Реферат по предмету "Право"


Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА» Филиал ФГОУВПО «ПАГС» в г. Балакове Кафедра: государственного и муниципального управления Курсовая работа Дисциплина: местное самоуправление

Тема: «Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления» Выполнила: студентка 4 курса очной формы обучения специальности 080504 ГМУ Глушко В.А. Проверил: Николаев К.А. г. Балаково 2006 г. Содержание Введение Глава 1. Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления 1. Природа и структура объективных условий жизнедеятельности общества 1.2.

Объективная детерминация государственного и муниципального управления 3. Состав и развитость субъективного фактора 4. Организованность субъективного фактора и ее влияние на государственное и муниципальное управление Глава 2. Введение Управленческие процессы протекают везде и всегда по-разному.

Поэтому, когда изучаются где-то или переносятся к нам зарубежные научные суждения, общественные институты, нормативные акты, практический опыт, то все подобное необходимо привязывать к специфике страны, обстоятельств и исторического времени их возникновения и действия. Вследствие этого мудрые мысли, рациональные формы, методы, технологии должны привязывать к тем условиям и факторам, которые характерны для России и определяют все проявления государственного управления.

У нас же все время те или иные явления, от¬ношения, процессы сравнивают с США, Францией, Германией или еще с какой-то иной страной без всякой поправки на то, что мы на¬ходились исторически и находимся сегодня в совершенно отличной от кого бы то ни было системе объективных условий и субъективно¬го фактора. И проблема не в том, хороши они или плохи, а в том, что они существуют фактически реально, независимо от отноше¬ния к ним и наказывают за их игнорирование.

Надо знать и учиты¬вать особенности объективных основ и субъективного фактора го¬сударственного управления в Российской Федерации и в соответ¬ствии с ними решать все проблемы общественного развития. Исторически наблюдаемое возрастание силы человека (точнее, совокупной силы человечества), сосредоточенной в знаниях, опы¬те, орудиях, средствах и технологиях труда, в формах его жизнеде¬ятельности, привело к обманчивым представлениям о том, что можно все, чего только стоит захотеть, что все подвластно челове¬ку,

способному якобы по своему замыслу и проекту чуть ли не пе¬ределать весь мир. С помощью этой силы с начала промышленной революции многое изменено на планете, в мышлении и образе жиз¬ни человека. Сформировались индустриальные, а кое-где и постин¬дустриальные общества, усилилось информационное взаимодей¬ствие между всеми народами, повысилось в целом благосостояние людей. В то же время ощущение силы инициировало две мировые и множество практически непрерывных локальных

войн, до преде¬ла обострило экологическую ситуацию, породило проблему сохра¬нения самой природы человека, о чем впервые возвестили Я. Буркгард и Ф. Ницше. Особенно, как показывает опыт XX века, опасно соединение ма¬териальной и духовной силы сообществ людей с властью автори¬тарной бюрократии, которая рассматривает ее как свою собствен¬ность и использует в узкокорыстных интересах. Не раз создавалось и продолжает создаваться искусственное мнение о могуществе власть предержащих, их

способности путем своих управляющих воздействий решить по собственному усмотрению любую проблему: то не признавалась достоверность выводов кибернетики, гене¬тики и других наук, то произвольно заставляли-выращивать куку¬рузу на Севере, «разворачивать» реки, осушать болота, вообще пере¬иначивать природу и не считаться с биологической сущностью че¬ловека. То диктуют другим народам как им жить, навязывают собственные образы идеалов ценностей и целей.

Еще более упро¬щенно и «радикально» подобные люди относятся к наследованию и преемственности общественных и частных форм жизнедеятельно¬сти. В этой сфере очень многие, чуть получив известность и власть, уже знают, чем и как управлять, что делать и кто виноват, чего хо¬чет народ, каким образом его можно осчастливить и иное в таком же духе. Между тем и в природе (среде нашего обитания, а не в окружаю¬щей среде, как будто не мы в ней, а она вокруг нас), и в обществе, и в самой сущности человека как биосоциальном существе

имеются объективные предпосылки (основы, условия), закономерности, формы, ценности и другие проявления, формировавшиеся тысяче¬летиями, которые прошли испытания временем и накладывают определенные ограничения на нашу деятельность. Конечно, разви¬тие человека изменяет его взаимоотношения с объективным, но последнее остается таковым, невзирая на постоянное накопление мощи человека. Поэтому первейшим условием рациональности и эффективности государственного управления является познание

объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет много¬образных элементов и закономерностей и построение на основе зна¬ний об объективном соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного управления. Глава 1. Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления 1. Природа и структура объективных условий жизнедеятельности общества Проблема влияния объективных основ и субъективного фактора на государственное и муниципальное управление

имеет определяющее значение для формирования, сохра¬нения и воспроизводства любого народа. Каждый народ на планете Земля имеет свою природогеографическую нишу, на ко¬торой ему приходится осуществлять свою жизнедеятельность. И у него нет иного выбора (если не захватывать и покорять чужие территории), кроме того, чтобы эту нишу осваивать, беречь и на базе ее ресурсов создавать свое производство, свои образ жизни, культуру, мирочувствование и собственное сообщество (систему взаимоотношений между людьми).

Природогеографическими условиями в основном объясняются своеобразия цивилизаций, их истоки и длительность существо¬вания, характер и содержание обычаев, традиций, религий, способ производства, ментальность и многое другое. Стоит до¬бавить или спрогнозировать это, как мы поймем, почему люди экватора мыслят и действуют иначе, чем люди северных широт, почему различны нравы у людей гор и равнин, почему люди мо¬рей живут по другому, нежели в глубинах континентов, и т. д. и т. п.

Объективные основы и субъективный фактор жизнедея¬тельности людей всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены, влияют друг на друга и только в своем взаимодействии позволя¬ют понять многообразие мира, взаимозависимость и дополни¬тельность его частей. Знание объективных условий жизнедеятельности общества (речь идет о российском обществе) принципиально важно для государственного и муниципального управления при решении буквально каждого вопроса. Начиная со вступления в ВТО, ког¬да наши партнеры по переговорам навязывают нам параметры

ценообразования сырья, товаров и услуг, принятые у них в теп¬лых широтах, вроде того, что при членстве в ВТО в Сибири бу¬дут те же жизненные условия, что и на южном побережье Сре¬диземного моря, и кончая организацией жилищно-коммуналь¬ного хозяйства в самом маленьком городке. Везде имеется своя специфика, с учетом которой только и можно принимать раци¬ональные и эффективные управленческие решения. Прежде всего, в качестве объективных основ государственно¬го и муниципального

управления следует назвать природогеографические, почвенно-климатические условия или, по словам П.Я.Чаадаева, факт географический. Каждый народ занимает свою территорию (нишу) на земном шаре и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, гео¬графическое расположение, недра, воздух и т. д.) диктуют лю¬дям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни. Не случайно каждая из истори¬чески известных цивилизаций, выделенных английским истори¬ком и

социологом Дж.А.Тойнби (1889—1975) (по поводу чего имеются различные мнения), привязана к определенным природогеографическим условиям и в какой-то мере была приспо¬соблена именно к ним. С этой точки зрения Россия с момента возникновения имеет весьма своеобразные объективные условия для государственного и муниципального управления. Она занимает северную равнин¬ную часть евразийского субконтинента, омываемую Ледовитым и Тихим океанами, с центром холода в

Верховенске. В нынеш¬них границах она еще более отдалена на восток и север. Здесь трудно создавать жизнь, сравнимую со странами Средиземно¬морья или обеих берегов Атлантики. Времена года, длительность каждого из периодов года, смена тепла и холода, переувлажнен¬ность и засуха, другие объективные явления имеют в российс¬ких широтах свою цикличность и специфику, не считаться с ко¬торыми, значит заранее обрекать управленческие процессы

на негативный результат. И хотя есть прогнозы, что климат будет меняться в нашу пользу, но до этого надо дожить, а потом пос¬мотреть, что же реально получится. Не все прогнозы и не так, как бы хотелось, сбываются. Но если что-то и изменится, то и это надо будет учитывать в процессах управления. Ко второму роду объективных основ государственного уп¬равления целесообразно отнести естественно-общественные

формы, сформировавшиеся вследствие длительного взаимодей¬ствия человека и природы. В своих исследованиях русский ис¬торик и географ Л.Н.Гумилев (1912—1992) убедительно показал, что ландшафт предопределяет сущность и формы жизнедея¬тельности соответствующих этносов. Когда какой-либо народ тысячелетиями создает свою культуру («вторую», искусствен¬ную природу) на определенной территории и добивается гармо¬низации природы и своей жизнедеятельности, известного

рав¬новесного отношения между ними, то тем самым он вырабаты¬вает как бы органичные структуры, механизмы и технологии труда, быта и социального общежития, вне соблюдения которых государственное и муниципальное управление приобретает по-существу разрушительный характер. Можно, конечно, путем усиленной эксплуатации природы решить проблемы двух—трех поколений, но уже последующие ощутят разорванность связей и начнут расплачиваться за предыдущую самонадеянность.

Примеров тому сколько угодно, и на Севере, и на Юге. География и способ расселения людей, типы градо- и домост¬роений, характер и организация поселений, технологии земле¬делия и животноводства, виды коммуникаций, способы и прие¬мы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет — все это объективные свидетельства того, что соот¬ветствующими народами (сообществами людей), их отдельными частями найдены и выверены историей адекватные и адаптаци¬онные

формы их существования и развития, частного и общест¬венного поведения, отражающие своеобразие природы и клима¬та, возможности соответствующего производства и потребления. Отсюда проблемы соотношения мировой и национальной культуры, самобытности, оригинальности и заимствования, иными словами, общего, особенного и единичного. Необходи¬мо не только изучать и знать достижения всего человечества, проживающего будь-то на Востоке, Западе или

Юге по отноше¬нию к нам, но и понимать, что любая культура взросла в своих «координатах» естественно-общественных условий, приспособ¬лена именно к ним и при переносе в другую культуру может быть использована лишь с учетом возможностей и способнос¬тей нашей культуры к восприятию и впитыванию (ассимиля¬ции) иных культурных приобретений, даже самых впечатляю¬щих и перспективных. Тем более что органичная (собственная) культура характеризует действительное состояние жизнедея¬тельности

людей, а привносимая (заимствуемая) — лишь веро¬ятностное, которое может быть как лучшим, так и худшим. В данных вопросах государственное и муниципальное управле¬ние должно выверять соответствующие управленческие реше¬ния и действия историческими мерками. Третий ряд объективных основ государственного и муници¬пального управления составляет культурно-историческое насле¬дие, которое создано субъективным фактором (сознанием и де¬ятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой.

Цепь исторического развития непрерывна и на каждый момент времени люди (их сообщества, государства) располагают определенным национальным богатством и осво¬енными технологиями различных видов деятельности, которые в совокупности дают известный уровень реальной производи¬тельности труда и производительных сил. Технологии сформи¬рованы творчеством людей, часто, особенно в промышленности, имеют универсальный характер, но используются, как правило, с учетом природогеографических и естественно-общественных условий

соответствующей страны и ее регионов. Многие техно¬логии, в частности земледелия, скотоводства, лесного хозяй¬ствования и т. д отрабатывались веками, и в этом смысле они объективнее, первичнее форм собственности и механизмов госу¬дарственной и муниципальной власти. Последние менять легче, чем первые, но именно они являются материальным источни¬ком и средством производительности труда. К культурно-историческому наследию относятся также об¬щественные формы жизнедеятельности людей,

апробирован¬ные вековым опытом. В России, к примеру, такие из этих форм, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, община, товарище¬ство и другие, отличающиеся коллективистским началом, воз¬никли, наверное, не случайно, не по усмотрению тех или иных лиц, а являются наиболее приспособленными к нашим природогеографическим и естественно-общественным условиям. Целесообразно подчеркнуть (и это должно стать основанием для всех последующих размышлений), что условно выделенные здесь природогеографические, естественно-общественные

и культурно-исторические условия и наследуемые нами ныне их результаты в жизни выступают во взаимосвязи друг с другом как комплексное явление, внутри и в пределах которого только и может формироваться и реализовываться государственное и му¬ниципальное управление. 1.2. Объективная детерминация государственного и муниципального управления Каждое управленческое реше¬ние и действие должно наполняться конкретным содержанием, исходящим из своеобразного сочетания природогеографического, естественно-общественного и культурно-исторического

факторов в со¬ответствующем месте и времени (в тундре или на берегу Охот¬ского моря, в долинах Кавказа или на просторах Сибири). Прежде всего, результирующим названных объективных усло¬вий выступает производственная база со своей технологией, спе¬циализацией и кооперацией в рамках территории определенно¬го сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта).

Эта база явля¬ется продуктом творческой, созидательной деятельности людей, опредмечиванием их замыслов, знаний и труда. Сегодня производственная база России разрушена почти на половину. В нынешнее положение ее привели не войны, не зем¬летрясения и не иные стихийные бедствия, а действия конкрет¬ных руководителей, которые возглавляли перестройку и так на¬зываемую демократизацию. Последняя не имела никакого по¬нятия о подлинной демократизации — об установлении власти народа в интересах

народа. В качестве объективного источника и детерминанты государ¬ственного и муниципального управления особо следует выде¬лить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, не¬обходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека. Истории известны различные формы собственности, в границах,

принципах и нормативах ко¬торых осуществлялись экономические процессы. Основными среди них признают государственную и частную собственность, между которыми (в силу многогранности общественных связей) имеются смешанные или комбинированные формы собствен¬ности (муниципальная, кооперативная, акционерная, общест¬венных объединений, групповая и т. д.). Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального

управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специ¬фических социальных интересов, социальных отношений в уз¬ком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы — это интересы сохранения, самообеспечения и вос¬производства человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Социальные от¬ношения в научной литературе сводятся к отношениям по обе¬спечению жизненными средствами,

воспроизводству социаль¬ных и природных данных человека, приобщению к производству, адаптации совокупного человека к существующей или изменяю¬щейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-веще¬ственных элементов, создающих условия для удовлетворения социальных интересов людей. Это набор структур по оказанию социальных услуг, начиная с родильного дома и кончая местом панихиды.

Функционально здесь актуальна каждая структура, ибо виды социальных услуг не взаимозаменяемы. За тысячелетнюю историю социальная жизнь людей вырабо¬тала определенные формы, закономерности, традиции, даже стереотипы, которые ее поддерживают и воспроизводят в соот¬ветствующих объективных условиях и более конкретно — на ос¬нове имеющейся производственной базы и системы экономи¬ческих отношений. Отсюда существуют сильные зависимости между экономической деятельностью и социальное жизнью общества,

многогранные прямые и обратные связи между ними. В обшем и целом социальные потребности людей приспосабли¬ваются к экономическим возможностям общества, иначе исто¬рическая жизнь могла бы не состояться. Часто социальные пот¬ребности удовлетворяются лишь в ограниченных масштабах (частично), что придает социальной жизни обедненный и од¬носторонний характер, сказывающийся на самочувствии и раз¬витии человека. Объективная детерминация государственного и муници¬пального управления идет также от духовной культуры

общества, имеющей как бы два среза: субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознания и деятельности людей), и объективный, отражающий материаль¬ное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие. Речь идет об объективном, исторически закреплен¬ном в духовной культуре общества. Каждый народ выработал, сохранил и усвоил свою систему духовных ценностей — религиозных, мировоззренческих (фило¬софских), идеологических, этических, художественных, педаго¬гических и других,

к которым государственное и муниципаль¬ное управление должно относиться как к объективным фактам. Порой эти ценности бывают консервативными, идеалистичес¬кими, мифологическими, противоречащими целям современ¬ного государственного и муниципального управления. Но в них может обнаруживаться немало умозрительного, ограниченного, приспособленного лишь к конкретной национальной самобыт¬ности. Источником и постоянным импульсом объективизации го¬сударственного и муниципального

управления служит рожден¬ный духовной культурой общества научно-технический прогресс. Этот прогресс осуществляется в сложнейшей системе: «наука — техника — производство — природа — общество — человек», где каждый элемент, во-первых, приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им определенной общественной потребности или при выполнении общественной функции и, во-вторых, неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интел¬лектуальной

физической активности. Научно-техническое развитие вызывает изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, серьезно корректирует влия¬ние объективных условий на решение общественных проблем. Оно открывает новые возможности перед людьми, использова¬ние которых всецело зависит от людей их общественной орга¬низации. Как свидетельствует история, одни и те же научно-тех¬нические открытия в разных странах дают существенно разные социальные и экологические результаты, и, главным образом, по причине того,

что не везде государственное и муниципальное управление (да и менеджмент) осознает характер и потенциал научно-технических новаций. Анахронизм и инертность управ¬ления способствуют отставанию от многих стран. В начале XXI в. научно-технический прогресс привел к масштабной информационно-технологической революции, ко¬торая управляющим параметром для очень многих процессов выдвинула компьютер, обладающий памятью и быстротой об¬работки информации весьма выше человеческой.

Информаци¬онные сети (паутина) практически охватили весь мир и позво¬ляют на многие расстояния и мгновенно передавать большие объемы управленческой информации. Все это создает новые ус¬ловия и факторы, определяющие жизнедеятельность органов государственного управления и местного самоуправления. Таким образом, объективизация государственного и муни¬ципального управления идет от комплекса источников, детер¬минант и импульсов по линиям: природогеографических, почвенно-климатических

условий; естественно-общественных форм обеспечения людей; культурно-исторического наследия; производственной базы, системы экономических отношений; традиций и структуры социальной жизни; объективного в ду¬ховной культуре; научно-технического прогресса и другим, ко¬торые могут быть обнаружены при более глубоком раскрытии данной проблемы. Освоение этого комплекса зависит от разви¬тости и организованности субъективного фактора и от его связи с государственным и муниципальным управлением.

1.3. Состав и разновидность субъективного фактора Обращение к субъективному фактору в теории государ¬ственного и муниципального управления имеет двоякий смысл. Во-первых, государственное и муниципальное управление само составляет часть субъективного фактора и тем самым во многом определяется его состоянием, зависит от его потенциала; во-вто¬рых, место, роль и другие проявления государственного и муниципального управления в свою очередь также зависят от уровня

развития и организованности субъективного фактора. Без ори¬ентации на субъективный фактор и на его влияние на управлен¬ческие процессы трудно понять практически любой вопрос го¬сударственного и муниципального управления. Например, по¬чему даже в условиях глобализации в одних странах имеет место быстрое экономическое развитие, а в других — нет? Субъективный фактор олицетворяет собой (что важно подче¬ркнуть) сознание в действии,

определенное слияние мысли¬тельного и практического процессов. Именно воплощение со¬знания в деятельности, его «материализации», объективное за¬крепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания. Оба связанных между собой элемента субъективного факто¬ра — сознание и деятельность — имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социо¬логической и психологической науках,

и сказанное здесь явля¬ется лишь выводом из них, и то применительно к запросам тео¬рии государственного и муниципального управления. Сознание отличается разными уровнями — общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах — мифологическое, религиозное, научное, художествен¬ное, историческое и т. д имеет разные социально-психологи¬ческие параметры. Определяющими для государственного и муниципального управления, которое имеет дело с самыми разными

людьми, являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. В этом — источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государствен¬ных и муниципальных органов и должностей. Одни и те же ре¬шения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Тоже относится к управляемым объектам и услови¬ям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объек¬тах, естественно руководствуются своим сознанием, которое может весьма

отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В резуль¬тате и государственное, и муниципальное управление, и его уп¬равляющие воздействия, и их восприятия управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда имеют место неопределенность, вероят¬ность как в содержании управленческих решений, его толкова¬нии и аутентичности понимания, так и в надежности его реали¬зации.

Деятельность — многомерное явление, выражающее в сово¬купности способность человека (сообществ людей) физически и интеллектуально производить (создавать, творить) необходимые ему продукты и условия его жизнедеятельности. Она служит мо¬ментом перехода, «превращения» сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты), ин¬тересы, замысли и т. д. приобретают соответствующую предмет¬ность, превращаются в реальность, пригодную

для потребления. В то же время это — способ реализации сущности человека и ме¬ханизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятель¬ностью), основной канал его социализации. Деятельность — единственный способ создания людьми материальных и духов¬ных продуктов и социальных условий своей жизни, определяю¬щий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и глав¬ное основание личности.

Только говорящий человек еще не че¬ловек, надо чтобы он делал дело, важное для других, поскольку все взаимозависимы. Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для органов государственного и муниципального управления, пос¬кольку их главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности. Для государственного и муниципального управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора. Прежде всего, речь идет о соотношении интересов и целей субъективного

фактора и интересов и целей, реализуемых госу¬дарственным и муниципальным управлением. Сложная струк¬тура субъективного фактора приводит к тому, что часто индиви¬дуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного и муниципального уп¬равления. Важное значение принадлежит «наложению» и взаимодей¬ствию социальных норм, которые признаны субъективным

фак¬тором, с одной стороны, и которыми руководствуется государ¬ственное и муниципальное управление, с другой. Ведь субъек¬тивный фактор исторически сформировался и поддерживается многообразной совокупностью религиозных, моральных, эсте¬тических, правовых и других норм, традициями и обычаями. Следует, наконец, принимать во внимание связанность моти¬вов и стимулов поведения людей в личной и общественной жиз¬ни и, соответственно, в процессах государственного и муници¬пального управления.

Весьма часто «должное» и «сущее» в пове¬дении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем дру¬гое, и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Несовпадение мотивов и стимулов приводит к тому, что стимулы, особенно содержащиеся в государственном и муници¬пальном управлении, не срабатывают. Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности — интересы — цели — воля

— нормы — мотивы (установки) — стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное и муниципальное управление. Развитость и организованность этой системы во многом опреде¬ляют возможности государственного и муниципального управ¬ления и характер его взаимоотношений с обществом. 1.4. Организованность субъективного фактора и ее влияние на государственное и муниципальное управление Вопросы о месте и роли, возможностях и объектах, потенциа¬ле и пределах государственного и муниципального

управления нельзя рассматривать абстрактно, из самих себя, сугубо умозри¬тельно. Они обусловлены, причем в весьма существенных мо¬ментах, организованностью субъективного фактора, возникаю¬щей под влиянием многих общественных усилий. Организован¬ность (как и дезорганизованность) создается объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общест¬венных связей и, в конечном счете, сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого

человека. Большое место в организации субъективного фактора при¬надлежит менеджменту, общественному управлению и обществен¬ному самоуправлению. Эти виды управления связаны между собой тем, что их субъектом выступает непосредственно само общество, но различаются они по уровню и характеру организованности. В общественном самоуправлении проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие об¬щественные институты. Это: семья, собственность, мораль, право (в социологическом смысле), традиции,

обычаи, иные регуляторы, используемые людьми при реализации своего ста¬туса свободной личности (в отличие от статуса гражданина). В общественном управлении задействованы специальные об¬щественные организационные структуры, создаваемые для осу¬ществления определенных целей: общественные объединения, партии, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления и т. д. Статус таких структур ре¬гулируется законодательством, а сами они имеют сложную орга¬низацию, во многом

выступают организационной основой того, что именуется «гражданским обществом». Менеджмент организует активность субъективного фактора, главным образом, в экономической и социальной сферах, хотя он может трактоваться и шире. В системе рыночных отноше¬ний, как вид управления, он играет большую роль. В условиях, когда организованность субъективного фактора за счет собственных сугубо общественных сил не вполне отвеча¬ет содержанию и актуальности проблем, стоящих перед людьми в наши дни, сохраняют

и, скорее всего, укрепляют свое значение идеи государственности, которые как бы впитывают в себя дру¬гие консолидирующие идеи и организуют общество во всей его целостности и многообразии. Именно государство, выражая всеобщие потребности, интересы и цели, представляя и законо¬дательно закрепляя всеобщую волю, может и должно посред¬ством своих управляющих воздействий ограничивать «поле» и ослаблять действие негативных стихийных механизмов, поддер¬живать и развивать общественную саморегуляцию.

Государство несвободно в определении своего места и роли, своих функций и поведения в общественной жизнедеятельно¬сти людей. Оно, как уже отмечалось, связано обществом. И ес¬ли в последнем деструктивные элементы выходят за пределы до¬пустимого, если общественные связи разорваны или находятся в состоянии конфронтации, если общественные институты и структуры сами не справляются со своими задачами и т. п то государство в интересах сохранения общества вправе и обязано использовать

весь потенциал своего аппарата, в том числе его возможности принуждения. Ибо только в условиях спокой¬ствия, безопасности людей, целесообразного труда возможно развитие общества и решение любых его проблем. Осознание объективных основ и субъективного фактора го¬сударственного и муниципального управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирова¬ния и реализации соответствующих управляемых воздействий, но и практический.

Каждый раз в каждом государственном или муниципальном органе, когда разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения, а также совершаются управленческие действия, необходимо прежде всего уяснить и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные, объек¬тивные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с спользованием которых осуществляются управленческие процессы. Это — одна из аксиом государственного и муници¬пального управления.

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы Субъективный фактор государственного управления обеспечивает проводимость тех решений, которые созревают в недрах властных структур. Реформирование государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции.

Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров. Прогнозную законодательную основу государственное управление получило с принятием Федерального Закона от 27 мая 2003 г №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с

Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службы в РФ. В статье 2 ФЗ от 27 мая 2003 г №58-ФЗ определены виды государственной службы: • государственная гражданская служба; • военная служба; • правоохранительная служба. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую

службу РФ и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Среди основных принципов построения и функционирования системы государственной службы необходимо выделить следующие: • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения. и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации (далее - государственные органы); • законность; • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; • равный доступ граждан к государственной службе; • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; • открытость государственной службы и

ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; • профессионализм и компетентность государственных служащих; • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Глава 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 г №58-ФЗ «О системе государственной службы в

Российской Федерации» предусматривает общие условия государственной службы, а именно создание кадрового резерва, развитие профессиональных качеств государственных служащих, оценку профессиональной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации и сдача квалификационного экзамена и др. В целях координации деятельности государственных органов при решении кадровых вопросов создается система управления государственной службой. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой осуществляется

Федеральным Законом от 27 июля 2004 г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Федеральный Закон от 27 июля 2004 г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» четко определяет должности государственной службы, реестры должностей государственной службы, права и гарантии государственных служащих. Он устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы

РФ. Предметом регулирования закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий). Закон четко определил квалификационные требования к должностям государственной службы (ст.

12), основные права гражданского служащего (ст. 14), основные обязанности гражданского служащего (ст. 15). Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий

федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). На основе единства основных квалификационных требований к должностям и единство ограничений и обязательств

при прохождении гражданской и муниципальной службы, единство требований к профессиональной подготовке и др. обеспечивает взаимосвязь гражданской и муниципальной службы. Единство системы государственной служба РФ и принципов ее построения и функционирования обеспечивается взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов. Путем заключения служебного контракта (глава 5) устанавливается соглашение между представителем

нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Кадровый состав гражданской службы формируется на основе следующих принципов: 1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной

служебной деятельности и деловых качеств; 2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих. Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются: 1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих; 2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских служащих; 4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование; 5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена; 6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства

Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе

Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор

Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, действующее законодательство, основываясь на профессионализме, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей обеспечит стабильное государственное управление и станет важнейшим фактором сохранения и позитивного развития государственности. Заключение Выделение объективных основ и субъективного фактора государственного управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирования и реализации государственно - управляющих

воздействий, но и непосредственно практический. Каждый раз в каждом государственном органе, когда приходится разрабатывать, принимать и исполнять управленческие решения, а также совершать управленческие действия, необходимо, прежде всего, уяснять и достоверно оценивать те конкретные, порой уникальные, объективные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленческие процессы. Это одна из аксиом государственного управления.

Первейшим условием рациональности и эффективности государственного управления является познание объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет много¬образных элементов и закономерностей и построение на основе зна¬ний об объективном соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного управления. Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения,

сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. В качестве объективных основ государственного управления следует назвать, прежде всего, природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д.) диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Ко второму роду объективных основ государственного управления можно отнести естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет - все это важные и объективные свидетельства того, что соответствующими народами (сообществами людей) найдены

и выверены историей адекватные и адаптационные формы их существования и развития, частного и общественного поведения, отражающие своеобразие природы и климата. Третий ряд объективных основ государственного управления - это культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой. К культурно-историческому наследию относятся также общественные формы жизнедеятельности

людей, апробированные вековым опытом. В России, к примеру, такие формы, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, община, товарищество и другие, отличающиеся коллективистским началом, возникли не случайно, не по усмотрению тех или иных лиц, а являются наиболее рациональными в наших природно-географических и естественно-общественных условиях. Основой названных объективных условий выступает производственная база — со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества

людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества. В качестве объективного источника и детерминанты государ¬ственного и муниципального управления особо следует выде¬лить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство

материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, не¬обходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека. Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специ¬фических социальных интересов, социальных отношений в уз¬ком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы — это интересы сохранения, самообеспечения и вос¬производства человеческой жизни,

более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Объективная детерминация государственного и муници¬пального управления идет также от духовной культуры общества, имеющей как бы два среза: субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознания и деятельности людей), и объективный, отражающий материаль¬ное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие. Речь идет об объективном, исторически закреплен¬ном в духовной

культуре общества. Источником и постоянным импульсом объективизации го¬сударственного и муниципального управления служит рожден¬ный духовной культурой общества научно-технический прогресс. Этот прогресс осуществляется в сложнейшей системе: «наука — техника — производство — природа — общество — человек», где каждый элемент, во-первых, приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им определенной общественной потребности или при выполнении общественной функции

и, во-вторых, неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интел¬лектуальной физической активности. Таким образом, объективизация государственного и муни¬ципального управления идет от комплекса источников, детер¬минант и импульсов по линиям: природогеографических, почвенно-климатических условий; естественно-общественных форм обеспечения людей; культурно-исторического наследия; производственной базы, системы экономических отношений; традиций и структуры социальной жизни; объективного в ду¬ховной

культуре; научно-технического прогресса и другим, ко¬торые могут быть обнаружены при более глубоком раскрытии данной проблемы. Освоение этого комплекса зависит от разви¬тости и организованности субъективного фактора и от его связи с государственным и муниципальным управлением. В теории государственного управления обращение к субъективному фактору имеет двоякий смысл: во-первых, государственное управление само составляет часть субъективного фактора, во-вторых, место и роль государственного

управления зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Субъективный фактор олицетворяет собой сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов, воплощение сознания в деятельности, его «материализацию». Человеческая деятельность также представляет собой многомерное явление, выражающее в совокупности сущностные стороны и свойства человека и различные общественные взаимосвязи.

Она служит моментом перехода, «превращения» сознания в материальность. Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для государственного управления, ибо его главный общественный смысл состоит в активизации и организации этой деятельности. Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) – стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное

управление. Ее развитость и организованность во многом определяют возможности государственного управления и характер его взаимоотношений с обществом. Государство несвободно в определении своего места и роли, своих функций и поведения в общественной жизнедеятельно¬сти людей. Оно, как уже отмечалось, связано обществом. И ес¬ли в последнем деструктивные элементы выходят за пределы до¬пустимого, если общественные связи разорваны или находятся в состоянии конфронтации, если общественные

институты и структуры сами не справляются со своими задачами и т. п то государство в интересах сохранения общества вправе и обязано использовать весь потенциал своего аппарата, в том числе его возможности принуждения. Ибо только в условиях спокой¬ствия, безопасности людей, целесообразного труда возможно развитие общества и решение любых его проблем. Осознание объективных основ и субъективного фактора го¬сударственного и муниципального управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирова¬ния

и реализации соответствующих управляемых воздействий, но и практический. Каждый раз в каждом государственном или муниципальном органе, когда разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения, а также совершаются управленческие действия, необходимо, прежде всего, уяснить и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные, объек¬тивные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленческие процессы.

Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». – 2-е изд. – М.: Изд-во «Ось – 89», 2004 3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» М.: Ось-89, 2005. 4. Атаманчук

Г.В. Теория государственной службы. М 2004 5. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М 1993 6. Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления. http://www.traktat.ru 7. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Под общ. Ред. Г.В. Атаманчука – М.: Изд-во

РАГС, 2005 8. Фабричный С.Ю Жуковский А.И. «Муниципальная служба в контексте местного самоуправления» журнал «Управленческое консультирование» 2001, № 2



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контроль за деятельностью нотариусов. Порядок обжалования нотариальных действия или отказа в их совершении
Реферат Изучение измерительных приборов Оценка погрешностей измерений физических величин
Реферат Технико-экономическое обоснование инвестиций
Реферат Уголовно–правовая борьба с незаконным обладанием оружия
Реферат Государственные Советы Парламентский комиссар по делам администрации в Великобритании
Реферат Lady Macbeth Essay Research Paper Lady Macbeth 2
Реферат Национальные особенности переговоров Американцы
Реферат Организация лечебно эвакуационных мероприятий в войсках Современная система этапного лечения раненых
Реферат Моделирование газофазных процессов, протекающих при гетерогенно-каталитическом восстановлении оксидов
Реферат Физические упражнения при заболевании бронхиальной астмы
Реферат Современные нейролептики взаимодействие с системами нейротрансмиттеров мозга
Реферат Групповая терапия как метод восстановления депрессивных пациентов
Реферат Совершенствование системы регистрации прав на недвижимость и регистрации сделок с недвижимостью
Реферат Культура как самоподобная гештальт-система
Реферат Австралопитеки