Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке
Белеве, Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии. Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала
с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских, снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт,
Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн. Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном
порочных ее явлений: Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко – тупое, всегда безобразное, Медленно – рвущее, мелко – нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно – довольное, тайно – блудливое, Плоско – смешное и тошно – трусливое, Вязко, болотно, и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское…
Все кругом. Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире, «космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я», и его земного общества. Текст построен в виде развернутого, психологически обостренного
предложения, в котором ведущую, сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения «Все кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния: Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений: Над водами, стихнувшими в безмятежности Вечера ясного все бродит туман; В последней жестокости есть бездонность нежности,
И в Божией правде – Божий обман. Разумеется, для выражения подобной темы требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на
Земле? В ее произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной мысли достигала удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой
паутиной, светом настольной лампы, светом зари). В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повишей над лесной тропинкой. И многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:
Нить паутинная упруга и чиста, Повисла в небесах; и дрожью незаметной Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно; Она крепка, тонка, прозрачна и проста. Разрезана небес живая пустота Сверкающей чертой – струною многоцветной. А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью:
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить. Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно; А тонкая душа проста, как эта нить. Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного (паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем
в ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы человеческой души. Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идиллией лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом.
Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически. Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно. Так, в символике романсного стихотворения , названного автором «Песней», можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет,
устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания: Окно мое высоко над землею, Высоко над землею. Я вижу только небо с вечернею зарею, С вечернею зарею. И небо кажется пустым и бледным, Таким пустым и бледным… Оно не сжалится над сердцем бедным, Над моим сердцем бедным. Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю. Стремлюсь к тому, чего я не знаю, Не знаю… Но сердце хочет и просит чуда… Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в «бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью.
Причем явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда «уже не душно, достигнута последняя ступень»: И если смерть придет – за ней послушно Уйду в ее безгорестную тень. Так осенью светло и равнодушно На бледном небе умирает день. Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным
Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божья, правда и «Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике: Небо – вверху; небо – внизу, Звезды – вверху; звезды – внизу, Все, что вверху, то и внизу, Если поймешь, благо тебе. Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение.
З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно - философских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика. Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее: поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника», издаваемого в Петербурге.
Этот журнал вскоре стал литературной трибуной символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески разработанные самостоятельные опыты - стихотворения «Посвящение» и «Песня». В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903». Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией
и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу. Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей. Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан», печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса «спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша. Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала
свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – «Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в вечность, о силе и бессмертии божественного слова. Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941 году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий Мережковский», которая осталась незавершенной. Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де
Буа. Там в одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик… Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический
герой поэтессы – человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий художник: Вот первый луч – вот алый меч… И плачет сердце… Так написать может только талантливый поэт. Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомилась, я выбрала одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку.
Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата написания: «Февраль 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему произведения. Я знала, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к первой мировой войне, не разделила националистических настроений части творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены
против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России, судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды. Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк, и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви. Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе.
Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания: Она не погибнет – знайте! Она не погибнет – Россия! Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли. «Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения:
она – в вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…» З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу: вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова. Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее особенно звучным:
Она не погибнет, – знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколосятся,– верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем верьте… Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием – эпифора. Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом. Именно это и не мог принять
Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки: Мы – дети страшных лет России- Забыть не в силах ничего. Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все - таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства! Они всколосятся верьте! Поля ее золотые. Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле,
здесь же он звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб. Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо. Особое значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех её современников,
а воскресение России, в которое она верила, любя и ненавидя. «Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни», написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни! Я выбрала его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей Родины, а живёт прошедшим: Россия спасётся знайте!
И близко её воскресенье. Политический контекст в лирике З.Н. Гиппиус Литературная деятельность Зинаиды Николаевны Гиппиус ( 1869-1945) тесно связана с зарождением и становлением русского символизма. Ее личность и творчество породили самые противоречивые отклики, но при этом критики сходятся во мнении, что видят в ней ключевую фигуру для понимания идейно-художественной атмосферы
Серебряного века. Поэтическое наследие З.Гиппиус оставило глубокий след в русской литературе. В нем проявились не только многие идеи эпохи, но и до сих пор не в полной мере оцененное новаторство формы. Однако в течение долгих лет имя З.Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется во многом политическими взглядами писательницы, занявшей после Октября 1917 года непримиримую позицию по отношению к большевизму.
Насильственное изъятие имени З.Гиппиус из отечественной культуры искажает представление о литературном процессе в России на рубеже XIX-XX вв. Отмечая художественное мастерство З.Гиппиус, В.Брюсов писал: «Ее стихи всегда обдуманны, умны, в них есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души; они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством». В творческой деятельности писательницы он отметил три периода: первый, когда ее миросозерцание исчерпывалось
чистым эстетизмом, второй, когда ее живо интересовали вопросы религиозные, и третий, когда к этому присоединился столь же живой интерес к вопросам общественным. В ранних произведениях З.Гиппиус 1890-1903гг. звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, в собственные силы. Однако причастность к декадентству З.Гиппиус решительно отвергала: «С самого начала своей литературной карьеры я стремилась избежать малейшего проявления декадентства.
Я отвергала и высмеивала его. Я была свободна от чьего-либо влияния». Поэтесса утверждала, что её не занимало не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы. Остановив свой выбор на лирическом герое – мужчине, З.Гиппиус, тем самым, предопределила «неженский» характер своего творчества. В качестве исходной поэтической формы она выбирает молитву: «Я считаю естественной и необходимейшей
потребностью человеческой природы – молитву. Каждый человек непременно молится или стремится к молитве все равно, сознает он это или нет, все равно, в какую форму выливается у него молитва и к какому Богу обращена…Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка – это лишь одна из форм, которую принимает в нашей душе молитва». Творчеству З.Гиппиус была присуща «полярность», «антиномичность» тем. Ее поэтический мир предельно подвижен, он реализуется как непрекращающийся диалог между двумя противоположными
полюсами: с одной стороны – индивидуалистический бунт, «дерзание», яркий эгоцентризм, с другой – сильное религиозно-мистическое чувство. Стремление к двум противоположным метафизическим бесконечностям в полной мере отражают специфику поэтической индивидуальности З.Гиппиус. Ее личность как бы разрывалась между отчаянием и верой, истиной и ложью, причем каждый из полюсов постоянно обнаруживал свою амбивалентную природу, обращаясь в собственную противоположность.
Раздвоенное состояние души в мрачные минуты порождало мысль о смерти. Смерть воспринималась как один из вариантов избавления от цепей постылого земного существования. Спасение виделось в магической силе любви к Богу. Второй сборник стихов 1903-1909гг. проникнут религиозными мотивами, мыслями о несовершенстве человеческого «Я», земного существования. В стихотворениях этого периода потребность выразить божественную тайну рождает
у З.Гиппиус ее особую манеру – отвлеченно-иносказательную. Стихи поэтессы словно состоят из намеков, недоговоренностей, умолчаний. В них, при всей остроте наблюдательности и отчетливости мыслей, почти отсутствуют приметы материального мира в их самоценном значении, они возникают как форма выражения внутренних душевных движений. З.Гиппиус создает мир, лишенный пластических очертаний; он нужен для того, чтобы облечь плотью абстрактные
понятия. Согласно воззрениям писательницы, человека спасает Любовь – основная сила жизни, главный атрибут души. Любовь не земное плотское чувство, а напротив, – высшее, духовное, соединяющее человека с Богом. Порой Бог и Любовь в сознании З.Гиппиус сливается до полной нерасторжимости. С поисками новой духовной человеческой общности связан интерес
З.Гиппиус к общественным вопросам. Идея религиозного пересоздания жизни была тесно связана с событиями первой русской революции. Социально-политическая революция должна слиться с революцией религиозной и открыть путь к торжеству «нового христианства».Усиление общественного начала в творчестве З.Гиппиус не было идейным поветрием, религиозные искания «нового царства» приводили к мысли о необходимости слияния теории и «конкретного делания». Однако следует отметить, что общественная позиция писательницы
не отличались однозначностью. Сомнения, колебания, порой переоценка собственного опыта – отличительные черты ее мировоззрения. Начало первой мировой войны З.Гиппиус восприняла как необходимый этап в движении человечества к Божьей Правде, но со временем ее отношение к войне становится более жестким, непримиримым. Она убеждается, что война – величайшая катастрофа, губительная для
России. Сборник «Последние стихи 1914-1918» содержит откровенно антимилитаристские призывы: В последний час, во тьме, в огне, Пусть сердце не забудет: Нет оправдания войне, И никогда не будет. И если это Божья длань – Кровавая дорога Мой дух пойдет с ним на брань, Восстанет и на Бога. «Без оправданья» 1916 Гневный пафос и отчаяние захлестывают военные стихи, но
автор свято верит, что «немеркнущий Свет» воссияет в конце концов над мировой бойней. Стихотворения, посвященные мировой войне, – первая последовательная попытка З.Гиппиус рассказать не только о себе; это дневник души, наполненный животрепещущим общественным материалом. Наиболее ярко гражданская позиция З.Гиппиус проявила себя в годы Февральской и Октябрьской революций, в годы гражданской войны, в период вынужденной эмиграции.
Подлинная революция для поэтессы совершилась в феврале 1917 года, она восприняла ее с величайшим воодушевлением, видя в революционных событиях преемственность по отношению к предшествующим поколениям русских революционеров. Но З.Гиппиус тем не менее смутно ощущала двойственность революции: с одной стороны – истинная свобода, демократия, с другой – попрание подлинных гуманистических идей, скрывающееся под революционной личиной. Постепенно обличье «грядущего хама» конкретизируется для нее в набирающем силу большевизме, провоцирующем
на бут «бессмысленный и беспощадный». Октябрь 1917 года Гиппиус восприняла как контрреволюционный путч, как преступление политических проходимцев (коими она считала большевистских вождей) и великий грех народа, допустившего их к власти, позволяя глумиться над собой: Блевотина войны – октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянным сном Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил – засек кнутом? Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты… И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь! «Веселье» 1917 Гневные политические стихи З.Гиппиус, отражая реалии повседневных событий, шокировали многих современников,
привыкших к совершенно другому звучанию ее поэзии. Утонченная символика и крайний эгоцентризм не помешали ей стать поэтом-гражданином, раньше других постигшим звериную суть большевистского режима, повлекшего за собой разрушение русской культуры, террор, гражданскую войну, ложь, страх. Автор находит точные, яркие образы, отражающие торжество «воинствующей серости»: Припав к моему изголовью, Ворчит, будто выстрелы, тишина,
Запекшейся черной кровью Ночная дыра полна. Мысли капают, капают скупо, Нет никаких людей… Ноне страшно. И только скука, Что кругом – все рыла тлей. Тли по мартовским алым зорям Прошли в гвоздевых сапогах. Душа на ключе, на тяжком запоре. Отврат…тошнота…но не страх. «Тли», 1917 Считая, что главный признак человека – ответственность за свои взгляды и свершения,
Гиппиус обращается с гневными филиппиками в адрес интеллигентов – коллаборационистов, упрекая их за непоследовательность убеждений, двойственную линию поведения: Рабы, лгуны, убийцы, тати ли – Мне ненавистен всякий грех, Но вас, Иуды, вас, предатели, Я ненавижу больше всех. Со страстью жду, когда изведаю Победный час, чтоб отомстить,
Чтоб вслед за мщеньем и победою Я мог поверженным – простить…. «Свеча ненависти», 1918 Среди большого количества стихотворений, посвященных униженной, погибающей стране особое негодование звучит в стихотворении «14 декабря 17 года», где автор с болью говорит о напрасных жертвах, понесенных Россией в борьбе за свободу: Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. Мы потеряли все святое: И стыд души, и честь земли.
Мы были с ними, были вместе, Когда надвинулась гроза. Пришла Невеста…И невесте Солдатский штык проткнул глаза…. Ночная стая свищет, рыщет, Лед по Неве кровав и пьян… О, петля Николая чище, Чем пальцы серых обезьян! Рылеев, Трубецкой, Голицын! Вы далеко, в стране иной… Как вспыхнули бы ваши лица
Перед оплеванной Невой «14 декабря 17 года» 1917 Революция стала межой в творчестве З.Гиппиус: известная до 1917 года как поэт и критик, в годы эмиграции она почти не писала стихов, но принимала активное участие в общественной жизни, публиковала политические статьи, издала свои дневники и мемуары, поражающие искренностью и несокрушимой верой в воскрешение России: Она не погибнет знайте! Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем верьте! Но что нам наше спасенье? Россия спасется знайте! И близко ее воскресенье. «Знайте!», 1918 Говоря об особенностях лирики З.Гиппиус, следует отметить ее интеллектуальное начало и выбор средств поэтического самовыражения: строгий и одновременно свободный, легкий стих, ясную четко обозначенную образную фактуру, безукоризненную форму,
лаконизм высказывания, пренебрежение внешними эффектами. Достоинства поэтического языка писательницы – исключительная сжатость и певучесть, виртуозная способность создавать сложные звуковые узоры, изысканность рифмовки, сдержанная простота. Но политические стихи З.Гиппиус начисто лишены этих всех поэтических атрибутов. В них нет и следа символизма, эстетства, молитвенности.
Это – страстные порывы, кипящие чувства, яростное политическое обличение и одновременно пророчество, апокалипсическое ощущение гибели. Автор никогда прежде не достигал столь предельных состояний боли, такой силы слова, «гнева звенящих строк». В сравнительно небольшом по объему поэтическом наследии З.Н.Гиппиус политическая лирика занимает особое место, отражая еще одну грань таланта художника, ее патриотизм и гражданскую позицию, ответственность за судьбу русской культуры.
Все это позволяет без предубеждения взглянуть на своеобразную личность З.Гиппиус, на уникальность ее творческого дара, позволяющего по праву занять достойное место в ряду выдающихся писателей Серебряного века. Символизм творчества Зинаиды Николаевны Гиппиус Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому часто оставалась почти незаметной.
Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создала особый, “декадентский” стиль в жизни и творчестве. Любовь – одна Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь - одна. 1896 г. Душе, единостью чудесной, Любовь единая дана. Так в послегрозности небесной Цветная полоса - одна. Но семь цветов семью огнями
Горят в одной. Любовь одна, Одна до века, и не нами Ей семицветность суждена. В ней фиолетовость и алость, В ней кровь и золото вина, То изумрудность, то опалость И семь сияний - и одна. Не все ль равно, кого отметит, Кого пронижет луч до дна, Чье сердце меч прозрачный встретит,
Чья отзовется глубина? Неразделимая нетленна, Неуловимая ясна, Непобедимо неизменна Живет любовь всегда одна. Переливается, мерцает, Она всецветна - и одна. Ее хранит, ее венчает Святым единством - белизна. В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ радуги, как символа любви. Она так же ярка и непредсказуема, ее нельзя угадать, понять, ее цвета завораживают; так же и любовь
ярка в своих проявлениях и заставляет забыть обо всем. Любовь нам дана от бога одна, так же и радуга бывает лишь в одном случае – после грозы. Гроза отождествляется с человеческой жизнью, любовь бывает лишь однажды, так же как и каждая гроза имеет свою единственную радугу. Радуга настолько многолика и пестра, что ее нельзя определить одним цветом, так же и любовь многогранна в своих чувствах и проявлениях.
Гиппиус говорит о том, что нет достойных или недостойных любви, нет избранных для этого чувства, ведь для любви не важно кто ты, перед нею все равны: “Не все ль равно, кого отметит, Кого пронижет луч до дна, Чье сердце меч прозрачный встретит, Чья отзовется глубина?” Любовь настолько противоречива, что человеческому разуму сложно постичь это чувство, поэтому она: “Неразделимая нетленна, Неуловимая ясна,
Непобедимо неизменна Живет любовь всегда одна” В последней строфе Гиппиус говорит о том, что любовь светла, чиста и небесна, тем самым рисует ее образ белым цветом. Библиографический список 1.Азадовский К Лавров А. З.Н.Гиппиус: метафизика, личность, творчество//З.Гиппиус. Сочинения: Стихотворения; Проза. Л. 1991 672С. 2.Брюсов
В. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М.1990. – 720С. 3. Гиппиус З.Н. Стихотворения. Проза. Екатеринбург 2005г. – 848С. 4. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха Серебряного века. М. 1994. – 94С.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |