Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
по дисциплине «Теория и методикаобучения технологии и предпринимательству»
ЮУрГУ – 050502.2010.060.ПЗ.КП
Нормоконтролер, ассистент Руководитель, ассистент
_____________________200 г.
Авторпроекта
студентгруппы
Проектзащищен
соценкой
_____________________
_____________________200 г.
200_

ЗАДАНИЕ
на курсовой проект студента
1 Дисциплина (специализация) «Теория и методикаобучения технологии и предпринимательству»
2 Тема проекта «Педагогическое содействие в выбореучащимися 9-го класса форм продолжения образования»
3 Срок сдачи студентом законченного проекта «»мая 2010 г.
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке:
1)  изучитьсовременное состояние вопроса выбора форм продолжения образования учащимися (втрудах отечественных и зарубежных авторов) и на практике;
2)  разработатьметодику содействия в выборе учащихся форм продолжения образования всоответствии с целями исследования;
3)  обосноватьпедагогическую модель содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолженияобразования;
4)  осуществитьапробацию разработанной педагогической модели;
5)  разработатьпланы-конспекты мероприятий для учащихся 9-го класса, направленные насодействие в выборе форм продолжения образования в соответствии с целямиисследования.
5 Календарный планРазделы курсового проекта Дата выполнения 1. Введение 2. Теоретическая часть работы 3. Экспериментальная часть работы 4. Заключение 5. Приложение и библиографический список 6. Нормоконтроль 7. Подготовка презентации

РЕФЕРАТ
Педагогическое содействиев выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования. – Челябинск:
ЮУрГУ, МТ–474, 2010. –**с., 1 илл., 1 табл.,
библиографический список –30 наим., 3 прил.
Объект исследования – учебно-воспитательныйпроцесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогическоесодействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходеобразовательного процесса.
Целью исследованияявляется теоретическое обоснование и разработка педагогической моделисодействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.
Задачи исследования:
1) изучение состояниявопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;
2) изучение состояниявопроса в практике;
3) обоснование проектадля решения поставленной задачи (педагогический уровень);
4) разработка проекта наметодическом уровне.
В работе раскрыты понятия«педагогическое содействие », «методика», рассмотрены психологическиеособенности учащихся 9-го класса, их готовность к выбору форм продолженияобразования.
Разработана педагогическаямодель содействия учащимся 9-го класса в выборе форм продолжения образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1  Педагогическое содействие в выбореучащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие
1.2  Анализ отечественного и зарубежногоопыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования
2 РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИСОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМИСЯ 9 КЛАССА В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Модель педагогического содействияучащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования
2.2 Методика осуществленияпедагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолженияобразования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее времястремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферысоциальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному иинформационному означает, что процессы создания и распространения знаниястановятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенноепревращение информации в основной капитал принципиально изменяют рольобразования в структуре общественной жизни современного мира.
В это же времясущественно увеличивается значение образования как важнейшего фактораформирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.Российская система образования пока еще способна конкурировать с системамиобразования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут бытьбыстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняямодернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов исозданием механизмов их эффективного использования, в том числе ипедагогического содействия.
Проблема выбора формыпродолжения образования является одной из главных для учащихся 9-х классов.Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнанияправил выбора профессий, ситуации на рынке труда, отсутствия практическогоопыта в профессиональной деятельности, многие учащиеся 9 класса выбираютучебные заведения, специализация которых не соответствует их интересам,наклонностям и убеждениям.
В юношеском возрастекаждый стоит перед выбором – старшеклассника манят десятки профессий. Разныевиды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одномслучае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом –высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Поэтому нелегкосделать социально и глубоко личностный выбор формы продолжения образования –будет ли это окончание общеобразовательной школы, поступление в профильныйкласс, профессиональное училище, колледж и т.д.
О чём, прежде всего,думает старшеклассник, выбирая для продолжения образования определённое учебноезаведение? Во-первых, о том, какую профессию он хотел бы получить. Во-вторых,достаточно ли его способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли ему здоровье.В-третьих, он задумывается, как обстоят дела на рынке труда, востребована лиданная профессия.
Общественная ценностьчеловека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое инервно-психическое здоровье напрямую зависят от того, насколько правильно онвыбрал свою профессиональную деятельность.
Таким образом, проблема выбораучащимися форм продолжения образования приобретает особую актуальность в нашевремя, а так же возрастает роль педагогического содействия в этом выборе.
В последние годы этипроблемы разрабатываются в трудах Е.В. Ворониной, А.А. Пинского, В.В. Семенцова, С.Н. Чистяковой и др.
Цель исследования –теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия ввыборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.
Объект исследования –учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогическоесодействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходеобразовательного процесса.
Задачи исследования:
1) изучение состояниявопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;
2) изучение состояниявопроса в практике;
3) обоснование проектадля решения поставленной задачи (педагогический уровень);
4) разработка проекта наметодическом уровне.
Гипотеза: содействие ввыборе учащимися 9-х классов форм продолжения образования будет протекать болееэффективно, если разработана и внедрена в образовательный процесспедагогическая модель, где:
1) системообразующимэлементом является цель – педагогическое содействие в выборе учащимися 9-гокласса форм продолжения образования;
2) содержательныйкомпонент включает в себя сведения о мире профессий, о видах учебных заведений,о способах составления профессионального и жизненного плана учащимися;
3) процессуальныйкомпонент предполагает использование таких форм и методов учебной и внекласснойработы, которые позволяют сформировать у учащихся целостное представление омире профессий, о видах учебных заведений, а также мотивы саморазвития и личностногороста.
В ходе работыиспользованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогическойлитературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Курсовой проект состоитиз введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографическогосписка и приложений.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯОБРАЗОВАНИЯ
 
1.1  Педагогическое содействие в выбореучащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие
Перед выпускникомосновной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимостьсовершения ответственного выбора профилирующего направления собственнойдеятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору впредстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения настаршей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяетсерьезное значение педагогического содействия учащимся 9-х классов в выбореформ продолжения образования.
Педагогическое содействиев выборе учащимися форм продолжения образования происходит в образовательномпроцессе.
Г.Н. Сериков в своихисследованиях под образовательным процессом понимает «продвижение учащихся кобразованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) спедагогическими работниками, либо самостоятельно, с применением специальноразработанных средств и при наличии определенным образом организованныхусловий» [25, с. 9].
В процессе обучениянеизбежно социальное взаимодействие между преподавателями и учащимися – такназываемое, учебно-педагогическое взаимодействие. Г.Н. Сериков понимает под нимвзаимодействие учащихся и педагогических работников, направленное на совместноевыполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образованиястановятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие можетосуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, всовместном решении учебных задач, во взаимодействии друг с другом [26, с.147].В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что роль педагога, учителя сводитсяк созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог быудовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такойподход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождениеобразованию.
В педагогическихисследованиях всё чаще уделяется внимание взаимоотношениям в системах «педагог– ребёнок – родители», «педагог – ребёнок» [12; 20]. Анализируя результаты этихисследований, есть основания полагать, что учебно-педагогическое взаимодействиеявляется ведущим фактором образования при соблюдении следующих условиях:
– непрерывность процессаобразования. При этом в нём выделяются специально организованные педагогомситуации-события, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения кразличным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
– если этот опытприсваивается в ситуации-событии не всеми учащимися одновременно, а взависимости от индивидуальной траектории развития каждого;
– участникиучебно-педагогического взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции поотношению друг к другу;
– педагог осуществляет нетолько коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всяческиподдерживает их стремление к собственному росту, способствуя формированиюэмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни,собственному образу и жизни;
– педагог обращаетвнимание не только на внешнее проявление образованности, но и на внутренниймир, культурный уровень учащегося;
– педагог стремится,чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, былспособен совершить усилие, способствующее его самоопределению,самосовершенствованию;
– в проектированииситуации развития учащимися отведена роль активного субъекта, ответственного засобственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогомопределяет цели саморазвития, самоопределения.
Нужно отметить, чтоучебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизациисаморазвития, самоактуализации и самоопределения ребёнка. Становлениеготовности учащихся к выбору форм продолжения образования необходимо осуществлятьпри помощи, поддержке, управлении и контроле педагога в процессеучебно-педагогического взаимодействия.
Педагогическая поддержкав процессе выбора учащимися форм продолжения образования является необходимымэлементом и способствует тому, что учащийся осознанно определяется внаправлении будущей профессиональной деятельности, а, следовательно, и в выбореучебного заведения, где он мог бы получить желаемую специальность.Педагогическая поддержка обеспечивает индивидуальное развитие (саморазвитие)ребёнка, но исходит из признания того, что поддерживать можно только то, чтоуже есть в наличие. Идея педагогической поддержки была предложена О.С. Газманом[6, с.94–95]. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного сребёнком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодолениявозникающих проблем. О.С. Газман выделил разновидность педагогической поддержки– педагогическое содействие. О педагогической поддержке принято говорить привозникновении проблем у ребёнка, тогда как о педагогическом содействииупоминают при способствовании успеху, создании условий для его развития.
Педагогическое содействиеА.Я. Найн понимает как совокупность педагогических условий, целью которыхявляется самореализация в выборе профессии [16]. О.Л. Карпова педагогическоесодействие определяет как построение ценностно-смысловой системы личности икорректировку её профессиональных перспектив [8].
Мы считаем возможным добавитьк термину «содействие» слово «педагогическое», тем самым подчёркиваяпедагогическую направленность данного явления. Добавления термина«педагогическое» подчёркивает то, что назначение содействия заключается не вманипулировании, не в коррекции, не в управлении волей ученика, а впредоставлении возможности ученику самостоятельно и осознанно производитьвыбор, становясь субъектом собственной жизни.
Рассмотрев различныеподходы к определению понятия «педагогическое содействие», в своей работе мыприходим к выводу, что педагогическое содействие определяется исследователямикак особый вид педагогической деятельности, как создание специальных условий вобразовательных системах (О.С. Газман), а также как создание условий,благоприятных для развития учащихся, то есть оказание помощи школьникам впроцессе образования (Г.Н. Сериков).
Итак, педагогическоесодействие – это специально организованный целенаправленный процесс поактивизации учащихся в выборе личностного плана продолжения образования.
В процессе педагогическогосодействия важное место занимает деятельность педагога, который реализует веськомплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация,анализ эффективности. Педагог также способствует повышению уровня готовностиучащихся к выбору форм продолжения образования.
Под педагогическимсодействием в выборе форм продолжения образования мы будем понимать оказаниеучителем помощи учащимся в определении направления будущей профессиональнойдеятельности, а также ознакомление их с типами и видами учебных заведений.
При осуществлениипедагогического содействия в выборе форм продолжения образования необходимоучитывать возрастные особенности учащихся 9-х классов. Определение спецификипедагогического содействия в выборе форм продолжения образования имеет важноезначение хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрастуцели консультационной работы и более строго разрабатывать и подбиратьконкретные практические методики педагогического содействия.
Закономерно, чтоопределённые особенности формирования человека в подростковом возрасте найдутсвоё отражение в выборе учащимися форм продолжения образования.
Исходя из особенностейразвития учащихся в возрасте 12-16 лет, нам необходимо содействовать активномуразвитию их интересов, направленных на осознание желаний в ответственном выбореформы продолжения образования.
Возраст с 12-16 летхарактеризуется формированием жизненных намерений, которые завершаютсяосознанным, желанным. А иногда и вынужденным выбором профессии. В пору юностивсё определённей и отчётливей оказывается индивидуальный облик каждого молодогочеловека, всё ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые всвоей совокупности определяют склад его личности [14].
Старшеклассникисущественно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру,но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разнойстепенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборежизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение,формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когдаосуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующейстепени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию вжизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различныхпроблем, профессионального становления [22].
Э. Эриксон считал, чтоодна из главных задач подросткового возраста – обретение идентичности,выявление своей социальной роли, что неразрывно связано с профессиональнымвыбором. В процессе анализа общих закономерностей и различных вариантовразвития личности Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемыподросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы [30].
Учебная деятельность втом виде, в каком она традиционно предлагается в школе, отступает в сознанииподростка на второй план по сравнению с активной деятельностью по освоению«мира взрослых» (в меру того, как его понимает подросток). Приобретение знаний,навыков самостоятельно и целенаправленно происходит и вне школы.Рассматриваемый период характеризуется всё более активными попыткамисамосовершенствования. Интенсивно развивается способность осознавать операциимышления и применять их. Оформляются профессиональные планы, принимаютсясамостоятельные решения о выборе специальности. Это то, чего не было напредшествующих стадиях и что может считаться специфическим новообразованием в сознанииподрастающего человека [9].
Таким образом, исходя изанализа психолого-педагогических источников, можно сделать следующий вывод. Встаршем школьном возрасте с учётом имеющихся психологических и психофизическихресурсов у учащихся формируется отношение к определённой профессиональнойдеятельности и осуществляется выбор форм продолжения образования в соответствиис выбранной профессией.
В качестве формыпродолжения образования учащимися 9-го класса может выступать поступление вобразовательные учреждения начального и среднего профессионального образования,либо в профильный класс общеобразовательной школы или гимназии.
Начальноепрофессиональное образование – это начальный уровень профессиональногообразования. Оно имеет целью подготовку работников квалифицированного труда повсем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основногообщего и среднего (полного) общего образования, т.е. на базе 9-х и 11-хклассов. Начальное профессиональное образование может быть получено вобразовательных учреждениях начального профессионального образования, а также вобразовательных учреждениях среднего профессионального и высшегопрофессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
К образовательнымучреждениям начального профессионального образования относятсяпрофессионально-технические училища (ПТУ).
По отраслевой принадлежностиподготавливаемых кадров различаются ПТУ промышленности, строительства,сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания,коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, а также прочихотраслей народного хозяйства. Особенностью учебного процесса ПТУ являетсяперенесение акцента обучения на изучение основ современной техники и технологиипроизводства по избранной профессии и получение профессиональной квалификации.В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ(Профессионально-технические лицеи) и в колледжи.
Среднее профессиональноеобразование – это средний уровень профессионального образования. Ононаправленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательнымпрограммам: базового уровня и повышенного уровня. В настоящее время среднее профессиональное образование может бытьполучено в техникумах и колледжах.
Техникум – среднееспециальное учебное заведение, реализующее основные профессиональныеобразовательные программы среднего профессионального образования базовойподготовки.
Колледж – среднееспециальное учебное заведение, реализующее основные профессиональныеобразовательные программы среднего профессионального образования углублённойподготовки.
Иными словами, техникум иколледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образованиеможет быть получено за 3 года (по некоторым специальностям – за 2 года). Приэтом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленнойподготовки (4 года). Реализация среднего профессиональногообразования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя),заочная, экстернат.
Выпускники колледжейполучают квалификацию «техник», «старший техник», «менеджер», «юрист», «бухгалтер»и т.д. по соответствующей специальности.
Приём в образовательныеучреждения среднего профессионального образования осуществляется на базе основногообщего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общегообразования. В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжахимеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военнойслужбе» не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее(полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкогоконкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты,имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшееобразование.
Диплом о среднем профессиональномобразовании даёт право его обладателю поступать на работу на соответствующиедолжности, а также продолжить образование в вузе по любой специальности,наравне с выпускниками 11-х классов школ, ПТУ и профессиональных лицеев. Вомногих вузах также ведётся приём на обучение по сокращённым (ускоренным)программам обучения, для абитуриентов, имеющих среднее профессиональноеобразование по аналогичной или родственной специальности.Особенности СПО в сравнении с начальнымпрофессиональным образованием:
1. Среднеепрофессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднегозвена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширенииобразования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начальногопрофессионального образования.
2. Граждане, имеющиеначальное профессиональное образование соответствующего профиля, получаютсреднее профессиональное образование по сокращенным программам.
3. Среднеепрофессиональное образование может быть получено в образовательных учрежденияхсреднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях)или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессиональногообразования.
4. Образовательноеучреждение среднего профессионального образования может реализовыватьобразовательные программы начального профессионального образования при наличиисоответствующей лицензии.
Учреждения начальногопрофессионального образования и среднего профессионального образованияобъединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
В современной экономике исоциальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со среднимпрофессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численностизанятых.
Ниже достаточно полнопредставлена динамика среднего профессионального образования (на основанииданных научно-исследовательского института высшего образования России) [5,с.17–20].
Таблица 1 – сводные показатели развития среднего специального образования(1996-2001 г.)
Показатель
Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001
1. Количество средних специальных учебных заведений
Всего
В том числе:
колледжи
%
2068
829
31,8
2593
876
33,8
2584
935
36,2
2576
968
37,6
2589
989
38,2
2593
1010
38,9
2. Численность учащихся ССУЗ (тыс. чел.)
Всего
В том числе по формам обучения:
Дневное
Вечернее
Заочное
1976*
1434
90
451
2011*
1473
90
447
2052*
1522
87
441
2147*
1599
86
459
2309*
1698
87
519
2410*
1757
87
559
3. Численность уч-ся на базе среднего (полного) общего образования (тыс. чел.)
Всего
В том числе по формам обучения:
Дневное
Вечернее
Заочное
1102,6*
576,2
84,8
441,4
1140,8*
620,7
84,8
434,8
1187,9*
671,6
82,5
432,4
1276,3*
741,6
82,1
449,8
1414,0*
816,4
82,6
510,4
1429,6*
853,3
83,9
550,2
4. Прием в ССУЗ (тыс. чел.)
Всего
В том числе по формам обучения:
Дневное
Вечернее
Заочное
662*
480
31
151
685*
498
32
155
707*
525
30
151
766*
564
31
169
842*
612
32
195
851*
624
30
193
5. Прием уч-ся на базе среднего (полного) образования (тыс. чел.)
Всего
В том числе по формам обучения:
Дневное
Вечернее
Заочное
417,2*
238,7
29,9
148,5
436,6*
255,0
30,0
151,3
458,8*
280,4
28,4
148,9
515,7*
317,5
29,8
166,4
576,5*
350,7
30,6
192,0
572,1*
349,5
29,3
189,9
6. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием (тыс. чел.)
Всего
В том числе по формам обучения:
Дневное
Вечернее
Заочное
494*
342
25
127
538*
380
26
132
545*
386
27
131
563*
404
26
132
568*
421
24
120
593*
446
20
124
*Данные с учетомэкстерната.
Исходя из приведенныхданных Таблицы 1, можно сделать вывод о положительной (в целом) динамикеразвития среднего специального образования России, особенно после рубежа1998/99 года, который был весьма сложным, прежде всего, в экономическомотношении в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве.
Альтернативой поступлениюв ССУЗы для выпускников 9-х классов может выступать профильное обучение встаршем звене общеобразовательной школы.
Профиль – этосовокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферудеятельности, а также характер производственного или учебного уклона [19].
Профильное обучение –средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счетизменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса болееполно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условиядля обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересамии намерениями в отношении продолжения образования [10, с.12].
Профильное обучениенаправлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этомсущественно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальнойобразовательной траектории.
Профильное обучениепреследует следующие основные цели:
– обеспечить углубленноеизучение отдельных предметов программы полного общего образования;
– создать условия длясущественной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими игибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательныхпрограмм;
– способствоватьустановлению равного доступа к полноценному образованию разным категориямобучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями ипотребностями;
– расширить возможностисоциализации учащихся, обеспечить преемственность между общим ипрофессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы косвоению программ высшего профессионального образования.
Модельобщеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступенипредусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что обеспечиваетгибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себяследующие типы учебных предметов [2, с. 6]:
– базовыеобщеобразовательные;
– профильные;
– элективные.
Базовыеобщеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всехпрофилях обучения. Предлагается следующий набор обязательныхобщеобразовательных предметов:
– математика;
– история, русский;
– иностранные языки;
– физическая культура;
– интегрированные курсыобществоведения (для естественно-математического, технологического и иныхвозможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономическогои иных возможных профилей).
Профильныеобщеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющиенаправленность каждого конкретного профиля обучения.
Профильные учебныепредметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профильобучения.
Элективные курсы –обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиляобучения на старшей ступени школы [1, с. 8].
Элективные курсыреализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют двефункции:
1. Одни из них могут«поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильнымстандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика»поддерживает изучение профильного предмета экономики.
2. Другие элективныекурсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построенияиндивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационныйбизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы«Химические технологии», «Экология» и др. в естественно-научном профиле.
Количество элективныхкурсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению счислом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При этом примерное соотношениеобъемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов иэлективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Предлагаемая система неограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иногопрофиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выбореразличных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов иэлективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательнуютраекторию [18, с. 33].
В существующей практикечисло желающих продолжить образование в старших классах определенногообщеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальныевозможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема, котораяможет стать особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение.
Отбор в профильные классыможет проводиться по результатам итоговой аттестации 9-классников независимымиэкспертами. Сейчас уже приняты «Изменения и дополнения в Положение огосударственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательныхучреждений РФ» (Приказ Минобразования России 21.01.2003 г. № 135), в которых вчастности записано, что «Местные (муниципальные) органы управления образованиямогут создавать экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой)аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по предметампрофильного обучения в классах 3 ступени общего образования».
Результаты экзаменов,проводимых на объективной «внешней» основе (муниципальные экзаменационныекомиссии), являются важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников.
Рост новых научных школ инаправлений, социальной инфраструктуры, духовных и материальных потребностей,бурное развитие индустрии отдыха и развлечений формируют в обществе социальныйзаказ на обучение и подготовку будущих специалистов по множеству различныхнаправлений. Плотность информационных потоков возросла и продолжает возрастатьтакими темпами, что универсализация обучения подрастающего поколения неизбежноэволюционирует в систему специализированного, профильного обучения [13].
Профильное обучениенаправлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельномудействию на рынке образовательных услуг, конструированию собственногообразовательного маршрута.
Исходя из анализа психолого-педагогическойлитературы, можно сделать следующий вывод. Педагогическое содействие учащимся9-х классов в выборе форм продолжения образования – это оказание учителемпомощи учащимся с учётом личностных и психо-физиологических особенностейданного возраста в определении направления будущей профессиональнойдеятельности, ознакомление их с типами и видами средне-специальных учебныхзаведений, либо в определении дальнейшего профиля обучения вобщеобразовательной школе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.