ПЛАН
Введение
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира
2. Политическая мысль периода Средневековье
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ — нач. ХХ ст.)
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Политическая мысль современного общества — результат продолжительного развития и взаимодействия ряда идейно-теоретических традиций.
Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из «вечных» вопросов — каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.
Не так много на земле слов с такой длинной и многогранной историей, как у греческого слова polіtіke — искусство управления государством.
Испокон века люди стремились расшифровать суть политического процесса и особенно механику власти, проявить закономерности, которым они подлежат.
В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.
2. Политическая мысль периода Средневековье.
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения.
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ — поч. ХХ ст.).
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА
Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства.
Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:
мифологическая;
философско-этическая;
религиозная;
гражданская;
социальная.
Каждой из этих концепций отвечает свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.
Творцы и носители мифологической концепции политики — народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства — Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.
Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:
административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;
поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;
централизованное перераспределение государством ресурсов.
Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.
Мифологическая традиция одобряет существующий порядок и есть «теоретическим оправданием его необходимости». Например, в Древнем Египте рабовладельческая идеология нашла свое выражение в таких произведениях как «Поучение гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.
Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей — главная из них.
Политическая мысль Давней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят от собственных усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного равенства людей. Именно поэтому политической мысли Давней Индии характерно соединение идей твердой государственной системы с религиозно-моральным индивидуализмом.
Именно в Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.
Определенный отход от ранних мифологических представлений в сторону рациональных состоялся в Древней Персии и связанно это с именем Заратустры. Согласно его учению в мире идет борьба добра и зла и в конечном итоге победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного царства, а монарх должен защищать подданных от бедствия, бороться против зла в государстве. Кастовое распределение общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.
Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма — деление общества на то, кто делает и кто руководит.
Главному вопросом для китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они предложили несколько вариантов решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).
Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства.
Конфуций (Кун Фу-цзи (551 — 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности — по старшинству в семье.
Государство у Конфуция — это одна большая семья, где власть императора — власть отца, а отношения правителей и подданных — родственные отношения.
Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» — норм и ритуалов ''Ли''.
Политическая концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:
суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу «правитель должен быть правителем, подчиненный — подчиненным»;
культ предков, мудрости, знания;
достижение людьми уровня «благородного мужа», который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;
правление меритократии (достойных, талантливых);
установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу «чего не желаешь себе, того не делаешь другим».
Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.
Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 — 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов — законов ''Фа''.
Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества — это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении — «слабый народ» — «сильное государство».
Слабым народом может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства — материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению собственности, а богатых — к добровольной отдаче части имущества бедным; метод наград и наказаний и т.п..
Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.
Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.
1-я — сравнительные идеи моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 — 400 гг. к н.э.). Их сущность — в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.
2-и — даосизм (от кит. дао — путь) — суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством — поселком, а народ — неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления «мудрость простоты», основанную не на знаниях, а на интуиции.
Основным итогом китайской политической мысли была разработка уникальных методов бюрократического управления обществом.
В районе периферийного Средиземноморья возник античный вариант политического развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».--PAGE_BREAK--
Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной организации общественного бытия. Эта умная организация была воплощена в древнегреческих полисах.
Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство — наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени — не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.
Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».
Платон был идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое он разработал в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.
Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия — это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.
Платон считал правильным типом государства — монархию, а наилучшим государственным устройством — государство ума, в которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни — справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства — обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.
В философии Платона находятся истоки современного тоталитаризма. У низших нет ничего своего — все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа — правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона — Аристотеля (384 — 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.
Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность — это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не «абсолютно совершенное государство», а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.
Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство — это судьба рабов. Аристотель считал неравенство — причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на «правильные» и " неправильные". Правильный — это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).
Неверный — это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства — аристократию и политию. При этом для большинства полисов именно полития, так как она обеспечивает наибольшую стабильность общества, так как в нем владычествуют средние слои, а не богатые или бедные. Средние слои обеспечивают равновесие сил в политической жизни. Политический идеал Аристотеля ориентировался не на прошлое, а на современность и будущее. Созданный им категориальный аппарат, в том числе и в политологии, в значительной мере сохранил свою ценность и в наше время.
На смену этому периода пришел период развития Христианства. Оно успешно превращало утонченные идеалы философов в легко усваиваемые догматы религии. Результатом такого превращения в политике постоянная религиозная концепция политики.
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.
Аврелий Августин (354 — 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.) — основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.
Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.
Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.
Вечное право — мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право — заповеди, которые всем известные, естественное право — принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.
Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному — оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.
Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.
3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ
Теоретиков этого периода больше интересует проблема происхождения и основ государства, а не его целые. Политическая мысль освобождается от бывших пут философии и религии. Ум рассматривается ими как инструмент, делается акцент на мирском характере законов.
Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог — центр Вселенной — высказал Никколо Макиавелли (1469 — 1527гг.)
Он является автором нового научного метода «доктрины моральной целесообразности», теории политического республиканизма, которые оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль ХV и XVІІІ ст.
В политических трактатах «Государь», «Размышления к первой декаде Тита Ливия» он сформулировал основные положения своей политической концепции :
политика должна рассматриваться как самостоятельное явление, которое не зависит от морали и религии;
государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству — содержанием, целью и счастьем человеческой жизни;
наилучшая форма правления — республика, демократия, которая обеспечивает свободу человека и его ответственность за свои действия;
у граждан должны быть развиты гражданские добродетели, а если их нет, то создать сильное государство возможно с помощью идеального монарха, причем для достижения политической цели он может использовать все средства, не считаясь с требованиями морали.
С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Тем не менее он вошел в историю как основатель маккиавелизма — политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕНИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХІХ — НАЧ. ХХ СТ.).
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ — первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 — 1609 гг.), Англии (1640 — 1688 гг.), Франции (1789 — 1794 гг.), Америке (1775 — 1783 гг.).
Но было бы очень сложно искать границу между политической мысленным взором Возрождения и Нового времени в собственном содержании.
Политические идеи нового класса — буржуазии, которые рождались в предыдущей эпохе, получат свою всестороннюю разработку в следующее, Новое время. На его начальном этапе основное значение приобретают идеи уничтожения ограничений, которые феодальное государство накладывает на волю индивида.
В последующем общественная концепция политики приобретает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент из индивида переносится на социальные группы как субъекты политики.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран, она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями.
Одним из таких мыслителей есть Томас Гоббс (1588 — 1679гг.), которого считают отцом современной политологии. Свое политическое учение он изложил в философской работе «О гражданине» и трактате «Левиафан».
Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудование. По его мнению, оно возникло на основе общественного договора из догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Т. Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мысли Гоббса, был договор между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязал себя и свое потомство подчиниться велением, уставам и законам Бог.
Концепция общественного договора была также центром построений Джона Локка (1632 — 1704гг.), которого считают основателем либерализма. Либерализм — это учение и общественно-политическое течение, которое содержит в себе учреждение на обеспечение воли личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. продолжение
--PAGE_BREAK--
Согласно идеям Дж.Локка, человек от рождения имеет важные неотъемлемые права (жизнь, воля, собственность). Бесспорной заслугой Локка есть выдвижения идеи распределения власти в государстве между разными органами для того, чтобы оградить ее от деспотического использования и злоупотребление ею.
Кроме того, Локк считал, что государство и общество — не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Общество может создать новое государство, если существующее его не удовлетворяет, так как лицо создано для государства, а не государство — для лица.
Существенное развитие политические идеи приобрели в работах мыслителей французской Просвещения, одним из которых был Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755 гг.). Главным достижением Ш.-Л.Монтескье постоянная теория распределения власти.
Анализируя британскую политическую систему, где вследствие стихийного развития был создан механизм распределения власти, Монтескье теоретически обосновал его. Согласно теории Монтескье господство права может быть обеспечено только распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они взаимно сдерживали друг друга.
Еще одно достижение Монтескье — теория социального и исторического детерминизма. Он считал, что много вещей управляют людьми: климат, религии, законы, принципы, нравы. И как результат этого образовывается общий дух народа.
Идеи Монтескье о распределении власти приобрели свое развитие в работах «отцов-основателей» США. Они пошли далеко вперед в разработке проблем политического равенства и демократии сравнительно с их предшественниками. Один из них — Джордж Медисон (1751 — 1836 гг.) — величайший из теоретиков республиканизма. Он считал, что народ — единый источник власти, а выборы — характерная особенность республиканского правления. Медисон творчески подошел к теории распределения власти. Он разработал такую систему сдерживания и противовесов, согласно которой каждая с трех властей есть относительно равной.
Социальная концепция политики, которая пришла на смену гражданской — это реакция на достаточную зрелость суверенного государства. В социальной концепции изменяются акценты:
отправной точкой есть не индивид, а группа (класс, нации, человечество);
в выяснении характера государства внимание переключается с закона на историю, государство рассматривается с точки зрения развития;
главное внимание отводится экономическим проблемам, к которым государство становится причастным. Наиболее известным представителем радикального, революционно-демократического направления в рамках социальной концепции политики был Жан-Жак Руссо (1712 — 1778 гг.).
Главное в концепции Руссо — эгалитаризм, идея имущественного, социального и политического равенства. Причины неравенства между людьми он видел в частной собственности. Считал, что путь к ликвидации неравенства, к образованию справедливого общественного устройства — наделение всех людей относительно равной частной собственностью, уравнение в гражданских и политических правах всех граждан. По его мнению — наилучшее государственное устройство — республика, в которой верховный властитель — народ, участие в управлении — гражданский долг каждого, общая воля выражается решением большинства граждан, верховная власть — неделима.
Идеи Руссо имели исключительное влияние на деятелей Великой французской революции, а также его приверженцев в России и Америке.
Победа буржуазных революций в Европе и Северной Америке вызвала соответствующую реакцию со стороны феодально-аристократических слоев и их идеологов. Их политические концепции представляли собой принципиально другое течение политической мысли ХVІІІ — XІ ст. — консерватизм.
Одним из основателей консерватизма был Эдмунд Берк (1729 — 1797гг.) Он критически относится к идее важных прав человека. Для него государство и общество — это результат естественной эволюции, а не изобретение человеческого ума. Основная цель государства — предохранять порядок и закон. Берк не доверял человеческой природе и сомневался в способностях людей улучшать жизнь. Консервативное политическое учение появилось в результате исследования им Великой французской революции 1789г., противником которой он был.
Еще один противник французской революции — Алексис Токвиль (1805 — 1859 гг.) Он создал совсем другую либеральную политическую теорию. Ее главным посылом является то, что демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогую во многих странах. Но демократии присущие два нежелательных следствий:
демократия не дает народу самого лучшего правительства;
демократия — это политическая тирания большинства.
А.Токвиль определил также два основных преимущества демократии:
демократия оказывает содействие благосостоянию наибольшего количества граждан;
демократия обеспечивает политические свободы и широкое участие масс в политической жизни.
Изучая социальную концепцию политики нельзя не вспомнить Иеремию Бентама (1748-1832гг.), который разработал теорию утилитаризма (от utіlіtarіs — польза). Утилитаризм — это теория, которая признает полезность поступка полным критерием его нравственности. На взгляд Бентама человек в своих поступках руководствуется принципами пользы и личной выгоды. Вольная реализация личных интересов — это высочайшее благо и задача деятельности государства.
Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724 — 1804 гг.), Иоганну Готлибу Фихте (1762 — 1814 гг.), Георгу Фридриху Гегелю (1770 — 1831 гг.). И.Кант заложил основы современной концепции правового государства. Государство, по Канту — это объединение множества людей, которые подлежат правовым законам. Государство действует тремя средствами:
издает законы;
осуществляет исполнительную и распределительную деятельность;
вырабатывает юридические акты.
Отсюда возникает функциональное распределение органов власти на законодательную, исполнительную и судебную. В теории Канта делается попытка объединения либеральной, радикально-демократической и авторитарной линии развития политической мысли. Во-первых, он считал, что центральным институтом права есть прерогатива народа принимать участие в установлении правопорядка путем принятия Конституции. Во-вторых, вместо «равновесия» властей Кант выдвигает принцип их координации и взаимодополнения, при котором законодательная власть сохраняет определенный приоритет над властью исполнительной.
Из этой позиции Кант проводит четкое размежевание деспотических и республиканских форм правления. Деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия и демократия, так как в обеих случаях субъекты власти (монарх или народ) одновременно создает законы и сам их выполняет. Республиканским управлением может быть конституционная монархия, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Кант считал, что изменять государственное устройство можно только путем конституционных реформ.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831гг.) исследовал два главных понятия — гражданское общество и государство. Гражданское общество по мнению Гегеля — это определенная совокупность формально равных индивидов, частнособственнические интересы которых тесно переплетены между собой. А гражданское общество — это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Гражданское общество является сферой социально-экономической деятельности. Государство — сфера политической деятельности. Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы (парламент).
Рядом с политическими идеями, которые объясняют возникновение и утверждение капиталистических отношений (либерализм) или отстаивают давние общественные порядки (консерватизм), в XVІ — первой половине XІ ст. в Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в своих работах целиком отрицали как давний, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический порядок, выступая защитниками интересов угнетенных народных масс.
В таких произведениях говорилось о необходимости принципиально новых общественных порядков, которые основаны на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательной работе и общественном самоуправлении. Этот порядок получил название утопического социализма. Его известнейшими представителями является англичанин Томас Мор (1478 — 1535 гг.), итальянец Томмазо Кампанелла (1568 — 1639 гг.), французы Жан Мелье (1664 — 1729 гг.), Анри де Сен-Симон (1760 — 1825 гг.), Шарль Фурье (1772 — 1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771 — 1858 гг.). В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывает с народовластием, с широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Например, в идеальном государстве, которое было описана Т. Мором в книге «Утопия», все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним.
Во главе города Солнца — идеальной республики, которая была сконструирована Т. Кампанеллою в его одноименной книге, стоит мудрец и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они избирают должностных лиц, носителей истинного знания.
Социалисты-утописты считали, что будущее государство потеряет насильственный характер, а главное содержание власти будет представлять организация производства и потребление, развитие науки и культуры. Сен-Симон писал, что в дальнейшем политическое правление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и руководство процессами производства.
Законным наследником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли Нового времени стало учение К. Маркса (1818 — 1883гг.) — марксизм.
Марксизм — не простое продолжение предыдущих социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответ на новые вопросы, которые поставил ход истории в первой половине ХІХ ст. Важнейшим из них был вопрос о путях утверждения идеала свободной личности, который был провозглашен еще эпохой Просвещения.
В центре внимания марксизма стал вопрос о сущности, тенденции развития и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой воли. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы к объяснению государства, политики и права. Сущность этого подхода состоит в диалектично-материалистичном понимании государства, политики и права, в утверждении того, что их базой является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базы и политической надстройки. По Марксу, земные основы государства коренятся в материальных экономических отношениях.
Государство порождается не свободной волей людей, а является закономерным результатом разделения труда и связанного с ним образование социальных классов. Главным в марксистском анализе политики как общественного явления выступает положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Раньше буржуазные мыслители и социалисты-утописты также знали о существовании классовой борьбы, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории.
К.Маркс и Ф.Энгельс из классовых позиций подходили к сущности политической власти, определяя ее так: «политическая власть в собственном понимании слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого». (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч.2-е изд., т. 4, с. 477).
Судьба марксистской теории огромна и трагична. Она имела и имеет приверженцев практически во всех странах мира, которые неоднократно старались воплотить ее в жизнь. Руководствуясь этой теорией, русские большевики захватили власть, удерживали ее на протяжении многих десятилетий, навязывали свой «опыт» другим странам. Тем не менее, крах тоталитарного режима в 90-х годах ХХ ст. привел к кризису марксизма.
О значении теоретического наследства Маркса для современного научного знания хорошо сказал Карл Поппер (1902- 1994 гг.), научный критик марксизма: «Он (Маркс) много на что открыл нам глаза и заострил наше зрение, но возвращение к домарксистской общественной науке уже невозможно. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не сознают. Это особенно верно для тех, кто не согласен с его теориями, как, например, я. И я с готовностью признаю, что моя трактовка Платона или Гегеля носит на себе печать влияния Маркса.» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. В 2-х т., т.2, с. 98).
Таким образом, в произведениях западноевропейских мыслителей эпохи Возрождения и Нового Времени заложены основы и разработаны важнейшие положения политической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. — М., «Логос», 2003.
2.Зеркин Д. П. Основы политологии. — Р-на/Д, «Феникс» 2004.
3.Политология. Учебник. / Под ред. М.Н.Марченко, — М., Изд-во МУ, 1997.
4.Мальцев В. А. Основы политологии. — М., 1997.
5.Политология. / Под. ред. О.В.Бабкиной, В.П.Горбатенко. — К.: Издательский центр «Академия», 1998.
6.Мельник В. А. Политология. — Мин, 2005.
7.Энциклопедический политологический словарь. — К., Высшая школа, 1997.