Содержание
Введение
1. Гигиенические требования кучебному процессу
2. Гигиена режима дня школьника всемье, гигиена отдыха, досуга, туризма
Заключение
Список литературы
Введение
Успешное обучение требует устойчивойконцентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем,относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессовактивного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерныдля детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построениюрежима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативноговоздействия на здоровье.
Образовательная работа требует такжедлительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку наопорно-двигательный аппарат.
Для предупреждения диспропорции междустатическим и динамическим компонентами образовательной части режима дняребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следуетвводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки ифизкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены.
Цель работы – выявление гигиеническихоснов режима учащихся.
Для осуществления поставленной целинеобходимо выполнить следующие задачи:
1) определить гигиеническиетребования к учебному процессу,
2) рассмотреть гигиену режима дняшкольника в семье, гигиену отдыха, досуга, туризма.
1. Гигиенические требования кучебному процессу
Очень важным гигиеническим принципомпостроения режима дня школьника является рациональная организацияучебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знанийсочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированиюцелостной, востребуемой обществом личности.
Утомление на школьном уроке — естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическуюроль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощенияорганизма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы иповышает функциональные возможности организма.[1]
О начале развития утомлениясвидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок инеправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появлениедвигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение,ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьникнаходится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузкаснимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урокявляется обязательным условием гигиенического нормирования урока ипредупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения,выполняемые в положении сидя, а лучше — стоя около парты (потягивание, наклоны,приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Развитию переутомления способствуютнарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствиережима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. Внастоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальнойшколе 20-25 часов, в средней школе — 28-32 часа и в старшей — 31-36 часов, взависимости от длительности учебной недели.[2]
Очень важен оптимальный ритм работы иотдыха, в том числе активного отдыха.
Таблица 1 – Учебный планобщеобразовательных школ РФ.Учебные предметы Количество часов в неделю по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Русский язык 7 6 4 3 2 - - Литература 4 3 2 2 3 4 3 Математика 6 6 6 6 6 4/3 4 История 2 2 2 2 3 4 3 Ознакомление с окружающим миром - - - - - - 2 Обществоведение - - - - - 1 - Природоведение 1 - - - - - - География - 2 3 2 2 2/1 - Биология - 2 2 2 2 1 1/2 Физика - - 2 2 3 4 4 Астрономия - - - - - - 1 Черчение - - 1 1 1 - - Химия - - - 3 3/2 2 2 Иностранный язык 4 3 2 2 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 - - - - Физкультура 2 2 2 2 2 2 2 Трудовое обучение 2 2 2 3 3 4 4 Начальная военная подготовка - - - - - 2 2 Музыка 1 1 1 1 - - - Этика и психология семейной жизни - - - - 1 - - Основы информатики - - - - - 1 2 Всего 30 30 30 31 32/31 32 31/32
Важная роль должна быть отведенаиндивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режимажизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособностиприходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режимадня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.
При составлении расписания уроковнеобходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня иучебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособностьотмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На5 уроке у младших и на 6 — у старших работоспособность снижается на 50 % посравнению с первым уроком.
Вместе с тем следует учитывать инедельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастаниеутомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, ксередине и к концу учебного года).
Таблица 2 –изменениеработоспособности учащихся в течение недели в баллахНорма Дни недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота 100 98 105 109 96 95 94
Базовой гигиенической проблемойучебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки;регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул;количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание;разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебыи отдыха.
Деление школьного периода обученияребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно,оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще периоднаибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего)к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь уменияпедагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативнуюроль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базисздоровья или ослабить его.
Важную роль играют и склонностьребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именнопоэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду соценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимопроводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений навоздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной,желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организацияучебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.
Необходимо постепенно формироватьновый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей кначальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуетсяустойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой. Вцелях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классахдолжен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепеннымнаращиванием учебной нагрузки: в сентябре — 3 урока по 35 минут, со 2-йчетверти — 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия — в соответствии смаксимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течениегода устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Гигиенические требования к структуреурока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенноеувеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу,прекращение занятий по звонку.
Длительность активного внимания умладших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20 минутв Тульском регионе (Панфилов О.П. и др., 1995)), что требует переключения надругой вид деятельности.
Особенно утомительна для детеймонотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическимнапряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.
Длительность непрерывного чтения вначальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельноечтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его спересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменнойработы оптимальная продолжительность 3-5 минут.
В среднем и старшем школьном возрастеучебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день иучебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления.
Таблица 3 - деление предметов потрудностиСтепень трудности Предметы Трудные Математика, физика, химия, русский язык, иностранный язык Средней трудности История, география, биология, черчение Легкие Труд, физкультура, рисование, пение
К динамическим урокам относят урокифизкультуры, труда, пения, ритмики, которые способствуют снятию статическойнагрузки и профилактике переутомления. Наиболее утомительными в младших классахявляются чтение, природоведение, история; в средних — география, история,математика, физика, химия; в старших — литература, география, физика, химия,математика, информатика.
Трудные уроки следует включать врасписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. Неследует сочетать одинаковые уроки 2-3 раза подряд, даже легкие и динамические,так как монотонная работа особенно утомительна для ребенка.
В начальной школе рекомендуется 3перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут; в средней — 10-20-20-10-10минут и в старшей — 10-10-30-10-10.
Во время большой перемены дети (еслине питаются) выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться,эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой,требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу,повторять уроки. Перемена может быть проведена под контролем преподавателяфизвоспитания или другого педагога и должна носить активный характер.С цельюпредупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного годапроводятся каникулы.
Особого внимания заслуживаютшкольники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка наподростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальнымпредметам, за счет факультативного обучения, кружков.
Наблюдения показывают, что у этихшкольников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертониии другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладаетдеятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе,недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой мотивацией к учебе иобеспечивают высокую успеваемость, зачастую нещадно эксплуатируя резервыадаптации своего организма, что и предрасполагает к развитию предпатологическихсостояний. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиеническихсоставляющих режима дня ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивногообразования.
Большого внимания заслуживают такжешкольники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временногохарактера. Для многих из них обычный уровень учебной нагрузки, легковыполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжениемеханизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретаетгигиенический принцип учебной деятельности — индивидуальные нагрузки.2. Гигиена режима дня школьника всемье, гигиена отдыха, досуга, туризма
Режим дня — это распределение временина все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состоянияздоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режимспособствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляетздоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Современем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливаяорганизм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит,облегчает выполнение этой работы.
С ростом и развитием ребенка режимдня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни,что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным,если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельностиребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна бытьпосильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальномувосстановлению.
Основными компонентами режима дняявляются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома,игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание,помощь по дому.[3]
Таблица 4 – режим дня школьникаРежимные моменты Возраст (класс) 7-79 лет (1-4 кл.) 10-12 лет (5-7 кл.) 13-14 лет (8-9 кл.) 15 -16 лет (10-11 кл.) подъем 7.00 7.00 7.00 7.00 Гимнастика, умывание, одевание 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 Дорога в школу 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20 Учебные занятия в школе 8.30-12.30 8.30-13.30 8.30-14.00 8.30-14.30 Дорога из школы 12.30-13.00 13.30-14.00 14.00-14.30 14.30-15.00 Обед 13.00-13.30 14.00-14.30 14.30-15.00 15.00-15.30 Отдых 13.30-14.30 - - - Прогулка на воздухе 14.30-16.30 14.30-16.30 15.00-17.00 15.30-17.00 Приготовление уроков 16.30-17.30 16.30-18.30 17.00-19.30 17.00-20.00 Прогулка на воздухе 17.30-19.00 18.30-19.30 19.30-20.30 20.00-21.00 Ужин, свободное время 19.00-20.00 19.30-20.30 20.30-21.00 21.00-21.30 Вечерний туалет 20.00-20.30 20.30-21.00 21.00-22.00 21.30-22.00 Сон 20.30-7.00 21.00-7.00 22.00-7.00 22.00-7.00
Таблица 5 – Распределение режимныхмоментов в часах в течение сутокРежимные моменты Возраст, лет 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Учебные и факультативные занятия 4 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6 Учебные занятия дома с учетом перерывов 1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3 3-4 3-4 Игры и спортивные развлечения на воздухе, спортивные занятия для старших школьников, дорога в школу и домой 3,5 3,5 3 2,5 2,5 2,5 Внеклассные и внешкольные занятия, свободное время, занятия по интересам, помощь в семье и в школе 1-2 1-2 1-2 1-2,5 1-2,5 1-2,5 Утренняя гимнастика, закаливании, личная гигиена, питание 2,5 2,5 2,5 2 2 2 Сон ночью 10-11 10,5 10 9,5 9 8,5-9 Сон в дневное время 1 - - - - - Итого в сутки 24 24 24 24 24 24
При построении рационального режимадня следует учитывать биоритмы функционирования организма.
У большинства здоровых детейнаибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с теместь дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или смноговершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены наминимальном уровне.
Сон — разновидность пассивногоотдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга.Сон — многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в нашевремя.Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов)необходим дневной сон (« 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьномупериоду жизнедеятельности.
В 17-18 лет длительность ночного снауменьшается до 6-6,5 час. Поздней осенью и зимой длительность сна несколькоувеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному временигода.
У большинства современных школьниковотмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена — 8 утра)и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечениятелепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.
Хроническое недосыпание ухудшаетфункциональное состояние коры головного мозга, является основой дляформирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную ифизическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется уослабленных детей.
Пребывание вне помещения, прогулки,занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементамиактивности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так какувеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительныепроцессы.
Кроме того, это способствуетзакаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности,формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностныхособенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе, как мощныйоздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей:до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительностьактивного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном- 3-3,5 часа, в среднем — 2,5-3 часа, в старшем — 2-2,5 часа.
Следует подчеркнуть, что учебныеперегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшаядвигательный компонент режима.
Зимой отмечается тенденция к снижениюдвигательного компонента режима. В период снижения физиологической активностиможно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (чтение,рисование, шитье и прочее).
Длительность этого вида деятельностисоставляет от 1-1,5 часа для младших школьников до 2,5-3 часов — для старших.Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляетудовольствие, создает психологическую разгрузку для организма.
Необходимо лишь учитывать (и,возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки длязрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Следует воспитывать в детяхпривычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 — для младших и20-25 минут для старших.[4]
Даже при работе с компьютером,имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения(от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятныйэффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативноговоздействия.
Свободное время школьников может бытьотведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительностьтаких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов — 4-8классы и 3-4 часов — в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время детидолжны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды,садово-огородные работы).
Очень важным является обучение детейнавыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете(уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды ипр.) Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьномучастке, в тепличном хозяйстве школы).
Подобная деятельность должнапродолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальныхклассах, 40 минут — в 5-8 классах и 1,5 часа — для старших школьников.
Одним из обязательных элементоврежима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом исостоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настрояорганизма.
В школьном возрасте режим питания иего количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении сдошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка.Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах,минеральных веществах.
Во многих современных школахсуществуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организациирежима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идутна прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовятдомашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы.
В начальной школе желателенпослеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстронарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние системорганизма, нарушаются обменные процессы. Режим дня школьников значительноизменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачиэкзаменов.
В период каникул и в выходные дниследует существенно (лучше — максимально) увеличить время пребывания навоздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивныезанятия, экскурсии, походы, туристическую деятельность и другие виды активнойэмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место,но больше времени следует отводить творческой деятельности.
В период подготовки и сдачи экзаменовостаются прежними длительность сна, личной гигиены, закаливания, двигательнойактивности, питания.
Остальное время посвящается учебнойдеятельности в домашних условиях, но следует помнить, что подобная подготовкапроходит оптимально в часы наибольшей физиологической активности.[5]
Необходимо соблюдать рациональныйритм такой деятельности и вводить короткие перерывы через каждые 45 мин., аспустя 2,5-3 часа — более длительный отдых на воздухе, возможен прием пищи.Общее время занятий — 8-9 часов.
Заключение
В данной работе были выполненыследующие задачи:
1) определены гигиеническиетребования к учебному процессу,
2) рассмотрены гигиена режима дня школьникав семье, гигиена отдыха, досуга, туризма.
Правильная организация учебныхзанятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе стем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции дляздоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формыпатологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки,близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистойсистемы, патология позвоночника и пр.).
В их предупреждении важная рольдолжна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильномподборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочегоместа, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, впитании, закаливании и прочих мероприятиях.
Большую роль играют взаимоотношения всемье, в учебном коллективе со сверстниками и педагогами.
К сожалению, негативные тенденциисовременного школьного образования (увеличение общего объема учебной нагрузки,ее чрезмерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образованияи др.) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующихтехнологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастныхгигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или предболезненныхсостояний.
Список литературы
1. Брунов Е.П.Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: БЕК, 2006. –с. 375.
2. Зверев И.Д. Книгадля чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Дело, 2007. – с.294.
3. Минх А.А. Общаягигиена. – СПб.: Нева, 2006. – с. 74.
4. Петровский Б.В.Популярная медицинская энциклопедия. – М.: ЮНИТИ, 2007. – с. 289.
5. Румянцев Г.И.,Воронцов М.П. Гигиена. – М.: Логос, 2006. – с.90.