Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
По определению Всемирнойорганизации Здравоохранения -здоровье — это состояние полного физического,духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависитот состояния окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не толькоэкологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведениелюдей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтомуздоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни,стремлению оздоровлять окружающую среду.
По данным, опубликованнымв Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей ввозрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклоненияв состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшегодошкольного возраста — невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороныопорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% состороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдаетсястойкое нарушение артериального давления.
Что главное в воспитаниидетей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. Унего быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучшеприспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые емутребования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формированияхарактера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природныхспособностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннеедетство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения ксамому себе и окружающему.
Цель программы: Сообщение детям знаний о строении собственного тела, работе различных органов, а так же вызвать у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам,событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, приобщать детей ксоциальному миру людей.
Реализация программы идетчерез выполнение следующих задач:
1.Сформировать уребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я»как части природы, воспитание особого отношения к живой природе.
3.Формированиепотребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенкечувства собственного достоинства и уважения к людям.
Достижение цели и задачпрограммы предусматривает следование принципам:
nсистемности
nвозрастной адресованности
nпоследовательности
nпреемственности взаимодействия сребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программа «Что я знаю осебе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольноговозраста:
· младший 3-4 лет(2 младшая группа)
· средний дошкольный возраст 4-5 лет(средняя группа)
· старший дошкольный возраст 5-7 лет(старшая подготовительная группы)
Программасоставлена по 4 направлениям:
· чистота — залог здоровья
· знания о собственном теле
· оказание элементарной помощи.
·
Все разделы программывзаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно — образовательную цель.
Программа реализуетсячерез разнообразные виды деятельности:
nпознавательные эвристическиебеседы
nчтение художественной литературы,
nизобразительная и конструктивнаядеятельность
nэкспериментирование и опыты,наблюдения.
nмузыка и игра.
Выбирая разные видыдеятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействоватьна развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятиеизлагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками,умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которыхопределяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни,педагоги делают первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Познавательный материалможет быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особыйинтерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная частьпрограммы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формамиработы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Предлагаемая программа — не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личнымиинтересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя.Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знанияиз разных наук.
Практическая значимостьпрограммы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительногообразования, родители, воспитатели.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
Цель — помочь педагогураскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в 21 веке.
Здоровье является важнейшим интегральным показателем,отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономическойсостояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье,качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраныматеринства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам материнстваи детства.
По данным, опубликованнымв Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей ввозрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклоненияв состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшегодошкольного возраста — невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороныопорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% состороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдаетсястойкое нарушение артериального давления.
Приведенные данныеотражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья детей, в частностигигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в семье, иобуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий напрофилактической педиатрии.
Что главное в воспитаниидетей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У негобыстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучшеприспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые емутребования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формированияхарактера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природныхспособностей.
В основе интегрированнойпрограммы лежат следующие задачи:
1.Сформировать у ребенка представление о себе как о
представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я» как части природы.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенке чувства собственного
достоинства и уважения в людях.
Программа построена наследующих положениях:
1.Стержневым понятиемпрограммы являются знания о Человеке. Дошкольник понимает свою человеческуюсущность, постепенно осознает себя, свои возможности, ребенок приучается бытьвнимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научитсявидеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
2.Потенциал личности ребенкаформируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубочеловеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.
3.Интеллектуальное и нравственноеразвитие ребенка дошкольного возраста происходит в тесном единстве.
4. Программа нацеливает напоследовательное введение ребенка в социальный мир, опираясь на социальный опытребенка.
Важной особенностьюпрограммы является то, что она направлена на формирование у ребенкамировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира».
Программа составлена по 4 направлениям:
· чистота — залог здоровья
· знания о собственном теле
· оказание элементарной помощи
· безопасное поведение в социуме иприроде
Все разделы программывзаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно — образовательную цель.
Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания иобразования детей дошкольного возраста:
· младший 3-4 лет(2 младшая группа)
· средний дошкольный возраст 4-5 лет(средняя группа)
· старший дошкольный возраст 5-7 лет(старшая подготовительная группы)
Познавательный материалможет быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особыйинтерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная частьпрограммы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формамиработы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Программа реализуетсячерез разнообразные виды деятельности:
nпознавательные эвристическиебеседы
nчтение художественной литературы,
nизобразительная и конструктивнаядеятельность
nэкспериментирование и опыты
nмузыка.
Выбирая разные виды деятельности,важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитиеразных сторон личности ребенка.
Предлагаемая программа — не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личнымиинтересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя.Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить своизнания из разных наук.
Практическая значимостьпрограммы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительногообразования, родители, воспитатели.
Мойорганизм
Я-человек. Я- мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши,рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу. У менякак у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить, бегать ипрыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы дышать ичувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот- чтобы кушать,кожа- чтобы чувствовать тепло или холод.
Ялюблю своих помощников и оберегаю их от грязи, болезней и ушибов. Я знаю ивыполняю правила: бегать аккуратно, не толкаться, чтобы не было ушибов, небрать руками и в рот грязные предметы, не залезать в мусорные баки. Я умеюпопросить воспитателя или маму о помощи, когда мне жарко или холодно, когда яплохо себя чувствую. Я могу рассказать, что у меня болит. Я могу попроситьдобавку, когда я голоден, и отказаться от еды, если я сыт. Я могу прилечьотдохнуть или поспать, когда я устал.
Моичувства.
Яумею радоваться и смеяться, огорчаться- плакать, грустить- сидеть тихо. Когда ярадуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому — нибудь о своейрадости. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, не хочу играть, не хочусмотреть книги. Когда я огорчаюсь, я плачу и хочу кому — нибудь пожаловаться.
Моимысли.
Я-человек, поэтому умею думать о себе, о папе, о маме. Мысли бывают грустные ивеселые.
Моизнания.
Язнаю, что хорошо: гулять на свежем воздухе, вовремя кушать, вовремя ложитьсяспать днем и ночью, заниматься физкультурой, вовремя пользоваться туалетом,быть вежливым и помогать другим.
Моипоступки.
Поступки-это то, что я делаю по отношению к другим людям и животным. Поступки бываютхорошие, когда я помогаю маме или кормлю птиц, и плохие, когда я капризничаю,жадничаю, обижаю кого-то.
Моиумения.
Ямного умею- разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, играть с мячом,рисовать, лепить, умываться, пользоваться носовым платком, аккуратно кушать,хорошо пережевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, надеватьмайку и колготки, аккуратно вешать одежду на стульчик, убирать на местоигрушки, ложиться спать, когда я устал, пользоваться вежливыми словами. Ямногое еще не умею, но я научусь, потому что я — человек.
Моясемья.
Язнаю свое имя, фамилию, домашний адрес, знаю как зовут моих родителей, знаю,где они работают.
Мы-это, моя семья- мама, папа, сестра, брат. Это наша маленькая семья. Естьбольшая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. Я люблю свою большую семью.
Мыживем дружно и заботимся друг о друге. Нам нравится быть вместе.
Какмы живем в детском саду.
Яхожу в детский сад. Я знаю как называется моя группа, как зову моеговоспитателя.
Вдетском саду у меня много друзей. Мы вместе играем, гуляем, разговариваем,заботимся о растениях. Хорошо когда у человека много друзей!
Раздел«Кто такие взрослые люди»
Цель — развивать интерес к миру взрослых и давать примеры дляподражания.
Детии взрослые
Детии взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. Отличия детей отвзрослых: они маленькие, меньше знают, меньше умеют, а взрослые больше,сильнее, больше знают и умеют. Они умеют работать, защищать слабых, готовитьпищу, читать, писать.
Копатькартошку, стирать, мыть посуду, готовить еду, убирать, водить автобус, печьхлеб, продавать товары, шить одежду- это работа. Спать, лежать на диване,читать сказки, играть, гулять, ездить на природу- это отдых. Работа и отдыхдолжны чередоваться.
Взрослыеработают, дети могут помогать взрослым. Дети и взрослые могут отдыхать вместе.
Программа «Что я знаюо себе» для средней группы
Цель — продолжитьформирование у ребенка представлений о своей принадлежности к человеческомуроду.
Мой организм.
У меня есть глаза,уши, нос, рот, язык. Мои глаза — видят, уши — слышат, нос чувствует запахи,язык чувствует вкус. Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если учеловека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим.Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда помогать и никогда несмеяться над ними. Есть люди, у которых глаза видят плохо. Такие люди носяточки. В очках они видят как все другие люди.
Органы чувств у людейи животных похожи. У животных тоже есть зрение, слух, нюх и вкус. Некоторыеживотные видят значительно лучше, чем мы (птицы, кошка), а некоторые — намногохуже (ежик). Некоторые животные слышат звуки, которых человеческое ухо неулавливает (кошка, мышь). У многих животных нюх гораздо острее, чем у человека(собака, волк).
Мои чувства.
Я человек и у меняесть чувства. Я умею радоваться, грустить, веселится, скучать, злиться,огорчаться, любить, дружить. Я умею выражать свои чувства смехом, улыбкой,поцелуем, объятиями, криком, слезами. Я умею управлять своими чувствами: могусдержать слезы и не заплакать, могу не засмеяться даже если очень смешно; могуне закричать, даже если очень огорчился или разозлился. Управлять собой исвоими чувствами трудно, но я учусь.
Мои мысли
Я человек, поэтому ядумаю. Думают все люди — и большие, и маленькие. Мысли есть у всех людей,поэтому они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими какмои. Но я не сержусь на человека, если он думает по-другому. Мне интереснымысли других людей. Я хочу поделиться своими мыслями с другими людьми.
Мои знания
Я знаю, что полезнозаниматься утренней гимнастикой, гулять на свежем воздухе и на солнце; мытьруки перед едой, хорошо пережевывать пищу, есть овощи, фрукты и дикие ягоды,полоскать рот после еды; мыть руки после пользования туалетом, чистить зубы,расчесывать волосы; прикрывать рот носовым платком или ладошкой, когда хочешькашлянуть, чихнуть или зевнуть.
Я знаю, что хорошовыглядеть опрятно и следить за своим внешним видом, иметь при себе чистыйносовой платок, есть бесшумно и аккуратно.
Я знаю, что поступкибывают хорошие и плохие. Я знаю, что люди радуются моим хорошим поступкам иогорчаются от плохих.
Мои поступки
Хорошие поступки,когда я помогаю всем, кому это нужно, когда я радую близких мне людей, говорюхорошие слова, забочусь о животных и растениях, делюсь игрушками и сладостями сдрузьями. Совершать хорошие поступки приятно и полезно.
Но иногда я поступаюплохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то, забываю покормить свою кошку,полить свой цветок
Мои умения
Я умею расчесыватьсяи приводить в порядок одежду, глядя в зеркало, пользоваться носовым платком,правильно пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, делать утреннюю гимнастику.
Я умею здороваться ипрощаться, обращаться по имени и отчеству, быть приветливым с людьми — большими и маленькими, благодарить людей за оказанную помощь, вежливо выражатьсвою просьбу, не перебивать говорящих.
Я умею убирать засобой игрушки и одежду, наводить порядок в группе, помогать маме по хозяйству.
Я многого не умею, ноя хочу научиться. Мне нравятся люди, которые много умеют.
Моя семья
Я знаю свое имя,фамилию, возраст, домашний адрес. Я могу рассказать о себе и своей семье:назвать имя и отчество родителей, назвать имена других членов семьи, рассказатьгде они работают или учатся.
У меня две бабушки идва дедушки, я для них внук (внучка). Бабушки, это мамы моих родителей, адедушки это папы моих родителей. Они живут в других домах и даже в другихгородах, но все равно это наши родные (родственники). Иногда мы навещаем нашихбабушек и дедушек. Мы собираемся вместе на праздники. Нам бывает очень весело ихорошо. Мы ездим в отпуск к бабушкам и дедушкам.
Как мы живем вдетском саду.
Я знаю где находитсямой детский сад, как называется моя группа.
Я знаю имена ифамилии моих друзей. Я люблю своих друзей и стараюсь радовать их, а они меня. Ядружу с мальчиками и с девочками. Мне интересно с моими друзьями. Хорошо, когдау человека много друзей.
В группе естьправила, которые все должны выполнять, для того, чтобы всем было хорошо: необижать друг друга, уступать, помогать, делится, быть вежливым. Есть ещеправила: «Каждой вещи — свое место», «Поломал — почини», «Насорил — убери».
Раздел «Кто такиевзрослые люди»
Цель — поддержать иразвивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания, воспитыватьдоброжелательное отношение к людям.
Дети и взрослые
Дети и взрослыепохожи друг на друга, потому что все мы — люди.
Взрослые, как и детимогут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать. Всевзрослые раньше были детьми, потом они выросли, многому научились, и теперьсами учат детей. И вы обязательно станете взрослыми, и обязательно будетеумными и умелыми.
Как и зачем людиработают
Взрослые людиработают. Своей работой они приносят пользу. У разных людей — разные профессии:воспитатель, шофер, врач.
Человек и природа
Человек — частьприроды, и он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи итепла. Все это дает человеку Природа.
Вокруг меня естьвещи, созданные Природой — камни, воздух, вода, деревья, ягоды, грибы. Вокругменя много вещей сделанных человеком — дома, машины, одежда, посуда, игрушки,книги, мебель.
Материалы для своихвещей человек берет из Природы: мебель сделана из дерева, дома — из камня,песка и воды, машины — из железа, посуда — из глины, одежда — из растений ишкур животных.
Список литературы.
1. Мухина В.С. «Кто Я ?»изд-во «Карапуз», 11.1996.-16 с.
2. Зайцев Г.К. «УрокиМойдодыра» изд-во «Акцидент»,1996.-32 с.
3. «Азбука настроений»популярное пособие для детей и родителей, изд-во «Академия развития»,1997.-16с.
4.Зайцев Г.К. «УрокиАйболита. Расти здоровым» изд-во «Акцидент»,1995.-40 с.
5.Марио Гомболи «Человек»серия «Окошко в твой мир» изд-во «Экопрос»,1994.-15 с.
6. «Детская энциклопедия»изд-во «Росмэн»,1994.-127 с.
7.В.Г.Алямовская «Каквоспитать здорового ребенка» изд-во «Linka- press»,1993.-109с.
8.Козлова С.А. «Я- человек»программа приобщения к социальному миру. Москва 1996.-20 с.
9. Соколова Н.В.«Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников». Магаданское книжноеизд-во 1991.-236 с.
10. Сонькин В.Д. «Растемсильными и выносливыми». Москва 1997.-87 с.
11. Змановский Ю.В.«Воспитаем детей здоровыми». Москва 1989.- 52 с.
12. Сухомлинский В.А. «Сердцеотдаю детям». Киев 1973.- 87 с.
13. Гарбузов В.И. «Отмладенчества до отрочества». Ленинград изд-во «Интерполиграфцентр» ЛО СФК1991.-188 с.