ВВЕДЕНИЕ
Человечество перешагнулопорог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и всё большеймобильности, формирования общемирового экономического пространства,интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших кинтернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции ивзаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения,урбанизации и преобразования социальной структур. Эти изменения среды обитаниялюдей послужили предпосылкой необходимости выведения мышления подрастающегопоколения человечества на новый «планетарный» уровень. «Планетарное сознание»должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств какспособность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всемлюдям в мире. (А.С. Кочарян, В.Э. Савенок, Д. Хадсон и другие).
Актуальность научныхисследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергиязлобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком,исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долгонакапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористическиеакты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результатыдействия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость.Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимостьприобрела в последние годы чудовищную силу. (В.А. Лекторский).
В интересахмеждународного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины,нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества.Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условиеммира и социально- экономического развития всех народов.
Человечество в целом ужепородило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимостиразличных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «ГодомТолерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященныйтолерантности.
Главную роль враспространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщейдекларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействоватьвзаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми ирелигиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержаниюмира».
Необходимо разработатьпростые и привлекательные принципы педагогики Толерантности, рассчитанные навсе слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).
Данное положениераспространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромноезначение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьномвозрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходитформирование представлений о значимости человеческого достоинства, пониманиеценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним,толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умениененасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичностинервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрастеинтенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания,начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями(Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).
Стремление изменитьмышление человека в сторону глобальности характерно не только для современногоэтапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагоговпоказывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран.Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитаниявстают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости.Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитыватьуважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо сдошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.
Формированиетолерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, малоизученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостьюформирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованныхтехнологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования:«Формирование толерантности как качества личности детей старшего дошкольноговозраста».
Объект нашего исследования – старшая группав ДОУ.
Предмет – особенности формирования толерантностиу детей старшего возраста дошкольного возраста.
Цель – обосновать содержание, пути исредства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольноговозраста.
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру понятия«толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогическойлитературы.
2. Выявить особенности старшегодошкольного возраста.
3. Выявить специфику формированиятолерантности в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть характер организациипедагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявитьпедагогические условия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1 Понятие«толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поискаэлементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальнойжизни привела к возникновению понятия «терпимость».
В греческой философиитребование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативныхустановок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит исофисты делают вывод о произвольно характере человеческих суждений и оценок, содной стороны, а с другой – об объективности человеческого знания.
В исследования В.М.Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследитьисторию возникновения и развития понятия «толерантность».
С момента обоснованияПротагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд начеловека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека,определяющего его жизнедеятельность и выработку норм собственного поведения.Протагор также подчеркивает, что людям не хватает «умения жить обществом»,которое возможно только при условии введения среди людей «стыда» и«дружественных связей», обуславливающих основу объединения людей.
Демокрит особо акцентируетвнимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действийчеловека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий»воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное синтеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающеемировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.
В практическойнаправленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина»,Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия кчему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различныхвещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека иего соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость»способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральныхпринципов.
Представитель позднегостоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в нейесть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение ипрославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговениемколенопреклоненных.
Тертуллиан, представительранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимостипервостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для негонесомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение иаскетизм.
Наряду с единообразием вдуше, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телеснойдобродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесноговоздержания».
Христианская концепция«терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека вгуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви»,«смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости,которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных гражданпо отношению к тем, кого Бог поставил над ними.
В эпоху Просвещенияпроисходит актуализация «терпимости».
Дж. Локк связывает«терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить пределсуществования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранениесправедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять этипопытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.
А. Шопенгауэр и А. Галенопределяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим — «Ты», «Он»,«Мы».
Терпимость, для И. Канта,противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека ивоспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.
И.В. Гёте, а впоследующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходнымпунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования,чему в немалой степени способствует толерантность.
Ч. Дарвин, опираясь нато, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где«нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркиваетсамоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаянияили жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости»как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питаетчувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложненияинфраструктуры общества.
На основе вышесказанногоможно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия«толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию,самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществеи с идеей равенства людей.
Сегодня толерантностьпредполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждогочеловека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом –каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства инедостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своейпринадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья,невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на нихопираться в общении и деятельности.
Терпимость вовсе неозначает «всеядность» или безразличие к любым взглядам и действиям. Очевидно,аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами к насилию. Новажно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, оставаясь присвоих убеждениях.
Признание права наотличие – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правахменьшинств.
Декларация принциповтолерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильноепонимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения испособов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность –гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая иправовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможнымдостижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность –это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признанияуниверсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствахтолерантность не может служить оправданием посягательств на эти основныеценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека,плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающееотказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы,установленные в международных правовых актах в области прав человека.Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означаеттерпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступкичужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своихубеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того,что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи,поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять своюиндивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могутбыть навязаны другим.
1.2 Формированиетолерантности как педагогическая проблема
Данная проблема впедагогике сформировалась относительно недавно и является, на наш взгляд,следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация,демократизация, гуманитаризация, глобализация.
Содержание образованиядолжно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека,приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания междуразличными народами, уважение чужих взглядов.
Сегодня стало актуальнымразвитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного,позволяющего личности действовать свободно за пределами собственноговнутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая темсамым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократическойкультуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности,понимания и принятия другого. (Г.С. Батищев).
Гуманистическая позиция ипрофессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуруличности педагога, так как является «сущностной характеристикой личностипедагога. Д.В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогическогомастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемойчастью которого в современных условиях выступает наличие социокультурнойтолерантности, под которой он понимает моральное качество личности,характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этническойнациональности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного родавзглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компонентысоциокультурной толерантности, составляющие так называемую «триадутолерантности»: уважение, симпатия (эмпатия), доброта. Их реализация происходитв деятельности.
Педагогика толерантностидолжна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакциина нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природуправ человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждыйгражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм,национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминацияпо полу, религиозные преследования и другие.
Люди должны приниматьдруг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию,жестокости, морально – психологическому подавлению другого человека.
Мы понимаем под термином «толерантность» — морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознаниеммногомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способовотражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений,высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждогочеловека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любогорода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.
Мы предполагаем, чтоформирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяемуровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) – знаниеребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятияи принципов толерантности;
2) эмоционально – оценочный – осознаниетого, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право наотличие;
3) поведенческо – рефлексивный –устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, наоснове уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношениек себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
Нам представляется, чтоформирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманнойличности и протекать оно должно с помощью гуманистическоголичностно-ориентированного подхода.
ГЛАВА 2. ПУТИ ИСРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Специфика старшегодошкольного возраста
На протяжении детстваобъективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитиерастущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленныйособенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностныхустановок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состояниеминдивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов.Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям иосуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения,фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д.И.Фельдштейн, 1995).
Одним из важных моментовв характеристике социального развития ребенка выступает развертывание явления«социализации – индивидуализации», поступательно осуществляемого от осознаниярастущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностныхновообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальнойпозиции в результате собственной творческой активности. Наиболее заметно эта позицияпроявляется на межвозрастных переходах, кризисных периодах, где отправнойточкой служит особый уровень социального развития ребенка в отношении «Я иобщество».
Специфика различныхпереходных периодов заключается в качественных особенностях той системыотношений, которая складывается в конкретном возрасте между ребенком иобществом.
В первые 3-6 летвозникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованныхобразцами деятельности взрослых. (Л.И. Божович, 1979). Ребенок осознает всоответствии с его общим уровнем развития своё «Я» среди других, стремиться«примерить» себя к другим, активно воздействовать на ситуацию. Он овладеваетсоциальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальнойсущностью, которая и определяет развитие его «социализации-индивидуализации».
Изменение структурыдеятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит отдостаточно ограниченного пространства к освоению новых видов деятельности,требующих нового видения вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя вновое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваютсяконтакты, усложняется его роль в общих играх и делах.
Как правило, всёнакопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрастуребят и взрослых идет у детей плавно, вплоть до 5 лет. А в период 5-6 летпроисходит ускорение этого процесса, что приводит к 6 годам к развитию уребенка отчетливо проявляющейся готовности и способности ставить себя на местодругого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но ичужую точку зрения. У 6-тилетнего ребенка появляется ориентация на общественныефункции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременномразвитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектоввнешнего мира, значимых в обществе. Таким образом, ребенок в данном возрастеявляется уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности.Освоив в игровой деятельности оценочные отношения взрослых, ребенок выходит наоценку социальных явлений и самого себя, что формирует потребность в новойдеятельности, в той, которая вызывает значительно более серьезное отношениевзрослых. Именно это, как указывает Д.И. Фельдштейн, порождает стремлениешестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно –практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже значениеучебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкоепонимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение другихдетей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность кдетской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть,именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание иоценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого черезпризму конкретной деятельности.
Главная потребностьребенка старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы войти в мирвзрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально ребенок не можетвыполнять функции взрослого. Поэтому складывается противоречие между егопотребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Даннаяпотребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какую-либо сюжетнуюситуацию.
Л.С. Выготский утверждал,что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычногоповедения, он в игре на голову выше самого себя».
Игра является ведущимвидом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такойориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может.Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носительопределенных общественных функций, вступающий в определенные отношения сдругими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельностиопределенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитаниитолерантности в дошкольном возрасте.
Практическая деятельностьи отношение ребенка к другим людям – понятия, тесно связанные друг с другом.Практическое взаимодействие ребенка со взрослым или сверстниками,рассматриваемое в генетическом плане, порождает определенные эмоциональныепроявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях,позициях, установках. В дальнейшем эти отношения сами определяют направленностьдеятельности, её мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практическойдеятельности и реального взаимодействия детей образы – эталоны как внутренниерегуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это системаобразов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка вразличных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая деятельность так же являетсянеотъемлемой частью воспитания толерантности в дошкольном детстве.
Особую ответственностьдошкольного периода детства Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в течение егопроисходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях междулюдьми, в их трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.
К концу дошкольноговозраста у ребенка впервые появляются представления о себе как члене общества.Постепенно у него накапливается осознание социальной значимости своихиндивидуальных качеств и социального положения. Происходит формированиеобобщенного отношения к самому себе, своим переживаниям, которое остается одними тем же в различных ситуациях, обобщенное отношение к окружающим и пониманиесвоей ценности. Формируется самооценка. Так же в старшем дошкольном возрастеребенок приобретает возможность контролировать свое поведение, подчинять его.Поведение становится опосредованным внешними образцами, правилами.
Анализируя дошкольныйвозраст, необходимо отметить возникновение «эмоционального предвосхищения,которое играет важную роль в более сложных по своему составу и мотивации формахпродуктивной и игровой деятельности, которые начинают складываться в дошкольномвозрасте и для выполнения которых ребенку необходимо не только предварительнопредставить результаты своих действий, но и заранее почувствовать тот смысл,который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого».(Л.С. Выготский).
Существенную роль играетне столько исполнительская, сколько ориентировочная часть детской деятельности.
Ребенок, достигшийотносительно высокого уровня развития эмоционального выражения, пытается,прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемомплане различные варианты действия и прочувствовать тот смысл, который ихпоследствия могут иметь для окружающих людей, и следовательно, и для негосамого, как члена группы. Этим путем он стремится определить направление своегопоследующего поведения, избежав тех ложных, не соответствующих основнымпотребностям и ценностным установкам поступков, которые легко могли бытьсовершенны под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если быих отдаленные результаты не были заранее поняты и прочувствованы.
Рассмотрев спецификустаршего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки иесть все основания для формирования толерантности.
2.2 Организацияпедагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированиютолерантности
толерантностьформирование дошкольный возраст
Современная социальнопедагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системыобразования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращениек личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденцииперестройки дошкольного образования. Гуманизация педагогического процессапредполагает построение личностно – ориентированной модели воспитания,изменение форм общения педагога с детьми в процессе традиционных видов детскойдеятельности и повседневной жизни. В центр образовательного процесса становитсясам ребенок как субъект этого процесса. Воспитывающему взрослому отводится рольсоздателя культурных, психологических, нравственных условий для саморазвитияличности ребенка. (Н.Р. Милютина, 2000, с. 69).
И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова(1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого сдетьми:
— позиция «учителя»,ставящего перед ребенком определенные задачи, предполагающего определенныеспособы и средства их разрешения и оценивающего правильность действий;
— позиция «равногопартнера», включенного в деятельность с детьми, решает возникающие в совместнойдеятельности проблемы «вместе» с детьми без жестких оценок;
— позиция «создателя»окружающей развивающей среды, где взрослый предоставляет возможность детямдействовать свободно и самостоятельно.
Каждая из позиций имеетсамостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место впедагогическом процессе.
Анализируя современныеобразовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения,можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность,возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно- ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки осамоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.
Хоть мы и не встретим вних прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё жеданная проблема в какой- то мере решается.
Так, например, программа«Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет цельюсодействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Основная идея:«Никого ничему научить нельзя, можно только научиться!». Программа «Наследие»(М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей в современную русскую культуру.Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место вмире, природе, других людей, других народов.
Нам представляетсяочевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будетпроходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторыеусловия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.
2.3 Педагогическиеусловия нравственного воспитания дошкольников
Создание в детскомколлективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только справилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довестидо сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделятьиз практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстниками взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальнуюзначимость.
Воспитание толерантностиможет успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой иучебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группыметодов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целямвоспитания толерантности в дошкольном возрасте.
1. Методы, обеспечивающиеформирование нравственного сознания (суждений, оценок):
— метод беседа (материал:маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; черезсказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре ит.д.);
— художественнаялитература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Детистараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только насознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональнойоценке действительности. Художественная литература должна чаще использоватьсякак средство развития человечности, гуманных качеств личности.
— наглядные методы:рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показаноповедение людей в окружающем мире.
2. Методы создания удетей практического опыта социального поведения:
— метод научения ребенкаположительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
— целенаправленноенаблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
— личный примервзрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующиенравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительногоповедения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков.Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок,а не личность ребенка.
На основе выделенных намиуровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественнойпедагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем всодержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:
I. Основная цель – подача информацииребенку относительно основных законов и правил человеческого общежития.Знакомство ребенка с основными правами каждого человека при рассмотренииконвенции о правах ребенка. Как сказано в декларации принципов толерантности:«Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чемзаключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав,и с поощрения стремления к защите прав других».
Основными условиями,необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является:наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующимизнаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствиис правами детей.
Особое внимание даннойпроблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик,А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка,во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методовобучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенноважным, по их мнению, для получения желаемых результатов является созданиеатмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценностисвоей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение идоверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности:рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболееполно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность всамоутверждении.
В своей книге «Творческоеразрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологииБ. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что незнают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склоннырассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно.Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразиелюдей может сделать их жизнь интересной.
Одной из задач на данномэтапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в этом возрасте.Основная цель — дать возможность каждому ребенку на основе знаний выработатьчувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношенияс социальным окружением во всем его многообразии; развивать критическоемышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.
Задачи воспитания иобучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности всебе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальныхзнаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.
II. На втором этапе воспитаниятолерантности необходимо закрепить полученные ребенком знания, на основекоторых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведениюлюдей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствуетнарушение чьих-либо прав или примеры нетолерантного отношения, и оценивают их.Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующимразбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить,сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернативпоступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитаниеэмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный примерпедагога, родителей; использование картинок и т.д.
III. Формирование устойчивоготолерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственныхдействий и поступков. Обращенность на самого себя. Детям можно предложитьвспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно.Обсудить с ними — почему это происходило и как можно было поступить по-другому,как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведениякаждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояниянасилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допуститьэтого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, есливозникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что вдошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая,практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенкомтолерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Ни один из этапов повоспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Нам представляется, чтовоспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может бытьограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимоначинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от оченьмногих факторов.
Работу по воспитаниютолерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве сдругими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будеттолерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантностив их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всемхорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать,верить.
Каждый ребенок неповторими тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненныйпуть и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет правобыть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если ипридется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьмитак, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.
В работе с детьмидопустимо использование только ненасильственного управления и изменение методови приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах,предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получитьнеодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие,ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов иприемов воспитания важно помнить следующее:
- никогда ненаказывать детей;
- не сравниватьдруг с другом;
- не выставлять напозор;
- не укорять;
- не жаловаться наних родителям;
- не надзирать заними;
- не оскорблять;
- не приказывать,не требовать жестко;
- обеспечит успехво всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить;
- договариваться,находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне.
Цели воспитания должныбыть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целямвоспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития,которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее нелегкоевремя потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людямприобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходовк понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности какуважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций врезультате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающихэто.
В социальном планетолерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатогоразнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способовпроявления человеческой индивидуальности.
Основа толерантности –признание права на отличие.
Ответственность навнедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, напедагогике.
Формированиетолерантности – процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимокак можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условиядля того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности.Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение,соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяетсясоциальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношениялюдей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется какобразец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромнаяответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывалитолерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечениевоспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старшихдошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствуетпересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Формированиетолерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенкас правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты«Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя такжеведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно,чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешлив мотивы поступков, приобрели побудительную силу.
И на третьем этаперебенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оцениваетего. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие,координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочьребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своихдействий.
Итак, выделенные намизадачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структурупонятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическуюлитературу.
Осветили проблемуформирования толерантности в дошкольном детстве.
Наметили содержание исредства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цельисследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средстваформирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Вовк Л.А. />Толерантностькак способность понять и принять другого / Л.А. />Вовк// Валеология:научно-практический журнал. — 2003. — № 3. — С. 51-52.
2. Воронова Л. Какие глупости! Или Тывращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о />толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.
3. Гатагова Л. Уроки />толерантности или вражды? // История «Первоесентября». — 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.
4. Гельдыев Р. Национальнаягруппировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательномпроцессе: Урок />толерантности //Школьный психолог. -2001.–№40. -С. 7.
5. Декларация принципов />толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральнойконференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент.- С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.
6. Демиденко М., Кулькова О.Воспитываем терпимость //Школьный психолог. — 2002. -№15. -С. 6.
7. Клепцова Е.Ю. Психология ипедагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2004.- 175 с.
8. Лекторский В.А. О />толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский //Вопросы философии. – 1997. – № 11.
9. Мириманова М. />Толерантностькак проблема />воспитания // Развитие личности. -2002. -№2.-С. 104.
10. О социализации />дошкольников:у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк.воспитание. — 2006. — № 4. — С. 98-103.
11. Орлова М. Формирование />толерантности у дошкольников// Дошкольное />воспитание. — 2003. -№11. -С. 51.