Реферат
/>
Цель работы – исследование особенностейдомашнего задания по физкультуре.
Объект работы – домашнее задание науроках физкультуры.
Задачи работы:
- изучить особенности планирования уроков физкультуры
- рассмотреть требования к домашнему заданию
- проанализировать эффективность воздействия выполнения домашнего заданияпо физкультуре на развитие ребенка
Введение
Родители должны знать санитарные нормы:на выполнение домашнего задания во 2 — 3–м классе отводится максимум 2 часа, в5–м классе — не больше 2,5 часа, в 6–м — 3, после 7–го — 3,5, но с учетом, чтона каждый предмет потребуется не более 30 минут.
Правда, есть закономерность: время,которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашних заданий,соотносится как 1:6, т.е. если сильный ученик справляется с уроками за 3 часа,то слабому потребуется 18! Поэтому домашнее задание должно бытьдифференцированным. Учитывают ли это учителя? Не всегда. В начальных классахбольшинство учеников, даже хорошо успевающих, не справляются с домашнимзаданием без помощи взрослых.
А еще по гигиеническим требованиямнельзя, например, в понедельник и субботу проводить математику, химию, физику иконтрольные работы, тем более — первым или последним уроками. Занятияматематикой или русским языком следует чередовать с физкультурой илирисованием.
Изменения в учебных программах вызваныстремлением сохранить и укрепить здоровье учащихся, облегчить социальнуюадаптацию выпускников средней школы, более полно учесть специфику столичногорынка труда, отразить новые требования законодательства к общеобразовательнойподготовке старшеклассников.
С этой целью усилено внимание к задачеиндивидуализации учебного процесса, в вариантах рабочих учебных планов наконкретных примерах показаны возможности некоторого сокращения инвариантного(базового) компонента, которое компенсируется введением дополнительных модулейи курсов, учитывающих образовательные потребности различных категорий учащихся.Предлагается достаточно технологичный вариант построения индивидуальных учебныхпланов старшеклассников, основные принципы которого прошли экспериментальнуюпроверку в практике работы ряда московских школ.
Подчеркивается значение активных формобучения, прежде всего, проектной деятельности для развития творческойинициативы и самостоятельности учащихся, для наполнения учебного процессасодержанием, имеющим для ребенка реальное личностное значение, для усиленияпрактической направленности образования.
Усилено внимание к необходимостиразвития физической культуры и занятий активно-двигательного характера всистеме общего образования. При наличии условий (кадров, помещений, инвентаря,программно-методического обеспечения) для организации занятий физкультурой испортом образовательным учреждениям рекомендуется организовывать дополнительныезанятия для желающих во второй половине дня.
С целью нормализации учебной нагрузкишкольников в таблицу плана введена особая строка «Максимальный объемобязательных домашних заданий» (измеряется в час/день). Указанные в нейвременные ограничения относятся к обязательной части домашнего задания, котороедолжны выполнять все дети. Поэтому каждому учителю необходимо тщательнопродумывать состав домашнего задания, разграничивать те задания, которыенеобходимо выполнить каждому ребенку (чтобы закрепить основные алгоритмы, илиповторить основные определения, базовые сведения и т.п.), и задания, которыелюбознательный ребенок или ученик, занимающийся по индивидуальной программе, можетвыполнить дополнительно.
Необходимо также тщательно соотноситьвремя, которое планируется учителем для выполнения обязательной части домашнегозадания, с реальным временем его выполнения детьми; корректировать на этойоснове объем домашнего задания, приучать детей к рациональной организациивыполнения домашней работы.
1. Планирование и анализ уроковфизической культуры1.1 Планирование учебного процесса по физической культуре
Успехучебного процесса по физической культуре во многом зависит от того, насколькопродуманно составлено и как выполняется перспективное планирование учебнойработы в целом и на конкретных уроках в частности.
В основеперспективного планирования лежат документы, которые должны быть у каждогоучителя. К ним относятся расчет часов по видам физической подготовки, графикучебного процесса и рабочий поурочный план.
Типовойучебный план — расчет часов по разделам, который приводится в программефизического воспитания, требует обязательного уточнения применительно кклиматическим условиям и состоянию материально-технической базы школы.
Графикучебного процесса раскрывает организацию и порядок проведения занятий попрограмме в течение учебного года. Он составляется на основе расчета часовучебного плана. Порядок составления и форма графика учебного процесса, так жекак и рабочего плана, показаны в учебниках для институтов физической культуры«Теория и методика физического воспитания».
Рабочийплан раскрывает методику последовательного изучения программного материала(обучение движениям и воспитание (развитие) физических качеств) поустановленным графиком циклам. Циклом в графике принято называть периодыпроведения занятий: на открытом воздухе с начала учебного года до перехода вспортивный зал; в зале до перехода на лыжную подготовку и т.д.
Необходимо,чтобы расчет часов по разделам программы был утвержден директором школы. Этонеобходимо для согласования данного документа с планом спортивно-массовыхмероприятий, которые будут проводиться в школе. Остальные документыперспективного планирования утверждаются заместителем директора поучебно-воспитательной работе, курирующим организацию физической подготовкишкольников.
Припланировании учебной работы по физическому воспитанию школьников необходимопомнить о такой его важной составляющей, как деятельность спортивных секций ипроведение соревнований.
Необходимопозаботиться о том, чтобы спортивные секции были организованы в первую очередьпо видам физической подготовки, включенным в учебную программу. Это даствозможность учителю физкультуры подготовить актив, способный оказать ему помощьпри проведении уроков и спортивных мероприятий.
Участиешкольников в спортивных соревнованиях позволяет лучше закрепить учебныйматериал уроков физкультуры. Для этого календарный план спортивно-массовыхмероприятий, в том числе соревнований, должен быть максимально увязан сграфиком учебного процесса и рабочими планами педагогов. Оптимально, когда взависимости от вида физических упражнений, изучаемых на уроке, планируется ипроведение спортивных соревнований. Например, после изучения техники игры надопроводить общешкольные соревнования по спортивным играм и вовлечь в нихмаксимальное число участников.1.2 Подготовка плана-конспекта урока
Заключительнымэтапом планирования является подготовка плана-конспекта урока. Учитель недолжен ограничивать себя составлением краткого плана урока. Опыт показывает,что в физическом воспитании не удается обеспечить необходимое качество урокабез детально развернутого плана, т.е. без конспекта. Конспекты рекомендуетсясоставлять не на разрозненных листках бумаги, а в тетради или журнале большогоформата с заранее размеченными графами и указанием недели и месяца проведенияурока. По мере накопления опыта и улучшения материальной базы, к тому жеориентируясь на лучшие конспекты прошлых лет, учитель получит возможностьготовить более совершенный документ.
Знакомясьс содержанием конспекта, надо в первую очередь обратить внимание наконкретность постановки задач и намеченных приемов их выполнения в условияхданного образовательного учреждения.
Качествообучения наиболее важным упражнениям оставляет желать лучшего во многих школахименно потому, что учитель не ставит конкретной задачи обучения, а учит учащихсяв общем, например прыжку в длину. Однако прыжок в длину состоит из ряда фаз(разбег, отталкивание, полет, приземление) и их необходимо последовательноосвоить и закрепить на нескольких уроках. Точно в соответствии с задачами,решаемыми на конкретном уроке, нужно осуществлять и запись пройденногоматериала в классном журнале.
Отпостановки задачи зависит и подбор учебного материала на уроке, особенноиспользование необходимых, но, к сожалению, редко применяемых, подводящих испециальных упражнений.
В процессефизического воспитания не только укрепляется здоровье учащихся, вырабатываетсясила, выносливость, но и закаляется воля и характер, формируются нравственные иэстетические качества. Практика лучших преподавателей, тренеров спортивныхсекций показывает, что физкультура, спорт и туризм — это действенныесредства воспитания учащихся. Поэтому нельзя ограничивать задачи урока лишьоздоровительной и образовательной функциями. Необходимо, чтобы конспектыучителя и тренера обязательно предусматривали как собственно физическоевоспитание, так и конкретные задачи по нравственному развитию подростков.
Анализируяплан-конспект, руководителю образовательного учреждения полезнопоинтересоваться:
- в какой последовательности учительего составляет;
- на какой момент урока приходитсянаибольшая нагрузка учащихся;
- как взаимосвязаны между собойподготовительная, основная и заключительная части урока;
- в какой мере каждая часть урокаотвечает своему назначению.
При этомнадо иметь в виду, что составление конспекта начинается с основной части урока,после чего подбираются упражнения, наилучшим образом подготавливающие учащихсяк выполнению основного учебного материала и, как правило, к повышеннымнагрузкам. Заключительная часть урока (в конспекте должно быть показано, за счеткаких упражнений) ставит задачу успокоить занимающихся, организованно закончитьурок: дать домашнее задание, подвести итоги. В конспекте необходимо обязательноуказать, какое оборудование и инвентарь потребуются на уроке и какое количествооборудования и инвентаря будет использовано.1.3 Анализ урока физической культуры
Центральными основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитаниюявляется урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразнопроанализировать следующие его компоненты:
- организацию урока;
- физическую нагрузку учащегося;
- общую и моторную плотность урока;
- обучение двигательному действию;
- домашнее задание.
Руководительучебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, преждевсего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличиеу них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников формапостановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокаяобщая плотность занятий, организованный переход от одной части урока кпоследующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебныхзаданий — наиболее важные моменты организации урока, на которые в первуюочередь следует обратить внимание.
Другойважный компонент урока — физическая нагрузка. Без соответствующейнагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзяобеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знатьиндивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразнымиспособами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.
Я.С. Вайнбаумпредлагает ряд параметров, которые следует выполнять при дозировании нагрузокна уроках физической культуры (см. табл. 1.1).
Таблица1.1 Должное нормирование нагрузок на уроке физкультурыСтруктура нагрузок Упражнения Норма нагрузок Метод выполнения Направленность Группы мышц Интенсивность Объем Развивающий Поддерживающий Кол-во серий Время, мин. Кол-во серий Время, мин. Сила Плечевой пояс и руки Упражнения основной и снарядной гимнастики, акробатики 70–75% от максимальной, интервал между сериями 40–90 сек. 3 4–5 2 2–3 Повторно-серийный Ноги, брюшной пресс, спина
«-»
«-»
«-»
3
3
3
2
2
2
«-»
«-»
«-» Скоростная взрывная сила Туловище, плечевой пояс и руки Метания, игры, прыжки 80–100% от максимальной 3 (по 2–3 повторения) 6 2 3 Повторно-серийный Ноги «-» «-» Скорость Бег, игры 3 (по 2–3 повторения) 3 (по 2–3 повторения) 3 1 1 Повторно-серийный Общая выносливость Бег, игры 150–160 уд./мин. 15 мин. 15 мин. Непрерывный, равно-мерный и переменный
Важнымпоказателем воздействия физической нагрузки на организм учащихся являетсястепень изменения у них частоты сердечных сокращений в покое и при выполнениифизических упражнений, которая может быть зафиксирована в специальномпротоколе. П.К. Петров предлагает следующую разновидность протокола учетапульсовых данных на уроке.
Протоколучета пульсовых данных на уроке
Школа №_____. Класс 2«Г».
Урокпровел _________________
Дата______ Время ____________
Местопроведения — спортивный зал.
Количествоучащихся — 24, из них: мальчиков — 12, девочек — 12.
Количествоотделений 1 (м), 1 (д).
Задачиурока:
1.Научиться кувырку вперед.
2.Совершенствовать умение лазать по наклонно поставленным скамейкам.
3.Научиться играть в игру «К своим флажкам».
Фамилиянаблюдаемого — Иванов К.
Фамилиянаблюдающего — Петров В.К.
Пульс дозанятий в спокойном состоянии — 84 уд./мин.
На основеданных протокола составляется график нагрузки. Для этого по вертикальной осиоткладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной —время измерения пульса.
Каждыйучащийся должен хорошо знать свой организм, уметь измерять пульс, следить запроцессом приспособления организма к нагрузке. Пульс можно считать в течениеодной минуты; 30, 15 или 10 секунд с последующим умножением результата на 2, 4или 6.
Врезультате систематических занятий физическими упражнениями происходитпонижение частоты пульса. После 6–7 месяцев тренировки пульс снижается на3–4 уд./мин., а после года занятий — на 5–8 уд./мин. и более. Пульсво время физической нагрузки и сразу после нее у старшеклассников можетдостигать 160–170 уд./мин. и больше. Но через 3–5 мин. он долженприходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит внорму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствиепрекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.Время измерения, мин. Пульс Характер физических упражнений За 10" За 1' 5 16 96 Ходьба на носках 7 17 102 Упражнение на дыхание 9 20 120 Приседания 10 20 120 Наклоны туловища вперед 11 21 126 Маховые движения ног 12 22 132 Наклоны туловища в стороны 13 23 138 Прыжки на месте 14 19 114 Перестроение в одну шеренгу 17 22 132 Лазанье по скамейке (1-й подход) 20 22 132 Лазанье по скамейке (2-й подход) 24 21 126 Лазанье по скамейке (3-й подход) 27 20 120 Из положения лежа группировка (2 раза) 30 22 132 Перекаты вперед и назад в группировке 34 23 138 Игра «К своим флажкам» 37 24 144 Игра «К своим флажкам» 39 19 114 Ходьба по кругу 42 18 108 Игра на внимание «Делай, как я» 43 17 102 Игра на внимание 44 17 102 Игра на внимание 45 15 90 Окончание урока
Вфизическом воспитании существуют такие понятия, как общая и моторная плотностьурока. При определении общей плотности урока учитывается вся полезнаядеятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение ипоказ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений. Вмоторную же плотность урока входит только время, затраченное на выполнениефизических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремяськ высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокоймоторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении новогоматериала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельноеобъяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузказначительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способамиповышения моторной плотности урока являются применение многокомплектного, т.е.нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговыхтренировок.
Преждевсего следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом урокефизкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на трифазы: создание предварительного представления об упражнении; разучиваниеупражнения (целостным или расчлененным методом); закрепление исовершенствование двигательного навыка.
Приведемпример решения образовательных задач в третьей фазе обучения. Занятиязаключаются в систематическом многократном повторении разученного упражнения спостепенным усложнением задач или условий его выполнения и одновременнымповышением физической нагрузки. В результате многократных повторений движения восновном стабилизируются. Однако в дальнейшем для того, чтобы избежать«натаскивания и косного навыка», надо варьировать и усложнять двигательнуюзадачу, изменяя направление, подбирая различные виды одного и того жеупражнения и т.д. Благодаря вариативности повышается уверенность при выполненииупражнения, что способствует, например, на занятиях гимнастикой устранениюсрывов и падений со снаряда.1.4 Домашние задания по физической культуре
Ежедневныезанятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, чтоособенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя ихсистематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическимиупражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью учащихся.
Домашниезадания по физкультуре могут задаваться только при условии, если учительсистематически уделяет внимание их проверке, наглядно показывает задаваемыеупражнения, рекомендует нагрузку. Домашние задания по физкультуре полезны всемшкольникам, в том числе и тем, кто занимается в спортивных секциях, потому чтоони повышают качество выполнения программы физического воспитания по всем видамфизической подготовки.
Вдомашние задания можно включать: упражнения для совершенствования техникидвижений (закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков иумений), для улучшения осанки, развития необходимых физических качеств (силы,гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).
Таблица1.2 Рекомендуемые упражнения в недельном двигательном режимеУпражнения Объем двигательной деятельности (суммарно в неделю) Юноши Девушки Бег или ходьба на лыжах (км) 18–20 13–15 Прыжки со скалкой (количество раз) 2200–2400 2000–2200 Подтягивание на перекладине (количество раз) 90–100 – Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 230–250 140–150 Поднимание прямых ног из положения лежа (количество раз) 150–170 130–150 Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз) 150–170 130–150 Приседание на двух ногах (количество раз) 250–270 200–220
Приподборе домашних заданий следует отдать предпочтение оздоровительному бегу. Этосредство в большей степени, чем любое другое упражнение, способствует укреплениюсердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализует массу тела, повышаетработоспособность организма.
Вкачестве домашних заданий, например, можно использовать различные силовыеупражнения, выполняемые в положении упора лежа для мышц рук и лежа — для мышцтуловища и брюшного пресса; различные виды приседаний (на полной стопе, носкахи т.д.); упражнения на равновесие («ласточка» и др.); различные силовыеупражнения с резиновым бинтом, эспандером, гантелями и использованиемтренажерных устройств; прыжки через скакалку на одной и обеих ногах; упражненияна узкой опоре (на равновесие) и др.
Вводитьдомашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимсяпредлагают подготовить простейший комплекс утренней зарядки, физкультурнойпаузы, выучить упражнения со скакалкой или другим предметом, систематическипроделывать ряд упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса,брюшного пресса и т.п. Имеет смысл введение в домашнее задание рекомендаций понедельному двигательному режиму (см. табл. 1.2)
Нецелесообразнодавать какие-либо обширные устные или сложные письменные задания по физическойкультуре на дом, учитывая, что учащиеся достаточно загружены подобнымизаданиями по другим предметам. Вместе с тем школьники всегда должны иметьвозможность получить дополнительную консультацию учителя по выполнению домашнихзаданий. Этому способствуют уголки физической культуры, в которых могутразмещаться фотомонтажи; списки рекомендуемой литературы по вопросамфизического воспитания, имеющейся в кабинете физкультуры или библиотеке;кинограммы выполнения отдельных упражнений; информация о методиках проведениязанятий, их дозировке; необходимой спортивной экипировке и т.д.1.5 Методика системного анализа и оценки эффективностипроведения урока физической культуры
Последовательностьопределения итоговой оценки
1. Оценкиотдельных составляющих в каждом из восьми разделов выставляются по 5-балльнойшкале.
2. Суммаоценок, деленная на число учитываемых показателей в разделе, определяет общуюоценку за раздел. Оценка за восьмой раздел умножается на 2.
3. Суммаоценок за все разделы, деленная на 8, является итоговой (см. таблицу 1.3).
Таблица1.3. Критерии и пример оценки урока№ п/п № п/п Критерии оценки Пример оценки А Б 1 2 3 4 5 1.0 Подготовка к уроку 1.1 План-конспект, его анализ и оценка 3 3,33 1.2 Подготовка места занятия (оборудование, инвентарь) 4 1.3 Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя 3 2.0 Проведение подготовительной части урока 2.1 Оценка постановки учителем задач урока 2 3,5 2.2 Вводно-организующие и установочные действия 4 2.3 Содержание общей и целенаправленность специальной разминки 4 2.4 Рациональность затрат урочного времени 4 3.0 Проведение основной части урока 3.1 Оправданность и степень реализации намеченных задач урока 4 3,83 3.2 Рациональность способов организации учебной деятельности школьников 3 3.3 Последовательность выполнения неоднородных разделов основной части урока 4 3.4 Оценка методики обучения (в т.ч. применение специальных и подводящих упражнений, реализация индивидуального подхода) 3 3.5 Оценка методики воспитания физических способностей (качеств) 4 3.6 Общая и моторная плотность, характеристика и методика регулирования нагрузки 5 4.0 Проведение заключительной части урока 4.1 Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования упражнений 3 3,25 4.2 Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать учащихся на очередные задачи) 4 4.3 Домашнее задание (содержание, рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки) 2 4.4 Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному предмету, своевременность окончания урока 4 5.0 Выполнение требований основных педагогических принципов 5.1 Сознательность и активность учащихся на уроке 4 3,6 5.2 Систематичность и преемственность выполненных упражнений 4 5.3 Доступность и индивидуализация в процессе обучения 4 5.4 Постоянное повышение требований к школьникам 3 5.5 Наглядность и применение ТСО 3 6.0 Воспитательная ценность урока 6.1 Воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств учащихся, их умственное развитие 3 4 6.2 Воздействие на повышение эмоционального состояния, проявление интереса к физическим упражнениям 4 6.3 Дисциплина и деловая активность учащихся на уроке 5 7.0 Оценка педагогически оправданных и неоправданных затрат времени на уроке 7.1 Затраты на объяснение и показ, восприятие и осмысление учебного материала 3 3,6 7.2 Время, занятое выполнением подготовительных, основных и других упражнений 4 7.3 Время, уходящее на необходимый оперативно-восстановительный отдых учащихся 4 7.4 Время, затраченное на установку, перевод в рабочее состояние и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения 3 7.5 «Простой» — потери урочного времени, которые выражены в бездеятельности занимающихся по организационно-методическим и другим недостаткам 4 8.0 Общая оценка проведения урока 8.1 Соотношение между деятельностными слагаемыми происходившего в уроке и результативными показателями 4 4 x 2=8 8.2 Выполнение конкретно поставленных задач. Оправданность возможных отклонений от плана-конспекта 4 8.3 Оценка уровня деятельности учителя с учетом положительных сторон, просчетов и ошибок на конкретном уроке 4 Итоговая оценка - 4,13
Основаматериальной базы для занятий физкультурой — это спортивные сооружения,позволяющие выполнить программу физического воспитания по предусмотренным в нейвидам физической подготовки и отдельным упражнениям. В первую очередь к ним относитсяспортивный зал, где может быть пройден учебный материал по гимнастике, борьбе,спортивным играм, прикладным физическим упражнениям.
Уроки вспортивном зале целесообразно проводить только зимой и в ненастную погоду. Всеостальное время, при соответствующих гигиенических условиях, учащиеся должнызаниматься на открытом воздухе. Не случайно в СанПиНе в числе требований ктерритории образовательного учреждения указывается, что оборудование спортивнойзоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию,а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Учебнымзаведениям, расположенным в районах, где имеется возможность вести лыжнуюподготовку, желательно иметь лыжную базу, расположенную в двух изолированныхдруг от друга помещениях, что позволит отдельно хранить инвентарь для учебной идля внеклассной работы.
В понятиематериальной базы входит также оборудование. Спортивное сооружение для учебныхцелей должно быть оснащено таким образом, чтобы заниматься на нем в основнойчасти урока могли одновременно все или не менее половины обучающихся.
В залеили соседних помещениях необходимо установить легко убирающеесямногокомплектное (так называемое нестандартное) универсальное спортивноеоборудование и тренажеры, дополнительные баскетбольные щиты и приспособлениядля занятий различными видами физической подготовки. На школьной спортивнойплощадке имеет смысл оборудовать ямы для прыжков в длину и высоту увеличенныхразмеров с целью повышения их пропускной способности во время обучения, а длязанятий общей и прикладной физической подготовкой установить гимнастическоеоборудование (брусья, перекладины, бревно и т.д.), элементы препятствий итренажеры. Широкое применение всего этого оборудования должно найти место вовремя проведения занятий спортивных секций, продленной перемены, спортивногочаса в группе продленного дня. Необходимое оборудование следует разместить налыжной базе и других спортивных объектах.
Во многихучебных заведениях широко используется универсальное спортивное оборудование, ккоторому прежде всего относятся различные тренажеры, благодаря чему значительновозрастает моторная плотность уроков физкультуры, резко повышается качествофизической подготовки учащихся, появляется возможность более дифференцированноподойти к процессу обучения. Наличие тренажеров позволяет индивидуализироватьработу со школьниками, повысить интерес к систематическим занятиям физическойкультурой, поднять их эффективность. Часть тренажеров рекомендуется разместитьв таком месте, чтобы учащиеся могли пользоваться ими в свое свободное время.Систематические занятия с применением тренажеров обычно оказывают положительноевлияние на поведение учащихся, помогают им отказаться от вредных привычек,таких как курение, стать более собранными и дисциплинированными.
Эффективностьучебной работы находится в прямой зависимости от возможности применить науроках достаточное количество разнообразного спортивного инвентаря. Для тогочтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся, директоруучебного заведения важно знать содержание типового табеля спортивного инвентаряи оборудования, необходимого для занятий по физическому воспитанию. Такойтабель обычно дается в приложении к программе по физической культуре. В неговключаются: инвентарь для общей и прикладной физической подготовки; техническиесредства обучения, в т.ч. экранные и наглядные пособия; инвентарь для борьбы,спортивных игр; легкоатлетический и лыжный инвентарь; туристический инвентарь иснаряжение.
Опытпоказывает, что такой легкодоступный инвентарь, как гантели, палкигимнастические, скакалки, эспандеры, гири, намного повышает эффективностьурока, значительно поднимает его моторную плотность, способствуетизбирательному развитию тех или иных физических качеств. Отсутствиенеобходимого инвентаря обедняет учебный процесс. Из-за нехватки достаточногоколичества инвентаря, предусмотренного табелем, непроизводительно расходуетсявремя урока: выстраивается ненужная очередь при метании гранаты, толкании ядраили выполнении других упражнений. Нередко отсутствие отдельных видов инвентарялишает учителя возможности пройти полностью учебную программу.
Руководствушколы периодически необходимо проверять состояние и эффективность использованиятабельного спортивного инвентаря и оборудования.
2. Разработкаметодики обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимисясредней общеобразовательной школы
2.1 Проблема объема задаваемых домашних заданий
Проблема перегрузки учащихся среднихобщеобразовательных школ, начиная с 90-х годов 20-го века, связанная с«утяжелением» учебных планов до предельно допустимых часов недельнойнагрузки, с увеличением ее в гимназических, лицейских, классах с углубленнымизучением предметов была зафиксирована и широко обсуждалась педагогическойобщественностью. Одним из путей решения данной проблемы явились«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видахсовременных общеобразовательных учреждений» (Санитарные правила и нормыСанПиН 2.4.2.-576-96). В «Гигиенических требованиях» была уменьшенапредельно допустимая учебная нагрузка.
Однако возникла проблема объемазадаваемых домашних заданий. Перегруженность учащихся может наблюдаться вшколах в связи с желанием части учительства достижения лучших результатов посвоему предмету путем задания домашней работы повышенного объема, неучитывающего общую загруженность учеников. Возникла необходимость выработкиконкретных, ясных рекомендаций администрации школ, каждому учителю по объемудомашних заданий в соответствии с допустимой недельной нагрузкой в данномклассе данной школы и нормами выполнения домашних заданий.
При разработке методики изучениявременных затрат на выполнение домашних заданий учащимися использовалисьследующие исходные данные:
- Индивидуальный учебный план школы;
- Гигиенические требования к условиям обучения школьниковпо СанПин 2.4.2. — 576-96 в части:
o предельные нормы домашних заданий в различных параллелях;
o трудности школьных предметов.
Описание результатов апробациипредложенной методики на базе учебного плана средней школы № 28 г. Запорожье.
На первом этапе расчета получены данныепо предельному времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1урок) без учета трудности отдельных предметов. Эта норма составила: в начальнойшколе от 15 в 1 классе до 30 (35) минут в 3 (4) классах; в среднем и старшемзвене от 27 до 40 минут.
На втором этапе полученные данныеуточнялись в соответствии с трудностью каждого предмета. Поэтому временнаянорма на выполнение домашнего задания по отдельным предметам составиларазличные значения: от 11 до 51 минуты (на 1 урок).
В соответствии с учебным планом школыразработаны примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися навыполнение домашних заданий по различным предметам: Предмет В минутах, по классам 5 6 7 8 9 10 11 Русский язык 25 - - - - - 35 Литература 25 - - - - - 35 Иностранный язык 35 - - - - - 45 Математика 40 - - - - - 50 История 30 - - - - - 40 Физическая культура 30 35 - ОСЦ 40 - - 40 Историческое краеведение 40 40 Физика 35 - - - 40 Биология 22 - - - - 30 Химия 35 - - 40 География (естествознание) 25 - - - - 30 Астрономия 30 Информатика 35 45 Профили 45
Апробация продемонстрировалаэффективность разработанной методики в контексте изучения временных затрат навыполнение домашних заданий учащимися в образовательном учреждении.
В соответствии с полученнымирезультатами целесообразен следующий комплекс мероприятий по организациидеятельности общеобразовательного учреждения, позволяющий приведению нормвремени на выполнение домашних заданий учащимися в соответствие с требованиямирегламентирующих документов:
- Ознакомление педагогов школ в начале учебного года на педагогическомсовете с ориентировочными нормами на выполнение домашних заданий учащимися всоответствии с учебным планом школы и гигиеническими требованиями.
- Ознакомление классными руководителями учащихся и их родителей с полученнымиданными для рациональной организации режима труда и отдыха учащихся.
- Проведение хронометража по выполнению домашних заданий учащимися 2 разав год.
- Обсуждение результатов анализа на методическом объединении, выработкасоответствующих рекомендаций.2.2 База исходных данных, необходимых для расчетапредельного времени выполнения домашнего задания учащимися общеобразовательногоучреждения
1. Учебный план школы. Нормы максимальнодопустимой нагрузки школьников регламентированы Санитарными правилами и нормамиСанПин 2.4.2. - 576 - 96.