Финансовая Академия при правительстве Российской ФедерацииКафедра «Политологии»Реферат на тему:
«Политическая системаФранции. Пятая республика»
Выполнил студентгруппы М1-1 ЗальцманЕ.Е.
Научныйруководитель ПляйсЯ.А.Москва – 1998г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 2
Вступление 3
Конституция1958 г. 4
Отход от авторитаризма 7
Победа левых сил и практика
«сосуществования» 8
Дуализм политической системы 9
Эффект президентского режима 11
Характеристики изменений
политической системы 12
Заключение 15
Списоклитературы 16
Введение
Политическаясистема Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Францияпо праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за этигоды прошла через периоды республиканского, монархического и имперскихправлений.
Республиканскийстрой, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своёсуществование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, аФранцию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III –императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительностьжизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).
Внастоящем реферате рассматриваются политические аспекты президентскогоправления во Франции, дается попытка анализа преимуществ и недостатковконституции 1958г.
Конституция 1958 г.[1]
Нынесуществующая конституция была принята в 1958 г. Она установила в странепрезидентский режим и новую, Пятую республику.
Проектконституции 1958 г. был разработан «рабочим комитетом» извысокопоставленных чиновников, главным образом членов Государственного совета,во главе с Мишелем Дебре, занимавшим тогда пост министра юстиции.
Определяющейчертой нового конституционного акта являлся коренной пересмотр соотношениямежду законодательной (парламент) и исполнительной (президент, премьер)властью в пользу последней. Стержнем механизма нового режима стал президент республики.Полномочия главы государства значительно расширялись. Главнымииз них стали право назначать премьер-министра и по его предложению отдельныхминистров, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение,передавать на референдум по предложению правительства или обеих палат любой законопроект,касающийся организации государственной власти или одобрения международныхсоглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов, распускать(после консультаций с премьер-министром и председателями палат) Национальноесобрание.
Запрезидентом республики сохраняются и его обычные во Франции функции, такие, какправо председательствовать в совете министров, подписывать принятые на нем декретыи ордонансы, назначать на высшие гражданские и военные должности, осуществлятьпомилование, сноситься с парламентами путем посланий, не подлежащих обсуждению.Он является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах икомитетах национальной обороны.
Беспрецедентным нововведением для французскойконституционной практики явилась статья, которая давала президенту республикиправо в случае чрезвычайных обстоятельств брать в свои руки всю полноту властив стране и хотя конституция предоставляла довольно-таки обширные полномочия иглаве правительства, фактически премьеру отводилась роль исполнителя воли президентареспублики в текущих вопросах административного характера и лица, способногоотстаивать политику президента в парламенте, а в случае необходимости –принимать на себя ответственность за всякого непопулярного рода мероприятия.
Французскийпрезидент сосредотачивал в своих руках такую власть, какой не владеет ни одинпрезидент любого другого демократического государства. Французский президентполучает полномочия на семь лет, в то время как в остальных демократических государствахэтот срок достигает в лучшем случае 4—5 лет. Президент Франции не ответствененперед парламентом, который не имеет права подвергать сомнению властьпрезидента, но может распустить его, в то время как американский президент,тоже не ответственный перед конгрессом, не может прервать легислатуру последнего.А в Англии, хотя британский премьер-министр и обладает правом роспускапарламента, но и палата общин может свергнуть главу своего государства. К томуже, во Франции президент практически не зависит от партии, приведшей его квласти, а совсем наоборот, партия зависит от него. Примером этого может служитьситуация после поражения правых партий на выборах 1981 г., когда СФД (Союз зафранцузскую демократию) оказался в оппозиции, не имея ни программы, ни четкой иэффективной структуры, ни лидера, т.к. единственной объединяющей силой всехпартий, входящих в состав СФД, был Жискар д'Эстен,который проиграл на президентских выборах 1981 г.
Одним из существенных нововведений, вызвавшихбольшие споры, явился запрет совмещения парламентского мандата с постом членаправительства.
Из новых органов, созданных на основеконституции 1958 г., существенная роль отведена Конституционному совету.
Основные избирательные законы были взяты изконституции эпохи Третьей республики, и, прежде всего система выборов в Национальноесобрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура.
4сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен на референдуме79,25% голосов против 20,75%.
Основнаямасса избирателей высказалась не столько по проекту конституции, сколько за илипротив передачи власти лично генералу де Голлю, который представлялсязначительной части французов единственной фигурой, способной в данных чрезвычайныхобстоятельствах решить множество проблем, стоящих перед Францией в конце 50-хгодов.
Отходот авторитаризма.
Впервое десятилетие своего существования режим опирался на авторитет и«личную власть» генерала Де Голля, с присущими авторитарным методамправления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольства встране.
Размахрабочего и демократического движения в те годы заставил правящие кругипостепенно переходить к более гибким формам власти. С уходом генерала Де Голляв отставку, не меняя открыто положения конституции 1958 г., тем не менее, быливведены ограничения «личной власти». Ни один из преемников Де Голляна посту президента уже не обладал его харизмой. В силу всех этих вместе взятыхсубъективных и объективных обстоятельств «личная власть»трансформировалась в «президентскую».
Иначеговоря, в стране утвердился режим с сильной исполнительной властью,контролировать которую могли только общенациональные выборы, проводимые раз всемь лет.
Победа левых сил и практика «сосуществования».
Свидетельствомсилы избирателей стали президентские выборы 1981 г., обеспечившие победу Ф.Миттерана, кандидата от коалиции левых сил. А буквально через пять лет,состоялись парламентские выборы, которые принеслипобеду коалиции правых партий, образовавших правовое большинство в парламенте.Осуществляя волю народа, Миттеран был вынужден назначить премьер—министра изчисла лидеров враждебного ему лагеря, дабы избежать конфронтации с вновьизбранным парламентом. Особенно это было важно в связи с предстоящими в 1988 г.президентскими выборами. Таким образом, впервые за годы Пятой республикисложилась острая политическая ситуация, ситуация «сосуществования»:левый президент должен был сотрудничать с правым правительственным кабинетом,по крайней мере, в течение двух лет, до новых президентских выборов в 1988 г.
Ф.Миттеран остановил свой выбор на лидере правого Объединения в защиту республикиЖ. Шираке. Это «сосуществование» левого президента с правым премьер-министроми правым правительством продолжалось до следующих президентских выборов весной1988 г. и дало очень многое для формирования современной политической системыФранции. В течение этих двух лет Ширак и Миттеран разработали «кодекссосуществования», в соответствии с которым осуществлениесоциально-экономического курса, внутренних реформ в целом входило в компетенциюправительства, в то время как Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельностиво внешней и военной политике, что на практике доказало возможность такогоуправления государством, и, более того, значительно увеличило популярностьМиттерана.
Весной1988 г., на президентских выборах, Ф. Миттеран, получив в свои руки второйпрезидентский мандат, распустил Национальное собрание и назначил новыепарламентские выборы. В июне 1988 г. французы проголосовали за новый корпусдепутатов, большинство которого было избрано из представителей левого лагеря исоответствовало политической ориентации президента.
Дуализм политической системы.
Какпоказывает история, дуализм всегда господствовал в общественной жизни страны, исфера политики была как бы двухполюсной. Консервативный лагерь представлялиправые партии, а лагерь социального протеста и перемен – левые. Каждый изблоков также был двухполюсным: правый наследовал орлеанистские и бонапартистскиеустановки, левый – якобинские и радикальные. Сегодня четыре крупнейшие партииФранции: правые – Союз за французскую демократию (СФД) и Объединение вподдержку республики (ОПР) и левые – Французская коммунистическая партия (ФКП)и Французская социалистическая партия (ФСП) – так или иначе воплощают былыетрадиции, хотя воздействие последних выходит за рамки более жестких партийныхструктур.
Втечение двадцати трех лет (1958—1981) политическая власть в стране находилась вруках правого большинства. Сначала это большинство возглавляли сторонникигенерала Де Голля, затем эта роль перешла к сторонникам В. Жискар д'Эстена– независимым республиканцам. В 1981 г. на президентских выборах победуодержали левые партии, а потерпевшие поражение правые партии вплоть до марта1986 г. осваивали непривычный для них статус оппозиции и вновь вернулись к немупосле выборов мая—июня 1988 г. Но при этом во Франции вошлив моду либеральные идеи. Началось наступление правой пропаганды, которое былоподкреплено совместными действиями правых партий (СФД и ОПР) во всех прошедшихс 1981 г. избирательных кампаниях. Но оппозиция вставала перед большойпроблемой – жестоким соперничеством её лидеров. На роль лидера правого союзаодновременно претендовали многие политические деятели, уже имевшие опытполитического лидерства, такие, как Жак Ширак, Валери Жискар д'Эстен,Р. Барр, а также представители более молодого поколения, например Ф. Леотар.
Сложнаяобстановка сложилась и в левом лагере. Расхождения между социалистами икоммунистами поставили каждую из партий перед дополнительными трудностями исказались на результатах парламентских выборов в 1986 г., когда обе партииоказались в оппозиции. Однако в мае—июне 1988 г. левым партиям удалосьвернуться к власти, в результате того, что избиратели отказали в доверииправым. По-видимому, в большей степени на этих разно полюсных результатахсказалось наблюдаемое во многих странах недовольство народа правящими силами.
Эффект президентского режима.
Оченьважным для понимания социальных и политических процессов во Франции является«эффект президентского режима», который появился в связи с адаптациейполитических партий к институтам Пятой республики. С тогомомента, как президентский пост приобрел важнейшее значение в структуре власти,все политические партии вступили в борьбу за него, что привело к формированию вкаждой партии лидера –«личности», готового стать кандидатом напрезидентский пост и способного привлечь избирателей не только своимиполитическими взглядами, но и личными качествами.
Одновременно,этот же эффект сказывался на усложнении достижения компромиссов между партиямиодного толка при выборах единого кандидата в президенты.
Характеристики изменений политической системы.
Подводяитоги изменений в политической системе Франции в каждом десятилетии со временоснования Пятой республики, можно выделить следующие характеристики.
Походу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличение сторонниковпрезидентского порядка по сравнению со сторонниками прежних парламентскихпорядков, перестраивались партийные организации, в которых также утверждался«президентский режим». Активно происходила«персонализация» власти и в качестве примера можно привести партиюОПР, которую некоторые французские авторы называют даже «партией одногочеловека».
Произошлоупрочение общественного признания партийно-политической системы, которое былосвязано с эффективностьюпрезидентского режима, сокращением числа партий, а также «персонализацией»власти в партиях.
Вэто же время во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны.Представители этой «элиты» могли при этом иметь как правые, так илевые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящихблоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние. В качествепримера можно привести перемены, которые происходили в аппарате управленияпосле прихода к власти левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогданачала говорить о «чистке» в высших кадрах управления, хотя ни окакой «чистке» со стороны левых не было и речи, они просто проводилисовершенно естественное обновление министерских аппаратов в тех рамках, которыехарактерны для любой смены президента или парламентского большинства. Онозатронуло лишь самых высокопоставленных чиновников общественных служб и почтине коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.
В80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных,экономических и культурных факторов.
В90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень изменилось посравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри странывлияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителейразличных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономическихсвязей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадомсоциалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели кдальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции.
Заключение
Такимобразом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции завремя Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформациюполитической системы из авторитарного президентского правления, так сказать,президентской «монархии», в демократическую президентскую республикус более сильным влиянием различных политических течений на жизнь страны.
Такжеможно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституции всехавторитарных начал, развитие политической системы привело к увеличениюфактической роли парламента и оппозиционных президенту партий.
Можнопредположить, что дальнейшее развитие политической системы будет в большейстепени связано с развитием общеевропейских политических тенденций и с созданиемобщего европейского «Дома», одной из составных частей которой будетявляться Франция со своей демократической структурой.
Списокиспользованной литературы
1. АрсеньевЭ.А. «Франция под знаком перемен.» М.: «Политиздат», 1984г.
2. АрсеньевЭ.А. «Франция: проблемы и политика: Очерки о социально—политическойжизни.» М.: Политиздат, 1978 г.
3. АрзаканянМ.У. «Де Голль и голлисты на пути к власти.» М.: Высшая школа, 1980г.
4. БунинИ.М. «Франция перед парламентскими выборами 1986 г.: Научно—аналитическийобзор.» М., 1986 г.
5. ГлебовВ. «Государственный строй Франции.» М.: Госюриздат, 1958 г.
6. ЗавьяловН. «Франция накануне выборов» //МЭиМО, 1995 г., №17-18.
7. КрутоголовМ.А. «Парламент Франции: Организация и правовые аспектыдеятельности.» М.: Наука, 1988 г.
8. «Конституцияи законодательные акты Французской республики». Госюриздат, 1958 г.
9. ЛюблинскийВ.В. «Социально—экономические проблемы классовой борьбы во Франции1968—1981 гг.» М.: Наука, 1986 г.
10.Новиков Г.Н. «Голлизмпосле Де Голля: Идейная и социально—политическая эволюция 1969—1981 гг.»М.: Наука, 1984 г.
11.«Правовые системы странМира». Справочник. Ф.М. Решетников. Юридическая литература. 1993 г.
12.Пушкарева Т.В.«Проблема власти во Французской политической науке» // Вестник МГУ,серия 12 – Политологические науки. 1996 г.
13.Сироткин В.Г. «Францияв середине 70-х годов.» М.: Знание, 1976г.
14.Савицкий П.И.«Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции.» Свердловск:Средн.-Уральск. кн. изд-во, 1979 г.
15.Червяков А. «Институтывласти во Франции» // МЭиМО 1994 г. № 8-9.
16.Гаджиев К.С. «Введениев политическую науку» издательская корпорация «Логос», 1997г.