Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие внимания первоклассников во внеурочное время при проведении экскурсий.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Златоустовский Педагогический колледж

Дипломная работа
 
Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочноевремя.
 Выполнила:
 Студентка 4 курса 412группы
 Специальность:05070952
 Учитель начальных классов
 Скворцова Юлия Сергеевна
 Руководитель:
 Огненная НатальяАнатольевна,
 к. п. н.
 Рецензент:
 Лачихина Елена Георгиевна
Златоуст 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы развития внимания первоклассников во внеурочное время при проведенииэкскурсий
1.1 Особенности развитиявнимания первоклассников
1.2 Особенностипроведения экскурсий во внеурочное время…
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания первоклассников во внеурочноевремя при проведении экскурсий…
2.1 Педагогическиеусловия развития внимания первоклассников
2.2 Результаты опытно –экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

ВВЕДЕНИЕ.
Начеловека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознаниечеловека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все этиобъекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполнеотчетливо, что-то – весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массыокружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которыепредставляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненнымпланам. Любая деятельность человека требует выделение объекта исосредоточенности на нём.
Вниманиевсегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. Первоначальная формавнимания — ориентировочный рефлекс, или, как его назвал Павлов, рефлекс «чтотакое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.
Когдаученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебнойработы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход ирезультаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включениюученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность кпредстоящей работе.
Главнаяцель воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать воспитанникавнимательным к серьёзным и нравственным интересам жизни. Всё развитие человека,умственное и нравственное, выражается в направлении его внимания. Вниманиеразвивается постепенно и на определённом уровне своего развития становитсясвойством личности, его постоянной особенностью, которая называетсявнимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, ондостаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельностьу него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойствомличности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира иосуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость,отзывчивость, понимание переживаний другого человека, способность уловитьмалейшие нюансы его чувств отличают внимательного к людям человека исвидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.
Познавательныйинтерес, потребность получать новые знания формируются, если постояннозаботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствамикомплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии,прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсиякак живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость,закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюденийспособствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность ивнимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии– один из основных видов занятий и особая форма организации работы поэкологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных формобучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего родазанятие под открытым небом.
Преимуществоэкскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детейс объектами и явлениями природы.
Наэкскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиямиих обитания, а это способствует образованию первичных представлений овзаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности,возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей.Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетическогоотношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызываетглубокие переживания.
Исходяиз актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашегоисследования: «Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий вовнеурочное время».
          Цель:теоретически обосновать, разработать и апробировать методические рекомендациипо развитию внимания первоклассников.
Проблема: Каковы педагогические условияразвития внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время.
— 5 -
Объект: Развитие внимания первоклассников.
          Предмет:Проведение экскурсий во внеурочное время.
          Гипотеза:Проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию вниманияпервоклассников, если:
          — будут использоваться методы наблюдения;
устанавливатьпричинно-следственные связи в процессе экскурсии.
          Задачи:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Раскрытьособенности развития внимания первоклассников.
3. Раскрытьособенности организации и проведения экскурсий.
4. Организоватьи провести опытно – экспериментальную работу.
5.Описать методические рекомендации.
Методыпедагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа,анкетирование, тестирование, изучение учебной и нормативно-правовой документации,эксперимент.
Практическаязначимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальнойшколы и студентами колледжа.
Работасостоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Теоретическиеосновы развития внимания первоклассников во внеурочное время при проведенииэкскурсий.
 
1.1  Особенности развития вниманияпервоклассников.
 
Задачамиданного параграфа являются:
— раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»;
— раскрытиеособенностей психолого-педагогического развития первоклассников;
— раскрытие особенности развития внимания первоклассников.
          Прежде,чем раскрыть особенности развития внимания первоклассников, мы раскроемсодержание основных понятий, таких, как: «развитие» и «внимание» и опишемособенности психолого-педагогического развития первоклассников.
          Содержаниепонятия «развитие» разные авторы характеризуют по-своему.
Автор«Философского энциклопедического словаря» Губский Е. Ф. характеризует развитиекак философскую категорию, выражающую процесс движения, изменения целостныхсистем, возникновение качественно нового объекта, направленность, единствоколичественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса,развертывание во времени. [12]
В. И.Даль, автор «Толкового словаря русского языка» даёт следующее определение: развитие– изменение природных и общественных явлений, а также человеческогосознания, характеризующееся рядом важных особенностей. Во-первых: это измененияне случайные, а происходящие закономерно. Во-вторых: это изменения необратимыеи направленные, представляющие собой переход к новым состояниям. [14]
          Анализируясодержания вышепредставленных понятий, мы пришли к выводу, что развитиеопределяется как процесс, но в школьном словаре Горбунова — это процессперехода от низшего к высшему; в «Современной философии» Кохановского – процессизменения целостных систем, возникновения качественно нового объекта; а вСловаре-справочнике по обществознанию Чернавина – это процесс перехода к новымсостояниям.
Врамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Большогопсихологического словаря» Б. Г. Мещерякова, который определяет развитиекакконструктивное изменение, переход от низшего к высшему, от менеесовершенного к более совершенному состоянию объектов.[25]
Теперьрассмотрим содержание понятия «внимание».
          Автор«Возрастной психологии» Мухина В. С. Определяет внимание какпсихическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенностьпознавательной и практической деятельности человека на определенном объекте илидействии. [26]
          Авторучебного пособия «Психология» Крутецкий В. А. даёт понятие вниманиюкак направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах илиопределенной деятельности при отвлечении от всего остального. [22]
          Иавтор «Большого психологического словаря» Мещеряков Б. Г. Определяет вниманиекак процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач. [25]
          Чтоже касается понятия «внимание», то мы можем сказать, что оно определяется тожекак процесс направленности, но в «Философском энциклопедическом словаре»Губского – это процесс направленности психической деятельности, в «Философскомсловаре» Фролова – это процесс направленности и сосредоточенности познавательнойи практической деятельности человека, а в «Большом психологическом словаре» Б.Г. Мещерякова – это процесс настройки субъекта на восприятие приоритетнойинформации и выполнение поставленных задач.
          Врамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Философскогословаря» Губского: внимание – это направленность и сосредоточенностьпсихической деятельности на определенном объекте или действии. [12]
 И.В. Дубровина отмечает, что природа одарила каждого человека способностью кпознанию того мира, в котором он родился:
 -способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру,различные предметы и явления;
 -способностью помнить, думать, соображать;
 -способностью говорить и понимать речь других людей;
 -способностью быть внимательным.
 Психическиепроцессы, считает Дубровина, с помощью которых человек познаёт окружающий мир,себя и других людей, называются познавательными процессами или психологическимиособенностями человека. К таким особенностям относятся: ощущения, восприятие,внимание, память, речь, мышление и воображение. [15]
Упервоклассников можно выделить психолого – педагогические особенности ихразвития, в частности: ощущения, восприятия, речи, мышления, памяти, моторики,ну и конечно, внимания.
Помнению В. А. Крутецкого ощущение – это отражение в коре головного мозгаотдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, воздействующих вданный момент на мозг человека.
Крутецкийотметил, что психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущенийребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческойдеятельностью: трудовой, художественно – изобразительной, музыкальнымизанятиями.
Подлинноеразвитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае,если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.[22]
И. В.Дубровина отметила, что ощущения являются простейшими, но очень важнымипсихическими познавательными процессами. Они сигнализируют нам о том, чтопроисходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме.
Ощущения,считает Дубровина, — начальный источник всех наших знаний о мире. При помощиощущений мы познаём величину, форму, цвет, температуру, запах, вкус окружающихнас предметов и явлений.
Также Дубровина выделяет следующие виды ощущений:
— зрительные ощущения;
— слуховые ощущения;
— обонятельные ощущения;
— вкусовые ощущения;
— 9 -
— осязательные (кожные) ощущения;
— двигательные ощущения;
— органические ощущения.
Чувствительность,т.е. способность иметь ощущения, врождённа и является безусловно рефлекторной.Ребёнок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковыеи некоторые другие раздражители. Всё богатство человеческих ощущений естьрезультат развития и воспитания.
Развитиеощущений, заключила Дубровина, происходит в связи с практической, прежде всеготрудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляютсяжизнью, трудом к работе органов чувств.[16 восприятия, непредвзятость, исубъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому,что воспринимается человеком.
В. С.Мухина отметила, что первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи ипознавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутьё кязыковым явлениям. В детские годы развитие речи идёт в двух основныхнаправлениях: во – первых, интенсивно набирается словарный запас и усваиваетсяморфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во – вторых, речьобеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия,памяти, воображения, а также мышления).
Кмоменту поступления в школу, считает В. С. Мухина, словарный запас ребёнкаувеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человекомпо любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Однако ребёнок, поступивший вшколу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе,предлагаемой школой. У ребёнка с развитой речью наблюдаются речевые средства,которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Несмотря на это, даже очень хорошо развитая речь семилетнего ребёнка – этодетская речь.[26]
Также следует обратить внимание на особенности развития письменной речипервоклассников.
В. А.Крутецкий рассматривает особенности развития письменной речи первоклассниковследующим образом: несмотря на то, что письменная речь имеет много общего сустной речью, она имеет специфически ей присущие характеристики. Письменнуюречь, считает Крутецкий, можно строить более произвольно, написание всегдаперед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако,с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Онатребует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей,потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной)эмоциональную окраску, сопроводить её необходимыми жестами.[22]
В«Психологии» В. А. Крутецкого понятие «мышление» толкуется, как процессопосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Крутецкийотметил, что способность к мышлению постепенно формируется в процессе развитияребёнка, развития его познавательной деятельности.[22]
В. С.Мухина считает, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знанийпроисходит через многочисленные «зачем?», «как?» и «почему?». Он вынужденоперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь дляответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует вней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит врезультате внутренних действий с образами, называется наглядно – образным.Конечно, первоклассник может мыслить логически, но следует помнить, что этотвозраст восприимчив к обучению, опирающемуся на наглядность.[26]
Мышлениеребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственнойпозицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решенияопределённых проблемных ситуаций, считает Крутецкий.[22]
Ж.Пиаже, характеризуя данный период развития ребёнка, называет его стадиейконкретных операций, с предметами. Главной особенностью данного периодаявляется то, что умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся теперьобратимыми. Первоклассники осваивают различные понятия сохранения и начинаютвыполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределятьобъекты по их признаку, например, по высоте и весу.
 Следовательно,возраст 7 – 11 лет по своему психологическому содержанию является переломным винтеллектуальном развитии ребёнка. Его мышление всё больше становится похожимна мышление взрослого. Умственные операции ребёнка приобретают большуюразвитость – он уже в состоянии сам формировать
— 12-
различныепонятия, в том числе и абстрактные.[36]
И. В.Дубровина считает, что память, так же, как ощущение и восприятие, являетсяпроцессом отражения, причём отражается не только то, что действуетнепосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Дубровинахарактеризует память, как запоминание, сохранение и последующее воспроизведениетого, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.[15]
Д. Б.Эльконин отметил, что в младшем школьном возрасте память претерпеваетсущественные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления.Суть этих изменений состоит в том, что память ребёнка постепенно приобретаетчерты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.«Память в этом возрасте становится мыслящей».[18]
И. В.Дубровина отметила, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память,фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события егожизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено впервую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов истратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкойзапоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов исредств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных егочастей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника вистинную высшую психическую функцию осознанную, опосредованную, произвольную.Память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической,смысловой.[16]
И. В.Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте продолжается интенсивныйпроцесс развития двигательных функций ребёнка. Наиболее важный прирост помногим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственнойориентации движений, зрительно –
двигательнойкоординации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет. В этот период наблюдаетсяярко выраженный психомоторный прогресс, который
— 13-
обеспечиваетпрогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаёт необходимыеусловия для освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручныхманипуляций.
Развитиемоторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении учебными навыками,прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опираетсяна согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правилоуже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Также Дубровина подытожила, что развитию моторики детей следует уделятьспециальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники,осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов,поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общегопсихического развития.[15]
А. А.Реан считает, что в младшем школьном возрасте внимание ребенка становитсяпроизвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно вначальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остаетсянепроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенныхсвойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость иконцентрация, а также произвольное внимание.[36]
Реанотметил, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не толькобиологическими причинами, но, в первую очередь, той деятельностью, которойзанимается ребенок.
Такжеон считает, что особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играетшкола и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется,у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
Помнению Реана, в 1-х классах ребенок не может ещё полностью контролировать своеповедение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание.Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающимивнимание ребенка, с периодической сменой
— 14-
методовподачи учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом возрастемышление в основном наглядное. Поэтому для того, чтобы заинтересовать его,изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, впроцессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детеймладшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.[36]
В. А.Крутецкий, считает, что «если у человека сформировалась привычка быть всегдавнимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной его особенностью,которая называется внимательностью. Крутецкийй отметил: внимательность – важноекачество личности. Внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнееи точнее воспринимает окружающее, обучается и трудится гораздо успешнее, чемчеловек, не обладающий этим свойством личности». Автор утверждает, что обучениев школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основныхусловий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности онои развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы,от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, нообязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переходот преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивоговнимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания.[22]
          Крутецкийотметил следующее: внимание первоклассника неустойчиво, отличается частымнепроизвольным перемещением с одного объекта на другой
Первоклассникутрудно распределить внимание. Если он увлекся учебной работой, то одновременноконтролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговариваетвслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильныеи некрасивые позы. Возрастная особенность внимания первоклассника –сравнительная слабость произвольного внимания.
Значительнолучше в этом возрасте развивать непроизвольное внимание. Все новое,неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий сих стороны.
Квозрастным особенностям внимания, считает Крутецкий, относится и его
— 15-
сравнительнонебольшая устойчивость. Первоклассники ещё не умеют длительно сосредоточитьсяна работе, особенно если она неинтересна и однообразна. [22]
          Помнению Мухиной В. С., младший школьник в известной степени может и сампланировать свою деятельность. Планирование, безусловно, организует вниманиеребенка.[26]
Мухинаотметила: хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать своеповедение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться наоднообразной и малопривлекательной для них деятельности, или на деятельностиинтересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает отпереутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований длявключения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Идобавила, что первоклассники способны удерживать внимание на интеллектуальныхзадачах, но это требует колоссальных усилий воли и ориентации высокоймотивации.[26]
Извсего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возрастнаяособенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольноговнимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в началемладшего школьного возраста ограничены.
          Произвольноевнимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения,ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.
          Значительнолучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Младшие школьники могутупустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить вниманиена несущественные только потому, что они привлекают детей своими интереснымидеталями.
Возрастнойособенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость,неумение длительно сосредоточиваться на работе, особенно на однообразной инеинтересной, отвлечение внимания. В результате дети могут не выполнить заданиев срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова впредложении.
— 16-
Отсюдавытекает одна из важных задач учителя: использовать такие педагогическиеусловия при проведении различных экскурсий, которые будут способствоватьразвитию произвольного, устойчивого внимания детей.
В. А.Крутецкий считает, что развитию внимания первоклассников способствует метод планомерногои систематического наблюдения за какими – либо явлениями или объектами.[22]
ТакжеКрутецкий отметил: наблюдение учащихся 1 – 2 –х классов может быть значительноулучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых.
 Лишьв процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к наблюдениюкак целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.[42]
У первоклассниковсамостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуютплановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное отнесущественного.[43]
В. А. Крутецкий отметилследующее: развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствуетправильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений,поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещениимузеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерныедетали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравниватьих, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.[22]
          Из всеговышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возраст от 6 до 11 летявляется чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником,что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У негопоявляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь нетолько взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Подлинное развитие исовершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он самбудет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.
Особенности восприятиязависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов,богатства духовного мира, но и от индивидуальных особенностей человека.
Первые годы жизни ребёнкасензитивны к развитию речи и познавательных процессов.
В младшем школьномвозрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленныекачественными преобразованиями мышления.
Развитиемоторики, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всегописьмом.
А вниманиепервоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением содного объекта на другой.
1.2.Особенности проведения экскурсий во внеурочное время.
 
Задачамиданного параграфа являются:
1. Раскрытьсодержание понятий «экскурсия», «внеурочное время».
2. Раскрытьособенности организации и проведения экскурсий с первоклассниками.
Преждечем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью они проводятся,мы раскроем содержание основных понятий данного параграфа, таких, как:«внеурочное время» и «экскурсия».
          В«Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный процесс (время)характеризуется как процесс, происходящий, производящийся сверх или помимоуроков. (Внеурочные занятия) [17]
          Вэтом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному понятию: внеурочноевремя (процесс) – производящееся помимо положенного, установленного.(Внеурочное время) – [17]
          Проанализируемпонятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс направленности, но в«Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс, происходящий,производящийся сверх или помимо уроков; в том же словаре это понятиеопределяется и как процесс, производящийся помимо положенного, установленного.
Врамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочноевремя — это процесс, происходящий, производящийся сверх илипомимо уроков».
          Нижерассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы.
Авторучебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию какспецифическое учебно — воспитательное занятие, перенесенное в соответствии сопределенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей,на выставку, и т.д. [40]
ТюмасёваЗ. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующеепонятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особаяформа организации работы по экологическому просвещению младших школьников. [44]
Понятие«экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковомсловаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике»Сластенина В. А. – это специфическое учебно — воспитательное занятие; а в книге«Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И.
– этоодин из основных видов занятий и особая форма организации работы поэкологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будемпользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия– научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав ит.д.[14]
          Врамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие особенности проведения экскурсийво внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их значение дляпервоклассников.
          Носначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в целом, дадим имхарактеристику.
 Р.А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации учебной деятельностишкольников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственносвязаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с урокомобеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем.Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще – самостоятельно,а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках.[33]
          Петросовавыделяет главную задачу начального обучения: организация познавательной деятельностиво внеурочное и внеучебное время. В этой работе можно выделить нескольконаправлений:
          — проведение факультативных курсов, содержанием которых является ознакомление сокружающим миром;
          — экскурсионная работа по краеведению;
организациякружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего мира;
          — проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.
Целесообразно,чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных
— 20-
сторонокружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений людей,искусства и др.
          Р.А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных занятий смладшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить длярасширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний иболее глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.
          Цельи задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характерфункциям целостного педагогического процесса -обучающей, воспитывающей иразвивающей.
Обучающаяфункция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не в формированиисистемы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детейопределенным навыкам поведения, коллективной жизни.
Петросоваотмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Оназаключается в развитии психических процессов школьника, в развитиииндивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующуюдеятельность.
Развивающаяфункция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей,интересов ребенка.[33]
Теперьопределим место внеурочной воспитательной работы в педагогическом процессешколы.
Петросовасчитает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупностьразличных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательноговоздействия на ребенка.
Итак,рассмотрим эти возможности:
Во-первых,разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннемураскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаетсярассмотреть на уроке.
 Во-вторых,включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка.
В-третьих,разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интересак различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной,одобряемой обществом деятельности.
В-четвертых,в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют своииндивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е.
сотрудничатьдруг с другом.[24]
Петросовадобавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной работы будутболее эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации ипроведении примут непосредственное участие родители.
Известно,что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с природой исоциальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит положительныйэффект. Учитель может руководить этим процессом как опосредованно, так инепосредственно.[40]
Опосредованноеруководство проявляется в обсуждении на родительских собраниях, консультациях,в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозораи культуры младшего школьника.
Обязательнымэлементом таких собраний является обсуждение опыта семейного воспитания. Родителирассказывают о своих успехах и неудачах в воспитании детей, о семейныхтрадициях, о совместном труде и отдыхе.[24]
Онавыделяет, что непосредственное участие семьи в процессе ознакомления младшихшкольников с окружающим миром может проявляться в следующем:
          Учительпредлагает школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только приучастии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своихпрародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны) родногокрая; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать окаком-либо эпизоде из его жизни; собрать на прогулке в лесу природный материалдля поделок.
          Родителиприсутствуют на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают освоей профессии; принимают участие в викторинах,
— 22-
конкурсах,соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.[24]
Теперьперейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя смладшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают?С какой целью проводятся? Какое значение имеют для младших школьников, ивообще, каким образом они проводятся?
Л. Н.Олесюк отмечает следующее: в педагогике начальной школы широко распространентермин «экскурсия» как форма организации процесса познания окружающей природы.В дополнение к принятому нами за основу определению можно дополнить, чтоэкскурсию можно воспринимать как форму организации учебного процесса,направленную на усвоение учебного материала, но проводимую вне школы.[32]         
          Н.Ф. Виноградова выделяет педагогическое значение экскурсий. Кроме этого, онаотметила ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программныйматериал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. [6]
З. И.Тюмасёва считает, что для детей экскурсия – путешествие, выход из тесныхофициальных стен учебного учреждения на вольный простор. Любое путешествиесоздает особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошеенастроение люди становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляетсявнутреннее чувство свободы и своеобразное жадное желание без всякогопринуждения воспринимать окружающий мир. [44]
 Онаотмечает, что вся гамма положительных переживаний, рожденных дажекратковременным путешествием, делает его особенно привлекательным и желаннымдля детей.
           Н.Ф. Виноградова выделяет следующие виды экскурсий:
                   — на природу;
                   — в музеи и на вставки;
                   — на производства.
 Онаотмечает, что методика проведения любой экскурсии должна исходить из спецификиее как небольшого путешествия.
— 23-
Виноградоваотмечает следующее: попадая в природную среду со всем ее многообразием предметови явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связиорганизмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляютспособ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явленийприроды, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности дляорганизации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Наэкскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируется навыкисамостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранениемсборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классепосле экскурсий). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыкиизучения своего края.
 Н.Ф. Виноградова выделяет три основные стороны экскурсий: эмоциональную,содержательную и организационную. Рассмотрим каждую из них.
 Эмоциональнаясторона выражается в поддержке того эмоционального состояния, которое вызваноэкскурсией. Это достигается снятием прямого авторитарного руководства,поддержанием чувства свободы, раскованности, обеспечением возможности хотьнебольшое время побыть наедине с природой.
Впроцессе экскурсий следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний инаказаний. Учитель должен обязательно запланировать время на свободнуюсамостоятельную деятельность – игру, сбор природного материала и др. [7]
 АТюмасёва З. И. отмечает следующее: обычный, даже демократический стиль общенияс детьми на экскурсии должен быть заменен на более доверительный, мягкий,задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушаютэмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы. [44]
 Содержательнуюсторону экскурсии, отмечает Н. Ф. Виноградова, составляет четко определенноепрограммное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отборобъектов для рассматривания,
— 24-
системаи последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.
          Организационнаясторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учительзаранее посещает место экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования,расстановку детей для
наблюдения.Необходимо также подготовить заранее оборудование, которое понадобится дляэкскурсии: корзинки для природного материала, альбомы для зарисовки и т.д. [ 6]
П. Н.Андрианов отмечает: экскурсии занимают важное место в школьном курсе. Этообъясняется тем, считает он, что экскурсии – очень важная органическаясоставная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всемходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление,мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьныхпрогулок. [1]
          АИ. М. Чередов, автор книги «Формы учебной работы в средней школе» считает, чтоэкскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке ит.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиямдолжно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны спрограммой курса, занимают определенное место в годовой и тематическомпланировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должнобыть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срываладругих уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срывадругих занятий. [46]
          Н.Ф. Виноградова выделяет следующие группы экскурсий, которые включены во всепрограммы начальной школы:
ознакомлениес многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различноевремя года;
          — ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности,топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
          — экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к средеобитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с
— 25-
природнымбогатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;   — экскурсии вкраеведческий музей, на выставки, производства. [ 6 ]
 С.А. Смирнов, автор книги «Педагогика» в разделе «Внеурочные формы организациитекущей учебной работы» выделяет следующие виды экскурсий:
 -вводные экскурсии (проводятся перед непосредственным изучением новогоматериала);
— текущие;
итоговые(проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала).
ТакжеСмирнов отмечает, что каждая экскурсия имеет свою чётко выделенную цель: однипредназначены для изучения нового материала, другие используются длязакрепления уже изученного. Заключительные экскурсии помогают учащимсяповторить пройденную тему или раздел. Как
правило,завершающие экскурсии связывают с выполнением учащимися тематических заданий.
 Онсчитает, что экскурсия может длиться от 40-45 минут до 2-2,5 часов. В этотпромежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно времяэкскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностьюматериала и, конечно, возрастом учащихся.
 Смирновдобавляет, что закончиться экскурсия может игровой беседой. Однако напоследующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней,использовать полученные в ходе её материалы и знания учащихся, а если возможно,то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала. [ 42 ]
          Извсего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Всевиды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся,т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком –то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведенииэкскурсий с первоклассниками является: направить и сконцентрировать их вниманиена конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
— 26-
Определитьраспорядок действий, необходимость точно исполнять указания учителя мобилизуютвнимание детей, приучают их сосредотачиваться на работе.
Такжемы не должны забывать и о том, что нам необходимо упражнять произвольноевнимание школьников, воспитывая их наблюдательность.
Важнознать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставитьопределённые задачи по развитию внимания и устранения определённых недочётов укаждого ребёнка. Надо знать причины, породившие недостатки особенностейвнимания детей, и постараться устранить их. Любовь к природе, эстетическиечувства, большой интерес к тому, что нас окружает — воспитываются у учащихсяименно на экскурсиях.
 Выводыпо 1 главе:
 
Проанализировавпсихолого-педагогическую литературу таких авторов, как Дубровина И. В.,Крутецкий В. А., Люблинская А. А., Мухина В. С., Реан А. А., Сластёнин В. А.,Смирнов С. А., мы рассмотрели психолого-педагогические особенностипервоклассников, представленные выше и сделали следующие выводы:
Возрастот 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социальногоразвития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – онстановится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненныхотношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было икоторые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Вниманиемладших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещениемс одного объекта на другой.
Возрастнаяособенность внимания младших школьников — сравнительная слабость произвольноговнимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимыхмотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебнойдеятельности.
Возрастнойособенностью внимания первоклассника является его сравнительно небольшаяустойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно наоднообразной и неинтересной, отвлечение внимания.
Всевиды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся,т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком –то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведенииэкскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их вниманиена конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Любовьк природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает — воспитываются у учащихся именно на экскурсиях.
Экскурсииукрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность ипривычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования ивоспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.
Развитиюнаблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация ихнаблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. Припроведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставокследует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали иразличные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их,усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Глава2. Опытно – экспериментальная работа по развитию внимания первоклассников припроведении экскурсий во внеурочное время.
 
 2.1Педагогические условия развития внимания первоклассников.
Задачамиданного параграфа являются:
1. Обосноватьвыбор педагогических условий, способствующих развитию внимания инаблюдательности первоклассников.
2. Описатькритерии уровней сформулированности внимания у первоклассников.
 Мыутверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствоватьразвитию внимания первоклассников, если будут использоваться различныеметодические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливатьпричинно- следственные связи.
 Далееопишем педагогические условия, способствующие развитию внимания инаблюдательности детей на экскурсиях.
 Н.Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения вокружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как отучителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и отучащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность ввыполнении задания). [8]
 Задачаучителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватноговосприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, чтотребуется, не только слушал, но и слышал.[37]
 Развитиенаблюдательности, считает В. М. Кузина — одна из приоритетных целей, которуюучитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдениеследует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развитиявосприятие может переходить в теоретическую деятельность — наблюдение,позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или жевосприятие может переходить в процесс создания художественного образа иэстетического созерцания мира.[23]
 Далеепредставим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательностидетей, которые могут использоваться во время экскурсий.
 Путиразвития наблюдательности и внимания при организации окружающего
мираразнообразны:
— использование различных средств наглядности;
— организация наблюдений к уроку и на уроке;
— организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;
— ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарейприроды и труда;
— организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.[24]
 Чтобынаблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся крассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой цельюнеобходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоениязнаний:
 Перваягруппа приёмов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить,опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учительназывает ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект.
 Втораягруппа приёмов — осуществление сравнительного анализа двух или более объектовна основе сопоставления их характеристик.
 Третьягруппа приёмов — задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Дляреализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состоянияхарактеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить ихв новые связи и отношения.
 Четвёртаягруппа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их — направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданногообъекта.[21]
 Нижепредставим не менее важные приемы, которыми может воспользоваться учительначальной школы:
— сравнение,которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;
— абстрагирование,то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета
— обобщениеи обоснование выводов [23]
 Привыделении главных признаков предмета учащиеся начальной школы встречаются сбольшими трудностями, поскольку они легко определяют черты различия, но неумеют находить черты сходства. Вместе с тем, без умения выделять существенныйпризнак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.
 Трудностисравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень трудно найтиоснование для сравнения. В этом случае целесообразно использовать различныеметодические приемы, одним из которых является использование трех предметов.Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надоположить третий, отличающийся именно по этому признаку.
 Такимобразом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности,образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний.Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (егочувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).
 Извсего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как методобучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для того,чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужнопроанализировать критерии уровней внимания.
 Далееопишем критерии уровней сформированности внимания у первоклассников.
Уровеньвнимания может быть определён с помощью следующих показателей: объёмвнимания, устойчивость внимания, переключение внимания.
 Объёмвнимания — этоколичество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью иотчётливостью. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно,тем больше объём внимания и тем более эффективна будет деятельность. Объёмвнимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, ушкольников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.
 Человекс большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий.Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Устойчивостьвнимания –длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставатьсянепрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенностьмысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с нимвставать».
 Устойчивостьвнимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения,сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этойспособностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания можетколебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания целидеятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание неможет долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем егорассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, темлегче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени.
 Переключениевнимания –сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
 Успехпереключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и отличных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет,то переключение происходит трудно, и наоборот.
 Переключениевнимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается вволевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новуюработу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность,наоборот, была более интересной.
 Вниманиебыстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к болеезначимому.
 Впереключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека –одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и струдом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.[22]
2.2.Результаты опытно – экспериментальной работы.
 
Задачамиданного параграфа являются:
1.   Описать результаты экспериментальнойработы.
2.   Описать методические рекомендации дляразвития внимания детей.
Длявыявления уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностическиеметодики из следующих источников:
— «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47]
— «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4]
— «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38]
— «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19]
 Нашейзадачей было — определить уровень внимания первоклассников по трём показателям:объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания.
Мыпредлагали детям выполнить 6 тестов (по два на каждый показатель). Затем мыпроанализировали результаты этих тестов и, судя по количеству верно и точновыполненных детьми заданий, мы в процентном соотношении разделили все 3исследуемых нами показателя на уровни: высокий, средний, низкий.
          Первыйтест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровняобъёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, вкоторых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этоготеста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: заданиевыполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%).
Всетри отличия нашло 8 человек, т.е. 28,5%. Это высокий уровень. Два отличия нашли20 человек, т. е. 71,5%. Это средний уровень. И детей, которые нашли толькоодно или вообще не нашли ни одного отличия, нет.
Такжена выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В.Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящаяиз нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общееколичество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужнобыло за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данныйтест выполняло 29 человек (29 мы взяли за 100%). Результаты получилисьследующие:
Все 5фигур нашло 24 человека или 82,7%. Это высокий уровень.
Детям,которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили среднийуровень: 3 человека или 10,3%.
Идетям, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, мы присудилинизкий уровень: 2 человека или 6,8% [39]
Нижепредставим диаграмму по объёму внимания всех детей:
1тест:
Высокийуровень (28,5% или 8 человек);
Среднийуровень (71,5% или 20 человек);
Низкийуровень (0%).
/>
2тест:
Высокийуровень (82,7% или 24 человека);
Среднийуровень (10,3% или 3 человека);
Низкийуровень (6,8% или 2 человека).
/>
         
Порезультатам теста на выявление уровня объёма внимания можно сделать следующийвывод: у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма внимания.
Следующийтест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивостивнимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самыхразнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунднужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло28 человек. Результаты получились следующие:
Всетри слова нашли 4 ученика, т.е. 14,2%. Это высокий уровень.
Дваслова нашли 9 учеников, т.е. 32,1%. Это средний уровень.
Иодно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 15 человек, т. е. 53,5%. Этонизкий уровень.
Ещёодин тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался вследующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть всловах только букву «а». Задание выполняло 29 учеников. Результаты получилисьследующие:
Ребятам,которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (12человек или 41,3%).
Ребятам,которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (6человек или 20,6%).
Иученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мыприсудили низкий уровень ( 11 человек или 38%). [38]
1тест:
Высокийуровень (14,2% или 4 человека);
Среднийуровень (32,1% или 9 человек);
Низкийуровень (53,5 или 15 человек).
/> .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджетный дефицит регулирование, проблемы сокращения
Реферат Изготовление деталей
Реферат Визначення географічної широти за астрономічними спостереженнями 2
Реферат Испытание ЭС на воздействие ультранизких давлений криогенных температур Специальные виды космических
Реферат ) Національної академії державного управління при Президентові України (далі Національна академія) є самостійним структурним підрозділом Національної академії
Реферат Grand Canyon Essay Research Paper Imagine a
Реферат Crazy Hamlet Essay Research Paper Crazy Hamlet
Реферат Страхование В Республике Беларусь
Реферат Www psychiatry ho ua
Реферат Контрольная работа по Бухгалтерскому делу 3
Реферат Juvenile Delinquency Existence In The GrecoRoman Essay
Реферат Doomsday Conspiracy Essay Research Paper Many science
Реферат Характарыстыка грамадска-палітычнага ладу і права Старажытнай Беларусі
Реферат Туристические достопримечательности Греции
Реферат Особенности рекламной деятельности торговой организации