МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет педагогический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Методика преподаваниярусского языка
Тема: Развитие речевых умений приизучении темы «Имя прилагательное»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮРЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ
1.1 Сущность понятия«речевые умения» их виды
1.2 Виды упражнений,развивающие речевые умения при изучении темы «имяприлагательное»
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКА –ОРИЕНТИРОВАЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАИБОЛЕЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1 Организация иметоды исследования
2.2 Анализ упражнений
2.3 Результатыпрактико-ориентировачного исследования приемов работы учителей- практикантов поразвитию речевых умений в 3 классе
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работыРазвитие речевых умений при изучении темы «имя прилагательное» в 3 классе
Цель исследования: изучитьсовокупность форм и методов работы учителей по развитию речевых умений приизучении темы « имя прилагательное» в 3 классе
Задачи исследования:
1. Определить сущностьпонятия «речевые умения», выделить эти умения
2. Изучитьтеоретическую литературу по теме
3. Исследоватьупражнения, развивающие эти умения в связи с изучением грамматики темы «имяприлагательное»
4. Разработатьпланы-конспекты уроков (2) о проблеме формирования речевых умений учащихся всвязи с изучением темы «имя прилагательное» в 3 классе.
Объект исследования:формирование речевых умений при изучении грамматики
Предмет: приемыформирования речевых умений при изучении прилагательных в 3 классе
Методы исследования:беседа, наблюдение, теоретический анализ научной литературы.
Гипотеза исследования:для формирования речевых умений учащихся 3 класса необходимо:
1.Учитывать научныеподходы к изучению данного вида
2.Знать конкретныеречевые умения в области
3. Использоватьспециальные приемы (упражнения), развивающие эти умения
Анализ литературы
Известныерусские методисты Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим уделяли много внимания вопросам«внутренней связи между всеми отделами родного языка», в число которых онивключали грамматику и развитие речи. Они призывали учителей и методистов ни наминуту не забывать, что любой раздел языка «есть только один из участков вобщей работе, один из факторов в общем действии».
Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим придавали решающее значениеэвристическому методу обучения, дающему учителю возможность «следить за уровнемдетского понимания, за очередными детскими вопросами». Методистами разработанылогически последовательные вопросы на темы, интересующие детей и дающие имвозможность наблюдать за явлениями языка. Они считали, что важным условиемразвития речи детей является внесение в методы и приемы организациидеятельности учащихся на уроке «понятную для них систему, экономизирующую ихсилы».
Вразработке методов и приемов изучения грамматики С.П. Редозубов продолжал линиюК-Д. Ушинского и Ф.И. Буслаева, отстаивая эвристический метод работы учителя, ав качестве логических путей познания он признавал как индукцию, так и дедукцию.Система, работы над сочинением и изложением, предложенная С.П. Редозубовым,предельно проста и укладывается в три звена: усвоение образца, подражаниеобразцу и самостоятельная творческая работа.
Средивидов упражнений по развитию связной речи на первое место он ставит работу надпредложением и связной речью, в то время как современная методика четковыделяет три линии в развитии речи: работа над словом, над словосочетанием ипредложением и над связной речью.
Одновременнос С.П. Редозубовым в 40—60-х годах значительный вклад в методику начальногообучения русскому языку внесли талантливые методисты Н.П. Каноныкин и Н.А.Щербакова,а также автор многих научных трудов, учебных пособий и монографий по методикеН.С. Рождественский.
Н.П.Каноныкиным и Н.А. Щербаковой сформулированы задачи словарной работы:обогащение, уточнение, активизация словаря детей и борьба за чистоту речи.Словарная работа включена в единую систему основных направлений развития речинаряду с работой над словосочетанием, предложением и связной речью.
Говоря о различениипонятий «язык» и «речь», Л.П. Федоренко выводит следующую закономерность:недостаточно знать смысл слова, ребенку надо знать и запомнить, как это словоупотребляется в речи, в каких традиционных словосочетаниях и выражениях. Такформируется чувство языка, или языковое чутье, в этом — закономерность усвоенияречи.
Несколькосмещены акценты в методике развития речи Г.А. Фомичевой, обосновавшей системуработы над словосочетанием на Синтаксической основе. Не отрицая в целом системывзаимосвязного изучения всех сторон языка, Г.А. Фомичева справедливо считает,что предложение в начальной школе является тем фоном, на котором проводитсяобучение грамматике, формирование орфографических, речевых и пунктуационныхнавыков. Работа над предложением является составным звеном в системе развитияречи учащихся наряду с произносительным, словарным, морфологическим уровнями иуровнем текста и относится к синтаксическому уровню.
Интересное, прекрасноиллюстрированное пособие «Речь. Речь. Речь» с успехом может быть использованоучителем малокомплектной школы на уроке и во внеклассной работе. В книге широкопредставлены задания по речевой этике, по развитию творческого воображения,разнообразный занимательный материал по созданию текстов. Логично вплетается вречевые упражнения работа над словом. Авторы учат раскрывать значение слова идают в конце книги образцы словарных статей с иллюстрациями.
Удачным пособием поразвитию речи младших школьников является книга Н.И. Политовой «Развитие речиучащихся начальных классов на уроках русского языка» (М., 1984).Сориентированные на понедельное планирование, речевые упражнения тематически иструктурно связаны с упражнениями учебников русского языка и тематикой уроковчтения. В пособии содержатся рекомендации по проведению упражненийподготовительного характера по развитию устной и письменной речи: работа надсловом, словосочетанием, предложением, текстом; дан целенаправленный анализисточника, из которого черпается материал для развития речи: образцовый текст,картина, наблюдаемая природа, окружающая жизнь.
Известный методист по развитию речи младшихшкольников М.Р. Львов обобщил существующие направления работы над развитиемречи учащихся, вычленив пять уровней: произносительный (дикция, орфоэпия,интонация, выразительность); словарный (обогащение словаря, усвоение новых слови значений, активизация словаря); морфологический (образование слов,употребление частей речи, образование и употребление формы склонения,спряжения); синтаксический (образование и употребление словосочетаний ипредложений разных типов); уровень текста (анализ образцов типов текста,изложение, сочинение, повествование, описание, рассуждение) (см.: Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников.— М., 1985).
Пользуясь «Методикой развития речи» М. Р.Львова, зная психологические основы речевых упражнений, учитель сможет грамотнои творчески применить разнообразные виды упражнений с учетом наполняемостикласса, уровня овладения речевыми навыками.
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА ПРИИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ
1.1Сущность понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателейуровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнуввпервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкогограмматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребеноковладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерностиизменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композициювысказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями,развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребеноковладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.
Речь — это вид деятельности человека,реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний,предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоциональногосамовыражения и воздействия на других людей.[1, с. 15]
М.Р. Львоврассматривал речь,как процесс использования языкачеловеком.
Речь-— способ познаниядействительности. [3, с. 45]
Речь – это один из видов общения, котороенеобходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией,в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.[10,с. 16]
Хорошо развитая речь служит одним изважнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а дляшкольника — средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатстворечи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями ипонятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует познаниюсложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речьювсегда успешнее учатся по разным предметам.
Есть несколько условий, безсоблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможнои успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения иразвития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразитьсвои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ничеловечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическимусловием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих ушкольников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказатьустно или письменно.
Второе условие любого речевоговысказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужносказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнеевысказывание.
Четкость, логичность речи зависит оттого, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно,методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовкаматериала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том,чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение междулюдьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образомслов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешногоречевого развития — это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцыязыка, создать для них хорошую речевую среду.
В результате слушания речи ииспользования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное«чувство языка», на которое и опирается методика обучения.
Н.И. Жинкин раскрыл механизмпрактического формирования этого явления; он писал: «При передаче сообщениявводится два вида информации — а) о предмете и явлениях действительности и б)правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информациивводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самихправилах ничего не говорится… Развитие речи есть не что иное, как введение вмозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь» Следовательно,методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системыречевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи,достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой —создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник могбы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.[7, с.112]
Развитие речи учащихся имеет свойарсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные изних — это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Онипредставляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так какв них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровнесинтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные уменияи т. п.
Систематичность в развитии речиобеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, ихперспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой целикаждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражненийобщей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается спредыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общейдалекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающеедвижение вперед.
В современной школе развитие речиучащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит,что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только порусскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительномуискусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы дляначальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописаниеи развитие речи».
Уровни освоения деятельности бываютразличными. Умением называют освоенный человеком способ выполнениядеятельности.
В одних случаях умение естьосвоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобыучащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т.д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельностиумения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится болеесовершенной.
Однако, имея знания, ученик может необладать соответствующими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило оправописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женскогорода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писатьученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Уменияприобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик,выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило,можно сказать, что у него есть соответствующее умение.
Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — умение ходить, плавать,говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, безопоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой илиречью, не получает предварительно специальных знаний о том, как надо этоделать. Он просто упражняется, подражает взрослым.
Умения человека проявляются наразном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и овзрослом человеке то жесамое. Умеетплавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.
1.2Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы«имя прилагательное»
Упражнение в дидактике определяется какпланомерно организованное повторное выполнение действия (умственного илипрактического) с целью овладения им или повышения его качества. Из данногоопределения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивнойдеятельности учащихся, необходимой для выробатки умений инавыков.Подчеркивается, что «запоминание и упражнение — два основных способа,обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала, — нетребуют «от ученика творческого мышления…И каким бы знаниям и навыкам мы ниучили при этом детей, в том числе инавыкам рассуждения, в результате такогообучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждевенцем, постояннообслуживаемым учителем ».Для развития творческой деятельности учащихсяпредпологается использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные,творческие задачи. Естественно, что методика развития речи оперирует не толькоупражнениями в указанном выше понимании но и задачами. Однако в силу традиции,сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и воспроизводящую,и на творческую деятельность учащихся, недиферентированно называютупражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений
Из различных оснований,которые могут быть приняты во внимание при ее рассмотрении наиболее существеннымиявляются следующие: степень активности учащихся, познавательной самостоятельности,способ деятельности. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельностиупражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основеобразцов:
— чтение и записьобразцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительныхсредств, выразительное чтение;
— заучивание стихов ипрозы;
— составление предложенийпо вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
— составлениепредложений, аналогичных данному.
Конструктивные упражнения– опираются полностью или частично на
правила или модели, придающиецеленаправленность работе школьников в
составлении или вперестройке предложений.
Виды конструктивныхупражений:
— восстановлениедеформированного текста;
— деление текста, напечатанногобез заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основесмысла и грамматических связей
- ступенчатое, по вопросам,распространение данного предложения;
— то же упражнение с задачейредактирования, совершенствования собственных предложении и текста;
- соединение 2-3предложений в одно;
- построениепредложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
- выражение одной итой же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
Творческие упражненияимеют целью свободное составление предложений по
предложенным учителемили самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагаетсякартина, что облегчает работу школьников;
— даются опорные словаили сочетания
- задаётся жанр илитип речи (загадка, пословица и так далее);
Рассмотрим основные виды упражнений, развивающиеречевые умения при изучении темы« имя прилагательное»
Каждый предмет имеет признаки, вкоторых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языкеесть специальные слова. Это прилагательные. Прилагательные помогают намвыделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, нам нуженкарандаш, и вы говорите товарищу: «Дайкарандаш».— «Какой?» — «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет изнескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была быпохожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передатькрасоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речьвыразительнее и точнее.
С прилагательными речь как яркаяцветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательныене только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражаютотношение к предметам, о которых говорится:
Имя прилагательное — самостоятельнаячасть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? иличей?[10, с. 220]
Общее грамматическое значениеприлагательного — признак предмета.
Морфологические признакиприлагательного — род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числами падежам.
Начальная форма прилагательного —им. п., м. р., ед. ч.
Называя признаки предметов,прилагательные обслуживают, поясняют существительные. Поэтому и морфологическиепризнаки прилагательного помогают ему теснее связаться с существительным,приспособиться к нему.
Прилагательное — очень гибкое слово: оно можетприспособиться к любомусуществительному.
При изучении темы«Названия признаков» особое внимание обращается на выработку у учащихся уменияотличать названия признаков предметов от названий предметов и действий.
Работа вначале может проводиться насловах, обозначающих качества конкретных предметов, которыми предметыотличаются друг от друга, например: карандашдлинный, карандаш короткий; книга толстая, лист бумаги тонкий; дом большой,шалаш маленький; камень тяжелый, пух лёгкий; лыжи деревянные, коньки стальные;яблоко румяное, сладкое, лимон желтый, кислый.
При этом учительобращает внимание детей на то, что слова, обозначающие признаки предметов,отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Говоря о значенииприлагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знанияо том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так,как будто мы его видим.
К основным упражнениямпо теме, часть которых выполняется детьми самостоятельно, относятся следующие:
1) отгадываниезагадок о предметах по их признакам;
2) подборк данным предметам признаков из тех, что даны в учебнике для справок;
3) придумываниеи запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;
4) приписываниек данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, зайца;
5) составлениепредложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;
6) подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных посмыслу: лимонкислый, асахар…, морковь оранжевая, а свекла ....[11, с.97]
На следующем этапе ( IIIкласс) изучается имя прилагательное как часть речи. Изучая прилагательные,нужно выяснить особенности прилагательных путем сравнения его с именемсуществительным. Прилагательное отличается от существительного и по своемузначению, и по своей форме. Существительное обозначает предмет, априлагательное— признак предмета; существительное отвечает на вопросы: кто?что? кого? чего? и пр., а прилагательное отвечает'на вопросы: какой? какая?какое? какие? и пр. Существительное имеет постоянный род, изменяется по числам;прилагательное изменяется и по родам, и по числам, в зависимости от именисуществительного. Прилагательное всегда относится к существительному и стоит втом же роде и числе, что и существительное. Об изменении прилагательного попадежам, так же как существительного, во II классе не сообщается, но, говоря озависимости прилагательного от существительного, можно дать существительные иприлагательные не только в именительном падеже (начальная форма), но и в другихпадежах, причем термин «падеж» не употребляется.
Так как род, число (атакже и падеж) прилагательных зависят от рода, числа (и падежа)существительных, к которым они относятся, то при разборе имен прилагательныхучащиеся должны узнавать их формы по соответствующим существительным: какогорода и числа существительное, такого же рода и числа прилагательное. Большоезначение имеет и выработка у учащихся умения ставить вопросы отсуществительного к прилагательному. ВIII классе при изучениисклонения прилагательных и правописания падежных окончаний целесообразноиспользовать таблицы: 1) родовых окончаний; 2) падежных окончаниймужского и среднего рода; 3) падежных окончаний женского рода; 4) падежных окончаниймножественного числа. Работа по таблицам обеспечивает наглядность, помогаетзапоминанию детьми окончаний: учащиеся отчетливо произносят вслух окончанияприлагательных, записывают их в свои тетради, подчеркивают окончания. Таблицысклонения прилагательных полезно вывешивать на некоторое время в классе;некоторые из них составляются под руководством учителя самими учащимися изаписываются в тетрадях.[10, с. 231]
После небольшойпредварительной беседы учителя с учащимися последние могут самостоятельно: 1)сформулировать определение; 2) выписать пары слов, среди которых должны бытьприлагательные, поставить вопросы от существительных; 3) подобрать к некоторымприлагательным однокоренные существительные или глаголы (звонкий — звонок,звонить), подобратьк данным прилагательным прилагательные с противоположным значением (узкий — широкий,тяжелый — легкий).
При повторении темы«Изменение прилагательных по родам, числам» в III классе основное вниманиеучителя должно быть обра шено на то, чтобы учащиесяправильно соединяли прилагательные с существительными и умели ставить вопросы отсуществительных к прилагательным. Для этой цели полезно выписывание учащимисяпар слов; после повторения правила правописания родовых окончаний, а такжеокончаний множественного числа в именительном падеже (-ый, -ий, -ая, -яя,-ое, -ее, -ые, -ие) дети могут списывать предложения, в которых прилагательныеданы без окончаний, и дописывать окончания, составляя словосочетания ипредложения с прилагательными в именительном падеже по образцу: холодный ветер .,.,холодная ночь…, холодное утро…, холодные дни ....
Далее учитель знакомитдетей с изменением прилагательных по падежам. Окончания прилагательных не теже, что у имен существительных; окончания прилагательных можно узнать повопросу,, который ставится от существительного (ночь — какая? — темная; ночь — какую? — темную; ночью — какой? — темной и т. д.). Исключениепредставляет именительный-винительный падеж мужского рода единственного числа -ый, -ий.
Значит, падежприлагательного определяется по падежу существительного (в каком падеже стоитсуществительное, в таком же падеже стоит и прилагательное), а окончаниеприлагательного узнается по окончанию вопросительного слова (вопроса): какому?каким? какую? и т. д., за каким? синим морем, на каком? синем море Сначала дается общее знакомство с изменением прилагательныхпо падежам, на что отводится обычно часа два. Большая же часть временипосвящается отдельным падежным формам. Изменение прилагательных по падежамизучается в зависимости от их рода: 1) прилагательные мужского и среднего рода;2) прилагательные женскогорода. При этом падежи берутся преимущественно в сопоставлении; именительный ивинительный падежи прилагательных мужского и среднего рода; окончаниятворительного и предложного падежей тех лее прилагательных; винительный итворительный падежи прилагательных женского рода; окончания -ый и -ий мужского рода и -ой, -ей женского рода. Послеразбора с учителем готовых предложений и ознакомления с таблицей склоненияучащиеся читают по учебнику вывод и самостоятельно составляют у себя в тетрадяхтаблицу склонения таких слов, как родной город — родное село, ставя передприлагательным (от имени существительного) в каждом падеже вопрос; окончаниявопросительного местоимения и прилагательного они подчеркивают, устанавливаятем самым соответствие между вопросом и окончанием прилагательного (какой? — родной; какая? —- родная).
В качествесамостоятельной работы могут быть использованы упражнения: 1) склонение какого-либо прилагательного сударным окончанием (например, родной, молодой, голубой) с существительным илибез него; 2) составление кратких (в 3—4 слова) предложений с подобными же прилагательными; 3) списывание текста с подчеркиванием прилагательных вместе ссуществительными и с указанием их числа, рода и падежа; 4) в составлении словосочетаний и предложений. Правильностьвыполненной работы дети самостоятельно проверяют по таблице склонения именприлагательных, вывешенной в классе или помещенной в учебнике.[8, с. 56]
Упражнения на уроках,посвященных правилам правописания безударных окончаний имен прилагательных,заключаются прежде всего в том, что учащиеся составляют таблицы склоненияприлагательных с безударными окончаниями (-ый, -ая, -ое, -ий, -яя, -ее) — по образцу тех, чтоданы в настенных таблицах или таблицах учебника; при этом учитывается разница вправописании безударных окончаний прилагательных с твердой и мягкой основой -ый или -ий, -ое или -ее и т. п.
Может оказаться, чтопосле изучения склонения прилага-
тельных всех трех родов учащиеся будут путать окончания -ый,
-ий вмужском роде и -ой, -ей в женском роде. Учитель объяс-
няет учащимся различия в этих окончаниях: безударное окон-
чание на вопрос: какой? в мужском роде всегда -ый или -ий
(красный, синий), в женском роде — -ой, -ей (красной, синей).
Приемсопоставления используется и при объяснении правопи-
сания других смешиваемых окончаний: -ым, -им ом, -ем
;(мужской и среднийрод), -ую,-юю,—ою, -ею (женский род).
При изучениимножественного числа прилагательных учащиеся усваивают их падежные окончания,одинаковые для всех родов, учатся по именам существительным, а также похарактерным окончаниям (-ым, -им — дательный падеж, -ыми, -ими—• творительный падеж) различать падежи. Так как некоторыепадежные окончания прилагательных по своему звучанию близки к окончаниямсуществительных, их надо сопоставлять друг с другом: красным лентам, краснымилентами, о красных лентах и т. д.
Из орфографическихупражнений в связи с изучением имени прилагательного следует рекомендоватьследующие: 1) списывается текст и обозначаются падежи прилагательных, которыеопределяются главным образом по существительным; 2) из.-меняются прилагательные вместе с существительными пообразцу; 3) из текста выписываютсятолько прилагательные с существительными определенного рода и числа иразбираются: пестрых цветов — мп. ч., род. пад.; 4)составляютсяпредложения с прилагательными в разных падежах; 5) используются диктанты разных видов: предупредительный,выборочный, объяснительный, творческий; 6)проводятсяизложения и коротенькие сочинения с элементами описания. Следует иметь в виду,что обычно учащиеся редко пользуются именами прилагательными в своей речи,особенно в определительном значении (ср. также наречие). Имея в виду развитиеречи, учитель должен всячески поощрять тех учащихся, которые употребляют всвоих устных и письменных высказываниях эту часть речи, конечно с соблюдениеммеры.
Таким образом, в результате изученияимен прилагательных дети должны знать значение имени прилагательного, вопросы,по которым можно узнать имя прилагательное,- изменение по падежам, родам ичислам в зависимости от имени существительного, должны знать способы,посредством которых можно определить правописание того или иногоприлагательного с безударными окончаниями (безударные окончания пишутся так же,как ударные)
Каждый учительдолжен знать, что в результате долгих упражненийдеятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно,без ошибок. При организацииупражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются втечение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствиеразвивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются.
ГЛАВА2 АНАЛИЗ ПРАКТИКА – ОРИЕНТИРОВАЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИНАИБОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первойгруппе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательнойдеятельности) относятся следующие методы:
— словесные, наглядные и практические(перцептивный чувственный аспект структуры познания);
— индуктивные и дедуктивные, аналитические исинтетические методы (логический аспект структуры познания);
— объяснительно-репродуктивные иинформационно-поисковые методы (гностичекий аспект структуры познания);
— методы управления и самоуправленияпознавательной деятельностью учащихся (кибернетический аспект структурыпознания).
Вторая группа методов (стимулирование имотивация учебной деятельности) включает:
— формирование познавательного интереса;
— познавательные игры;
— учебные дискуссии;
— создание ситуаций успеха;
— предъявление учебныхтребований;
— поощрение и порицание.
Вообще не мыслится беззанимательного материала. Поэтому в начальной школе стимулирование и мотивация— своеобразный психологический фон, сопутствующий любому методу.
Методы контроля исамоконтроля (третья группа методов) в последнее время находят все большееприменение в начальной школе. В малокомплектной школе без контроля,самоконтроля и взаимоконтроля учителю просто не обойтись. Самоконтроль чащевсего осуществляется с помощью различного рода предписаний, алгоритмовдействий, например по памятке «Как научиться правильно списывать» и др.
Для методики обучениярусскому языку в начальной школе наиболее удачной является классификацияметодов обучения, разработанная Т. А. Ильиной. Поскольку развитие речи вначальной школе выступает в качестве ведущего принципа, объединяющего разделыпрограммы «Русский язык», то данная классификация будет взята нами за основукак методов развития речи, так и методов обучения младших школьников русскому языкув целом.
Перваягруппа методов — методы, используемые для сообщения новых знаний:объяснение, рассказ учителя. Применительно к развитию речи это может бытьзнакомство с новым словом, его этимологией, уточнение лексического значения ужезнакомого слова, поиск способов употребления данного слова в словосочетании ипредложении; установление связей лексического значения слова с егофонетической, грамматической, словообразовательной сторонами.
Необходимо заметить, чторассказ учителя в начальной школе требует большой концентрации вниманияучащихся, он формирует произвольное внимание ребенка, что дает возможностьподготовить его к обучению в среднем звене школы. В этом плане рассказ иобъяснение, как методы обучения, несут в себе большую воспитательную и развивающуюнагрузку, работая на перспективу, в «зоне ближайшего развития» ребенка, еслипользоваться терминологией Л.С. Высотского.
Опорные схемыконцентрируют внимание младшего школьника на главном, дают возможностьотвлечься от несущественных деталей, помогают воспринять рассказ учителя (илиобъяснение), делают его слово доходчивым, конкретным, воспринимаемым не толькослухом, но и зрением.
Итак, вторая группа мето до в — методы, используемыедля приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков:беседа, игра, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой,различного рода упражнения. Это самая распространенная группа методов развитияречи.
Беседа каквопросо-ответный метод обучения имеет приоритетное положение при выборе учителемметодов обучения. Учитель пользуется беседой как во время объяснения, так и вовремя закрепления материала урока, при повторении и оценке работы ученика. Признакомстве с новым словом или уточнении значения слова учитель часто применяетбеседу поискового характера, или, как ее называли древние греки, эвристическуюбеседу.
Такую беседу можнопровести на уроке труда, а на уроке русского языка написать сочинение-миниатюрув соответствии с уровнем умений: первоклассники ответят на вопросы (письменно),ученики II и III классов напишут несколько предложений, выбрав одну из тем:«Лучший плотник нашего поселка», «Как я учусь столярничать», «Плотник истоляр».
Остановимся надидактических играх как методах закрепления знаний, выработки умений и навыков.Перед учителем-практиком часто возникает вопрос: нужна ли игра в начальнойшколе? Какая игра эффективна на уроке? Психолого-педагогическая наука отвечаетопределенно: игра для детей, особенно для первоклассников, продолжаетоставаться ведущим видом деятельности наряду с деятельностью учебной. Сошлемсяна компетентное мнение специалистов.
А.Н.Леонтьев выделил три существенных признака ведущей деятельности личностиребенка: «Во-первых, это такая деятельность, в форме которой дифференцируютсядругие, новые виды деятельности… Во-вторых, это такая деятельность, в которойформируются или перестраиваются частные психические процессы… В-третьих,ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образомзависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические измененияличности ребенка.
В игровой деятельностиреализуется учебная деятельность со всеми необходимыми для нее требованиями:умением слушать, вдуматься в значение слова, прислушиваться к сказанному, болееточно выражать мысль. Благодаря методу игры учитель удерживает внимание детейтам, где оно падает, формирует сосредоточенность в работе.
Игра — метод обучения,она должна вписываться в урок, не ломая его логики. Правила игры даются взамедленном темпе, если необходимо, они повторяются. И еще одно непременноеправило: в дидактической игре никто не наказывается, никто не осмеивается,играют все, никто не выбывает из игры. Может быть снято очко, возвращена фишка,но ребенок продолжает игру, так как она есть метод закрепления знаний, выработкиопределенных умений.
Итак, выбор методовприобретения и закрепления знаний зависит от многих причин: от состава класса,от овладения учащимися методами самостоятельной работы с учебником и справочнойлитературой, от содержания урока, его материального обеспечения. На урокерусского языка младший школьник приобретает умения читать задание исамостоятельно разбираться в последовательности его выполнения, вчитываться втекст упражнения учебника, списывать его без ошибок, подвергать сомнениютрудные случаи написания, разбираться в них. Ученик приучается читатьрукописный текст, контролируя себя, пользоваться справочным аппаратом учебника,орфографическим и толковым словарями.
Третья группа методов развития речи младшихшкольников — методы работы с техническими средствами обучения.
В настоящее времяпроцесс обучения не мыслится без технических средств обучения. Мы стоим напороге массового использования ЭВМ в школе, тем более в школе малокомплектной,поэтому приобретение необходимых навыков для использования технических средствобучения на сегодняшний день задача первостепенной важности.
Самая необходимая группатехнических средств обучения, используемая на уроках русского языка,— этодиапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп (графопроектор). Каждая школа должна иметьдиате-ку — набор учебных диафильмов по всем предметам, в том числе и поразвитию речи. Они выписываются по каталогу диафильмов, который издаетсяежегодно и рассылается в почтовые отделения.
Диафильм на уроке — этопрекрасная возможность использовать наглядный образ предметов или явленийдействительности, показать динамику развития сюжета и на этой основе развиватьустную и письменную речь учащихся.
Эпидиаскоп значительнорасширяет возможности демонстрации учебного материала: диафильм, диапозитив,любой рисунок, схема, таблица, которые надо увеличить. Хорошо, когда детям ненавязывают рисунок для рассказа, если они могут выбрать его сами. Например,один из трех вариантов: проецируемый на экране рисунок, иллюстрацию из учебникаили из раздаточного материала. Ребят в классе немного, поэтому можно быстрорешить, что нравится большинству.
Кодоскоп (графопроектор)еще не получил широкого применения в малокомплектной школе, так как еще несоздан набор иллюстративного материала: кодопозитивов. Для развития речи такойматериал особенно необходим, так как можно использовать по развитию речиразличные варианты рисунков на одну и ту же тему.
Использование средствзвукозаписи на уроках русского языка в настоящее время стало нормой, однаковозможности влияния музыки на совершенствование детской речи исследованынедостаточно. Соответствующий эмоциональный настрой в процессе работы надтекстом изложения, сочинения-миниатюры создает неповторимые условияраскованности, свободы выражения мысли.
Специалисты считают, чтоиспользование компьютера в обучении русскому языку даст возможность быстрее,чем это делается сейчас, развивать грамотную письменную речь школьников. Внастоящее время страх перед ошибкой вызывает у детей отрицательное отношение кписьменной речи. Применение системы обработки текстов позволяет преодолеть этосостояние.
В ближайшем будущем, помере расширения парка компьютеров в наших школах, учебные программы будутпредусматривать обучение школьников с помощью электронно-вычислительной техникис шести лет.
Итак, обосновавклассификацию методов развития речи младших школьников по дидактическим целям ииспользуемым средствам, заметим, что во всех группах методов дидактическая цельвсегда четко выражена: сообщение новых знаний, приобретение знаний,формирование умений, выработка навыков, использование ТСО.
Заметим, чтопоставленные дидактические цели обеспечиваются разнообразными методическими идидактическими средствами обучения: разнообразными видами наглядности(непосредственной и опосредованной), в форме атрибутов для игр; таблицами,схемами, памятками, образцами рассуждений, рисунками, справочной литературой.
Список использованныхисточников
1.БагусловскаяН.Е. Методика развития речи на уроках русского языка/ Н.Е. Багусловская – М.:Просвещение, 1980 – 240 с.
2.ГородиловаГ.Г. Практикум по развитию речи/ Г.Г. Городилова – М. Просвещение, 1991 – 288с.
3.Жинкин. Н.И. «Язык – речь – творчество»/ Н.И. Жинкин — М., Просвещение, 1998 г.– 349 с.
4.Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе»/В.А. Закожурникова — М., Просвещение, 1988 г. – 245 с.
5.КоляденкоТ.С. Развитие речи с элементами стилистики/ Т.С. Коляденко – Л.: Просвещение1981 г. – 264 с.
6.Ладыженская, Т.А. «Живое слово»/Т.А. Ладыженская — М., Просвещение, 1986 г. – 232с 6. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития»/ М.Р. Львов — М.,Просвещение, 1985 г. – 459 с.
7.Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» — М.,Просвещение, 1991 г. – 540 с.
8.Львов, М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе»/ М.Р. Львов, — М., Просвещение, 1980 г. – 423 с.
3.РождественскийН.С.«Речевое развитие младших школьников» Н.С.Рождественский — М., Просвещение,1980 г. – 245 с.
9.Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русскогоязыка» / Н.И. Политова — М., Просвещение, 1984 г. – 342 с.
10.ПустоваловП.С. Пособие по развитию/ П.С. Пустовалов – М. Просвещение, 1976. – 287 с.
11.ПустоваловП.С. Пособие по развитию 2-е издание/ П.С. Пустовалов – М. Просвещение, 1987. –288 с.
12.РождественскийН.С.«Речевое развитие младших школьников» Н.С.Рождественский — М., Просвещение,1980 г. – 245 с.
13.Синицын, В.А. «Путь к слову»/ В.А. Синицын — М., АО «Столетие», 1996 г. – 321с.
14.Ушаков. Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русскогоязыка в начальной школе»/ Н.Н. Ушаков. — М., Просвещение, 1980 г. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЕРЫЙ АСФАЛЬТ И ЦВЕТУЩАЯ ПОЛЯНА
Представьсебе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну; как утомительносмотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Наполяне растения всяческих форм, размеров и окраски: зелёные, стройные, высокие,узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые,стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.; обрати внимание на то, что всё эторазнообразие передаётся с помощью прилагательных, которые делают нашу речьживописной.
Та жемысль выражена в рисунке: ковёр без узора и каймы символизирует описание безприлагательных, узоры и кайма украшают ковёр, как прилагательные речь.
ПРИЗНАК НА ЛЮБОЙ ВКУС
Знайкинпоказал друзьям рисунок и попросил:
— Назовитеприлагательные!
— Чёрные\—выпалил Самоделкин.
— Бальные,—сказал Задумкин.
— Мамины,—подала голос Пятёркина.
— Ты,Самоделкин, увидел свой признак непосредственно,— начал комментироватьЗнайкин,— и назвал качественное прилагательное, Задумкин соотнёс признак спонятием бали употребил относительное прилагательное, а Пятёркинаназвала признак по принадлежности, использовав притяжательное прилагательное.Когда вы хотите как можно шире описать качества предмета, используйте разныеразряды прилагательных,— подвел итог Знайкин.— Но помните, что прилагательныеиногда перебегают из одного разряда в другой (железный гвоздь —железные нервы).
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ РАСТЯГИВАЮТСЯ
Признак, который выражается качественнымприлагательным, может быть в предмете в большей или меньшей степени. По этойпримете качественное прилагательное легко отличить от притяжательного иотносительного. Посмотри на рисунок: качественное прилагательное изображеноздесь в виде аккордеона. Нам нужно попытаться растянуть его, т. е. узнать,может ли быть признак в большей степени, есть ли форма сравнительной степени.Попытка нам удаётся, и открывается, что это прилагательное качественное(например, длинный — длиннее).
Однако не все качественные прилагательныеимеют степени сравнения. Те, которые перешли из относительных в качественные,не развили такой способности.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕИДУТ В ОБХОД
Качественные прилагательные прямо инепосредственно выражают признак, а относительные обязательно идут в обход изаимствуют свои признаки у материала (пластилиновый, железный, костяной), места (сельский,уличный, дворовый),времени (сегодняшний, прошлогодний, завтрашний), действия (плавательный,талый, сберегательный). Вототносительные прилагательные деревянный и берестяной, они называют признак не прямо, а черезотношение к материалу.
Относительные прилагательные, как мы ужесказали, могут переходить в качественные, поэтому предлагается такое задание.
Определи, качественные илиотносительные прилагательные: золотое кольцо, золотой человек,железный брусок, железный характер.
ПАДЕЖ НАПРОКАТ
Родились Прилагательные с покладистымхарактером, и с удовольствием согласовывались бы они с Существительными, да вотнезадача: не было у Прилагательных собствен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Прозрачныхоблаков спокойное движение. Как дымкой, солнечный перенимая свет,То бледным золотом, то мягкой синей тенью Окрашивает даль. Нам тихийсвой привет Шлёт осень мирная.
А.К.Толстой
1.Картинукакой осени рисует поэт?
2.Как ты понимаешь слова осень мирная?
3. К какой части речи относятсявыделенные слова? Что они обозначают?
4. Спиши, укажи стрелками слова, скоторыми связаны прилагательные. Какая это часть речи?
Карточка№ 158
На чёрной водеплавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом.Головы не было видно, — она вся, по длинную шею, была под водой. Птица вытащилаиз воды маленькую голову, величиною с яйцо, с курчавым пухом. Кголове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. (По К. Паустовском)
1. Ты догадался, о какой птице идётречь?
2. Подчеркни именаприлагательные. Какую роль они играют в речи. Выдели их окончания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 1.
Храбриться, храбрость,…. Запах, пахнет,…. Лень, лениться,…. Ночь, ночевать, ночлег,…. Тень, затенить, оттенки,… .
1. Спиши.
2. Выдели корни и дополни однокоренными прилагательными.
3. Подчеркнибезударную гласную в корне.
Задание 2.
1. Используяимена прилагательные, попробуй состав загадки о бабочке, стрекозе, белке, дне,ночи.
2. Запиши одну изних.
Карточка № 169
Деревушкаспряталась в л__ сной глуш____. Вокруг маленькой деревеньк поднимаетсявечнозелёный хвойный лес. За острыми в рхушкамиелей и пихт можно разгл__________________________ детьгоры. Вбл__ зи деревеньк в днелась г_______________________________ рбатаягора с седой м хна той в ршиной. В пасмурную погоду в_______________________ ршинапряталась в мутном сером туман . С горы сб гаютключи и ручейки. Один такой ручеёк поит всюдеревню студёной, чистой, как слеза, водой.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
1. Определи тему текста. Подбери заголовок.
2.Спиши,вставляя пропущенные буквы.
3. Определи падежи имён прилагательных. Выдели окончания
прилагательнх.
Карточка № 170
Стоялчудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья надеревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за кустамаленький зайчонок.
1. Подумай, как можно продолжит текст.
2.Придумай конец и запиши тек полностью.
3.Выдели окончания прилагателых и определиих падежи.