--PAGE_BREAK--Формы, методы, средства, применяемые на уроке
Деятельность учителя и учащихся
Рассказ ученика.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Работа в группах.
Объяснение.
3.Сообщение на тему:
“Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения”.
Печень – самая крупная железа нашего тела, её масса достигает 1500 гр. Печень принимает участие в пищеварении. В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена.
Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.
В отличие от всех других органов печень получает кровь из двух источников: артериальную – из собственной печеночной артерии и венозную – из воротной вены.
Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, селезенки и большого сальника).
В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному протоку попадает в 12-перстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако её выделение в 12-перстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие процесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Суточное количество выделяющейся у взрослого человека желчи составляет около 1 л.
Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих веществ – пигментов. Из пигментов желчи образуются пигменты мочи и кала.
Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гуморальным механизмами. Характер выделения желчи на различные пищевые вещества напоминает выделение поджелудочного сока. т.е. зависит от поступления в 12-кишку желудочного сока и соляной кислоты.
Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечными железами, облегчает расщепление жиров.
При мясной и жировой пищи выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.
Образование желчи в клетках печени составляет лишь небольшую долю её общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.
Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишечник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.
Вопросы для учащихся:
Какие функции выполняет печень в организме?
Какова роль желчи в процессе пищеварения?
В чем состоит барьерная роль печени?
IV. Закрепление знаний
1.группа: освещает вопрос 5 из рубрики “Проверьте свои знания”.
2. группа: освещает вопрос 8 из рубрики “Проверьте свои знания”/
3. группа: работает с заданиями рубрики “Какие утверждения верны” на с.160 учебника.
Верные утверждения указаны на с.161 учебника.
4. группа: работает с заданиями рубрики “Подумайте” на с.161 учебника.
Вопрос: известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стеки самого желудка не перевариваются?
Ответ: от само переваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
V. Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с.156-159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие готовят сообщения на темы: “Значение кулинарной обработки пищи”, “Режим питания”,”Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение”.
Конспект урока: 31.01.2007 г.
В учебном плане урок №: 38
1. Тема урока: Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
2. Цели занятия: обучающие – обобщить знания с вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему; роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний;
развивающие – формировать умения: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы) и оформлять результаты операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
воспитательные – воспитание таких качеств личности, как умение работать в паре, помощь людям, оказавшимся в беде, формировать настрой на здоровый образ жизни.
3. ТСО и средства наглядности: таблицы “Схема кровообращения”, бинты, жгуты резиновые, палочки.
4. Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Сонин, Н.И. Биология. 8 класс. Человек [Текст] / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. — М: Дрофа, 2001. – 216 с.
5. Тип урока: комбинированный урок.
6. План проведения занятия:
№ и название этапа
Время
1. Организационный момент.
3 мин.
2. Проверка домашнего задания.
10 мин.
3. Изучение нового материала.
20 мин.
4. Лабораторная работа.
10 мин.
5. Задание на дом.
2 мин.
7. Ход мероприятия
Формы, методы, средства, применяемые на уроке
Деятельность учителя и учащихся
Фронтальный опрос
Рассказ учителя с элементами беседы
Ответ является результатом обсуждения проблемы учителем с учениками
Рассказ учащегося
После прослушивания сообщения ученика обобщают полученные знания, отвечая на вопросы учителя
Беседа с учениками
В процессе обсуждения учащиеся формулируют вывод
Учитель раскладывает перевязочный материал на 3 стола в зависимости от вида кровотечения: капиллярное, венозное, артериальное
Учитель показывает приёмы остановки кровотечений, после чего ученики разбиваются на пары и отрабатывают полученные навыки оказания первой помощи
Объяснение
I. Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих учеников, подготовка рабочих мест учащихся, организация внимания.
II. Проверка домашнего задания.
— Назовите причины движения крови в сосудах?
— Что называется кровяным давлением?
— Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам?
— Благодаря чему движение крови по сосудам непрерывно?
— Какое давление называется максимальным?
— Что такое пульсовое давление?
— Почему возникает пульсовая волна?
— С какой скоростью кровь движется по артериям?
— В чём биологический смысл медленного движения крови по капиллярам?
— Какой механизм обеспечивает движение крови по венам?
III. Изучение нового материала.
1. Причины заболевания органов кровообращения.
Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2.5 млрд. раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав в 4000000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 гр., а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм.
Вопрос к учащимся: почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чём причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире среди причин смертности людей на первом месте стоят именно болезни сердечно-сосудистой системы?
Ответ: научно-техническая революция, автоматизация и механизация привели к гиподинамии, т.е. недостатку движений, что отрицательно сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека.
Кроме того, отрицательно сказывается на состоянии и функционировании сердечно-сосудистой системы такие пагубные привычки, как:
— избыточное, несбалансированное питание;
— курение;
— употребление алкоголя.
Немало важным отрицательным фактором являются стрессы, чрезмерные психические нагрузки.
2. Сообщение на тему:
“Вредное влияние гиподинамии”.
Гиподинамия – ограничение физической активности. С чем это связано? На производстве труд человека часто сводится к контролю за работой машин. В быту электричество, газ, водопровод освобождают его от тяжелых домашних дел.
Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, лифт избавляет человека от длительного хождения. В итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором.
В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренерованному человеку быстро пройти 150-200 м. или немного пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышцы тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.
Вопросы к учащимся:
1) Что такое гиподинамия?
2) Что является причиной гиподинамии?
3) Как гиподинамия отражается на сердечно-сосудистой системе.
Сообщение на тему:
“Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему”.
Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение организма кровью ухудшается, что ведёт к болезненному изменению его функций.
Вопросы к учащимся:
1) Как алкоголь влияет на клетки сердечной мышцы?
2) Каковы последствия изменений стенок кровеносных сосудов сердца?
3) К чему приводит нарушение работы сердца?
Учитель. Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту, сила и скорость сердечных сокращений уменьшается, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Сообщение на тему:
“Влияние табака на сердечно-сосудистую систему”.
Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет. Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – “перемежающая хромота”, которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.
Вопросы к учащимся:
1) Что происходит с сосудами после каждой выкуренной сигареты?
2) Как сужение сосудов влияет на работу сердца?
3) Каковы признаки “перемежающейся хромоты” курильщиков?
Учитель. “Курение или здоровье”- выбирайте сами. В табачном дыму определено 300 различных вредных веществ.
Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной работе мышцы сердца.
Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови.
Обнаружено, что никотин увеличивает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.
3. Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.
О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдёт о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов.
Нормальной работе сердца способствуют: физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.
Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?
При физической работе:
— увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;
— улучшается снабжение её кислородом и питательными веществами;
-способствуют укреплению сердечной мышцы и её развитию.
При снижении физической нагрузки:
-сердечная мышца слабеет; например, на 70-е сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18%.
Учитель. В то же время следует помнить, у детей рост сети кровеносных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому сердце подростка затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребёнка.
IV. Лабораторная работа:
“Приёмы остановки кровотечения”.
Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вата, ножницы, вазелин или крем (имитатор стрептоцидовой мази).
Ход работы:
Вступительное слово учителя:
По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л. крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2.5 л. крови при кровотечениях смертельна для человека.
Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, т.к. кровь может изливаться в плевральную или в брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач. При внутреннем кровотечении пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым. При появлении таких признаков больного надо уложить или придать ему полу сидячее положение, а к предполагаемой области кровотечения (грудь, живот, голова) приложить пузырь со льдом или бутылку с холодной водой.
При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным.
Капиллярное кровотечение:
1. Обработайте края условной раны йодом.
2. Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.
Артериальное кровотечение:
1. Ознакомьтесь по таблице “Типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения” с точками, где надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.
2. Определите место положения жгута при условном ранении.
3. Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.
Внимание! Жгут сразу же ослабьте!
4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Правила наложения жгута: жгут накладывают на 1.5-2 ч. в теплое время года, на 1 ч. – в холодное. Под жгут кладут записку с обозначением даты и времени наложения жгута.
Венозное кровотечение:
1. Определите условное место повреждения (на конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.
2. При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.
3. При повреждении крупного венозного сосуда наложите жгут.
Внимание! При артериальном или венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.
V. Задание на дом: из курса 6 класса повторить материал о процессе дыхания (с.66-71), из курса 8 класса повторить материал о клеточном строении организмов (с.18,76), внутренней среде организма и транспорте веществ (с.28-29, 117, 126).
продолжение
--PAGE_BREAK--