Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Общая характеристика учебной деятельности»
План
1. Характеристикапроцесса обучения.
2. Учение какдеятельность.
3. Структураучебной деятельности. Психологические компоненты.
Литература
1. ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
2. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
3. ИльясовИ.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
4. ЛернерИ.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
5. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000.
6. ТалызинаН.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
7. ЯкунинВ.А. Педагогическая психология. – М., 1998
1. Характеристика процесса обучения
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которогопод руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя)реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в теснойвзаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимыехарактеристики:
1) обучение есть специфическая человеческая форма передачиобщественного опыта: посредством орудий и предметов труда, языка и речи,специально организованной учебной деятельности передается и усваивается опытпредшествующих поколений;
2) обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя,без наличия «встречной» активности учащегося, без его соответствующей работы,называемой учением. «Учение – это труд, полный активности и мысли», – писалК.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически из одной головы в другую.Результат общения определен не только деятельностью учителя, но и в такой жестепени деятельностью ученика, самим их взаимоотношением;
3) обучение – это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическимпроцессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики иличности ученика. При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит какбы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материалстановится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и еюоткрытым. Специфическая особенность учебной деятельности – это деятельность посамоизменению. Её цель и результат – изменение самого субъекта, котороезаключается в овладении определенными способами действия, а не изменениипредметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).
Общие цели обучения:
1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности(приемов познавательной деятельности, навыков и умений);
2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самоготипа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умениеучиться.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
- стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
- организация их познавательной деятельности по овладению научнымизнаниями и умениями;
- развитие мышления, памяти, творческих способностей;
- совершенствование учебных умений и навыков;
- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетическойкультуры.
Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранеезапроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование,воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опытачеловечества, опыта деятельности и познания.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействиямежду обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируютсяопределенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагогсоздает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее,контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.2. Учение как деятельность
Под деятельностью в психологии принято понимать активноевзаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательнопоставленной цели, возникшей в результате появления у него определеннойпотребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека иформирование его как личности – общение, игра, учение, труд.
Учение имеет место там, где действия человека управляютсясознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведенияи деятельности. Учение – специфически человеческая деятельность, причем оновозможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способенрегулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования кпознавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума)и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функциидеятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но ипотребности, мотивы, эмоции, воля.
Любая деятельность – это совокупность некоторых физических действий,практических или речевых. Если учение – деятельность, то может ли онаосуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, чтокроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую(познавательную) деятельность. Цель её – познание окружающего мира.
Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметнойи внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическаядеятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельностьможет быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так,восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивныхдействий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминанияреализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловыхсвязей, мысленная схематизация и повторение). Специальные исследованияобнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредствомособых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (например,действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования иобобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены.Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивнаядеятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность),описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает(предметная перцептивная деятельность) и т.д. В разных случаях соотношение этихвидов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активнойгностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.
Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже идр.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессеинтериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании имышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи начасти при решении соответствующих задач замещается действием в уме(расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действиепревращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системытаких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, иесть внутренняя деятельность.
Установлено, что основным средством интериоризации является слово.Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета ипревратить его в действие с образами и понятием о предмете.
Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда всознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете исоответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимыедля усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научениядостаточно внутренней гностической деятельности.
Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всегопроанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Еслиученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учениенадо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими рукамиосуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощьюслов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутреннийплан. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий идействий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностическойдеятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова,поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы.На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Емусоответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.
Учебная деятельность – ведущая деятельность в школьном возрасте. Подведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которойпроисходит формирование основных психических процессов и свойств личности,появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность,рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельностьосуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенноинтенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьноговозраста.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:
- в уровне знаний, умений и навыков;
- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровнеобщего и умственного развития.
Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальнаядеятельность. Она сложна по своей структуре и требует специальногоформирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями изадачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должензнать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки,контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этогосамостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. Впроцессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения инавыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способыусвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.3. Структураучебной деятельности. Психологические компоненты
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующихэлементов (по Б.А. Сосновскому):
1) учебныеситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебныедействия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль- как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка– как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивацияпоследующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи своиособенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью,учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другойинтеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы),исполнением (реализацией) и контролем
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющеечеткую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, вкоторых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель,данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходитизменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена каксистема учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях ипредполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-тообъекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальнаянеизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмырешения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальныхспособов решения.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводитсядействиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливаетсятем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемымтолько при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного,желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реальногодействия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти тризвена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за еереализацией.
П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроляприменительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствиемвсякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал ине может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия – полныйсамоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильностьрепродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется как стадиявыборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет толькоглавное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, оносуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-тонезначительных деталей, примет.
В учебной деятельности присутствуют многие психологическиекомпоненты:
— мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес,положительное отношение к учению;
— осмысленность деятельности, внимание, сознательность,эмоциональность, проявление волевых качеств;
— направленность и активность деятельности, разнообразие видов иформ деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственнопредставленным материалом; мышление как активная переработка материала, егопонимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементывоображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания,сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;
— практическое использование приобретенных знаний и умений впоследующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включеннойв деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебнаямотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельностифакторов:
1) самойобразовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляетсяучебная деятельность;
2) организациейобразовательного процесса;
3) субъектнымиособенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие,способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другимиучениками и т.д.);
4) субъектнымиособенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификойучебного предмета.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержаниюобучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в ученииумственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения,тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивогоинтереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которыхтребует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет созданиепроблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могутразрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью,они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых вновой ситуации.
Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все еёкомпоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё этозадачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний инемалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
Вопросы поматериалам лекции
1. Что такоеобучение?
2. Каковыобщие цели обучения?
3. Какиезадачи необходимо решать в процессе обучения?
4. Что такоегностическая деятельность?
5. В чемотличия внешней и внутренней гностической деятельности?
6. Каковаструктура учебной деятельности?
7. Какиепсихологические компоненты входят в учебную деятельность?