Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского
Жизнь и педагогический путь
Великий чешский педагог-гуманист, философЯн Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец,Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии.От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских(богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественноенеравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживалипротестантство, отстаивали право на национальную независимость.
В 1604 г. на Коменского обрушилосьбольшое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.
Осиротевшего подростка взяли к себеродственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице,учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как идругие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братскиешколы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практическойжизни, и трудовая подготовка.
В возрасте 16 лет Коменский поступил влатинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружилобширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своимблестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет,в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многиечехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. Послеокончания занятий на богословском факультете Герборна Коменскии совершилпутешествие в Голландию.
Свое образование он завершил взнаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил напоследние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» ивынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения народину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколькопозднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек,где руководил и братской школой.
С этого времени в жизни Коменскогоначинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучаетпедагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа,женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.
Но с 1612 г. для Коменскогоначинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной игероической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. Вэтот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии савстро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменскогооказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, ачума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько летскрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братскойобщины.
Вскоре было объявлено о том, чтоофициальной религией в Чехии становится католичество, а протестантампредлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становилисьбеженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии,Венгрии.
С 1628 по 1656 г. Коменскии и егообщина «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годыКоменскии становится одним из руководителей общины, его также избирают ректоромгимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, ипопечение учащейся молодежи.
Здесь он написал в 1628 г. начешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.),получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много разпереиздавалась.
Коменскии прославил свое имя, создавзнаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детскаяэнциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков; вней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказовиз различных областей знания на родном и латинском языках.
Отклик на книгу оказался очень живым, еесразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленныепоздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языкапочти во всех странах Европы.
Коменский живет в изгнании в большойнужде. Семья, которую он вновь создал, нуждается. Но его поддерживает мечта отом, что настанет время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянныйпокой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитаниемолодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшиегорода, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобыученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящегоискусства и добродетели опали».
Еще на родине Коменский началразрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ееокончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу ондумал дать название «Рай чешский».
В 1632 г. в Лешно Коменскийзаканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великаядидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанныйпервоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе налатинский язык.
Он стал обдумывать свою новую идею – создание«Пансофии» (пансофия – знание всего, всеобщая мудрость). План работы былопубликован, сразу посыпались отклики – эта идея энциклопедизма была созвучнапотребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменскимодни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идеяпансофии Каменского – воспитание нового высоконравственного человека, человеказнаний и труда.
Коменского приглашают в разные страны,его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианствапривлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно изприглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь началисьреволюционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. Попоручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией»во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали«Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.
В 1642 г. он поселяется в Швеции,где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создатьего методику. С неохотой. Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной.Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочьустановлению мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.
Материальную поддержку Коменскому и егодрузьям оказывал богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился вЭльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. имбыл подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления вшколах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместогосподствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новыйметод обучения. Он состоит в следующем:
· вначале – пример, а потом правило;
· предмет – и параллельно с ним слово;
· свободное и осмысленное освоение.
Это было новым не только для тоговремени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.
В 1648 г. скончался главный епископ«Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского. В том же годуКоменский был избран епископом общины и возвратился в Лешно.
Вскоре его пригласили в Венгрию, гдебратству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Коменский принялприглашение. Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизоватьв соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотелсоздать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог,все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и всоответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьногообразования наряду с другими многочисленными трудами были написаны«Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г.«Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странахЕвропы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности,обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он былпереведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы нетолько как учебник латинского, но и родного языка.
В годы нахождения Коменского в Венгрииим было создано еще около 10 оригинальных работ как методических, так иобщепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы,которую ученики с удовольствием разыгрывали.
Тем временем положение общины в Лешнозначительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали изВенгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община«Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был спасатьсябегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг ирукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатогопокровителя. С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятилразработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности поосвобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из них былиопубликованы еще при его жизни.
В Амстердаме ему была предоставленавозможность осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержкеодного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание егоработ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь былинаписаны и опубликованы два тома пансофических трудов. Был опубликован рядработ по вопросам религии, среди них духовное завещание Коменского «Единственнонеобходимое, а именно знание того, что нужно людям в жизни, смерти и послесмерти». В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитанияхи не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». ВАмстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г.и похоронен близ Амстердама.
Теоретические основыпедагогики Я.А. Коменского
В своих многочисленных работах: «Великаядидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении делчеловеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований»и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу,деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом егопедагогической теории.
Коменский признает божественноепроисхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. НоБог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождениеповсюду искомого Бога и почитание Его.
Вершина божественного творения,«чистейший образец своего создателя» – человек. Он есть «самое высшее, самоесовершенное и превосходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмосв макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любвик Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает егокачествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки.В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд посравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным отрождения).
От рождения человек не имеет никакихзнаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску,на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденнымявляется стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа,способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском,на котором оттискивается печать… мозг, отражая образы всех вещей, всепринимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытнойвосприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нетпредела («Великая дидактика»).
Этапы познания. Процесс познанияначинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы вощущениях. Следующая ступень познания – умственная переработка материала,полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляетобобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужиепредставления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если ониосуществляются в практике и так перерастают в мудрость.
Итак, ступени познания:
· чувственное познание;
· обобщение, абстракция, научное знание;
· осмысление, проверка практикой, мудрость.
Характеризуя познание мира в егоединстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всегодолжен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое посвоим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать своезнание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учитьшколы: 1) теории, 2) практике,
Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца,а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, адля того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния исчастья.
В качестве аналогий в «Великойдидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.
Коменский являлся истинным демократом,ратующим за то, чтобы все люди – богатые и бедные – имели возможность развитьсвои природные способности, стать гармоническими личностями.
Потребности самого народа определяют вседело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг идарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будеммы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица,книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть что еще?» – говорилКоменский.
Демократизм, гуманизм, народность – важнейшиечерты педагогической теории Я.А. Коменского.
В отличие от дидактики как теорииобучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальноеискусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно,приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.
«Великая дидактика» Коменского выходитза рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая иобразование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, учениками школам, государству и церкви.
Школа, ее назначение. Коменский называетшколу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детейцелесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначенысадки, для деревьев – сады, так для юношества – школы». Основное назначениешколы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщеймудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школемолодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерскойгуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся ктруду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».
Но для того чтобы школа стала такоймастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности иблагочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, рукичеловека.
Коменский определил те конкретныепринципы, которые нужно учесть при создании школ.
«Мы обещаем такое устройство школ,благодаря которому:
Образование должно получить всеюношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
Юношество обучалось бы всему тому, чтоможет сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
Образование должно быть закончено еще донаступления зрелости.
Образование должно происходить весьмалегко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либопринуждения.
Юношество должно получить образование некажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
Образование не должно требовать большихусилий, а должно быть чрезвычайно легким».
Должен быть установлен и внешний порядокв воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслуКоменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
· материнская школа – для детства (до 6 лет);
· школа родного языка, элементарная школа – для отрочества (до 12лет);
· латинская школа – для юношества (до 18 лет);
· академия – для зрелости (до 24 лет).
Материнская школа должна быть в каждомдоме, Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» –наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью спомощью нянек должны заботиться о детях.
Второй ступенью системы школ,предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть вкаждой общине.
В школе родного языка каждого нужноучить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родномязыке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производитьпростейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную ввиде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять;должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения огосударственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различнымиремеслами.
После школы родного языка, обязательнойдля всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть вкаждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем ещекакие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика.Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинскойшколы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический,математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные из кончающих латинскуюшколу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для тоговремени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Организация обучения. Новое решениепредложил Коменскиидля организации обучения. Если в школе на протяжении веков скаждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться вразное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, тоКаменский нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система,которая предполагает:
· неизменный состав учащихся одного возраста;
· проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
· одновременную работу учителя со всем классом но одному предмету.
Занятия необходимо проводить ежедневнопо 4–6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должныупражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные – руки,голос, стиль и жесты».
Начинать обучение нужно в детстве:«образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детствоизображает собой весну, юность – лето…» и т.д.
Коменский рекомендует заниматься тольков школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение кразвлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь иследует добиваться успехов в науке.
В «Великой дидактике» определены четыреосновных общих требования к обучению:
Успешность обучения достигается приусловии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал,доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.
Легкость обучения достигается, еслиобучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от болеелегкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаютсязнаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.
Основательность обучения предполагает,что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будетосновываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, ивсе изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
Быстрота обучения возможна тогда, когдавсе преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывнойпоследовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классеведет со всеми один учитель.
Одним из важнейших звеньев дидактикиКоменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера,на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обученииконкретных приемов и методов. Это следующие принципы:
· наглядность;
· последовательность и систематичность;
· прочность усвоения учебного материала;
· самостоятельность и активность.
Наглядность предполагает усвоениеучащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодарячувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процессапознания вообще: начало познания – в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее небыло в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «…пусть будет дляучащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятиячувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи– обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания».Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречитсобственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательствомогут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. Вобучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи,осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям («глаз хочетвидеть, ухо хочет слышать…»).
Для наглядности рекомендуетсяиспользовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение.Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета,или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать завещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во времяэкскурсии, «чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы,которые там производятся». Можно также ознакомить учащихся с разными стилямипостроек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, гдеживут другие народы, чтобы узнать об их обычаях и истории.
Для организации наблюдений над реальнымипредметами учителю нужно позаботиться о соблюдении ряда правил: поставитьпредмет так, чтобы его было видно всем, осмотреть его вначале в целом, а потомобратиться к его частям и т.п. Итак, золотое правило дидактики – наглядность.
Последовательность и систематичность.«Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестисьпоследовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимоосновывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все,что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попастьтуда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать».Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.
Следует в обучении соблюдатьпоследовательность, продвигаясь:
· от более общего к более частному;
· от более легкого – к более трудному;
· от известного – к неизвестному;
· от более близкого – к далекому.
Учебный материал необходимо подавать встрогой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материаладля обучения дан Коменским в его учебниках.
Прочность усвоения учебного материала.Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние грекисчитали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужныпостоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных временположение: повторение – мать учения (repetitio est mater studiorum). Но всредние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имелимеханический характер, напоминая дрессировку.
Коменский считает упражнения полезнымитогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то,что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать,кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства:«Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечиваети прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю преждевсего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия.
Следующим условием, обеспечивающимпрочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности: «Тому, чтоследует выполнить, нужно учиться на деле». В то же время «правила должныподдерживать и закреплять практику».
«Пусть в школах, – рекомендуетКоменский, – учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи,петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д.,чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».
Для проверок того, насколько прочноусвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного годапубличные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболееспособные ученики.
Самостоятельность и активность. Обучатьюношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способностипонимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотретьчужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируяэксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которыепотом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик всеизучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знанияна практике.
Все, что изучается, должно приниматься учеником,как полезное для него, «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы тыего ни учил, покажешь ему, какую это приносит пользу…».
Самостоятельность ученика развиваетсятогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить этулюбовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям отрождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.
Самая превосходная должностьпод солнцем
Душой и сердцем воспитания являетсяучитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправлениечеловеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будетименно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должностьучителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенкаи всего человечества. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они«поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, вышекоторой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителюи с достоинством и уважением относиться к своему делу, «остерегаться слишкомнизко ценить себя». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным бытьучителем» и находит для себя другое, более денежное занятие. И не нужноудерживать его.
Учитель, по утверждению Коменского,сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы,которые имеют таких учителей.
Какие качества присущи учителю,выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу?
Прежде всего – любовь к своему делу,которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех,постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваиваласьими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, какваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей,чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».
Трудолюбие – важнейшее качество учителя,«кто берется за наивысшее, тот должен с ночным бодрствованием и трудами иизбегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственнаяобразованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом,которым педагог занят всю жизнь.
Чтобы учитель мог достойно выполнитьпочетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим исердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своейнауки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, амалышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикамс любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочетсянаходиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своихпитомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучатьдетей, но и воспитывать их.
В воспитании у детей человечности (а вэтом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся примеручителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны;ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое».Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являтьобразцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев,которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут».Учитель – живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведьневозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей,только пример педагогов и воздействует на детей.
Дурной пример педагога очень вреден, ибо«редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Плох учитель – плохии его ученики. «Учителя, – считает Коменский, – должны заботиться о том, чтобыбыть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примеромбодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусстваразговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной иобщественной жизни».
Такой учитель составляет гордость школыи ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность,выше которой нет другой под солнцем.
Мудрая и гуманная педагогика Коменскогоне сразу нашла свое воплощение. Некоторые его сочинения получили признание ишироко распространились еще при жизни педагога, что сделало его имя известным.Но мир вскоре забыл его, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненныеи рассеянные по свету, преследуемые и скрываемые, подвергались оскорбительнымнападкам. Так было двести лет.
XIX в. вновь открыл Коменского, иего мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое использование.Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самыхвеликих мыслителей человечества. Интерес к Коменскому с тех пор неизменен, каждоеновое поколение учителей находит у него мудрые мысли и советы, а школасохраняет то лучшее, что было им открыто и вошло в ее жизнь. Через века людипризнали, как прав он был, желая использовать воспитание для преображенияжизни, для достижения всеобщей гармонии. Продолжается жизнь педагогических идейКоменского и сегодня. Мир склоняется перед человеком, который «не переставалпроповедовать всеобщее счастье и радость и никогда не уставал бороться за них».
Список литературы
1. Коменский Я.А. Великаядидактика. М., 1955 г.
2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982 г.
3. Лордкипанидзе Д.О.«Ян Амос Коменский», изд. 2-е, М, Педагогика, 1970
4. Нипков К.Э. «ЯнКоменский сегодня» «Глаголь», СПб 1995
5. Пискунов А.И.«Хрестоматия по истории зарубежной педагогики». – М.: Просвещение, 1981.
6. Коменский Я.А.«Великая дидактика». – Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,Шабаева М.Ф. «История педагогики». – М.: Просвещение, 1982.
8. «Коменский Я.А. Избранныепедагогические сочинения». Т.2. – М.: Педагогика, 1982.
9. Кларин В.М., Джуринский А.Н.«Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци». –М.: Педагогика, 1988.
10. Пискунов А.И. Хрестоматияпо истории зарубежной педагогики. М., 1981 г.