Министерствонародного образования Российской ФедерацииКурсовая работа
Тестированиекак вид контроля грамматических навыков
Владивосток2002 год.
СодержаниеВведение
1. Глава 1. Психолого-педагогическое обоснованиетестов
1.1 Целесообразность использования тестов на старшемэтапе обучения английскому языку
1.2 Психологические особенности старшего школьника
1.3 Тестирование как метод педагогического контроля
2. Глава 2. Методическое использование тестов приформировании грамматических навыков
2.1 Функции тестов. Основные требования к ихпроведению
2.2 Структура теста
2.3 Трудности, возникающие при разработке иприменении тестов. Пути их преодоления
2.4 Методические основы практической разработкитестов
2.5 Методическое использование тестирования В. П.Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методическихкомплектов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вопросами контроля вобучении иностранному языку занимаются многие авторы ( Володин Н.В., Горчев А.Ю.,Зельг Р.И. и многие другие ). Однако, приемы проверки и учета знаний, умений,навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.
Ориентируясь на цели изадачи обучения, в настоящее время решается ряд проблем, связанных сосуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектовконтроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Толькосоотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильноорганизованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения.
Одним из наиболееэффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считаетсятест.
Однако, к сожалению,практическим и методическим указаниям по проведению тестов в современнойметодике уделяется мало внимания, а набора конкретных тестов для проверкисформированности языковых навыков нет вообще. Поэтому, практическая значимостьданной работы состоит в разработке конкретных тестов, которые, применяясь напрактике, будут эффективно способствовать процессу обучения. Таким образом,предметом этой работы является методика использования тестов как основногосредства контроля грамматических навыков английского языка, а объектом — разработка серии тестов, применяемых на старшем этапе овладения иностраннымязыком.
Тестирование являетсяважным средством развития познавательной деятельности учащихся,совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений,навыков. Оно является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствуетформированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемусяработать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровняразвития знаний к другому. Поэтому задания для тестов составляются с учетомразного уровня подготовки учащихся.
Тестовые задания содержатвопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенныхзнаний и навыков и способствуют к подготовке решения новых, более сложныхвопросов… Тестирование дает время на осознание того, насколько усвоенматериал. То есть учащийся старших классов сам может корректировать системусвоего обучения.
В данной работе также будетпредставлена методика тестового контроля с выборочными ответами и разработкиконтролирующих программ. В последней части работы приведем примеры контрольныхтестовых заданий по некоторым разделам грамматики английского языка.
В данной работе выбран грамматическийаспект английского языка именно потому, что грамматике принадлежит лидирующаяроль в обучении любому иностранному языку.
Невозможно оторвать грамматику отречи; по словам Г.В.Роговой, без грамматики не мыслится овладение какой либоформой речи, т.к. грамматика наряду со словарным и звуковым составомпредставляет собой материальную основу речи, т.е. этот методист отводитграмматике организующую роль.
Данная работа доказывает, что еслиприменить тест при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будетболее прочным, а используя тесты при проверке уровня сформированности навыковмы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся, что, в своюочередь даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебныйпроцесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося.
Таким образом, целью данной работыявляется рассмотрение психолого-педагогических аспектов и целесообразностииспользования тестов, как основного способа контроля грамматических навыковусвоения английского языка на старшем этапе, анализ материала, излагаемого вучебниках и другой методической литературы с точки зрения внимания, уделяемоготестированию, а так же разработка комплекса тестов, направленных на контроль изакрепление грамматических навыков усвоения английского языка.
Глава 1. Психолого-педагогическоеобоснование тестов
1.1 Целесообразность использованиятестов на старшем этапе обучения английскому языку
К настоящему времени в школьнойпрактике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля:устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенныеположительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так,устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся,отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работачрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успевсправиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации отом, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками вдостаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативныхпроявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатковявляется форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехомприменяться для текущей проверки знаний и навыков. Тогда, оперативно проверивработы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материаласледующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствиетрудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводитьконтрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контролязнаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так какпозволяет избавиться от психологических проблем, связанных с личнымиотношениями ученика с преподавателем, которые не всегда могут бытьположительными, неуверенностью в своих силах и т. д.
Педагогический опытпоказывает, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовыхзаданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовкуучащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Стандартизированные тестыдостижений обладают преимуществом объективности, единообразия и оперативности.Если они правильно сконструированы, то обладают и другими достоинствами,такими, как полнота охвата содержания, также для всех типов учащихся проведениеправильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс обучения, т.к.они выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего имотивируют дальнейшие действия ученика. Побудительная сила знаний результатовнеоднократно демонстрировалась психологическими экспериментами во многих типичныхситуациях обучения, с различающимися по возрасту и уровню образованияучащимися. Эту точку зрения подчеркивает А. Анастази По ее мнению,эффективность такой самопроверки повышается ее оперативностью. Особенно четкоэто прослеживается на старшем этапе обучения.
Рассматриваемые поддругим углом зрения, тесты служат средством приспособления обучения киндивидуальным потребностям. Обучение может быть наиболее эффективным тогда,когда отвечает тому уровню, на котором находится ученик. Выяснение того, что ученикиуже умеют делать и что они знают о предмете, есть необходимый шаг кэффективному обучению.
Многолетний опытиспользования тестированного контроля грамматических навыков английского языкана старшем этапе обучения позволил выделить следующие положительные моменты
1. Повысилась объективность оценкизнания.
2. Резко возросла познавательнаяактивность учащихся при изучении английского языка.
3. Изменилась роль преподавателя,который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и навыкови проставлением оценок.
4.Улучшиласьпсихологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратнаясвязь – преподаватель – учащийся – преподаватель. Учитель перестает бытьисточником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием уровнясформированности грамматических навыков.
5.Преподаватель полностьюосвобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистическиеданные, оперативно получить картину успеваемости, определить, какие грамматическиеправила учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебныйпроцесс.
6.Возрастает количествоконтрольных мероприятий, что позволяет осуществить своевременную проверкузнаний, умений, навыков у всей группы учащихся по большинству разделовизучаемого курса.
Многолетние наблюдения иопросы учащихся подтверждают необходимость расширения интенсивных формпроверки, т. к. позволяют сделать вывод о том, что регулярность иосновательность подготовки учащихся к каждому занятию находятся в прямойзависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно,что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощныминструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемого грамматическогоматериала. А тестирование является важной частью контроля знаний, умений,навыков вообще и грамматических навыков в частности, позволяя в минимальнокороткий срок по сравнению с другими видами контроля получить полноеобъективное представление об уровне сформированности навыка у максимальногоколичества учащихся. Более того, мы считаем тестирование единственной наиболееэффективной формой проверки грамматических навыков, т. к. грамматический навыкявляется непременным компонентом различных видов речевой деятельности и часто,концентрируясь на лексическом аспекте аудирования, говорения или письма,учащийся уделяет недостаточное внимание грамматике, а тестирование способствуетабстрагированию именно грамматического аспекта языка, если мы имеем дело сграмматическими тестами.
1.2 Психологическиеособенности старшего школьника
Целесообразностьиспользования тестов подтверждается и психологическими особенностями развитиястаршего школьника, ведь, как мы знаем, процесс обучения невозможен без учетаиндивидуальных и психологических особенностей.
Познавательные процессыстаршего школьника характеризуются глубиной, сознательностью и произвольностью.Это связано с тем, что учебная деятельность старшеклассников предъявляетвысокие требования к их умственной активности и самостоятельности.
Для того чтобы глубокоусваивать программный материал по английскому языку, необходим достаточновысокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления.
Развитие познавательныхпроцессов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшееразвитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими,сознательно регулировать их. На старшем этапе обучения учащиеся овладеваютсвоими познавательными процессами(восприятием, памятью, вниманием), подчиняя ихорганизацию определенным задачам жизни и деятельности.
Под влиянием учебнойдеятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старшихшкольников, характер их умственной работы. Мышление характеризуется довольновысоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией кпричинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказыватьистинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения,связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Таким образом,психологические особенности данного возраста дают основание для использованиятестов на старшем этапе обучения английскому языку, т.к. тесты способствуютэкономичному расходу времени на уроке, помогая осуществить проверку ивзаимопроверку грамматических навыков самими учащимися, а также стимулирует ихпознавательную деятельность.
1.3 Тестированиекак метод педагогического контроля. Понятие теста. Виды тестов
Тестирование являетсяодним из важнейших методов контроля знаний умений навыков в обучении, особенновозросло его значение в последнее время, с развитием новейших технологий нашеговремени. Однако тестирование и тесты скорее понятие психологическое, чемпедагогическое. Итак, что же такое тест и чем он отличается от традиционнойконтрольной работы? В переводе с английского ‘test’ — проверка, контроль,упражнение. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим илипсихологическим тестом часто понимают процедуру, направленную на выявлениеконкретного образца поведения, из которого можно сделать выводы об определенныххарактеристиках личности, в нашем случае это уровень овладения грамматическиминавыками, т. е. проще говоря тесты — это достаточно краткие,стандартизированные или не стандартизированные пробы, позволяющие засравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимисярезультативность познавательной деятельности, т. е. оценить степень и качестводостижения каждым учащимся целей обучения.
Наиболее полно исистематизировано тесты описаны в труде А.Анастази «Психологическоетестирование». Различные типы тестов сгруппированы Р.Б. Кэттеллом, В.Ф.Варбуртоном в 12 групп, среди которых тесты способностей, тесты умений инавыков, тесты на восприятие и т.д., однако мы не будем перечислять все типытестов, т.к. речь идет о психодиагностических тестах. Что касается тестов,направленных на контроль грамматических навыков, с психологической точки зренияих можно отнести к тестам достижений, которым в своей работе А.Анастази уделяетбольшое внимание. Имея явное численное преимущество над всеми другими типамитестов, тесты достижений предназначены для измерения воздействия теоретическогои практического курсов обучения, представляя собой «конечную оценку состоянияиндивидуума по завершении обучения». Главное значение в этих тестах придаетсятому, что конкретный человек может делать в настоящий момент.
Содержание этих тестовможет быть соотнесено с образовательными стандартами. Их рассматривают каксредство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ. Какправило, тесты достижений представляют собой тестовые «батареи», охватывают всеучебные программы для целостных образовательных систем.
Тесты достижений предназначены длятого, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями, умениями,навыками и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.Тесты достижений применяются для диагностики прошлого опыта, т.е. усвоения техили иных разделов и в то же время они могут в определенной степенипредсказывать темпы продвижения учащегося в изучении английского языка, т.к.имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладениязнаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Однако,говоря о тестах, нельзя не сказать и о традиционной контрольной работе, ведьконтрольная работа также предполагает проверку уровня сформированности знаний,умений и навыков и до недавнего времени использовалась гораздо чаще, чем тесты.Но между ними есть одно существенное отличие — тест всегда предполагаетизмерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличаетсябольшей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя,чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегдасубъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного отего личных симпатий или антипатий по отношению к тому или иному ученику. Такимобразом, главная отличительная особенность теста – объективность, гарантируемаяизмерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественнуюинформацию.
Согласноформе проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными иписьменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными,вербальными и невербальными. Каждый тип тестов имеет свои достоинства инедостатки. Так преимуществом групповых тестов является возможность охватабольших групп учащихся, более единообразные условия проведения, возможностьобработки данных на ЭВМ и т.д. Основным недостатком групповых тестов мы считаем«усреднение» учащегося, т.е. можно говорить об отсутствии дифференциальногоподхода в обучении иностранному языку.
Глава 2.Методическое использование тестов при формировании грамматических навыков
2.1 Функции тестов. Основныетребования к их проведению
Являясьсредством контроля, тест выполняет ряд функций в обучении. Мы считаемнеобходимым говорить об этом именно в данной главе, т.к. вопрос о роли, которуювыполняют тесты в обучении английскому языку – это скорее вопрос практический.Прежде чем приступить к методической разработке тестов, нужно сформулироватьцели использования и функции тестов.
Итак, С.Ф.Шатилов выделяет следующие функции тестов
Контрольно-корригирующая,
контрольно-предупредительная,контрольно-стимулирующая,
Контрольно-обучающая,
Контрольно-диагностическая,
Контрольно-воспитательнаяи развивающая,
Контрольно-обобщающая.
Рассмотримнекоторые из этих функций подробнее. Контрольно-корригирующая функция состоит ввыявлении степени овладения отдельными группами учащихся новым материалом,знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения, т.е. внесениеизменений в методику корригирования в соответствии с особенностями данногокласса, уровнем обученности в конкретных видах речевой деятельности всоответствии с новыми данными методической теории и передового опыта.
Контрольно-предупредительнаяфункция дает возможность обратить внимание учащихся на то, какой материал,умения и навыки подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем,определить степень готовности учащихся к проверке. Она позволяет выявитьпробелы в усвоении материала, отдельных умений, навыков и своевременноликвидировать их.
Контрольно-обобщающаяфункция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курсаобучения (в конце темы, четверти, полугодия, года).
Проведениеконтроля навыков и умений подчиняется определенным общедидактическимтребованиям, которые также относятся и к тестированию как основному видуконтроля.
Итак,согласно С.Ф.Шатилову существуют следующие требования к проверке грамматическихнавыков учащихся:
1. Регулярность контроля уровнясформированности умений и навыков каждого учащегося и наблюдение за егоуспеваемостью в течение всего года. Регулярность проверки имеет важное значениедля воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком, что,в свою очередь, непременным условием формирования устойчивых навыков и практическихумений.
2. Всесторонность проверки,предполагающая контроль уровня владения каждым учащимся всеми видами речевойдеятельности. Всесторонний контроль возможен только при регулярной проверкевсех учащихся класса.
3. Дифференциальный подход в проведенииконтроля, проявляющийся в учете трудностей усвоения грамматического материалаили овладения грамматическими умениями и навыками для данной категории учащихсяили отдельного ученика.
4. Объективность контроля, что в полноймере обеспечивается использованием метода тестирования, и о чем уженеоднократно говорилось в данной работе.
2.2 Структуратеста
Любой тестимеет в своем составе несколько частей. Это руководство по работе с тестом,тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал илиаппаратуру, лист ответов, шаблоны для обработки данных.
В руководствеприводятся данные о целях тестирования, результатов проверки на надежность,способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные всубтесты, т.е. группы заданий, объединенных одной инструкцией, помещены вспециальной тестовой тетради, которые могут быть использованы многократно, т.к.правильные ответы отмечаются на отдельных бланках.
Однако эточто касается психологических экспериментальных тестов, тесты, направленные на выявлениеуровня сформированности грамматических, как впрочем, и других навыков, имеютболее простую структуру: перечень заданий и ключи; в конце некоторых тестовдается шкала правильных ответов, предполагающая самопроверку учащимися. Яркимпримером таких тестов являются тесты, разработанные А.Д.Климентенко.
2.3 Трудности,возникающие при разработке и применении тестов и пути их преодоления
Трудности,связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходитсяусловно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности),хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют.
Сложностьюорганизационного характера часто представляется умение создать благоприятнуюпсихологическую обстановку. Многие методисты приводят аргументы в пользу того,что слагаемые успешного проведения теста – это доброжелательность учителя ипонимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям иинтересам. Кроме того, интерпретация результатов тестирования не должнавыходить за границы, установленные его целью.
Преодолетьуказанные трудности, а также максимально повысить надежность измерения можно,если следовать трем основным этапам его создания:
1) дать ясные инедвусмысленные теоретические, т.е. научно обоснованные определения навыков,которые нужно измерить;
2) точно установитьусловия и операции, которых следует придерживаться при проведении теста инаблюдении за его выполнением;
3) количественноопределить результаты наблюдений, чтобы убедиться, что используемыеизмерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами.
Еще однойважной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста.Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста,принцип которого основан на теории о подсознательном заполнении пробелов вдеформированном тексте. Однако останавливаться на этом тесте мы считаемизлишним, т.к., анализируя методическую литературу, мы не нашли ни одногоклоуз-теста, направленного на контроль грамматических навыков.
2.4 Методическиеосновы практической разработки тестов
А… Анастазиразбивает прцесс создания теста на три основных этапа:
- проектирование теста;
- написание заданий;
- анализ заданий.
Идействительно, разработчик теста, начинающий прямо с написания заданий, скореевсего создаст односторонний тест. Без наличия технического проекта будущеготеста некоторые темы изучаемого предмета могут оказакться излишнепредставленными в нем, в то время как другие останутся незатронутыми. Обычно поодним темам объективные задания приготовить легче, а по другим труднее. Такжелегче подготовить задания, требующие запоминания простых фактов и труднеепридумать задания на критическую оценку, обобщение различных фактов или наприменение изученных принципов к новым ситуациям. Исходя из этого, можнозаключить, что тесты по английскому языку, направленные на контрольграмматических навыков, являются сложными и трудоемкими с точки зрениясоздания, тем более, что они могут сочетать разные смысловые темы иразнообразный лексический материал и предполагают не только наличие знанийграмматики, языковых явлений, но и практическое применение этих знаний вразличных языковых ситуациях. Поэтому конструируемый без наличия проекта тестможет оказаться недолговечным и не оправдать целей своего использования.
Причинувозникновения большинства критических замечаний в адрес тестов с выборомготовых ответов А.Анастази видит в неоправданно большом значении, которое вплохо сконструированных тестах придается механической памяти и малозначительнымдеталям. Однако, говоря о грамматических тестах, нельзя не признать ихспецифичность и необоснованность подобных обвинений, т.к. задания этих тестовне строятся и просто не могут строиться на использовании механической памяти,будучи направленными на контроль навыков, а не знаний, а навык – это действиеавтоматизированное, кроме того любая даже самая малозначительная детальприобретает черты значительной в условиях определенной коммуникативнойситуации, с помощью которой устанавливается и измеряется тот или инойграмматический навык.
Однако воизбежание случайных диспропорций в охвате грамматических тем тестовымизаданиями, прежде чем приступить к подготовке заданий следует составить такназываемую спецификацию теста (test specification) или, иначе говоря, техническоезадание на разработку теста. При подготовке проверочных тестов для своегокласса А.Анастази советует начинать спецификацию с определения целей изученияконкретного языкового явления, содержания грамматических тем, умений и навыков,подлежащих непосредственному контролю; желательно также отразить важностькаждого из этих аспектов в виде количества заданий, предназначающихся дляпроверки грамматических навыков. Успешное и эффективное применение методовтестирования целиком зависит от качества тестовых заданий.
При использовании втечение ряда лет программированного контроля для оперативной оценкиграмматических навыков учащихся по английскому языку были выработанырекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой присоставлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:
1.Все ответы к данному вопросу должнывыглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариантответа и выявлять в нем неточность или ошибку
2.Желательно, чтобыварианты ответов на заданные ситуации содержали не чисто случайные значения, алишь те, которые получены при выполнении с учетом наиболее типичных ошибок. Этоминимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов,если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.
3.Задания к тесту стоитформулировать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали всеграмматические аспекты языка и позволяли контролировать не только навыки, но иусвоение учащимися теоретических знаний.
4.Процесс созданиявариантов тестов всегда должен включать опытную стадию. Поэтому, прежде чемиспользовать задания для контроля и оценки навыков учащихся всего класса, имнеобходимо предложить для выполнения несколько речевых и условно речевыхупражнений, которые послужат в дальнейшем основой для теста.
Этот метод выявляет всеошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще ипотому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданноговопроса или неоднозначность в предложенных ответах, т.к. то, что дляспециалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованныевопросы.
2.5 Методическоеиспользование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой.Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу,что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языкауделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трехметодистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зренияотносительно тестов вообще и грамматических тестов в частности.
Из этих методистов именно Т.Клементьева значительную роль в обученииотводит тестированию. Ее учебник «Happy English 2» разделен на юниты; в концекаждого из них помимо PHONETIC SUPPORT присутствует GRAMMAR SUPPORT, в которойповторяются, укрепляются и обобщаются знания учащимися грамматическогоматериала. Исходя из этого, можно сказать, что Т.Клементьева уделяет огромноезначение грамматическому аспекту языка, отводя в конце каждого цикла местограмматическому тесту, направленному на проверку грамматических умений инавыков – TEST YOURSELF. По окончании теста приводится шкала, используя которуюученик сам выставляет себе отметку, объективно оценивая свои результаты, что всвою очередь способствует развитию самостоятельности и независимости всуждениях и мотивирует дальнейшую учебную деятельность. Далее мы приведемнесколько тестов по Т.Клементьевой. Однако, это что касается повторения ужеизученного материала и контроля сформированных грамматических умений и навыков;новый же материал предоставляется практически и наглядно в тесном соотнесении слексическим и легко усваивается в разных видах речевой деятельности ипосредством большого количества упражнений. Для любителей теории в концеучебника разработан раздел APPENDIX, где в сжатой форме изложен грамматическийматериал, а также пунктуация, американские и британские варианты слов,национальные слова и способы словообразования. Помимо этого в учебнике есть местои для ключей, что также способствует самопроверке, но в то же время повышаетвероятность списывания.
Тесты встречаются также и в разработанном В.П.Кузовлевым УМК «HappyEnglish 2» для 7-9 классов общеобразовательной школы, который состоит изучебника, книги для учителя и звукового приложения..
Содержание учебника построено в соответствии с учебным планом итребованиями базового уровня подготовки учащихся по английскому языку. Материалучебника объединен в десять тематических циклов. На прохождение каждого циклаотводится от шести до девяти уроков в зависимости от уровня подготовленностиучащихся. Кроме того, в конце каждой четверти предусмотрены резервные уроки длятого, чтобы учитель мог решить любую из следующих задач:
- внести в системуте дополнения, которые он считает необходимыми для того или иного класса;
- доделать то, начто не хватило времени в течение запланированных уроков;
- выполнить ряддополнительных упражнений для достижения более высокого результата обучения;
- провести урокзанимательного характера.
В конце каждого цикла дан раздел FOR FUN AND PROFIT, который содержиткак материал, соотносящийся с содержанием конкретных уроков цикла, и призвануглубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя, так иматериал для хорошо успевающих учащихся на уроке, а также вобрал в себя частькниги для чтения, где подобраны дополнительные тексты, связанные спроблематикой учебника. Тексты, представленные в данном разделе аутентичны,познавательны и снабжены заданиями.
После каждого цикла дан раздел TEST YOURSELF, который содержит материалдля контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Однако В.П.Кузовлев, ориентируясьна коммуникативную цель обучения и на изучение различных аспектов иноязычнойкультуры, не приводит ни ни одного грамматического теста.
В приложение включены:
1). Англо-русский словарь, соединяющий активную лексику предыдущихуроков с новой лексикой из текстов для домашнего чтения.
2). Грамматический справочник, который содержит информацию как обизученных, так и о изучаемых грамматических явлениях.
3). Лингво-странноведческий словарь-справочник.
Грамматические навыки говорения и письма формируются на основеграмматического материала, усвоенного в предыдущих классах, а также на основеновых грамматических явлений.
Так например повторяются:
Числительные, Simple Past, Simple Present, Simple Future, множительноечисло существительных, предлоги;
Present perfect, степени сравнения прилагательных, конструкция «to begoing to», повелительное наклонение, наречия, модальные глаголы must, have to,should, can;
Неопределенные местоимения, конструкции «there is/are», артикли,вопросы, притяжательный падеж существительных.
Таким образом, на основе вышеперечисленных грамматических навыков,которые закрепляются в течении всего учебного года, формируются новые:
— инфинитив в качестве обстоятельства причины, SimpleFuture-in-the-Past,
— придаточные предложения, модальный глагол «to be to»;
— инфинитив в роли подлежащего и обстоятельства цели, Past Perfect,употребление «used to», Participle 11 (в качестве определения), PastProgressive, отрицательная форма повелительного наклонения, разделительныевопросы, глаголы-связки, определения, субстантивированные определения, вспомогательныйглагол в коротких ответах;
— Simple Past Passive, Past Progressive, придаточные атрибутивные, модальные глаголы oughtto, shall, should. (Вышеперечисленные навыки следуют в порядке изучения,предложенном В.П.Кузовлевым.).
Примечательно то, что каждый спланированный урок представлен в полномобъеме, присутствует готовый, соответствующим образом подобранный материал дляаудирования и чтения. Поэтому нарушать последовательность упражнений нерекомендуется, т.к. изменится сценарий урока, где указаны даже логическиепереходы между видами работы и упражнениями, т.е. учитель полностью лишаетсявозможности проявить собственную инициативу.
Переходя на анализ УМК О.В. Афанасьевой, хотелось бы сразу заметить,что этот учебник предназначен для учащихся 7 классов школ с углубленнымизучением английского языка. Учебную литературу, разработанную этим автором, дляболее старших классов, к сожалению, найти не удалось. Однако давайте все жерассмотрим принцип и структуру разработки данного учебника, они, по нашемумнению, практически не отличаются от структуры учебников для более старшеговозраста, разработанных этим методистом, за исключением самой программыразумеется. Нам было интересно изучать УМК О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой потой простой причине, что отличительной особенностью данного учебника являетсяего сориентированность на общеевропейский стандарт, в соответствии с которымвыпускники школ с углубленным изучением английского языка должны быть всостоянии сдать экзамен международного образца Cambridge First Certificate,который предполагает весьма обширные и достаточно глубокие знания в областилексики и грамматики английского языка, определенный и достаточно высокийуровень владения умениями и навыками аудирования, говорения, чтения и письма.
Итак, материал учебника завязан на повторении с внесением новыхмоментов в уже известные учащимся явления языка. УМК нацелен на филологическоевоспитание учащихся. Значительное место занимают задания на развитие языковойдогадки, на развитие умения наблюдать факты языка, делать сопоставления иобобщения. Рассмотрим структуру учебника. Достаточно широко представленыматериалы на сравнение аналогичных и сходных явлений родного и изучаемогоязыков. В наиболее концентрированном виде работа этого плана представлена взаданиях типа READ AND COMPARE! В конце учебникапомещен раздел REFERENCEGRAMMAR, где в сжатом виде на русском языке даются комментарии к наиболеесложным грамматическим явлениям, которые изучались в течение всего года.Словарь учебника состоит из двух частей: ENGLISH-RUSSIAN VOCABULARY –традиционное представление слов и выражений, включающее лишь те новые слова,которые изучаются в течение года и TOPICAL VOCABULARY – подробные списки слов исловосочетаний по пройденным темам.
Каждая учебная ситуация начинается подразделом REVISION, так чтофактически повторение пройденного происходит на протяжении всего учебного года.Единица построения учебника – юнит и этим он не отличается от других УМК.Каждый юнит представляет собой последовательное и систематическое изучениеопределенной учебной ситуации и состоит из следующих разделов: REVISION, READINGFOR INFORMATION, включающий две секции GRAMMAR SECTION и VOCABULARY SECTION соспециально выделенной рубрикой SOCIAL ENGLISH, READING FOR DISCUSSION,SPEAKING, WRITING и MISCELLANEOUS (дополнительный интересный материал).
Выполняя задания раздела REVISION, учащиеся имеют возможность в памятине только конкретные лексико-грамматические явления языка, употребляя их частов неожиданном, необычном контексте, но и вспомнить материал странноведческогохарактера. Однако эти задания трудно назвать тестами, т.к. это в большинствеслучаев несложные упражнения, выполняемые в быстром темпе. Тестированию вданном комплексе не уделяется достаточного внимания, оно вытеснено рядомречевых и условно-речевых упражнений, которые предполагают выбор той или инойвременной формы глагола, артикля и т.д. и нацелены на закрепление и выработкуграмматических навыков, но не на их контроль.
Заключение
Таким образом, подводя итог всемувышесказанному, можно сделать вывод, что тесты имеют большое значение приобучении английскому языку на этапе закрепления и контроля грамматическихзнаний, умений и навыков. В последнее время интерес к тестированию какэффективному методу проверки, который может с успехом применятся в учебныхзаведениях для тренировочного, промежуточного, итогового контроля неуклоннорастет, о чем свидетельствует помимо всего прочего и то, что сейчас вМинистерсве образования проводятся многочисленные дискуссии на тему того, стоитли проводить государственный выпускной экзамен по английскому языку в виде общешкольногоитогового теста.
В данной работе мы рассмотрелипсихолого-педагогические основы тестирования, целесообразность использованияэтого метода проверки на старшем этапе овладения иностранным языком, выявиливиды, структуру, особенности, функции тестов, а также проанализировалитрудности, которые могут возникнуть при разработке и использовании тестов инаметили пути их устранения. Кроме того нами были изучены методические основыпрактической разработки тестов. Для наиболее полного раскрытия темы нам казалосьцелесообразным рассмотреть тестирование не только с точки зрения педагогики, нотакже с психологической точки зрения, т.к. тестирование – это прежде всегопсиходиагностическая процедура и в психологии психологи-экспериментаторы ужедавно поняли и оценили все преимущества и важность этого метода исследований.Изучив и проанализировав методическую литературу ряда авторов, ихучебно-методические комплекты мы имели возможность наглядно увидеть и оценитьстепень важности тестирования в их глазах.
В практической части были разработаныкомплексы различных видов упражнений, направленных на закрепление определенныхграмматических навыков, по окончанию выполнения которых мы предлагали выполнитьтесты в качестве завершающей работы. Это свидетельствует о практическойзначимости данной работы, а также должным образом доказывает, что, применяясьна этапе закрепления языковых явлений, тест способствует формированию болеепрочных навыков а в качестве метода контроля дает наиболее полное представлениеоб успеваемости учащихся.
Список используемой литературы
1. Шатилов С.Ф. Методика обучениянемецкому языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1986.
2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., СахароваТ.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение,1991.
3. Миньяр-Белоручев Р.К. Методикаобучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990
4. Гез Н.И., Лиховецкая М.В., МиролюбовА.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа,1982.
5. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А.Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.- М.:Педагогика, 1981.
6. Периодическое издание «Иностранныеязыки в школе» № 2, 1995; №2, 1994.
7. Клементьева Т., Кауфман К. учебноеиздание «Счастливый английский 2» для 7-9 классов общеобразовательной школы.-Обнинск: Титул,1996
8. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. «Счастливыйанглийский 2». – М.: Просвещение, 1994.
9. Периодическое издание «Образование всовременной школе» №3 с. 49; №7 с.53, 2000-2001.
10. Периодическое издание «Учитель»№4 с. 64, 2001.