Реферат по предмету "Педагогика"


Нетрадиционные формы обучения с использованием современных ТАВСО

ФедеральноеАгентство по образованию
ГосударственноеОбразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Ульяновскийпедагогический университет имени И.Н.Ульянова
Кафедра Теориии методики обучения физики
Реферат
Нетрадиционныеформы обучения с использованием современных ТАВСО
Студент 4 курса
Дневного отделения
Физико-математического факультета
Руководитель:
Башаева
Ульяновск 2010г.

Содержание
1. Компьютеркак современное ТАВСО
2.Использование компьютера в учебно-воспитательномпроцессе
3.Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования
4. Примерытелекоммуникационных проектов
5.Дистанционная форма обучения
6. Вывод
Списоклитературы
1.Компьютер как современное ТАВСО
Компьютеризацияобразования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводитькомпьютер в образовательные учреждения — давно решен положительно. Появилисьтакие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которыепредполагают, что: компьютер станет повседневным техническим средством наработе, дома, в процессе обучения.(1)
Под компьютернойграмотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяякомпьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде,включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты идействия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новыхтехнологий образования). Она является элементом информационной культуры личности,предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картинумира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей исвободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Дляэтого ему необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе,способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальнымиинформационно-вычислительными сетями. «Умея работать с необходимыми вповседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных иэлектронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями,человек информационного общества приобретает не только инструментыдеятельности, но и новое видение мира»(2).
Компьютеризацияобучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа,и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем болееуже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считаетсякомпьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.
Компьютерв сфере образования выступает в разных функциях:
а)какпредмет изучения;
б)каксредство в учебно-воспитательном процессе;
в)каккомпонент системы педагогического управления;
г)каккомпонент управления образовательными учреждениями;
д)каксредство научно-педагогической деятельности.
В связисо столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий вобразовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификациювидов их применения.
1.        Учебное — использование компьютера каксредства обучения на материале конкретного учебного предмета с применениемпрограммы типа «тренажер», программы, позволяющие обучать новому иодновременно контролировать его усвоение.
2.        Орудийное — компьютерная поддержкауниверсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поискаинформации, коммуникации и др.
3.        Профессиональноеи профориентационное — применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональнойориентации в профессиях.
4.        Дефектологическое — компьютернаяподдержка обучения детей с дефектами и недостатками развития.
5.        Досуговое — все виды использования компьютера,связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архиваи т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные видывнеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельнойисследовательской работы игр.
6.Учительское — применение компьютера вдеятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебногопроцесса, а также различные виды учебно-методической иорганизационно-методической деятельности.
7.Организационное — использованиекомпьютера для управления школой и другими учебными заведениями.
8.Педвузовское — все виды применения информационныхтехнологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя,способного работать с ними в образовательных учреждениях.
Кперечисленным видам применения информационных технологий можно добавить ииспользование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований,разного рода тестирований и обработки их результатов, практическоеиспользование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т.д.
Впроцессе внедрения современных информационных технологий вучебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становитсяобъектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи спомощью средств коммуникации.
Внедрениеинформационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:
-  современных компьютеров и средствкоммуникации как технических средств обучения;
-  системного и прикладного программногообеспечения;
-  методических разработок по применениюновых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Компьютеризацияобучения дает возможность создавать методические основы альтернативных формучебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техникауже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования ссамообразованием.
Любаяобучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должныбазироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три»и"": инициатива, индивидуализация, интерактивность.
Под инициативойпредполагается предоставление обучаемому возможности прерывать ивозобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи,возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составленииответов и т.д.
Индивидуализацияозначает созданиеучебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенностии стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).
Интерактивностьподразумеваетвзаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой вцелом, так и между отдельными частями системы.
Информационныетехнологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образованияпозволяют:
·           сделать обучениеболее эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощьюмультимедийных функций компьютерных устройств;
·           обучать детейвсех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическомразвитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести;
·           обучать всехравноценно, независимо от места проживания. 2. Использованиекомпьютера в учебно-воспитательном процессе
Персональныйкомпьютер — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехомиспользовано на самых различных по содержанию и организации учебных ивнеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения сшироким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствоватьактивному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес,способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Языкпрограммирования должен быть удобным для описания условия и анализа задачи,планирования ее решения, включая составление программы, чтобы решение задач спомощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а сдругой — не вызывало дополнительных трудностей. Язык должен быть удобен дляобщения человека с компьютером.
Есликомпьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функциимало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видовдеятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы досредства моделирования некоторых ситуаций.
Выполнениефункции обучения — наиболее существенная характеристика применения компьютера вобучении.
Задачиприменения компьютера в обучении:
1)обеспечениеобратной связи в процессе обучения;
2)обеспечениеиндивидуализации учебного процесса;
3)повышениенаглядности учебного процесса;
4)поиск информациииз самых широких источников;
5)моделированиеизучаемых процессов или явлений;
6)организация коллективнойи групповой работы.
По целями задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие,консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля,операционные среды.
Одни изних предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы наусвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимсястать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.
Большимивозможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. Втрудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие ианализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию уменияпринимать решения в различных обстоятельствах.
Игровые программыспособствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческоемышление, развивают умение совместнодействовать, подчинять свои интересы общим целям. Нередко в одной программесоединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля).
Таким образом, компьютерв учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения,создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации,контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательныевозможности.
Способы использованиякомпьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом игруппами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не тольконаличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но идидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя илиесли учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы попоиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу классана основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается дажеболее продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.
В педагогическом процессевыбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости отдидактической задачи.
Основные аспекты,которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы иее применении:
психологический — какповлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повыситили снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-затрудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований,предъявляемых машиной;
·           педагогический — насколько программа отвечает общей направленности школьного курса испособствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;
·           методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выборпредлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;
·           организационный — рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационныхтехнологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени длявыполнения самостоятельных работ.
Компьютеры в обученииследует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний,которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерныхтехнологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученикпонимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственностьза последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если вконце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использоватьвыполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов илиразработке методических материалов.
Наиболее ценными вучебном процессе оказываются программные средства без однозначной логикидействий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выборатого или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности,самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Из всех видов ТСО,применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:
а)адаптивность учебногоматериала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
б)многотерминальность(одновременная работа группы пользователей);
в)интерактивность(взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественноеобщение);
г)подконтрольностьиндивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Компьютеры во многомспособны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО. Но вусловиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной ибыстродействующей технике. Компьютер реализует обучение в диалоговом (ТСО — учащийся) режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерныепрограммы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальнымособенностям учащихся.
Проблемавключения компьютера в процесс обучения связана не только с материальнымивозможностями того или иного образовательного учреждения, но и с решениемвопроса о возрасте, с которого ребенок начинает осваивать компьютер. Обучениеработе с ПК и мультимедийными технологиями с 9-10-х классов практическиперечеркивает все дидактические возможности использования компьютера вучебно-воспитательном процессе на более ранних этапах. Например, в детскихсадах, где применять компьютер может только воспитатель, компьютер практическипревращается почти в обычное техническое средство с несколько болеерасширенными возможностями. Приобщать детей к компьютеру, видимо, целесообразнос дошкольного возраста, но нельзя допускать, чтобы даже более раннее введениеинформатики замыкалось на изучении самого компьютера и принципов его работы.Необходимо формировать информационную культуру учеников, позволяющую имиспользовать компьютерные технологии при изучении всех школьных дисциплин, вовнеурочной и досуговой деятельности. Школьники должны научиться оцениватьресурсы компьютерной техники и различать реально возможное и целесообразное вее использовании.
Вначальной школе, как это вытекает из сказанного, необходимо научить детейэлементарным умениям пользования компьютером и развивать у них алгоритмическоемышление.
Во всехклассах можно использовать различные компьютерные программные продукты. Так,пользуясь системами обработки текста, учителя могут готовить контрольные работыи другие материалы для своих учеников. При этом можно сделать разные варианты,включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легкорасширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: спропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами. Учащиесяна компьютере в текстовом редакторе отредактируют текст. Есть программы,которые можно запустить только при условии ввода правильно написанного слова.
Ученикимогут совместно выполнять письменные работы. Работая над одним и тем жерассказом или статьей, школьники независимо друг от друга вносят изменения,печатают свои версии и сравнивают их с тем, что получилось у их соавторов.
Можносоздать программы, помогающие школьникам работать над текстами первоисточниковна уроках литературы.
Науроках иностранного языка можно использовать программы перевода, применятьсистему обработки текстов для сочинения рассказов на изучаемом языке.
Широкоеприменение в процессе обучения могут иметь графические возможностикомпьютера. Созданные компьютерами изображения и мультипликацияиспользуются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Все эти возможностикомпьютерной графики позволяют использовать ПК и на математике, географии,физике, черчении, при изучении экономики, для достижения самых разныхдидактических целей: от введения в новый материал до обобщения и контроля заусвоением знаний и выработкой умений и навыков.
Споявлением возможности трансляции через компьютер видеоинформации программно-методическиесредства стали включать фрагменты документальных и художественных фильмов,музыкальные фрагменты.
Приизучении естественных наук можно использовать различные моделирующиепрограммы.
Существуютучебные программы по математике и физике, созданные как виртуальныеконструкторы. Для изучения физики в старших классах разработанпрограммно-методический комплекс по одному из самых больших разделов школьногокурса «Электродинамика», включающий 6 основных демонстраций(электрический ток в электролитах, работа и мощность переменного тока и др.);10 лабораторных работ (изучение конденсаторов, мощность и КПД реальнойэлектрической цепи и др.); 2 экспериментальные и 11 задач, ориентированных нарешение с помощью компьютера. Этот комплекс позволяет проводить в рамкахпрограммного материала принципиально неосуществимые в традиционных условияхучебные эксперименты, осуществлять реальную дифференциацию обучения в процессеработы с экспериментальными задачами при неизменном ресурсе времени,избавляться от многочисленных рутинных операций и др.
Науроках и во внеурочное время на компьютере можно создавать игры: соревнования,приключения, головоломки, вымышленные миры, писать фантастические рассказы. Виграх компьютер подсчитывает очки, следит за выполнением правил, проводиттехническую подготовительную работу. Многие игры могут носить образовательныйхарактер и использоваться на разных предметах. Занимательный материал могутразрабатывать как учителя, так и дети. В подобных программах учитываютсягибкость компьютеров и их способность к взаимодействию.
Однакоследует отметить, что разработка программы для ведения урока — довольно труднаязадача, требующая специальных знаний и совместных усилий педагогов, психологов,разработчиков программного обеспечения и программистов. 3. Компьютерныетелекоммуникации в системе школьного образования
Телепроекты,телеконференции, дистанционное обучение ― виды компьютерныхтелекоммуникаций, получающие распространение в последние годы.
Телекоммуникации(от греч. tele— вдаль, далеко и лат. communi-catio— общение) — передача произвольнойинформации на расстояние,' с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио,телевидения, компьютера и т. п.).
Телекоммуникационнымисистемами объединяются самые разные оконечные устройства: ЭВМ и телефаксы,телексы и видеомониторы, роботы и телекамеры и т. п.
Компьютерныетелекоммуникации — телекоммуникации, оконечными устройствами которыхявляются компьютеры.
Передачаинформации с компьютера на компьютер называется синхронной связью, ачерез промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их наперсональные компьютеры по мере запроса пользователем, — асинхронной.
Компьютерныетелекоммуникации начинают внедряться в образование. В высшей школе их используютдля координации научных исследований, оперативного обмена информацией междуучастниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. Всистеме школьного образования — для повышения эффективности самостоятельнойдеятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ,включая и учебную деятельность, на основе широкого использованияисследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обменаинформацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.
Телекоммуникационнаятехнология может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемыдистанционного обучения не только для отдаленных регионов России,малокомплектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больныхдетей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.
Самойизвестной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет (Internet). Интернет — это международная сетьсетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательскихорганизаций, государственных учреждений и частных фирм и т. п. Сети, входящие вИнтернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP),но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мирачерез специальные «шлюзы» — компьютеры, конвертирующие всю проходящуюпо сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов,существующих в этих сетях.
Интернетбыл создан более 20 лет назад в США как экспериментальная сеть, объединившаятелекоммуникационную сеть ARPAnet,радиовещательную и спутниковую сети, связанные с деятельностью Министерстваобороны США. Сейчас Интернет распространен по всему миру, и его пользователямиуже стали более 20 млн человек.
Сетьпозволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернетукомпьютера на любой другой, независимо от того, соединены они между собой илинет. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиесяи в пределах одного учреждения, и в различных уголках планеты.
Электроннаяпочта используется для таких целей:
1)пересылкасообщений другому пользователю;
2)передача одногои того же сообщения нескольким пользователям;
3)рассылкасообщений в несколько организаций по определенному списку;
4)передачатекстового файла;
5)посылка бинарногофайла, содержащего компьютерную программу, графическое изображение,обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу илидаже аудио- и видеоинформацию;
6)распространение «электронногожурнала»;
7)передача по сети«горячих новостей» и объявлений. Электронная почта также используетсякак средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам,например, для получения файлов определенных документов или ответов на запросыиз сетевых баз данных.
Телеконференции — это обмен мнениямис помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый спривлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона,телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).
Каждыйпользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего ихнесколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые всоответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение илиответить на чей-то вопрос.
Существуетдва вида электронных конференций, проводимых в Интернете:
-  «реальные» конференции,когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;
-  отсроченные во времени дискуссии,которые чаще всего и называются электронными конференциями, илителеконференциями.
Электронныеконференции — эторазновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиесяопределенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другимпользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько «сюжетныхлиний», объединенных одной темой.
Конференциибывают «открытыми» — доступными для любого пользователя сети — или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только подстрогим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь дляизбранного количества участников, приглашенных им.
Электронныеконференции используются для того, чтобы:
а)задаватьвопросы;
б)отвечатьна вопросы других;
в)участвоватьв дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеетправо выступить и высказать свое мнение);
г)читатьсообщения, пришедшие на конференцию;
д)рассылатьинформационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всехзаинтересованных пользователей;
е)для учебных целей (длясамообразования и для работы с учащимися);
ж)для целей«паблик рилейшнз» (общественных связей), когда, принимая активноеучастие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках,идеях, открытиях.
Существуюти специальные устройства для передачи на расстояние статичных изображений как самогопартнера, так и всевозможных фотоизображений, рисунков, графиков и пр.,называемые люмофонами. Они могут быть, также включены в телеконференцию.Тогда это будет люмофонная телеконференция, обеспечиваемая телефонными линиями.
Файловыесерверы {или FTP-серверы)Интернета — хранилища файлов. На них хранятся программы, тексты документов, книг и т.д.Каждый пользователь Интернета может получить оглавление FTP-сервера или любой из хранящихся нанем файлов в виде электронного письма, направив электронное письмо соспециально подготовленным запросом на FTP-сервер. Возможны просмотр оглавления и получение файлов и в диалоговомрежиме (в режиме Telnet — удаленного терминала).
Службыпоиска Интернетапозволяют найти нужный документ на включенных в сеть FTP-серверах. Поиск может вестись по ключевым словам идругим характеристикам документа. Задать запрос службе поиска можно вдиалоговом режиме или послав ей специально оформленное электронное письмо.
Впроцессе воспитания и обучения телекоммуникации могут измениться сами концепцииобразования. С их помощью мировая культура становится общемировым достоянием,доступным всем пользователям международных сетей. Они стирают границы,сокращают пространства и экономят колоссальное количество времени, котороераньше уходило на поиск и обработку информации. Пользование коммуникациямипринципиально меняет сам характер мышления современных школьников. Ученик,владея информацией и способами ее сбора, хранения и передачи, в процессеобучения превращается в активного субъекта педагогического процесса,исследователя, умеющего самостоятельно и творчески ставить и решать широкийкруг задач.
Есть инегативные стороны этого процесса, связанные с тем, что в мировой сети многоинформации, получение которой детьми и подростками не всегда желательно, анередко и преждевременно. Это ставит очень острую проблему кодирования такойинформации, чтобы она стала недоступной для широкого использования. Но с другойстороны, распространение деятельности хакеров (талантливыхкомпьютерщиков-программистов, которые взламывают самые секретные программы дажегосударственного уровня) делает эту проблему практически трудно разрешаемой.
Телекоммуникациипозволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитаниюучащихся, который:
а)базируетсяна широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами, насвободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта;
б)имеетв своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческаялаборатория), позволяющие в процессе совместной деятельности группы участниковпознавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в ихдинамике, особенности разнообразных видов творчества;
в)основанна широких контактах с культурой других народов, опытом других людей;
г)естественнымобразом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание нанравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохраненииокружающей его среды;
д)стимулируетразвитие родной речи и овладение иностранными языками, когда дело касаетсямеждународных проектов;
е)способствуетприобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующихнавыков, которые могут оказаться полезными в последующей жизни, в том числе инавыков пользования компьютерной техникой и технологией.(1)
Учитель,используя технические возможности информационных телекоммуникаций, можетоперативно с учетом своих текущих задач подбирать информацию на урок изпрактически неограниченных ее источников, что создает принципиально новуюинформационную ситуацию. Аналогичные возможности предоставляются и ученику приработе в классе и в процессе самостоятельной подготовки и самообразования.
Компьютерныетелекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний,и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюсяинформацию, находить нужную информацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т.е. формировать информационную культуру школьника. Обучение происходит входе общения, поиска информации и работы с ней. На первый план выступаетинтерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новым знанием сокружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.(2)
В сфереобразования телекоммуникации получили развитие в методе проектов идистанционном обучении.
Основнойформой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети можетстать телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельностьучащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации,имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная надостижение общего результата деятельности (Полат Е. С).
Спецификателекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере.Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлеченияинтегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенномеждународном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающаяне только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и пониманиеособенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.
Телекоммуникационныепроекты должны предусматривать:
1)процесссистематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим,социальным и другим явлением;
2)сравнительноеизучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших илиимеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции илипринятия решения, разработки предложений;
3)сравнительноеизучение эффективности использования одного и того же или разных(альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявлениярешений, пригодных для широкого круга задач;
4)совместнуютворческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги,музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса ит.д.);
5)проведениеувлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.
Работанад любым проектом проходит в несколько этапов: 1-й этап: организационный, включаетпоиск и представление партнеров.
2-йэтап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целейи задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся позавершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленныхцелей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимисяучительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проектмеждународный).
3-й этап:обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и вовнеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждымучителем (лично или по сети).
4-йэтап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных группучащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простойплан становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) ираспределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяютсяпланируемые результаты и способы их решения и оформления.
5-йэтап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные заданиядля каждой группы (2-5 чел.) учащихся и подобранный (если необходимо) материалпозволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученнымирезультатами между партнерскими группами разных школ.
6-йэтап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают опроделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала,видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.
Формыработы над проектом могут быть различными: индивидуальные проекты (внутриобщего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры впаре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеихсторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамкахэлектронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работыучащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целейсовместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любомслучае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектнойдеятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутригруппы, от четкого распределения обязанностей и определения формответственности за выполняемую часть работы.(1)
Существуютпроекты разной степени сложности. Это могут быть проект, охватывающий веськласс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общийпроект, или самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько илидаже пару учеников с обеих сторон.(2)
Существуютразличные классификации телекоммуникационных проектов.
Попреобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные,практико-ориентированные.
Посодержанию: литературно-творческие,естественно-научные, экологические, языковые, культурологические,ролевоигровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные. Есть идругие классификации. 
4. Примерытелекоммуникационных проектов
«Мозаика»- это проект, над которым работают школы разных стран мира, располагающиенеобходимыми средствами ИКТ (информационно-коммуникативных — технологий). Дляучастия в проекте необходимо иметь доступ к компьютерам, робототехнике,электронной почте, сетям связи и средствам проведения видеоконференций.
Мозаика- это название вымышленного острова, расположенного между Мозамбиком и Ямайкой.Школьники изучают экологические условия Мозаики и разрабатывают проектысоздания здесь «идеального» острова.
Всешколы-участницы получают буклет, содержащий полную информацию о Мозаике и еепроблемах. К примеру, здесь очень много солнечных дней, земля пересыхает, аводу приходится добывать с большой глубины. Жители Мо-зайки существуют за счетрыбной ловли и занятий сельским хозяйством. Имеется также одно промышленноепредприятие, загрязняющее окружающую среду. «Центральная школа» — этото место, в котором предстоит реализовать остров Мозаику (соорудив его издерева, картона и т. п.). Для воплощения технических решений, предложенныхдругими школами, используются наборы LEGO DACTA… Учителя «центральнойшколы» проводят совместные работы с детьми из разных классов (от 9 до 12лет) и, кроме того, исполняют обязанности переводчиков (привлекаются такжеродители и другие ученики, говорящие на разных языках).
Каждаяшкола сосредоточивается на конкретной экологической проблеме. Учащиеся должныпостараться предложить для острова Мозаика наилучшие решения. Они могутэкспериментировать и строить опытные модели.
Всепринимающие участие в совместной работе школы регулярно получают информацию об «исследованияхна месте» (тексты, предложения, планы и чертежи).
Три разав течение учебного года (или чаще) в рамках проекта проводятсявидеоконференции, объединяющие всех участников и позволяющие им поделитьсяиндивидуальным опытом и помочь «центральной школе» реализоватьидеальный остров Мозаику.
Во времязаключительной видеоконференции каждая школа получает возможность дистанционноуправлять той частью модели, за разработку которой она отвечает.
Основнаяцель проекта «Щукино» состоит в том, чтобы привлечь внимание детей ких малой Родине — Щукину, расположенному в северо-западной части Москвы, к темместам, в которых они живут, гуляют и учатся.
Работыпо проекту проводятся в московской школе № 1874 в три этапа, преимущественно врамках уроков, посвященных работе с компьютерами (1 ч в неделю), а в двухклассах также на уроках москвоведения. Завершающий этап проекта, реализуетсяисключительно во внеурочное время — в ходе занятий факультахивной группы поосвоению электронной почты.
1-й, подготовительный, этап, вкотором принимают участие более 250 человек, осуществляется учениками вместе сих классными руководителями и родителями. Дети ходят по улицам Щукина,записывая основную информацию и делая зарисовки.
Дети впроцессе выполнения проекта знакомятся с элементами картографии, учатсяпользоваться фото- и видеоаппаратурой.
2-йэтап целикомосуществляется на уроках по изучению компьютера и заключается в предварительнойкомпьютерной обработке собранной информации: наборе и редактировании текстов,создании и детализации собственных рисунков (1 — 2-е классы) и карт (3 — 4-еклассы). Обмен информацией между участниками проекта производится сиспользованием электронной почты в рамках внутришкольных конференций «МояМосква» и «Наша школа».
Врезультате ученики знакомятся с текстовыми и графическими редакторами иосваивают основные принципы работы с ними, узнают особенности электронной сети,связи и возможности, предоставляемые ею для обмена информацией.
3-йэтап осуществляетсяв виде конкурсного отбора информации из результатов всей проделанной к этомувремени работы; сначала этим занимаются группы и классы, затем инициативнаягруппа старшеклассников, которая на этой стадии подключается к работе надпроектом и выполняет функции жюри. Кроме того, учащиеся старших классовдополняют отобранные материалы сделанными на улицах района фотографиями,которые они сами сканируют и обрабатывают на компьютере, и используемыми припроведении уроков видеоматериалами. Учащихся младших классов, принимавшихактивное участие в проекте, ожидает сюрприз -им будет поручено создание моделимикрорайона в каком-либо конструкторе.
На этомэтапе школьники знакомятся с особенностями работы со сканером при считываниитекстов различных форматов; с редактированием кадров видеофильмов; скомпьютерной обработкой видеофрагментов, методами технического моделирования сиспользованием буфера обмена; с форматированием текстов и сборкой единого блокаиз отдельных текстов и рисунков.
4-йэтап, временнозавершающий проект в целом, состоит из сборки всего отобранного материала (28детских рисунков, 24 фотографии и более 150 Кб текста) в единый гипертекст сиспользованием прикладной программы HyperStudio; эта работа выполняется одним человеком — учеником 9-гокласса при технической и программной поддержке ученика 10-го класса. 5. Дистанционная формаобучения
 
Дистанционнаяформа обучения — получениеобразования без посещения учебного заведения с помощью современныхинформационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционноеобучение — заочное образование, самообразование и самообучение, заочноеповышение квалификации и переподготовка, общедоступное «открытое»обучение.
Дистанционноеобучение — комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных посравнению с традиционными принципах обучения. Однако удаленность преподавателяот обучаемого порождает ряд проблем, имеющих место даже при самой: совершеннойсистеме дистанционного обучения. Именно поэтому при равных альтернативныхвозможностях традиционная форма образования всегда будет иметь преимуществоперед дистанционной. Но есть сферы образовательной деятельности, где современныетелекоммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступобучаемых к учебной информации и образовательным ресурсам и дают неоспоримыепреимущества по сравнению с традиционными.
Действующаяс 1993 г. сеть «ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ» охватывает весь континент,крайние ее точки — Мурманск, Байконур, Камчатка. Фактически большинстворегионов (в основном областные, краевые города, столицы республик) включены всеть не только как получатели информации, но и как активные участники процессовформирования и распространения образовательной информации на территории России,с выходом за рубеж. Недавно к сети присоединились Казахстан, Белоруссия и др. Впрограмму включаются материалы по заказам органов управления образованием, школ,педагогических учебных заведений, институтов повышения квалификации учителей.
Дистанционноеобучение можно использовать в высшей школе, а также для повышенияквалификации и переподготовки специалистов. Оно обеспечивает систематизацию ипредставление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификациюзнаний, расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышаеткомфортность обучения, не отрывает от основной работы.
Дистанционноеобразование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современныеинформационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим истрадающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Оно даетвозможность осуществлять довузовскую подготовку. Это позволяет получатьобразование в удобное время без изменения места жительства; предоставляетравные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.
Для всехвыделенных направлений существует своя специфика, связанная с предметнойобластью и возрастными особенностями обучаемых.
Впоследние годы все большее распространение получают четыре видадистанционного обучения, основанного на:
а)интерактивномтелевидении (two-way TV);
б)компьютерныхтелекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
в)сочетанииинтерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;
г)компьютерныхтелекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в томчисле в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерныхвидеоконференций.
Дистанционноеобучение предполагает и автономное использование курсов, записанных навидеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей,предназначенное для самообразования, так как они не предусматривают оперативнойобратной связи с преподавателем. Существующая в настоящее время сеть открытогои дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известныхмоделях.
Модель1. Обучение по типу экстерната.
Обучение,ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования,предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могутпосещать очные учебные заведения.
Модель2. Университетское обучение (на базе одного университета).
Системаобучения для студентов, которые обучаются не очно (оп-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. наоснове новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразныхаттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира.Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты,разработанные ведущими преподавателями этих университетов.
Модель3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Сотрудничествонескольких образовательных организаций в подготовке программзаочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессиональнокачественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель данной программы — дать возможность любому гражданину стран Содружества получить любое образованиена базе функционирующих в странах Содружества колледжей и университетов, непокидая своей страны, своего дома.
Модель4. Автономные образовательные учреждения.
Специальносозданные для целей дистанционного обучения образовательные учрежденияориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входиттакже оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждениемявляется Открытый университет в Лондоне. Плата за обучение осуществляется целикомтеми организациями, фирмами, где работают студенты.
Модель5. Автономные обучающие системы.
Обучениев рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, атакже дополнительных печатных пособий.
Модель6. Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийныхпрограмм.
Такиепрограммы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые покаким-то причинам не смогли закончить школьное образование.
Основныецели всех моделей образования на расстоянии:
1.Предоставитьвозможность обучаемым совершенствовать и пополнять свои знания в различныхобластях в рамках действующих образовательных программ.
Помочь получить аттестатоб образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующихэкзаменов (экстернат). 
6. Вывод
Как быни были захватывающи и многофункциональны новые информационные технологии, рольучителя остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящемупревращается в субъект педагогического процесса. Все компьютерные программыразработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяетвлияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой.Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика скомпьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить.Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характерапрограммы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучениярепродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д.Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы,позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися,творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будетценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человекана экране компьютера или формальная надпись: «Ты молодец!»
Осуществляяличностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новыхинформационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученикувозможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативыи самостоятельности. Особое значение приобретает формирование у негоспособности критически относиться к результатам, интерпретировать их, делатьобобщающие выводы и принимать самостоятельные решения. А учителю важнополучать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностногостановления ученика, всячески содействуя этому процессу.
Оченьважно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него,задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютеромчеловек, контролируя процесс от начала до конца.(1)
Списоклитературы
1) Коджаспирова Г.М., Петрова К.В. Технические средстваобучения и методика их использования: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. ― М.: «Академия», 2002. – С. 256.
2) Первин Ю.А. Информационнаякультура. 1-11-е классы. Экспериментальный курс // Информатика. — М., 1999. — С. 79.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :