Гражданско – патриотическое воспитаниешкольников.
В.В. Каменец
учитель истории иобществознания Лакомобудской среднейобщеобразовательной школы.
Брянская область.
1. Развитие содержания понятия«гражданское воспитание» в педагогике 20 в.
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитанияокончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепилсясам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнеромразрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идеяо том, что действенные государственные воспитательные институты – трудоваяшкола и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер,может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, напуть его сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тираниибольшинства, господства черни, партийной тирании…
В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнерконкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательноеприучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства.Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, являетсяосознание своего труда как необходимого государству, а следовательно,требующего тщательности и ответственности.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировойпедагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие.Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизнироссийского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В отличие от Западной Европы, где городское самоуправлениепротивостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земскоесамоуправление выступало против боярской, а затем и дворянской аристократии, нопри этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль вукреплении российской государственности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятсядва значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общиныили народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственностьраскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования,необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие«гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной,преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственноесодержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определилкак «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается спецификапонимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно –нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующейявлялась религиозно – монархическая парадигма гражданского воспитания,основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности вразвитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годыставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание«нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующегопериода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующиеклассы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира.Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженныеборец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящеесянаселение страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств,практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковымимогли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигалисьследующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функциисубъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудиемдуховного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни,творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенноенаступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду вжизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельныхначал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат квоспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие имигосподствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество.Понятие «гражданского воспитания» било поглощенопонятием «коммунистическое воспитание», понятие гражданственность»отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданскоговоспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехническойшколы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А.Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданскоговоспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработкепростых норм нравственности – чести. Человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи скоренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее,провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданскойответственности.
Начиная с 1993 г.по настоящее время характеризуется становлением правового государства игражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственностикак интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себяюридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цельгражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качествесубъекта народовластия, т.е.педагогическая мысль на новом уровне вернулась ктезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые замногие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политикиотнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечествуи готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитаниепатриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания гражданположена организация государственной системы гражданско-патриотическоговоспитания. К системе гражданско — патриотического воспитания отнесены:формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов такихсоциально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическаяработа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельностьСМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблемгражданско – патриотического воспитания.
2. Актуальность гражданско –патриотического воспитания в современной России.
Условия, в которых сегодня находится российское общество. В целомпока неблагоприятны для формирования уподрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного навысокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречатгражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россияпереживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностейпоставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальнойсправедливости;
- поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовныйкризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена безприоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однаков 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательнойдеятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной моделиобучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческихценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, чтов этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрелов традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено надуховно – нравственное развитие человека в процессе образования.
- единую Всероссийскуюпионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которыедолжны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой –либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственнойподдержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотическиеценности были монополизированы радикальными группировками левого и правоготолка.
- однако и формирование государственной системы воспитания не сулитбыстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды:непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкцияколлективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалови общественных ценностей;
- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве отсоциальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полноймере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, каковасегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско –патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может тольковозрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально –психологического климата в стране… Уже одно это делает принципы гражданско –патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализациюнеотложной общественной и педагогической задачей.
3.Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образованияи воспитания школьников.
Начало 21 в.для России – время формирования гражданского общества и правового государства,перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшейценностью.
Изменения.Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системеобразования. Успешная самореализация личности в период обучения и после егоокончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке трудаявляются важнейшей задачей. Учебно-воспитательного процесса. Усилениевоспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия.Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье,окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в областиобразования.
В «Концепциимодернизации российского образования на период до 2010 г.» определеныприоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усилениевоспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективногогражданского образования.
В настоящеевремя гражданское образование находится на этапе становления, который включаетразработку содержания гражданского образования, развитие демократических началв жизни образовательных учреждений и организацию социальной практикиобучающихся.
Нормативныедокументы и информационно – методические материалы Министерства образования РФстимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в областигражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональныхконцепций и их реализации созданырегиональные Центры гражданского образования.
Главной цельюгражданского образования является воспитание гражданина для жизни вдемократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин долженобладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную системудемократических ценностей. А также готовность участвовать вобщественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданскоеобразование направлено на формирование гражданской компетентности личности.Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей,позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплексгражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания иумения на практике.
Становлениегражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у нихосновополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющихгражданское самосознание.
В процессеформирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитаниеребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонациональногонарода РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традицийродного края.
Гражданскоеобразование представляет собой единый комплекс, стержнем которого являетсяполитическое, правовое и нравственноеобразование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов,проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократическогоуклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной икоммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданскоеобразование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первойступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности,нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть.Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативныеспособности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования –развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформироватьличность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень(основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведенияподростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущейсамостоятельной жизни в обществе.
На этом этапестержнем гражданского образования является формирование уважения к закону.Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащениесознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных иправовых нормах.
На третьейступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различныхсферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, егосоциально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы впроцессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность иумение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную иколлективную деятельность.
Содержаниегражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первуюочередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяетучащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе,отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областяхобщественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешноориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоенияосновных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...), школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества,патриотизма.
В основугражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решенииобщественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальнойпрактики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, таки в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создатьусловия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения пообсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальныепроекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления,полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, ихдрузья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическимисобытиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важноезначение в реализации задач гражданского образования имеет эффективноеиспользование новейших педагогических технологий (интерактивные методики,информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебногопроцесса.
4. Краеведческая деятельность– важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Меня какобществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма иформирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви кРодине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательнойработе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности,которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах,а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и«малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважатьсвой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобышкольники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящеевремя в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческийкомпонент «История Брянского края», краеведческий компонент на уроках истории иобществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Курс «ИсторияБрянского края» был введен в 2001г. как самостоятельный предмет региональногокомпонента. Он знакомит учащихся сархеологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, сжизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями,обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показатьсвязь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности инеобходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уваженияк его прошлому и настоящему.
Данный курс ядополняю «Историей села Лакомая Буда». Главная задача курса – развитие уучащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей«малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсепредполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую,исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формызанятий как экскурсии по улицам села, к краеведческим объектам, на природу,уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.
Дляучащихся 7-11 классов организованаработа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят вподготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историейрайона, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведениивикторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения историиродного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминанияродных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка исобственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета«Авангард», краеведческая литература.
Формытворческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения,исследовательские работы. За последние три года ребята выполнилиисследовательские работы: «Странички из истории села Лакомая Буда»,«Партизанское движение на территории Климовского района», «Солдаты Отечества»,«Дорогие сердцу имена», «Успенский храм в селе Лакомая Буда – исчезнувший памятникдеревянного зодчества России». Три последние работы были направлены на районныйконкурс исследовательских работ по краеведению. Две работы заняли 2 место.Исследовательская работа «Дорогие сердцу имена» была отправлена на областнойконкурс и отмечена дипломом.
«ИсторияОтечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности дляпатриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалахможно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служенияотчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтомупривлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо ипедагогически оправдано. Например, темы«Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация»,«Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годовдополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка,проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и орезультатах сообщают на уроке.
При изучениитемы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения омужественных солдатах – лакомобудцах, которые участвовали во всех сраженияхвойны.
Особый интересу учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственниковстаршего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
При изучениитем по истории культуры России яиспользую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуреБрянского края .
На урокахпосвященных проблемам современной России, активно использую материалы местныхсредств массовой информации.
Вкраеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии.Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют ихисследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковойсистемы в другую.
Большую роль вгражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания.Использование местного материала способствуют формированию активной гражданскойпозиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры.
Предлагаюразработки одного из уроков обществознания, программу элективного курса«Избирательное право» и исследовательскую работу учащегося «Национальный проект«Образование» в действии» с использованием местного материала и ИКТ.
Замечанияможно высказывать по адресу: Lak-Bud@yandex.ru
Литература
1.Гражданское образование: ценности иприоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск.БИПКРО. 2006.
2. Гражданско-патриотическоевоспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.. // Преподавания истории иобществознания в школе// 2007. №7
3. Концепция гражданского образованияв общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания вшколе// 2002. №4
4. О гражданском образовании учащихсяобщеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерстваобразования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории иобществознания в школе// 2002. №4
5. Развитие содержания понятий «гражданственность» и«гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории иобществознания в школе// 2006. №9
МОУ Лакомобудская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс
«Избирательное право»
Разработала:
Каменец Валентина Васильевна,
Учитель истории и
обществознания
Лакомобудской СОШ
Адрес: 243062
с.Лакомая Буда
Климовского района
Брянской области.
2007 г.
-1-
_1_
-1-
Пояснительная записка
Создание правового государства, укреплениедемократических основ государственной и общественной жизни осложненообъективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболеезначительных является недостаточная правовая культура граждан России,общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность гражданв ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленногоформирования правового сознания подрастающего поколения.
Одним из значимых признаков правовойкультуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлениистраной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть заформальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочкевыборов реальные масштабы народного представительства. В этом случае избирательотдает свое предпочтение тем силам,которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить, в случае победына выборах, достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные длядемократического правового государства.
Особое значение подготовки учащихся к сознательнойи активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостьювключения в учебный план в 10 классе элективного курса «Избирательное право»,который изучается параллельно с темой «Политика». Элективный курс расчитан на17-18 часов.
В условиях профильной школы элективный курс углубляет, расширяет идополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо отизбранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровнякомпетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностныхотношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами,грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданскогообщества).
Цель курса — подготовить молодое поколение к участию вполитической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина.
Задачи курса:
— развитие личности в период раннейюности, ее политической и правовой культуры;
— воспитание активнойжизненной и гражданской позиции,толерантности, ответственности, привержен