Политические коммуникации в избирательных компаниях
Содержание
Введение
1. Политическая коммуникация и ее место в системесоциально-политических наук
1.1 Сущность политической коммуникации
1.2 Функции политической коммуникации
2. Политические коммуникации каксредство достижения политических результатов
2.1 Стратегические политико-коммуникационные кампании
2.2 Основные формы политическихкоммуникаций с избирателями
Список использованной литературы/>/>/>Введение
Актуальность проблемы исследования: Политическую коммуникациюсегодня со всей очевидностью необходимо признать одним из важнейших аспектов легитимациивласти, требующим соответствующего изучения, при этом, разумеется, избегая крайностейтехнологического детерминизма, поскольку, в конечном счете, именно социальные потребностипредваряют и часто определяют судьбу технико-технологических инноваций.
Таким образом, изучение политической коммуникации, различныхее проявлений и последствий сталкивается с проблемами, которые не решаются в пределахобщепризнанных политико-философских теорий, подходов и школ, и тем самым актуализируетзадачу теоретико-методологического осмысления происходящих социально-политическихизменений посредством формирования новой парадигмы изучения политики, адекватнойсостоянию общества и вызову времени.
Возможный путь преодоления указанных противоречий и поиска ответовна нерешенные вопросы видится в своеобразном “смещении акцентов”, когда использованиеизвестных политологических концепций для анализа феномена коммуникации в сфере политикибудет сочетаться с применением элементов стремительно развивающейся теории коммуникациик изучению политических явлений, с “коммуникационным прочтением” самой политики[1].
Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации.Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается вспециальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянныхсвязей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционироватьна основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственныхформах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общенияи специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государствоми гражданами.
Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложноорганизованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людейдля реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество.
Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагаетих обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства,нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Всеэто обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан итребует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единствоволи, целостность и единую направленность действий множества людей.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямозависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятияполитических решений, размеров государства и некоторых других факторов.
Целью данного исследования является детальное изучениевлияния политических коммуникаций в период избирательных компаниях в демократическомобществе.
Объектом исследования является коммуникации применительнок избирательному процессу современной России.
Предметом исследования выступает влияние коммуникацийна политические предпочтения избирателей в Российской Федерации.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. изучить особенности и сущность политической коммуникации;
2. проанализировать функции политической коммуникации;
3. рассмотреть стратегические политико-коммуникационные компании;
4. определить основные формы политических коммуникаций с избирателями.
Методы исследования:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) анализ научной литературы, учебников и пособий по социологии, политологии,политической психологии, политической истории, паблик рилейшнз, рекламе, политическимкоммуникациям и др.
Структурно работа она состоит из двух глав, введения,заключения и списка использованной литературы.
/>/>/>1. Политическая коммуникация иее место в системе социально-политических наук/>/>/>1.1 Сущность политической коммуникации
Политика не существует вне человеческой деятельности, различныхспособов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих,направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Коммуникация (отлат.communico — делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию,мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколенияк другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общениялюдей в процессе их совместной деятельности[2].
Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки,передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельностьи придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационнымполем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимосо значением нервной системы для человека.
Одно из наиболее полных толкований политической коммуникациидано французским социологом политики Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятиекак “процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулируетмежду различными элементами политической системы, а также между политической и социальнойсистемами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами,так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия”/>[3].
Близкое понимание сущности политической коммуникации содержитсяи в российской научной литературе. В ней под политической коммуникацией понимается“процесс взаимодействия политических субъектов на основе обмена информацией и непосредственногообщения, а также средства и способы этого духовного взаимодействия”/>[4].
В самом общем виде теория политической коммуникации рассматриваетследующие комплексы проблем:
1) сущность и особенности строения и функционирования разнообразныхсредств политической информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации.Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель- переработчик — адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевыхи электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.;
2) разработка и совершенствование знаковой, символической и семиотическойсистем для политико-коммуникативных передач, способы шифровки и дешифровки политическойинформации, создания различных политических мифологем, символических, рекламныхи пропагандистских образов и сюжетов;
3) социально-политические последствия информационного воздействияна поведение и деятельность субъектов политики, формирование общественного мнения,течение электоральных процессов, политическое управление обществом.
Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленностьсигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессовв обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизньв любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.
Существуют три основных способа коммуникации: через неформальныеконтакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации.К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумыи т.п.). В политической коммуникации обыкновенно дело имеют с написанным или произносимымсловом, но она может происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала,посредством которого передается смысл. Следовательно, к коммуникации надо отнестии символические акты — самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призывев армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судовв плавание по всему свету.
В значительной своей части политическая коммуникация составляетсферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средствамассовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политическиепартии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения,от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательногооргана.
Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов являетсяпередача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информациейпонимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают,распространяют и используют) “источники” и “потребители” — взаимодействующие, вобществе индивиды, социальные группы, слои, классы.
Политическая информация представляет собой совокупность знаний,сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. Сее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходитих политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.
Посредством коммуникации передается три основных типа политическихсообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальныеили вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержаниемконтакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический,вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъектырегулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени[5].
В современных исследованиях политическая коммуникация рассматриваетсякак неотъемлемый элемент политической системы общества, часть общественно-политическогосознаниям бытия человека. В структуру политической системы обязательно входит информационно-коммуникативнаяподсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы.Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия,в том числе и политически, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы,то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.
Массовая коммуникация (или информационно-пропагандистская деятельность)есть деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политическойинформации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслейи действий социального же субъекта. Эта деятельность осуществляется при посредствеспецифических социально-политических институтов — средств, органов массовой информации.Их роль сейчас рассматривается и в ином аспекте.
До тех пор пока весь поток информации был преимущественно официальными однонаправленным — пресса, радио, телевидение информировали читателей и зрителейо принятых где-то решениях и событиях и тем самым воздействовали на аудиторию, терминсредства массовой информации и пропаганды был совершенно точным. В последнее времястали уделять больше внимания механизму обратной связи — реакции публики на увиденноеи услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимныйобмен, общение с аудиторией. Поэтому субъект массовой информации правильнее будеттоже называть субъектом массовой коммуникации. Это логичнее также еще и потому,что массовую информацию сегодня связывают в основном со средствами, которые ее распространяют- печатью, радио, телевидением, хотя массы производили социальную информацию напротяжении всего своего исторического развития. Ведь журналистика или СМИ — этовсего лишь небольшая, хотя и существенная часть массовых информационных процессов.Это элемент в системе средств массовой коммуникации (СМК), куда входят все видымассового общения — и технические, и устные.
Значительное место в системе СМК занимает межличностное общение- тот микроуровень массовой коммуникации, который оказывает существенное воздействиена его макроуровень — телевидение, радио, кино, лекционную пропаганду и т.д. Ведьинформация официального субъекта массовой коммуникации принимается и успешно усваиваетсялюдьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержанаим. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье,трудовом коллективе, неформальной группе. Именно эта оценка, позиция близких человекулюдей больше всего влияет на его отношение к тем или иным официальным источникаминформации[6].
Если у аудитории складывается стойкое отрицательное отношениек официальной информации, например, из-за замалчивания СМИ отдельных фактов, проблем,то на эффективность и действенность средств массовой информации в этом случае рассчитыватьне приходится. Иными словами, межличностное общение служит фильтром для усвоенияофициальной информации, дает ей свою оценку и имеет решающее значение в политическомориентировании личности.
Коммуникация в значительной степени зависит от социальных, политическихи технических условий ее развития. В системы СМК обязательно входят тексты (от материальноне закрепленных до материально закрепленных в символах, знаках, образах, звуках)и аудитории этих средств: от малых сконцентрированных до численно больших, рассредоточенных.
Естественная коммуникация характеризуется прямой связью междукоммуникаторами и наличием “живого" текста, который может подвергаться изменениямв зависимости от моментальной реакции относительно небольшой по размеру аудитории;техническая — наличием материально-закрепленного текста, отсутствием прямой связимежду коммуникаторами и наличием численно больших рассредоточенных аудиторий.
Уровень развития системы средств массовой коммуникации, особенностиих использования достаточно полно характеризуют социально-информационную базу политическойкультуры, ее приоритетные цели. В свою очередь доминирующая политическая культуракак бы “задает" политико-коммуникативным процессам систему ценностных ориентации,правил, образцов функционирования.
Массовая коммуникация, охватывая все многообразие социальныхсвязей — межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценностисубъектов политики; несет в себе социально-политическую информацию как содержание,включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства,используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов[7].Коммуникаторы при массовой коммуникации целенаправленно формируют массовую аудиторию,массовая коммуникация подразумевает также тесные развивающиеся взаимосвязи внутримассы, в свою очередь воздействующей на коммуникаторов.
В общем случае имеют место всесторонние коммуникативные связии отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурою общества./>/> 1.2 Функции политической коммуникации
В последнее время политическая коммуникация рассматривается какфункциональный элемент политической системы общества, обеспечивающий взаимосвязьмежду другими ее компонентами. Но в то же время политическая коммуникация выступаети как процесс, как непосредственная деятельность политических акторов по производствуи распространению политически значимой информации, направленная на формирование(стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов.
Основными функциями политической коммуникации являются[8]:
распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике,политическое информирование;
интеграция и регулирование политических отношений;
формирование общественного (политического) мнения;
распространение политической культуры, ее развитие у индивидуумов;
политико-культурный обмен;
подготовка общественности к участию в политике.
Подсистема политической коммуникации, выполняя ряд специфическихфункций, связанных с управлением разнообразными процессами информационного воздействияи взаимодействия в сфере политики, приданием им определенной направленности в целяхобеспечения эффективного политического руководства обществом, сбора и обработкиданных, необходимых для принятия политических решений и оценки их последствий ит.д., одновременно выступает в качестве компонента, обеспечивающего гомеостатическуюустойчивость политической системы как целостного образования, находящегося в непрерывномвзаимодействии с изменяющейся социальной средой.
Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественногомнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информацииот властных структур — важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации,устойчивого социального процесса.
В этом смысле теория политической коммуникации должна все в большейстепени выступать как наука и искусство достижения гармонии, координации интересовобщества, его групп и индивидов посредством взаимопонимания, основанного на правдеи полной информированности, уважении коренных интересов человека.
В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный,идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая,как и иная, коммуникация предполагает наличие коммуникатора, сообщение, какой-либоканал (средство) передачи и, наконец, получателя (аудиторию).
Под средствами политической коммуникации понимаются определенныеорганизации и институты, действующие в рамках социальной и политической систем,с помощью которых происходит процесс обмена информацией.
Специалисты выделяют три основных способа политической коммуникации,основанные на использовании различных средств[9]:
· коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.) и электронные(радио, ТВ и т.д.) средства массовой информации;
· коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политическиепартии, группы интересов. Сюда же относится сеть научных и научно-информационныхучреждений, консультационных служб, объектом деятельности которых выступает изучениеполитики и накопление политической информации;
· коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.
В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный,когда коммуникации протекают между разными элитными группировками или взаимодействующимив массовых акциях рядовыми гражданами, и вертикальный, когда отношения устанавливаютсямежду различными иерархическими уровнями макрополитической структуры[10].
Было бы неверно судить о коммуникационных отношениях только повертикальному принципу от элиты к массам. Чем демократичнее общество, тем большеезначение приобретает горизонтальный уровень — сопряжение господствующего коммуникационногопотока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетамигражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.
Кроме того, следует учитывать влияние новых электронных средствсвязи, позволяющих пользователям более свободно отправлять и принимать информациюкак личного, так и общественного характера. Имея компьютер с модемом, люди могутне только общаться друг с другом, но и получать по желанию информацию из какого-либобанка данных[11].
Что касается специфических инструментов политической коммуникацииможно сказать, что политика все больше и больше использует характерные техники иустоявшиеся приемы современной журналистики. В государственной политике зачастуюинформация представляется таким же образом, как и в журналистике. Очень высоко стремлениек краткосрочности в информации, к негативизму, персонализации. Эти черты — особенноститак называемой американизации политической коммуникации. Они направлены на то, чтобывызвать максимально пристальное внимание граждан и журналистов. Охарактеризуем каждуюих этих черт:
Краткосрочность в принципе означает, что политическая информациявсе менее относится к общему долго — или среднесрочным событиям. Она также означает,что темы обсуждения и проблемы формулируются в краткосрочном периоде и немедленновыносятся на повестку дня. Эти темы выбираются таким образом, чтобы улучшить собственныеполитические позиции. К таким техникам относится, например, создание «информационногоповода», псевдособытия, которое не произошло бы, если бы их не освещали СМИ.Исследователи полагают, что многие политические события на самом деле всего лишьискусственно созданные информационные поводы[12].
Персонализация заключается в том, что, прежде всего, вниманиефокусируется на политических лидерах и кандидатах, при одновременном снижении вниманияк идеологии и программе партии. При персонализации кандидат представляется как всемогущийменеджер, способный на решение любых политических проблем. Конфликты по поводу политическихпрограмм отходят на второй план.
Негативизм обозначает проведение «негативной стратегии»политической кампании, в контексте которой посредством разнообразных изощренныхспособов, прежде всего, распространяется негативная информация о политическом оппоненте.
политическая коммуникация избиратель кампания
/>/>2. Политические коммуникации как средство достижения политическихрезультатов/>/>2.1 Стратегические политико-коммуникационные кампании
В целом ряде случаев политико-коммуникационные процессы подпадаютпод определение стратегических кампаний, когда они сознательно используются коммуникаторамидля достижения конкретных политических результатов. Политическая коммуникация подобноговида может реализовываться на различных уровнях и варьироваться от целенаправленногоинформационного воздействия на одного или нескольких индивидов до крупномасштабнойкампании, включающей значительное количество каналов, по которым распространяетсямножество сообщений на многомиллионную аудиторию.
В условиях становящегося информационного общества особый интересвызывает анализ четырех основных моделей стратегических политико-коммуникационныхкампаний: агитационно-пропагандистской деятельности с использованием СМК, политическойрекламы, развития общественных связей и политического маркетинга, важнейшим компонентомкоторых выступает массовая коммуникация.
Несмотря на разнообразие форм и различие в преследуемых целях,данные политико-коммуникационные кампании имеют следующие общие характеристики[13]:
они, как правило, инициируются институциализированными совокупнымиполитическими акторами, то есть в качестве коммуникаторов в них обычно выступаюторганы государственной власти или общественно-политические объединения, претендующиена выражение интересов каких-либо общностей или социальных групп;
они имеют преднамеренный характер, будучи направленными на достижениетех или иных политических целей, которые могут быть достаточно четко определены;
в рамках одной и той же кампании целедостижение может предполагатьсовместное решение целого ряда взаимосвязанных задач, как, например, изменение точекзрения, позиций адресатов информационного воздействия, а также их поведения;
проведение этих кампаний в значительной мере носит массовый характер,предполагающий задействование нескольких коммуникационных каналов для передачи сериисообщений, что подразумевает широкое использование СМИ, как правило, в сочетаниис групповой и межличностной коммуникацией;
эти кампании должны обладать высокой степенью общественной легитимности,то есть восприниматься большинством адресатов информационного воздействия в качественеобходимых и обоснованных либо с позиций устоявшихся в обществе норм и традиций,либо с точки зрения очевидной неизбежности осуществления назревших социально-политическихпреобразований.
Типичными примерами стратегических политико-коммуникационныхпроцессов выступают избирательные кампании, проводимые как на общенациональном,так и на региональном, местном уровне, а также деятельность политических партийи других общественно-политических объединений, направленная на привлечение в своиряды новых сторонников.
Предмет коммуникации определяет угол зрения, под которым будетосвещаться тематика ключевых проблем коммуникационной кампании с учетом спецификиадресной группы. Например, предвыборная платформа любого избирательного объединенияили блока не оставляет без внимания те или иные аспекты экономической политики,однако в плане их выбора и способов освещения организаторы кампании должны остановитьсяна том варианте, который в наибольшей степени соответствовал бы ожиданиям и интересамконкретных адресатов информационного воздействия.
В качестве параметров, изменение которых позволяет скорректироватьход проведения коммуникационной кампании в плане достижения намеченных целей, выделяютсясодержание сообщений, каналы коммуникации и образ коммуникатора.
Что же касается политической рекламы как одной из коммуникационныхтехнологий развития общественных связей, то ее, по всей вероятности, следует рассматриватьв качестве маркетинговой разновидности агитационно-пропагандистской деятельности.
Эта разновидность реализуется в условиях конкурентной коммуникационнойсреды и свободы индивидуального политического выбора граждан и представляет собойраспространение сообщений о кандидате на выборную должность, избирательном объединении,избирательном блоке или ином политическом акторе, претендующем на власть, котороеосуществляется от имени данного актора, как правило, на платной основе и имеет цельформировать или поддерживать интерес адресатов информационного воздействия к этомуполитическому актору, а также побуждать, призывать их совершить определенные действия,чаще всего — проголосовать соответствующим образом на выборах[14].
Указанная цель, как правило, не решается посредством единичногорекламного обращения и обычно предполагает использование серии целенаправленныхинформационных воздействий, объединяемых в коммуникационную кампанию.
Результаты современной политической коммуникации удобно рассмотреть,анализируя избирательные кампании. Избирательные кампании — наиболее современныйпуть политической коммуникации.
Например, мы обнаружили, что в краткосрочном периоде избирательныекомпании привлекают дополнительное внимание общества. Но мы также заметили, чтоизбирательные кампании нисколько не влияют на привлекательность партий как таковых.Избирательные компании усиливают намечающиеся расколы. В долгосрочном периоде избирательныекомпании даже разрушительны. В чем причина подобного положения вещей?
Немецкая политическая наука разработала так называемую теориюножниц. Она состоит в следующем: специфический характер современной политическойкоммуникации порождает высокую степень общественных ожиданий. Граждане рассматриваютгосударственных деятелей, политиков и кандидатов как высококвалифицированных менеджеров,способных быстро и качественно справиться с любыми проблемами. Однако в действительностиполитический процесс — характеризуется долгосрочностью, многоаспектностью проблеми неоднозначностью решений, медленностью претворения их в жизнь.
Вероятно, политический процесс в современном глобализирующемсямире становится все более сложным. Эти два обстоятельства — два лезвия ножниц. Очевидно,что для граждан это трудно понять: большие надежды, возложенные на политиков из-засредств политической коммуникации, оказываются напрасными, встречая лишь незначительныйполитический результат. Мы полагаем, что политическая отчужденность — последствиеэтих ножниц.
Политическая отчужденность это особая форма восприятия политикилюдьми, которые получают политическую информацию только через телевидение. Телевидениес его специфической техникой, культурными и программными установками представляетнаиболее детализованный вариант современной политической коммуникации. Неосведомленностьоб основаниях и первопричинах проводимой политики, о которых можно узнать в газетах,приводит к еще большей политической отчужденности. Наиболее подвержены ей молодежьи пожилые люди.
Потеря политической системой поддержки в обществе вынуждает ееболее активно заниматься коммуникацией. Это является эффективным, очевидно, толькопри использовании структурных и культурных установок современной системы СМИ, которыеможно описать как триумф развлекательной индустрии, с преобладающим персонализмом,негативизмом, краткосрочностью и агонией долгосрочной аналитической политическойинформации. Использование этих принципов создает новые проблемы в политической системе[15].
В краткосрочном периоде это представляется результативным, нов долгосрочном периоде подобная политика еще сильнее уменьшит поддержку. Это — дилеммасовременной политической коммуникации, замена демократии телекратией./>/> 2.2 Основные формы политических коммуникаций с избирателями
/>Существуют несколько типов встреч с избирателями[16]:
встречи на специально организованных мероприятиях (митинги, заранееспланированные встречи с избирателями);
встречи по месту работы; это особенно популярный в России способпредвыборной коммуникации (популярен он вследствие достаточно легкого решения вопросовявки и помещения); подготовка подобных встреч значительно упрощается, если кандидатаи его команду связывают с руководителем предприятия (организации) хорошие личныеотношения;
встречи по месту жительства; как правило, их организуют одновременнос дворовыми сходами или собраниями жильцов; центральными на подобных мероприятияхстановятся местные темы — транспорт, вода, дороги, ремонт зданий, мусор, благоустройствои т.д.;
встречи по «месту интересов» — в клубах, спортивныхсекциях, кружках;
«случайные» встречи в неожиданных местах; подобныевстречи можно назвать «хождением в народ»; эта форма коммуникации завоевываетвсе большую популярность, на предпоследних и последних президентских выборах«в народ» ходили практически все претенденты. В. Жириновский регулярнопроводит подобные акции в рамках своей избирательной кампании, его телевизионныеролики нередко строятся на демонстрации уличного общения лидера с электоратом; пелии танцевали в толпе и Б. Ельцин, и Г. Зюганов; для встреч в «неожиданных»местах, которыми могут оказаться места спонтанного скопления людей — рынки, вокзалы,остановки, — необходимы хорошая подготовка, умение держать под контролем любые неожиданныеситуации, некоторые артистические данные претендента и хорошо сыгранная команда,часть которой может «притвориться» простыми гражданами; при удачно подобранномконтексте и подготовленных выигрышных ходах резонанс от такой встречи может бытьочень велик.
Митинги, собрания избирателей, поездки по округам на профессиональномжаргоне специалистов по политическому убеждению называют «крещением толпой».
Подобные акции признаются если и не самыми эффективными по степениидеологического воздействия формами ведения предвыборной борьбы, то, безусловно,наиболее эмоциональными, направленными на поддержание «политического темперамента»избирателей, возбуждающими у них чувства личной симпатии к кандидату и неприязник его противникам. Кроме того, шумные и заранее отрепетированные «импровизированные»митинги призваны подхлестывать энтузиазм и «гальванизировать энергию»активистов и сторонников кандидата.
За рубежом организации митингов уделяется практически такое жевнимание, как подготовке профессиональных шоу-программ. Митинг, собственно, и долженпредставлять собой яркое, тщательно подготовленное действо. Сценарии митингов, какправило, готовятся специалистами по рекламе и антрепренерами индустрии развлечений.Продумывается все, вплоть до мелочей, включая питание участников и раздачу сувенирнойи иной продукции политической рекламы. К участию в митингах для «разогрева»публики привлекаются популярные эстрадные исполнители.
Митинговой коммуникации посвящено немало исследований — вероятно,потому, что эта интереснейшая форма общения, руководства толпой имеет какую-то свою,непознаваемую энергетику.
Приведем некоторые рекомендации, как сделать митинг действительноэффективной и запоминающейся акцией рекламной кампании[17]:
время проведения митинга целесообразно отнести ближе к концукампании: митинг — это ее завершающая доминанта, эмоциональный финал;
выгоднее выбирать для митинга небольшое помещение — переполненныйзал смотрится гораздо лучше полупустого;
от участия в митингах, на которых кандидат не будет главным действующимлицом, лучше отказаться;
в программе митинга должны быть предусмотрены примерный сценарий,музыкальное и плакатное оформление, список выступающих; перед выходом кандидата,публику необходимо «разогреть» — для этого можно использовать фильмы,концертные выступления;
по окончании митинга кандидату не стоит спешить удалиться — обменмнениями с людьми, которые его только что слушали, ответы на какие-то наболевшиевопросы, неформальное обсуждение проблем лицом к лицу могут сослужить ему хорошуюслужбу в дальнейшем и закрепят возникшие симпатии к нему избирателей;
о месте, времени, программе митинга необходимо заранее известитьсредства массовой информации, пригласить известных людей, лидеров мнений; небольшоесообщение для прессы, радио, телевидения необходимо разослать и после митинга.
Некоторые общественные организации и клубы избирателей регулярнопроводят встречи, собрания, слушания по различным проблемам. Кандидат может выступитьна подобных встречах в качестве оратора. На стадии разработки рекламной стратегиинеобходимо выявить местные общественные организации и узнать, как часто и когдаустраиваются их собрания. Договорившись об участии кандидата в подобном мероприятии,стоит добиться того, чтобы он был одним из основных докладчиков. В любом случаеперед собранием данной общественной структуры следует побольше узнать об организаторах,лидерах и проблемах «хозяев». При достаточно тщательной подготовке набазе этой общественной структуры можно даже организовать дебаты с оппонентами.
Основное средство воздействия на избирателей на митингах и собраниях- это, безусловно, сама политическая речь. Оратор должен убедить аудиторию в том,что его и избирателей волнуют одни и те же проблемы, что он обладает уникальнымикачествами для того, чтобы добиться желаемых перемен. Разработчики технологий политическихкампаний рекомендуют строить политическое выступление по следующему плану[18]:
установление контакта с аудиторией посредством демонстрации общностизабот;
постановка проблемы, демонстрация ее связи с аудиторией;
усиление заявленной позиции приведением фактов (они должны бытьизложены доступным языком);
обозначение противника (обычно это кто-то из оппонентов выступающего),увязывание его имиджа и позиции с обозначенной проблемой;
предложение своего решения проблемы и демонстрация преимуществ,которые оно несет слушателям;
изложение того, как оратор видит будущее;
объяснение перспектив, открывающихся с решением проблемы;
демонстрация аудитории ее места в будущем.
Построение речи по такому принципу поможет убедить аудиториюпринять позицию кандидата, подвигнуть ее к активным действиям, вызовет желаемыеперемены в настроении аудитории.
Приведем некоторые общие рекомендации, позволяющие добиться максимальногоэффекта в коммуникации посредством встреч с избирателями[19]:
необходимо предварительно подробно познакомиться с аудиторией:полезно знать, кто собирается придти на встречу с кандидатом, каковы основные проблемыэтих людей, чего они ждут от кандидата; так же важно быть подготовленным к преобладающемунастрою будущей аудитории — знать, сторонники это, противники или нейтральный электорат;быть сведущим в местных проблемах, если это возможно, — познакомиться лично с кем-тоиз будущих слушателей и запомнить их имена;
следует ориентироваться на людей, которых может и не быть навстрече, но которые тем или иным образом узнают содержание речи — выступление будетосвещаться в прессе, выдержки из него могут приводиться в качестве цитат, информацияо выступлении будет распространяться по неформальным каналам; среди этих людей будути оппоненты, которые станут тщательно изучать главные пункты выступлений, приводимуюаргументацию, поэтому каждое выступление должно следовать в общем русле избирательнойкампании, не противоречить другим и концепции рекламной стратегии;
необходимо следовать выбранной теме выступления (заранее названнуютему не следует менять); целесообразно выбрать для выступления один-два вопросаили какую-то одну тему, не распыляться, не противоречить себе в ходе речи и не допускатьвысказываний, которые невозможно будет подкрепить серьезными аргументами;
следует со всей серьезностью подойти к организации выступления;подготовка к нему включает не только составление плана самой речи, но и психологическийнастрой; некоторые психологические аспекты стоит обговорить заранее — например,попросить знакомых и доброжелательно настроенных по отношению к оратору людей сестьв зале так, чтобы можно было видеть их лица и ощущать их поддержку.
Помимо митингов, в программу общения с избирателями входит итак называемое «хождение в народ» — посещение публичных мест, уличнаякоммуникация. Благодаря подобным акциям кандидат выглядит более близким избирателю,его образ приобретает необходимую теплоту, человечность. Существует множество вариантовнеформальных (но, тем не менее, планируемых и требующих немалых организационныхусилий) встреч кандидата с избирателями[20]:
деловые визиты в городские районы (кандидат может зайти в магазинили контору, поговорить с сотрудниками, руководителями);
встречи на остановках местного транспорта (целесообразно намечатьих на утренние часы, поскольку вечером люди торопятся домой);
визиты на заводы и фабрики (важно выбрать подходящего сопровождающего- им не должен быть непопулярный среди работников руководитель; во время такоговизита стоит поговорить как можно с большим числом людей, при этом для бесед следуетвыбирать открытые и не очень шумные места, чтобы кандидата хорошо видели и слышали);
посещение институтов и школ (с визитами в студенческие кафе,публикацией интервью в студенческих газетах, выступлениями по студенческому радио,посещением занятий; такие визиты особенно необходимы, если в программе кандидатасодержаться предложения по реформе образования, если просвещение — ударная темакампании);
визиты в учреждения здравоохранения (они хороши и как встречис избирателями, и как своего рода инспекция, которая будет по достоинству оцененатеми же избирателями);
посещение ярмарок и праздничных гуляний;
посещение собраний этнических групп (хороший способ поддержатьопределенную группу избирателей и укрепить свои позиции в округе; важно быть специальноподготовленным к такому случаю, в частности, получить информацию о хозяевах и ориентироватьсяв языковых особенностях — по меньшей мере, правильно произносить имена);
посещение спортивных мероприятий (имеет смысл только в том случае,если есть возможность побеседовать с людьми перед началом соревнований и матчей;в данном случае лучше, чтобы агитирующее воздействие исходило не от самого кандидата,а от его добровольных помощников).
Кампания «от двери к двери» обычно широко пропагандируетсязарубежными авторами пособий по организации выборов. У нас в стране на ее возможностидо последнего времени не обращали большого внимания. В лучшем случае отдельные партииили команды совершили более или менее системно организованные походы по квартирами домам. Однако недооценка этого способа коммуникации может дорогого стоить, поскольку,как мы уже говорили, сами по себе масс-медиа не всегда эффективны в смысле воздействияна отдельного человека. Однако, будучи внедрены в первичные группы соседей, семьи,друзей и т.д. посредством личных бесед, они окончательно воздействуют на его мненияи установки, меняют их.
Кампания в прессе, на радио или телевидении, которая не ретранслированачерез прямое воздействие из двери в дверь, из уст в уста, имеет мало шансов оказатьзначительное влияние. Кампания «от двери к двери» особенно эффективнав маленьких городах, на уровне местных выборов, где большинство людей знают другдруга и любезнее принимают незваных гостей. Однако и в большом городе посещениеквартир и домов избирателей может оказаться достаточно действенным.
Приводятся следующие правила ведения кампании «от дверик двери» по организации избирательных кампаний[21].
агитаторы должны иметь при себе рекламные материалы с программамикандидата, его биографией, портретом; можно приносить с собой пакеты агитационныхматериалов (желательно, однако, не слишком объемные);
предпочтительное время визита — вечером, от 17 до 20 часов илив субботу в первой половине дня;
не старайтесь убедить избирателя, с которым беседуете, любойценой, не вступайте с ним в острую полемику, не обливайте грязью соперников — тонразговора должен быть спокойным и доброжелательным;
дайте собеседнику выговориться, не обрушивайте на него шквализ пунктов программы кандидата — достаточно будет привести два-три положения;
не забудьте вручить избирателям тексты, пригласить на встречус кандидатом, сообщить о его ближайшем выступлении по телевидению;
не будьте навязчивы;
внимательно выслушивайте и записывайте все предложения и замечания- внимание к собеседнику вызовет ответную симпатию;
главная задача кампании от двери к двери не столько информативная,сколько коммуникативная — внимание, проявленное в личном общении, ценится выше ине может не вызвать ответной реакции.
/>/>/>Заключение
Формирование политических предпочтений населения в значительнойстепени зависит от уровня доверия источнику информации. Согласие с оценками, содержащимисяв конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологическойблизости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди,доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания,которые вызывают у них непонимание или несогласие.
Особое место в ряду средств политической коммуникации занимаютнеформальные источники информации. В последнее время многие исследователи отмечаютпадение доверия к официальным СМИ, что привело к росту значимости сообщений, передаваемыхна уровне межличностного общения. К неформальным источникам информации традиционноотносят молву, слухи, сплетни, анекдоты, а в настоящее время — еще и граффити (граффити- это «политические надписи на заборах и фасадах зданий»). Эти источникивлияют, прежде всего, на формирование негативных настроений населения по отношениюк существующей политической системе.
Неформальные источники играют и позитивную роль в процессе формированияполитических предпочтений. Важно уже то, что они привлекают внимание населения кполитике. Придавая представлениям о политике эмоциональную окраску, они закрепляютэто внимание, а также упрощают восприятие информации, делая ее доступной для всехсоциальных групп. Особое место среди неформальных источников информации занимаютслухи. Таким образом, каждое из средств политической коммуникации оказывает специфическоевлияние на процесс формирования политических предпочтений населения, опираясь наопределенную технологию и методы[22].
Ценностные качества политической коммуникации сегодня, как ипрежде, конечно же, ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитамии бюрократией в собственных интересах, однако они во многом определяются спецификойобщей и политической культуры каждого конкретного сообщества.
Политическая коммуникация, выступая способом, средством существованияи передачи политической культуры, в свою очередь, сама опосредуется существующимикультурными нормами и ценностями. Это — взаимообусловливающие друг друга явления.
Список использованной литературы
1. Андреев Э. Средства массовой информации и реформирование России. — М.: Социально-политическийжурнал. — 2002, № 4.
2. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России// Полис. — 2003, № 3.
3. Ашин Г. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты // Политика:проблемы теории и практики. Вып.7, ч.2. — М., 1990.
4. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002.
5. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. — М.,1992.
6. Болл Т. Власть // Политические исследования. — М.: 1993, № 5.
7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.,2001.
8. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторыразвития: Монография. — М.: Прометей, 2004. — 328 с.
9. Грачев М.Н. Эволюция моделей стратегических политико-коммуникационных кампаний// Двадцать лет перестройке: эволюция гуманитарного знания в России: Материалы международногонаучно-образовательного форума. — Москва, 27-28 апреля, 2005.
10. Ильин М., Мельвиль А., Федоров Ю. Основные категории политической науки// Полис. — 1996, № 4.
11. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. — М.: Юристъ, 2002.- 511 с.
12. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
13. Коммуникации политические // Основы политологии: Краткий словарь терминови понятий / Под. ред. Г.А. Белова, В.П. Пугачева. — М., 1993.
14. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. — М., 2000.
15. Манойло А.В. Информационно-психологическая война как средство достиженияполитических целей. — М.: 2003. — 312 с.
16. Ольшанский Д.В. Политический PR. — СПб., 2003.
17. Пивоваров Ю.С. Об “истоках и смысле” политической науки в России // Альманах“Форум 2000”: На рубеже веков/ Отв. ред. Т. Тимофеев. — М., 2000.
18. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. — М., 2004.
19. Политология. Курс лекций. Издание третье, переработанное и дополненное// Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1999.
20. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М., 2001.
21. Пушкарева Г.В. Политические коммуникации // Политическое обеспечение бизнеса:Учебное пособие / Под peд. Ю.С. Коноплина. — М.: Изд-во МАИ, 1995.
22. Соловьев А. Политология: политическая теория, политические технологии. — М.: 2000.
23. Солодухин Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они«четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. — М.: Энигма,1995. — С.15.
24. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. M.: ИздательствоМГУ. — 2002.
25. Юдаев В. Интернет и выборы. // Избирательные технологии и избирательное искусство.- М., 2001.