Реферат по предмету "Наука и техника"


Наука в 19 веке

Развитиенауки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шлоинтенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране,усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получилиприкладные исследования.
Созданиеновых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. Доначала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академиянаук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, авслед за ним и академическая гимназия, академия специализироваласьисключительно в области науки и ее популяризации.
Однакороссийские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях.Причем, в первой половине XIX в. обозначалась тенденция к созданиюуниверситетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки.Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагичносказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.
Математика.Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскуюдеятельность в 1811 г. с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. Висторию мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, такназываемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах насовременную математику. Однако члены академии В.Ч.Буняковский иМ.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней. Академическиематематики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теориинеравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом вматематической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы радивысокой науки.
Прижизни Лобачевского его открытие так и не было признано. Почти 19 лет ученыйвозглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированиюуниверситетской библиотеки.
Астрономия.Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и послеучреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периодаастрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Ноустарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям кточности измерений.
Вскорелидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета. Именно в нейакадемиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление вастрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добилисьвысокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве поастрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.
Устроеннаяпо замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшимиприборами, стала основным центром астрономических исследований. Онапредназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязанабыла содействовать практической астрономии.
Первымпрофессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построилнебольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участникпутешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земногомагнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
Физика.В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучениесвойств электричества и физических явлений природы.
Вначале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория вмедико-хирургической академии. Оборудование для нее закупалось правительством впризнанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петровоткрыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и приосвещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность,люминесценцию, электрические явления в газах.
Послеоткрытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российскихфизических школ. Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физикиГ.Ф.Паррот. Одним из его i.^o-славленных учеников был Э.Х.Ленц, создательзаконов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».
ВДерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизмуакадемик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якобиосновал новое направление в физике — гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученыйзанимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько егомодификаций.
Химия.В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильнаяхимическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства опреодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий вуниверситетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинини К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.
Вних уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственногополучения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытиястали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистыхвеществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент — рутений.
Чутьпозже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центрхимической науки — в Петербургском университете. Он дал таких известных химиковкак профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металловусовершенствовали российское металлургическое производство.
Становлениемедицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургическойакадемии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессоромакадемии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевойхирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвелоперацию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атласПирогова — «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).
Медицина.Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересук географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половинеXIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другимнаправлением рус-ских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны.Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земельшли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате былисоставлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистическиематериалы.
География.В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе вмире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и«Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого былосовершено еще около 40 кругосветных путешествий.
Предпринятыев 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морскогопути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза оналичии перешейка между Азией и Америкой.
Русскиемореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и«Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолженииизысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.
Такимобразом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформленияроссийской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными былисовершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовойв научном отношении страной Но задержка экономических и политическихпреобразований способств* вала тому, что наука развивалась в значительнойстепени в отрыве от об щественных потребностей, как бы опер, та их. Научныеисследование редко субсидировались российскими прел ншимателями, как в Европе
Наукав России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, отправительственного отношения к ней.
Ксередине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры.Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени былоразвитие национальной культуры.
Перваяполовина XIX в. — формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней итеатра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определиласьтесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшееосвоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемови средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. Вэтот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа врусской музыке.
Дляхудожественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая сменахудожественных направлений, одновременное сосуществование разных художественныхстилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоенииновых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.
Преемственностьв развитии.(основа формирования культурного наследия общества) — одна изхарактерных черт культурного процесса России.
Дляроссийской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулироватьвсе то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальнуюсамобытность.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.knowed.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.