Реферат по предмету "Педагогика"


Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования"

Вопросыкомплексного государственного экзамена
1. Пропедевтика понятия функции приобучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализациядеятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностногоподхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторнаядеятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.
Аннотация.
Понятие функции.Способы задания числовой функции. Основные свойства числовых функций. Прямая иобратная пропорциональность их свойства и графики.
Ознакомлениеучащихся с примерами пропорциональной'зависимо­сти. Методика обучения решениюзадач с пропорциональными величинами на нахождение четвертогопропорционального, пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двумразностям (по выбору).
Общееопределение подхода к обучению. Учение как деятельность.Субъектно-ориентированная организация и управление учителем учебнойдеятельностью ее субъекта — ученика, в решении им специально организо­ванныхпедагогом учебных задач разной сложности и проблематики, разви­вающихпредметную и коммуникативную компетентность обучающегося.
Деятельность каксредство становления и развития субъектности ре­бёнка. Цель деятельностногоподхода в образовании — человек, способный превращать собственнуюжизнедеятельность в предмет практического пре­образования, относиться к самомусебе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать еёход и результаты.
Сущностьдеятельностного подхода в образовании. Структура ситуа­ции воспитывающейдеятельности. Основные понятия деятельностного подхода: деятельность, духовнаядеятельность, взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающаядеятельность, личностная ориентирован­ность, организация, управление и др.
Реализациядеятельностного подхода в начальном образовании: ис­пользование методовсамоанализа, самооценки, самокритики, самообуче­ния, самовоспитания,самоограничения, самоконтроля и т.п.; организация совместной деятельности иобщения учащихся через коллективные единые требования, коллективноесамоуправление, коллективное самообслужива­ние, коллективное соревнование ит.п.; организация доверительного взаи­модействия посредством уважения детскойличности, педагогического тре­бования, убеждения, доверия, побуждения,сочувствия, поддержки инициа­тивы, самоорганизации, взаимодействия и т.п.
Понятиеусловного рефлекса. Время рефлекса. Изменение времени рефлекса с возрастом.Особенности условнорефлекторной деятельностимладшего школьника при различных функциональныхсостояниях (утомле­нии, переутомлении).
2. Теоретико-множественное- обоснованиевыбора действий при реше­нии простых задач на сложение и вычитание.Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начальногообразования, ко­торые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».
Аннотация.
Понятиемножества. Объединение множеств, дополнение к подмно­жеству, свойства этихопераций. Теоретико-множественное определение на­турального числа и нуля.Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел. Свойства этой операции.
Функции тестовыхзадач в начальном курсе математики. Понятие «за­дача» в начальном курсематематики. Различные методические подходы к формированию умений решать простыезадачи на нахождение суммы, одно­го из компонентов операции сложения,увеличения на ..., задачи на нахож­дение остатка, одного из компонентовоперации вычитания, уменьшения на… Конкретизация методики изучения простыхзадач на сложение и вычита­ние на примере программ «Школа России» и «Школа2100».
Понятиедеятельности. Единицы анализа деятельности: действие (мо­тив, цель, способвыполнения), операция. Психологическая система дея­тельности как целостноеединство психических структур субъекта и их все­сторонних связей, которыепобуждают, программируют, регулируют и реа­лизуют деятельность и которыеорганизованы в плане выполнения функций конкретной деятельности. Процессформирования психологической систе­мы деятельности.
Образовательнаяреформа — основа и контекст эксперимента по мо­дернизации содержания иструктуры общего образования. Общая направ­ленность и конкретизация направленийобновления начального образования на компетентностной основе. Примерныенаправления опытно-экспериментальной работы по модернизации начальной школы.
Конкретизацияобщих целей, задач и направлений модернизации на­чальной школы вобразовательной системе «Школа 2100»: функциональная грамотность как основнойрезультат начального образования; формирова­ние способности самостоятельноговыхода за пределы собственной компе­тентности для поиска способов действия вновых ситуациях; развитие спо­собности активно пользоваться получаемойинформацией для решения тех или иных жизненно-практических проблем; принципминимакса — основа построения учебников для начальной школы;проблемно-диалогический ме­тод преподавания, позволяющий усваивать алгоритмыдействия в жизнен­ных ситуациях; система знаний как ориентировочная основапоиска инфор­мации и решения проблем.64
3. Теоретико-множественное обоснованиевыбора действий при ре­шении простых задач на умножение и деление.Индивидуальные особенно­сти младших школьников. Достижение воспитательных целейпри обучении младших школьников решению задач.
Аннотация.
Понятиемножества. Декартово произведение множеств, свойства. Понятие разбиениямножества на классы. Теоретико-множественное опре­деление натурального числа инуля. Умножение и деление целых неотрица­тельных чисел, свойства операций. :
Методическиеприемы обучения младших школьников решению про­стых задач на умножение(нахождение произведения, одного из компонен­тов операции умножения, увеличениев...) и деление (нахождение частного, одного из компонентов операции деления,уменьшение в… ). Конкретиза­ция методики изучения простых задач на умножениеи деление на примере программы «Школа России».
Категориииндивида, индивидуальности, субъекта и личности. Чело-, век какиндивидуальность. Младший школьник как индивид и индивиду­альность. Учетиндивидуальных особенностей младших школьников.
Сущность изначение цели и целеполагания в воспитательном процес­се- Требования косуществлению целеполагания в процессе воспитания: ди-агностичность,реальность, преемственность, направленность на результат. Многообразиевоспитательных целей.                 -
4. Методика ознакомления младших школьниковс алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и неравенствас одной пе­ременней. Реализация личностного подхода в обучении младшихшкольни­ков. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и личностных ка­чествучащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Аннотация.
Выражение с переменной.Уравнение с одной переменной. Равно­сильность уравнений. Теоремы оравносильности уравнений (доказать одну из них). Неравенства с однойпеременной. Равносильность неравенств. Тео­ремы о равносильности неравенств(доказать одну из теорем).
Общие подходы кознакомлению младших школьников с понятиями «числовые выражения», «числовыеравенства» и «числовые неравенства». Формирование у учащихся представлений опеременных, об использовании букв для построения общих суждений о выраженияхкак о способе записи этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора каксредство понимания учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».
Решениеуравнений на основе зависимости между компонентами и резуль­татамиарифметических действий. Конкретизация методики ознакомле­ния младшихшкольников с понятиями «выражение с переменной» и «урав­нение с однойпеременной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.
Общееопределение подхода к обучению. Личность младшего школь­ника. Формированиеличности младшего школьника. Личностный подход как субъектно-ориентированнаяорганизация и управление учителем учеб­ной деятельностью ее субъекта — ученикав решении им специально органи­зованных педагогом учебных задач разнойсложности и проблематики, раз­вивающих ученика как личность.
Общаяхарактеристика образовательной системы Л.В. Занкова: целе­вые ориентиры системыобучения; дидактические принципы системы обу­чения; характеристики технологииобучения: многогранность, процессуаль-ность познания, направленность на разрешениеколлизий, вариантность, ди­намичность и гибкость организационных форм;изменение соотношения ре­чи учителя и учащегося на уроке.
Характеристикаметодов развития психических функций, творческих способностей и личностныхкачеств учащихся: творческое задание; поста­новка проблемы и созданиепроблемной ситуации; дискуссия; создание креативного поля; перевод игры наболее сложный уровень
5. Особенности формирования математическихпонятий у младших школьников. Формирование научных понятий в младшем школьномвозрас­те. Методы формирования сознания личности в целостном педагогическомпроцессе.
Аннотация.
Определяемые инеопределяемые понятия. Виды определений поня­тий. Требования к определениюпонятий.
Проблемы,возникающие в начальном курсе математики в связи с оп­ределением понятий.Правила, которые нужно соблюдать при организации работы по формированию умениядавать и составлять определения у млад­ших школьников. Способы раскрытиясодержания понятий в начальном курсе математики.
Виды понятий.Сущность понятий. Пути усвоения начальных научных понятий. Виды действий,используемых при формировании понятий. Роль определения понятия в процессе егоусвоения. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий.Требования к содержанию и фор­ме заданий. Качество сформированных понятий приуправлении процессом их усвоения.
Целостныйпедагогический процесс как специально организованное, целенаправленноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направлен-66
ное на решениеразвивающих и образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостногопедагогического процесса. Классификация мето­дов воспитания Г.И. Щукиной.
Методыформирования сознания в целостном педагогическом процес­се. Рассказ, требованияк рассказу как методу педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения,условия применения разъяснений. Беседа, струк­тура и техника проведения беседыв начальной школе. Лекция, условия применения лекции в начальной школе.Дискуссии и диспуты как методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение.Метод примера. Работа с книгой.
6. Различные подходы к формированию понятиянатурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10.Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл понятия«подход»; основные компоненты подхода.
Аннотация.
Теоретико-множественныйсмысл натурального числа и нуля. Аксио­матическое определение натуральногочисла. Натуральное число как ре­зультат измерения величины. Отношения «равно»,«больше», «меньше».
Обзор различныхподходов и формирование понятия натурального числа у учащихся начальныхклассов. Методика формирования у детей тео­ретико-множественного представленияо числе (программа «Школа Рос­сии»). Формирование у школьников представлений очисле как результате измерения (как способа фиксации результатов кратногосравнения объектов по одному и тому же свойству: по длине, площади, массе ит.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Методика комплексного формирования по­нятиячисла, при котором число выступает в единстве всех его смыслов (программа«Гармония»). Концепция методики изучения нумерации чисел в пределах 10 напримере УМК по выбору аттестуемого.
Понятиемышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическоемышление. Виды внимания в зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое итеоретическое. Виды мышления в зависимо­сти от стандартности: алгоритмическое,дискурсивное, эвристическое, твор­ческое. Формы мышления: понятие, суждение,умозаключение. Составляю­щие мыслительного процесса: цель, условие, решение.
Понятие «подход»в педагогике. Многообразие подходов к организа­ции образовательного процесса.Подход как комплексное педагогическое средство. Основные составляющие подхода:основные понятия, используе­мые 6 процессе изучения, управления и преобразованияобразовательной практики; принципы как исходные положения осуществленияобразова­тельной деятельности; приемы и методы построения образовательного про­цесса.
7. Системы счисления в начальном курсематематики. Теория поэтап­ного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении системсчисления в начальной школе.
Аннотация.
Понятие системысчисления. Позиционные и непозиционные системы счисления (примеры). Десятичнаясистема счисления. Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления.
Формирование умладших школьников представлений об общих про­блемах обозначения чисел (алфавити основание позиционной системы счисления, зависимость количества цифр валфавите от основания позици­онной системы счисления). Изучение римской системысчисления. Методи­ка обучения умению читать и записывать числа в десятичнойсистеме счис­ления.
Основные типыучения (по Ж. Пиаже и Л.С. Выготскому). Организа­ция (управление) вобразовательном процессе. Преобразование матери­ального (предметного) видеальное (психическое), схема этого преобразо­вания. Части осваиваемогопредметного действия: понимание (ориентиро­вочная) и умение его выполнить(исполнительская). Действие в уме как ос­нова усвоения и мышления. Основныехарактеристики умственного действия (степень овладения умственным действием;степень его обобщенности; пол­нота выполняемых операций или степеньсокращенности действия; мера ос­военности). Уровни овладения умственнымдействием (уровень предметно­го действия; уровень громкой речи без опоры напредметы; действие в уме). Этапы формирования умственного действия. Типы ученияв теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные основы действий.
Понятие «формавоспитательной работы». Типология форм воспита­тельной работы (по Е.В.Титовой): мероприятия, дела, игры.
Классификацияформ воспитательной работы: по времени проведения (кратковременные,продолжительные, традиционные); по времени подго­товки (экспромтные ипредусматривающие предварительную подготовку); по видам деятельности (учебные,трудовые, спортивные, художественные и др.); по способу влияния педагога(непосредственные, опосредованные); по субъекту организации (педагоги,родители, дети, на основе сотрудничества); по результату (информационный обмен,выработка общего решения, обще­ственно значимый продукт); по количествуучастников (индивидуальные, групповые, массовые).
Характеристикаотдельных форм воспитательной работы (по желанию студента).68
8.Теоретико-множественный смысл суммы иразности целых неот­рицательных чисел и методика изучения операций сложения ивычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания). Вниманиемладшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении младшимишкольниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».
Аннотация.
Теоретико-множественныйсмысл суммы и разности целых не­отрицательных чисел. Теорема о существовании иединственности разности свойства сложения и вычитания.
Методикаформирования теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитанияу младших школьников. Обучение уча­щихся переводу словесного задания отношенийна язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению ивычитанию. Конкре­тизация этой методики на примере программы «Гармония».
Понятиевнимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послеироизвольное).Свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, широта,концентрация, распределение, переключение, активность, направленность,).Факторы, определяющие внимание.
Целевыеориентации продуктивных педагогических технологий. Осо­бенности содержанияпродуктивных педагогических технологий. Особенно­сти методики реализациипродуктивных педагогических технологий. Виды продуктивных педагогическихтехнологий: технология проблемного обуче­ния, технологии развивающегосяобучения, игровые технологии, техноло­гии разноуровневого обучения.Характеристика одной из продуктивных технологий (по выбору студента).
9. Использование свойства арифметическихдействий над целыми не­отрицательными числами в начальном курсе математики.Готовность к обу­чению. Характеристика взаимодействия участниковпедагогического про­цесса: виды педагогического взаимодействия.
Аннотация.
Различныеподходы к определению арифметических действий над це­лыми неотрицательнымичислами, свойства этих операций.
Устныевычисления в пределах 100. Свойства сложения и вычитания (прибавление числа ксумме, суммы к числу, вычитание числа из суммы, суммы из числа и др.),умножения и деления (умножение числа на сумму, деление суммы на число). Их изучениеучащимися (два на выбор). Основ­ные составляющие вычислительного приема:теоретические основы, операциональный состав, способы обоснования и оформлениявычислений в речи и на письме младших школьников. Конкретизация методикиизучения устных вычислений в пределах 100 на примере программы «Школа России».
Возрастные ииндивидуальные особенности младших школьников. Мотивационно-потребностнаяготовность. Интеллектуальный аспект го­товности. Развитие основных психическихфункций: восприятия, памяти, внимания и др. Личностная и социальная готовность.
Сущность иосновные характеристики педагогического взаимодейст­вия. Функционально-ролеваяи личностная стороны педагогического взаи­модействия.
Классификациятипов педагогического взаимодействия: по субъекту и объект-субъекту(личность-личность; коллектив-коллектив); по опосредо-ванности воздействий(прямое и косвенное); по содержанию деятельности (взаимодействие в учебной,трудовой, эстетической и другой деятельности); по наличию цели или еёотсутствию (преднамеренное, непреднамеренное); по степени управляемости(управляемое, полууправляемое, неуправляемое); по типу взаимосвязи («наравных», «руководство»). Типы взаимодействия по характеру его протекания:сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность,конфронтация. Сотрудничество как наибо­лее эффективный тип взаимодействияучастников педагогического процес­са.                                                                ..,.-.-
Общение какформа взаимодействия педагогов и участников. Соци­ально-ориентированное иличностно-
ориентированноеобщение.
10. Алгоритмы сложения и вычитаниянатуральных чисел в. начальном курсе математики. Мотивация учения школьника.Организация различных форм учебной деятельности учащихся при изучении алгоритмовсложения.
Аннотация.
Понятиеалгоритма. Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Роль и местоалгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмовписьменного сложения и вычитания, основан­ных на свойствах десятичной системысчисления. Предупреждение возмож­ных ошибок.
Мотивация какпсихологическая категория. Учебная мотивация. Группы мотивов учения (по Л.И.Божович, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконину). Пути формирования учебной мотивации.
Понятие «формаобучения». Развитие форм обучения.
Понятие «формаучебной деятельности учащегося». Типология и ха­рактеристика форм учебнойдеятельности учащихся: парная, групповая, коллективная,индивидуально-обособленная (самостоятельная работа).
Урок — основнаяформа организации текущей учебной работы.
Внеурочные формыорганизации текущей учебной работы: экскурсия, домашняя работа, факультативныеи дополнительные занятия, предметные кружки и научные общества, олимпиады,конкурсы, выставки и др.70
Выбор формыучебной деятельности учащихся.
11. Алгоритмы умножения и делениянатуральных чисел в начальном курсе математики. Психолого-педагогическийэксперимент: цели, особенно­сти, этапы. Методы стимулированияучебно-познавательной деятельности учащихся.
Аннотация.
Понятиеалгоритма. Алгоритмы умножения и деления многозначных
чисел.
Роль и местоалгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмовписьменного умножения и деления, а также обоснование и оформление вычислений вречи и на письме младшими школьниками.
Психолого-педагогическийэксперимент как отработка приемов и ме­тодов воздействия на ребенка. Требованияк организации и проведению эксперимента. Схемы организации и проведенияформирующего экспери­мента (две группы испытуемых, одна группа испытуемых).Понятие экспе­риментальной и контрольной групп испытуемых. Требования к тестами другим психодиагностическим методикам.
Сущность методаобучения. Соотношение метода и приема обучения. Организационная классификацияметодов обучения (Ю.К. Бабанский).
Общаянаправленность методов стимулирования учебно-познавательной деятельностиучащихся. Характеристика методов: а) метод эмоционального стимулирования:создание ситуаций успеха в обучении, поощрение и порицание в обучении,использование игр, игровых форм ор­ганизации учебной деятельности, постановкасистемы перспектив; б)метод развития познавательного интереса: формированиеготовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебногоматериала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуацийтворческого поиска; в) формирование ответственности и обязательности:формирование личной значимости учения, предъявление учебных требова­ний,оперативный контроль.
12. Особенности изучения рациональных чиселв начальном курсе ма­тематики. Возрастные особенности усвоения младшимишкольниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальнойшколе.
Аннотация.
Понятие дроби.Понятие рационального числа. Арифметические дей­ствия во множестве рациональныхчисел, их свойства. Свойства множества Q.
Конструированиеучащимися обозначения дроби в речи и на письме как средство понимания имисмысла дробей. Ознакомление школьников с отношением равенства и неравенствадробей, способами сравнения дробей. Обучение решению задач на нахождение доличисла, числа по его доли и на нахождение дроби числа.
Природа процессаусвоения. Усвоение и его психологические компо­ненты. Этапы усвоения. Знания,умения и навыки как результат усвоения. Учебные умения и их виды. Этапыформирования учебных умений. Струк­турный и функциональный анализ действий.Свойства действий. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Ориен­тировочная основа действий. Формирование научных понятий.
Понятие «методобучения». Соотношение метода и приемов обучения. Классификация методовобучения по источнику получения знаний. Понятие о наглядных методах обучения.Иллюстрация и демонстрация как основные в группе наглядных методов обучения.Требования к использованию демон­страции и иллюстрации в начальной школе.
13. Методика изучения длины и формированиенавыков ее измерения. Ознакомление с единицами измерения длины и с ихсоотношениями. Субъ­ектные особенности младших школьников. Использованиесловесных мето­дов обучения при изучении длины в начальной школе.
Аннотация.
Длина отрезка,ее свойства. Измерение длины отрезка. Формирование общих представлений овеличинах у младших школьников при изучении ими длины. Развитие представлений одлине у детей младшего школьного возраста. Обучение учащихся измерению длинотрезков, длин произволь­ных предметов, формирование при этом общихпредставлений об измере­нии любых величин. Ознакомление учащихся с единицамиизмерения дли­ны и с их соотношениями. Конкретизация методики изучения длины напримере программы «Начальная школа XXIвека».
Понятиясубъектности и субъективности. Младший школьник как субъект учения. Учетсубъектных и субъективных особенностей младших школьников..
Понятие «методобучения». Соотношение метода и приемов обуче­ния. Классификация методовобучения по источнику получения знаний. По­нятие о словесных методах обучения.Характеристика основных словесных методов: рассказ, беседа, объяснение, работас книгой. Требования к ис­пользованию данных методов в начальной школе.
14. Методика изучения площади геометрических фигур и формиро­вание навыковеё измерения. Ознакомление с единицами измерения площа­ди и их соотношением.Особенности восприятия младшего школьника. Учетзакономерностейи принципов воспитания при изучении площади геометри­ческих фигур.                                                                      
Аннотация.
Площадь фигуры,ее свойства. Измерение площади фигуры. Равносос-тавленные и равновеликиефигуры, ,
Ознакомлениеучащихся с понятием площади через организацию практического выявления свойстрповерхностей физических тел. Кон­струирование младшими школьниками способовсравнения поверхности фигур или сущности понятия площади, средство выявленияпроблем изме­рения и определения площади поверхности у различных по формефигур. Методика изучения вопроса о нахождении площади прямоугольника в на­чальнойшколе. Конкретизация методики изучения данной темы на примере программы «ШколаРоссии».
Понятиевосприятия. Виды восприятий (обнаружение, различение, идентификация, опознание)и их особенности. Свойства восприятия. Фор­мирование перцептивного образа.Восприятие пространства и времени, ве­личины и формы. Перцептивные эталоны.
Сущность понятий«закономерности воспитания», «принципы воспи­тания», Характеристика основныхзакономерностей воспитательного про­цесса (активность ребенка и взаимодействиеего со средой; единство обра­зования и воспитания; целостность воспитательныхвлияний и др.)
Характеристикаосновных принципов воспитания (гуманистической ориентации, социальнойадекватности, индивидуализации и др.)
15. Методика ознакомления младшихшкольников с геометрическими фигурами, их простейшими свойствами, обозначениемфигур. Внешняя структура учебной деятельности. Типы уроков, используемые вобучении младших школьников решению задач. Роль зрительного анализатора в по­знавательнойдеятельности младшего школьника на уроках математики.
Аннотация.
Геометрическиефигуры, лежащие в основе построения начального курса математики, ихопределения, свойства.
Развитиегеометрических представлений у младших школьников. Роль и место геометрическихзнаний, представлений и умений в математическом образовании учащихся начальнойшколы.
Понятиядеятельности и учебной деятельности. Иерархия единиц ана­лиза деятельности:потребности, мотивы, цели. Характеристика и стороны учебной деятельности.Основные характеристики учебных задач. Виды учебных действий. Виды контроля.Самоконтроль. Оценка и самооценка. Виды самооценок в учебной деятельности.
73
Понятие о формахорганизации обучения. Характерные черты класс­но-урочной системы.
Понятие «урок».Специфика урока. Типология и структура уроков. Урок ознакомления учащихся сновым материалом или сообщения (изуче­ния) новых знаний. Урок закреплениязнаний. Уроки выработки практиче­ских умений. Урок обобщения и систематизациизнаний. Уроки проверки знаний, умений и навыков.
Зрительныйанализатор как система анализа и синтеза информации внешнего мира. Особенностифункционирования зрительного анализатора в младшем школьном возрасте.Аккомодационные возможности, пространст­венное зрение и острота зрения в периодмладшего школьного возраста. Возрастные особенности световой чувствительности ицветового зрения. Зрительное утомление. Профилактика зрительных утомлений.
16. Лексикология. Лексическое значениеслова. Лексическая система русского языка. Лексический уровень развития речимладших школьников. Воспитание в младшем школьном возрасте. Организациявоспитывающей деятельности при обучении учащихся лексикологии. Роль слуховогоанали­затора в познавательной деятельности младших школьников на уроках рус­скогоязыка.
Аннотация.
Понятие о слове.Лексическое значение. Омонимы. Типы омонимов. Синонимы. Типы синонимов.Антонимы. Типы антонимов. Паронимы. Роль синонимов и антонимов в тексте.
Охарактеризуйтелексический уровень развития речи младших школь­ников: работу с синонимами,антонимами, работу над лексическим значени­ем слова.
Понятиехарактера. Младший школьный возраст как время укрепле­ния характера ребенка.Сферы проявления характера: предметная деятель­ность и межличностные отношения.Основные виды деятельности детей младшего школьного возраста, в которыхпроисходит становление характе­ра. Воспитание в учении.
Воспитание какорганизация деятельности. Понятие и сущность дея­тельности. Педагогическиехарактеристики деятельности детей: осмысление производимой активности,восходящей на уровень личностного смысла; со-зидательность; двоякийпедагогический результат — предметный и отношен-ческий; оснащенностьинструкцией; направленность на формирование обоб­щенного образа жизни.
Спецификавоспитывающей деятельности: трехканальвое (сознание, эмоции, поведение)воздействие на развивающуюся личность; богатство и многообразие интересовдетей, определяющее воспитательный потенциал организуемой педагогомдеятельности; постепенное, последовательное ицеленаправленное формирование ценностногоотношения воспитанника ко всему, что он делает; специально выбраннаяинструментовка, методика и техника организации деятельности.
•"''"''     Виды       воспитывающей       деятельности:        интеллектуально-л Познавательная;ценностно-ориентировочная; трудовая; общественная; ху-д'йжественно-творческая;физкультурно-спортивная; общение.
Технологическиеособенности воспитывающей деятельности: знание, умение, навык, привычка.
Слуховойанализатор как основа членораздельной речи. Особенности функционированияслуховой системы в младшем школьном возрасте. Ме­ханизм восприятия звука.Острота слуха и факторы, способствующие разви­тию слуха. Влияние шума наработоспособность младшего школьника. Зна­чение речи учителя для слуховоговосприятия.
17. Система частей речи в русском языке.Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе.Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место мето­дов,используемых для изучения частей речи в общей классификации мето­дов обучения.Ученик как субъект учебной деятельности.
Аннотация.
Система частейречи: знаменательные части речи, служебные, междо­метия, модальные слова.Служебные части речи (предлоги, союзы, части­цы), их признаки.
Перечислитепризнаки каждой служебной части речи, рассматривае­мой в начальных классах,методы и приёмы их изучения.
Понятие «методобучения». Бинарный (двойственный) подход к оп­ределению метода обучения.Понятие «приём обучения».
Выбор методовобучения на основе их классификации. Многообра­зие классификаций методовобучения: по источнику знаний (словесные, на­глядные, практические); по этапамобучения (методы подготовки к изуче­нию нового материала; методы изучениянового материала; методы закреп­ления и упражнений; методы контроля и оценки);по способу педагогиче­ского руководства (объяснения учителя; методысамостоятельной работы учащихся), в зависимости от логики обучения(индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические методы), подидактическим целям (методы организации учебной деятельности; методы.стимулирования, методы кон­троля и оценки учебной деятельности), по характерупознавательной дея­тельности учащихся (объяснительно-иллюстративные методы;репродук­тивные методы; методы проблемного изложения; частично-поисковые ме­тоды;исследовательские методы).
Характеристикакатегории субъекта. Субъект и личность. Человек как субъект деятельности.Возрастная периодизация как основа дифференциа-
ции субъектовучебной деятельности. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
18. Текст как синтаксическая единица.Уровень текста в развитии ре­чи младших школьников. Методы организациивзаимодействия учащихся и накопления социального опыта в подготовке младшихшкольников к напи­санию сочинения. Способности младших школьников.Анатомо-физиологическое обоснование продолжительности письма для учащихсямладшего школьного возраста при организации учебной деятельности.
Аннотация.
Определениетекста, признаки текста. Средства связи единиц в тексте. Цепной и параллельныйтипы связанности частей текста. Типы речи. Стили речи.
Охарактеризуйтеуровень текста в развитии речи младших школьни­ков. Работа стекстами-описаниями, рассуждениями, повествованиями.
Понятие методаобучения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.