Дизайн— главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельностичеловека по законам красоты вне искусства. Он охватывает областьпроектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью, сучетом их пользы, удобства и красоты. На Международном семинаре дизайнеров(Бельгия, 1964 г.) была принята следующая его характеристика-дизайн — этотворческая деятельность, целью которой является определение формальных качествпромышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главнымобразом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия вединое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зренияизготовителя».
Дизайн— предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники позаконам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетическойдеятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а такжеокружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства ипотребления, ситуацией технической революции, особенно развитием автоматизациив промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизациипроизводства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладатьвысокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусыпотребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами долженсоответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурнойтрадиции его социального функционирования, технологическим особенностямсовременного массового производства, общим задачам гуманизации, «очеловечения»мира развития и обогащения «второй природы», окружающей нас.
Дизайнсоздает особый язык формы, зрительно выражающий идеал, согласно терминологиинемецкого архитектора и теоретика искусства В. Гропиуса, «визуальный язык». Вэтом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, цвет, отношениясвета и тени, пустоты и объемов тел, цвета и масштаба. Дизайнерская форма —знак материала, технологии и качества изготовления вещи выражающий ееназначение и характер ее социального бытия в системе культуры.
Дизайнобеспечивает человеческое взаимоотношение вещи и ее потребителя, а также«очеловечение» человеческих отношений, ибо вещь предстает в роли посредникамежду ее создателем и потребителем. Пользуясь художественно сконструированнымивещами, человек как бы созерцает самого себя в созданном им мире, чтодоставляет ему глубокое эстетическое наслаждение.
Дизайносуществляет массовую культурно-эстетическую коммуникацию, передавая черезпредметы быта, орудия труда, вещи повседневного обихода, создаваемые современнойпромышленностью, определенный тип художественного вкуса.
Дизайнпроникает во все сферы жизни и деятельности людей. По массовости и силеэстетического воздействия он может сравниться с кино и телевидением и визвестном смысле даже превосходит их. Ведь чтобы пойти в кино, нужно выкроитьвремя и купить билет, чтобы стать телезрителем, необходимо купить телевизор иобрести досуг. А чтобы подвергнуться эстетическому воздействию дизайна,достаточно лишь быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна, даже задавшисьтакой целью, невозможно, ибо никому не дано выпрыгнуть из культурного обиходаэпохи, обойтись без ее атрибутов — мебели, посуды, средств транспорта, книг ит. д. А все это — создания дизайна, на которых лежит печать определенногостиля. Влияние стиля на сознание человека особенно глубоко и непосредственно.Та или иная форма ложки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, иэстетического воздействия. Последнее в продуктах дизайна связано с самимобразом жизни общества, типом мышления и деятельности эпохи.
Дизайн— это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии,вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн — это эстетический и научно-техническийуровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещахбыта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры. Дизайн — этосекреты производства (технология создания) данного продукта в массовом,эстетически совершенном и практически удобном виде. Дизайн — это встреча конструктораи художника, производителя и потребителя благодаря превращениюэстетизированного продукта труда в продукт утилитарного и эстетическогопотребления. Дизайн — это массовая коммуникация внутри общества, объединяющаялюдей едиными индустриально-эстетическими продуктами потребления, стилистикой,образом жизни. Дизайн связывает в единый узел духовную и материальную,научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру.Он — место их встречи, фокус их пересечения. Тем самым он обеспечиваеткультурную целостность современной цивилизации.
***
Техническаяэстетика — это теория дизайна, то есть освоения мира по законам красотыпромышленными средствами, проектирования, индустриального воплощения вматериале и социального бытия полезных и красивых вещей в их отношении кчеловеку и обществу, серийного изготовления орудий труда (станков, машин) идругих предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) иэстетические качества.
Многиеновые дисциплины (биохимия, астрофизика и др.) развились на стыке наук. Таковаже и отпочковывающаяся от общей эстетики техническая эстетика. Учитываядостижения техники и искусства, она в комплексе анализирует многочисленныесоциальные, экономические, технические, психические, физиологические, гигиеническиефакторы, а также данные эргономики, изучающей принципы научной организациитруда, исследующей психофизиологические возможности человека с целью созданияоптимальных условий для его деятельности.
Идеитехнической эстетики начали зарождаться в середине XIX в., задолго до появлениядизайна. Английский писатель, теоретик искусства Дж. Рёскин в лекциях,прочитанных в 1857г. в Манчестере, поставил вопрос об эстетически ценныхпродуктах производства и подчеркнул: то, что создается поспешно, погибает так жепоспешно; то, что обходится всего дешевле, в итоге оказывается самым дорогим.Рёскин говорил об искусстве бытовых вещей, считая его основополагающим виерархии искусств. По его мнению, машинное производство калечит не толькоизготавливаемые вещи, но и их производителей и потребителей. Рёскин предложилсвоего рода ретроспективную утопию, призывая вернуться от машинногопроизводства к ремесленному.
ИдеиРёскина в теории и практической деятельности продолжил другой английскийисследователь — У. Моррис, который ратовал за возврат от дешевого машинногопроизводства, создающего некачественные товары, к ручному труду и пыталсявоплотить свои идеи в рамках современного мануфактурного производства.
Разработкусобственно технической эстетики начал Г. Земпер, выпустивший в 1860—1863 гг.труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическаяэстетика» (в двух томах). По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией,2) материалом изготовления, 3) технологией производства, 4)социально-идеологическими факторами, обусловленными данным обществом.
Одиниз родоначальников теории механизмов и машин, немецкий инженер и теоретик Ф.Рело, выступил против резкого разграничения искусства и техники. В 1862г. вкниге «О стиле в машиностроении» он выдвинул идею внедрения архитектурныхстилистических форм в машиностроение.
Нарубеже XIX и XX вв. работавший в Бельгии и Германии архитектор X. ван де Велдеподчеркнул, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму,подчиняться целесообразности, логике, «практической и разумной красоте».Социолог и теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление»технических изделий.
В 1907 г. художественный директор концерна АЭГ П. Беренс выдвинул идеюхудожественной стандартизации и стилистического клиширования продукции. Егоученик, архитектор В. Гропиус, подчеркивал в 1913г., что вещь замечательная втехническом отношении должна быть одухотворена и эстетически оформлена. В1919г. в Германии был основан «Баухауз», ставший одним из центров техническойэстетики.
ВРоссии идеи технической эстетики начали распространяться в начале XX в. П.Страхов обосновывал мысль о необходимости единства искусства и техники. Онсформулировал требование: само производственное предприятие должно бытькрасивым. П. Энгельмейер и Я. Столяров в 1910 г., развивая идеи технической эстетики, выдвинули принцип отказа от украшательства в продуктах промышленности иорганичности слияния пользы, функции и красоты вещи. В 20-х годах техническаяэстетика развивалась в теоретических и практических работах А. Родченко, В.Татлина, Л. Лисицкого, М. Гинзбурга, И. Леонидова и других, отстаивавших идею«производственного искусства», искусства как производственной деятельности, какжизнедеятельности. Образовавшийся в 1920г. ВХУТЕМАС (Всесоюзныехудожественно-технические мастерские) продолжил практические и теоретическиеизыскания в области дизайна и технической эстетики.
Техническаяэстетика, обобщая практику художественного проектирования, формирует еготворческие принципы: широта ассоциаций и глубина переработки исходных объектов,зависимость эффективности художественного проектирования от расстояния междуисходными объектами и степени их творческого преобразования в духе новойцелесообразности и взаимоприспособленности.
Основныесоциальные принципы технической эстетики удачно сформулировали один изоснователей «Баухауза», венгерский художник Л. Моголи-Надь (дизайнер имеет делос предметами, но его цель не предмет, а человек), и видный деятель ВХУТЕМАСА
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта error666.ucoz.ru/