Вопросыкомплексного государственного экзамена
1. Пропедевтика понятия функции приобучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализациядеятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностногоподхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторнаядеятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.
Аннотация.
Понятие функции.Способы задания числовой функции. Основные свойства числовых функций. Прямая иобратная пропорциональность их свойства и графики.
Ознакомлениеучащихся с примерами пропорциональной'зависимости. Методика обучения решениюзадач с пропорциональными величинами на нахождение четвертогопропорционального, пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двумразностям (по выбору).
Общееопределение подхода к обучению. Учение как деятельность.Субъектно-ориентированная организация и управление учителем учебнойдеятельностью ее субъекта — ученика, в решении им специально организованныхпедагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающихпредметную и коммуникативную компетентность обучающегося.
Деятельность каксредство становления и развития субъектности ребёнка. Цель деятельностногоподхода в образовании — человек, способный превращать собственнуюжизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самомусебе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать еёход и результаты.
Сущностьдеятельностного подхода в образовании. Структура ситуации воспитывающейдеятельности. Основные понятия деятельностного подхода: деятельность, духовнаядеятельность, взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающаядеятельность, личностная ориентированность, организация, управление и др.
Реализациядеятельностного подхода в начальном образовании: использование методовсамоанализа, самооценки, самокритики, самообучения, самовоспитания,самоограничения, самоконтроля и т.п.; организация совместной деятельности иобщения учащихся через коллективные единые требования, коллективноесамоуправление, коллективное самообслуживание, коллективное соревнование ит.п.; организация доверительного взаимодействия посредством уважения детскойличности, педагогического требования, убеждения, доверия, побуждения,сочувствия, поддержки инициативы, самоорганизации, взаимодействия и т.п.
Понятиеусловного рефлекса. Время рефлекса. Изменение времени рефлекса с возрастом.Особенности условнорефлекторной деятельностимладшего школьника при различных функциональныхсостояниях (утомлении, переутомлении).
2. Теоретико-множественное- обоснованиевыбора действий при решении простых задач на сложение и вычитание.Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начальногообразования, которые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».
Аннотация.
Понятиемножества. Объединение множеств, дополнение к подмножеству, свойства этихопераций. Теоретико-множественное определение натурального числа и нуля.Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел. Свойства этой операции.
Функции тестовыхзадач в начальном курсе математики. Понятие «задача» в начальном курсематематики. Различные методические подходы к формированию умений решать простыезадачи на нахождение суммы, одного из компонентов операции сложения,увеличения на ..., задачи на нахождение остатка, одного из компонентовоперации вычитания, уменьшения на… Конкретизация методики изучения простыхзадач на сложение и вычитание на примере программ «Школа России» и «Школа2100».
Понятиедеятельности. Единицы анализа деятельности: действие (мотив, цель, способвыполнения), операция. Психологическая система деятельности как целостноеединство психических структур субъекта и их всесторонних связей, которыепобуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которыеорганизованы в плане выполнения функций конкретной деятельности. Процессформирования психологической системы деятельности.
Образовательнаяреформа — основа и контекст эксперимента по модернизации содержания иструктуры общего образования. Общая направленность и конкретизация направленийобновления начального образования на компетентностной основе. Примерныенаправления опытно-экспериментальной работы по модернизации начальной школы.
Конкретизацияобщих целей, задач и направлений модернизации начальной школы вобразовательной системе «Школа 2100»: функциональная грамотность как основнойрезультат начального образования; формирование способности самостоятельноговыхода за пределы собственной компетентности для поиска способов действия вновых ситуациях; развитие способности активно пользоваться получаемойинформацией для решения тех или иных жизненно-практических проблем; принципминимакса — основа построения учебников для начальной школы;проблемно-диалогический метод преподавания, позволяющий усваивать алгоритмыдействия в жизненных ситуациях; система знаний как ориентировочная основапоиска информации и решения проблем.64
3. Теоретико-множественное обоснованиевыбора действий при решении простых задач на умножение и деление.Индивидуальные особенности младших школьников. Достижение воспитательных целейпри обучении младших школьников решению задач.
Аннотация.
Понятиемножества. Декартово произведение множеств, свойства. Понятие разбиениямножества на классы. Теоретико-множественное определение натурального числа инуля. Умножение и деление целых неотрицательных чисел, свойства операций. :
Методическиеприемы обучения младших школьников решению простых задач на умножение(нахождение произведения, одного из компонентов операции умножения, увеличениев...) и деление (нахождение частного, одного из компонентов операции деления,уменьшение в… ). Конкретизация методики изучения простых задач на умножениеи деление на примере программы «Школа России».
Категориииндивида, индивидуальности, субъекта и личности. Чело-, век какиндивидуальность. Младший школьник как индивид и индивидуальность. Учетиндивидуальных особенностей младших школьников.
Сущность изначение цели и целеполагания в воспитательном процессе- Требования косуществлению целеполагания в процессе воспитания: ди-агностичность,реальность, преемственность, направленность на результат. Многообразиевоспитательных целей. -
4. Методика ознакомления младших школьниковс алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и неравенствас одной переменней. Реализация личностного подхода в обучении младшихшкольников. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и личностных качествучащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Аннотация.
Выражение с переменной.Уравнение с одной переменной. Равносильность уравнений. Теоремы оравносильности уравнений (доказать одну из них). Неравенства с однойпеременной. Равносильность неравенств. Теоремы о равносильности неравенств(доказать одну из теорем).
Общие подходы кознакомлению младших школьников с понятиями «числовые выражения», «числовыеравенства» и «числовые неравенства». Формирование у учащихся представлений опеременных, об использовании букв для построения общих суждений о выраженияхкак о способе записи этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора каксредство понимания учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».
Решениеуравнений на основе зависимости между компонентами и результатамиарифметических действий. Конкретизация методики ознакомления младшихшкольников с понятиями «выражение с переменной» и «уравнение с однойпеременной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.
Общееопределение подхода к обучению. Личность младшего школьника. Формированиеличности младшего школьника. Личностный подход как субъектно-ориентированнаяорганизация и управление учителем учебной деятельностью ее субъекта — ученикав решении им специально организованных педагогом учебных задач разнойсложности и проблематики, развивающих ученика как личность.
Общаяхарактеристика образовательной системы Л.В. Занкова: целевые ориентиры системыобучения; дидактические принципы системы обучения; характеристики технологииобучения: многогранность, процессуаль-ность познания, направленность на разрешениеколлизий, вариантность, динамичность и гибкость организационных форм;изменение соотношения речи учителя и учащегося на уроке.
Характеристикаметодов развития психических функций, творческих способностей и личностныхкачеств учащихся: творческое задание; постановка проблемы и созданиепроблемной ситуации; дискуссия; создание креативного поля; перевод игры наболее сложный уровень
5. Особенности формирования математическихпонятий у младших школьников. Формирование научных понятий в младшем школьномвозрасте. Методы формирования сознания личности в целостном педагогическомпроцессе.
Аннотация.
Определяемые инеопределяемые понятия. Виды определений понятий. Требования к определениюпонятий.
Проблемы,возникающие в начальном курсе математики в связи с определением понятий.Правила, которые нужно соблюдать при организации работы по формированию умениядавать и составлять определения у младших школьников. Способы раскрытиясодержания понятий в начальном курсе математики.
Виды понятий.Сущность понятий. Пути усвоения начальных научных понятий. Виды действий,используемых при формировании понятий. Роль определения понятия в процессе егоусвоения. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий.Требования к содержанию и форме заданий. Качество сформированных понятий приуправлении процессом их усвоения.
Целостныйпедагогический процесс как специально организованное, целенаправленноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направлен-66
ное на решениеразвивающих и образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостногопедагогического процесса. Классификация методов воспитания Г.И. Щукиной.
Методыформирования сознания в целостном педагогическом процессе. Рассказ, требованияк рассказу как методу педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения,условия применения разъяснений. Беседа, структура и техника проведения беседыв начальной школе. Лекция, условия применения лекции в начальной школе.Дискуссии и диспуты как методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение.Метод примера. Работа с книгой.
6. Различные подходы к формированию понятиянатурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10.Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл понятия«подход»; основные компоненты подхода.
Аннотация.
Теоретико-множественныйсмысл натурального числа и нуля. Аксиоматическое определение натуральногочисла. Натуральное число как результат измерения величины. Отношения «равно»,«больше», «меньше».
Обзор различныхподходов и формирование понятия натурального числа у учащихся начальныхклассов. Методика формирования у детей теоретико-множественного представленияо числе (программа «Школа России»). Формирование у школьников представлений очисле как результате измерения (как способа фиксации результатов кратногосравнения объектов по одному и тому же свойству: по длине, площади, массе ит.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Методика комплексного формирования понятиячисла, при котором число выступает в единстве всех его смыслов (программа«Гармония»). Концепция методики изучения нумерации чисел в пределах 10 напримере УМК по выбору аттестуемого.
Понятиемышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическоемышление. Виды внимания в зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое итеоретическое. Виды мышления в зависимости от стандартности: алгоритмическое,дискурсивное, эвристическое, творческое. Формы мышления: понятие, суждение,умозаключение. Составляющие мыслительного процесса: цель, условие, решение.
Понятие «подход»в педагогике. Многообразие подходов к организации образовательного процесса.Подход как комплексное педагогическое средство. Основные составляющие подхода:основные понятия, используемые 6 процессе изучения, управления и преобразованияобразовательной практики; принципы как исходные положения осуществленияобразовательной деятельности; приемы и методы построения образовательного процесса.
7. Системы счисления в начальном курсематематики. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении системсчисления в начальной школе.
Аннотация.
Понятие системысчисления. Позиционные и непозиционные системы счисления (примеры). Десятичнаясистема счисления. Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления.
Формирование умладших школьников представлений об общих проблемах обозначения чисел (алфавити основание позиционной системы счисления, зависимость количества цифр валфавите от основания позиционной системы счисления). Изучение римской системысчисления. Методика обучения умению читать и записывать числа в десятичнойсистеме счисления.
Основные типыучения (по Ж. Пиаже и Л.С. Выготскому). Организация (управление) вобразовательном процессе. Преобразование материального (предметного) видеальное (психическое), схема этого преобразования. Части осваиваемогопредметного действия: понимание (ориентировочная) и умение его выполнить(исполнительская). Действие в уме как основа усвоения и мышления. Основныехарактеристики умственного действия (степень овладения умственным действием;степень его обобщенности; полнота выполняемых операций или степеньсокращенности действия; мера освоенности). Уровни овладения умственнымдействием (уровень предметного действия; уровень громкой речи без опоры напредметы; действие в уме). Этапы формирования умственного действия. Типы ученияв теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные основы действий.
Понятие «формавоспитательной работы». Типология форм воспитательной работы (по Е.В.Титовой): мероприятия, дела, игры.
Классификацияформ воспитательной работы: по времени проведения (кратковременные,продолжительные, традиционные); по времени подготовки (экспромтные ипредусматривающие предварительную подготовку); по видам деятельности (учебные,трудовые, спортивные, художественные и др.); по способу влияния педагога(непосредственные, опосредованные); по субъекту организации (педагоги,родители, дети, на основе сотрудничества); по результату (информационный обмен,выработка общего решения, общественно значимый продукт); по количествуучастников (индивидуальные, групповые, массовые).
Характеристикаотдельных форм воспитательной работы (по желанию студента).68
8.Теоретико-множественный смысл суммы иразности целых неотрицательных чисел и методика изучения операций сложения ивычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания). Вниманиемладшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении младшимишкольниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».
Аннотация.
Теоретико-множественныйсмысл суммы и разности целых неотрицательных чисел. Теорема о существовании иединственности разности свойства сложения и вычитания.
Методикаформирования теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитанияу младших школьников. Обучение учащихся переводу словесного задания отношенийна язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению ивычитанию. Конкретизация этой методики на примере программы «Гармония».
Понятиевнимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послеироизвольное).Свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, широта,концентрация, распределение, переключение, активность, направленность,).Факторы, определяющие внимание.
Целевыеориентации продуктивных педагогических технологий. Особенности содержанияпродуктивных педагогических технологий. Особенности методики реализациипродуктивных педагогических технологий. Виды продуктивных педагогическихтехнологий: технология проблемного обучения, технологии развивающегосяобучения, игровые технологии, технологии разноуровневого обучения.Характеристика одной из продуктивных технологий (по выбору студента).
9. Использование свойства арифметическихдействий над целыми неотрицательными числами в начальном курсе математики.Готовность к обучению. Характеристика взаимодействия участниковпедагогического процесса: виды педагогического взаимодействия.
Аннотация.
Различныеподходы к определению арифметических действий над целыми неотрицательнымичислами, свойства этих операций.
Устныевычисления в пределах 100. Свойства сложения и вычитания (прибавление числа ксумме, суммы к числу, вычитание числа из суммы, суммы из числа и др.),умножения и деления (умножение числа на сумму, деление суммы на число). Их изучениеучащимися (два на выбор). Основные составляющие вычислительного приема:теоретические основы, операциональный состав, способы обоснования и оформлениявычислений в речи и на письме младших школьников. Конкретизация методикиизучения устных вычислений в пределах 100 на примере программы «Школа России».
Возрастные ииндивидуальные особенности младших школьников. Мотивационно-потребностнаяготовность. Интеллектуальный аспект готовности. Развитие основных психическихфункций: восприятия, памяти, внимания и др. Личностная и социальная готовность.
Сущность иосновные характеристики педагогического взаимодействия. Функционально-ролеваяи личностная стороны педагогического взаимодействия.
Классификациятипов педагогического взаимодействия: по субъекту и объект-субъекту(личность-личность; коллектив-коллектив); по опосредо-ванности воздействий(прямое и косвенное); по содержанию деятельности (взаимодействие в учебной,трудовой, эстетической и другой деятельности); по наличию цели или еёотсутствию (преднамеренное, непреднамеренное); по степени управляемости(управляемое, полууправляемое, неуправляемое); по типу взаимосвязи («наравных», «руководство»). Типы взаимодействия по характеру его протекания:сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность,конфронтация. Сотрудничество как наиболее эффективный тип взаимодействияучастников педагогического процесса. ..,.-.-
Общение какформа взаимодействия педагогов и участников. Социально-ориентированное иличностно-
ориентированноеобщение.
10. Алгоритмы сложения и вычитаниянатуральных чисел в. начальном курсе математики. Мотивация учения школьника.Организация различных форм учебной деятельности учащихся при изучении алгоритмовсложения.
Аннотация.
Понятиеалгоритма. Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Роль и местоалгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмовписьменного сложения и вычитания, основанных на свойствах десятичной системысчисления. Предупреждение возможных ошибок.
Мотивация какпсихологическая категория. Учебная мотивация. Группы мотивов учения (по Л.И.Божович, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконину). Пути формирования учебной мотивации.
Понятие «формаобучения». Развитие форм обучения.
Понятие «формаучебной деятельности учащегося». Типология и характеристика форм учебнойдеятельности учащихся: парная, групповая, коллективная,индивидуально-обособленная (самостоятельная работа).
Урок — основнаяформа организации текущей учебной работы.
Внеурочные формыорганизации текущей учебной работы: экскурсия, домашняя работа, факультативныеи дополнительные занятия, предметные кружки и научные общества, олимпиады,конкурсы, выставки и др.70
Выбор формыучебной деятельности учащихся.
11. Алгоритмы умножения и делениянатуральных чисел в начальном курсе математики. Психолого-педагогическийэксперимент: цели, особенности, этапы. Методы стимулированияучебно-познавательной деятельности учащихся.
Аннотация.
Понятиеалгоритма. Алгоритмы умножения и деления многозначных
чисел.
Роль и местоалгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмовписьменного умножения и деления, а также обоснование и оформление вычислений вречи и на письме младшими школьниками.
Психолого-педагогическийэксперимент как отработка приемов и методов воздействия на ребенка. Требованияк организации и проведению эксперимента. Схемы организации и проведенияформирующего эксперимента (две группы испытуемых, одна группа испытуемых).Понятие экспериментальной и контрольной групп испытуемых. Требования к тестами другим психодиагностическим методикам.
Сущность методаобучения. Соотношение метода и приема обучения. Организационная классификацияметодов обучения (Ю.К. Бабанский).
Общаянаправленность методов стимулирования учебно-познавательной деятельностиучащихся. Характеристика методов: а) метод эмоционального стимулирования:создание ситуаций успеха в обучении, поощрение и порицание в обучении,использование игр, игровых форм организации учебной деятельности, постановкасистемы перспектив; б)метод развития познавательного интереса: формированиеготовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебногоматериала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуацийтворческого поиска; в) формирование ответственности и обязательности:формирование личной значимости учения, предъявление учебных требований,оперативный контроль.
12. Особенности изучения рациональных чиселв начальном курсе математики. Возрастные особенности усвоения младшимишкольниками. Использование наглядных методов при изучении дробей в начальнойшколе.
Аннотация.
Понятие дроби.Понятие рационального числа. Арифметические действия во множестве рациональныхчисел, их свойства. Свойства множества Q.
Конструированиеучащимися обозначения дроби в речи и на письме как средство понимания имисмысла дробей. Ознакомление школьников с отношением равенства и неравенствадробей, способами сравнения дробей. Обучение решению задач на нахождение доличисла, числа по его доли и на нахождение дроби числа.
Природа процессаусвоения. Усвоение и его психологические компоненты. Этапы усвоения. Знания,умения и навыки как результат усвоения. Учебные умения и их виды. Этапыформирования учебных умений. Структурный и функциональный анализ действий.Свойства действий. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Ориентировочная основа действий. Формирование научных понятий.
Понятие «методобучения». Соотношение метода и приемов обучения. Классификация методовобучения по источнику получения знаний. Понятие о наглядных методах обучения.Иллюстрация и демонстрация как основные в группе наглядных методов обучения.Требования к использованию демонстрации и иллюстрации в начальной школе.
13. Методика изучения длины и формированиенавыков ее измерения. Ознакомление с единицами измерения длины и с ихсоотношениями. Субъектные особенности младших школьников. Использованиесловесных методов обучения при изучении длины в начальной школе.
Аннотация.
Длина отрезка,ее свойства. Измерение длины отрезка. Формирование общих представлений овеличинах у младших школьников при изучении ими длины. Развитие представлений одлине у детей младшего школьного возраста. Обучение учащихся измерению длинотрезков, длин произвольных предметов, формирование при этом общихпредставлений об измерении любых величин. Ознакомление учащихся с единицамиизмерения длины и с их соотношениями. Конкретизация методики изучения длины напримере программы «Начальная школа XXIвека».
Понятиясубъектности и субъективности. Младший школьник как субъект учения. Учетсубъектных и субъективных особенностей младших школьников..
Понятие «методобучения». Соотношение метода и приемов обучения. Классификация методовобучения по источнику получения знаний. Понятие о словесных методах обучения.Характеристика основных словесных методов: рассказ, беседа, объяснение, работас книгой. Требования к использованию данных методов в начальной школе.
14. Методика изучения площади геометрических фигур и формирование навыковеё измерения. Ознакомление с единицами измерения площади и их соотношением.Особенности восприятия младшего школьника. Учетзакономерностейи принципов воспитания при изучении площади геометрических фигур.
Аннотация.
Площадь фигуры,ее свойства. Измерение площади фигуры. Равносос-тавленные и равновеликиефигуры, ,
Ознакомлениеучащихся с понятием площади через организацию практического выявления свойстрповерхностей физических тел. Конструирование младшими школьниками способовсравнения поверхности фигур или сущности понятия площади, средство выявленияпроблем измерения и определения площади поверхности у различных по формефигур. Методика изучения вопроса о нахождении площади прямоугольника в начальнойшколе. Конкретизация методики изучения данной темы на примере программы «ШколаРоссии».
Понятиевосприятия. Виды восприятий (обнаружение, различение, идентификация, опознание)и их особенности. Свойства восприятия. Формирование перцептивного образа.Восприятие пространства и времени, величины и формы. Перцептивные эталоны.
Сущность понятий«закономерности воспитания», «принципы воспитания», Характеристика основныхзакономерностей воспитательного процесса (активность ребенка и взаимодействиеего со средой; единство образования и воспитания; целостность воспитательныхвлияний и др.)
Характеристикаосновных принципов воспитания (гуманистической ориентации, социальнойадекватности, индивидуализации и др.)
15. Методика ознакомления младшихшкольников с геометрическими фигурами, их простейшими свойствами, обозначениемфигур. Внешняя структура учебной деятельности. Типы уроков, используемые вобучении младших школьников решению задач. Роль зрительного анализатора в познавательнойдеятельности младшего школьника на уроках математики.
Аннотация.
Геометрическиефигуры, лежащие в основе построения начального курса математики, ихопределения, свойства.
Развитиегеометрических представлений у младших школьников. Роль и место геометрическихзнаний, представлений и умений в математическом образовании учащихся начальнойшколы.
Понятиядеятельности и учебной деятельности. Иерархия единиц анализа деятельности:потребности, мотивы, цели. Характеристика и стороны учебной деятельности.Основные характеристики учебных задач. Виды учебных действий. Виды контроля.Самоконтроль. Оценка и самооценка. Виды самооценок в учебной деятельности.
73
Понятие о формахорганизации обучения. Характерные черты классно-урочной системы.
Понятие «урок».Специфика урока. Типология и структура уроков. Урок ознакомления учащихся сновым материалом или сообщения (изучения) новых знаний. Урок закреплениязнаний. Уроки выработки практических умений. Урок обобщения и систематизациизнаний. Уроки проверки знаний, умений и навыков.
Зрительныйанализатор как система анализа и синтеза информации внешнего мира. Особенностифункционирования зрительного анализатора в младшем школьном возрасте.Аккомодационные возможности, пространственное зрение и острота зрения в периодмладшего школьного возраста. Возрастные особенности световой чувствительности ицветового зрения. Зрительное утомление. Профилактика зрительных утомлений.
16. Лексикология. Лексическое значениеслова. Лексическая система русского языка. Лексический уровень развития речимладших школьников. Воспитание в младшем школьном возрасте. Организациявоспитывающей деятельности при обучении учащихся лексикологии. Роль слуховогоанализатора в познавательной деятельности младших школьников на уроках русскогоязыка.
Аннотация.
Понятие о слове.Лексическое значение. Омонимы. Типы омонимов. Синонимы. Типы синонимов.Антонимы. Типы антонимов. Паронимы. Роль синонимов и антонимов в тексте.
Охарактеризуйтелексический уровень развития речи младших школьников: работу с синонимами,антонимами, работу над лексическим значением слова.
Понятиехарактера. Младший школьный возраст как время укрепления характера ребенка.Сферы проявления характера: предметная деятельность и межличностные отношения.Основные виды деятельности детей младшего школьного возраста, в которыхпроисходит становление характера. Воспитание в учении.
Воспитание какорганизация деятельности. Понятие и сущность деятельности. Педагогическиехарактеристики деятельности детей: осмысление производимой активности,восходящей на уровень личностного смысла; со-зидательность; двоякийпедагогический результат — предметный и отношен-ческий; оснащенностьинструкцией; направленность на формирование обобщенного образа жизни.
Спецификавоспитывающей деятельности: трехканальвое (сознание, эмоции, поведение)воздействие на развивающуюся личность; богатство и многообразие интересовдетей, определяющее воспитательный потенциал организуемой педагогомдеятельности; постепенное, последовательное ицеленаправленное формирование ценностногоотношения воспитанника ко всему, что он делает; специально выбраннаяинструментовка, методика и техника организации деятельности.
•"''"'' Виды воспитывающей деятельности: интеллектуально-л Познавательная;ценностно-ориентировочная; трудовая; общественная; ху-д'йжественно-творческая;физкультурно-спортивная; общение.
Технологическиеособенности воспитывающей деятельности: знание, умение, навык, привычка.
Слуховойанализатор как основа членораздельной речи. Особенности функционированияслуховой системы в младшем школьном возрасте. Механизм восприятия звука.Острота слуха и факторы, способствующие развитию слуха. Влияние шума наработоспособность младшего школьника. Значение речи учителя для слуховоговосприятия.
17. Система частей речи в русском языке.Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе.Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место методов,используемых для изучения частей речи в общей классификации методов обучения.Ученик как субъект учебной деятельности.
Аннотация.
Система частейречи: знаменательные части речи, служебные, междометия, модальные слова.Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), их признаки.
Перечислитепризнаки каждой служебной части речи, рассматриваемой в начальных классах,методы и приёмы их изучения.
Понятие «методобучения». Бинарный (двойственный) подход к определению метода обучения.Понятие «приём обучения».
Выбор методовобучения на основе их классификации. Многообразие классификаций методовобучения: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические); по этапамобучения (методы подготовки к изучению нового материала; методы изучениянового материала; методы закрепления и упражнений; методы контроля и оценки);по способу педагогического руководства (объяснения учителя; методысамостоятельной работы учащихся), в зависимости от логики обучения(индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические методы), подидактическим целям (методы организации учебной деятельности; методы.стимулирования, методы контроля и оценки учебной деятельности), по характерупознавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные методы;репродуктивные методы; методы проблемного изложения; частично-поисковые методы;исследовательские методы).
Характеристикакатегории субъекта. Субъект и личность. Человек как субъект деятельности.Возрастная периодизация как основа дифференциа-
ции субъектовучебной деятельности. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
18. Текст как синтаксическая единица.Уровень текста в развитии речи младших школьников. Методы организациивзаимодействия учащихся и накопления социального опыта в подготовке младшихшкольников к написанию сочинения. Способности младших школьников.Анатомо-физиологическое обоснование продолжительности письма для учащихсямладшего школьного возраста при организации учебной деятельности.
Аннотация.
Определениетекста, признаки текста. Средства связи единиц в тексте. Цепной и параллельныйтипы связанности частей текста. Типы речи. Стили речи.
Охарактеризуйтеуровень текста в развитии речи младших школьников. Работа стекстами-описаниями, рассуждениями, повествованиями.
Понятие методаобучения.