Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа

Сажнева Виктория
Тема:
«Педагогическоемастерство преподавателя ВУЗа»

Проблема формирования педагогического мастерствапреподавателя вуза, типы преподавателей
Важнейшимусловием совершенствования учебного процесса является повышение педагогическогомастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любойпедагогической системы. В проблеме формирования мастерства преподавателянеобходимо обратить на два момента.
С однойстороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой еёобъекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постояннаяизменчивость педагогических ситуаций — всё это не позволяет педагогу опиратьсяна какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны,при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникаетпроблема соотношения творчества педагога и определённого алгоритма действий,которые преподавателю надо постоянно осуществлять. При всём многообразиипедагогических систем и работающих в них педагогов есть общие закономерности ихфункционирования. Выявление этих закономерностей, формулирование их в видепредписаний алгоритмического типа для определённого класса педагогическихзадач, выявление закономерностей в области обучения оперированию с этимипредписаниями — задача педагогики.
Как справедливоутверждает Ю.К. Бабанский, существует диалектическая связь между нормативом итворчеством в педагогическом труде, которые отнюдь не исключают друг друга, авзаимно предполагают, взаимно обогащают и, по существу, не могут обходитьсядруг без друга.
Проблемапедагогического мастерства занимает видное место в исследованиях советских изарубежных учёных. В буржуазной педагогике можно встретить немало работ,посвящённых эффективности деятельности преподавателя. Однако их анализ непозволяет говорить о подлинно научной разработанности проблемы. Большой вклад вразработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателейвнесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которыепозволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определитькритерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробироватьтеоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой моделивыступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собойвзаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных надостижение поставленных целей через решение педагогических задач. В даннойструктуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогическихзадач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которыесоответствуют пяти функциональным компонентам данной структуры: гностическому,конструктивному, коммуникативному и организаторскому.
Гностическаядеятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать всвоей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основныхметодологических принципов и приёмов является той основой, без которойнемыслимо обучение данному предмету. К таким принципам можно отнести следующие:
— принципречевой направленности, согласно которому все знания, действия преподавателя истудентов направлены на развитие речи обучаемых;
— учётспецифики различных видов речевой деятельности;
— необходимость комплексного обучения, что требует работы над различными видами речевойдеятельности;
— необходимость параллельного и взаимосвязанного обучения различным видам речевойдеятельности;
— сознательность формирования умений и навыков;
— принципнаглядность обучения;
— принципактивности обучения и ряд других.
К числуважных гностических умений преподавателя относится его умение анализироватьпроведённое занятие. Как отмечает З.Ф. Ильченко, педагогический анализ, являясьформой проявления и совершенствования педагогического мышления, включает в себятри основные функции:
1) позитивно-теоретическая- соотнесение действий педагога с требованиями педагогической теории, выяснениеусловий, обеспечивающих наиболее успешное протекание педагогического процесса;
2) критическоеосознание причин трудностей и неудач, недостатков, которые помешали достичьположительного результата;
3) практически-действенная,данная функция заключается в построении и совершенствовании положительныхобразцов, а также в перестройке приёмов и действий в соответствии с конкретнымиусловиями.
Повышениепедагогического мастерства преподавателя неразрывно связано ссовершенствованием в его педагогической деятельности. Согласно педагогическойзакономерности цикличности, основными циклами развития педагога в процессесамостоятельной деятельности являются: освоение профессии; еёсовершенствование; утверждение и проверка системы работы; дальнейшеесовершенствование; обобщение опыта; передача опыта; подведение итогов. Какнетрудно заметить, совершенствование в деятельности занимает важнейшее место вданных циклах. В первую очередь оно связано с поиском нового, с творчествомпреподавателя. Связь между творческой активностью педагога и его мастерствомподтверждается экспериментально.
Проектировочныеумения педагога связаны с перспективным планированием. Известно, что такой работойзанимаются далеко не все педагоги, тем не менее владение проектировочнымиумениями необходимо всем преподавателям. Неумение соотносить задачи конкретныхзанятий с конечными целями программы, недостаточно чёткое представлениеконечных результатов обучения ведёт к тому, что преподаватель замыкается нарешении чисто локальных задач.
К числуведущих проектировочных умений преподавателя относится умение формулироватьцели педагогической деятельности. При определении целей педагогическойдеятельности преподаватель не должен упускать из виду “сверхзадачу” своеготруда — формирование всесторонне развитого, высококвалифицированногоспециалиста народного хозяйства.
Исходя изосновной практической цели обучения, преподаватель должен уметь определить навесь срок обучения комплекс навыков и умений, который необходимо выработать устудентов в каждом из видов деятельности.
Составлениекалендарных планов требует умения делать психолого-педагогический анализ темызанятия. При разработке планов преподаватель должен соотносить план изученияматериалов на ближайшем занятии со всем календарным планом, не упуская из видаконечных целей обучения. Важным проектировочным умением при этом выступаетумение предвосхищать трудности в усвоении студентами материала, что зависит главнымобразом от знания индивидуальных и возрастных особенностей контингентаобучаемых.
В отличие отпроектировочных, конструктивные умения связаны с планированием работы напредстоящем занятии. Эти умения находят отражение прежде всего в поурочныхпланах преподавателя. Важность постоянной и тщательной подготовки к каждомууроку для преподавателя диктуется практическим характером занятий, которыеотличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, а также различнымуровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов различных групп.Последнее обстоятельство требует от педагога постоянного переосмысливания икорректировки планов предстоящих занятий; в отличие от преподавателей, читающихлекционные курсы, он не может ориентироваться на так называемого “среднего”студента; всё это не позволяет ему пользоваться неизменным шаблоном в течениесколько-нибудь длительного периода времени.
Исходя изособой роли целеполагания, ведущим конструктивным умением выступает умениепреподавателя точно ставить и чётко формулировать цели предстоящего занятия.Определение цели занятия является элементом, организующим все остальные моментыближайшего урока. От него зависит отбор и планирование материала, структура икомпозиционное построение занятия, деятельность студентов и самогопреподавателя.
Ккоммуникативным качествам педагога обычно относят постановку голоса, мимику ипантомимику, управление эмоциями, настроением и т.д. К качествам желательнымпричисляют артистичность, чувство юмора, общительность. Сюда же, несомненно,следует отнести и доброжелательность по отношению к студентам. Хорошо известно,что конечный уровень овладения речью во многом зависит от умения преподавателясоздавать эмоционально-непринуждённую атмосферу занятия.
Известныйпсихолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение наоснове высоких профессиональных установок педагога, его отношения кпедагогической деятельности в целом. О таких говорят: “За ним дети (студенты)буквально по пятам ходят!” Причём в высшей школе интерес в общениистимулируется ещё и общими профессиональными интересами, особенно напрофилирующих кафедрах.
2. Общение наоснове дружеского расположения. Оно предполагает увлечённость общим делом.Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместнойучебной деятельности.
3.Общение-дистанция относится к самым распространённым типам педагогическогообщения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанцияво всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, ввоспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.
4.Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающаяпедагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5.Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся кпопулярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешёвый авторитет.
Поддерживаниеблагоприятной эмоциональной атмосферы тесно связано с чувствительностьюпедагога к объекту воздействия, с его умением реагировать на состояние группы вцелом и каждого студента в отдельности.
Учитываяпрактический характер занятий, большое значение для преподавателя приобретаютего организаторские умения. Организаторская деятельность состоит прежде всего вумении эффективно организовывать студентов на занятии, вовлекать их всех вработу по усвоению материала.
К числунеобходимых организаторских умений преподавателя относится умение прививатьстудентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а такжеумения, связанные с организацией самого учебного материала.

Список используемой литературы
1. Педагогика ипсихология высшей школы. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов-на-Дону:“Феникс”, 1998.
2. В.М. Рогинский. Азбукапедагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.
3. Слагаемыепедагогического мастерства. М.И. Станкин, 1996.
4. Основы педагогическогомастерства. Под ред. И.А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.