Реферат по предмету "Педагогика"


Современные реалии детства

--PAGE_BREAK--Глава
III
. Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время»… Причем многие обвиняют в этом телевизор.

Проблема суицида среди подростков – виноват телевизор… Дети жестокие, дерутся – опять виноват телевизор...

Чего только ни приходится слышать в адрес современных фильмов и мультфильмов. А задумался ли кто-нибудь о том, что в «невыносимости детей» виноват не телевизор, и не фильмы и мультфильмы, которые нынче стало так модно ругать. [16, c. 190]

Дети воспринимают мир через своих родителей. Сколько в наше время родителей уделяют минимум своего времени развитию детской души? В подавляющем большинстве люди заняты заботой о «добыче хлеба насущного». Только этот самый «хлеб» в наше время несколько отличается от хлеба в то самое время, которое прославляют люди пожилые, ругая современный уклад. В наши дни под маркой «насущного хлеба» выступают дорогостоящие игрушки, фирменная одежда. Такое впечатление, что люди соревнуются между собой – у кого дороже, круче, престижнее.

Одного ребенка семья, состоящая из двух работающих взрослых, содержит с трудом, и вопрос второго ребенка чаще остается открытым. А почему? Потому что ребенка одевают так, что больше одного не потянуть. Телевидение рекламирует все новые и новые товары. Что нужно человеку для жизни? Еда, вода и одежда. В современном обществе, чтобы перечислить список необходимых товаров не хватит книги. Семьи не могут позволить себе ребенка, но могут позволить дорогую машину, компьютер и многое другое.

А раньше было как? Муж, жена и минимум пять детей. Семья довольствовалась необходимым, то есть еда, так чтобы все члены семьи были относительно сыты и одежда, которая передавалась от старших младшим, занашивалась до дыр, штопалась и перешивалась. Муж и жена жили интересами семьи. [47, c.223]

Что мы видим в настоящее время? Современные семьи состоят из мужа, жены и ребенка, как правило одного. Разводы в современном обществе не редкость. Если раньше быть матерью-одиночкой считалось чуть ли не позором, то сейчас тридцатилетние женщины предпочитают обходиться без мужей. Все чаще семья состоит из мамы и ребенка. Нынешние женщины могут заработать не менее мужчин, или уж во всяком случае, достаточно, чтобы прожить одной с ребенком, поэтому повторный брак не приветствуется. Зачем? Бывший муж платит алименты, сама женщина зарабатывает, так зачем обременять себя обязанностями по отношению к мужчине? Когда можно просто развлечься вне дома.

Что в этом случае происходит с детьми? Они не видят перед собой примера любящей семьи, а не имея примера, как же возможно самому что-то сделать? Дети тем временем растут сами по себе в обществе навороченных игрушек, компьютера и телевизора. [49, c. 84-89]

В современной семье родители отсылают ребёнка: «Иди чем-нибудь займись». Лишь бы «под ногами не путался», лишь бы не мешал… Если спросить родителей, когда последний раз вы говорили по душам с вашим ребёнком? Многие при этом вопросе задумываются, глядя куда-то вдаль, а потом начинают рассказывать о том, что «работа заела и времени нет»...

А как раньше родители, работая и ведя хозяйство, находили время для своих детей?» Ведь у хозяек тех времен не было многих бытовых машин-помощниц, которыми располагают современные хозяйки. Однако находилось время и на задушевную беседу с дочкой, и на поездку на природу в выходные всей семьёй. И телевизор смотрели вечерами все вместе, попутно обсуждая фильм.

Откуда у детей возьмутся понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», когда дети предоставлены сами себе? Ведь недостаточно одних слов «Это ты смотреть не должен» или «Этот мультик – неправильный». Дети по своей природе любознательны и не принимают сухих запретов. Им нужно знать, «почему?».

Ведь даже в «неправильных», на взгляд взрослых, мультиках и фильмах можно найти полезные нюансы, которые хорошо использовать в воспитательных целях. Не так давно на одном из женских форумов активно обсуждался мультфильм «Корпорация монстров». Одна из участниц обсуждения возмущенно жаловалась, что «после этого мультфильма ребёнок стал бояться темноты».

А если посмотреть этот мультфильм с ребёнком вместе? И попутно – невзначай – заметить, что «если монстров не боятся – они боятся сами». Причем не в виде нудной нотации и, конечно же, не в стиле: «А-аа! Позор какой!!! Такой большой, а такой трус...»

Если вникнуть, то любой мультфильм, даже старые добрые сказки, на которых мы выросли, можно объявить губительными и вредными. А как же?

В сказке про Красную шапочку – злодей волк без зазрения совести слопал бабушку. Жестокость, однако! Не посчитался серый, что старость надо уважать.

Любые сказки и мультфильмы – это, в своём роде, отражение жизни. В реальной жизни тоже нет абсолютного добра и абсолютного зла, как нет чего-то абсолютно белого или черного. А вот научить детей отличать хорошее от плохого, отбрасывать ненужное – задача родителей.

Нужно только вспомнить о том, что ребёнок – это не кукла, которую можно положить в ящик и по мере надобности извлекать, чтобы нарядить в очередное модное платье. Ребёнок – это личность. И каким он вырастет, каким будет его восприятие мира – всецело зависит только от нас. Если дети видят, что их родители всецело поглощены заботой о материальном, то можете быть уверены, что настанет день, когда выросшие дети, следуя родительскому примеру, полученному в детстве, станут откупаться от вас деньгами и подарками.

Остановитесь на минутку! Отвлекитесь от соревнования с соседями и друзьями – кто круче. Обратите свои взоры на детей! Вы нужны своим детям. Им нужно внимание, забота и тепло. Не ищите причин на стороне, если, на ваш взгляд, ваш ребёнок «ведет себя не так». Начало формы

Если у ребёнка формируется неправильный взгляд на мир, нужно, в первую очередь, задать вопрос самому себе: «Что Я делаю не так?» [48, c. 405]

Конечно, находить сторонние причины намного проще и удобнее, переложить решение проблемы на кого-то другого не получится, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому, прежде чем в сердцах крикнуть своему ребёнку: «В кого ты такой...» – загляните в глубины своей сущности, и вопрос отпадет сам собой.

Все знают, что школа призвана сеять „разумное, доброе и вечное“, но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни…

Существуют дети, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, те, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и „своим“ в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: „Я хуже всех“, „Я ничего не умею, не могу“, „У меня ничего никогда не получится“.

Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: „Поскорее бы прозвенел звонок на урок“. Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь. [13]

В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник — то хороший, а получаешь тройки и двойки — значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят „плохими“ или „хорошими“.

Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, „отличник“ порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем „двоечник“. „Двоечник“ понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения. „Отличник“ же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой „отличник“ вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для „отличника“ это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь — это не класс.

»Двоечники" и «отличники» — заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот «троечники» свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно «троечники» очень часто добиваются больших результатов в жизни.

Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.

Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди — ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят «три». Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность — его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача — лучше посмотреть у «отличника», чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.

Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет.мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, «высунуться», оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.

В возрасте 12-16 лет детям свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть «как все», чтобы не выделяться из общей массы одеждой, играми и т.д. Если у большинства ребят в классе есть крутые мобильники, то ваш сын будет очень страдать из-за того, что у его телефона не та марка. Подростки очень трепетно относятся к своей личности. Им кажется, что их недооценивают, к ним придираются, поэтому каждое замечание или несправедливая с их точки зрения оценка вызывает у них бурю протеста. Подростки подозревают, что мир несовершенен и все время хотят убедиться в этом, видя несправедливость во всем, а окружающим людям приписывают несуществующее внимание к своей персоне. [25, c. 14-26]

Зависимость от мнения сверстников — очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток. Если в классе, где учится ваш ребенок, дети имеют возможность на каждые каникулы летать за границу, к школе их подвозят на «Мерседесе», а компьютер дома — последней модели, в то время как вы не можете обеспечить своего ребенка этим «джентльменским набором», то он будет себя считать «белой вороной». Вопрос «почему я не такой, как все» станет для него источником формирования комплексов неполноценности. В результате он будет бояться появляться в своем коллективе в «не такой» одежде, «не с таким» мобильником. Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, будет проявляться в разной форме — от замкнутости до агрессии.

Самый лучший выход — создать подростку атмосферу, в которой бы он чувствовал себя адекватно. Попробуйте сменить школу, посоветуйте ребенку записаться в спортивную или другую секцию, где не отдается предпочтение одежде и аксессуарам, а ценятся те качества, которые есть у вашего сына или дочери, например, ловкость, смелость, умение рисовать, вязать, знание литературы, истории, информатики и т.д. [12, c. 23-25]

Итак, комплексы, которые дети выносят из школы, нередко остаются с ними на всю жизнь. И с этим очень трудно бороться, ведь изменить круг общения мы часто не в состоянии — школьная система обучения почти везде одинаковая. Но отчаиваться не стоит, ведь и от родителей многое зависит.




2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава
I
.
Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Анкетирование— это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Цель исследования: проверить утверждение, что на современные реалии детства влияют различные факторы.

Для исследования мы выбрали методы анкетирования, а также видеометод.

Исследование проводилось на базе средней школы № 45, г. Минска.

В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса. Им необходимо было заполнить анкету, состоящую из 6 вопросов (Приложение А).

Результаты исследования оказались непредсказуемыми. На вопрос «Напишите пять любимых фильмов», у детей преобладали ответы: «Гарри Поттер», «Гарфилд», «Очень страшное кино», «Аватар», «Матрица», «Пила». (Приложение B) Ни одного доброго детского фильма, который учит добру, любви, уважать старших.

Детям необходимо было написать пять мультфильмов. Все мультфильмы, написанные детьми, были иностранного производства. Названий большинства которых, мы даже не слышали. «SouthPark», «Наруто», «SpongeBob», «Шрэк». И это только некоторые мультфильмы. Мультфильмы, в которых нет убийства, насилия и зла, дети не воспринимают.

На вопрос «Напишите пять любимых игр», все дети, принимавшие участие в опросе, написали названия компьютерных игр. «Симс», «Гонки», «GTA», «WarCraft». Исходя из этих анкет, других игр для них не существует.

Что касается телепередач, то здесь преобладали передачи, которые не несут никакой образовательной ценности. Только «пустые» передачи, ток-шоу, современные сериалы, которые не только не развивают современных детей, но и вредят психологическому здоровью. («Пусть говорят», «камеди клаб», «Универ»).

Среди ответов на вопрос «назовите пять любых персонажей книг», преобладали ответы: «Гарри Поттер», «Гладиатор», «Сталкер». Но так же, что не может не радовать, присутствовали ответы: «Золушка», «Кот в сапогах», «Буратино» — старые, добрые книги, которые, наверняка, были прочитаны родителями в детстве, и крепко поселившиеся в сознании детей.

Проанализировав анкеты детей, можно сделать следующие выводы.

Гипотезой нашего исследования является: проверить утверждение, что на современное детство влияют различные факторы. В ходе проведения анкетирования, констатируем, что гипотеза подтверждается.

Несомненно, что телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. После анализа анкет, можно с уверенностью сказать, что телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка.

Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – «голубой экран». Потребляя ее без разбора, дети постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Ведь из ответов детей видно, что практически у всех детей одинаковые ответы. Дети смотрят то, что диктует им мода, средства массовой информации.

После нашего исследования можно сделать вывод, что семья имеет огромное значение в жизни ребенка, и является самым главным фактором, влияющим на поведение детей. Из наших анкет видно, что у детей, которые привыкли жить в мире зла и жестокости, «проскакивают» ответы, которые «кричат» о том, что еще не все потеряно. Понятия добра и зла, заложенные родителями в детстве, книжки прочитанные вместе…все это никуда не делось. Дети это помнят. Обратите свои взоры на детей! Вы нужны своим детям. Им нужно внимание, забота и тепло. Не ищите причин на стороне, если, на ваш взгляд, ваш ребёнок «ведет себя не так». Начало формы

Если у ребёнка формируется неправильный взгляд на мир, нужно, в первую очередь, задать вопрос самому себе: «Что Я делаю не так?»
Глава
II
. Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).Исследование предполагало, что детям будет показан мультфильм «Мой друг — зонтик» (Приложение C). Фильм посвящён теме дружбы и адресован маленьким зрителям. Герой фильма Поросёнок использует в корыстных целях дружбу с наивным, дружелюбным Слонёнком. Обидев Слонёнка, он понимает, что поступил дурно и потерял настоящего друга.После просмотра детям было дано задание. Нарисовать «современный вариант» этого мультфильма.

Исследование проводилось на базе средней школы № 45 в 5 классе.

Результаты исследования стали ошеломляющими. Рисунок девочки: слон, нарисованный с мускулами (влияние телевидения: кто сильнее, тот и прав), убивает поросенка. (Приложение D) Убийство нарисовано со всеми подробностями: поросенок весь в крови. Девочка подписала рисунок так: «Слон убил поросенка, потому что он был плохим другом».

Рассмотрим рисунок другого ребенка. Девочка нарисовала слоненка, который «повесился». На рисунке запечатлен момент суицида. В окошке стоит поросенок и смеется с этой сцены. Когда девочке задали вопрос: «Почему слоненок поступил именно так?», девочка ответила: «Он ушел в депрессию». Откуда пятиклассница знает то, что она еще знать не должна?

Давайте проанализируем рисунок еще одного ребенка. (Приложение E) На этот раз рисунок мальчика. На рисунке преобладают серый и красный цвета. Причем красный цвет означает кровь. Ребенок пишет на рисунке: «Здесь есть насилие. Черно-белый фильм под названием «Мой лучший друг-Зонтик»». Мальчик нарисовал всевозможные способы того, как избавиться от поросенка.

Почему этот дружелюбный, наивный герой – слоненок, вдруг стал жестоким и беспощадным убийцей в глазах детей? Что повлияло на их сознание? Ответ напрашивается сам. Дети видят жестокость кругом: на улице, в современных журналах, компьютерных играх, средствах массовой информации…Словом во всем, что их окружает.

Но на всех рисунках мы заметили одну, очень интересную деталь: среди нарисованной детьми жестокости, нарисованы цветы и солнышко — как будто отзвуки детства. Нормального, доброго и наивного детства…Это еще одно доказательство того, что современным детям не достает родительского внимания.

Таким образом, родителям необходимо вспомнить о том, что ребёнок – это не кукла, которую можно положить в ящик и по мере надобности извлекать, чтобы нарядить в очередное модное платье. Ребёнок – это личность. И каким он вырастет, каким будет его восприятие мира – всецело зависит только от нас. Если дети видят, что их родители всецело поглощены заботой о материальном, то можете быть уверены, что настанет день, когда выросшие дети, следуя родительскому примеру, полученному в детстве, станут откупаться от вас деньгами и подарками.

Конечно, находить сторонние причины намного проще и удобнее, переложить решение проблемы на кого-то другого не получится, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому, прежде чем в сердцах крикнуть своему ребёнку: «В кого ты такой...» – загляните в глубины своей сущности, и вопрос отпадет сам собой.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: современная реальность имеет непосредственное отношение к детям, ставит перед ними «недетские» проблемы, влияет на процесс их развития. Время вносит свои коррективы.

Современные дети резко отличаются от тех, кто ходил в детский сад 20, 10 и даже пять лет назад. По данным психологов, нынешнее поколение проявляет меньшую любознательность и желание действовать. Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики — Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов. В настоящее время психологи фиксируют реальные изменения детства — как в физиологическом отношении, так и в развитии сознания и самосознания ребенка.

В ходе написания курсовой работы, были выявлены различные факторы, влияющие на особенности современного детства. К этим факторам относятся: современные игрушки и игры, средства массовой информации, семья и школа. Каждый из этих факторов может оказывать губительное влияние на детей.

Нами была выдвинута гипотеза. В ходе исследования необходимо было проверить, что на особенности современного детства влияют различные факторы. Благодаря проведенному нами исследованию, гипотеза была доказана.

Итак, существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей: большая информированность, приобщение к технике, свобода и раскованность, в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...

Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид… Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания.




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.