Реферат по предмету "Педагогика"


Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения

Содержание
Введение
1. Государственный образовательный стандарт
1.1 Государственный стандарт общего образования
1.2 Федеральный компонент государственного стандартаобщего образования
1.3 Структура федерального компонентагосударственного стандарта общего образования
1.4 Порядок реализации федерального компонента
2. Проверка и оценка результатов обучения
2.1 Методы контроля
2.2 Тестирование
2.3 Рейтинговая система контроля
3. Характеристика результатов обучения
3.1 Характеристика цифровой оценки (отметки)
3.2 Характеристика словесной оценки (оценочноесуждение)
3.3 Принципы проверки и оценки результатов обученияпри использовании образовательных стандартов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
На протяжении длительного периода отличительнойособенностью российской школы было практически полное единообразие содержанияобразования: единые для всей школ страны учебные программы, единые учебники иметодические пособия. Программы школьных предметов определяли объем учебногоматериала и нормативы учебного времени на его изучение.
В 70-80-х годах прошлого века в программахпоявились разделы: «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендациик проверке и оцениванию знаний и умений учащихся». Однако они не фиксировалинеобходимый уровень освоения учебного материала, а нормы оценивания знанийстроились по методу вычитания. Отметки учащихся считались вполне достаточнойхарактеристикой результатов обучения.
Проблема образовательного стандарта в России впервые сталапритчей во языцех в начале 1990-х годов, сразу после крушения советской системыи коммунистической идеологии. «До тех пор было бы бессмысленным говорить остандартах образования, потому что все образование было стандартом, — объясняетзаведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. — Новыепредставления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когдавозникла идеология вариативного развивающего образования».
В настоящее время признана необходимость стандартаобразования. Учет современного состояния системы образования и потребностей ееразвития в будущем позволил создать стандарт первого поколения, которыйсчитается переходным. Законом «Об образовании» в РФ устанавливаютсягосударственные образовательные стандарты, включающие федеральный инационально-региональный компоненты, которые являются основой объективнойоценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формполучения образования. В состав федеральных компонентов государственныхобразовательных стандартов входят:
а) обязательный минимум основных образовательныхпрограмм;
б) максимальный объем учебной нагрузкиобучающихся;
в) требования к уровню подготовки выпускников.
Этот же Закон предоставил школам правосамостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу –документ, определяющий особенности содержания образования и организацииучебно-воспитательного процесса. Наличие в стандарте национально-региональногои школьного компонентов позволило создавать учебные планы и программы,отражающие специфику данного региона и конкретной школы.
Введение в практику обучения образовательныхстандартов во многом меняет и методику, средства проверки и оценки результатовобучения.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбраннойтемы.
Целью данной работы является изучение Государственногостандарта общего образования, а также характеристика результатов обучения.
Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения исписка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.

1. Государственныйобразовательный стандарт
Основные задачи модернизации российскогообразования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагаетне только масштабные структурные, институциональные,организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительноеобновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведениеего в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главнымусловием решения этой задачи является введение Государственного стандартаобщего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогическойсути данный стандарт это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционныхправ ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых,выражение возрастающей ответственности государства за повышение качестваобразования нации.
1.1Государственный стандарт общегообразования
Государственный стандарт общегообразования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержанияосновных образовательных программ общего образования, максимальный объемучебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательныхучреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса(в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному,информационно-методическому, кадровому обеспечению)[1].
Назначением государственного стандартаобщего образования является обеспечение:
-      равных возможностей для всех граждан в получении качественногообразования;
-      единства образовательного пространства в Российской Федерации;
-      защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического ифизического здоровья;
-      преемственности образовательных программ на разных ступенях общегообразования, возможности получения профессионального образования;
-      социальной защищенности обучающихся;
-      социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
-      прав граждан на получение полной и достоверной информации огосударственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровнюподготовки выпускников образовательных учреждений;
-      основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат напредоставление услуг в области общего образования, а также для разграниченияобразовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средствбюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований кобразовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общегообразования.
Государство гарантирует общедоступность ибесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах,определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общегообразования является основой:
-      разработки федерального базисного учебного плана, образовательныхпрограмм начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебныхпланов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
-      объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательныхучреждений;
-      объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
-      определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг,оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государствомна всей территории Российской Федерации;
-      установления эквивалентности (нострификации) документов об общемобразовании на территории Российской Федерации;
-      установления федеральных требований к образовательным учреждениям вчасти оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общегообразования включает три компонента:
-      федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
-      региональный (национально-региональный) компонент – устанавливаетсясубъектом Российской Федерации;
-      компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливаетсяобразовательным учреждением.
Нормативы времени, отводимые базисным планом наизучение предметов федерального компонента в старшей школе, установлены вразмере не более 2100 часов на два учебных года.
Объем регионального компонента составляет 140часов на два года, а школьного компонента – не менее 280 часов.
Федеральный базисный учебный план служит основойдля разработки. конкретных учебных планов и программ
В соответствии с Конституцией РФ основноеобщее образование является обязательным, и оно должно иметь относительнуюзавершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образованиявыстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее иосновное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
1.2 Федеральный компонентгосударственного стандарта общего образования
Федеральный компонент государственногостандарта общего образования разработан в соответствии с Законом РоссийскойФедерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российскогообразования на период до 2010 года.
Федеральный компонентгосударственного стандарта общего образования разработан с учетом основныхнаправлений модернизации общего образования. В том числе:
-      переход к 4-летнему начальному образованию;
-      введение профильного обучения на старшей ступени школы;
-      нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок,подрывающих их физическое и психическое здоровье;
-      соответствие содержания образования возрастным закономерностям развитияучащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
-      личностная ориентация содержания образования;
-      деятельностный характер образования, направленность содержанияобразования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способовучебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческойдеятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
-      усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарнойнаправленности содержания образования, способствующего утверждению ценностейгражданского общества и правового демократического государства, становлениюличности ученика;
-      формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использоватьусвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решенияпрактических задач;
-      обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектовобразовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательныхучреждений);
-      усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся,– экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранногоязыков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
-      обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
-      повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениямимодернизации образования внесены основные изменения в содержание отдельныхучебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общегообразования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99 гг.).
Впервые на всех ступенях обучения выделеныобщеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует какцелостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностномуего освоению.
1.3 Структура федерального компонента государственногостандарта общего образования
Федеральный компонент – основная частьгосударственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных,муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РоссийскойФедерации, реализующих основные образовательные программы общего образования иимеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
-          обязательный минимум содержания основных образовательных программ общегообразования;
-          требования к уровню подготовки выпускников;
-          максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[2],а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован поступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное)общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебномупредмету включают:
-          цели изучения учебного предмета;
-          обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данномуучебному предмету;
-          требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
В связи с введением профильного обучения настаршей ступени школы федеральный компонент государственного стандарта среднего(полного) образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте цели общегообразования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельнымучебным предметам.
Структура целей изучения отдельныхучебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личностиобучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание,развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевыекомпетенции). Все представленные цели равноценны.
Обязательный минимум содержания основныхобразовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждоеобразовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения ихконституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форменабора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядкев основные образовательные программы начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум не устанавливаетпорядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) врамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени,отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
В конкретных программах возможно расширение иуглубление изучаемого материала в пределах допустимой учебной нагрузкиобучающихся, а также педагогически целесообразное изменение последовательностиизучения этого материала.
Стремление к более полному и четкому определению иописанию требований к результатам обучения — одна из тенденцийсовершенствования программ для средней школы. При этом в программе вычленяютсяне только элементы содержания, подлежащие усвоению, но и указываются уровни ихусвоения.
Обязательный минимум представлен в двухформатах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого являетсяобъектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивомвыделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектомконтроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовкивыпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускникамиобязательного минимума федерального компонента государственного стандартаобщего образования, необходимые для получения государственного документа одостигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствии собязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебнымпредметам.
Требования задаются в деятельностнойформе (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должнызнать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработкиконтрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускниковобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего(полного) общего образования.
1.4 Порядок реализации федеральногокомпонента
Федеральный орган управленияобразованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации,муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованныхобразовательных учреждений создают необходимые условия для реализациифедерального компонента государственного стандарта общего образования,обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержанияобразования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся,выполнением требований к уровню подготовки выпускников.
Федеральный органуправления образованием разрабатывает и утверждает на основе федеральногокомпонента государственного стандарта общего образования сопутствующиенормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:
-          федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного временина освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования иучебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального)компонента государственного стандарта общего образования и компонентаобразовательного учреждения;
-          примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
-          контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой)аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общегообразования по учебным предметам федерального компонента государственногостандарта общего образования;
-          критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/илирекомендующих их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Содержаниеобразовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственнуюаккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственногостандарта общего образования.
При разработке учебныхпрограмм, учебников, других учебно-методических материалов на основефедерального компонента допускается:
-          расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированныхмаксимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюденияпреемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
-          конкретизация и детализация дидактических единиц;
-          определение логически связанного и педагогически обоснованного порядкаизучения материала.
Образовательное учреждение обязано ознакомитьобучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержаниемреализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе ссодержанием образовательных программ, превышающих требования федеральногокомпонента государственного стандарта общего образования.
При неисполнении образовательным учреждениемфедерального компонента государственного стандарта общего образования родители(иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензиисоответствующему образовательному учреждению на основании действующегозаконодательства Российской Федерации.
Государственный контрольза исполнением федерального компонента государственного стандарта общегообразования является обязательным и осуществляется форме:
-          государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательныхучреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
-          аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программыначального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательныеучреждения начального, среднего и высшего профессионального образования,имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровнюподготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонентагосударственного стандарта общего образования.
Настоящий стандарт –стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальноепонимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующихфакторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего образования(материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностейзавтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандартявляется переходным.

2. Проверка и оценка результатов обучения
Проверка и оценка результатов обучения — этообязательный компонент процесса обучения. Под оценкой знаний, умений и навыковдидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимся уровня владения имис эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условнымотражением оценки результатов обучения является отметка.
На сегодняшний момент в системе контроляиспользуются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являютсяследующие:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая входе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, котораяпроводится в конце каждой учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемостиучащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены.
Итоговая оценка характеризуетдостижения обучающегося в целом, уровень его обученности согласно требованиямучебной программы. Текущая оценка фактически служит чисто педагогическиминструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и учащегося в учебномпроцессе. С помощью текущей оценки преподаватель показывает уровень егоконкретных ситуативных достижений, усилий. Цель такой оценки — не вынесениеокончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшейдеятельности. По текущей оценке можно судить о прилежности, старательности, нотрудно сделать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценкане должна быть среднеарифметической от текущих.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущихи итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой.

2.1 Методы контроля
В настоящее время для оценкизнаний и умений студентов используются качественные показатели. При оценкерекомендуется принимать во внимание полноту, глубину, прочность, системность,оперативность, сознательность, обобщенность знаний и умений.
Полнота знаний определяетсяколичеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина — совокупностьюосознанных существенных связей между соотносимыми знаниями; оперативность — числом ситуаций или способов, в которых учащиеся могут принимать то или иноезнание. При прочном овладении знаниями учащиеся безошибочно актуализируют ииспользуют их, отвечая на вопросы и решая те или иные задачи. Сознательностьзнаний характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением всущность фактов, явлений, процессов.
При оценке учитывают,насколько четко и правильно учащийся дает ответ, какова культура его речи(устной или письменной).
1) Методы устного контроля (ученика): беседа,рассказ, объяснение, чтение.
Основу устного контролясоставляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма беседы. Дляучебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют нетолько (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвестиинформацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказыватьсвое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе,умение конкретизировать общие понятия.
Проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальнойили комбинированной форме. Наиболее полной формой проверки является экзамен.
2) Методы письменного контроля: контрольная работа,реферат, самостоятельная работа.
Данный вид контроля обеспечивает глубокую ивсестороннюю проверку знаний учащихся, поскольку здесь ученику нужно показать итеоретические знания и умение применять их на практике.
Самостоятельная работа — небольшаяпо времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников понебольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этойработы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач;осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Самостоятельная работа можетпроводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такогоконтроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвиженияучащихся в усвоении знаний.
Предлагается проводить идинамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время(5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существеннымвопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректироватьход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обученияшкольников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки,обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.
Контрольная работа используетсяпри фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и уменийшкольников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.Проводятся в течение всего года.
Содержание работ для письменного опроса можеторганизовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степенисложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихсяцелесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневымвариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам можетвыбрать вариант работы любой сложности. 3)Практические работы.
Лабораторная работа служит для формирования иоценки практических умений и навыков на базе изученного теоретическогоматериала.
2.2 Тестирование
К стандартизированным методикампроверки успеваемости относятся и тестовые задания. Они привлекают внимание,прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не толькоуровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявитьуровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации,находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильныйответы и т.п.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всехобследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Онопозволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания,развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От другихспособов обследования тестирование отличается точностью, простотой,доступностью, возможностью автоматизации.
В современной школе широко применяются тесты элементарныхумений — чтения, письма, простейших арифметических операций, а также различныетесты для диагностики уровня обученности (тесты успеваемости) выявления степениусвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Выделяются два вида тестов: скорости и мощности:
— по тестам скорости у испытуемого обычно не хватает временидля ответов на все вопросы, ведь нужно отвечать очень быстро и правильно;
— по тестам мощности у каждого такая возможность есть, здесьскорость не имеет значения, важны глубина и основательность знаний.

2.3 Рейтинговая системаконтроля
В последние годы все большеераспространение получает рейтинговая система контроля успешности обучениястудентов, позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, покрайней мере, нейтрализовать некоторые из них.
Она предназначена для организацииучебно-воспитательного процесса на базе новейших технологий обучения,активизирующих самостоятельное творческое мышление учащихся и стимулирующихрост профессионального мастерства педагогического состава.
Применение данной системы в учебном процессепозволяет:
-          повысить эффективность самостоятельной работы учащегося, обеспечить ееритмичность в течение семестра, в отличии от традиционного обучения, гдеучащийся может быть пассивным в течении семестра и «просыпается» только приподготовке к экзамену или зачету;
-          получить объективную оценку знаний учащегося в процессе обучения, таккак отражает динамику усвоения знаний по предмету за семестр и являетсясуммарным коэффициентом, а не количественной и качественной характеристикойусвоенных знаний непосредственно на момент проверки знаний, как в традиционномобучении.
Кроме этого традиционная оценка знаний — статична,и является двухбалльной на зачете и четырехбалльной в остальных случаях,включая экзамен, в то время как рейтинговая систем позволяет по выбранной шкаледифференцировано оценить вид деятельности по усвоению содержания;
-          ранжировать учащихся по уровню знаний и определить их дальнейший путьобучения;
-          повысить эффективность работы преподавателей;
-          более эффективно использовать стимуляцию для активизации работыпреподавателей и учащихся.

3. Оценочная характеристикарезультатов обучения
Оценка есть определение качествадостигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развитияначальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личностишкольника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
— качество усвоения предметныхзнаний — умений — навыков, их соответствие требованиям государственногостандарта начального образования;
— степень сформированностиучебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской,трудовой, художественной);
— степень развития основныхкачеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать,классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебнуюзадачу и др.)
— уровень развития познавательнойактивности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оцениваетсяотметкой за результат обучения, остальные — словесными суждениями(характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимостьусиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностьюобучающегося.
3.1 Характеристика цифровойоценки (отметки)
Учитель применяет для оцениванияцифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
5 (отлично) — уровень выполнениятребований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как потекущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета;логичность и полнота изложения. Отличная отметка предполагает глубокое и полноеовладение содержанием учебного материала, высказывать и обосновывать своисуждения, грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и вписьменной форме), качественное внешнее оформление.
4 (хорошо) — 4 (хорошо) — уровеньвыполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительногоматериала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений,отражение своего отношения к предмету обсуждения. Полно освоил учебныйматериал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале,осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагаетответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности. Наличие 2-3ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или4 недочетов по пройденному материалу.
3 (удовлетворительно) — 3(удовлетворительно) — достаточный минимальный уровень выполнения требований,предъявляемых к конкретной работе. Обнаруживает знание и понимание основныхположений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно,допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решенияпрактических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Имеет неболее 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
2 (плохо) — уровень выполнениятребований ниже удовлетворительного. Имеет разрозненные, бессистемные знания,не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определениипонятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, неможет применять знания для решения практических задач. Наличие более 6 ошибокили 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов попройденному материалу.
1 (очень плохо) — за полноенезнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
3.2 Характеристика словеснойоценки (оценочное суждение)
Словесная оценка естьхарактеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочногоосуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебнойдеятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностьюсловесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкаяфиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причемэти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождаетлюбую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего какположительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранениянедочетов и ошибок.
3.3 Принципы проверки и оценкирезультатов обучения при использовании образовательных стандартов
Введение в практику обучения образовательныхстандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатовобучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход,направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоенияучебного материала и ориентированный на определенные «нормы» усвоения,неприемлем для оценки достижения школьниками уровня требований к учебнойподготовке, определяемой стандартом.
Основное назначение системы оценки в этом случае — выявить овладение или неовладение учащимися знаниями и умениями,зафиксированными в стандарте. Следовательно, содержание обязательных требованийдолжно быть основанием при определении содержания проверки и важнейшимкритерием оценки ее результатов. Такой подход принято называтькритериально-ориентированным.
Принципиально иное назначение проверки результатовобучения школьников при критериально-ориентированном подходе определяетспецифику целого ряда требований к ее содержанию и технологии оценки уровняобученности.
Для оценки достижения уровня обученности,предусмотренного стандартом, целесообразно использовать дихотомическую(двоичную, альтернативную) школу типа: «достиг» или «не достиг», «зачет» или «незачет»и т.п. Это суждение должно выноситься на основе интегральной оценки, полученнойза выполнение проверочной работы. При этом все задания, включенные в работу,признаются равными по своей значимости и их выполнение также оценивается по дихотомическойшкале.

Заключение
Таким образом, образовательный стандарт — системаосновных параметров, принимаемых в качестве государственной нормыобразованности. Основными единицами образовательного стандарта являются егоструктура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовкиучащихся. Образовательный стандарт понимается как описание минимальныхобязательных требований к целям и содержанию обучения.
В образовательном стандарте формулируются целиобучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные внормативных документах. Нормы и требования, установленные образовательныйстандарт, принимаются в качестве эталона при оценке качества основных сторонобразования.
В настоящее время идет работа над созданием стандарта второгопоколения, развести понятия школьной программы и стоящего за ней стандарта — насегодняшний день важнейшая задача с точки зрения методологии.
Стандарт «второго поколения», по мнению его авторов, долженсформулировать требования к структуре, условиям реализации и результатамосвоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объектстандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи,знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю системушкольного образования. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемыхпараметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика планируется определитьтребования к результатам и условиям получения образования, включая качество иколичество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т.п. Приэтом важно установить соответствие между требованиями к результатам образованияи теми средствами, которые государство и общество готовы выделять наобразование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемымресурсам.
В рамках образовательного стандарта предполагается четкаярегламентация зон ответственности. Государство отвечает за единствообразовательного пространства и за согласование основных требований крезультатам образования, регион — за материально-техническое обеспечение(учебники, Интернет и т.д.), школа — за реализацию образовательных программ.Отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказа отвариативности образования, говорят его разработчики. Просто теперь законом обобразовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент,«региональные» часы остаются в качестве прерогативы региональных властей иадминистрации школы и потому федеральным законом не прописываются.
Пожалуй, самый важный тезис новой концепции: образовательныйстандарт — это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступениобучения от начальной школы до вуза. Стандарты второго поколения задают«планку» для целого набора факторов (включающих условия образования), и ихвыполнение ведет не к «минимуму», а к созданию необходимых возможностей длямаксимального успеха образовательного процесса, возможностей, которыегарантируются каждому.

Список использованной литературы
1.   Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендациик широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общегосреднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.2.   ЗаконодательствоРФ. Государственный стандарт3.   КаверинаА.А. Основные подходы к построению учебной программы с учетом федеральногокомпонента государственного стандарта общего образования / А.А.Каверина. – М.:ФИПИ, 2006.4.   КузнецовА. Принципы проверки и оценки результатов обучения при использованииобразовательных стандартов / А.Кузнецов, В.Степанов. – М.: ИОСО РАО, 2005.
5.   Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. М.:Сентябрь, 2001. 6.   ПодосокорскаяА.А. Образовательная программа школы и новые подходы в построении основнойшколы / Журнал «Школа». – 2001. — № 5 (44).7.   Тоцкий Н. Образовательныйстандарт: на пути к общественному договору Учительская газета, 20068.   Федеральныйкомпонент государственного стандарта общего образования: Часть 1: Начальноеобщее образование. Основное общее образование: Часть 2: Среднее (полное) общее образование.– М.: Изд-во: Министерство образования РФ, 2004.
9.    ХарламовИ.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс / И.Ф.Харламов. — Минск, 2001.
10.  Хуторской А.В. Современнаядидактика: Учеб. для вузов / А.В.Хуторской. — СПб., 2001.
11.  Перевощикова Е.Н.Рейтинговая система контроля знаний // Нижегородский гос. пед. ин-т. – Спб.,1994. – Вып.5. – с.57-64.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.