Нет другойпрофессии, о которой так много написано с древнейших эпох. Нет другогопредставителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты,писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен.
Педагог,наставник, мугаллим, преподаватель…
В каждойцивилизации, в каждом государстве по-разному называли и называют того, ктообучает и воспитывает, передает своим ученикам накопленные человечеством иприобретенные своим обществом знании и опыт.
Нет другойпрофессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная,почетная, душевная, прекрасная…
Нет другогопрофессионала, к которому предъявляют столько требовании: он должен быть честным,правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, любящим своихдетей, психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым«родителем», морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовых ккомпромиссу…
Он должен бытьпервым…
Учитель. Вкаком-бы государстве он ни живет, к какому-бы обществу он ни принадлежит,где-бы он ни работает; в школе, профессиональном или высшем учебном заведении,в системе повышения квалификации или переподготовки кадров, он остаетсяпередатчиком знании, культуры, образцом подражания.
Мы частовспоминаем своих первых учителей. Тех, которые первыми вселили в нас веру всебя, надежду в будущее, любовь к знаниям. Ведь именно в школьном коллективе мыусваиваем не только знания, но и учимся дружить и соперничать, отличать доброе.И он, школьный учитель становится первым образцом подражания. И он, учительзапоминается нам связующим звеном тех познании, которые мы получаем в семье ишкольных знании…
Многиевеликие личности и сильные мира сего оставили свои воспоминания о своих учителяучителях. Можно составить многотомники из их теплых слов и возвышенных фраз вчесть наставников, прививших им ростки добра и жажду познания.
Оставившиевеликие произведения, совершившие великие открытия, вложившие свою жизнь вразвитие гуманизма, интернационализма с трепетом и гордостью вспоминали о своихучителях…
Но былиучителя и у Чингисхана и Батыя, разрушивших средневековую цивилизацию Евразии;у Наполеона, ввергшего в хаос Европу 19 века; у идеологов и руководителейбольшевизма и сталинизма, совершивших многолетний геноцид над народами бывшей Российскойимперии, фашизма, уничтожившего десятки миллионов человеческих жизней. Еще живыучителя правителей западной ориентации, развязавших сегодняшнюю кровопролитнуювойну за обладание чужих сырьевых ресурсов в Ираке, Афганистане, на Кавказе…
Учительможет быть авторитетом, примером внутри своего общества и по обязанностивоспитать, эгоистического, горделивого последователя. Ну, точно такого же какон сам; идеального в своем обществе, в своей стране…
Стоит липеречислять «эталонные» качества в характере учителя, не определив его место втом самом обществе? Кому он служит? Детям, своим ученикам или наглому чиновникунахальному бюрократу? Согражданам, развивающим экономику, культуру и наукусвоей страны или грабителям своего же народа?
И в начале21 века, когда уже невозможно скрыть катастрофическое влияния человека наприроду, когда оказалось под угрозой само существование жизни на Земленеобходимость воспитания человека, любящего и уважающего нашу общую планетустало первоочередной задачей.
Поговоркагласит: «Землю не родители нам подарили, ее нам одолжили наши дети». И нашемупоколению пора возвращать долги перед будущим. Немедленно сократить добычу всехвидов сырья, утоньщать Красную книгу, работать над сбережением того, что имеем.Это потребует кардинального изменения отношения к учителю.
Станетнеобходимо создание над государственного, внеполитического, наднациональногоинститута подготовки учителей, обучающих науке сохранения Земли, искусствувозрождения отношения к самому святому-жизни на Земле. Жизни во всехпроявлениях, в том числе жизни человека.
Новая наука«О цене жизни» должна быть создана усилиями ведущих ученых всех отраслей наукисо всех стран.
Ксожалению, не одна из современных так называемых мировых религии не учатсохранять и беречь нашу Землю и жизнь на Земле. Хочется верить, что религиозныеученые также окажут помощь в создании новых условии для работы учителя.Учителя, работающего ради сохранения жизни на Земле, ради сохранения нашейобщей Родины…
Да, учитель21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не тольколюбимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первуюочередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. Иестественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен иобязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любитьне только людей, но и все живое, всю природу, как цельное живое сотворенияВысшего Разума, Высшей Силы, Творца.
Учителю РоссийскойФедерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи.Россия-уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшаяв себя многие национальности, представителей разных культур и религии.Россия-страна с богатейшими запасами природных ресурсов; сырья, чернозема,лесов, пресной воды.
УчительРоссии 21 века по своему назначению обязан быть интернационалистом, знатокомобщемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии,патриотом, активным защитником природы нашей страны.
Великиймыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может бытьучителем».
Учительдолжен знать историю России, народов и нации, ее населяющих. Он обязан бытьбеспристрастным историкам, понимающим полезность исторической правды…
Учительдолжен быть экономически грамотным, понимающим что он не будет бедствовать впроизводящей стране. Что его тяжелый труд заключается как стоимость образованияи грамотности специалиста-производителя в себестоимости продукции, в полученнойприбыли…
Учительдолжен быть свободным. И как личность, и как специалист. Его жизнь и труд недолжны быть зажатыми в рамках чиновничьих законов и учебных стандартов.
Появиласьнадежда, что Год Учителя, с учетом положительного влияния Президента иПремьер-министра нашего государства на вопросы образования и судьбуучительского корпуса станет переломным в вопросах повышения престижа, статуса иавторитета учителя.