Курашов В. И.
Осмыслениедеревянной архитектуры, особенно деревянного жилища, привело меня к предметукомплексных исследований (естественнонаучных, технических,социально-гуманитарных и, конечно, философских), который, я думаю, можноназвать антропологической соразмерностью. Речь идет о соразмерности человеку,или о приемлемости того, что связано с жизнью тела, души, с творческим,интеллектуальным и духовным началами. Уверен, что антропологическаясоразмерность широкое поле мультидисциплинарных исследований.
Жилище
Вкачестве примера для пояснения идеи антропологической соразмерности возьмудеревянное жилище России. Речь здесь, конечно, пойдет о хорошем жилье — срубе,а не о землянках. Архитектура – вид искусства, целью которого является созданиематериального мира, отвечающего утилитарным, эстетическим, душевным и духовнымпотребностям человека. Словом, это средство и способ существования, средареализации человеческих взаимоотношений. Архитектура являет нечто близкое духународа в конкретное время и в конкретном месте. Архитектура может, конечно,являть и самодурство, власть и/или деньги имущих, но не о том здесь речь. Выборархитектурных решений коренится в жизнеполагающем понятии «жилье». Выбор типажилья несет в себе смысл ценностных ориентаций людей: понимание прекрасного ибезобразного, жизнеутверждающего и угнетающего, свободы (в том числепространственной и творческой) и закрепощенности. Все это в целом вмещается впонятие «экология человека» (здесь «экология» берется в буквальном,этимологическом смысле как «учение о жилище»). Можно сказать, что «архитектуражилища» — это понятие, имеющее смысл не только технический, исторический,искусствоведческий, культурологический, этнокультурный, но и философский,метафизический. Все эти подходы можно совместить в ключе понятия«антропологическая соразмерность». Деревянная архитектура России сразнообразной резьбой и растительным окружением — уникальное эстетическоеявление культуры. В ней в гармонической целостности живет красота природная ирукотворная, которую в каменножелезобетонной архитектуре 20-21 веков вытеснилголый эстетизм в формах, характеризующихся такими понятиями, как «прагматизм»,«утилитаризм», «конструктивизм», «функционализм» и т. п.
Дом,изба, избушка на курьих ножках, избушка лубяная (как противоположность избушкиледяной) и, наконец, домовина (гроб) – эти «древесные» понятия выступают какархетипы народного сознания, сформировавшегося в таком своеобразном природномместе, как Россия. Лес и его умирание, деревянная постройка и ее ветшание –явления цикличности природы, становления и разрушения, с которыми человекорганично сочетается, с одной стороны, и противостоит им, создавая извечнопрекрасное — с другой. Особый тип деревянного строения — баня, которая быланеотъемлемой частью российской жизни, обычно у каждой семьи в селах и деревнях— своя.
Какчеловек видит мир, так он и строит свое жилище и организует пространство вокругнего. Здесь достаточно знать принцип организации жилища, например, в Японии исравнить его с деревянным жилищем в России, тогда становится понятным, что жилищевыражает мировоззрение народа и его ментальность. Дерево — уникальный природныйстроительный материал, оно легко обрабатывается, относительно долговечно. Вдоме, построенном из дерева, летом прохладно, зимой тепло. Дерево не выделяетвредных веществ, поэтому в деревянных домах легко дышится, и, говорят, егохозяева меньше болеют. Таким образом, дерево не просто совместимо счеловеческим существованием, а благоприятно для него. Мир деревяннойархитектуры оказался миром вне господствующей «железнокаменной» цивилизации. Ноон остается наиболее естественной для тела и психологически благоприятнойсредой обитания человека. Помимо уже сказанного, оснований для такогоутверждения много.
Хорошоорганизованное печное отопление деревянного сруба – это идеальный кондиционер.Из трубы вместе с дымом выходит прогретый воздух, который непрерывновытягивается из жилых помещений (печь работает как своеобразный насос). Приэтом через щели в окнах в помещение взамен «старого» воздуха, обедненногокислородом и содержащего различные испарения, затягивается свежий холодныйвоздух. Кто жил в хорошем срубе, знает это по ощущениям особоготелесно-душевного комфорта. Помимо описанного физического комфорта, печноеотопление — это и треск полыхающих в печи дров, и чарующие красные бликипламени, и таинственно-успокаивающее мерцание углей, и вой ветра в трубе, когдав ночном теплом уюте лежишь в постели. Это то, что нужно человеку дляблагоприятной телесно-душевной жизни, что почти ушло и вытеснено бетоннымистенами и плоскими прагматическими «истинами». Деревянный сруб таит в себеархетип российской ментальности, не станет его – исчезнет нечто своеобразное иродное из жизни наших соотечественников.
Пространствороссийской деревянной архитектуры органично сочетает идею частной жизни и жизнив общении («в миру»). Если вы проживаете в двухэтажном срубе, в случае пожара(не дай Бог!) вы прыгаете из окна на траву или снег и, будучи живы, печалитесьо потере имущества. А при пожаре в железобетонной башне (увы, таких событийнемало) вы прыгаете с 10-го, 16-го, 122-го этажа, а переживают потерю человекауже ваши близкие и очевидцы. Одно-двух этажные здания, деревянный сруб срезными наличниками, карнизами, полотенцами; с яблонями, вишнями, рябиной ичеремухой вокруг, – это то, что нужно человеку. Дом-башня – это то, что нужнокапиталу для экономии средств на строительство в центральной (конечно, спотесненными историко-архитектурными ценностями) зоне городов. Словом,небольшой дом соразмерен человеку, а многоэтажная башня соразмерна не человеку,а экономике. Но душевно-духовные потребности человека и наилучшие условияобитания его тела плохо совместимы со страстью обладания большими вещами ибольшими денежными средствами. Многие современные предметы жилища изготовленыиз синтетических полимерных материалов или их содержат: мебель, покрытия дляполов, стен, лаки и краски. Для любого полимера применимо понятие«молекулярно-массовое распределение», т.е. в любом полимере неизбежно (а привоздействии света, температуры и кислорода в повышенном количестве)присутствуют летучие низкомолекулярные фракции. Что значит «летучие»? — а этозначит, что они присутствуют в атмосфере жилища, приводя к аллергии ипроизводным заболеваниям: астме, риниту, конъюнктивиту, к раку легких (краски илаки выделяют много бензола, синтетические клеящие вещества – толуол, ДСП,формальдегид, линолеум, фенол, моющиеся обои, стирол, и т. д. и т. п.). Втрадиционном деревянном жилище (сруб, известковая штукатурка, меловая побелка)всего этого просто нет!
Недавно,перечитывая сборник российских поэтов Серебряного века, я отметил какими быразными они ни были и о чем бы ни писали во многих стихотворениях представленыобразы вечера и ночи, березы, ароматной черемухи, шума ветра и дождя. Вотстроки из сонета Ин. Анненского «Ноябрь»:
Кактускло пурпурное пламя,
Какмертвы желтые утра!
Каксеть ветвей в оконной раме
Всета ж сегодня, что вчера…
Втумане солнце, как в неволе
Скорейбы сани, сумрак, поле,
Следитькруженье облаков
Да,упиваясь медным свистом,
Вбезбрежной зыбкости снегов
Скользитьпо линиям волнистым…
Вкаменножелезобетонной высотке мы не увидим «сеть ветвей в оконной раме», неуслышим шелеста листьев и постукивания веток о стекло. Такое жилье более илименее удобно для тела, но оно — не лучшее обиталище для души.
Общеизвестно,что человек часто понимает, что был в какую-то пору своей жизни счастлив. Здесьхочу сказать еще и то, что порой человек считает себя вполне счастливым, будучиглубоко несчастлив – это и неосознаваемое моральное падение (жизнь в нравственныхсумерках без Божественного света), и довольство некими суррогатами жизни в силунезнания жизни в ее подлинной природной красоте.
Теперьпродолжу обоснование значимости концепции антропологической соразмерности вдругих сферах человеческого существования в предельно краткой форме.
Время, скорости и темп жизни
Начто уходит наше время? Все больше и больше людей постоянно занято чем-то, ноэто «что-то» не личные отношения, не задушевные беседы, не созерцание людей иприроды. Это «что-то» есть цель homo vulgaris, в которого «в процессе труда»превратился homo sapiens, homo moralis. Николай Васильевич Гоголь в одном изпоследних, итоговых произведений «Размышления о божественной литургии» говорит:«… терния трудов и забот века, терния обольщений, бесчисленные обаяниясветской умерщвляющей жизни с ее обманчивыми удобствами заглушают едваподнявшиеся всходы – и семя остается без плода».
«Наэтой неделе я занят, созвонимся на следующей», – вот обычная реплика. Чем жеэтот «Я» занят? Ясно, чем – уходом (если не бегством) от настоящего в суетноеcуществование «без слез, без жизни, без любви», без дружеского общения.Скорости передвижения людей самолетом не позволяют им адаптироваться ни телесно(приспособиться к иному климату, растительности, продуктам питания), нипсихологически (настроиться на иное социокультурное окружение). Вспомним, чтолюди жили согласно природным циклам, от восхода до заката. Каждый знает посебе, как благотворно действует на душевное состояние пламя свечи или мерцающиеугли в печи. Электролампочка же не вызываеткакихлибо особы благоприятныхсостояний, а «бушующий» экран телевизора забивает в человеке человеческое.Интернет выбросил наших детей в поглощающий их бессонный мир, агрессивный длядуши и интеллекта.
Дружескаябеседа, любовь и нечто иное. Сейчас соразмерный нам человек-собеседник (чайвдвоем) вытесняется холодным экраном телевизора или компьютера. Нет ощущенияживого человека рядом, нет тактильного общения (особенно необходимого длятелесно-душевного здоровья детей), нет встречи взглядов… И это верно нетолько для одиноких людей, но и для семей. Любовь покидает современнуюцивилизацию вместе с выветривающейся красотой отношений. Вот стихи В. Тушновой,написанные в середине прошлого века:
Иживешь-то ты близко,
Почтичто бок о бок,
Водной из железобетонных коробок,
Асолнца не видим,
Аветром не дышим,
Аписем любовных друг другу не пишем…
Светлыерадости детства
Детскиепарки превратились в места острых ощущений: монстры в потемках, закладывающийуши звук, сверкание неоновых вспышек и пронизывающие лазерные лучи. Вспоминаюсовсем другое — хорошее. Старинный парк в Казани, называвшийся с позапрошлоговека «Русская Швейцария». Лето, ветерок, говор людей, пение птиц,умиротворяющий шелест листьев… На лужайке, поросшей полевой травой (нестриженный газон) устроена круговая железная дорога. Маленький паровозик смаленькими скрипучими вагончиками. Дети покупают билетики в дощатой будочке ипередают их вежливому небольшому человеку. Рассаживаются по вагончикам, поездотправляется в путь по кругу, а дети машут родителям. Вокруг зелено, запах чутьпожухлой травы. Мизерная цена и, конечно, никакой рентабельности в коммерческомсмысле. Это было по-человечески. Это было хорошо не только для ушедшего века,это хорошо для детей и родителей во все времена.
Впоследние годы мир детства стал наполняться образами динозавров: в кино,книгах, игрушках. Показательно, что 20, 30, 40 лет назад такого «нашествия»динозавров не было, хотя о динозаврах и взрослые, и дети также знали.Динозавры, вошедшие в мир современных детей, призваны, видимо, культивироватьприятие несоразмерных человеку колоссов современной потребительской культуры.
Местапроживания, отдыха и здоровье. Куда мы едем отдыхать? Туда, где резко другойклимат, микрофлора, продукты питания. Что мы получаем? Удар по иммунной системеи соответственно по здоровью. Среди моих знакомых были люди, которые скончалисьвскоре после прекрасного отдыха в жарких странах. Человек районирован черезприспособление его предков к конкретной географической, климатической,трофической (пищевой) среде обитания. Космополитизм, конечно, хуже длячеловека, чем просветленный (не националистический) патриотизм («где родился –там и пригодился»).
Тютчев,переживая утрату любимой (Елены Александровны Денисьевой — его неофициальнойжены), уехал за границу и вскоре, в декабре 1864 г. писал на родину А.И. Георгиевскому из Ниццы: «О, я страшно ошибся, отправившись за границу.Нет, если бы Божьему промыслу угодно было, после этого страшного удара, спастименя, он взял бы меня и увез в Москву. В Москве только, в этой родственнойсреде я мог бы кое-как выстрадать свое горе. Здешним же моим пребыванием, приэтой обстановке, при этих условиях я просто вогнал болезнь внутрь организма исделал ее неизлечимою» [Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев.Кн.1. М, 1988, С. 385].
Жизньв родном культурном окружении – национальные песни и танцы, кушанья и напитки,народные герои и святые места, «дым отечества». Кто-то может жить вне всегоэтого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что даетхотя бы один только фольклор. На концерте хора им. Митрофана Пятницкого такойчеловек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишьпрофессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного — какв целостном представлении дышит и живет вся Россия.
Обладание материальными ценностями и деньги
«—Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? — спросил Остап. —Только подсчитайте все.
—Сто рублей, — ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.—Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья.Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.
Балагановдолго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья емунужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете оченьхорошо.
—Ладно, — сказал Остап, — получите пятьдесят тысяч».
Каквидно, Шура Балаганов мыслил вполне согласно с принципами антропологическойсоразмерности. Этот простодушный герой «Золотого теленка» — хороший пример длямногих из нас.
Сенека(философ-стоик и воспитатель императора Нерона) говорил: «Мы можем не иметьтого, что желаем, зато мы можем не желать того, чего не имеем».
Духовная,интеллектуальная и душевная жизнь человека. «Бог умер» — сказал Ницше,характеризуя декаданс наступивших времен. Бог умирает в душах многих людей:место веры в Единого Бога, т.е. веры в Истину и Жизнь, ментально-душевный мирзамутняют разнообразные формы язычества, оккультизма, сектантства. «Правдакраше солнца» — так говорят в народе, тем не менее PR-технологии обмана иманипулирования людьми стали чрезвычайно востребованными, а владение ими —престижная профессия. Мы оперируем килобайтами, мегабайтами, гигабайтамиинформации, но лишь в смысле «перелопачивания» ее компьютерными средствами. Длячеловека возможно владеть гораздо меньшими объемами информации, главное — чтобыэта информация была ценной, осмысленной. «Мороз и солнце, день чудесный »занимает всего несколько байт. Стоит отойти от экрана, выключить свет, открытьокно и посмотреть на небо, на ветки одиноких деревьев, на редких пешеходов,прислушаться к шуму ветра, вьюги, дождя — и мы получим объемную качественнуюинформацию о мире, значительно лучшую, чем плоские образы плоских экранов.Приметы нашего века: вместо созерцательности — суета, вместо душевной радости —пресыщенность, вместо любви — удовлетворение, вместо Духа («Царствие Божие ввас есть») — экономический расчет. Словом, в сравнении с прошлым веком с точкизрения антропологической соразмерности мы видим малые приобретения и большиепотери. Мерила современного искусства: массовость, наполняемость, окупаемость.Это ценности социально-экономические, а не духовно-эстетические. Классическиеформы высокого искусства (соразмерные высшим предназначениям человека) уйдут внебытие без меценатов и государственной поддержки. Почему сознательно«раскручиваются» певцы с плохими голосами, никудышным артистизмом и пошлымрепертуаром? Потому, что они манифестируют массам: мы такие же, как вы,выбились в «звезды» без каких-либо усилий по самоусовершенствованию, мы понятнывам, вы понятны нам. мы масса, а за эту доступную любому обывателю«партийность» стоит заплатить. Это пример дурной антропологической соразмерности– соразмерности так называемого «искусства» (порождаемого шоу-бизнесом) пошлойсоставляющей человека. Ортега-и-Гассет в работе 1930 года «Восстание масс»говорит, что человек массы получает удовлетворение от ощущения идентичностисебе подобных. На эту же тему высказался в 1964 году Г. Маркузе в работе«Одномерный человек», говоря о сокрушительной силе потребительского стандарта.
Развлечения
Человекне рожден для жизни в состоянии непрерывных развлечений, веселья и хохота.Такого рода жизнь не соответствует его психофизической организации. Индустриядосуга и развлечений измеряет свои масштабы только уровнем денежных доходов.Естественные, или соразмерные человеку, радости подменяются истощающимипсихофизический потенциал наслаждениями.
Образование
Сократовскиедиалоги невозможны без Сократа. Живая встреча учителя и учеников незамениманикакими техническими средствами. Если бы было возможно устранить живое общениеучителя и учеников без потери качества образования, то это давно уже бы сделалис появлением книги, а тем более с созданием записывающих и воспроизводящихаудиовизуальных средств. Тем не менее, в наше время немало радетелей задальнейший перевод образовательного процесса на дистанционные компьютерныеформы обучения.
Всовременном образовании благом считаются наглядность и занимательностьобучения, причем чем больше, тем лучше. При этом не учитывается то, чточрезмерная наглядность убивает образное и понятийное мышление, азанимательность убивает трудолюбие.
Познавательныйинтерес к миру и человеку, т.е. интерес к собственно научному знанию,вытесняется практическими навыками ремесленников.
Общее,особенное и единичное в антропологической соразмерности. Антропологическаясоразмерность не для всех конкретных составляющих универсальна (т.е. приемлемадля всех людей), прежде всего она универсальна как концепция. Можно выделить иобщечеловеческие, т.е. универсальные, нормы антропологической соразмерности(например, высота жилища не более 2-х этажей), и национально-географические(например, украинец съест без риска заболеть больше сала, чем русский), игрупповые, и сугубо индивидуальные (это многие нюансы предпочтительности ворганизации жилища, в формах одежды, в питании, в жанрах и направленияхискусства и т. д.).
Приведухарактерный и весьма показательный пример национальногеогра-фическойособенности антропологической соразмерности в питании. Мой близкий знакомыйпригласил для строительства сруба жителей соседней Республики Марий Эл. Желаяих угостить получше, он купил в супермаркете салаты с креветками, кальмарами,копченую курицу. Плотники поинтересовались содержимым необычных кушаний, затемотказались от них: мы не станем это есть, мы не морские жители, а лесные.Курицу же попробовали и сказали: это не курица. И ели они кашу, огурцы итушеную говядину, произведенную в родной республике. Важно, что эти деревенскиежители естественным образом высказали нормы антропологической соразмерности вотношении к питанию, ведь им нужны силы и здоровье, чтобы жить и работать, аэкзотические вкусовые удовольствия — удел пресыщенных гурманов.
Моеэссе – не план переустройства общества или изменения повседневности. Я говорюпреимущественно о должном, а не о сущем. Надо понимать, что не все хорошееможно возвратить из вечности в нашу земную временную жизнь, как невозможновозвратить в земную жизнь умерших предков, поэтому завершу работустихотворением Ф.Тютчева «Последний катаклизм».
Когдапробьет последний час природы,
Составчастей разрушится земных:
Всезримое опять покроют воды,
ИБожий лик изобразится в них!
Postscriptum
Кто-тоскажет: Неверно! Отдых полезен в ином климате, многоэтажки удобны ивеличественны, детям нравятся грохочуще-неоновая полутьма игровых центров,пронизываемая лазерными лучами, а по картинкам и кинофильмам знания получатьлегче и приятнее, чем с напряжением вникать в литературные тексты. Таких«некто», думаю, сейчас немало, и выскажутся они подобным образом искренне. Но!– искренность не есть критерий истины. Философ может понимать человека лучше,чем он себя сам понимает (а то зачем нужна философская антропология?). В этомнет ничего парадоксального. Врач, например, может обнаружить у человека,чувствующего себя физически здоровым, серьезную болезнь и, наоборот, учеловека, чувствующего себя тяжело больным, не найдет ничего иного, кромеипохондрии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru