РЕФЕРАТ
«Системы высшегообразования Америки, Японии и т.п.»
Введение
Высшееобразование – это уровень знаний, которые получаются в высших учебныхзаведениях на базе полного среднего образования, необходимый специалистамвысшей квалификации в разных отраслях народного хозяйства, науки и культуры.
Высшееобразование – уровень образования, который приобретается в высшем учебномзаведении в результате последовательного, системного и целеустремленногопроцесса проработки материала, который основывается на полном общем среднемобразовании и заканчивается получением определенной квалификации по итогамгосударственной аттестации. Для получения высшего образования необходимым условиемявляется сдача тестов «Зовнішнього центру оцінюванняякостіосвіти».
1. Высшееобразование в наше время
1.1Структура высшего образования
В структурувысшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационныеуровни:
Образовательныеуровни:
– Неполноевысшее образование
Неполноевысшее образование – уровень высшего образования человека, которыйхарактеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личностноеразвитие. Этого достаточный для получения образовательно-квалификационногоуровня младшего специалиста.
– Базовоевысшее образование
Базовоевысшее образование–уровень высшего образования человека, который характеризуетцелостность его интеллектуальных качеств и определяет личностное развитие, атакже является достаточным для получения образовательно-квалификационногоуровня бакалавра.
– Полноевысшее образование
Полноевысшее образование – уровень высшего образования человека, которыйхарактеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личностноеразвитие, а также является достаточным для полученияобразовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра.
Образовательно-квалификационныеуровни:
– Младшийспециалист
Младшийспециалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образованиячеловека, который на базе полного среднего образования получил неполное высшееобразование, а также специальные умения и знания, достаточные для выполненияфункций определенного уровня профессиональной деятельности, которыйпредусмотрен для определенных должностей в специализированных отрасляххозяйства.
– Бакалавр
Бакалавр – образовательно-квалификационныйуровень высшего образования человека, который на базе полного среднегообразования получил базовое высшее образование, фундаментальные и специальныезнания касательно обобщения объекта деятельности, достаточные для выполнениязаданий и обязанностей некоторого уровня профессиональной деятельности, которыепредусмотрены для определенных должностей в специализированных отрасляххозяйства.
Подготовкастудентов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может производитьсяна основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.
– Специалист,магистр
Специалист –образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, которыйна базе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшееобразование, специальные умения и знания касательно обобщения объектадеятельности, достаточные для выполнения заданий и обязанностей определенногоуровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для высшихдолжностей в специализированных отраслях хозяйства.
– Магистр
Магистр – образовательно-квалификационныйуровень высшего образования человека, который на базеобразовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшееобразование, специальные умения и знания касательно обобщения объектадеятельности, достаточные для выполнения заданий и обязанностей инновационногохарактера определенного уровня профессиональной деятельности, которыепредусмотрены для высших должностей.
1.2 Формыобучения
высший образованиеамериканец колледж
Высшееобразование можно получить вочной, заочной, очно-заочной, вечерней, свободнойформах обучения или в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, взависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровняподготовки и т.д. происходит диверсификация студентов на «регулярных»,«условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т.п.В зависимости от формыобучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образованияколеблется от 4 до 9 лет.
1.3Структура высших учебных заведений
В своейоснове структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.
Возглавляетвысшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениямработы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросыработы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёныйсовет.
Основныеподразделения высших учебных заведений
– Факультет
Учебно-научноеи административное структурное подразделение высшего учебного заведения,осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или несколькимродственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а такжеруководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые онобъединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могутфункционировать на правах внутривузовских институтов.
– Кафедра
Подразделение,осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.
– Аспирантураи докторантура.
– Подготовительноеотделение для абитуриентов.
В структурувысшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры,опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многиевысшие учебные заведения издают собственные газеты.
При ведущихвысших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждениюучёных степеней.
1.4Тенденции и инновации в сфере высшего образования в Украине и зарубежье
Системавысшего образования начала формироваться около двух тысяч лет назад.Образование и культура всегда являлись важными аспектами для любого общества.Каждое новое поколение становится важной частью общества благодаря образованию,и огромное влияние на каждого человека, как на личность, имеет культура. Акультура любого государства основана на традициях и особенностях его народа.Образование и культура всегда являлись важными аспектами для любого общества.Каждое новое поколение становится важной частью общества благодаря образованию,и огромное влияние на каждого человека, как на личность, имеет культура. Именнопоэтому в каждой стране должна быть развитой культура и образование – это иесть «лицо» любого народа. И культура любого государства должна быть основанана традициях и особенностях его народа.
Культура иобразование всегда были взаимосвязаны – в любой школе детям прививают патриотизм,а родители приучают своих детей придерживаться традиций, которые сформировалисьна протяжении тысячелетий. Сам процесс образования и его система обычноразрабатывались и корректировалисьспециальной политической структурой. Так былодо недавнего времени, когда в каждой стране была своя специфическая системаобразования, которая отличалась от систем образования в других странах. Теперьвсё иначе: всепоглощающий процесс глобализации коснулся образования,практически во всех странах Европы появилась тенденция к обобщению всех системвысшего образования, теперь процесс обучения украинского студента практическине отличается от обучения французского или немецкого студента. Современнаяевропейская система высшего образования называется болонской.
Плюсыданной системы:
Выпускникукраинского вуза получает такой же объём знаний и станет таким же специалистом,как и в любом другом европейском вузе. Это дает возможность успешно устроиться посвоей специальности в любой стране Европы, и появляется больше шансов найтихорошую работу в США или в странах Азии.
Минусыданной системы:
Весьпреподавательский и студенческий состав привык к такой системе обучения, какаябыла долгое время в Советском Союзе, многие преподаватели получили именно такоеклассическое образование, они уже привыкли обучать студентов так, как это былораньше. Сейчас же вся система высшего образования, и, частично, среднегообразования переходит на новый уровень – уровень Европы, и всем европейцам, втом числе и нам, приходится привыкать к этой новой системе. А процесс этотвесьма болезненный, потому что катастрофически не хватает новых кадров, аколичество квалифицированных педагогов в учебных заведениях становится всёменьше и меньше. И мы понимаем, что в связи с этим будущие специалисты будутиспытывать сложности в образовании.
2. Высшееобразование в Америке
2.1 Общееположение высшего образования в жизни американцев
Уже самфакт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает длявыпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которыеежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобыполучить высшее образование. Удачливых абитуриентов обычно отбирают последующим признакам:
– оценкив школьном аттестате;
– рекомендации,данные школьными учителями;
– впечатление,которое абитуриент производит во время вступительных собеседований вуниверситете;
– результаттестов (САТ), определяющих пригодность к учебе и научной работе.
Системавысшего образования в Соединенных Штатах включает категории учебных заведений,университеты, в которые входят:
А)Несколько колледжей (факультетов) для студентов, желающих получить степеньбакалавра (срок обучения – 4 года);
Б)Аспирантура для тех, кто собирается продолжать образование после получениястепени бакалавра, чтобы затем получить степень магистра или доктора наук;
В)Четырехгодичные учебные заведения – колледжи – которые по большей части невходят в состав университетов; технические учебные заведения, где выпускникисредней школы могут прослушать курсы сроком от полугода до четырех лет иприобрести самые разнообразные профессии – от парикмахерского дела добухгалтерского учета и компьютерного программирования; двухгодичныемуниципальные колледжи, после которых учащиеся могут либо начать работать вкакой-либо области, либо поступить в четырехгодичный колледж.
Некоторыеуниверситеты и колледжи постепенно приобрели хорошую репутацию за счет высокихтребований и отличного качества обучения. Другие же учебные заведения,наоборот, известны как «фабрики дипломов», где студенты посещают занятия, сдаютэкзамены и по окончании становятся компетентными, но не выдающимисяисследователями и специалистами. Уровень престижа учебного заведения зависит откачества преподавательского состава, уровня исследовательских возможностей,средств, выделяемых на библиотеки, специальные программы и т.д., а такжекомпетентности и числа абитуриентов, т.е., другими словами, от того, насколькоизбирательным может себе позволить быть учебное заведение в отборе студентов.Все эти факторы взаимосвязаны.
ВСоединенных Штатах принято считать, что далеко не безразлично, какое учебноезаведение следует заканчивать. Именно стремление попасть в престижное учебноезаведение и заставляет миллион выпускников средних школ ежегодно проходитьтесты САТ.
высший образованиеамериканец колледж
2.2Отношение граждан США к образованию
Американцыпридают высшему образованию большое значение. Такое отношение восходит к самым старымполитическим традициям страны. В Соединенных Штатах всегда полагали, чтообразование необходимо для сохранения демократического правительства.Считается, что образование готовит человека к полноценному и осознанномуучастию в политической жизни, включая голосование.
До Второймировой войны двенадцатиклассное школьное образование, по-видимому, вполнеудовлетворяло нужды большинства людей; но сразу после войны у американцеввозникло множество новых вопросов: как должна использоваться ядерная энергия? Следуетли позволять ученым экспериментировать с расщеплением генов? Нужно ли тратитьденьги на то, чтобы посылать в космос корабли с космонавтами, или эти деньгилучше использовать на помощь другим странам? Американцы редко непосредственнымголосованием выражают свое мнение о таких сложных и серьезных вещах, нопредставители, которых они избирают, действительно решают эти вопросы. Врезультате за последние годы многие американцы стали считать высшееобразование, даваемое колледжем, необходимым для того, чтобы бытьинформированными избирателями своей страны.
Однакопомимо таких идеалистических соображений многие американцы имеют и другие – онисчитают, что с получением образования связана возможность достижения хорошегоили более высокого дохода. Для некоторых профессий – юриспруденции, медицины,педагогики, инженерных специальностей – образование, даваемое колледжем,является необходимым первым шагом. Школьный аттестат не дает достаточнойподготовки для большинства видов деятельности.
2.3 Вопросывыбора колледжа или университета
При выбореуниверситета или колледжа американцам нужно узнавать не только о требованияхдля поступления в учебное заведение (и о плате за учение), им приходится такжедумать и о многом другом. Им необходимо знать следующее:
Какой дипломдает колледж? Каков срок обучения? На факультетах университета обычнопредлагается четырехгодичный курс «гуманитарных наук», по окончании котороговыпускник получает степень бакалавра в таких областях знания, как история,языки, философия. (Термин «гуманитарные науки» – буквально – свободные науки – происходитот латинского liberalesartes, что означает «свободные» или «гуманитарные навыкии умения». Во времена римской империи это были такие навыки и умения, которые,в отличие от рабов, имел право приобрести только свободный римлянин.) Многиегуманитарные колледжи предлагают также степени бакалавра по физике, химии идругим естественным наукам. Техникумы предлагают такие предметы, как сельскоехозяйство или управление производством с учебными курсами различнойпротяженности. Муниципальные колледжи имеют двухгодичный срок обучения.
Какуюучебную программу предлагает колледж или университет? Каковы требования,необходимые для получения диплома? В американском университете каждый факультети каждая аспирантура имеют свою собственную учебную программу. На факультетахуниверситета могут быть курсы, обязательные для каждого студента (например,занятия по общей истории, математике, словесности, методике исследований). Ностуденты сами выбирают для себя «основные» курсы (область, в которой они хотятполучить диплом) и ряд «факультативов» (курсов, которые им изучать необязательно, но можно. Обычно для того, чтобы после четырех лет обучения ввысшем учебном заведении получить диплом, студент должен получить определенноеколичество зачетов по пройденным курсам – «кредитов» (всего около 120). Дляэтого необходимо посещение лекций (или лабораторных занятий), успешноевыполнение всех заданий и сдача экзаменов. Один «кредит» обычно означает, чтопрослушан и сдан один курс объемом одно занятие в неделю. «Трехкредитный» курспо биологии может представлять собой два часа лекций и одно лабораторноезанятие в неделю. Сам курс обычно имеет продолжительность шестнадцать недель, т.е.длится в течение одного семестра.
И частные,и государственные учебные заведения имеют три источника дохода: плата заобучение, которую вносят студенты, пожертвования (взносы, которые делаютбогатые благотворители) и государственное финансирование. В трех десятках самыхпрестижных колледжей и университетов фонды из накопленных пожертвованийдостигают очень крупных размеров: так Гарвардский, Йельский и Принстонскийуниверситеты обладают фондами более миллиарда долларов каждый. На долюгосударственных учебных заведений приходится больше денег налогоплательщиков,чем на долю частных.
Насколькокрупным должно быть учебное заведение? В Америке есть множество небольшихколледжей – в некоторых из них насчитывается менее сотни студентов. Но в болеекрупных университетах имеется тенденция к росту количества студентов. Ксередине 1980-х годов, по меньшей мере, в семи университетах число студентовпревышало сто тысяч человек в каждом.
2.4Тенденции в специализации обучения
Все большеамериканских студентов, поступая учиться в университеты и колледжи, выбираютспециальность, связанную с миром бизнеса и профессиональной карьерой. К концу1980–81 учебного года эти тенденции наметились особенно ясно. За этот год быливручены дипломы по следующим специальностям:
Шестьдесятпроцентов всех дипломов бакалавра (более полумиллиона) были выданы по следующимшести областям знаний: бизнес и менеджмент, педагогика, общественные науки(например, социология), инженерные специальности, здравоохранение (например,диететика), естественные науки (например, биология).
Семьдесятпять процентов всех дипломов магистра (около 300000) были вручены в пяти изперечисленных выше областей – но в иной последовательности: педагогика, бизнеси менеджмент, управление общественно-политическим сектором, инженерныеспециальности, здравоохранение, общественные науки.
Семьдесятодин процент всех дипломов докторов наук (около 32000) были выданы в следующихобластях: педагогика, биология, общественные науки, естественные науки(например, химия), психология, инженерные науки. Остальные дипломы были врученылицам, специализирующимся в области медицины, богословия и стоматологии (именнов такой последовательности).
К началу1980-х годов американские университеты и колледжи занимались в основномподготовкой своих студентов к тому, чтобы те научились зарабатывать на жизнь. Вэтом они существенно отличались от первых американских колледжей.
2.5Традиции и история высшего образования в Америке
Первыеуниверситеты в Америке
Когда в 17веке заселялись американские колонии, ставшие позднее Соединенными ШтатамиАмерики, в мире уже существовали очень древние университеты. Каирскомууниверситету Аль-Ажар в то время насчитывалось уже более 600 лет. В Италии уженесколько столетий существовал Университет Болоньи. Оксфорд и Кембридж в Англиии Парижский университет были основаны в 12 веке.
Европейскиеколледжи берут свое начало от университетов. Первые колледжи появились в 15веке в Париже, вначале – как студенческие общежития. Обычно все студенты,проживающие в одном месте, изучали один и тот же курс (например, юриспруденцию,медицину или богословие). Словом «колледж» постепенно стали называть место, гдеизучают определенный предмет (например, юриспруденцию). И таким образомколледжи превратились в отдельные учебные заведения.
В тевремена, когда началась миграция в Северную Америку, и колледжи, и университетыиграли в жизни Англии важную роль. Через 25 лет после основания колонииМассачусетского залива среди ее жителей было уже более ста выпускниковОксфорда, Кембриджа и Дублина. И поскольку многие из колонистов приехали в Америкув поисках религиозных свобод, неудивительно, что первые американские колледжиготовили из молодых людей священнослужителей.
КолледжиНового Света
В 18столетии американские колонии процветали. Люди, покинувшие Англию и другиестраны бедняками, на американском берегу стали землевладельцами и торговцами. ВЕвропе колледж рассматривали как нечто, существующее для элиты (членовсостоятельного «высшего класса»), но в колониальной Америке не было жесткихклассовых традиций. Поэтому те, кто мог себе это позволить, посылали своихсыновей (но не дочерей) в колониальные колледжи. Однако не все эти юношипополняли ряды духовенства. К середине 18 столетия только половина выпускниковамериканских колледжей становилась священнослужителями. Другие пятьдесятпроцентов выбирали, как правило, карьеры юристов, врачей и бизнесменов.
Чему училив колониальных колледжах? Как и в Европе, основными предметами были греческий илатынь, а также философия и изучение религии. Но, отвечая интересам «новыхстудентов» Нового света (как в то время называли Америку), в колледжах вводилитакже «современные» предметы. Студенты изучали и обсуждали новые политическиеидеи англичанина Джона Локка и француза Монтескье. Им давали представление огеографии. А в ряде американских колледжей вводились даже так называемые«практические» предметы – геология, навигация, основы сельского хозяйства,коммерции, государственного управления.
Нофундаментальные цели и методы академического обучения в 18 веке в колониальныхколледжах не изменились. Они по-прежнему следовали образцам Оксфорда иКембриджа: сосредоточивали внимание на формировании личности студентов, напередаче им знаний предшествующих поколений. Студентам не предлагалосьпроводить новые исследования, стремиться добавить новые идеи к тому, что человечествоуже знало. Даже после завоевания Соединенными Штатами независимости в 1783 годуэта модель высшего образования – образования для элиты – продолжаласуществовать в Соединенных Штатах еще почти целое столетие.
Демократияи образование
К 1789 году,когда вступил в должность первый Президент США Джордж Вашингтон, в американскоммышлении уже сформировалось несколько мощных идей. Рождение новой нациисопровождалось рядом вдохновляющих документов. Это были памфлет Томаса Пейна«Здравый смысл», Декларация Независимости, Конституция Соединенных Штатов и«Записки федералиста» (эссе, в которых обсуждалась новая Конституция). Чтение иобсуждение содержания этих документов уже само по себе было образованием.Американцы глубоко прониклись идеями демократии и соответствующей ролиправительства в республике. Иногда было трудно сохранить равновесие этих двухпринципов. Например, когда основатели нового государства требовали большеобразования для всех граждан, американцы с восторгом приняли эту идею. Но когдаВашингтон и пять его последующих преемников предлагали открыть в столицегосударственный университет, Конгресс возражал. Представители народа опасалисьдать новому центральному правительству слишком много власти. Они пришли квыводу, что вопрос о том, каким должно быть образование, должен решаться каждымштатом и на местах самостоятельно.
Сменаевропейской модели высшего образования
19 векобрушился на Соединенные Штаты как шквал мощных, порывистых ветров. Если у нихбыло общее направление, то – в сторону запада: миллионы европейцев пустились впуть через Атлантику, чтобы поселиться в новом государстве. И миллионыпришельцев присоединились к потомкам предыдущих поколений иммигрантов в ихпродвижении на запад через североамериканский континент. Продвигаясь в сторонуТихого океана, эти пионеры строили дома, фермы, города и колледжи. Большинствоновых колледжей были небогатыми, но туда принимали почти всех, у кого быловремя и желание учиться. И постепенно европейская модель высшего образованиядля элиты треснула.
Втораятрещина появилась, когда в колледжи стали принимать женщин. Первые три женщины,получившие в Америке степень бакалавра, закончили колледж Оберлин, штат Огайо,в 1841 году. Но Оберлин, куда с 1830 года принимали всех желающих, независимоот пола и расовой принадлежности, был исключением. В первой половине 19столетия в большинстве колледжей женщин не принимали, поскольку считалось, чтоу них менее развиты умственные способности. Кроме того, для женщин считалосьнеприличным заниматься в одном классе с мужчинами. (Даже в Оберлине женщинам неразрешалось посещать вечерние занятия, где изучалось применение телескопа длянаблюдения за звездами.) Такое отношение менялось медленно. Вассар (штатНью-Йорк), первый колледж для женщин, был открыт только в 1865 году. Запоследующие 35 лет были открыты также Уэлсли, Смит (оба в штате Массачусетс) иряд других колледжей.
Однако,несмотря на эти перемены, высшее образование в Соединенных Штатах все ещерассматривалось как нечто, предназначенное для элиты: для самых талантливых,богатых или, по крайней мере, для тех, кто мог себе позволить не работать навремя обучения в колледже или университете.
Становление«Образования для всех»
В 1944 годуКонгресс принял «Закон о помощи и льготах демобилизованным и военнослужащим», которыйвскоре получил популярное название «Солдатского Билля о правах». Согласно этомузакону, служащим вооруженных сил после окончания Второй мировой войны должнабыла быть предоставлена финансовая помощь, в том числе и на образование.
Войназакончилась через год. Предполагалось, что за финансовой помощью для полученияобразования обратится около 600 тысяч ветеранов. К 1955 году «Солдатский Билльо правах» использовали свыше двух миллионов человек, захотевших получить высшееобразование (и их количество продолжало расти). Многие из этих ветеранов былииз бедных семей. Тридцать процентов из них в момент обращения за финансовойпомощью были женаты; у десяти процентов были дети. Во время учебы очень многимиз них приходилось подрабатывать. Это было трудно, но ветераны считали, чтодиплом колледжа (который они не могли бы получить без этой финансовойподдержки) улучшит их шансы на получение хорошей работы в ситуации послевоеннойэкономики. Некоторые пошли в гуманитарные колледжи; другие получали техническоеили специальное образование. Они достигли в этих учебных заведениях такихнеобычайных успехов, что это побудило специалистов по высшему образованию ксерьезному переосмыслению его целей и задач. Всего за несколько лет ветераныизменили представление о том, кто же должен учиться в колледже.
Впослевоенной Америке свое место в студенческих городках стремились обрести идругие группы населения. В высших учебных заведениях начал увеличиваться притокженщин. Негритянское и латиноамериканское меньшинства потребовали положитьконец сегрегации в начальной и средней школе и таким образом получить равныевозможности для продолжения образования в колледже.
К концу1960-х годов в колледжах были разработаны специальные планы и программы с цельюуравновесить возможности получения образования для всех групп населения и навсех уровнях. Некоторые из них получили название «программ позитивныхдействий». Их целью было компенсировать неравенство, имевшее место в прошлом,предоставив особые льготы членам меньшинств, как в поисках работы, так и припоступлении в колледж. Например, некоторые колледжи организовали специальныепрограммы, помогающие учащимся из меньшинств подготовиться к поступлению вколледж еще во время их пребывания в средней школе.
И уженачалу 1980-х годов в системе высшего образования обучалось почти столько жеженщин, сколько и мужчин. Но только каждый шестой студент принадлежал к группеменьшинств. Таким образом, меньшинства, которые в настоящий момент составляют20 процентов населения США, еще не полностью реализовали те цели, к которым онистремятся в области высшего образования. Тем не менее, демократическаяреволюция высшего образования в США достигла необычайных успехов.
2.6 Будущеевысшего образования в Америке
Могут лиамериканские колледжи и университеты остановиться на достигнутом? Ежегодно ввысших учебных заведениях Америки обучается около 12 миллионов человек. Этистуденты принадлежат к обществу, которое верит в тесную связь междуобразованием и демократией. В их распоряжении громадные библиотеки (только вбиблиотеке Гарвардского университета насчитывается более 10 миллионов томов);им доступны новейшие научно-технические достижения; они учатся упреподавателей, имеющих традиции научных открытий. (Например, первая в миреэлектронно-вычислительная машина была создана в Университете Пенсильвании. Темне менее, многих американцев не удовлетворяет состояние высшего образования вих стране. Критике подвергаются следующие моменты:
– каждыйвосьмой из высокоталантливых выпускников средней школы не продолжает учебу вколледже. (Неужели, несмотря на специальные дотации, стоимость образованияявляется слишком высокой?)
– толькополовина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степеньбакалавра, достигает своей цели. (Не слишком ли трудна учебная программа? Или,может быть, она не является достаточно стимулирующей?)
– начинаяс 1964 года, стандартные тесты свидетельствуют о том, что у выпускниковамериканских колледжей наблюдается неуклонный спад речевых навыков. (Означаетли это, что в колледжах не предъявляется достаточной требовательности квыполнению студентами своих обязанностей?)
Пожалуй,больше всего недовольства вызывает учебная программа колледжей в целом и, вчастности, большое разнообразие предметов по выбору. В середине 1980-х годовАссоциация американских колледжей подготовила доклад, в котором призывала ктому, чтобы во всех колледжах студентам давали какой-то единый объем знаний.Как указывалось в докладе, этот единый объем знаний, помимо требований общейграмотности, должен включать естественные науки и изучение культурных различий.Аналогичный доклад под названием «Вовлеченность в процесс образования» былподготовлен Национальным институтом просвещения. В этом докладе отмечалось, чтоучебная программа колледжей стала «чрезмерно ориентированной напрофессионализацию». В докладе выражалось опасение, что образование, даваемоеколледжами, перестает развивать в студентах «сознание причастности к общимценностям и знаниям», которое издавна объединяет американцев в единое целое.Серьезное обвинение. Справедливо ли оно?
Такиепроблемы свидетельствуют о том, что высшее образование в Америке продолжаетизменяться, как оно менялось на протяжении всей ее истории.
3. Высшееобразование в Японии
3.1 Краткоо высшем образовании в Японии
Школа – этоад
В обществе,где каждый должен быть похож на всех, малейшее отличие становится поводом дляиздевательств и преследований: например, неуспехи в спорте или провал наэкзамене, или даже факт проживания с семьей заграницей. Издевательства (идзим) –настоящая проблема в Японии, особенно в школах. Ученики компенсируют своенапряжение тем, что избирают жертву среди своих школьных товарищей и превращаютее в объект для насмешек и физических мучений.
В 1995 годубыло отмечено 60 тысяч случаев идзим в начальной, средней и высшей школе. Поройтравма оказывалась столь сильной, что школьники отказывались посещать класс.Оскорбления, насмешки, бойкот, вымогательство – список не слишком приятен.Учителя тоже позволяют себе оскорблять учеников, причем иногда в физической форме.Нередко жертвы школьных садистов кончают жизнь самоубийством.
Пытаясьпредотвратить идзим, некоторые школы стали возвращать ученикам экзаменационныеработы, не проставляя оценок.
Экзамены – этоад
Попасть вуниверситет – вот к чему стремятся все японские дети. Университетскоеобразование – необходимое условие для получения хорошей работы.
Как толькоцель определена, все начинает прокручиваться назад. Чтобы попасть в хорошийуниверситет, нужно ходить в хороший колледж. Чтобы попасть в хороший колледж, нужноходить в хорошую среднюю школу. Хорошая средняя школа невозможна без хорошейначальной школы, а хорошая начальная школа подразумевает специальный детскийсад. В специальный детский сад невозможно попасть без специального (и оченьдорогостоящего) обучения в многочисленных частных заведениях (дзюку), которыесуществуют для одной единственной цели – протащить детей через всевступительные экзамены.
Посколькуподобное вспомогательное обучение на каждом уровне образования являетсянасущной потребностью и средством достижения заветной цели, его уже сложносчитать вспомогательным. Дети, которые намерены заниматься серьезным делом, вальтернативной школе так сильно обгоняют школьную программу, что им нет нуждыслушать разглагольствования учителей на обычных занятиях. В классе они делаютдомашнее задание для дзюку. Или спят, поскольку у них не хватает сил напосещение двух школ ежедневно.
Университет– это стартовая площадка
Повторныепопытки поступления в вуз стоят затраченный усилий, ибо однажды вы наконец попадаетев университет – и ада больше не существует. Японский университет с лихвойвознаградит за пролитые ради него пот и слезы. Экзамены во время сессий – побольшей части формальность. От докладов тоже требуется форма, а не содержание.Можно целыми днями играть в теннис и все равно получить диплом.
Но это несовсем рай. В реальности это стартовая площадка, на которой вы ожидаете запускав мир взрослой Японии. Если вы выбрали неверную траекторию, она может сновавернуть вас в ад.
3.2 Историястановления системы высшего образования в Японии
С 1900 г.Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему образования в США, учредивначальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьнаяадминистративная система была заимствована из Франции: все учебные учреждениянаходились под сильным центральным контролем Министерства образования. Напослевоенное время с 1945 г. приходится вторая реформа образовательнойсистемы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, быладемократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. «Милитаристическоедовоенное образование было отменено, и была сформирована новая системаобразования, основанная на мирных демократических традициях». Японцы принялинавязанные им реформы, была демонтирована многоуровневая структура образования(при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу иподготовительную школу при университете). Была внедрена система «6–3–3–4»:обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе 1 степени(3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года). Только учебныйкалендарь по-прежнему остался специфически японским: начало учебного года, какв школах, так и вузах приходится на 1 апреля.
3.3Структура высшего образования в Японии
Начальноеобразование
28 апреля1952 г., после подписания Сан-францисского мирного договора и возвращениясуверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор насохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курсморального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вотпочему японская система образования, в основе которой лежит американскаямодель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.
Большоевнимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениямпсихологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всюпоследующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать сдругими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценностиколлектива, очень важно.
Наиважнейшейособенностью начального и среднего образования в Японии является понятие «кокоро».Для каждого японца «кокоро» означает идею образования, которая не сводитсятолько к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Нарусский язык «кокоро» можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет,гуманизм. Всё японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной основойобразования в начальной и средней школах является обогащение детей «кокоро» и вменьшей степени знаниями и умениями (в отличие от более унифицированной старшейшколы, где акцент делается на передачу необходимых для поступления в вузакадемических знаний). Данный принцип пронизывает содержание всех программ,предметов, рутинную ежедневную жизнь.
Средниестаршие школы
Следующаяступень на пути в вуз – старшие средние школы. В 1997 году в Япониинасчитывалось 5.496 школ такого типа, в которых обучались 4.371.360 человек.Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения – три года), а такжевечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних изаочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихсяпредпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделитьобщие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусстви пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.
Прием встаршие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшейсредней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительныхэкзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательнымобщеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание,обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включаяанглийский и другие иностранные языки, а также технические и специальныедисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилейобучения.
Согласнопредписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последнейступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждыйученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получениясвидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).
Учебный годв Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Онделится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март.Обычно получается 240 учебных дней. И несмотря на это, преподаватели задают надом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками еще по 5–6часов в день. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Новогогода) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бываютфермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул
Ученикидолжны усвоить 1850 иероглифов – минимум, установленный министерствомпросвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше – до3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже вмладших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантовчтения и произношения.
«Дзюку –школы мастерства»
Каждый деньпосле занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже вдругую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующуюступень средней школы и в университет.
Эти школыназываются «дзюку», в переводе – «школа мастерства», но правильнее было бысказать – «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще разобьясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниямновые, которыми можно блеснуть на экзамене.
Первые «дзюку»появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера живописи, традиционнойкаллиграфии, искусства владения мечом. В каждой из них обучалось несколькодворянских юношей, и занятия проходили спокойно, в созерцательном восточномдухе.
Нынешниерепетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных школ (где водном классе занимаются до 40–45 учеников), от казенщины и отчужденности вотношениях между школьниками и учителями. И если раньше учеба в «дзюку» требоваласьдля поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходимаи для зачисления в рядовые.
В «дзюку» занимаютсяученики от трех до восемнадцати лет, их посещает одна шестая часть младшихшкольников, половина средних и почти все старшие.
Даже еслибы месячная оплата посещения «дзюку» была выше нынешней – около 20 тысяч иенпри средней зарплате 300 тысяч, – то родители без ропота сносили бы и ее: здесьне принято жалеть деньги на учебу детей, и такой способ вложения капиталасчитается самым надежным.
Годовойдоход всех «дзюку» составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую срасходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет.
ВЫВОДЫ
Подробнорассмотрев структуру и основные принципы систем высшего образования в США иЯпонии, я могу сказать следующее:
– ВСША высшее образование ценилось со времен становления государства как такового.Однако с течением времени позиции высшего образования и его структурапретерпевали незначительные изменения. Также можно сказать, что существенноизменилось мнение молодежи касательно того, как следует учиться, чтохарактеризуется словами «Человек, которые много знает и читает выглядитподозрительно». Те же отношения складывались и в период перед Второй МировойВойной, однако на какое-то время были сметены новыми взглядами, которыепринесли вернувшиеся ветераны.
– ВЯпонии система высшего образования претерпевала значительные изменениянесколько раз. В период перед Второй Мировой Войной была принята милитаристическаясистема образования, основа которой состояла из принципов, взятых из Франции иСША. Но в 1945 ее заменила система, в которой преподавались демократическиеидеи. Однако, основные японские традиции составляли неотъемлемую часть любойпринятой системы. В данный момент проявляются тенденции общенациональногостремления к все более высокому уровню образования, что определенным образомсказывается на молодом поколении.
Сравниваясистемы высшего образования Америки и Японии, можно сделать вывод, что, несмотря на огромные различия в традициях и культуре, стремление к получениювысшего образования, как к залогу успеха будущей работы, отчетливо видно вобеих государствах.
Переченьиспользованных источников
1. ru.wikipedia.org/
2. uk.wikipedia.org/
3. www.langust.ru/
4. www.politforums.ru/
5. www.enci.ru/
6. www.4uth.gov.ua