Пензенскийгосударственный педагогический университет
им. В.Г.Белинского
Курсоваяработа по экспериментальной психологии
на тему:
«Особенности внимания младшихшкольников»
Выполнила: Уварова О.В
Ст-ка группы П-42
Проверила: Шахова И.П.
г. Пенза
2007г.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности внимания младшихшкольников в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практическое изучениеособенностей внимания младших школьников
Заключение
Литература
Введение
Каждый родитель стремитсясделать все возможное, чтобы обучение ребёнка было более успешным, чтобы он всвоей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Часто взрослые считают,что самое главное – научить ребёнка читать, писать и считать до поступления вшколу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Нередко бывает так, чточитающий считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает своиуспехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания,невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий.Все говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психическиепроцессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховоевосприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развиватьу ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательнуюактивность.
Внимание во многомопределяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит,может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, какдолго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко емуудается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительноевремя. Следствием недостаточного развития внимания и памяти могут бытьследующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объясненияучителя с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения(сложения), постоянное переспрашивание учителя и т.д.
Поэтому развитие вниманияу младших школьников должно быть первостепенной задачей.
В связи с актуальностьюданного вопроса была определена тема курсовой работы: «Особенностивнимания младших школьников».
Цель работы: изучить особенности внимания младшихшкольников.
В соответствии определенызадачи:
1. Изучить особенностивнимания младших школьников в психолого-педагогической литературе:
2. Изучить данный вопросна практике.
В качестве гипотезы выдвинутаидея о том, что внимание младших школьников обладает особенностями: относительнонизкой устойчивостью и продуктивностью.
Объект исследования: внимание младшихшкольников.
Предмет: особенности внимания младшихшкольников.
База исследования: 3 класс школы №30 г. Пенза.
Глава 1. Особенностивнимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема вниманияявляется одной из старейших психологических проблем.
Внимание – важное инеобходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, преждевсего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем большетребований предъявляет он к вниманию.
Внимательность необходимачеловеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, вспорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешнойорганизации учебно-воспитательного процесса.
Чрезвычайно важную рольвниманию отводит грузинская школа установки (Д.Н. Узнадзе). Внимание — необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека,фактор активизации процессов восприятия и памяти [4 ].
Внимание— сосредоточенностьдеятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном илиидеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Вниманиехарактеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия,определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решениязадачи.
Вниманиезанимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы,выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучатьв «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем лишьдело тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов иособенности различных психических состояний человека.
Внимание человекахарактеризуется основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью,переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость вниманияпроявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояниевнимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, неослабляя внимание.
Переключаемость вниманияпонимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного видадеятельности на другой. Данная характеристика проявляется в скорости, с которойон может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
С переключаемостьювнимания связаны два разнонаправленных процесса: включение отвлечение внимания.Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто иполностью сосредотачивается на нем, второй тем, как осуществляется процессотвлечения внимания.
Распределение внимания –состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,параллельно выполняя несколько видов деятельности или совершать несколькоразличных действий.
Объем внимания определяетсяколичеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенноговнимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей –5-7 единиц информации.
По характерупроисхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания:непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает иподдерживается независимо от сознательных намерений человека. Произвольновнимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение.Произвольно внимание развивается на основе непроизвольного.
Еще может быть выделенособый вид внимания – послепроизвольное.
Если целенаправленнойдеятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сампроцесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении,то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность такзахватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевыхусилий для поддержания внимания.
При организацииучебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всехвидов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание.Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как умладших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.
В современнойпсихологической науке существуют исследования, посвященные изучению взаимосвязимежду уровнем развития свойств внимания и успеваемостью школьников.
Важнейшим условиемразвития внимания считают осознание школьником значения его собственной учебнойработы, необходимости изучения основ наук для дальнейшего обучения и будущейдеятельности. При рассмотрении проблемы воспитания внимания у детей рекомендуютформировать чувство ответственности, интересы, дисциплинированность и т.п.
В младшем школьномвозрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов измножества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятияобеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте(предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшегошкольника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основойкоторого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильнав этом возрасте. Ребенок: не может еще управлять своим вниманием и частооказывается во власти внешних впечатлений.
Внимание младшегошкольника тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могутсосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются иначинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать дляучащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним ипроизвольное внимание.
Произвольностьпознавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевогоусилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств илипо собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно такорганизовать свою психическую деятельность.
Возрастная особенностьмладших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительнолучше развито у них непроизвольное внимание. Все неожиданное, яркое, интересноесамо по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детимогут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание нанесущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладанияпроизвольного внимания к возрастной особенности относится также егосравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассникиеще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если неинтереснаяи однообразная, их внимание легко отвлекается. Развитие устойчивостипроизвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое детимогут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивнойдеятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такиерезультаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса кдеятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершеннонесчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему ненравится.
Объем внимания младшихшкольников меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее.
Внимание младшегошкольника отличается большой неустойчивостью. Неустойчивость вниманияобъясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение надторможением. Внимание может отвлекаться по разным причинам, например из-зановизны обстановки, в силу действия ориентировочного рефлекса, при неправильномиспользовании наглядных пособий и т.д. Одним и тем же видом деятельностимладший школьник может заниматься весьма непродолжительное время в связи сбыстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
И.В. Страховымустановлено [10], что у одних учащихся внимание может быть не стойким,отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других– устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьникусправляться с отвлекающими побуждениями; у третьих – внимание может выступать вкажущаяся внимательность и действительная невнимательность.
Одной из особенностейвнимания, которую также необходимо знать и учитывать педагогу, является то, чтомладшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта надругой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса,совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: принеобходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.
Глава 2. Исследованиеособенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностейвнимания младших школьников была проведено исследование.
В качестве целиисследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.
Задачи изучения:
1. Разработать программуисследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выборметодики исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить особенностивнимания младших школьников (продуктивность и устойчивость).
Исследование особенностейвнимания младших школьников проводилось на базе средней школы №30 г. Пенза Пензенскойобласти. Школа по материально-технической базе и условиям обучениясоответствует санитарно-гигиеническим нормам. Школа укомплектована опытными иквалифицированными учителями. Для проведения исследования была определенагруппа учащихся 3 класса в количестве 10 человек (классный руководительКотлярова Т.Л.).
Для решения поставленныхзадач курсовой работы я использовала методику «Корректурная проба» (тестБурдона).
«Корректурная проба» ТестБурдона (буквенный вариант) [12].
Цель: определение уровнямобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности,устойчивости внимания.
Материал: бланк теста, накотором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланкенапечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждуюстрочку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнятьбыстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. Попрошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы«находитесь»,– вертикальную черту».
Способ обработки: учительзаранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв,подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписываетсяна полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» — ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются поформуле:
Q= S:m,
где Q – показатель устойчивости внимания, S – количество просмотренных строк, m – общее количество ошибок, порезультатам строится график устойчивости внимания.
Протокол исследованияустойчивости внимания
Дата _____________________-
Класс_____________________
Учащийся_________________
Возраст_____________________
Пол________________________Показатели Результаты Количество просмотренных за 10 минут букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, баллы Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы
1. Рассчитывается продуктивность внимания, равнаяколичеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:
К = m:n* 100%,
Где К – точность, n – количество букв, которыенеобходимо вычеркнуть, m–количество правильно вычеркнутых букв во время работы.
ТаблицаУровни Продуктивность Точность знаки баллы Знаки % Баллы Низкий
Менее 1010
1010-1175
1
3
Менее 40
40-59
1
3 Средний
1176-1340
1341-1505
1506-1670
5
7
8
60-69
70-79
80-89
5
7
8 высокий
1671-1835
1836-2000
9
10
90-99
100
9
10
Рассматриваетсяинтегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А=В+С, где В и С– балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Перед проведениемисследования был проведен анализ состава группы учащихся. Дети, участвовавшие вэксперименте, примерно одного возраста
Таблица 1 Список учащихся№ п/п Имя, фамилия учащихся 1 Андрей К. 2 Вика З. 3 Ефим П. 4 Катя М. 5 Настя К. 6 Настя Ф. 7 Оля Б. 8 Саша Р. 9 Сережа Б. 10 Таня Б.
Анализрезультатов изучения особенностей внимания младших школьников
Испытуемые адекватноотреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что вначале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышалсяинтерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
Подсчитаем результатыобследования:
При обработке результатовэкспериментатор определяет количество знаков, просмотренных ребенком за все 10минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Такжеопределяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. Точностьвнимания ребенка определяются по формуле:
К=m:n* 100%
где К – точность,;
n — количество букв, которыенеобходимо вычеркнуть, m — количествоправильно вычеркнутых во время работы букв.
Устойчивость (А) вниманияопределяется по формуле: А=В+С, где В и С – балльные оценки продуктивности иточности соответственно.
Таблица
Показателиустойчивости, продуктивности, точности внимания№ Имя, фамилия Продуктивность Точность (К) Устойчивость(А) знаки баллы Знаки,% баллы баллы 1 Андрей К. 1168 3 87.3 8 12 2 Вика З. 1235 5 86.1 8 13 3 Ефим П. 1040 3 68.2 5 8 4 Катя М. 1700 9 82.4 8 17 5 Настя К. 1300 5 93.8 9 14 6 Настя Ф. 1625 8 84.2 8 16 7 Оля Б. 1495 7 71.2 7 17 8 Саша Р. 1755 9 93.5 9 18 9 Сережа Б. 1950 10 82.6 8 18 10 Таня Б. 1495 7 64.3 5 12
Построили также сводныйграфик устойчивости внимания:
/>
По полученнымрезультатам представлены следующие показатели устойчивости и продуктивностивнимания:
Андрей К.:низкий уровень продуктивности, средний уровень точности внимания, устойчивость– 17 баллов.
Ефим П.:низкий уровень продуктивности, средний уровень точности, устойчивость внимания– 8 баллов. По характеру кривой, изображенной на графике видно, что вниманиеиспытуемого было неустойчивым. С 1 минуты к 3, с 7 к 8 внимание мобилизуется(на это указывают крутые спуски). Однако на протяжении всего выполнения работынаблюдаются подъем и спад графика (то увеличивается, то уменьшается количествоошибок).
Вика З.:средний уровень развития точности, устойчивости и продуктивности внимания.График носит плавный характер.
Катя М.:высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (линия графиканеизменна), но много ошибок при выполнении задания.
Саша Р.:высокий уровень развития устойчивости (наблюдается практически прямаяпостроения графика, с 6 минуты идет снижение ошибок), продуктивности внимания иточность выполнения задания на высоком уровне.
Сережа Б.:Высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (графикплавный, лишь в середине выполнения задания наблюдается небольшое увеличениеошибок), точность – 8 баллов, что соответствует среднему уровню.
Настя К.:средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (кривая имеетхарактерные подъемы и спады), на высоком уровне точность выполнения задания.
Настя Ф.:средние показатели развития продуктивности и устойчивости внимания. Ошибокнемного, однако, наблюдается неустойчивость внимания на протяжении выполненияработы.
Оля Б. и ТаняБ.: средние показатели развития устойчивости и продуктивности внимания.Графики устойчивости внимания имеют характерные спады и подъемы, что указываетна не достаточную устойчивость внимания испытуемых во время выполнения задания.
По показателюустойчивости внимания всех учащихся можно разделить на 3 группы: 1 группа свысоким уровнем развития устойчивости внимания – выше 17 баллов, 2 группа –средний уровень развития устойчивости внимания – 11-16 баллов, 3 группа –низкий уровень развития внимания – до 10 баллов. Группу с высоким уровнемразвития устойчивости внимания составило 3 человека ( Катя М., Саша Р., СережаБ.), во 2 группу вошло 6 человек (Настя К., Андрей К., Настя Ф., Вика З., ОляБ., Таня Б.) и низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.
Была проведенабеседа с педагогами, и они отметили, что высокие показатели успеваемости у КатиМ., Саши Р., Сережи Б., эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу иизлагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательныйинтерес.
Было отмечено, что Ефим П. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость,часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у этогоребенка средняя. Оля Б., Таня Б. довольно неплохо успевают на занятиях, онимогут охватить много предметов, очень любознательны, но им тяжелососредотачиваться долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы. НастяФ., Вика З., Настя К. характеризуются как дети со средней успеваемостью, онилюбят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легковыполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.
Такимобразом, мы видим, что действительно существуют особенности внимания: вниманиемладших школьников отличается в пределах группы, есть индивидуальныеособенности. И вместе с тем, в основном средние показатели устойчивости ипродуктивности внимания, отмечены случаи низких показателей данныххарактеристик.
Заключение
В данной работе былисследован вопрос особенностей внимания младших школьников.
В процессе работы удалосьрешить поставленные задачи: изучить особенности внимания младших школьников впсихолого-педагогической литературе;
Практически изучить особенностивнимания младших школьников. Подтвердилась гипотеза исследования:
внимание младшихшкольников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью ипродуктивностью.
В заключение хочетсяотметить, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие какотдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности,которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Этовключает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу,мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкаяорганизация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а такжесоздание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. Покачеловек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великийрежиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызываетестественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще болеесосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием ивзаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимосвязано с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследованиявнимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они,несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы,позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной илипрофессиональной деятельности.
Литература
1. Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., 1997
2. Венгер Л, МухинаВ. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте
3. Волков Б.С,Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М, 2002 г
4. Гальперин Г.Я.,Кобыльницкая СИ. Экспериментальное формирование внимание. — М, 1974.
5. Гиппенрейтер Ю.Б.,Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1997.
6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество. — М.,1991
7. Немов Р.С.Психология в 3 т., т.1, М.,1998.
8. Немов Р.С.Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.З:Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995
9. НижегородцеваН.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. —М.,2001
10. Практикум пообщей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000
11. Практическаяпсихология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — СПб, 2004
12. Психологиявнимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. — М.,2000
13. Эльконин Д.Б.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М.,1981