВЛКСМ). Это, прежде всего, постановления ЦК КПСС за период 1960-1988 годы поорганизации гражданско-патриотического воспитания. Для нашего исследованиянаибольший интерес представляет постановление ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ изадачах коммунистического воспитания молодежи (1968 г.). КПСС о комсомоле и молодежи: Сборник резолюций, решений съездов, конференций партии,постановлений ЦК КПСС и других партийных документов (1917-1961 г). М., 1962; XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. М.,1976. В них были отражены некоторые аспекты партийного руководства комсомолом вусловиях развитого социализма и директивные положения по руководству ивоспитанию молодежи. Основное внимание в этих изданиях уделялось повышениюидейного воспитания и трудовой активности молодых людей.
Особое место принадлежитпериодическим печатным изданиям обкома комсомола, в частности газете«Вологодский комсомолец». Нами были проанализированы газеты за период 60-80годов, в которых отражалась не только жизнь страны и области, но и деятельностькомсомольских органов. В основном комсомольская пресса активно пропагандироваларешения партии по подъёму сельского хозяйства и развитию промышленности,освещала трудовые подвиги молодежи, направленной по путевкам комсомола наосвоение целинных земель.
Методы исследования:анализ научно-методической литературы публицистики; анализ, синтез, обобщение,сравнение.

/>/>/>/>/>Глава 1. Общественныемолодежные организации и движения в Советской России
/>/>/>1.1 Развитие и становление молодежныхорганизаций в Советской России
 
/>/>В началеХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идеясоздания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, чтовоспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовыйантагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованыи государственные структуры — ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.
В теории и практикевоспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращениепродолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению ихсвободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение сталоделом государственной важности. Во многих странах появились законы обобязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания.Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности [11].
Социально-экономическоеположение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традициивоспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся),контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткамвыйти за пределы устоявшейся системы.
Одной изпопыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России быловозникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало иобъединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежныхорганизаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов [37].
1917 год,расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу.Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты.Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.
Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, азатем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленноеуничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталосьподчинить себе молодежные организации.
Частьскаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», такстали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» [18].
Пионерскаяорганизация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционныхпреобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идейкоммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистическихстранах и особенно в России.
Пионерскаяорганизация — часть пионерства — ветви детского движения, специфическогосоциально-педагогического, культурологического феномена XX века [12].
В отличие отдругих направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основеимеет несколько истоков.
Первый истокэто международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое,оказались втянуты и дети.
Второй истокэто собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опытесоздания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы,потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельныеклубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий истокэто конкретные социально-политические условия России в начале XX века (послесобытий 1917 года) [9].
Рождение иразвитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере егоотношений с государственными и общественно-политическими институтами,способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, егополитической системы и его истории.
Именно новаяидеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в этигоды предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования,педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была созданаспециальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К.Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.
Важную роль всоздании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи [42].
Детскоедвижение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизациипролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс кборьбе за интересы пролетариата.
Все группыобъединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РоссийскогоКомсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемыйкомитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избиратьиз своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.
В материалахV съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах — смене комсомола. Временноебюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юныхпионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В.Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезныедискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленностидеятельности, о базировании отрядов и т.д. [35].
Присвоениеорганизации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юныхпионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.
К 1924 годупионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принятоединое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юныхпионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания иорганизационного оформления единой пионерской организации, как средствавоспитания нового поколения строителей социалистического общества [20].
В марте 1926года пионерская организация стала именоваться — Всесоюзная пионерскаяорганизация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детейрабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик,учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детскойбеспризорностью, в ликвидации неграмотности [23].
К концу 30-х гг.завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемомушкольному принципу: класс — отряд, школа — пионерская дружина. В пионерскихколлективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юныхстрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры [9].
В конце 40-х- начале 50-х гг. Всесоюзнаяпионерская организация участвовала в восстановлении разрушенныхгородов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошливсесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главнаязадача пионерской организации — широкое привлечение пионеров к активнойобщественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду.Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организациидолжны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельностьпионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы [37].
В 1962 Всесоюзная пионерская организация забольшую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием быланаграждена орденом Ленина.
16-й съездВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к50-летию Всесоюзной пионерскойорганизации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюциисъезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» данаконкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе,намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствованииучебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросамподготовки кадров пионерских работников [5].
Конкретнымвоплощением самодеятельного характера пионерской организации являетсяпионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабыюных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своихпредставителей в активе дружины, дружина — в городских и районных штабах [14].
Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-хгодов стало «тимуровское движение». Оно развернулось в СССР среди пионерови школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимури его команда». Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годыВеликой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственныхработах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибшихвоинов и др [37].
По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой,тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве «альтернативыпионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе,обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил — и приготовил!- под нее „бомбу“ [41].
Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организациисамодеятельного инициативного объединения „самих детей“,осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно.Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственностьсекретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.
На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета „Московский большевик“ писала, что в Москве пионерская организациярасформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомолбыл озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобреталонастолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилосьзадумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работупионерской организации [31]?
Сами тимуровцы особого желания „вливаться“ в пионерскую организациюне испытывали, но это движение попытался использовать как „формуработы“ комсомол. Как пишет Татарова, „комсомольские, пионерскиеорганы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования,приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и“научных рекомендаций». И, увы, получилось. Движение тихо угасает,тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при«оттепели» 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ водворы..." [41].
Тимуровскоедвижение не погибло в конце 50-х гг., а «передало эстафету»коммунарскому движению.
Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальнаяассоциация, связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователямиопределенной педагогической методики, которая известна в педагогическойлитературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективныхтворческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин«коммунарское движение» появился в прессе примерно в 1963 году, когдав стране появились сотни «секций клуба Юных коммунаров» (клуба ЮК,КЮКа). «Инкубационный период» этого движения начался значительнораньше — в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа ипедагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов «Союзэнтузиастов» («СЭН»). Первоначально это был кружокпреимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые быликрайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой,господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы [38].
«Инкубационный период» продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда «сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенскогорайона Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммунойюных фрунзенцев» (КЮФ).
Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива былвзят термин «коммуна». С самого начала КЮФ стала самодеятельныминициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их«старших друзей». По существу — объединением неформальным, хотя исчитавшимся официально «районной школой пионерского актива».
Но по сути своей КЮФ стала антиподом «школ пионерского актива»,которые «натаскивали» «выборный пионерский актив» обычнымидля общеобразовательных школ методами «учебной практики». КЮФ, преждевсего, обеспечивала условия «жизненной практики», условия длясамореализации. Недаром, «кюфовцы» любили подчеркнуть, что «вкоммуне никто никогда не учит, в коммуне живут».
Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но этоосуществлялось в соответствии с принципом «скрытой педагогическойпозиции» и делалось не средствами «открытого воспитательноговоздействия», а косвенно через организацию «воспитывающихситуаций», через воспитывающую «коллективную творческуюдеятельность» [40].
«Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде — хорошая школаидейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по еёпримеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьныхкомсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не вполном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, нестараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульнокритиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию уставакомсомола. Вместо него — свои законы, отличающиеся пустой фразеологией,отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работыумерла так же скоро, как и родилась...» [17].
Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись ктому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как «форму работы школьногокомсомола», как «школу комсомольского актива». Сталипредприниматься попытки объявить весь «школьный комсомол»коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинитьего и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивалина унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинстволидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в такомслучае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношенийс комсомольскими органами «на местах». «Оттепель»заканчивалась и к концу 60-х желания быть «гвардией комсомола» всреде юных коммунаров оставалось все меньше [21].
Важным событием не только для «коммунарского движения», но длявсего «общественно-педагогического движения» оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска «Алый парус». Участники сбора пришли к выводу, что опыт«коммунарского движения» способствует профилактике отчуждения иразностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культурыбыло признано целесообразным внести в, ставшую традиционной «коммунарскуюметодику», ряд изменений [38].
Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первоедесятилетие «коммунарского движения» ознаменовалось резкимпротивопоставлением «жизненной практики» «учебнойпрактике», воспитания опосредованного воспитанию «открытому», тоего новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось каксочетание «жизненной практики» с «практикой учебной»,сочетание педагогики «скрытых педагогических воздействий» спедагогикой «открытой педагогической позиции».
И действительно, 70-е годы ознаменовались «движением педагогическихотрядов», к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против«открытой педагогической позиции». Переход от коммунарскогодвижения" к «движению подотрядов» был не простым, болезненным,но в условиях «эпохи застоя» необходимым. Этот «переходныйпериод» был по отношению к «движению педотрядов» и своего рода«инкубационным периодом», во время которого шла своего рода«лабораторная» (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию«модели» «коммунарского объединения» в «модель»«педагогического отряда» [38].
В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение«культармейских комиссаров», юные культармейцы «Ориона»были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленинадля создания первого в Москве и стране «Экспериментального педагогическогоотряда». Из трёх «форпостов» этого ЭСПО, созданных в«красных уголках» разных московских микрорайонов, «выжил»(и отметил своё 30-летие) один. И «выжил», вероятно, прежде всего попричине наиболее последовательного проведения «командирскойпедагогики» и «культармейской методики».
ЭСПО «положилначало» массовому движению студенческих педагогических отрядов [40].
В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПОначались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной изкоторых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество«Коммунарским-макаренковским содружеством» (КМС). Под этим названием(и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийскихслётов и ещё несколько после смены названия на «Творческое содружествомакаренковских комсомольских педагогических отрядов».
Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольшедругих прожили именно те отряды, которые сохранили «командирскуюпедагогику». А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе,прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет«последействие» совсем в ином качестве — в форме ассоциации«Педагогика социального творчества». Эта общественная организацияимеет большое значение в качестве «хранителя и толкователянаучно-методического наследия И.П.Иванова». Но в этом качестве сообщество«кимовцев» в значительной степени утратило роль «школыпедагогов-организаторов» и, тем более, «бригады энтузиастовкоммунистического воспитания» [40].
После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о созданиипедагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядкеповсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоросамодеятельное движение было «заформализовано» и скомпрометировано.Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего неосталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать[23].
Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советскоевремя создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения ирассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту системувходили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы неразрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовалаединая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отрядыкомсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежнымиорганизациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол,деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.
/>/>/> 
1.2 Развитие иформирование комсомольских организаций в СССР
Под воздействием рабочегодвижения в конце 19 и начале 20 вв. в стране активизировалось студенческоедвижение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партиисплачивать демократическое студенчество, пропагандировать идеи марксизма.
Большевики вели работу смолодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресныхшколах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках, боевых дружинах, приподготовке стачки или демонстрации — везде вовлекали ее в борьбу за коммунизм. Вреволюционных боях формировалось молодое поколение рабочего класса и трудовогокрестьянства. После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917на заводах и фабриках Петрограда, Москвы и других промышленных центров сталивозникать кружки, комитеты рабочей молодёжи, а затем союзы [15].
В ходе ВеликойОктябрьской революции произошел перелом в жизни советских людей. ДекретамиСоветской власти был установлен 6-часовой рабочий день для подростков, запрещёнтруд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введенопроизводственное обучение молодёжи за счёт государства. Перед детьми рабочих итрудящихся крестьян были открыты двери средней и высшей школы [26].
Социалистическоепреобразование страны ставило перед партией задачу создания единой молодёжнойорганизации, призванной вовлечь молодое поколение в строительство социализма,воспитывать людей новой, коммунистической эпохи. В то же время юношеские союзыстремились к сплочению на большевистской платформе. [19].
1-й Всероссийский съездсоюзов рабочей и крестьянской молодёжи (29 октября — 4 ноября 1918) объединилразрозненные союзы в общероссийскую организацию с единым центром, работающуюпод руководством Российской Коммунистической Партии большевиков. На съезде былиприняты основные принципы программы и устав РКСМ. В тезисах, утверждённыхсъездом, говорилось: «Союз ставит себе целью распространение идей коммунизма ивовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство СоветскойРоссии» [1].
Новая молодежная организацияносила коммунистические задачи, она была призванная обеспечить в системедиктатуры пролетариата роль «приводного ремня», связывающего партию с самымиширокими слоями трудящейся молодёжи, быть проводником партийного влияния намассы, играл роль резерва Коммунистической партии [13].
В связи с образованиемкомсомола ЦК РКП (б) в ноябре 1918 направил всем партийным организациямциркулярное письмо, в котором указывалось, что РКСМ являлся школой,подготавливающей новые сознательные кадры коммунистов. Для укрепления комсомолаЦК РКП (б) рекомендовал членам партии комсомольского возраста вступать в РКСМ ипринимать активное участие в работе его организаций. 8-й съезд РКП (б) (1919)принял специальную резолюцию «О работе среди молодёжи». Съезд признал РКСМ организацией,выполняющей громадную работу по сплочению и коммунистическому воспитаниюмолодёжи вовлекающей пролетарское юношество в строительство коммунизма иорганизующей его на защиту Советской Республики. Съезд подчеркнул необходимостьидейной и материальной поддержки комсомола со стороны партии [6].
Весь смысл своейдеятельности комсомол видел в осуществлении решений партии и Советскогоправительства, претворения в жизнь великой Программы построениякоммунистического общества в СССР. Отсюда следовало, что комсомол выполнялполитические задачи, хотя по уставу он назывался общественной организацией.Определять ВЛКСМ как политический или общественно-политический союз означало быпридавать ему официально роль политического субъекта, который будет не только участвоватьв решении политических задач партии, но и принимать политические решения [29].
Комсомол рос и развивалсякак многонациональная организация советской молодёжи, стоящая на принципахпролетарского интернационализма. Уже на 1-м его съезде в числе делегатов былипосланцы из оккупированных иностранными интервентами районов Украины, Латвии,Литвы, Белоруссии. После съезда стали оформляться организации в советскихсоциалистических республиках. Они объединяли комсомольцев всех национальностей,проживающих на их территориях, и входили составной частью в РКСМ [43].
Комсомол боролся засплочение международного рабочего юношеского движения. 2-й съезд РКСМ (октябрь1919) обратился к пролетарской молодёжи всего мира с призывом создать Коммунистическийинтернационал молодёжи (КИМ). При активном участии РКСМ в ноябре 1919 в Берлинебыл созван Международный юношеский конгресс, который явился Учредительнымконгрессом КИМа. Советский комсомол был его активным членом [16].
Следуя принципам,заложенным В.И.Лениным, решения 14-го (1925) и 15-го (1927) съездов ВКП (б),7-й (март 1926; РЛКСМ был переименован в ВЛКСМ) и 8-й (1928) съезды ВЛКСМвыдвинули перед комсомольцами задачи борьбы за индустриализацию страны,социалистическое переустройство сельского хозяйства, за овладение наукой итехникой.
Комсомол активноучаствовал в культурной революции, 8-й съезд ВЛКСМ объявил Всесоюзныйкультпоход по ликвидации неграмотности. Были созданы «ударные отряды поликбезу», тысячи комсомольцев влились в ряды «культармейцев». Они обучалинеграмотных, создавали новые школы ликбеза, открывали читальни и библиотеки. В1930 комсомол взял шефство над всеобучем, выступил инициатором созданиядвухгодичных вечерних школ для малограмотных. В ходе социалистическогостроительства возникли неотложные проблемы подготовки квалифицированных кадров,создания новой, социалистической интеллигенции. Комсомол объявил поход молодёжив науку [2].
В суровые годы ВеликойОтечественной войны особенно большая роль принадлежала ленинскому комсомолу.ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии иФлоту 3 500 тыс. человек. Школьный комсомол трудился, помогая фронту. Десяткитысяч комсомольцев-старшеклассников вместе со своими учителями уходили нафронт, вступали в партизанские отряды, становились разведчиками.
Всего за годы войны 7тысяч членов ВЛКСМ стали героями СССР. Сам комсомол был награжден в 1945 год –Орденом Ленина – за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы ВеликойОтечественной войны и в
1948 год – Орденом Ленина– в честь 30-летия и за заслуги в восстановлении разрушенного войной народногохозяйства [37].
После 8-го съездакомсомол, не ослабил участия в хозяйственном и государственном строительстве, особоевнимание уделял идеологическому воспитанию молодёжи, организации её обучения,физическому развитию юношей и девушек.
Особоевнимание комсомол уделял идеологическому воспитанию молодежи и повышениюобщеобразовательного и культурно-технического уровня, ведь это являлосьосновным назначением и центральной задачей ВЛКСМ молодежи. Комсомол былпризван, как об этом записано в Программе КПСС, помогать КПСС и Советскомугосударству «воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее впрактическое строительство нового общества, готовить поколение всестороннеразвитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными деламипри коммунизме» [44]. По линии воспитания и подготовки молодежи к жизни иработе в коммунистическом обществе и к управлению его делами развертывается всядеятельность комсомола и его практическое трудовое участие в коммунистическомстроительстве
Не располагаякакими-либо отдельными функциями государства или же, как, например, профсоюзы инекоторые другие общественные организации, функциями отдельных государственныхорганов, комсомол, тем не менее — преимущественно по своей собственнойинициативе — принимает в их осуществлении самое активное участие. Это участие,как и его возможности, значительно возросли и расширились, что связано, преждевсего, с качественными изменениями в самом комсомоле, ростом его воспитательнойработы [19].
Большое значение вдеятельности ВЛКСМ имели 20-й съезд КПСС (1956) и последующие мероприятияКоммунистической партии и Советского правительства 20-й съезд КПСС, отметивзаслуги ВЛКСМ, в то же время вскрыл серьёзные недостатки в идейно-воспитательнойработе комсомола. Съезд отметил, что комсомольские организации подчас не умелиприобщить молодёжь к практическому делу и подменяли живую организаторскуюработу резолюциями, парадностью и шумихой. 13-й съезд ВЛКСМ (апрель 1958)выработал на основе решений 20-го съезда КПСС мероприятия по активизациикомсомола в коммунистическом строительстве, по расширению комсомольскойдемократии [7].
Немаловажное значение вистории комсомола имел 22-й съезд КПСС (1961), принявший новую Программупартии. Съезд уделил большое внимание молодёжи. Программа КПСС стала боевойпрограммой деятельности комсомола. 14-й съезд ВЛКСМ (апрель 1962) выработалконкретные пути решения задач коммунистического строительства. 15-й съезд ВЛКСМ(май 1966), исходя из решений 23-го съезда КПСС (1966), определил дальнейшиезадачи по коммунистическому воспитанию молодёжи, по осуществлению новогопятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966—70. 16-й съездВЛКСМ (май 1970) подвёл итоги работы комсомола по решению поставленных задач,определил направление дальнейшей деятельности по воспитанию юношей и девушек вдухе ленинских заветов, 16-й съезд призвал комсомольцев, всю молодёжь СССРпринять массовое участие в научно-технической революции, совершенствованииорганизации производства и его управления. Велика роль молодёжи в политической ихозяйственной жизни страны.[3, 4].
ВЛКСМ участвовал вуправлении делами Советского государства. Его представители работали вгосударственных, профсоюзных органах, в органах народного контроля, культуры испорта [28].
Вопросыработы комсомола регулярно обсуждались на съездах, конференциях партии,пленумах ЦК КПСС. Утвержденный еще при Ленине порядок взаимоотношений партии икомсомола оставался незыблемым весь период существования ВЛКСМ, за исключениемпоследнего года, Менялись формы руководства, степень вмешательства, уровеньопеки, но сущность оставалась неизменной. Содержание принципа партийногоруководства комсомолом состояло в том, что исходя из своей политическойпрограммы, КПСС определяла комсомолу его основные задачи по осуществлениюгосударственных планов развития народного хозяйства, коммунистическоговоспитания подрастающего поколения. Воспитание включало в себя не тольковыработку коммунистического мировоззрения, но формирование гармоническиразвитой личности – активного строителя нового общества.
Партияоказывала практическую помощь (материальную, финансовую административную) врешении текущих задач комсомола, а так же осуществляла подбор и расстановкукадров в комсомоле снизу до верху. Выборы руководящих органов на комсомольскихсобраниях, конференциях и съездах на деле представляли собой формальный акт,так как вопрос о персональном составе был предрешен партийный инстанциями. Темсамым по существу отменялась внутрисоюзная демократия, важнейшим элементомкоторой являются выборы.
Партия навсех уровнях осуществляла контроль за реализацией директив партийных комитетови принимает организационные и прочие меры в случае их неисполнения [28].
В Уставе КПСС былспециальный раздел «Партия и комсомол». В нём определялась рольКоммунистической партии как руководителя комсомола и роль комсомола какпомощника и резерва партии. В постановлении ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачахкоммунистического воспитания молодёжи» определены основные направлениядеятельности ВЛКСМ, намечены конкретные меры, обеспечивающие повышение роли иответственности ВЛКСМ в хозяйственном, культурном и государственномстроительстве [8].
ЦК КПСС сформулировалзадачи комсомола. Они заключались в том, чтобы готовить поколение всестороннеразвитых, высокообразованных людей, способных управлять делами общества игосударства. Формировал у юношей и девушек коммунистическое отношение к труду,социалистической собственности, ответственность за дела коллектива и общества,добивался, чтобы они ясно сознавали неразрывную связь личных идеалов с великимицелями народа. Воспитывал подрастающее поколение в духе коммунистической моралии нравственности. 16-й съезд ВЛКСМ наметил пути осуществления задач,поставленных партией перед советской молодёжью. После 16-го съезда комсомолразвернул большую работу по мобилизации молодёжи на успешное завершение 8-йпятилетки [5].
Таким образом,комсомол был одной из главных организаций занимавшихся воспитанием молодежи всоветском союзе. Он имел влияние на большинство ячеек общества. ВЛКСМ былпропагандистом идей марксизма-ленинизма, участвовал в управлении деламиСоветского государства. ЦК КПСС ставил перед комсомолом много важных задач,которые необходимо было реализовать, для успешного воспитания молодогопоколения. Партийное руководство придавало комсомолу силу, как это записано вУставе ВЛКСМ. При поддержке партийных органов комсомол выходил на высшие уровнигосударственного управления, что имело большое значение для решениякрупномасштабных вопросов, относящихся к учебе, труду, отдыху, организациидосуга молодежи. При поддержке партии комсомол преодолевал бюрократическиебарьеры, бездушие, формализм государственных ведомств.

/>/>/>Глава 2. Воспитание школьного комсомольскогоактива органами ВЛКСМ в 60-80-е годы ХХ века
/>/> 
2.1 Основные направлениядеятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольскогоактива в 60 – 80 –е годы ХХ века
В СССРсуществовало несколько общественных и государственных организаций, которыезанимались воспитанием советской молодежи. Но наиболее важным был комсомол. ВсесоюзныйЛенинский Коммунистический союз молодежи это была массовая общественнаяорганизация советской молодежи. Она объединила в своих рядах более 20 миллионовюношей и девушек.
В ПрограммеКПСС говорилось о возрастании роли общественных организаций, в том числекомсомола, в период развернутого строительства коммунизма и это было связано сразвитием социалистической демократии, постепенным ее преобразованием вобщественное коммунистическое самоуправление [24].
В конце 50-хгодов в комсомоле была осуществлена серьезная перестройка в сторону еще болееактивного участия в коммунистическом строительстве, особенно в коммунистическомвоспитании молодежи. Вся работа комсомола стала еще более активной, с болеевысоким уровнем и более действенными формами и методами организации, а также,более тесными контактами, взаимодействием и координацией с другимиобщественными организациями, с органами государства. Все это открывало большиевозможности и создавало благоприятные условия для успешного решения стоящих передВЛКСМ задач, всемерно способствовало дальнейшему повышению роли ВЛКСМ, развитиюинициативы, активности и организационной самодеятельности молодежи, воспитанию,выработке необходимых организаторских и деловых навыков и опыта управления исамоуправления. Деятельность комсомола шла в тех же основных направлениях,которые были характерны для всего советского общества и государства [34].
Большуюзаботу проявлял ВЛКСМ о подготовке и переподготовке комсомольских кадров иактива. В стране функционировало 38 зональных, республиканских и областныхкомсомольских школ. Созданная в 1945 году Центральная комсомольская школа в1969 году была реорганизована в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ [32].
Воспитываяюношество, партия заботилась о повышении общеобразовательного икультурно-технического уровня молодёжи, о её всестороннем и гармоничномразвитии, определила место комсомола в этой работе [20].
Комитетыкомсомола мобилизовали усилия комсомольцев и всей молодежи на овладениезнаниями, наукой, культурой, техникой, помогали, содействовали выработке,воспитанию качеств и навыков коммунистического сознания и поведения,претворению в жизнь сформулированного в Программе КПСС.
Очень важнабыла работа в школе и в пионерской организации, которой руководил ВЛКСМ.Комсомольские организации высших и средних специальных учебных заведенийактивно воздействовали на всю учебно-производственную, воспитательную инаучно-исследовательскую работу, всемерно способствовали повышению качестваподготовки специалистов.
КПСС ставилперед ВЛКСМ задачи постоянно совершенствовать формы и методы коммунистическоговоспитания молодёжи, мобилизовать её на выполнение планов коммунистическогостроительства [24].
Дляреализации поставленных перед комсомолом задач, а так же для решенияматериальных и социальных проблем молодежи, в том числе проблемытрудоустройства создавались различных видов отряды. Всего существовало 5основных типов студенческих отрядов.Строительные отряды, отрядыпроводников, сервисные отряды, медицинские отряды и педагогические отряды.
Студенческиестроительные отряды этобыли временные трудовые коллективы, формировавшиеся в СССР, в основном из числаучащихся высших, а также средних специальных учебных заведений, длядобровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) наразличных объектах народного хозяйства СССР.
Стройотрядыставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов вдухе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду.На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувствапатриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовойадаптации учащейся молодёжи.
Одной изславных страниц истории студенческих отрядов является их участие встроительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, объявленной XVIIсъездом ВЛКСМ, проходившем в апреле 1974 года в Москве, Всесоюзной ударнойкомсомольской стройкой. Уже летом того же года около 2 тысяч студентовсъехались на БАМ. Пленум ЦК ВЛКСМ в октябре 1974 года поручил комитетамкомсомола ежегодно направлять туда студенческие отряды [37].
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х.Но как движение заявило о себе в прессе сперва как о студенческихпедагогических отрядах. Первыми были Экспериментальный студенческийпедагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд «Луч»челябинского пединститута. ЭСПО «вырос» из клуба «ОРИОН» ибыл субкультурным объединением инициативного типа. «Луч» объединялстудентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере [18].
Педагогическиеотряды создавались на временной и постоянной основе для организации ипроведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы сдетьми по месту жительства. Ежегодные слеты педотрядов были не только формойобщения, но и обмена опытом [36].
Первоначально движение активно использовало наработанную коммунарамиметодику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, чтособственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года,когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отрядМосковского государственного педагогического института им.В. И. Ленина МГПИ и педагогический отряд Челябинскогогосударственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержалистуденты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в серединевосьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядовучаствовало уже более 60 000 студентов. Инициатором и основателем коммунарскогодвижения стал ленинградский учёный и педагог-новатор И.П. Иванов [39].
Термин«коммунарское движение» появился в прессе примерно в 1963 году, когдав стране появились сотни «секций клуба Юных коммунаров». Изучение«предшественников» позволило сформулировать ряд альтернативных идей,принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в«коммунарскую методику». Коммунарская методика — так сталиназывать журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне [38].
Первымотличительным признаком коммунарства был культ самоуправления. И в этом смыслеопять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основукоммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, самиего проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так какрефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Былразработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новойдеятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Советдела), дежкомы и т.д.
Коммунарскаяметодика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он сталтранслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболееизвестными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьныхпионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике.Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечтоподобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьнуювнеклассную жизнь [36].
Но, ксожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность всмысле ориентированности на общественно-педагогические движения. Первыекоммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческуюДеятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам,прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироватьсяк окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, какнетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, чтобыло в отряде.
На следующейфазе «коммунарского движения» — в 70-е годы, когда в стране закончилась«оттепель» и начался застой, когда в движении юных коммунаров начался серьёзныйкризис и инициативу перехватили педагогические отряды, объединившиеся в«Коммунарское макаренковское содружество» — КМС, интерес к наследию А.С.Макаренко стал возрастать. В опыте педагогических отрядов 70-х годов элементыиз опыта Макаренко были практически те же, что и в объединениях юных коммунаров60-х. Но если юные коммунары любили говорить, что «в коммуне никого невоспитывают, в коммуне живут», то в движении педотрядов уже само названиеуказывало на педагогическую предназначенность формирования и открытуюпедагогическую позицию взрослых [39].
Для обменаопытом, обучения создавались лагеря комсомольского актива и авторские лагеря.
Лагеря активав тот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическимилабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогическогоинструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей состоит в том, чтов этом явлении переплелось социально-педагогическое собщественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создаваликомсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическаясамодеятельность преподавателей и сотрудников пединститутов, студентов,общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось вусловиях временного летнего объединения. Здесь возможно развернуть достаточно«плотно контролируемое» пространство – воспитывающую среду.
Первыеавторские лагеря были предназначены для «обучения и воспитания комсомольскогоактива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольскогоактива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этойзадачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решаетсязадача исследования социально-психологических аспектов развития лагерногокомсомольского отряда как коллектива», – писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин,Л.И. Уманский в 1976 г. [25].
В начале 70-хповсеместно действовали школы комсомольского актива. Само слово «школа» задаеттрадиционное значение определенного места, куда приходят учиться,следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями,навыками. С другой стороны, те, кто находились в лагере, были представителямишкольных комсомольских организаций.
В школекомсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностьюбыло связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогическиколлективом, соревновательность между отрядами формировала общий дух стремленияк победе, преодоления себя, совершенствования себя как организатора совместной деятельности[10].
В лагере быловажно установить взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. Этиотношения носили императивный характер, объективно воспитатель осуществлялвоздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания.Поэтому в воспитаннике ценились способности к обучению, природные данные,усердие, доминирующий критерий оценки здесь был успеваемость.
Посещениезанятий являлось обязательным для ребенка, который принял решение статьучащимся данного образовательного учреждения, так как пропуск занятий препятствовалуспешному освоению последующего материала. Образование в лагере комсомольскогоактива в высокой степени было профессионализировано. Обучение выступало в такихвидах и методах как индивидуально-групповое, дифференцированное,репродуктивное, присутствовала организация самостоятельной работы, зачетнаяформа аттестации [25].
Рассмотрениеавторского лагеря как воспитательной организации было связано с выделением двухпластов: первый — воспитательная организация для студентов, вторая — дляшкольников. По принципу вхождения оба пласта имели общие черты и отличия, общейявлялось, прежде всего — добровольность [10].
Большойинтерес вызвали изменения, которые стали происходить в авторских лагерях всередине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалась,однако, открытый отказ от идеологии ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина был не возможен[25].
Таким образом,можно определить, что для воспитания актива среди молодежи было созданонесколько движений и организаций, основными из которых являлись педагогическиеотряды, лагеря комсомольского актива и авторские лагеря. Первый авторский лагерьпоявился в Костромской области: 1973 год — создание лагеря школьногокомсомольского актива «Комсорг». Лагеря актива стали островками коммунарства, замкнутымипедагогическими лабораториями, в которых и происходио воспитание молодежи. Вэтих лагерях использовалась коммунарская методика заложенная А.С.Макаренко и И.П.Ивановым.
/>/>/>/>/> 
2.2 Опыт работы Вологодской областного комитетаВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива
В 70-80 годах остростояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формированияличности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоленазвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами. У выборногокомсомольского актива необходимо было сформировать не только организаторскиекачества, но нравственные. Но не только школа игнорировала объективныепротиворечия процесса нравственного воспитания комсомольского актива, но ипедагогическая наука не занималась проблемой формирования нравственного обликасекретарей, членов комитета комсомола, членов бюро, комсоргов классныхкомсомольских организаций.
Главная задача ввоспитании школьного комсомольского актива Вологодской области возлагалась наобластной комитет комсомола. В школах был организован комитет комсомола. Вобласти был создан лагерь комсомольского актива «Юность», в которомиспользовалась возможность непрерывной практики. Проводилось не толькоформирование нравственных и организаторских качеств, но и их изучение.Разрабатывались направления и методики работы с комсомольским активом [34].
Для начала, необходимобыло знать представления комсомольских активистов о качествах, необходимыхкомсомольцу-организатору. Для этого были сопоставлены четыре группы данных:собственно представления самих комсомольцев о качествах присущих организатору,суждения о степени сформированности этих качеств у самих себя, оценкасформированности этих качеств товарищами и классными руководителями. Данныепредставлены в Приложении 1.
Анализ полученных данныхпоказал значительное несоответствие в представлениях о необходимых качествах иих самооценках самими организаторами с оценками товарищей и классныхруководителей. Причина такого несоответствия в том, что в массовой практикевыборов руководящих комсомольских кадров долгие годы нарушался ихдемократический принцип. Один из парадоксов в решении вопроса о выборахзаключается в том, что комсомольского секретаря, комсорга предлагали некомсомольцы, а педагоги школы. Главными критериями, которыми руководствовалисьучителя, администрация школ, выдвигая комсомольцев на выборные должности, были:хорошая учеба, уважение мнения учителей, общительность, исполнительность;конкретные организаторские умения: провести собрание, вести комсомольскуюдокументацию, составить план работы и т.д. Таким образом, на выборныхкомсомольских должностях оказывались комсомольцы с неярко выраженнымиорганизаторскими качествами. Для установки реальных причин такогонесоответствия, а также для получения более объективных и достоверных данных обуровне сформированности качеств активистов использовались беседы,анкетирование, интервью, сочинения и другие методы исследования. Но необходимобыло сформировать у школьного комсомольского актива не только организаторскиекачества, но и нравственные. Применялись различные методы формированиянеобходимых качеств. Одни из них были направлены на формирование организаторскихкачеств, другие на формирование нравственных.
Эффективным методомизучения и формирования нужных качеств у комсомольцев-организаторов быламассовая практика в лагере комсомольского актива. Туда направлялись дляидеологической подготовки те, кто руководил у себя в школе дружиной, отрядом идругих подобных активистов. В нашей области таковым лагерем был лагерь «Юность»Харовского района. Лагерь не ограничивался сугубо функциональной рольюподготовки комсомольских организаторов, а являлся одним из звеньеввоспитательного процесса, обеспечивающего нравственное формирование личностиорганизатора в системе школа-лагерь-школа.
Ребята из опытной школына протяжении нескольких лет проходили учебу в лагере комсомольского актива.Тем самым обеспечивая непрерывность наблюдения и объективность выводов.Прибывшие в лагерь ребята распределялись по отрядам, и в каждом отрядевыбирался комсорг. От коллектива к комсоргам предъявлялись требования, которымони должны были соответствовать, иначе работа в группе могла не сложится. Какправило выбирались те люди, которые за время общения смогли стать авторитетамив коллективе, кто смог проявить не только все свои организаторские способностино и личные качества. Чаще всего комиссарами отряда становился комсомолец,студент педагогического института.
Не все комсомольцывыступают в роли ведущего за собой отряд, поэтому важно было выработать укаждого из них умения и потребность оценивать организаторскую деятельность. Дляэтого применялись различные формы работ, одна из которых коллективнаясамоаттестация. Коллективная самоаттестация — это разговор в отряде, во времякоторого отряд определял, на какой ступени он находится как коллектив, решал накакую ступень он сможет подняться в ближайшее время и что для этого необходимосделать.
Особенность программы опытнойработы состояла в необходимости определить место, роль или возможности каждогокомсомольского активиста, чтобы обеспечить рост его компетентности, единствоправ и обязанностей [27].
Дляработы с активистами и с целью усиления взаимовлияние организаторских инравственных качеств личности был создан деловой клуб комсомольскогоорганизатора «Как вести за собой», в котором использовалась методикаА.Н.Лутошкина. В этом клубе проводились занятия-беседы на разные темы. Назанятии «Азбука организаций» комсомольцы узнавали, как организовать работуразличных мероприятий в группах и отрядах. О возрастных особенностях подросткови юношества и индивидуальных особенностях личности помогали узнать беседы«Ключи» к человеку». Важно было знать, личность каждого человека, его позиция ивзаимоотношения в коллективе, а так же необходимо было развивать умения, которыенеобходимы для работы в группе. Все это осуждалось в рамках тем «Кто есть кто?»и «Как формировать коллектив?». У каждого лидера есть свой «почерк», свояманера организации дела и занятия помогали организаторам определится со своимстилем ведения дел [27].
Обсуждая разные вопросы,комсомольские организаторы высказывали свои суждения, показывали положения,формулировали выводы, т.е. учились убеждать, отстаивать свою точку зрения илиотказываться от ошибочных взглядов, что всегда нелегко в юношеском возрасте.
Особое место уделялосьтрудовому воспитанию комсомольцев-организаторов. В основном эта работа быланаправлена на помощь сельскому хозяйству и на благоустройство города. Ребятаездили в совхозы и помогали убирать урожай, проводили субботники во дворах ипарках, помогали строителям в подготовки домов к сдаче. В ходе работ ребятаразвивались не только физически, но и формировался их коллектив, формировалисьорганизаторские качества ребят и определялись лидеры этого коллектива.
Помимо всехорганизаторских качеств, необходимо было позаботиться и о нравственной сторонеличности комсомольца-организатора.
Исследование опытанравственного формирования личности организатора позволило выявить эффективныепути и условия его обеспечения, проанализировать недостатки и причины, ихвызывающие, выяснить трудности, на преодолении которых следовало сосредоточитьусилия.
В течение всего ходаисследования, проводимого в 80-е годы Макаровой Мариной Васильевной, велисьдневники педагогических наблюдений, раскрывающие субъектную оценку действий,поступков, поведения активистов в различных ситуациях общения и деятельности.
Для определения общегоуровня нравственных представлений комсомольцев-организаторов, комсомольцам былипредложены вопросы:
1.        Какого человекаты называешь нравственно зрелым?
2.        Какие проявлениянравственной зрелости особенно важны в деятельности комсомольца-организатора?
3.        Какова твояглавная жизненная цель?
4.        Чем тыруководствуешься, принимая то или иное решение?
Анализ ответов показал,что комсомольские активисты почти не отнесли к числу важнейших нравственныхкатегорий бескорыстие и преданность делу, способность брать ответственность насебя. Следовательно, они не ставят перед собой задачу воспитания этих качеств усебя [27].
Еще один из способовизучения нравственного формирования личности комсомольца, которые проводились в80-е годы, это анализ картотеки сложных ситуаций. Этот анализ способствовалполучению наиболее полных данных о степени нравственной воспитанностикомсомольского актива. Картотека состояла из 300 сложных, свидетельствующих остепени проявления качеств в различных сложных условиях морального выбора.
Все ситуацииподразделялись так: собственно организаторская деятельность, необходимостьпринятия самостоятельных решений, общественно ценная деятельность, трудоваядеятельность, мероприятия развлекательного плана и т.д. Подобное разделениевесьма условно, т.к. большинство ситуаций проявление не одного, а несколькихкачеств, борьбу мотивов, потребностей.
Анализ конкретныхситуаций показал значительную нравственную незрелость многих комсомольцев-организаторовситуациях нравственного выбора, нежелание принять решение, требующее серьезныхнравственных усилий конкретной личности, нарушение своих комсомольскихобязанностей, определенных должностью. В качестве иллюстрации приведемситуацию, которая произошла в ЛКА «Юность». В ходе работы над формированиемнравственных качеств ребятам была предложена следующая вербальная ситуация: «Влетние каникулы вы собираетесь поехать отдыхать на дачу с родителями, нонакануне отъезда позвонила классный руководитель и попросила помочь вподготовке к новому учебному году. Как вы поступите?».
Ответы ребят былиразличными: «конечно, останусь», «подключу товарищей», «отказываться непо-комсомольски» и т.д. – все они сводились к одному единому мнению:комсомольские активисты готовы поступиться личными интересами ради общего дела.
Через две недели в этомже лагере возникла естественная ситуация: руководство совхоза, на территориикоторого находился лагерь, обратилось с просьбой помочь в сельскохозяйственныхработах. Поскольку все отряды уже к этому времени отработали установленноекомитетом комсомола время для проведения трудового десанта, совет комиссаровлагеря предложил обратиться к помощи добровольцев. Но предложение быловстречено единодушным молчанием. Лишь пять комсомольцев из двухсот заявили освоей готовности ехать. Ситуация весьма показательна, для характеристикинесоответствия слов и дела комсомольских активистов [27].
Анализ сложных ситуаций истепень проявления в них изучаемых качеств личности комсомольцев-организаторовпозволили сделать вывод о возможности и необходимости их использования вкачестве средства нравственного становления, т.к. воспитание – это по существупроцесс педагогического управления возникающими в коллективе воспитанников конкретнымижизненными ситуациями. Включение комсомольцев-активистов в сложные ситуациипоказало, что при этом появляются и возможности для изменения отношенияорганизаторов к нормам нравственного поведения. Данные исследованияпредставлены в Приложении 2.
Поэтому, в ходе опытнойработы ставилась задача создания условий, обеспечивающих либо переориентациюмотивов деятельности, либо их совпадение.
Одним из важнейшихусловий эффективного решения данной задачи была выделена такая организацияколлективной деятельности, в результате которой происходил «сдвиг мотивов» вположительном направлении. Программа опытной работы предусматривала:
-включение всехкомсомольцев в разработку планов общественной деятельности и требований ккаждому ее участнику.
-обеспечениеобщественно-ценного содержания планируемой деятельности.
-удовлетворение при этоминтересов и стремлений ребят.
-соединениеколлегиального в планируемой работе с личной ответственностью каждогокомсомольца за практическую реализацию порученного дела.
Достижение целинравственного формирования личности немаловажное значение принадлежало стилюотношений, которые складывались в коллективе, где происходил процесс воспитанияличности комсомольского активиста.
В ходе всего исследованияне только формировались новые организаторские и нравственные качества, но ивелась работа по преодолению отрицательных качеств.
В опытной школе регулярнопроводились собрания ученической и учительской организаций. Совместнообсуждалась тема собрания, продумывались вопросы, варианты их возможногорешения. В ходе подготовки и проведения таких собраний комсомольцы и учителялучше узнавали друг друга, проходили процесс нравственного обогащения.Совместное принятие решений требовало и совместного их выполнения.
Опытная работа показала,что для успешной работы коллектива требуется совместная деятельность всех егоучастников, и эта деятельность должна быть направлена на достижение общественнозначимой цели, оказывающей влияние на рост уровня зрелости коллектива. Каждыйкомсомолец должен был осознавать его значимость в коллективе и в то же времябыть единым со всеми. Для повышения доверия к руководящим комсомольским органамрегулярно проводилась коллективная аттестация и самоаттестация, отчеткомсомольцев о проделанной работе и т.д.
Так же было отмечено, чтопроцесс нравственного формирования личности в условиях демократизацийдеятельности школьного комсомола был наиболее эффективен, если он протекал вединой системе школа – лагерь комсомольского актива – школа. При этом вдеятельности комсомольской организации создавалась высокаяморально-нравственная атмосфера общения комсомольцев. Осуществляласьпсихологическая перестройка комсомольского актива.
Комсомольские работникивырастали из многомиллионной армии комсомольского актива. Только выборный активВЛКСМ насчитывал в 80-е годы свыше 9 млн. человек. Кадровая политика в ВЛКСМслагалась из многих элементов, но важнейшую роль в воспитании кадров и активаиграли их обучение, сложившаяся система повышения идейно-теоретического уровняи деловой квалификации. Эта система включала в себя: для самого массовогозвена, школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомахкомсомола [22].
По мимо работы МакаровойМ.В. мы проанализировали печатные издания г.Вологды за 30 лет. Такимпериодическим изданием стала газета «Вологодский комсомолец». Эта газета былаучреждена 16 апреля 1938 года на основании постановления бюро Вологодскогообкома ВЛКСМ от 17 апреля 1938 года по предложению ЦК ВЛКСМ. Газета выходила сзавидной регулярностью, три раза в неделю. За год на свет выпускалась около 173номеров. Большое место на страницах комсомольской прессы занимали вопросыфизического воспитания молодежи, постоянно освещался ход спортивныхсоревнований, спартакиад, достижения молодых спортсменов, уделялось серьезноевнимание эстетическому воспитанию молодежи, публиковались критические статьи оновых книгах, пьесах, фильмах, произведениях изобразительного искусства,проводились дискуссии о проблемах художественного познания.
В 60-80-х гг.Комсомольская пресса активно пропагандировала решения партии по подъёмусельского хозяйства и развитию промышленности, освещала трудовые подвигимолодежи, направленной по путевкам комсомола на освоение целинных земель. Тесносвязывала пропаганду производственного опыта с воспитанием у советской молодежикоммунистического отношения к труду, высоких моральных принципов, сформированием коммунистического мировоззрения.
Что касаетсяпедагогических аспектов в газете то можно отметить, что в каждом номерепечатались рассказы, повести и сказки о героях войны и не их подвигах.Печатались стихи не только известных поэтов, но и стихи написанные детьми.Статьи, посвященные педагогическому воспитанию и педагогической деятельностикомсомола, печатались в среднем раз в неделю, а то и чаще. Часто на страницахгазет можно увидеть объявления о конкурсах, которые обком комсомола проводилсовместно с «Вологодским комсомольцем». Это были конкурсы рисунков и стихов навоенную тему.
Таким образом, можноотметить, что газета была неотъемлемой частью комсомольской организации. Черезнее комсомольцы узнавали о происходящем в целом по стране и в частности в своейобласти и городе. Через газету обком доносил до народа важные решения исобрания партии. Непосредственно через газету осуществлялось и воспитаниеподрастающего поколения [30].
В Вологодской областиответственность за подготовку школьного комсомольского актива ложилась на плечиобластного комитета комсомола. Для этого создавались комитеты комсомола вшколах и лагеря комсомольского актива. В ходе массовой практики школьников вЛКА применялись различные направления и методики направленные на формированиеорганизаторских и нравственных качеств комсомольцев-организаторов. Велисьработы по улучшению данных методик и устранению недостатков в них.

Заключение
 
Все молодежные организациив России создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения ирассматривались как часть системы коммунистического воспитания.Коммунистическое воспитание — это планомерное, целеустремлённое исистематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности впроцессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории коммунизма.В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, длятого чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в странесуществовала единая система воспитания и коммунарское движение, ипедагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главнымимолодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство икомсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.
Комсомол был одной из главных организаций занимавшихся воспитаниеммолодежи в советском союзе. Он имел влияние на большинство ячеек общества.ВЛКСМ был пропагандистом идей марксизма-ленинизма, участвовал в управленииделами Советского государства. ЦК КПСС ставил перед комсомолом много важныхзадач, которые необходимо было реализовать, для успешного воспитания молодогопоколения.
В 60-80 годы остро стоялапроблема воспитания комсомольских кадров. Для воспитания комсомольскихактивистов было создано несколько движений и организаций, основными из которыхявлялись педагогические отряды и лагеря комсомольского актива или авторскиелагеря. В 1969 году была организована Высшая комсомольская школа при ЦК КПСС. Первыеавторские лагеря появились в Костромской области: 1973 год — созданиелагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». Лагеря комсомольского активаэто своеобразные образовательные учреждения для комсомольцев, в которыхпроисходило обучение лидеров. В Вологодской области таким лагерем стал лагерь«Юность». И постоянно велась работа по совершенствованию уже наработанныхметодик формирования организаторских и нравственных качеств комсомольцев, ихвоспитания. Бывшие комсомольцы сейчас работают в областных, городскихи районных администрациях, успешно руководят предприятиями, потому чтоза плечами имеют прекрасный организационный и общественный опыт.

Список литературы
1.        I съезд РКСМ.Протоколы. 29 октября — 4 ноября 1918 г. — М.: 1990.
2.        VIII Всесоюзныйсъезд ВЛКСМ. Стенографический отчет.- М.: 1928.
3.        XIV съезд ВЛКСМ.Стенографический отчет. — М.: 1962.
4.        XV съезд ВЛКСМ.Стенографический отчет. — М.: 1967.
5.        XVI съезд ВЛКСМ.Стенографический отчет. – М.: 1971. Т. 1 – 2.
6.        8-й съезд РКП(б):Стенографический отчет. — М.: Госполитиздат, 1963
7.        20-й съезд КПСС(14-25 февраля 1956 года): Стенографический отчет. Том 1-2. — М.: Госполитиздат, 1956.
8.        50 лет ВЛКСМ. Документыи материалы. — М.: 1969.
9.        Алиева, Л. В. Феномен пионерства/ Л.В. Алиева // Жасstar. — 2007. — №11. — С.33-37.
10.     Андромонова, И. М.Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практикеотечественной педагогики (1960-1985). Дисс…канд. пед. наук. — Кострома. КГУ им.Н.А. Некрасова, 1999.
11.     Ацаркин, А.Н. Жизнь и борьба рабочей молодежив России (1900 — октябрь 1917 г.) / Ацаркин А.Н. — М.: Мысль, 1976. — 415 с.
12.     Балясная, Л. К.Смена смене идет: К 40-летию Пионерской организации им. В. И. Ленина / Л. К. Балясная.- М.: Знание, 1962. — 39 с.
13.     Балясная, Л. К.Юные ленинцы / Л. К. Балясная. — М.: Знание, 1959.
14.     Воспитание впионерском отряде: Вопросы содерж. и методики работы / Под ред. Б. Е.Ширвиндта. — М.: Просвещение, 1968. — 272 с.
15.     Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина:документы и материалы (1920-1974). – М.: Молодая гвардия, 1974. – 271 с.
16.     ВторойВсероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. Изд. 3-е. — М.: 1926;
17.     Грибанов, В. В.Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок /В.В. Грибанов, Э.П. Теплов // Криминологи о неформальных объединениях. — М.: Юрид.лит., 1990. — с. 127.
18.     Григорова, В. К. Скауты и скаутизм: учеб. пособие /В.К. Григорова, В.П. Каргаполов, Л.Ю. Попова; Хабар. гос. пед. ун-т. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 175 с.
19.     История ВЛКСМ.Живая летопись, тетрадь 1—3. — М.: 1966—68.
20.     Калинин, М.И. Окоммунистическом воспитании / Калинин М.И. — М.: Госполитиздат, 1959. — 86 с.
21.     Киров, С.М. Омолодежи: сборник выступлений, докладов, речей / Сост. Суходеев. — М.: Мол.гвардия, 1969. — 208 с.
22.     Комсомольскоестроительство: учеб. пособие / И. М. Ильинский. – М.: Молодая гвардия, 1984.
23.     КПСС в резолюцияхи решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1. — М.: 1970.
24.     КПСС о комсомоле и молодежи: Сборникрезолюций, решений съездов, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и другихпарт. документов. (1917-1961 гг.). — М.: Мол. гвардия, 1962.
25.     Куприянов, Б.В.Авторский лагерь как общественно-педагогическоеявление // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам вличностном развитии: теория, технология, эксперимент: Материалы всероссийскойнаучно-практической конференции. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та,2001. — с. 40—43.
26.     Ленинский комсомол: очерки по истории ВЛКСМ /Предисл. первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е. Тяжельникова. [Т.] 1: 1918 — 1941 гг. — М.:Мол. гвардия, 1969.
27.     Макарова, М.В.Нравственное формирование личности комсомольца-организатора: Дисс…канд. пед.наук. — М.: 1987.
28.     Мухамеджанов, М. М. Избранные статьи / М. М.Мухамеджанов // Комсомол: последние десять лет (1981 — 1991) – М.: Моск. гуманитарныйун-т, 2006. – с.74-115
29.     Наследники революции. Документы партии о комсомолеи молодёжи. — М.: Молодая гвардия, 1969.
30.     О партийной и советскойпечати. Сб. документов. М.: 1954.
31.     О пионерской организации:Статьи, речи, письма выдающихся парт., гос. и обществ. деятелей / Н. И.Монахов. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 80 с.
32.     Папков, Г. Г. Законкомсомольской жизни / Г. Г. Папков, А. В. Сазонов // Школа комсомольскоговожака. — М.: 1970.
33.     Протокол собраниягородского комсомольского актива // ВОАНПИ – Ф. 3085. – Оп. 33. – Ед.хр.33. –Св.195.- с.7.
34.     Птичницына, К. А.Ленинский комсомол и подготовка навыков общественного коммунистическогосамоуправления / К. А. Птичницына // Советское государство и право. — М.: 1962.- № 11. — с. 38 – 48.
35.     ПятыйВсероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. — М.: 1927./>
36.     Работамакаренковских комсомольских педагогических отрядов
с детьми и подростками поместу жительства: Материалы
семинара / О. С.Кель.—М.: 1978.—с. 93.
37.     Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.). – М.: «Советскаяэнциклопедия», 1981.
38.     Соколов, Р.В. Историякоммунарства: ретроспектива и перспектива в контекстеобщественно-педагогического движения / Р.В. Соколов // Коммунарское движение ипедагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. — Архангельск, 2001.
39.     Соколов,Р. В.Судьбакоммунарства / Р. В. Соколов // На путях к новой школе. — 2003. —№ 5.
40.     Соловейчик,С. Л.Фрунзенскаякоммуна / С. Л. Соловейчик // Комсомольская правда. – М.: 1962. —10 янв.
41.     Татарова, В. Н.Второе пришествие Тимура / В. Н. Татарова // Ступени, 1990. — № 10
42.     ТретийВсероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. — М.: 1926.
43.     Трущенко, Н. В. Партияи комсомол. 1918—1920 гг. / Н. В. Трущенко. — Горький, 1966.
44.     Устав ВсесоюзногоЛенинского Коммунистического Союза Молодежи: Принят XIV съездом ВЛКСМ, частич.изм. внесены XV, XVII и XVIII съездами ВЛКСМ. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 32 с.

Приложение 1
Представлениякомсомольских активистов и степень сформированности качеств, присущихкомсомольцу-организатору.
/>
Примечания:
На горизонтальной линииобозначены проявления качеств комсомольских активистов:
1.        организаторскиезнания, умения и навыки;
2.        инициативность,энергичность;
3.        контактность;
4.        интерес ктоварищам;
5.        самостоятельностьв принятии решений;
6.        ответственноевыполнение обязанностей;
7.        требовательностьк себе;
8.        требовательностьк товарищам;
9.        бескорыстие впоступках и поведении.
Уровень сформированностипредставлений о качествах, необходимых комсомольцу активисту.
1.        от 0 до 1 –низкий уровень.
2.        от 1 до 2 –средний уровень.
3.        от 2 до 3 –высокий уровень.
Данные взяты издиссертации Макаровой Марины Васильевны [27].

Приложение 2
Качества и уровень ихпроявления у комсомольцев-организаторов.
/>
Примечания:
На вертикальной шкалеотмечены уровни проявлений в баллах:
1.        7-10 баллов –высокий уровень
2.        5-7 баллов –средний уровень
3.        3-5 баллов –низкий уровень
На горизонтальной шкалекачества комсомольцев-организаторов:
1.        внимательность,чуткость, эмпатия;
2.        уважительноеотношение к товарищам;
3.        проявлениедоверия;
4.        самоконтроль;
5.        интерес к людям;
6.        умение общаться,контактность;
7.        требовательностьк товарищам;
8.        грубость,высокомерие;
9.        общественнаяпассивность.
Данные взяты издиссертации Макаровой Марины Васильевны [27].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.