Реферат по предмету "Педагогика"


Организация гражданско-патриотического воспитания личности в республике Беларусь

Введение
В настоящее время, дляразвития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образованиев какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотелработать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннеговозраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческомупрошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам роднойприроды. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так какбудущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогамистоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества,которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
Объектомданного исследования является формирование личности в современной школе, анепосредственно предметом исследования – гражданско-патриотическое воспитаниеличности. Целью данной курсовой работы является анализ значимости и основныхнаправлений организации гражданско-патриотического воспитания личности вреспублике Беларусь при помощи изучения и анализа психолого-педагогическойлитературы и практики гражданско-патриотического воспитания в республикеБеларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотретьзначение и актуальность гражданско-патриотического воспитания в современныхусловиях;
2. Охарактеризоватьосновные направления гражданско-патриотического воспитания в условияхсовременной школы;
3. Рассмотретьпрактику гражданско-патриотического воспитания в республике Беларусь на примередеятельности различных школ.
Основнымиметодами используемыми при решении данных задач являются изучение и анализпсихолого-педагогической литературы; изучение нормативных документов попроблемам воспитания; обобщение данных по проблеме исследования.

1. Значение и основы гражданско-патриотическоговоспитания личности
Впослании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу иНациональному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическоевозрождение нашей республики не может состояться без гражданского становлениякаждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком,осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества,от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание,характер, направленность социально-экономического и политического развитияРеспублики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решенияглобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что мирунеобходим человек самостоятельный, свободный и культурный [1].
Гражданско-патриотическоевоспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека,осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагаетпривитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь,героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родномуязыку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец,способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальнойпринадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидируетобщество во имя процветания Беларуси.
Патриотизм игражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитиичеловека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения кродной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувствпатриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляетсячувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранениематериальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинстволичности.
Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решаяпроблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточиватьна формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Движение белорусскогообщества к социально справедливому, демократическому, цивилизованномугосударству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уженедостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированнымспециалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек ссистемным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национальногосамосознания [1].
Содержание гражданскоговоспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителейпо патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнациональногообщения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданскомстановлении личности важное место занимает участие детей, подростков июношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [2].
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не тольковажной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нетчеловека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, иэта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опорудля борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыминаклонностями» [3].
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека вузких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичени включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальнымобычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связанс культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, ониимеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержаниюблагожелательных и дружеских связей между различными народами и странами,утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимостиобщечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смыслепатриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны междусобой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимостьличности.
Патриотическое воспитаниеи формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессевключения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привитиябережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаями традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитаниеготовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важнуюроль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучениюгосударственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символикидругих стран.
Большую роль в воспитаниипатриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного иестественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения,отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, егоисторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет иразвивает чувство любви к Родине.
Формированию культурымежнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающихисторию, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран [1].
Гражданское воспитаниепредполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашейстраны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательнойработы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностьювыдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Патриотизм игражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческиеценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развитиянауки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, аглавное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.
Таким образом,гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимымкомпонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармоническойличности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувствалюбви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности иответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства [4].
Для осмысления сущности патриотизма и гражданственностинеобходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связанс образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за своюсамостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм игражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людейна протяжении веков и тысячелетий [5, с. 207].
Гражданственность – долг,достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формированиеоснов национального самосознания через систему идей о целях белорусскогообщества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализацииправ и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим,Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основамиправовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетовбелорусской модели развития (социального ориентированная направленность,многоукладный характер экономики – государственная и частная формысобственности); осмысление роли государственных социальных минимальныхстандартов.
Гражданственностьпредполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению ксебе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень ихреализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических исоциальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культурыосновывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимсянравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданскойкультуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегосяна права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условиеразвития правового государства.
Основная цельгражданского воспитания состоит в формировании гражданственности какинтегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу иуважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувствособственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявлениепатриотических чувств и культуры межнационального общения. Становлениегражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиямипедагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиямифункционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнемправовой, политической, нравственной культуры общества.
Приведенные определенияпозволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма какнравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию:«Патриотизм (от греч. patris– отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство,содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость заего прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом жезначении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своемуотечеству, своему народу» [5, с. 208].
Как видим, в этихопределениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности кродине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственнымчувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационнуюсферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучизакрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральноекачество.
Таким образом, патриотизмможно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе,историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность кбелорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целямиразвития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности,самоценности государства и его национальных интересов.
Патриотизм – это чувстволюбви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию изащите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма вобщем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется егоидеологической основой.
Идеологическую основупатриотизма в Республике Беларусь определяют:
· наличие единой инеотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими икультурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
· наличиеКонституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствованиедемократического социального правового государства;
· наличиегосударственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлиннонародные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствуетсовременному и перспективному развитию нашей Родины;
· единство народавне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
· приверженностьРеспублики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправнымсубъектом мирового сообщества;
· неравномерностьобщественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически вовсех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.
Эти предпосылкиопределяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный насовершенствование и защиту своего демократического социального правовогогосударства и сотрудничество с другими государствами.
Главными целямипатриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитиемолодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желанияспособствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Для реализации этих целейв данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которыхявляются:
· привитиеглубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре,религиям народа Беларуси;
· разъяснениеКонституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии игражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
· привитие уваженияк Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь,основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
· воспитаниепонимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строитьвысокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мировогосообщества;
· воспитаниечувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной ролигражданина Республики Беларусь;
· воспитание в духенационального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа РеспубликиБеларусь. Интернациональное воспитание;
· привитие любви иуважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскомуи другим языкам народа Республики Беларусь;
· раскрытие красотбелорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
· организациявыполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
· воспитаниеуважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества,воину;
· формирование уюношей морально-психологической и физической готовности к выполнению имиконституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
· убеждение внеобходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества [6].
Гражданско-патриотическоевоспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы РеспубликиБеларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих,специфических, из которых можно выделить следующие:
— сочетание впатриотическом воспитании государственных и общественных начал. Государственныеначала предусматривают работу по патриотическому воспитанию молодежигосударственных учреждений. Эти начала особо актуальны в воспитательной работес молодежью во всех учебно-воспитательных учреждениях и Вооруженных СилахРеспублики Беларусь. Общественные начала патриотического воспитания молодежистроятся на основе добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно,чтобы как государственные, так и общественные начала в патриотическомвоспитании молодежи обязательно присутствовали и взаимодействовали между собой.
-национальное равноправиеи единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым. Беларусь –унитарное государство, но оно не мононационально. Национальные амбиции,конфликты или противостояния могут инициировать элементы патриотизма в той илииной национальной группе, но они коррозируют патриотизм граждан государства вцелом. Патриотическое воспитание, напротив, способствует подавлениюмежнациональных конфликтов, оно консолидирует общество.
— историзм иобъективность. Почти по всему комплексу патриотического воспитания молодежидостижение конечной воспитательной цели становится возможным только через показисторического примера, проведение исторической аналогии, изучение и анализисторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принциппатриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна объективностьпредставляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент.
— миротворчество черезпатриотизм. Молодежь в ходе патриотического воспитания приходит к неизбежномувыводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Такимобразом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическоевоспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только напаритетной основе, а и во взаимосвязи.
— единство патриотизма иинтернационализма. Истинный патриот, пекущийся о процветании своего Отечества,не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этихпротивоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи РеспубликиБеларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.
Гражданско-патриотическоевоспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, чтопозволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основнымикомпонентами гражданско-патриотического воспитания являются:
· Культурно-исторический;
· Героико-исторический;
· Социально-политический;
· Духовный;
· Военно-технический;
Физический. Данныекомпоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотическоговоспитания личности. Из них формируются различные направления.
В соответствии снастоящей Концепцией наиболее актуальным направлением являетсягражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее изсоциально-политического компонента как основного, а также изкультурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.
В процессегражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности исодержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развитияэкономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развитияпромышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитиемнауки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики [6].
гражданский патриотическийвоспитание межнациональный
2. Организациявоспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культурыличности в Республике Беларусь
Воспитаниегражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическаядеятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организацийи мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокогопатриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности квыполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защитеинтересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествамигражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданскиеобязанности в мирное и военное время.
Патриотизми гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственныхчувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении кполитическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережноеотношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность илюбовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины,готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество исамоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважениеобычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [7].
В системе работы погражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарьгосударственных праздников, праздничных дней, памятных дат. Например, основным событием текущего года является празднование 65-й годовщиныосвобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Организациявоспитательной работы в общеобразовательныхучреждениях проводится под девизом «Беларусь. История Победы!» с акцентом намероприятия, подчеркивающие вклад белорусского народа в победу над фашизмом,его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства,нацеленность белорусского общества на создание сильной и процветающей страны ивоспитывающие патриотизм, гордость и ответственность за Беларусь. Вобщеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет»,«За Беларусь», акция «Мы – граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодымгражданам, достигшим 16-летнего возраста.
Неформально можно подойтик такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественнойвойны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когдасотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение сэкспозицией и лекцией. В музее до конца года в рамках выставочного проекта«Беларусь. Триумф победителей» будут работать три выставки, посвященные 65-йгодовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.Выставка «Трофеи войны» посвящена истории поиска и собирательства первыхмузейных предметов сотрудниками музея в 1943-1945 гг. Представлены образцыоружия, обмундирования и амуниции Германии и ее союзников, захваченные в бояхвойсками Красной армии и белорусскими партизанами, личные вещи нацистскихчиновников из рабочих кабинетов в Берлине. На выставке «Битва за Беларусь»можно ознакомиться с событиями и ходом операции «Багратион» по освобождениюБеларуси летом 1944 года, прочитать подлинные фронтовые письма-треугольники.Выставка «Беларусь партизанская» завершает выставочный проект. На выставкепредставлены коллекции рукописных партизанских журналов, произведений живописи,народного сопротивления и различных аспектов образа жизни партизан в тылу врагав годы немецко-фашистской оккупации.
Также примеромформирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканскаяакция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражаютназвания акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа – частичка моей жизни»; «Моядеревня, мой город»; «Моя родина – Беларусь». В ходе проведения данной акциимолодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину,показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводитьсяв конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению.Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а такжелюбое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.
Активное использование вгражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики,формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление справилами их использования, и как результат, знание учащимися символикиРеспублики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологическихценностей государства является одним изпервостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Значимым воспитательнымфактором могут стать сегодня информационныересурсы. Различные информационные сайтыпозволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но иучаствовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание всистеме образования информационного пространства как на локальном уровне (вучреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяетиспользовать его в воспитательной работе в качестве мощного методическогоресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного родаэлектронных банков данных, методических наработок педагогов, презентацийлучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронныхресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительноповышает эффективность работы.
Всеболее популярными среди педагогов становятся такие формы обсуждения актуальныхпроблем образования и воспитания, обмена педагогическим опытом, как электронные(заочные) научно-практические конференции, семинары, круглые столы, которыепозволяют наладить оперативное взаимодействие специалистов-практиков и ученыхбез отрыва от основной деятельности. В 2009/2010 учебном году управлениемвоспитательной и идеологической работы Научно-методическогоучреждения «Национальный институт образования» Министерства образованияРеспублики Беларусь планируется проведение электроннойнаучно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практикигендерного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»,информационное письмо о проведении которой будет дополнительно направлено вуправления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома [7].
В РеспубликеБеларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическомувоспитанию молодежи как необходимому условию формирования гражданскогообщества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играютдетские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям,программам детские организации объединяются в детское общественное движение.Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию — готовить гуманных,социально активных и информированных граждан.
Государственнаяподдержка молодежных формирований означает признание государственной значимоститакого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действуетПрограмма мер по реализации Концепции развития молодежного движения вРеспублике Беларусь. Эта программа определяет основные направлениягосударственной политики по отношению к организованному молодежному движению.Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежныхобщественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослыхлидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта,обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержаниидеятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программыявляется создание необходимых условий для формирования воспитательной среды,основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических ипрочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личностидетей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.
Современныеобщественные объединения являются добровольными, самостоятельными инезависимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические,общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье,добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинствообъединений основной целью своей деятельности признает содействие развитиюцелостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно итворчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей своепредназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира[8, с.74,78].
Самымираспространенными молодежными организацими являются Белорусская РеспубликанскаяПионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи(БРСМ), которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные напрактике программы, методы и формы работы, способствующие формированиюгражданско-патриотической культуры личности.
Например, впериод с 12 по15 февраля 2008 года организация БРСМ проводила всебелорусскуюакцию «За любимую Беларусь!», причиной создания которой являетсяпразднование дня Святого Валентина. Основной целью проведения данной акцииявлялось: воспитание у молодежи патриотизма, человеколюбия, уваженияк мировым традициям истории и культуры.
В периодпроведения акции в первичных организациях БРСМ всем желающим активистыБРСМ раздавали изготовленные из бумаги стилизованные красно-зеленыесердечки с надписью «За любимую Беларусь!». Этот символ акции долженбыл присутствовать на всех мероприятиях, проводимых территориальнымикомитетами ОО «БРСМ» в рамках акции, на объявлениях,пригласительных билетах, при оформлении «почтовых» ящиков, выставок,на информационных стендах и т.д. [10].
14 февраляизготавливался коллективный символ «За любимую Беларусь!»: участникамАкции предоставлялась возможность в каждой первичной организацииОО «БРСМ» показать свое позитивное отношение к жизни, к родной стране, ксвоей семье, школе, предприятию, коллективу и т. д. Участники Акции прикрепляютк большому полотнищу в форме сердца (над ним оформлена надпись «За любимуюБеларусь!») изготовленные из бумаги красно-зеленые сердечки, на которых пишутдобрые слова и пожелания своим друзьям, одноклассникам, коллегампо работе, своему родному городу или поселку, белорусскому народу, роднойБеларуси [11].
Такжеярким примером может послужить программа по патриотическому воспитанию«Патриот», которая помогает раскрыть у детей и молодежи гражданственность,патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благоРодины. Цель данной программы — создать оптимальные условия для воспитания удетей и подростков патриотизма как духовной составляющей личности [9].
Частьпрограммы реализуется школами (в пионерских дружинах и первичных организацияхБРСМ) по пяти направлениям:
«Я—гражданинРеспублики Беларусь».
«Мояорганизация».
«Апамять священна».
«Спадчына».
«Природа—нашдом, ты—хозяин в нем».
Первоенаправление: «Я-гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведениеинформационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права иобязанности», круглые столы с участием представителей органов государственнойвласти, проведение урока «Я — гражданин Республики Беларусь», просмотртелепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городамБеларуси.
Второенаправление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраставозможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимостив оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявлениелидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности.Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и«БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступаютформой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются:коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины ипервичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения вДень пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа«Лидер года», концерт — конкурс пионерских песен, день самоуправления.
Третьенаправление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своегонарода, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно сошкольным музеем. При организации данного направления проводятся следующиемероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаютсярукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы ВеликойОтечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны напионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы поместам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройствупамятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет»,оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представленыфотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии вБрестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.
Четвертоенаправление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызываетсяинтерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основнымиформами организации используемыми в данном направлении являются работашкольного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда»,«Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуютсявстречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурссочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода вдоме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которойкаждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы,проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.
Пятоенаправление: «Природа—наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также однимне мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направлениевключает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня,многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскуюпущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологическиеакции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора,сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научнымиэкологическими проектами в рамках районных, областных, республиканскихконкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» иреспубликанских и областных конкурсов научных эколого-биологических работшкольников [9]. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотическихкачеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первуюочередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтомушколы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учрежденияхобразования проводятся различные мероприятия участие в которых принимают нетолько дети, но и их родители. Например, в одной из школ города Гомеляновогоднее заседание КВН родители готовили вместе со своими детьми,разделившись на несколько команд, каждая из которых готовила свой сценарий. Илико дню Защитника Отечества в той же школе была выпущена фотогазета “Чему яучусь у своего отца” и проведено спортивное состязание “Отцы – сыновья”, анакануне 8 марта на классном вечере был проведен рыцарский турнир, посвященныймамам. Дети читали стихи, сложенные в честь матерей, звучали признания в сыновнейлюбви, рождались и цветочные аппликации, со словами благодарности подаренныематерям [12, с. 36]. Взаимоотношение детей и родителей очень важно в процессеформирования личности, так как семья имеет огромное влияние на ребенка, тошколы просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.

Заключение
В данной работе былиизучены и проанализированы основные направления гражданско-патриотическоговоспитания, раскрыта сущность понятий гражданственность и патриотизм, иобозначена тесная взаимосвязь между ними. Также на примерах различных мероприятий,проводимых с целью воспитания гражданско-патриотической культуры личности былиизучены основные методики и подходы по ее формированию.
В результате проведенияданного исследования подтвердилась важность формирования гражданственности ипатриотизма у учащихся в условиях современной школы для развития полноценнойличности и дальнейшего процветания нашей республики. Как и нравственность в целом,патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и ихвоспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной ипрактической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственныхпредставлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастныхособенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общиепредставления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представленияучащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.
В воспитании патриотизмаи гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности иважнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональноепереживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине,вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами врешении этой задачи является содержание обучения, а так различные формывнеклассной и внеурочной работы с учащимися.

Списокиспользованных источников
1. Финогенова, А. ВГражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронныйресурс]. –Режим доступа www.bgam.edu.by/bgam.../Otchet_ideologich_rabota.doc.
2. Концепция непрерывного воспитаниядетей и учащейся молодежи
в Республике Беларусь[Электронный ресурс].– Режим доступаhttp://www.adu.by/koncepcia_nepreruvnogo_vospitania.doc.
3. Ушинский, К.Д. О народности вобщественном воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.adu.by
4. Подласый, И.П. Педагогика:учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 ч. Ч. 1/ И.П. Подласый. – М.:Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”,1999. – 574 с.
5. Харламов, И.Ф.Педагогика/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520
6. Рекомендации (гражданственность и патриотизм) [Электронный ресурс].- Режимдоступа www.mtec.by/rekomendacii.
7. Жоголь-Лабзеева, И.П.Формирование гражданской культуры/ И.П. Жоголь-Лабзеева //Праблемы выхавання. – 2009.–№1. –с.17 –21.
8. Кабуш, В. Т. Моральные ценностидетского объединения. / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. – 2003. – №6. –С.73-83.
9. Воспитание гражданина впионерской дружине [Электронный ресурс].– Режим доступа www.brsm.by.
10. Методологические основы педагогики[Электронный ресурс].- Режим доступа www.vsu.by/magistratura/ped.rtf.
11. Методическиерекомендации «Актуальные аспекты организациивоспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебномгоду» [Электронный ресурс].- Режимдоступа
www.umk.gorodgomel.by/…/20090723metodvospit.doc.
12. Ушакова,З.П. Истоки патриотизма – в семье. – Праблемы выхавання. –


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.