Реферат по предмету "Педагогика"


Документационное обеспечение процессов лицензирования в сфере высшего образования

Федеральное агентствопо образованию
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Поволжская академиягосударственной службы
им. П.А. Столыпина
Кафедра документационногообеспечения управления
Курсовая работана тему:
 «Документационноеобеспечение процессов лицензирования в сфере высшего образования»
Выполнила:
Саратов 2008

Содержание
1. Понятие, виды и регламентация лицензионных процессов высшегообразования
2. Документирование процесса лицензирования вуза
3. Анализ документации, необходимой при лицензировании образовательныхпрограмм

1. Понятие, виды и регламентация лицензионныхпроцессов высшего образования
«Образование – это есть совокупностьзнаний, полученных в результате обучения»[1].
Согласно Закону «Об образовании»[2]образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Одним из наиболее распространенныхспособов административно-правового регулирования и обеспечения общегосударственныхинтересов в образовании является лицензирование. Именно лицензия является официальнымдокументом, который разрешает учебному заведению заниматься образовательной деятельностью,а потребителям дает возможность среди многообразия учебных заведений найти то, котороеработает на данном рынке цивилизованно.
Продолжительное время в законодательствене было определения понятия лицензирования с указанием всех его существенных признаков.В переводе с латинского слово «лицензия» (licentia) означает право, разрешение.
В ряде нормативных актов лицензированиеотносится к функциям государственной власти: некоторые нормативные акты включаютлицензирование в перечень обязанностей государственных органов.
Законодательство[3]трактует понятие лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий,переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действиялицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов занарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действиялицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдениемлицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующихлицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлениемв установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и инойинформации о лицензировании.
Лицензирование образовательнойдеятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РоссийскойФедерации «Об образовании» и Федеральным законом Российской Федерации «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании».
Порядок лицензирования в настоящеевремя регламентирован Положением о лицензировании образовательной деятельности.[4]
Образовательное учреждениев соответствие с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документыо соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
Закон «Об образовании»[5]устанавливает общие требования к содержанию лицензии как документа, выдаваемой образовательномуучреждению или научной организации:
1) наименование и место нахожденияобразовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленностьобразовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательнойдеятельности, и нормативные сроки их освоения;
2) наименование и место нахожденияфилиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень,направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляетсяправо на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
3) контрольные нормативы,предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательногоучреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.
Согласно Положению[6]в лицензии указывается следующая информация:
а) наименование лицензирующегооргана, выдавшего лицензию;
б) регистрационный номер лицензиии дата принятия решения о ее выдаче;
в) наименование и место нахождениялицензиата;
г) идентификационный номерналогоплательщика;
д) срок действия лицензии.
Тем самым Положение[7]выделяет более конкретные пункты и расширяет список требований, необходимых дляпроведения лицензирования.
Соответственно к обязательномулицензированию представлены образовательные программы повышения квалификации (свыше72часов), переподготовка (свыше 500часов; свыше 1000часов), образовательные программысреднего профессионального образования, высшего профессионального образования ипосле вузовского образования.
Лицензия на осуществлениеобразовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:
а) перечень образовательныхпрограмм, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется правоведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативныесроки освоения;
б) квалификация, которая будетприсваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением,имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
в) контрольные нормативы ипредельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно кнормативам очной формы обучения.
Лицензия подписывается руководителемлицензирующего органа (в случае его отсутствия – лицом, его замещающим) и заверяетсяпечатью этого органа. Приложение к лицензии заверяется печатью лицензирующего органа,а при наличии в нем нескольких листов сшивается.
Лицензия без приложения недействительна(Приложение 1).
Приказом МинобразованияРФ[8] утверждена форма бланка лицензии. Бланкилицензий имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную сериюи номер и являются документом строгой отчетности. Как уже говорилось ранее, лицензияимеет приложение, без которого она является недействительной. Они подписываютсяруководителем лицензирующего органа и заверяются печатью. При наличии несколькихлистов приложение сшивается.
Приложение является достаточноважным по той причине, что в нем указывается перечень образовательных программ,направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право веденияобразовательной деятельности, их ступени и направленность, нормативные сроки освоения;квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникамобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию.
Решение о выдаче лицензиипринимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии иоформляется соответствующим документом.
Основанием для отказа в выдачелицензии является:
а) наличие в документах, представленныхсоискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) отрицательное заключениеэкспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательногопроцесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическимпоказателям для территории, на которой он зарегистрирован.
Отрицательное заключение порезультатам экспертизы и отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке.
При реорганизации, связаннойс изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения,или его ликвидации лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной;а если реорганизация без изменения организационно-правовой формы, изменение наименованиялицензиата, места его нахождения, другие изменения, не приводящие к нарушению контрольныхнормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензиилицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок подать заявление о переоформлениилицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения.
Переоформление лицензии производитсябез проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.
До переоформления лицензииобразовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основанииранее выданной лицензии, а в случае утраты лицензии – на основании временного разрешения,выдаваемого лицензирующим органом.
Лицензирующий орган вправеприостановить действие лицензии полностью или в части осуществления образовательнойдеятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.
Лицензия может быть аннулированарешением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию.Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановитьдействие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулированиялицензии является:
а) обнаружение недостоверныхили искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубоенарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией;
в) незаконность решения овыдаче лицензии.
На мой взгляд, нужно ужесточитьправила для предоставления лицензии, так как она может выдаваться заочно и не всегдаможно проверить предоставленные данные. Аннулирование лицензии осуществиться, еслив ней обнаружиться недостоверная информация, но основанием для отказа в выдаче лицензииявляется — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостовернойили искаженной информации, т.е. содержание этих двух пунктов пересекается междусобой. Поэтому нецелесообразно заочно принимать документы, экспертная комиссия входе экспертной проверки может решить стоит ли выдавать лицензию.
В недельный срок со дня принятиярешения о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления обаннулировании лицензии в письменной форме с соответствующим обоснованием информируетсяоб этом лицензиат.
Лицензирующие органы ведутреестры лицензий, в которых указываются:
а) сведения о лицензирующеморгане, выдавшем лицензию;
б) сведения о лицензиате;
в) дата принятия решения овыдаче лицензии, ее регистрационный номер;
г) срок действия лицензии;
д) основание и дата переоформлениялицензии;
е) основание и даты приостановленияи возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата аннулированиялицензии.
Информация, содержащаяся вреестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридическихлиц. Указанные лица вправе получать информацию из реестров лицензий в виде выписоко конкретных лицензиатах.
Передача лицензии другомуобразовательному учреждению, а также образовательная деятельность филиала на основаниилицензии образовательного учреждения, подразделением которого является филиал, недопускаются.
Образовательные учреждения,осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, в том числе в филиалах,несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Итак, лицензирование образовательнойдеятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «Обобразовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положениемо лицензировании образовательной деятельности. Эти документы определяют порядоклицензирования для всех учебных заведений в РФ.
Выше перечисленные нормативныеакты устанавливают единой порядок для выдачи лицензий высшим учебным заведениям.Положение достаточно полно описывает процедуры лицензирования: кем осуществляется,что указывается в лицензии, кем подписывается, сколько экземпляров, сроки рассмотренияи т.д.

2. Документирование процессалицензирования вуза
Лицензионные требования подразделяютсяна два вида: требования, которые разрешают вузам начать работу, и лицензионные требованияк образовательным программам вуза.
Согласно Положению[9],лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образованияРФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ (республик, краев,областей) и органы местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями.При этом лицензирование образовательных учреждений высшего профессионального образованияпо всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательныхпрограмм) осуществляет Министерство образования и науки в РФ. Филиалы вузов получаютотдельную лицензию. Но в целях усиления контроля за деятельностью филиалов со стороныучреждения и головного вуза планируется оформление единой лицензии. Проходит лицензированиев несколько этапов. Прежде всего, следует получить место в «очереди» на лицензирование.Для включения в график лицензирования в течение апреля текущего года вуз направляетв Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзоразаявку на лицензирование в течение следующего учебного года новых основныхили дополнительных образовательных программ за подписью ректора, согласованную сучреждением. До 1 июня Рособрнадзор формирует график лицензирования и извещаетвузы письмом о сроках предоставления комплекта документов.
Все документы, представленныедля получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течениесрока действия лицензии. Копия описи документов с отметкой об их приеме передаетсясоискателю лицензии.
Срок рассмотрения заявленияо выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней со днярегистрации заявления со всеми необходимыми документами. Экспертиза проводится втечение 30 дней с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы подготавливаетсязаключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Решениелицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срокне более 60 дней со дня регистрации заявления.
Лицензия выдается не менеечем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньшийсрок.
Уведомление об отказе ввыдаче лицензии с указаниемпричин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный сроксо дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Лицензии выдаются вузам лишьв том случае, если у них на правах собственника, оперативного управления, арендыили самостоятельного распоряжения есть необходимая учебно-материальной база.
Основными документами, предоставляемымина лицензионную экспертизу являются:
— заявление (рис. 1);
— сведения об укомплектованностиштатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
— сведения о зданиях и помещениях,используемых для организации и ведения образовательного процесса;
— сведения об обеспеченностиобразовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсамии материально-техническом оснащении;
— сведения о педагогическихработниках.
Формы данных документов утвержденыПриказом Министерства образования[10].
Они имеют унифицированнуютабличную форму и в них вносится переменная информация, для каждого высшего учебногозаведения своя.
В заявлении указываются: образовательные программы(наименование, нормативный срок освоения, уровень, направленность), квалификации,контингент обучающихся (всего, очно, заочно, экстернат), срок окончания действующейлицензии.
"______" ____________ 200__г. Форма №1
 Министерство образования Российской ФедерацииЗ А Я В Л ЕН И ЕПросим провести экспертизу ____________________________________ (наименованиеобразовательной организации в соответствии с Уставом)
расположенного по адресу___________________________________________,(тел.) _(юридический адрес и телефон образовательной организации)
на право ведения образовательной деятельностипо:

п/п Образовательные программы послевузовского профессионального образования Условия обучения, предлагаемые образовательным учреждением Наимено-вание учредите-лей, юридиче-ский адрес
уровень профес-
сионального образования форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) контингент обучающихся по курсам и формам обучения исходный уровень образования принимаемых на I курс (среднее общее, среднее, высшее профес-сиональное) срок обу-чения в годах степень или квалифи-кация, присваива-емые про окончании обучения шифр название курсы обучения I II III IV V VI 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Руководитель(и) учредителя(ей)(или учредитель) образовательного учреждения
 М.П. ________________________(Ф.И.О.)
 
В сведениях об укомплектованностиштатов, предполагаемойчисленности обучающихся, воспитанников указываются: Штатная численность работниковсоискателя лицензии: всего; в т.ч. педагогические работники; из них: штатные; педагогические;работники (без учета внешних); педагогические работники, работающие на условияхштатного совместителя (внешние совместители); педагогические работники, работающиена условиях почасовой оплаты труда; образовательный ценз педагогических работников;численность контингента обучающихся.
В сведениях о зданиях ипомещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса указывается: фактических адрес зданий,вид и назначение зданий, форма владения, наименование организации, реквизиты и срокидействия правомочных документов, название и реквизиты документов СЭС и государственнойпротивопожарной службы.
В сведения об обеспеченностиобразовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсамии материально-техническом оснащении указывается: наименование дисциплин, количество обучающихся,автор, название, место издания, издательство и т.д., а также количество.
В сведения о педагогическихработниках указывается:наименование дисциплин, ФИО, должность преподавателя, какое образовательной учреждениеокончил, ученая степень, стаж, основное место работы, условия привлечения к трудовойдеятельности.
Подводя итоги, можно сделатьвывод, что в документах, предоставляемых на лицензионную экспертизу, содержатсясведения о кадровом составе, оснащении материально-технической базой, аудиторномфонде, учебной литературы.
3. Анализ документации, необходимойпри лицензировании образовательных программ
Лицензирование образовательнойдеятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовкипроизводится на общих основаниях независимо от наличия у высшего заведения лицензии,например, в данный момент в ПАГСе лицензируемы все (количество) специальностии в тоже время проходят лицензирование направления подготовки – бакалавриат и магистратура.
Образовательные программы определяют содержание образования определенногоуровня и направленности, разрабатываются, принимаются и реализуются высшим учебнымзаведением самостоятельно.
Основная образовательная программа вуза по направлению подготовкиили по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющийцели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственнойвласти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственныхобразовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимумсодержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузкиобучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательныестандарты профессионального образования утверждаются не реже одного раза в десятьлет, тем самым было подтверждено, что стандарты второго поколения действуют по меньшеймере до 2010 года.
В соответствии со статьей9 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы подразделяются:
— общеобразовательные (основныеи дополнительные);
— профессиональные (основныеи дополнительные).
Одним из видов профессиональныхпрограмм являются программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры.
Основные профессиональныеобразовательные программы включают в себя: учебный план, рабочие программы учебныхкурсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитаниеи качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственнойпрактики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализациюсоответствующей образовательной технологии.
Комплекс документов, определяющихсодержание образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки,представлен:
— рабочими учебными планамиспециальностей и направлений подготовки;
— учебно-методическими комплексамидисциплин и программами практик;
— требованиями к промежуточнойаттестации;
— программами государственныхэкзаменов и критериями оценки выпускных квалификационных работ;
— средствами диагностики.
Рабочие учебные планы (приложение4) являются основными документами при планировании учебного процесса.
Рабочие учебные планы по направлениям подготовки и специальностям(на полный нормативный срок обучения), специализациям, составлены на основе ГОС,утверждены Ученым советом академии, прошли экспертизу соответствующего Учебно-методическогообъединения.
Рабочий учебный план по направлению подготовки или специальностирассчитывается на весь период обучения и является универсальным документом, предназначеннымдля реализации ГОС ВПО или СПО.
Учебный план, формируемыйвузом, должен обеспечить:
—   последовательностьизучения дисциплин, основанную на их преемственности;
—   рациональное распределениедисциплин по семестрам с позиции равномерности учебной работы студента;
—   эффективное использованиекадрового и материально-технического потенциала вуза.
Обязательными элементами рабочего учебного плана являются: графикучебного процесса, сводные данные по бюджету времени в неделях и план учебного процесса,включающий в себя перечень, объем и последовательность изучения дисциплин, их распределениепо видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
В графике учебного процесса с помощью условных знаков отмечаютсяучебные недели с разбивкой по месяцам, отводимые на:
—   теоретическое обучение;
—   текущую аттестацию(экзаменационные сессии);
—   итоговую аттестацию,в том числе государственные экзамены и подготовку ВКР;
—   практики;
—   каникулы.
В сводных данных по бюджету времени указывается суммарное количествонедель с разбивкой по месяцам (в рабочих планах) и по годам обучения (в типовыхпланах), отводимое по стандарту на вышеназванные виды работ и каникулы.
При составлении графиков учебного процесса необходимо учитывать,что учебный год начинается с 1 сентября, а заканчивается, как правило, 31 августаи составляет 52 недели.
Учебные планы программ высшегопрофессионального образования определяют сроки обучения:
— по специальностям: очнаяформа на базе среднего общего (полного) образования – 5 лет, заочная форма на базесреднего общего (полного) образования – 6 лет.
Обучение по сокращенным образовательнымпрограммам на базе среднего профессионального и высшего профессионального образованиярегламентируется индивидуальными учебными планами. Срок обучения по сокращеннымпрограммам – не мене четырех лет.
Каждый цикл рабочего учебногоплана предусматривает курсы по выбору, трудоемкость которых соответствует образовательномустандарту и которые по отдельным циклам имеют целевое назначение:
— по гуманитарным и социально-экономическимдисциплинам направлены на формирование мировоззрения, эрудиции и углубленное изучениеобязательных дисциплин за счет авторских курсов;
— по математическим и естественно-научнымдисциплинам усиливают прикладной характер дисциплин и направлены на повышение общейкомпьютерной грамотности будущих специалистов;
— по общепрофессиональнымдисциплинам дополняют в необходимой профессиональной деятельности знания, способствуютформированию навыков по осваиваемой специальности;
— по специальным дисциплинампредставляют углубленную подготовку, предполагающую конкретную деятельность специалистав определенных профессиональных областях.
Дисциплины и курсы по выбору,факультативные дисциплины распределены по годам обучения, что обеспечивает их преемственность,дает возможность осуществлять более эффективную социально-гуманитарную, экономическую,естественно-научную и профессиональную подготовку специалистов. Дисциплины национально-регионального(вузовского) компонента отражают специфику вуза, осуществляющего подготовку в областиуправления.
Учебные планы специализацийразработаны с учетом отраслевой и региональной направленности подготовки специалистови согласованы с профильными учебно-методическими объединениями, например по ДОУпредусмотрены две специализации: документирование деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления, офис-менеджер (приложение 5).
В ПАГСе постоянно проводитсяработа по совершенствованию рабочих учебных планов, их анализу на предмет соответствиютребованиям соответствующих ГОС, нормативных документов Минобрнауки РФ.
Реализация основных образовательныхпрограмм подготовки специалистов в академии обеспечена наличием учебно-методическихкомплексов (УМК).
Всеми преподавателями, ведущимизанятия, в обязательном порядке выполняются следующие виды работ:
·       подготовка обязательногоучебно-методического обеспечения дисциплины (учебно-тематический план, учебная программа,тематика семинарских, лабораторных и практических занятий, методические рекомендациипо самостоятельной работе студентов, фонд контрольных заданий, вопросы для подготовкик зачету или экзамену, тематика контрольных, курсовых работ/проектов, критерии оценкиуровня знаний студентов при текущем и итоговом контроле, списка обязательной и дополнительнойлитературы);
·       подготовка обязательногоучебно-методического обеспечения практик (по всем видам практик, включенных в учебныепланы направлений подготовки и специальностей, разработаны программы их проведения,основными разделами которых являются: общие положения, цели и задачи практики, формаивид отчетности (дневник, отчет и т.п.) студентов о прохождении практики);
·       подготовка учебно-методическогообеспечения проведения итоговой государственной аттестации выпускников.
Учебно-методические комплексыпо дисциплинам разрабатываются преподавателем (коллективом преподавателей) кафедрыв строгом соответствии с рабочими учебными планами в части наименования дисциплин,общего количества часов, выделяемых на их освоение, соотношения аудиторной и внеаудиторнойработы, количества и разнообразия форм текущего и итогового контроля.
Для дисциплин федеральногокомпонента государственных образовательных стандартов по программам высшего и среднегопрофессионального образования (ГОС) необходимым является соответствие обязательногоминимума их содержания дидактическим единицам ГОС.
УМК рассматриваются на заседанияхкафедр и передаются в отдел методической работы учебно-методического управления.Он играет координирующую роль в процессе учебно-методического обеспечения образовательныхпрограмм.
В начале каждого учебного года сотрудниками отдела методическойработы учебно-методического управления на основе учебных планов направлений подготовкии специальностей, приказа «О закреплении за кафедрами ФГОУ ВПО «ПАГС» дисциплинрабочих учебных планов в учебном году», сведений об обеспеченности специальностейучебно-методическими комплексами составляются Служебные записки – запросы с указаниемперечня дисциплин, по которым в текущем учебном году требуется разработать и/илипереработать учебно-методическое обеспечение.
Согласно запросу заведующийкафедрой дает индивидуальные поручения преподавателям кафедры по разработке и/илипереработке УМК.
Специалист отдела проверяеткомплекс на соответствие государственному образовательному стандарту направленияподготовки или специальности, рабочему учебному плану и Положению «Об учебно-методическихкомплексах».
Учебно-методические комплексы,поступая на проверку в отдел методической работы, регистрируются в Журнале регистрациидокументов, где заполняется информации: дата поступления комплекса на проверку;наименование кафедры, ответственной за разработку; код специальности и наименованиедисциплины, по которой подготовлен УМК; эксперт (фамилия специалиста, проверившегоУМК); заключение эксперта (краткое изложение результата проверки УМК: на утверждение,на доработку); подпись лица, получившего документ; дата выдачи документа (графызаполняется, если УМК возвращается на доработку преподавателю).
По результату проверки учебно-методическогокомплекса специалист отдела заполняет бланк–заключение, где указываются допущенныеошибки и рекомендации по их устранению (бланк–заключение разработан сотрудникамиотдела).
Ежемесячно на заседаниях учебно-методическихсоветов факультетов рассматривается вопрос о рекомендации к утверждению учебно-методическихкомплексов, прошедших проверку в отделе методической работы, получивших положительноезаключение и рекомендацию начальника отдела методической работы к утверждению.
Учебно-методические комплексыутверждаются проректором по учебной работе и инновационному развитию.
После утверждения УМК хранятсяв обязательном порядке на соответствующей кафедре в свободном доступе для студентов,в отделе методической работы учебно-методического управления, а также на дискахи в любом компьютерном классе.
Рабочие учебные планы специальностейи направлений подготовки определяют формы промежуточной аттестации по результатамизучения всей дисциплины или ее части (экзамены, зачеты, курсовые работы, курсовыепроекты, контрольные работы, рефераты). Все формы промежуточной аттестации, указанныев рабочем учебном плане образовательной программы, являются обязательными для обучающихся.Порядок проведения промежуточной аттестации и основные критерии оценки знаний регламентируютсяПоложением о промежуточной аттестации студентов (курсовых, экзаменах и зачетах).
В целях методического обеспеченияпромежуточной аттестации по всем учебным дисциплинам образовательных программ среднегои высшего профессионального образования разработаны экзаменационные билеты, тестовыематериалы, фонды контрольных заданий, ситуационные задачи и упражнения, соответствующиетребованиям к выпускникам по конкретным специальностям и позволяющие более адекватнооценить приобретенные студентам знания, умения и навыки.
Составной частью образовательныхпрограмм профессиональной подготовки высшего профессионального образования являетсяпрактика студентов. Объемы и виды практик определяются ГОС и рабочими учебными планами,например, на специальности ДОУ предусмотрены три вида практик: учебно-ознакомительная,производственная и преддипломная. Например, учебная практика по ДОУ длиться 4 недели,форма итогового контроля — зачет; производственная 6 недель – диф. зачет и преддипломная4 недели — экзамен.
Цели практики: примененияполученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательностиовладения студентами профессиональной деятельностью. Формами и методами работы,приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности иумение организации. Проведение практики регламентируется положением о практике студентов.
Методическое обеспечение практикиразрабатывают кафедры, которые являются ответственными за проведение определенноговида практик в соответствии ГОС.
Программы практик содержат:
— примерный календарный планпрохождения практики студентами;
— практические задания поприменению на практике студентом знаний, полученных в процессе изучения базовыхи специальных дисциплин;
— рекомендации по изучениюструктуры организации, функций и должностных обязанностей ее сотрудников, организациидокументооборота, системы разработки, принятия и реализации решений, приобретениюнавыков сбора, обработки, систематизации и анализа информации в целях написаниякурсовых и выпускных квалификационных работ.
Академией заключаются договорана проведение всех видов практик, затем подписываются руководителями организации,в которой студент проходит практику и ректором.
Защита отчетов проходит публично.
Результаты организации практикистудентов академии ежегодно рассматриваются на заседаниях учебно-методических советов,ректората, Ученого совета академии.
Итоговая государственная аттестациявыпускников является обязательным этапом при освоении образовательных программ высшегои среднего профессионального образования. В академии она проводится в соответствиис Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведенийРФ, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155, Положениемоб итоговой государственной аттестации выпускников Поволжской академии государственнойслужбы имени П.А.Столыпина, рассмотренным на заседании Ученого совета 17.10.2003и утвержденным ректором 24.10.2003.
Итоговая государственная аттестациявыпускников, обучающихся по образовательным программам высшего профессиональногообразования, определяется государственными образовательными стандартами специальностейи направлений подготовки и включает в себя, как правило, итоговый государственныйэкзамен (или два государственных экзамена) и защиту выпускной квалификационной работы,а выпускников, обучающихся по образовательным программам среднего профессиональногообразования – только итоговый междисциплинарный экзамен.
Программы итоговой государственныхэкзаменов и критерии оценки выпускных квалификационных работ про программам ВПОутверждаются на заседаниях ученого совета по мере обновления, а программы итоговыхмеждисциплинарных экзаменов по программам СПО – ежегодно.
Нормативные требования к выпускнойквалификационной работе определяются Положением о выпускной квалификационной работепрограммам высшего профессионального образования и критериями ее оценки по каждойобразовательной программе.
Председатели государственныхаттестационных комиссий в своих отчетах отмечают соответствие тематики выпускныхквалификационных работ современному уровню развития науки и современным потребностямобщественной практики, государственным стандартам высшего профессионального образованияи профилю специализаций.
Подводя итоги, можно сделатьвыводы:
1.       Рабочие учебные планыспециальностей и направлений подготовки по нормативному сроку обучения, продолжительности(в неделях) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственнойаттестации, каникул, недельной аудиторной и внеаудиторной нагрузке, наличию необходимыхциклов дисциплин и их трудоемкости, использованию объема времени, отведенного нареализацию национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выборустудентов, факультативных дисциплин соответствуют требованиям государственных образовательныхстандартов высшего и среднего профессионального образования и примерным учебнымпланам учебно-методических объединений.
2.       Все дисциплины основныхобразовательных программ обеспечены учебно-методическими комплексами, имеются программыпо всем видам практик.
3.       Программы промежуточнойаттестации и диагностические средства уровня знаний студентов соответствуют требованиямк выпускникам по всем основным образовательным программам.
4.       Программы итоговойгосударственной аттестации соответствуют требованиям, предъявляемым ГОС, по перечнюитоговых государственных испытаний и содержанию подготовки выпускников по всем цикламдисциплин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Синтаксический анализ распространенного предложения и сложные случаи выделения второстепенных членов
Реферат Vi век – расселение славянских племён в Восточной Европе; Начало IX века
Реферат Конституционные гарантии правосудия
Реферат Downy Woodpecker Essay Research Paper Downy Woodpecker
Реферат Перспективы использования трансгенных насекомых в программах биоконтроля
Реферат Компьютерные правовые системы
Реферат Экологические функции зеленых насаждений в Кемеровской области
Реферат История развития ДВС
Реферат Государственное и муниципальное управление 3
Реферат Gogol
Реферат Колективний договір і колективна угода
Реферат Коммерческий подкуп
Реферат Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики
Реферат Конституционное право, исполнительная власть и политические системы зарубежных стран
Реферат Стратегия развития финансов-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)