Содержание
Введение…………………………………………………….......................………2
Умственное воспитание школьников, формирование мировоззрения у них....3
Список использованных источников……………………...................................16
Введение
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъявляет очень высокие требования к развитию школьника — развитие познавательной потребности и интересов, эмоциональное развитие, развитие ценностных ориентации, развитие умственных сил и др.
Идея развития ребенка занимала многих выдающихся педагогов прошлого. Она родилась в эпоху гуманизма, когда на повестке дня встал вопрос о ценности человека, его правах на развитие и проявление своих способностей. На основе центральной идеи гуманизма — актуализация возможностей, заложенных в личности ребенка через гуманистические занятия, — строилось развивающее обучение.
Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. [1, с.200]
Чтобы достигнуть коренного улучшения работы школы над развитием детей, надо раскрыть понятия «умственное развитие», «умственное воспитание», содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление.
Умственное воспитание школьников, формирование мировоззрения у них
Среди отечественных и зарубежных ученых бытует точка зрения, что развитие ребенка происходит спонтанно, так как ему присущи внутренние закономерности. Согласно этой позиции обучению отводится пассивная роль — оно должно только подстраиваться под эти закономерности, сообразуясь с этапами возрастного развития. Однако умственное развитие идет значительно интенсивнее в условиях социального общения и воспитания, когда учитель оказывает планомерное и систематическое воздействие на ум ребенка, обеспечивая путем постановки упражнений решение задач умственного воспитания.
Итак, «умственное развитие» — это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате специальных воспитательных воздействий. «Умственное воспитание» — это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление — это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность.
Направления умственного воспитания:
1.развитие различных видов мышления;
2.развитие умственных сил учащихся;
3.овладение интеллектуальными умениями. [1, с.202]
Мышление человека составная часть умственного воспитания. Мышление — это продукт деятельности человеческого мозга. Мышление свойственно всем людям. Учитель призван развивать мышление вообще и его частные виды.
Виды мышления: диалектическое, логическое, абстрактное, категориальное, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, алгоритмическое, техническое, продуктивное и репродуктивное, системное и др.
Диалектическое мышление — это умение видеть явление в единстве противоречий, выявлять тенденции их развития, видеть зарождение нового, находить взаимосвязи явлений, причины их возникновения.
Логическое мышление связано с овладением логическими приемами обработки знаний. Логические приемы помогают находить связи, добывать новые знания, упорядочивать систему знаний. Это приемы рассуждения, доказательства, опровержения, приемы выводов, прогнозов, предположений.
Абстрактное мышление помогает человеку отвлечься от несущественного, второстепенного, выделить общее и существенное, формировать абстрактные понятия.
Категориальное мышление — это умение объединить понятия в классы и группы, виды на основе существенных признаков сходства и различия.
Теоретическое мышление — это способность к усвоению обобщенных знаний, пониманию научных основ, принципов развития той или иной области знаний, умение увидеть закономерности, существенные связи между явлениями.
Индуктивное мышление — это движение мысли от частного к общему, от фактов — к выводам, заключению, добыванию новых знаний.
Дедуктивное мышление — мыслительный процесс от общего к частному, от закона к следствию, от идеи к конкретному случаю ее проявления, от правила к примеру и т.д. Алгоритмическое мышление — умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.
Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.
Задачи умственного воспитания:
накопление фонда знаний;
овладение основными мыслительными операциями и способами действия;
развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;
развитие научного мировоззрения.
Накопление фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом — знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.
Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.
К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие — общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные — необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области.
Современная дидактика утверждает, что развивающее обучение организовано таким образом, что обеспечивает не только усвоение знаний, но и приводит к развитию психических новообразований школьника за счет самостоятельной переработки предметного содержания. У учащихся, например, появляется способность самостоятельно формулировать понятие, определение; развивается способность к детальному наблюдению, многоаспектному осмыслению явлений, к обобщению полученных конкретных фактов; формулируется эмоционально-ценностное отношение к усвоенной информации и др. Отсюда можно сделать вывод, что учебная деятельность школьника проходит в совместной деятельности, совместном поиске со взрослым, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум, волю, мышление. Даже при минимальном участии школьника в такой совместной работе он чувствует себя соавтором решения проблем. Методически правильно сформулированное содержание заданий для учащихся — это область подлинного мастерства учителя.
Представим основной тип заданий, которые можно включать в систему работы учителя с учащимися, чтобы способствовать развитию у них интеллектуальных умений.
Задания исследовательского характера — наблюдения, опытная работа, экскурсии, экспедиции, конструирование приборов, составление предложений по картинам. Такие задания развивают пытливость, самостоятельность, индуктивность мышления.
Задания на установление причинно-следственных связей, которые обеспечивают развитие логического мышления: назовите основные причины..., что произойдет, если..., как это отразится на..., изменится ли..., если увеличить… .
Задания, требующие самостоятельно принять решение: найдите из всех предложений то..., подберите синонимы (антонимы) к слову, выберите слова, которые относятся к..., решите задачу различными способами и др. Такие задания развивают самостоятельность, ответственность, быструю реакцию по соотношению знаний и реальных объектов.
Задания на сравнение, где требуется найти сходство и различие. Они развивают мыслительные операции школьника. Это сложные задания и предполагают предварительную работу учителя по обнаружению характерных признаков, характеристик, по которым ученик будет вести сравнение. Сравнение может быть использовано как средство добывания новых знаний. Например, требуется ответить на вопрос такого порядка: «Скажите, эти углы смежные или вертикальные? Сравните образы героев произведений...? Сравните четырехугольники… Сравните события...»
Задания, направленные на упорядочивание мысли. Они развивают алгоритмический вид мышления. Например, изложите событие по плану, опишите картину по образцу, составьте план пересказа (решение задачи), представьте анализ слова по составу, разберите предложение по частям речи (дается схема) и др.
Задания на развитие догадки, интуиции. Например, переведите текст без словаря, продолжите рассказ, что случилось с героем, который..., можно ли использовать удобрение… для растения… и др.
Задания, связанные с анализом и обобщением. Например, подведите задачу под известные образцы, укажите сходство и различие в..., найдите связи между явлениями, назовите в ранних произведениях А.С. Пушкина… и др. [1, с.207]
В теоретическом плане обоснование методики, нацеленное на умственное развитие учащихся, получило свое отражение в концепции «развивающего обучения». Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Наиболее конструктивной является позиция, признающая, что обучение может идти впереди развития, продвигая его дальше. Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Стратегия обучения должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. В этом случае необходимо опереться на зону актуального развития, использовать то, чего достиг ребенок к моменту обучения. Обучение должно пробуждать и активизировать зону ближайшего развития.
Познание детей происходит в сочетании новых знании с ранее изученными. Основу их знаний составляют ведущие идеи в науке, опираясь на которые можно постичь частные факты. Ребенку предоставляется возможность индивидуально себя проявить, опереться на личный опыт, собственные оценки изучаемого. В центре обучения поставлена личность ученика, внимание к его индивидуальности, учет внутреннего мира ребенка. Деятельность учителя определяется фактическим продвижением учащегося в развитии. --PAGE_BREAK--
Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целеустремленной воли.
Взгляды — это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждение — качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы в которые человек верит, как в истину. Он считает их реализацию в жизни необходимым для людей блатом и поэтому эмоционально отстаивает их, готов за них пострадать, стремится увлечь ими других людей, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связаны с эмоциональными переживаниями человека. Особенно значительны для него интеллектуальные чувства, такие, как радость познания и вера в непогрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и преданность ей, социальный оптимизм и целеустремленность. Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Научное мировоззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевым действием. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.
Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Верность убеждениям, борьба за их проведение в жизнь предполагает твердость характера, идейную стойкость, настойчивость и несгибаемую волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. В основе научного мировоззрения лежат принципы диалектического подхода к рассмотрению и освоению действительности, что делает мышление гибким, творческим, изучающим явления в движении, во взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей.
Научное мировоззрение, позволяющее освоить и принять новое политическое мышление; отказаться от застойных стереотипов, является активным организующим началом в борьбе за мир и разоружение, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденции, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование воспитывается у школьников в целостном педагогическом процессе, одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. Цель мировоззренческого воспитания — в формировании устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных взглядов и убеждений, объясняющих мир, критического отношения к антинаучным представлениям, обоснованных методологических подходов к познанию и деятельности. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твёрдого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений. Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического, экономического и экологического воспитания. [2, с.315]
Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода ко всему делу воспитания. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира и его практического освоения. Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения науки. И вместе с тем в этом процессе формируются чувства и воля. Чувства ребенка как система эмоционального отношения к миру проявляются и воспитываются прежде всего в реальных отношениях и в результате овладения искусством как формой общественного сознания. Вместе с тем в процессе общения и овладения искусством формируется общественное сознание детей, стимулы поведения и волевая направленность. Воля ребенка как система целенаправленных действий и поведения формируется прежде всего в труде и общественно полезной работе. Одновременно в ходе практической целеустремленной деятельности укрепляется общественное сознание и совершенствуется культура чувств.
Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности с достаточной полнотой раскрыть перед учащимися мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую — раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки, и косвенную — включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Косвенная задача в мировоззренческом смысле является для учителя одной из важнейших.
Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая общественно-гуманитарный цикл предметов, дети усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.
В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла продолжается дальнейшее формирование мышления школьников. Они учатся конкретно-историческому анализу для понимания общественных явлений и событий. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, проявилось, с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе и в каком направлении развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития. Конкретно-историческое мышление дает возможность детям уже в школе овладеть способностью грамотно оценивать события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации мировоззренческого характера.
Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельности в различных видах искусства. Дети творят в области изобразительной деятельности, литературы, музыки, танца, театра. Все это порождает необходимость не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и знакомить их с языком искусства, вооружать умениями и навыками практической деятельности. В период детства, наиболее активного эмоционального отношения ребенка к миру, важно использовать самодеятельность детей в области искусства как средство мировоззренческого самовыражения и самосознания, как средство самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок утверждает себя, проявляет свои взгляды и убеждения, расширяет свой мировоззренческий кругозор.
Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует и их общественно полезный и производительный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде дают возможность убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями.
Таким образом, мировоззрение школьников представляет собой исходные основы научных взглядов и убеждений, тесно связанных с чувствами и волей. Оно вооружает учащихся научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, и участвовать в его преображении. [2, с.319]
Мировоззрение определяет отношение к миру, ко всем формам общественного сознания. Его формирование у детей осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок относится к окружающей действительности, побуждаемый непосредственными потребностями, интересами, обыденными представлениями. Но уже к подростковому возрасту потребности и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретаемых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понимание. В сознании подростка происходит переоценка ценностей, расширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует постепенно укрепляющееся стремление к самообразованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движущей силой превращения знаний в убеждения. В подростковый период развития дети с увлечением углубляются в изучение отдельных учебных предметов, осознанно заменяют обыденное понимание жизни научным. Избирательный интерес к познанию отдельных наук. продолжает укрепляться у старшеклассников. Вместе с тем юноши и девушки становятся способными объединять в своем мышлении знания из различных наук, делать теоретические обобщения, устанавливать связи и зависимости между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям определенную завершенность, приводить их в систему. Единство и целостность представлений реальной деятельности — важнейший признак наличия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его поведение. В педагогическом процессе мировоззрение формируется как система знаний, способствующая осмыслению мира в его развитии.
Переход знаний в устойчивые взгляды осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск. Возникновение потребности в теоретическом знании и его практическом применении облегчает детям процесс превращения знаний и взглядов в убеждения. По мере того как ребенок обогащается духовно, он активно включает в круг своего общения приобретенные убеждения: рассказывает о них родителям и знакомым взрослым, исподволь проверяя самого себя, обсуждает их с единомышленниками-сверстниками, вступает в жаркие споры и дискуссии с идейными противниками. Школьник стремится быть в согласии е самим собой, своим внутренним миром, поступая в соответствии с убеждениями и борясь с тем, что им противоречит.
Наиболее общими критериями сформированности мировоззрения являются:
• глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства;
проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту. [2, с.321]
Список использованных источников
1. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт–М, 2001. – 607с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших педагог. учеб. заведений. –М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.: ил.
4. Сластенин В.А., Кашурин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001 – 480с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с.