Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Диапазон голоса и работа над ним

1. ВВЕДЕНИЕ
Рассказывают,когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказатьсвое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори жеты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»
Идействительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса!Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манераговорить, интонации не расскажут вам многоео его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый имягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный ивкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающихсамые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
Еще в1228 году Мишель Скоттус, придворный философ и астролог императора Сицилии иАпулии Фридриха фон Хохенштауфена, в одной из глав своего труда «Физиогномика»впервые приводит 13 определений различных качественных и количественныхизменений человеческого голоса, подчиненных характеру.
Итак,голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойствачеловека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своемулицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийскомстихотворении говорится:
Черным-черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!
-4-
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛОСА
Еслиразложить голос на составляющие, дать ему определенные характеристики, точеловеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, какчастота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализироватьи по отдельности. В
действительности,однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса,поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс.
Но,несмотря на всю сложность поставленной задачи, попытаемся все-таки«анатомировать» голос. Итак, основными свойствами голоса являются:
1) тоновый диапазон;
2) сила;
3) окраска и тембр;
4)вибрато.
Высотаиздаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 секунду(величина эта измеряется в герцах; 1 герц – это одно колебание в секунду).Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не толькоцеликом, всей своей массой, но и отдельными участками. Только этим можнообъяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различнойчастотой: примерно от 80 до 10 000 колебаний в секунду и даже больше
Тоновыйдиапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которыемогут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низкими самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64до 1300 герц.
-5-
Вдвух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качестваголоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10от общего диапазона голоса, и изучать только этот сектор – все равно, чтоисследовать явления света лишь в одном, например красном, участке спектра.
Тоновый охват певческого голоса значительно ширеразговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазонрасширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Крометого, приобретается необходимая сила голоса и тренированность (устойчивость кутомлению).
Атеперь поговорим о силе голоса. Сила подаваемого звука определяетсяинтенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха вподсвязочном пространстве. И тот и другой процесс регулируются центральнойнервной системой. Контроль осуществляется с помощью слуха. Если жевзаимоотношения между этими процессами нарушаются, например, при крике ужаса,то превалирование давления внутри трахеи вызывает звук, который характеризуетсяотсутствием чистой тональности.
.Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения нарасстоянии, а певческий голос благодаря своей силе находит применение висполнении произведения искусства на театральной сцене и эстраде.
Благодаряиндивидуальному объему околоносовых пазух тембр голоса тоже строго индивидуален.Неповторимость его можно сравнить с неповторимым узором отпечатка пальцев. Вомногих странах мира (в США, Англии, Италии) магнитофонная запись человеческогоголоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать которыйневозможно. А как же быть с поразительной способностью некоторых людей кзвукоподражанию? Надо признаться, что это свойство пародистов исследованодалеко не достаточно.
-6-
Частичноиллюзию чужого голоса можно объяснить копированием характерной манерыразговора, индивидуальных дефектов и особенностей голоса, построения фразы. Новедь наиболее талантливым артистам удается добиваться и схожего тембра голоса.Как это получается, пока еще не совсем ясно.
Тайнатембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков имузыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальныхпедагогов, логопедов и актеров, певцов, физиологов и даже математиков. Первымпопытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик ГерманГельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные илиметаллические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и,если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие позвучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высотысуществовали шары разных размеров.
Сейчасдля исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная иобъективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, каксолнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цветарадуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельныесоставляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразованийна экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которыхсоответствует определенной частоте обертона, а высота столбика – егоинтенсивности. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звукахнесколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности.Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человеканеповторимый, присущий только ему одному тембр.
Выникогда не задумывались, от чего зависит такое свойство голоса певца, как егозвонкость? Хотя слово «звонкий» не совсем точно передает характеристику голосапевца. Голос может быть серебристый, бархатный, яркий, тусклый. Поэтому иногдаговорят об окраске или о «цвете» голоса.
-7-
3.СВОЙСТВО ГОЛОСА
Современнаяфониатрия считает, что певческий голосовой вокальный тембр представленследующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Общая окраска,объем и плотность голоса зависят от усвоенной вокальной техники, тогда какблеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путемспециальных упражнений. Блеск голоса зависит от плотности прилегания голосовыхскладок и является строго индивидуальным свойством певца. Поэтому не все, атолько качественные голоса обладают блеском – ценным свойством певческогоголоса. Так вот, упомянутая нами «звонкость» идентична такому понятию, какблеск голоса.
«Существуютголоса как будто бы и большие, но почему-то неполетные. В маленькой комнате это«царь-голос», а на большой сцене этого «царя» забьет даже самое жиденькоесопрано, – пишет в своей книге «Тайны вокальной речи» кандидат биологическихнаук В. Морозов. – Такие неполетные голоса старые итальянские маэстрообозначали термином «металло-фальзо», то есть «ложный металл». С другойстороны, встречаются голоса,  как будто маленькие и «невзрачные», во всякомслучае, не впечатляющие в небольшом помещении, но в большом зале театра, наогромной сцене они как будто бы ничуть не теряют в звучности и далееусиливаются: прекрасно слышны во всех уголках, серебристым звоном сверкают вхаосе окружающих звуков, свободно выделяясь на фоне хора и оркестра».
Вотэто-то свойство голоса и называется полетностью. В чем же секрет полетностипевческого голоса? Специальные исследования показали, что причина опять-такискрыта в высокой певческой форманте: чем больше уровень этой форманты, темзвонче голос и тем он полетнее. Для сравнения голосов различных певцов можновычислить для каждого из них коэффициент полетности голоса, которыйпропорционален логарифму отношения интенсивности шума к пороговой силе голоса ивыражается в децибелах.
-8-
Интересно,что полетностью звука обладают и музыкальные инструменты, и зависит она нетолько от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самогоинструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари,Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились нетолько своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительнойполетностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давноставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, всееще не разгадан до конца4.ГОЛОС,  КАК ФУНКЦИЯ
 Кто-тооднажды назвал голос «вторым лицом», идействительно голос может так же много рассказать онас самих, как и лицо. Мы забываем, что признакомстве  первое впечатление определяется внешним видом,  но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. Впроцессе создания имиджа о  голосе часто забывают. Почемуэто происходит? Мы часто недооцениваем роль голосапри формировании впечатления о человеке. Мы игнорируем роль голоса, зная, чтоэто предмет серьезных суждений, и некоторые из них, возможно, необоснованнонетерпимы. Оставив в стороне произношение, нужно заметить, что голос — оченьличная характеристика, связанная в том числе и с тем, что вы думаете о себесами, и критические замечания по поводу голоса часто воспринимаются как атакана вашу личность.
Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье,о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получилиобразование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих вас людей; голосспособен поведать всю психологическую историю личности. Женщины, работающиепреимущественно с мужчинами, начинают говорить более низким голосом, причемчасто это происходит неосознанно.   Ваши голос и речь абсолютно уникальны, какотпечатки пальцев. Онимеет большую силу, чеммузыкальный инструмент. Ведь голос —способ сказать "Я есть, я существую".Если вы не очень высокого мнения о себе, то это будетзаметно и по голосу.
-9-
Он не только способен помочь выразитьчувства, сказать кому-нибудь "Я тебя люблю"рассмешить людей, но и убедить присяжныхв вашей не­виновности,хорошо проявить себя на собеседовании при приеме на работу или заключить выгодныйконтракт.
Голос является функцией тела и не может существоватьотдельно от него. Несмотря на то что голос оказывает преимущественно звуковоевоздействие, мы можем «увидеть» его работу. Голос и язык тела частовоздействуют вместе, усиливая друг друга.  Специальными упражнениями мож­нодобиться того, чтобы голос не звучал устало. Люди частопутают голос и речь. Преподаватели рито­рики старой школы, объясняя своимученикам, как пра­вильно говорить, уделяли при этом мало внимания владе­ниюголосовым аппаратом. Речь формируется из звуков, производимых голосовымаппаратом. Многие проблемы речи исчезают, когда улуч­шается голос. В наше времяпри тренировке голоса и речи значительно больше внимания уделяетсяиспользованию полученного от природы потенциала и его развитию, чем обучениюлюдей говорить в несвойственной им манере.
Важно иметь правильную осанку, чтобы посылаемые вамивизуальные сигналы оказались эффективными. Осанка имеет большое значение и дляэффективного владения голосовым аппа­ратом. Неправильность осанки приводит ксжатию ребер и легких, сокращается объем используемого для дыхания воздуха. Какуже говорилось ранее, нарушения осанки связаны с наличием узлов зажатости инапряженности в теле, которые способны быстро перемещаться. Стоит на мгновеньесжать кулак — и вы почувствуете напряжение у самого плеча. Продолжая сжиматькулак, почувствуете, как напряглась челюсть, а это повлияет и на работуголосового аппарата. Еще одним важным фактором, оказывающим влияние наголосовой аппарат, является дыхание. Эти два фактора — напряженность и дыхание— оказывают воздействие не только на речь, но и на контроль телесного стресса. Всвоей замечательной книге «Тело и личность» («Body and Personality»)Брайан Уэллс описывает много методов кон­троля над стрессом и приходит к выводу: «Вовсех случа­ях контроль над дыханием играет главную роль.
-10-
Именно этот элемент типичендля всех попыток достичь умствен­ных целей за счет физических упражнений. Следом за ним идет контроль за осанкой и позой».
5.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ДИАПАЗОНАГОЛОСА
1.  Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли вашиплечи и грудная клетка? Слышится ли звук «засасывания» воздуха?Бывает ли так с вами ког­да-нибудь? Лягте спиной на пол. Слегка подожми­теколени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к ягодицам. Подложитепод голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находил­ся в естественномсостоянии. Убедитесь в том. Что шея и плечи находятся в расслабленном состоя­нии.Положите руку на живот возле пупка, вздох­ните и выпустите воздух, зевнув.Зевки и вздохи — естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание приэтом замедляется. Курение в опреде­ленном смысле делает то же самое, так каконо замедляет выдох. Обратите внимание на то, чтобы вздохи и зевки шли непосредственно от живота, он должен опус­каться,когда вы выпускаете воздух.
2. Находясь в том же положении, сделайте несколькоплавных глубоких и частых вздохов, положив руки на живот. При этом вы должныощутить движение. Не делайте много повторений, так как это утомительно;необходимо всего лишь ощутить движение диафрагмы.
3. Находясь в том же положении, буквально «засмей­тесьживотом». Держа руку на диафрагме, вы дол­жны ощутить некоторое движение вживоте.
4. В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, какживот поднимется, и в тот момент, когда он начнет опускаться, плавно выдохнитевоздух. За­метьте, что после выдоха у вас не сразу появляется потребность вновом вдохе. После выдоха ребра как бы «раскрываются», освобождаяпространство для новой порции вдыхаемого воздуха. Выдержка пау­зы между вдохамиспособна замедлять ритм дыха­ния и помочь расслабиться. Даже если вы выдох­нулимаксимально возможное количество воздуха, в легких все равно останется ещедостаточно боль­шое его количество.
5. Дышите легко. Не пытайтесь во время этого уп­ражнениявдохнуть больше воздуха. Прочувствуй­те движение живота, а на выдохепроизносите что-нибудь типа «расслабляюсь» или «отдыхаю».
6.   Примите сидячее положение, продолжая контро­лироватьсвое дыхание. Если грудь начинает под­ниматься, положите на нее руку. В этомположении повторите одно из первых пяти упражнений, то, которое считаетенаиболее полезным для себя.
7.   Стоя перед зеркалом, выполните пятое упражне­ние.Следите за тем, чтобы быть спокойными, что­бы плечи были опущены, а грудьне поднималась. Следите за лицом: признаком напряжения являет­ся нахмуреностьбровей. Помните: это дыхатель­ные упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.
-11-
Примечание. Если при выполнении этихупражнений вы почувство­вали головокружение, необходимо остановиться. Это мо­жетпроизойти потому, что вы стали вдыхать больше чем обычно количество кислорода,и это «удивило» мозг. Вер­нитесь к своему нормальному дыханию исконцентрируй­тесь на выдохе.
Упражнения для двоих:
Партнер А быстро задает партнеру Б рядвопросов. То, насколько сложными и личными должны быть вопросы, он или онарешают сами. Б же обязан от­вечать правдиво. Когда задается вопрос, Б созна­тельноделает вдох, держа руку на животе (если так ему или ей удобнее), затем начинаетвыдыхать, а потом отвечает. Между вопросом и ответом будет неестественнодлинная пауза, во время которой А сможет заметить симптомы«ключичного» дыхания (см. четвертую главу). Затем партнеры меняютсяролями. Цель Б — сознательно контролировать с помощью дыхания проявление любыхпанических реакций. Это упражнение полезно освоить перед тем, как пойти насобеседование.
1.  «А» называет тему, а «Б» долженначать говорить  что-либо связанное с предложенной темой после  того, каксознательно проконтролирует вдох и выдох и убедится в том, что дышит животом.«Б» не  разрешается комментировать тему, чтобы пытать­ся выигратьвремя, например, говорить что-нибудь типа: «Да, отдых — интересная тема,что бы я мог  такого сказать про отдых?» При желании в этом случае«А» может назвать другую тему, желатель­но более сложную.«А» не должен позволять «Б» войти в определенный ритм (например,если «Б» будет знать, что каждый раз после того, как он скажет двапредложения, последует новая тема). «А» должен стараться действоватьнеожиданно. Затем партнеры меняются ролями. При выполне­нии упражнения важно несодержание того, о чем будете говорить, а контроль над нарушением рит­мадыхания и паническими состояниями в норму. 
   Речь с придыханием часто считается сексуальной,возможно потому, что ассоциируется с половым актом. Эти ассоциации в свое времяпомогли Мэрилин Монро создать свой имидж. Речь с придыханием производитвпечатление слабости, ранимости, а женщине придает оттенок «маленькойдевочки». Все это хорошо для ужина вдвоём, но не очень-то подходит дляпрезентации или выполнения роли председательствующего на собрании. При близкомобщении такая манера речи может оказаться эффектив­ной, но при необходимостиконтакта с большой аудитори­ей она вызывает проблемы. Дыхание придает голосусилу, а контроль над «дыханием с придыханием» не является адекватным.
6.ТЕМП РЕЧИ И ПАУЗЫ.
  Люди, которые говорят очень быстро,часто не оставля­ют пауз для поддержки правильного дыхания. Темп речи зависитот расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четкопроизносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателюобдумать ска­занное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делаетпауз, очень скучно. Пауза нужна для того, что­бы вдохнуть воздух, как бы«перезарядиться» перед продолжением речи, дать возможность своемумозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное.Паузы дают отдых и мозгу, и телу.
-12-
Делать паузы в речи считается признакомхорошего тона.
Они производят впечатление, чтособеседнику пре­доставляется возможность вставить реплику, если, конеч­но, онтого пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакциейсобеседника на сказанное. За­мечено, что англичане делают гораздо более длинныепау­зы, чем американцы. Отсюда распространенное в Англии мнение, что американцымногословны и любят подавлять собеседника. Американец, сказав что-либо, сделаетх — секундную паузу, а если собеседник ничего не скажет, продолжит речь. Междутем англичанин, обычная пауза для которого — 5 секунд, только соберется сделатьсвое за­мечание, как американец уже снова заговорит. Почему многие из наснедостаточно часто используют паузы? Быстрый темп речи — признак быстроты мышле­ния.К сожалению, нет смысла в том, чтобы мгновенно рождать и тут же высказыватьидеи, ведь окружающие будут просто не в состоянии успевать их усваивать. Мно­гиеиз нас говорят быстро вследствие нервности, а «клю­чичное»,поверхностное дыхание способствует закрепле­нию высокого темпа речи. Иногдалюди стараются быст­рее высказаться, чтобы внимание переместилось к дру­гим.Часто мы боимся, что говорим скудно, что предмет высказывания недостоинвнимания, поэтому стараемся выразитьсвою мысль побыстрее. Ирония состоит в том, что речь при этом делается ещеболее скучной и бесполезной. Некоторые из нас не доверяя себе, не решаютсяпросто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими«м-м-м», «э-э-э», «понимаете», прочищая горло илицокая языком. При использовании коротких «м-м' или „э-э“ речьприобретает оттенок нерешительнос­ти и сомнений. Если же они длиннее,высказывания звучат высокомерно и помпезно, словно мы заставляем собеседниканаходиться рядом, пока думаем вслух.
  Применение слов-паразитов негативно сказывается надоверии к говорящему. Известно, например, что когда человек говорит неправду,он употребляет больше всяких '»м-м" и «э-э». Если человекуверен в себе, ему нет необхо­димости заполнять паузы в речи этими звуками илифра­зами типа «понимаете», «я думаю». Ненужные звуки ифразы отвлекают от главного и создают барьеры в об­щении. Научившись правильнопользоваться паузами в речи, вы значительно усовершенствуете свой имидж. Еслилюди будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно вбеседе с вами. Умение держать паузу, нашем ее не заполняя — признак большойуверенности» себе, эквивалент умения просто сидеть и молчать. Люди видят, чтовы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительныйавторитет.
-13-
7.УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАУЗ
   Этиупражнения помогут, если вы:
·   говорите быстро и невнятно;
·   часто теряетесь в разговоре;
·   часто используете звуки типа «м-м» или«э-э»;
·   вас постоянно просят повторить сказанное.
1. Имеет смысл использоватьупражнение «Я делаю паузу и дышу» из предыдущего раздела. Следить затемпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вы к нему очень привыкли.Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаете быстро, почти наверняка выи говорите слишком быстро. Чтобы научиться сознательно контролировать ды­ханиеи паузы по ходу речи, используйте ситуа­ции, когда читаете что-либо вслух детямили на собрании.
2. Высказываясь на какую-либо тему,попросите кого-нибудь из друзей или родственников, лучше всего человека,умеющего хорошо слушать, расставлять за вас паузы. Он должен говорить«пауза», а вы — выдерживать некоторую паузу. Пусть помощник делаетэто и в неожиданные моменты. Расстояние между паузами должно быть различным.Длина паузы должна зависеть от того, насколько быстро или медленно произноситсяслово «пауза». Паузы должны по возможности зависеть от содержанияречи.
3. Делайте небольшие паузы перед тем,как высказы­ваете какую-либо информацию. Например, «Меня зовут(мини-пауза) Джо Блоке». Люди склонны считать, что информация — этоскучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Прежде чемпредставиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придатьинформации больше значения.
4. Чтобы избавиться отзвуков-паразитов «м-м», «э-э» и т.д… попросите своегодруга или родственника каждый раз, когда вы произносите этот звук указывать наэто с помощью физического (напри­мер, поднятым пальцем) либо звукового сигнала.
5. Используя магнитофон,
-14-
прослушайте запись свое­го выступления на какую-либоскучную тему. Об­ратите внимание на все «м-м» и «э-э»,затем повто­рите то же самое высказывание без этих звуков.
6. Последите за тем, как другие людииспользуют и заполняют паузы, и как это влияет на их имидж в целом.
     
8.ТОН ГОЛОСА.
   Подобно другим идеалам красоты, культуры и хороше­готона, то, что вы называете «приятным голосом», явля­ется лишь вашейдостаточно субъективной оценкой. Не существует стандартной оценки того, чтодолжен пред­ставлять из себя хороший, а что — плохой тон голоса. То, что одинчеловек считает «богатым» голосом хорошо обра­зованного человека,другой сочтет напыщенным и при­творным. Некоторым людям нравятся«натренированные» голоса, другие же считают их искусственными.Конечно, здесь многое зависит и от того, насколько хорошо они натренированы.  Высотатона голоса зависит и от произношения. На­пример, в валлийском произношениииспользуется тра­диционная мелодика, в стандартном английском — более узкийдиапазон. Высоту звуков речи можно графически изображать в нотной нотации, какмузыку, и доминирую­щая модель звучания будет влиять на впечатление, кото­роеВЫ производите в беседе. Возьмем, например, такое простое выражение как «Немогли бы вы сделать мне одол­жение?» Его можно произнести и с подъемом, ис падени­ем на окончании фразы. В одном случае она прозвучит как вопрос, вдругом будет чувствоваться уверенность, что услуга, о которой просят, будетоказана. Если часто использовать интонацию с подъемом, это будет восприни­матьсятак, словно Вы хотите услышатьподтверждение.
9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА
 На тон голоса влияет и резонансный баланс, то естьпро­странство тела, по которому движутся звуковые волны, осо­бенно грудь,горло, нос, лицо и рот. Размер этих органов и то, до какой степени онииспользуются при передаче звука, оказывает такое же влияние
-15-
на качество произносимых зву­ков, как, например,размеры скрипки и виолончели — на тембр инструмента. Изменение резонансногобаланса созда­ет иллюзию изменения тона голоса. Например, Маргарет Тэтчер вовремя выступлений часто использует резонанс в задней части горла, что делает еего­лое более красивым и создает впечатление, что он ниже, чем на самом деле.Чтобы добиться такого изменения голо­са, как у нее, необходимо многоупражняться.
  Часто качество голоса изменяется, когда вы простужа­етесь.Когда нос заложен, звуки не могут проходить через него. Многие из тех,кто живет в городских районах, где уровень загрязнения высок, сталкиваются спротивопо­ложным явлением: слишком много звука выходит через нос, и голосзвучит резко и с носовым оттенком. Суще­ствует простой способ проверить, неявляются ли издава­емые вами звуки чрезмерно носовыми. Возьмите слово, вкотором есть и носовые звуки, и гласные, например — «мина» и сначалапроизнесите его нормально, а потом— зажав нос. Если при этом качество гласныхзначительно изменится, значит, вы произносите их скорее через нос, чем черезрот. Произнесите слово медленно, осознанно выговаривая «м» и«н» через нос, а гласные — через рот. Полезно потренировать верхнеенебо, так как недостаточ­ная его подвижность также способна придавать звукамносовой оттенок.        
Если вы всегда говорите тихо, будете производить впечатление застенчивогочело­века. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться,так как им придется напрягаться, чтобы васрасслышать. Если у вас все в порядке с дыханием и артикуляцией, то и голос врядли подведет. Правда, иногда возможны чистопсихологические препятствия. Бывает, что человек настолько застенчив илизамкнут, что просто не хочет, чтобы его голос был кем-либо услышан. В такихслучаях требуется помощь психолога.  Случалось ли вам когда-нибудь оказаться внезавидном положении — сидеть в ресторане рядом со скучнейшим человеком, укоторого к тому же навязчиво громкий го­лос?
-16-
Слишком громкая речь или же речь, громкость кото­ройпостоянно находится на одном и том же уровне, созда­ют впечатление, что человеккажется подавляющим и  нечувствительным к реакции окружающих. Бывает, чтоговорят слишком громко по причине глухоты. Если у вас от природы громкий голоси четкая речь, вы можетеэффектно использовать понижение громкости. Когдапроизносите важную фразу либо говорите о чем-либо, с чем у вас связаны сильныечувства, временное, контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашимсловам — это хороший способ привлечения внимания.
10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ ГОЛОСА
   Вот некоторые рекомендации:
·   Чтобы голосовой аппарат не уставал, уделяйте вни­маниедыханию и артикуляции: эти аспекты дают вашей речи энергию;
·   Если ваш голос часто становится хриплым либо выиспытываете боль, когда говорите, прежде, чем начать работать над голосом илиречью, нужно про­консультироваться у специалиста;
·   Профессиональные певцы часто избегают употреб­лятьмолочные продукты перед серьезными выступ­лениями, так как они способствуютудалению сли­зи, которая покрывает голосовые связки и делает голос менеечистым.  Как и к любому другому тела,  к голосовому аппарату нужно относиться суважением, он также услуживает отдыха. Профессиональные актерыразогревают" свой голос перед особенно сложны­ми фрагментами роли, а затем«охлаждают» его, проделывая специальные упражнения на успокое­ние. Наголос отрицательно влияет чрезмерное употреб­ление алкоголя. Курение — основнойиз факторов, вызывающих рак гортани. Если много съедать на ночь, отрыгиваемаяиз желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будетхриплым;
·   Сухой воздух, использование кондиционера ицентрального отопления отрицательно влияют на голос. При необходимости можнокупить увлажнитель воздуха.
-17-
Особенно сильно напрягать голос приходится в жаркойдымной атмосфере в местах, где     много шума, например, в самолетах, в барах ина     вечеринках.
11.СИЛА ГОЛОСА
Вречеведении понятия «сила» и «громкость» голоса не являютсятождественными. Сила звука — это величина объективная, это реальная энергиязвука, измеряемая в децибеллах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха)колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельностирезонаторов (полости рта и носа).
Сила голоса у разных людей различна. У одних голоссильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. Удругих людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузкинеумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различныхфункциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, неперенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.
Громкостьголоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, тогромкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука.Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять взависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкостиголоса — это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия,адекватности ситуации общения.
Речь  лучше слушается благодаряправильно подобранному темпу, уместным паузам, разработанной артикуляции и такназываемой полетности голоса.
-18-
Болеетого, сильное повышение громкости подавляет более тонкие, качественныепараметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационныйрисунок. В этой связи вспоминается процитированный в «Записных книжкахК.С.Станиславского совет, данный одним старым актером молодой дебютантке,говорившей все время на сцене громче, чем положено, из-за боязни, что ее неуслышат: „Не голос усиляй — может пропасть правда, говори реже… Как быни был силен голос, он должен быть ниже той силы, которая его оживляет“.
Кромевыше перечисленных причин (ситуации общения, цели) громкость голоса должназависеть от содержания речи. Если вы рассказываете о грозе, громе, о событиях,наполненных громкими звуками, военных действиях, то вряд ли уместноиспользовать тихий голос. Если же вы описываете тихую летнюю ночь, шелестдеревьев и шорох листьев, то в этом случае голос усиливать нельзя.
12.УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Ауканье
Представьте,что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: „Ау-ау“. Произноситьзвуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Эхо
Детистановятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят:»А!" Другие тихо отзываются: «А-а-а».
Вьюга
Изобразимзимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается»вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга»говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается»произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
-19-
Гудокпаровоза
Изобразимгудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегосяпаровоза, а потом удаляющегося.
Маленькоепривидение из Вазастана
Вспомнимповесть А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В однойиз глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугатьворов, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужаснымголосом: «У-у-у».
Пожарнаямашина
Началсяпожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издаетпронзительные звуки сирены: «У-у-у-у-у».
Пионерскийгорн
Представьте,что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна.Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». («Вставай — вставай, кроватизаправляй!») А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.
13.УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ
1.Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какиеслова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи — громко или тихо?
***
Ночь.Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
–20-
Тише,тише, ветер,
В окна не стучись.
Л.Яхнин
***
Ветры,бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
С.Маршак
***
Левой,правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
А.Барто
-21-
14.ДИАПАЗОН И ОКРАС ГОЛОСА
Словодиапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть-- в музыке — через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимаетсярасстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос,до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно ив низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазонасвоего голоса, иначе он будет казаться неискренним.
Кромедиапазона голоса немаловажен и окрас.
1.Металлическое звучание — говорит об энергичности и твердости. Нет лучшегообразца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.
2.Елейный, масляный, жирно-мягкий голос — происходит от лишь изображаемойдружественности, фальшивого пафоса — по нему легко разоблачить подхалима.Например, так говорил Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя в исполненииКалягина.
Особенноважно следующее различие, которое легко улавливается уже после короткойтренировки:
3- певучая речь (сильное подчеркивание гласных) — темпераментность,чувственность, типична для людей, которых называют «добряками». Такимдобряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме«Джентльмены удачи» (но только не в роли Доцента: изменилась сущностьперсонажа — изменился и голос; это актерский талант);
— речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемымисогласными — преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.
-22-
Этомастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме «Место встречиизменить нельзя».
4.Монотонный голос — скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог быговорить Беликов из повести Чехова «Человек в футляре», — вот ужэталон скрытности, «футлярности», — или, например, Осип — слугаХлестакова из гоголевского «Ревизора».
5.Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах — открытость,многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендераактер Андрей Миронов.
6.Падение тона к концу фразы — вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это можетбыть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.
7.Ритмические колебания высоты тона — оживление при внутренней уравновешенности,способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в «Золотомтеленке» Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера — это все-таки дваразных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различиеактерских голосов).
8.Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона — неуравновешенность, отсутствие стабильности.
9.Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа«Война и мир». Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем естьчто-то «круглое».
10.Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости — трезвое,целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить уопределенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемойавторитарностью, склонностью к диктату.
-23-
Голоскаждого человека имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов,объединенных вместе, — пять октав.
Человеческийголос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностейорганизма и обстановки: во время беседы у мужчины эта величина от«до» первой октавы до «до» второй октавы, а у женщины — от«соль» второй октавы до «соль» третьей октавы; при чтениивслух у мужчины — от «соль» первой октавы до «соль» второйоктавы, а у женщины — от «ля» второй октавы до «ля»третьей; при крике, возгласе у мужчины — от «до» третьей октавы до«ми» третьей октавы, у женщины — от «ми» четвертой октавыдо «фа» четвертой октавы.
Интересныефакты
Певческиеголоса по силе звука классифицируются следующим образом:
Обычныйголос — 80 дБ
Концертный голос — 90 дБ
Опереточный голос — 100 дБ
Голос в комической опере — 110 дБ
Оперный голос — 120 дБ
Голос во всемирно известной опере — громче 120 дБ
Длясопоставления заметим, что сверхзвуковой пассажирский самолет«Конкорд» при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.
Продолжительностьзвука издаваемого человеком
Если средняя продолжительность одного звука (например,ноты «ля») без изменения тона и на одном дыхании для большинствалюдей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с.
Различныеманеры говорить
Шепот
-24-
Проделайте небольшой эксперимент, в результатекоторого вы окажетесь без голоса.
Положите пальцы на шею по обе стороны трахеи на уровнеадамова яблока и сначала говорите обычным голосом. Вследствие трения воздуха оголосовые связки вы почувствуете вибрацию. Затем прошепчите что-нибудь.Голосовые связки перестают колебаться, хотя вы продолжаете говорить. Почему?Потому что в этом случае слова произносятся исключительно за счет выдыхаемоговоздуха и движений рта.
Речь на вдохе
Мы всегда говорим на выдохе. Только в редких случаяхмы это делаем на вдохе, произнося короткие слова, например «да» или«нет». Попробуйте поэкспсриментировать и сделать свой голос оченьзвонким. Позвоните кому-нибудь из друзей и говорите с ним на вдохе. Ваш голоснастолько изменится, что даже близкий знакомый вас не узнает.
15.БЛАГОЗВУЧИЕ ГОЛОСА
Голос- это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другунапряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.
Главныекачества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленногоголоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность,подвижность и разнообразие тона.
Силаголоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания иречи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условийкоммуникации.
-25-
Поэтомуодинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высотаголоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Дляобычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речичеловек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речьвыразительнее.
Тембромголоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловленастроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихсяв резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних ( полость рта и полостьноса). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, тоиспользование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Подблагозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятныхпризвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучностивключается прежде всего звонкость . Голос звучит звонко, когда онрезонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкогонеба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранностизвука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также отактивности губ.
Благозвучностьголоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания , чтодостигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения,мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.
Благозвучностьголоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимаетсяотсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух.Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобноедля произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то естьоценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания
-26-
свистящихи шипящих звуков без специальных стилистических целей: Однако к технике речипроблемы ее благозвучности не относятся.
Полетностьголоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстояниибез увеличения громкости.
Подвижностьюголоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте,темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратораизменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Подтоном подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса,способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речиможет быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Онсоздается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса,паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
16.ГОЛОС,  КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.  Механизмы и строение голосовогоаппарата. Мышцы — дыхание — голос, их взаимосвязь.
.2. Дыхание. Позвоночник как опора дыхания. Релаксация. Связь дыхания спереживаемым чувством. Дыхание — источник звука. Самопознание через дыхание.
.3. Звуковой канал. Освобождение мышц языка, мягкого неба, челюсти.
.4. Резонаторы. Резонаторные полости, их расположение. Изучение голосовыхвибраций в разных частях резонаторной лестницы.
.5. Диапазон голоса. Освоение голосовых регистров. Динамический диапазон.
.
-27-
6.Артикуляция. Раскрепощение мышц артикуляционного аппарата, их действие. Связьдвижений руки с речью. Дикция. Познание гласных как проводника чувств. Познаниесогласных как проводника интеллекта.
.7. Речь и ее выразительность. Связь слова и чувства. Темпо-ритм речи, егосвязь с переживаемыми чувствами. Особенности индивидуального внутреннего ритмаи его изменение в зависимости от передаваемого содержания. Тембр голоса, связьего с чувствами. Обогащение голоса низкими обертонами. Мелодика речи.Интонация. Искренность и искусственность интонации.
.8. Подготовка голоса к звучанию. Гигиена голосового аппарата.
Деятельностьголосообразующего и артикуляционного аппаратов находится под регулирующимвлиянием коры головного мозга. Речь формируется благодаря функционированиюслухового анализатора и составляет деятельность второй сигнальной системы. Всвязи с этим частотный диапазон голоса укладывается в частотный диапазонслухового восприятия, составляя его часть. Так, если диапазон воспринимаемыхчеловеком передающихся через воздух звуков охватывает область от 16 до 20 000Гц, то диапазон звуков, применяемых в пении, приблизительно находится винтервале от 64 до 1356 Гц.
Голосхарактеризуется силой, высотой и тембром. Сила голоса определяется мощностьювыдыхаемого воздуха, степенью напряжения голосовых складок, амплитудой ихколебаний. Высота голоса характеризуется количеством колебаний голосовыхскладок в одну секунду, которое зависит от длины, упругости и толщины последних.Тембр определяет окраску голоса (теплоту, мягкость, благозвучность). Онформируется за счет призвуков, или гармоник, образующихся в резонаторах. Ввокале различают постоянные и меняющиеся резонаторы. К постоянным относятсяполости глотки, рта и носа, которые составляют так называемую надставную трубу.Меняющиеся резонаторы — это эмоции, под влиянием которых изменяется голос вовремя разговора или пения. Тембр голоса имеет возрастные особенности.
-28-
Певческийголос. Различают дискантовые и альтовые детские певческие голоса: дискант — высокий детский голос, альт — низкий (выше тенора).
17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученыедавно доказали: секрет успеха человека — в его голосе. Только вот люди привыклик тому, что они умеют говорить, к своему голосу, его интонациям и тембру: им ив голову не приходит, что они даже на одну десятую не используют егопотенциальных возможностей.
Все дело в высокой форманте, которая от природы заложена в голосовых связкахчеловека и о которой сам человек, понятно, ни сном ни духом не ведает. Междутем от умения приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокиечастоты, зависит выразительность речи, делающая человека особеннопривлекательным. Такой голос оценивается как лидерский, и ему отдаютпредпочтение большинство людей. Вспомните, как часто вам доводилось слышать,что человек, который нравится всем, обладает харизмой. Любимцем публики делаетего именно умение пользоваться всеми диапазонами спектра речи, в особенностидиапазоном высокой форманты.
Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболееизвестных из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и высокихчастот — от 80 до 2800 Гц. Обычный же человек использует при разговоре всреднем от 80 до 500 (максимум до 1700 Гц). Зона так называемой высокойформанты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего остается незатронутой.
Впрочем, выдающиеся люди всегда пользовались чарующей силой своего голоса.«От Советского информбюро...» — голос диктора Советского Союза ЮрияЛевитана звучал так мощно и выразительно, что, слушая его, советские воины,перед тем как отправиться на поле битвы, заряжались непоколебимой верой в то,что они победят. Откуда только бралась такая мощь в невысоком, худом человеке!
-29-
СамГитлер назвал его своим злейшим врагом. Секрет Левитана прост: 60 процентовспектра его голоса находилось в области высокой форманты.
У известного волжского баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднююнизкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Френка Синатры,покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- ивысокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка «Битлз» вкульминационных частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон,доводя поклонниц до полного экстаза.
Сегодня благодаря разработкам наших ученых стало возможным контролировать исовершенствовать свои голосовые данные. На первый взгляд все просто. Человекговорит в микрофон, его речь обрабатывается программой, и на мониторе в режимереального времени отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких,средних и высоких частот.
В настоящее время разработаны методики развития дикторских способностей,которые позволяют любому человеку совершенствовать свой голос. Спустя время вызаметите, как мечты сбываются. Отныне вы не будете выглядеть «сероймышью». И это не удивительно! Магнетизм вашего голоса будет не толькопритягивать к вам людей, но и превратит вас в человека, которому невозможноотказать, на которого нельзя сердиться, обижаться и уж тем более ругаться…Теперь вы справитесь с любой ситуацией! Но это еще не все.
С помощью определенных тренировок, можно добиться усиления мощности голоса,появления в нем любого необходимого оттенка (обертона, гармоники).
Голосимеет особую привлекательность. Это не просто физическое свойство организма,это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.
-30-
Упризнанных мастеров различных эпох необыкновенно приятные и выделяющиесяголоса: шепот с придыханием Мэрилин Монро, нежный голос Мишель Пфайфер,глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой – у Марлен Дитрих,низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти актеры уделяли постановкеголоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой Голливуда с пронзительнымвизгливым голосом?
-31-
ПЛАН
/>1.ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        4 стр.
/>2.ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛОСА                                                                        5стр.
/>3.СВОЙСТВОГОЛОСА                                                                                        8 стр.
/>4.ГОЛОС, КАКФУНКЦИЯ                                                                                  9стр.
/>5.ДЫХАТЕЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ                                                                  11стр.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА
/>6.ТЕМПРЕЧИ ИПАУЗЫ                                                                                    12 стр.
 
 
7.УПРАЖНЕНИЯ НА
/>ПРАВИЛЬНОЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАУЗ                                                       14стр.
/>8.ТОНГОЛОСА.                                                                                                   15 стр.
/>9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА                                                                                       15 стр.
/>10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕГОЛОСА                                                              17 стр.
/>11.СИЛАГОЛОСА                                                                                                18стр.                                                                                      
/>12.УПРАЖНЕНИЯНА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА                                      19стр.                                     
/>13.УПРАЖНЕНИЯНА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ.                    20 стр.
/>14.ДИАПАЗОНИ ОКРАСГОЛОСА                                                                   22стр.                                   
/>15.БЛАГОЗВУЧИЕГОЛОСА                                                                              25стр.
/>16.ГОЛОС, КАКИНСТРУМЕНТ                                                                      27 стр.
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
/>17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               29 стр.
/>18.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ                                                                             32 стр.
-3-
/>
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
И РАБОТА НАД НИМ
ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИССКУСТВ И КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ КиХТ
КАФЕДРАРЕЖИССУРЫ

КУРСОВАЯРАБОТА ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА 3КУРСА РТС ОЗО
КОСЫХ В.С.
ПЕДАГОГ
ПАРФЁНОВА Э.В.
ТЮМЕНЬ 2002Г.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.Карнеги Д. Как завоевывать друзей — Мн.: Беларусь. 1990.
2.Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретовуспеха ». Ростов н/Д: Феникс,1997.   
3.Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин; Худ. обл. М.Б. Драко.- Мн.: ООО «Попурри»,1998.
4.Честера Д.  Деловой этикет.Пер. с англ. Л.Бесковой.-М.: Агенство «Фаир»,1997.  
5. Б.В.Гладков, М.П.Пронина, Ополётности сценического голоса, Теория и практика сценической речи, вып.2,1992, СПб. Гос.институт теат-ра, музыки и кинематографии.
6. Войскунский А. Е. “ Яговорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
7.Ночевник М. Н.“Человеческое общение”, М., Просвещение,1986
8.Павлова Л. Г. “Спор,дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991
9.Сопер П. “Основы искусстваречи”, М, 1995
10.Социальная психология иэтика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995
11.В.С.Кантарович “Гигиенаголоса”. М.1955
13. К.С. Станиславский “Работа актеранад собой”, Письма. Л.1980
12.Н.П.Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова “Искусство речи”. Из-во
-32-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.