Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институтпсихологии, социологии и социальных отношений
Специальность‘Психология’
Зачетная работа по дисциплине
Развивающее обучение
«ТЕХНОЛОГИЯ РАННЕГО И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕПО МЕТОДУ Н.А. ЗАЙЦЕВА»
Кустова СветланаИвановна
3курс
Научный руководитель;
Голубушина К.К.
Москва 2009
Содержание:
1. Знакомство с методом Н.А. Зайцева
2. Кубики и таблицы
2.1 Как с ними работать
3. Противники метода…
4. Совет родителям
Список литературы
В последнее время умногих взрослых складывается ощущение, что нас окружают сплошные «гении вкоротких штанишках». Если раньше нашей самой первой книжкой был букварь иполучали мы ее в 7 лет, то сейчас семилетний «профессор» уже может читать,писать, проводить арифметические действия и знает таблицу умножения. Но знаетли? Многочисленные методики раннего развития говорят: естественно знает. Раз ксеми годам (как утверждают некоторые из них) он уже может знать школьный курсвсех дисциплин. Вот и читают беременные мамаши своему еще не появившемуся чадуазбуку, а младенцу, еще не окрепшему после родов, показывают таблички сословами. Мы постараемся рассказать вам, как не заблудиться в море различныхобразовательных методик, выбрать полезное и отбросить ненужное (а нередко ивредное). Короче говоря, как сделать так, чтобы развитие у ребенка было неранним и не поздним, а своевременным.
Начнем знакомство содной из самых нашумевших в последнее время методик обучения – методом Зайцева.Когда он начал широко продвигаться в среде частных детских садиков, родителиахнули: дети действительно в 3-4 года начинали читать слова. Но когда эти детиподросли и поступили в школу, появились проблемы. Кто такой Николай Зайцев и вчем суть его учения?
Николай АлександровичЗайцев – питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методикираннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академиитворческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных напринципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике.Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующихметодик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы длядетей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старшихгрупп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-хлет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и дляродителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.
В основе системы Н.А.Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, неслог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилияможет явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюстии произнеся что-нибудь вслух. Склад — это пара из согласной с гласной, или изсогласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этимискладами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинаетсоставлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики онсделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогаетдетям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Кубики раcпознаются:
(1) по цвету:«золотой» — желтый; «железный» — серый;«деревянный» — светло-коричневый; белый. По сочетаниям цветов:«железно-золотой», «деревянно-золотой»,«железно-деревянный». По одно-двубуквенным складам с буквами трехцветов: Голубого — Г — для Гласных, Синего — С — для Согласных, Зеленого — Здля твердого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам.
(2) По объему: кубикибольшие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькиедвойные — по четырем признакам.
(3) По звучаниюнаполнителя, раздающегося при встряхивании кубиков: «золотые»,«железные», «деревянные», «железно-деревянные»,отсутствие звука — по пяти признакам.
(4) По вибрациинаполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик — по четыремпризнакам.
(5) По весу — десятьразличий.
(6) По сочетаниямпризнаков — 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
1) «Большойзолотой» А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняетсяобрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили«золотые» звуки.
2) «Маленькийзолотой» Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется как ипредыдущий, но с меньшим количеством наполнителя.
3) «Большиежелезно-золотые» Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика),Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ,М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), H-HА-HО-HУ-HЫ-HЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенныесклады располагаются на гранях серого «Железного» цвета, двубуквенные- на «Железно-золотых» гранях. Каждый кубик заполняется шестьюкрышечками от бутылок из-под лимонада, издающих при встряхивании «железные»звуки.
4) «Большойдвойной желазно-золотой» Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиковтаким образом, чтобы на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаютсяпо-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиковзаполняется так же, как и кубики предыдущего сорта.
5) «Маленькиежелезно-золотые» БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ,ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ,МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, HЬ-HЯ-HЁ-HЮ-HИ-HЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкимизнаками размещаются на серых, «железных» гранях, остальные — на«железно-золотых». Каждый кубик заполняется четыремя«лимонадными» крышечками.
6) «Маленький весьжелезный». Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличалсяот прочих сортов не только внешне, но и внутрене, по звучанию и весу.
7) «Большиедеревянно-золотые» П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ,К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ.Однобуквенные склады располагаются на «деревянных» гранях, остальные- на «деревянно-золотых». В кубик закладывается деревяшка диаметром2,5 см и сантиметра полтора толщиной. «Что там внутри?» — спрашиваютрехлеток, встряхивающих кубик. «Деревяшки!» — отвечают хором. Можно положитьи семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от корыпрутиков, диаметром около сантиметра.
8) «Большиедвойные деревянно-золотые» Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ,склеенных из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) такимобразом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫоказываются на больших гранях.
9) «Маленькиедеревянно-золотые» ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ,КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ,ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2см и чуть больше сантиметра толщиной или 5 колобашечек. Склады с мягкимизнаками — на «деревянных» гранях, остальные — на«деревянно-золотых».
10) «Маленькиедвойные деревянно-золотые» Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ иЩ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пятьколобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаковопроизносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.
11) «Большойдеревянно-железный» БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ — межъевропейский; HЪ — конъюктивит, конъюнктура; РЪ — контръярус; ХЪ — сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четыремяскладами можно пренебречь.
12) «Маленькийбеленький» со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным ивосклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубикнарезанной бумагой. Считайте, что кубики собраны правильно, если удаетсяподелить их на 12 сортов с завязанными глазами.
Эти кубики помогаютдетям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года ичуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течениенескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное,что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотретьнекоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще болееигровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методикуобучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).
Таким образом, алфавитуздесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу(какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном,тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях.Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады,дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати,принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету – ребенкувыдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, гдеработают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам.Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность — висятна канатах, ползают по шведской стенке и… как-то между прочим выучиваютсячитать. Не испортишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения — буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов —чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе сослабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальнойшколы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках,более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопедысообщают, что благодаря “Кубикам” значительно быстрее выправляются недостаткиречи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске идругих местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают “Кубики”тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге.Многие заметили, что дети,обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Не из одного уже местасообщили, что с помощью “Кубиков” выводят в речь молчащих (аутичных?) детей.
Так в чем же сущностьновой технологии, ее отличие от прежних? Чтобы понять, что такое складовойпринцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим наши кубики и таблицы кним.
В наборе “Кубиков Зайцева”52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листатаблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щсклеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ,ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможностьскладывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ,содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.
Таким образом, общееколичество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое слово,равно сорока.
Кубики и таблицыпредъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым иностранцамсразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова,прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Оттого, что вводятся сразувсе буквы, никто еще из наших учащихся с ума не сходил и заикаться не начинал.
Немного повторюсь:
Кубики распознаются:(1) по цвету: “золотой” — желтый, “железный” — серый, “деревянный” — светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: “железно-золотой”,“деревянно-золотой”, “железно-деревянный”. По одно-дву-буквенным складам сбуквами трёх цветов: Голубого — Г -для Гласных, Синего — С — для Согласных,Зеленого — 3 — для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовымпризнакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные(склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) Позвучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков:
“золотые”, “железные”,“деревянные”, “железно-деревянные”, отсутствие звука — по пяти признакам. (4)По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик — ночетырем признакам. (5) По весу — десять различий, (6) По сочетаниям признаков —12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
В первую очередьсоберите, заполните и склейте пять двойных кубиков. Заполните остальные кубикижелезками, деревяшками, обрезками жести, бумагой, как сказано выше. Лучше, еслибудете делать это вместе с ребятами, чтобы у них не возникало желания кубикиразбирать. Заклейте кубики, нанося клей типа “Момент” или ПВА кончиком ножа.Оставьте часть наполнителя для показа ребятам, не участвовавшим в сборке,предотвращая тем самым их попытки познакомиться с содержимым.
Считайте, что кубикисобраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.
Четырёх-пятилетки судовольствием играют в “дурачка”, “тысячу”, “пьяницу” и прочие игры хоть на 36,хоть на 52 картах. Карты предъявляются им все сразу и выучиваются ребятамивмиг.
А 33 буквытрадиционными способами ни в садике, ни за несколько месяцев в школе, бывает,не осваиваются.
Дело в том, что карты — гениальная дизайнерская и методическая разработка. Буквы маленькие, всечёрненькие, не похожи, конечно, друг на друга, но не так-то легко различиямежду ними улавливать и помнить. А карты мигом запоминаются. В них большеярких, мгновенно откладывающихся в памяти признаков-сигналов, делящих их нагруппы и разряды: 1)6. 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз — 9 признаков; 2)пики, крести, черви, бубны 4 признака; 3) картинки — не картинки; 4) дяди-тёти;5) молодые — не молодые (дяди); 6) чёрные -красные; 7) в правом углу количествофигур на карте обозначено цифрой и мелким изображением масти; 8) валет, дама,король туз — метятся буквами В, Д, К, Т и также изображениями масти. Итого 30признаков.
По 46 признакамразличаются кубики. Предъявляйте ребенку их, как и карты, все сразу, а не поодному-два-три кубика за занятие, как советуют настырно распространяемыеметодички петербургского кооператива “Гармония”, извращающие и во многом другомсуть наших методик (авторы Алексеева, Труханова). Не имеют отношения к нашимметодикам и “Складушки” Воскобовича, отдающие откровенным плагиатом да еще иначиненные нелепыми стишками.
Кроме системы,изложенной на кубиках, Зайцев предлагает использовать таблицы с правиламичтения, орфографии и пунктуации – однако общего с таблицами, которые показываютв школах, здесь нет. Просто это совсем другая система. Кстати, наличие таблиц икубиков нередко называют здоровьесберегающим фактором такого обучения – ребенокне сидит долго на одном месте, а время от времени бросает взгляд на таблицу, итак или иначе, ее содержимое откладывается у него в голове. Отсюда нет раннихвысоких нагрузок на спину и глаза. К тому же принцип игры, заложенный взайцевскую модель обучения, не позволит ребенку заскучать на занятии (поЗайцеву оно должно идти в игровой форме и не дольше 25 минут). Этому могутпомочь и такие приемы, как, например, пропевание складов на мотив детскихпесенок.
Как мы уже говорили,пособия Зайцева — это не только обучение чтению и счету, но и другим жизненнымреалиям, например, «Дорожные знаки», «Любимые картины», «Читай и пой», «Пишукрасиво» и другие. Как правило, все они предназначены для дошкольников, причем,4-5-летнего возраста. Согласно его методике, целенаправленно обучать ребенкачтению по «Кубикам» нужно не ранее трех лет, а до этого кубики могут бытьобыкновенной игрушкой.
Однако наряду с ярымисторонниками, есть и противники зайцевского обучения чтению по кубикам. Главнаяих претензия – то, что у детей впоследствии возникают очень серьезные проблемыс грамотностью на письме и произношением. Например, некоторые сочетания букв,предложенные Зайцевым, существуют в очень небольшой группе слов. Например, там,где мы слышим «кафЭ», ребенок-«зайчонок» и будет писать кафЭ – склад такой дан,значит надо применить. Хорошо, если родители при этом имеют филологическоеобразование и объяснят ребенку, что надо писать все же букву «е». А если нет?«Е» — и все тут?
Следующее сомнение упротивников методики – в эффективности обучения. Дело в том, что многие мамыдействительно покупают эти кубики детям с рождения и вертят перед малышами имив «образовательных» целях. Однако много ли смысла ребенок поймет в словах,прочитанных в год? Ученые говорят, что у совсем маленьких детей с абстрактныммышлением туго, поэтому дети с трудом ассоциируют прочитанные слова спредметами (камушек в огород методики Глена Домана, о которой мы расскажемпозднее) – между прочим, многие мамы тщетно пытаются добиться от двухлетних«кубикочитателей» пересказа того, что они прочитали в книге. В этом возрастедетям, как правило, интересны не книжки с буквами, а книжки с картинками (элегантныйпоклон в сторону старой доброй азбуки). И уж совсем малореальными можно назватьрекламные заявления фанатов «Кубиков», что ребенок учится читать едва ли не занеделю. Кубики-то научится складывать, а понимать, ЧТО он сложил?
Третье, что не нравитсяпротивникам распространения методики Зайцева – яркая коммерческаянаправленность. Не секрет, что сейчас практически все развивающие игры иигрушки стоят немаленьких денег. Однако, заплатив за набор кубиков, родителивынуждены будут еще их склеивать и подбирать наполнитель (чтобы некоторыекубики звенели, а некоторые – шуршали). А если учесть, что практически всемдетям свойственна скрытая «тяга к разрушению» (не сломать, так отгрызть), токубики становятся небольшой домашней иконой – не дай бог, сломаются, порвутся,помнутся… а тут еще и ребенка они совершенно не интересуют (такое, кстати,нередко случается – ну не интересно малышу, и все тут!). Существуют и готовыекубики (твердые, специально изготовленные, с наполнителями), но стоят они вразы дороже самодельных. А еще есть различные зайцевские семинары (конечно,платные), на которые родителям наверняка стоит сходить, чтобы прояснить длясебя моменты, не ясные из прилагаемой к кубикам методички. А еще есть частныедетские сады, где ребенка учат по методике Зайцева – причем, не факт, чтопреподаватели будут там достаточно компетентные, а это уже серьезно, иначеребенок может получить серьезные речевые нарушения, например, нарочитоеразделение слов на склады при произношении.
Четвертая причинанедовольства методикой Зайцева – сложности при дальнейшем обучении в школе.Когда ребенок-«зайчонок» приходит в первый класс, его могут окружать дети,которые учились читать по-другому, а то и вовсе читать не умеют. И тутначинается все с нуля. С азбуки. Со слогов (о которых «зайчонок» даже неслыхивал). Представляете потрясение? У ребенка на этой почве может возникнутькак невроз, так и стойкое отвращение к чтению вообще. А все из-за смены системыобучения (кстати, поклонники системы Зайцева всячески ругают имеющуюся школьнуюсистему, потому что она, якобы, уравнивает всех – и глупых, и умных). Дело всев том же звуко-буквенном анализе, который методикой Зайцева не признаетсявообще (действительно, зачем она трехлеткам?), но очень важен для обучениярусскому языку не как чужому, иностранному, а как системе речи и мышления (недаром же logo по-гречески означает и «слово», и «мысль»).
Кто же прав? Наверное,те, кто выбирает промежуточный вариант. Кто знакомит ребенка с кубикамиЗайцева, но при этом обучает и азбуке, и звуко-буквенному анализу. Или ктовообще учит своих малышей читать по-старинке – по рекламным вывескам,заголовкам газет, или еще каким-либо своим, «секретным» способом, рассчитаннымна своего единственного и самого лучшего малыша. Ведь не секрет, что даже всоветское время некоторые дети умели читать еще до школы, а первый класс с егочтением по слогам был лишь закреплением и отработкой навыков, приведением вопределенную систему полученных знаний. Ведь систематизировать разрозненноегораздо проще, чем сломать одну систему, а на ней возвести другую.
Есть ведь и еще одиннюанс. Все эти «игры разума» проходят в головах наших замечательных детей.Мышление у них не окрепшее, хотя и обладает недюжинным потенциалом. Так вотглавное – не вносить излишний сумбур в светлые детские головки. А по какойсистеме – решать вам, дорогие родители.
Что думает об этом самНиколай Александович? «Не умаляя роли развивающих моментов методики длядетей раннего возраста — пение песенок-попевок по таблицам, различение цветакубиков, звука, размера, и т.д., а также письмо по таблицам и кубиками (вместесо взрослыми), хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этомвозрасте все же преждевременно, и умение читать для детей раннего возраста — несамая насущная потребность. Деткам полутора-двух лет больше хочется попробоватьэти кубики на зубок, они активно интересуются содержимым звучащих коробочек, невсегда желая, к досаде взрослых, использовать кубики по прямому назначению. Неочень многие родители могут увидеть результаты своих трудов, начиная занятия сдетьми до двух лет. А к тому времени, когда у ребенка накапливается информация,опыт, и он готов к дальнейшим свершениям, у многих родителей энтузиазм остываети процесс останавливается на полпути. В период от трех с половиной-четырех лету многих детей начинается вторая волна жгучего интереса к языку. Обладаязначительным словарным запасом, ребенок начинает проявлять интерес кязыкознанию: что означает незнакомое слово? почему мы так говорим? У ребенкавозникает внутренняя готовность к чтению и, главное, потребность и желаниенаучиться читать. Родителям важно уловить этот интерес своего малыша и идтиименно от его внутреннего желания учиться читать. Для одних это происходитпосле трех лет, для других — в четыре-пять лет.»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Верьте в своегоребенка.
Не будьте излишнебеспокойными и не спрашивайте себя после каждого занятия, «когда мы, наконец,заговорим, начнем читать, писать» и т. п.
Хвалите ребенка, дажеесли вы сами пока результата не замечаете.
Методика Зайцева — этотакая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-тоопределенной стороной. Она для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам длярадости и творчества.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. ≪КУБИКИЗАЙЦЕВА≫.Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 1999.
2. Комплектдля дома, группы, класса. Зайцев Николай Александрович, автор, 1999
3. ЛенаДанилова «Что такое „раннее развитие“ детей?», Москва, 2000
4. ГленДоман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как научить ребенка читать»,«Аквариум», 1998
5. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или Развивающие игры», М.,«Просвещение», 1989