Ростовский Государственный Университет
Рефератна тему:
«Экологическоевоспитание и экологическая культура»
Выполнила:
студентка группы 3.2
Преподаватель:
Ростов-на-Дону
2001
Истокикультурного отношения к природе
Реальныйопыт взаимодействия человека с природой требовал бережного отношения к ней.Исследователи первобытного общества отмечают, что передвижения древних охотников и собирателей в границах определенныхтерриторий и в определенное время не случайны. Они экологически строгообусловлены. Вполне рациональным приемом природопользования для своего временибыло подсечно-огневое земледелие, которое обеспечивало наибольшую эффективностьпроизводства продовольствия. Замечая, что земля истощается, древний земледелецоставлял ее и с помощью огня и топора отвоевывал новые площади, давая возможность природе залечить нанесенныеей раны.
Практика природопользованияпервобытной общины не всегда была рачительной. Порой она приводил квозникновению локальных кризисов, оскудению ландшафта и его разрушению.Некоторые способы охоты вызывали уничтожение большого количества животных,значительно превышающего потребность людей в пище, например, использованиетрясины как ловушки для целого стада слонов. Губительно было применение огня,нередко ведущее к опустошительным лесным пожарам. Такие действия не могли несказаться на благополучии людей, ухудшении условий их существования.
Отношение первобытного человека кприроде складывается через посредство общины, принадлежность к ней выступаетодним из природных условий производства для живого индивида. Обеспечениюактивной адаптации в природной среде служили социокультурные механизмы, спомощью которых люди воспринимали зависимость своей судьбы от ее состояния.Важная особенность синкретического сознания древнего человека состояла враспространении моральных оценок на явления природы, отождествлении ее стихий ссилами «добра» и «зла». Результатом искаженного представления о подчиненностиего судьбы «злым» и «добрым» стихиям стали тотемизм, магия и анимизм. Тотемизмбыл своеобразной формой отражения связи рода с тотемом —животным или растением.Род носит имя своего тотема, например, кенгуру, считая, что находится с ним вкровном родстве, почитая это животное «отцом», «старшим братом». Анимизм (отлатинского слова «душа») —это верование в форме одушевления объектов природы(«мать —сыра земля»). Магия (от греческого «колдовство») —вера в способностьчеловека воздействовать на людей, животных, растения, явления природы.Первобытный человек полагал, то с помощью определенных действий и слов можновызвать дождь или обеспечить успешную охоту.
Из поколения в поколение опытприродопользования передавался и накапливался в качестве коллективной мудрости.Так складывались обычаи, традиции, обряды. Как отражение этого опыта, а такжена основе фантастических представлений о взаимосвязи с природой возниклимногочисленные ограничения и запреты, регулирующие действия людей. Обществоограничивало действия человека частоколом запретов, табу, дабы не обидетьнеосторожным поступком «душу» дерева, реки или зверя. Люди старались добиться«расположения» природных сил, искупить вызванные человеческой активностьюнарушения естественного порядка.
Полезность или «благодетельность»культовых ограничений отметил ещеФейербах. Язычники поклонялись животным,когда те имели наибольшее значение для их жизни. Человек остро воспринимает зависимость от природы лишь тогда, когда вней нуждается. Культовые требования, определяющее поведение в мире природы,основывались на искаженном представлении о действительности. Но соблюдение ихнередко было целесообразным. Так как служило осторожному обращению с ееобъектами. Культ животных и растений формировал уважительное отношение к ним.Умеренность в добыче средств существования была условием благополучия общины,ее органического «вживления» в культурный ландшафт.
Под охраной общин на особом заповедномрежиме у многих народов находились элементы природы, имевшие особое значениедля их жизни. В их число попадали «культовые заповедники» и «святые места».Например, культовые рощи у бурят были неприкосновенными и традиционноохранялись от всякого рода разрушения и осквернения. Экологическицелесообразный характер поведения туземцев описывает Н.Н. Миклухо-Маклай. Всеостатки пищи они бережно собирали, завертывали и зарывали или привязывали ккамню и бросали в море. Мотивировались такие действия боязнью что объедки могутстать объектом колдовства для злоумышленника. Нравственно-экологическиетребования мудрой народной педагогики, органично вплетенные в уклад жизниземледельца, находили выражение в комплексе норм и традицийдуховно-практической деятельности, получившей название народной нравственности.
Античная культураи природа
Прогресс культуры в классовом общественосит антагонистический характер, при котором одна часть общество обращается сдругой его частью просто как с неорганическим и природным условием своегособственного воспроизводства. Раб, лишенный свободы, становился придаткомземли. Угнетение человека человеком пронизывает все формы духовно-практическойжизни, восприятие действительности, образ мыслей и поведения. Все это нашлоотражение в отношении людей к природе.
Классическая античность представляла собойисторию городов, основанных на земельной собственности и земледелии. Памятникикультуры этой эпохи запечатлели черты антропогенной, преобразованной человекомсреды.
Города изменяли природную среду, ноеще более они изменяли характер зависимости от нее человека. Их жители утратилинепосредственную связь с ней, у них отпала необходимость самим добывать пищу.Между свободными горожанами и природой оказались рабы, труд которых становилсяобъектом презрения свободного человека. Бурное развитие духовной культурыпривело к обретению ею не только относительной самостоятельности от сферыматериального производства, но и оторванности от повседневной жизни.
В отличие от древних греков римлянесохранили более практичную, уважительную оценку работы на лоне природы. Впериод завоевания Италии римляне гордились тем, что их консулы и дажедиктаторы, исполнив общественную обязанность, возвращались к частной жизни илично обрабатывали свой участок земли.
Философия и литература античности незнают идеи формирования человека, но они дают поучительные черты индивидуальнойжизни. Воспитание предстает здесь как личное обращение, в котором старшийдолжен служить примером для младшего. Славу великих учителей имеют мудрецыДревней Греции. В их поступках и рассуждениях, дошедших до нас, содержитсянемало поучительного с точки зрения отношения к природе. Так. О Пифагореизвестно, что он скупал пойманных рыб. Птиц и животных и отпускал их на волю. Вэтом содержится прежде всего дань матемпсихозу, или доктрине о переселении душ.Но попутно можно усмотреть и отдаленный намек на современную идеюнравственно-экологического воспитания.
У Платона в качестве идеала свободногочеловека предстает гражданин, служащий своему государству-полису. В «Законах»великий философ уделяет много внимания организации рациональногохозяйствования. Он формулирует положения, регулирующие охоту и рыбную ловлю,порицает браконьерство, призывает улучшать плодородие почв и целесообразнееиспользовать каждый клочок земли.
Интересно свидетельство Корнелия Тацитав «Анналах» о дебатах в сенате Древнего Рима по поводу предполагавшегосязарегулирования стока реки Тибр. Были заслушаны аргументы всех заинтересованныхсторон. И в итоге сенат отклонил предложенный на рассмотрение проект. Ввыступлениях флорентийцев, интерамцев, реатинцев и представителей другихпровинций обоснованно доказывались негативные последствия плотин и каналов дляокрестных земель и населения. Были учтены неизбежное заболачивание значительныхтерриторий, оскудение земель и другие нежелательные моменты.
Широкое распространение врабовладельческом обществе получили массовые зрелища с убийствами животных, от которых со временемперешли к убийствам осужденных и боям гладиаторов. Они выполняли определеннуювоспитательную функцию, утверждали жестокие нравы свободных граждан, создаваяатмосферу насилия, в которой нуждался эксплуататорский строй. Нравственный ихущерб мыслителями древности практически не осознавался. Осуждение кровавыхзрелищ крайне редко встречается в античной литературе. Эту миссию взяла на себялитература эпохи Возрождения.
В трудах античных философов намечаетсяпостепенный подход к идее о взаимосвязи отношения человека к природе с егонравственным совершенствованием. Уже у Демокрита природа предстает в качествевеликого учителя, советами которого не стоит пренебрегать. Жизнь в согласии сприродой —один их главнейших тезисов этики киников и стоиков. Этим выражалосьопределенное недовольство существующим неравенством. В нем воплощалосьэтическое начало теории «естественного права», в соответствии с которой человекблизок к животному царству, добр и справедлив. Природа не требует излишеств;жить в согласии с ней —значит вернуться к простоте и непритязательностипредков.
Важнейшим условием морали стоикисчитали необходимость сообразовывать свои поступки с законами природы:подчиняясь им все происходит в мире. И даже бог не властен изменить материю.Поэтому разумный человек наблюдает и спрашивает у нее совета. Жить счастливо ижить в согласии с природой —одно и то же, учил Сенека. Проявление заботы онравственном самосовершенствовании связано у них с утверждением идеаласпокойствия и покорности судьбе. Возвеличивая покорность как нравственнуюдобродетель, они заложили основы воспитания смирением, взятые позднеехристианством в качестве религиозной доктрины формирования личности.
Феодализм
Заменарабства крепостной зависимостью вносит существенные изменения в жизнь крестьян—главной производительной силы феодального общества. Крестьяне, в отличие отрабов, были заинтересованы в бережном обращении с землей, бывшей средством ихблагополучия. Их труд выступал, с одной стороны, как проклятие и мука —этуоценку вызывают века подневольной, изнурительной работы на эксплуататоров; сдругой —как естественный источник жизни, как творческое наслаждение.
Соседская поземельная община былаэффективным «органом» заботы о земле —условии натурального хозяйства. Н.П.Огарев отмечал свойственную ей нераздельность человека и земли, общины и почвы.Он подчеркивал великую воспитательную силу обычая, традиции общины. Земледелие,охота, рыбная ловля, вся трудовая деятельность подчинялась установленному в нейпорядку, закрепляла уважительное отношение к земле. Каждый член былответственен за соблюдение режима природопользования. Так, решениемкрестьянского мира устанавливались сроки начала охоты и сбора черемухи.Нарушение их пресекалось общинным правом и осуждалось общественным мнением.Учитывая этот момент Н.П. Огарев предлагал: «… ради лесосохранения все, чтоможно сделать лучшего —это отдать леса в распоряжении общин, которые, конечно,не истратят прута лишнего».
Для представителей эксплуататорскихклассов, феодалов и духовенства объекты природы становились источникомбогатства и развлечения. В имениях помещиков создавались живописные парки.Важным признаком знатности и престижа были охотничьи угодья. С ними, какправило, в классовом обществе связано возникновение природоохранительногоправа. Известны многие документы. Принятые в Египте и Вавилоне, Индии, Китае идругих странах. В Киевской Руси во времена Всеволода и Владимира Мономаха (XI – XII вв.) в заповеднике длякняжеских охот простым людям бить зверя было запрещено. Беловежская пущаохранялась законом с 1538 г., Кунцевская местность под Москвой —со временцарствования Алексея Михайловича Романова. В основе принятых ограничений былапрежде всего защита привилегий знати на монопольное пользование объектовприроды. Браконьерство на этих территориях строго каралось. Однако народнымимассами оно не осуждалось и даже признавалось геройством. Достаточно вспомнить отважногоРобин Гуда, начавшего свое противостояние феодалам на браконьерской тропе.Охота на заповедных территориях становилась составной частью борьбы противэксплуататоров.
В средние века нравственноеформирование личности в значительной мере обеспечивала религия. Христианскаяцерковь активно привлекала природу в качестве средства религиозного воспитания.Ученые-схоласты видели пользу от ее созерцания в извлечении нравственныхуроков. Человек того времени. Любуясь природой. Должен был воспринимать ее каксимвол невидимого мира. Поэтому и получили широкое распространение монастырскиесады, которые выполняли идеологическую функцию.
Современные религиозные идеологиутверждают, что эпоха средневековья своим духом способствовала гармоническомуотношению человека к природе. Но этот неверно. Как известно, в основе моральнойдоктрины христианства находится не любовь к человеку и уж тем более не любовь кприроде, а любовь к богу. Когда человек живет по человеку, а не по богу, училибогословы, он подобен дьяволу. Христианство последовательно утверждало духсмирения и религиозного подвижничества, обеспечивая интересы господствафеодалов и духовенства. В проповедях священнослужителей не выделялся моментспециальной заботы о природе.
Нельзя согласиться и с другимутверждением, что христианство формировало исключительно потребительское ибезжалостное отношение к природной среде. Из эволюции христианства видны его внутренняя противоречивость и неоднозначныйхарактер воздействия на быт и нравы людей в средние века. Так, в ту эпохуширокое распространение получили многочисленные судебные процессы противдомашних и диких животных. В этом находило выражение представление о правеживотных на существование наравне с людьми. Им предоставлялись определенныегарантии законного суда. Кроме того, животные причислялись к «пастве божьей» идаже могли отлучаться от церкви, что считалось самым тяжким наказанием.
Христианская культурная традицияутверждала во взаимодействии человека и природных существ антропоцентризм.В центре мироздания, на вершине«лестницы существ» или пирамиды жизни находился человек, венец творения,главное существо в мире, наделенное «царственной властью» над природой.Управляя миром по богу, властвуя над вверенной ему природой, он несетответственность за свои действия и их последствия.
Однако источник экологического кризисаследует искать не в этом. Деградация природной среды происходит повсеместно всвязи с массированным развитием промышленности. В этом плане не выдерживает критикии позиция тех идеологов, которые видят спасение человечества в распространениивосточных религий как наиболее экологичных по сравнению с христианством.
Природа ивоспитание в трудах просветителей
ЭпохеПросвещения принадлежит важная роль в осмыслении значения природы внравственном формировании людей. Ее идеологи, вдохновляемые мыслью научногомиропонимания, стремились освободить воззрение на природу, общество и человекаот моралистических постулатов средневековья. Они показывали, что природа не толькодиктует человеку законы поведения, но и участвует в его формировании.
Одним из первых, кто рассмотрелвоздействие дикой природы на духовный мир, был английский просветительШефтсбери. Он называет несчастным род людей, который пренебрегает кроткими сельскимиработами, совершаемыми с таким наслаждением. Он видит главный путь формирования духовного обликачеловека в воспитании его чувств и призывает к возделыванию «этой почвы»,данной людям природой.
Вопрос о путях воспитания человекаставился и обсуждался исключительно остро. При этом особое значение приобреловыяснение роли науки и искусства в укреплении нравственности. Французскийпросветитель Ж.-Ж. Руссо заявил, что прогресс науки и искусств, ничего неприбавив к истинному благополучию, только испортил нравы. И вполне логичным всвете этих взглядов становится создание им теории естественного воспитания,воплощенной в романе «Эмиль, или О воспитании». Смысл ее состоит в том, чтобыизолировать людей от испорченных нравов городской культуры и дать им возможностьразвиваться в условиях сельской жизни на лоне природы, где «естественныезаконы» легко позволяют «обнаружить»себя и остается лишь подчиниться им. Главная цель предполагает однозначноерешение альтернативы: лучше видеть человека добрым, чем ученым.
Природа оказывается незаменимымвоспитательным средством, возможности которого исключительно велики. Ееобъекты, оказываясь в сфере действия «экспансивной силы сердца», возбуждают внем человечность, доброту, сострадание, благотворительность, все привлекательныеи нежные страсти. Воздействие на душу, эстетические и нравственные чувстваосуществляется не только в процессе непосредственного общения в ней, но такжеопосредованно, когда писатель вызывает в нас те же самые ощущения, которые мыиспытали при живом восприятии картин природы. Животные, наделяемые моральнымикачествами, рождают у детей большой интерес, развивают умение сопереживать,утверждают красоту добрых поступков.
На прямую связь между характеромпоступков человека в мире природы и его самоутверждением как нравственнойличности указывал Иммануил Кант. Основой этики Канта являются априорныепонятия, отражающие законы нравственногоповедения. Человек руководствуется либо законами природы, либо обстоятельствами,реализуя свободу выбора поступков. Но только подчинение нравственному закону(критическому императиву) выражает его автономию воли и делает возможнымэтическое самоопределение личности. Отношение человека к природе включаетсяКантом в круг обязанностей человека. Например, запрещается мучить животных, таккак жестокость притупляет у людей сострадание и сочувствие. Забота о животныхпредлагается им в качестве упражнения, способствующего развитию «соучастия»человека к человеку. Дух разрушения, по мнению мыслителя, уничтожает способностьнаслаждаться прекрасным, а это противоречит долгу человека перед самим собой.
Естествознание иэтика
Еще в начале прошлого века французскийестествоиспытатель Ж. Ламарк предостерегал об опасности, таящейся вбезрассудном обращении с природой: «Человек … вследствие беззаботного отношенияк будущему и равнодушия к себе подобным … сам как бы способствует уничтожениюсредств к самосохранению и тем самым —истреблению своего вида… Можно, пожалуй,сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожитьсвой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Ноособенно остро и масштабно борьба с хищнической эксплуатацией природныхресурсов развернулась во второй половине XIX века в ходе «этическойреволюции « в естествознании. Стремление упорядочить этот процесс как одна изформ реализации социальной активности ученого не является этически нейтральным.Он обязательно соприкасается с мировоззренческими интересами, размышляет онравственных аспектах своих исследованийи неизбежно вступает в область моральных ценностей. Выдающиеся ученые всегомира, в том числе русские естествоиспытатели Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев,Н.Д. Анучин, И.П. Бородин, и другие,видели смысли культуры в облагораживании природы на благо человека. В служенииэтой цели, по их убеждению, состоит гуманное призвание науки.
Важные предпосылки для становленияэкологического воспитания в наше время содержат идеи, развивавшиесяпредставителями науки на рубеже веков. Современному человеку необходимо иметьглубокие знания о природе, учитывать в своей деятельности ее цельность и нераздельность, указывал В.В. Докучаев:«Необходимо чтить и штудировать все главнейшие элементы, иначе мы никогда несможем сознательно управлять ими…». В век промышленный безнравственно оставатьсяневеждой в вопросах научно правильной эксплуатации природных богатств. Таковокредо Д.И. Менделеева. «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающиерусскую природу», —с таким призывом обращался он к интеллигенции России и ееправительству.
Д.И. Менделеев определяет путирационализации земледелия, нефтедобычи, других сторон природопользования. Сприродой нельзя обращаться безрассудно, ибо она раскрывает и отдает враспоряжение человека все силы только тогда, когда за ней долго ухаживают.
Вера в то, что вооружение человеказнанием правильного обращения с природой раскроет перед ним неиссякаемыйисточник прогресса, служила фундаментом оптимистического взгляда представителейнауки. Страстным выразителем убеждения в ее всесилии был К.А. Тимирязев. Онодин из первых опроверг пророков экологической катастрофы, прогнозирующихскорую гибель человечества в связи с отравлением атмосферы. Его аргументызаимствованы из области не только естественнонаучных, но и социальныхвоззрений. «… Мы рассуждаем о возможной через несколько столетий порчеатмосферы, а если бы мы переместились … за несколько шагов, в одну из нашихмосковских трущоб, то, может быть, убедились бы, что рядом с нами люди живут почти в такойатмосфере, о появлении которой на всей земле в далеком будущем мы говорим стаким ужасом». Несколько десятилетий спустя пессимистические прогнозы, рисующиеапокалипсические картины, начнут сыпаться как из рога изобилия. Оснований дляподобных прогнозов бурное двадцатоестолетие предоставит немало. Тем не менее, выводы К.А. Тимирязева практикасозидания подтвердит. Человечество может и должно преодолеть экологическиепроблемы. Но для этого необходимо объединить усилия народов на основе добройволи и разума.
В конце XIX века возникают различныекружки и общества любителей природы, положившие начало общественномуэкологическому воспитанию и образованию. Экологическая ориентацияпредставителей науки того времени прослеживается не менее четко, чем социально-нравственная направленностьих воззрений. Воспитанные на гуманистических традиция= отечественной и мировойкультуры, литературе Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, философии В. Соловьеваи Н.Ф. Федорова, естествоиспытатели воплощали высокую духовность и стремились в своей деятельности к заботе облаге человечества. Их свершения освещены идеей добра, совершенствованияобщества, разумного отношения к природе. этого требовали идеалы русскогокосмизма, философских традиций русской интеллигенции.
Наиболее ярко сплавестественнонаучного и социального воззрений воплощен в деятельности В.И.Вернадского. Его учение о ноосфере явилось синтезом достижений науки, социальнойфилософии оптимизма и гуманизма. Ноосферой, или сферой разума, В.И. Вернадскийназывал последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологическойистории, когда человек становится «крупнейший геологической силой» и перед нимвозникает необходимость перестройки биосферы в интересах свободомыслящегочеловечества как единого целого. Это ступень в развитии самой нашей планеты,движущей силой которого становится человек как средоточие «максимальнодейственной энергии».
Учение о ноосфере утверждаетпринципиально новый подход к решению общечеловеческих проблем. Оно ориентируетна поиск путей сближения в единый целостный мир на основе жизненно важных ценностей:«Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслитьи действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьиили рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте». Мысли В.И.Вернадского созвучны пафосу современного исторического момента, когда «впервыев истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политикиобщечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизироватьмежгосударственные отношения. Это новое политическое мышление наряду спроблемами ядерного разоружения рассматривает и проблемы экологии.
Решение экологической проблемы В.И.Вернадский видел в становлении ноосферы: человек должен перестраивать своимтрудом и мыслью область жизни, улучшая ее и приспосабливая для своего развития.
Принципыэкологического воспитания
Подэкологическим воспитанием принято понимать процесс целенаправленноговоздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основприродопользования, вырабатываются определенная экологическая культура,необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственноеотношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный наразвитие у людей экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе,активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумнойэкологической деятельности.
Воспитанием людей в духе любви кприроде заняты средства массовой информации, художественная литература, кино,театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всейсвоей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания иобразования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часызанятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим,воды и пищи —все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, какизменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей,журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала,переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействияобщества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализаторомразвития экологического движения.
Формирование экологической культурыневозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее,возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается вощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значенияприроды в жизни людей, когда в ходе экологическогообразования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения. Не менее важнымканалом развития личности оказывается обращение к природе с цельюудовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формированиясострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И наконец, необходимымфактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезныйтруд в мире природы, практика природопользования.
Основными принципами экологическогообразования и воспитания являются: комплексность и междисциплинарный подход;систематичность и непрерывность изучения экологического материала; сочетаниеобучения с выходом в сферу практики; взаимосвязь глобального, регионального иместного аспектов; учет возрастных особенностей, интеллектуального иэмоционально-волевого начала в психике людей.
Список литературы
БанниковА.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М.,
1999 г.
КосыгинЮ.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995 г.
НовиковЮ.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.