Реферат по предмету "Политология"


Государство как основной институт политической системы

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедрафилософии
Контрольнаяработа
пополитологии
на тему:
Государствокак основной институт политической системы
(Вариант-20)
Барнаул –2009

Содержание
государствоправовой несправедливость
Введение
Сущность, основные признаки и функциигосударства. Причины и условия его возникновения
Формы государственного правления иформы государственного устройства. Понятие правового государства
Один из средневековых философовзаметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякуюнесправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современныхгосударствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости,творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйтеих
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Представленная работапосвящена теме «Государство как основной институт политическойсистемы».
Проблема данного исследованияносит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствуетчастое изучение поднятых вопросов. Тема «Государство как основной институтполитической системы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанныхдисциплин.
Вопросам исследованияпосвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебнойлитературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по даннойтематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учетсовременных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность настоящейработы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Государствокак основной институт политической системы» в современной науке, с другойстороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных сданной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Предметом исследованияявляется рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задачданного исследования.
В рамках достиженияпоставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность,основные признаки и функции государства, а также причины и условия еговозникновения.
2. Обозначить формыгосударственного правления и формы государственного устройства. Датьопределение правового государства.
3. Определить средства,призванные не допустить несправедливости, творимой государством.
Работа имеет традиционнуюструктуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и списокиспользованной литературы.

Сущность, основныепризнаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
 
Государство — это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всютерриторию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратомуправления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлисьразложением первобытно общинного строя, появление частной собственности наорудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы — эксплуататоров и эксплуатируемых.
Основными причинамипоявления государства были следующие:
- необходимостьсовершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Этоусложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлениемновых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общегопродукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территориии т.п.
- необходимостьорганизации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масслюдей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства былополивное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников,поддержания их в рабочем состоянии и т.п.
- необходимостьподдержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественногопроизводства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе ипо отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
- необходимостьведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Существенные признакигосударства:
1. Территория. Этопространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное ивоздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляетнезависимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороныдругих государств.
2. Население. Егосоставляют люди, проживающие на территории государства.
Население государстваможет состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как,например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильными будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а неконфликтными.
3. Публичная власть.Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью,способной организовать жизнь людей.
4. Право. Это системаобщеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения,существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественногопринуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли изплемени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальнымигосударственными органами.
5. Правоохранительныеорганы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы,прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция,таможенные органы и др.
6. Армия. Она необходимадля защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры ивоенные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторыхгосударствах армия используется во внутренних конфликтах.
7. Налоги. Этообязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры исроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налогинеобходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий,пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.
8. Суверенитет. Этонезависимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни.Иначе, суверенитет — это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетностьгосударства кому-либо. 3, стр. 120-121
Государство = власть +население + территория. То есть, государство — это организация политическойвласти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за нимтерритории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Под функциями государствапринято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из егосоциальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на томили ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая(обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя,обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная(государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровьяграждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законностии правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировуюэкономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженнойагрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мировогоправопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов,ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека,оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного довериямежду государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поисквзаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не толькоотдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международногореагирования).
Основная формаосуществления функций государства — правовая. Правовая форма существует вовзаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства — правотворческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспеченияреализации определенной функции государство создает для этого необходимуюправовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает ихзащиту от нарушений.
Формы государственногоправления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
 
В современной политологиидля общего обозначения структурных и властных признаков государстваиспользуется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента:форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственногоустройства определяет принципы национально-территориальной организациигосударства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.Различают три основные формы государственного устройства — унитарноегосударство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболеераспространенное в современном мире, характеризуется единством конституции иединством системы высших органов государственной власти, высокой степеньюцентрализации управления всех административно-территориальных единиц(департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политическойсамостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назватьФинляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей,объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзноегосударство при сохранении у каждого из них юридической и некоторойполитической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждогочлена федерации является наличие у них собственной конституции,законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а внекоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с темосновополагающий принцип федеративного государства — главенство обще федеральнойконституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступаютединое социально-экономическое пространство, общность денежной системы игражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройстваизбрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союзсуверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всеговнешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степеньюсуверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведениикоторого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а внекоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимостисоздания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системыих образуют на паритетной основе и только при условии ратификации взаконодательных органах субъектов конфедерации.
Для обозначения способаорганизации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ееорганов, степени участия населения в их формировании используется термин формаправления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространеннойв современном мире, является выборность высшей государственной власти.Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентскаяи смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенствоизбираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами.Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбираякандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра.Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет неболее чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентскихреспубликах высшая исполнительная власть фактически занимает значительно болееважное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством.Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительностинередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена втаких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. Впрезидентской республике реализован принцип жесткого разделения власти назаконодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительствапринадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое такимобразом на внепартийных началах правительство не несет ответственности передпарламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшиеродоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широкораспространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине,Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правленияприсущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием;наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющихему действовать независимо от правительства; ответственность правительства,возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закрепленаконституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии,Австрии, Исландии. Вторая форма правления — монархия — подразделяется на двеосновные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьикорни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежностивсей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время онапрактически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном видевнешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, какБахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в своюочередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую.Показательным примером первой считается Великобритания. Реальнаязаконодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная —кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формальноподбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании иМарокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которомуконституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето,и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная —существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главыгосударства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в этосвоеобразное монархическое федеративное образование. 1 и 2, стр. 63-69 и 39-57.
Современные правоведыопределяют правовое государство как демократическое государство, в которомобеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделениявластей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признакиправового государства: верховенство закона; развитая система прав и свободграждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкоеразделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную исудебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная чертаправового государства — последовательное проведение принципа равноправияграждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,отношения к религии и других обстоятельств.

 
Один из средневековыхфилософов заметил, что государство — это орган, призванный пресекать всякуюнесправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современныхгосударствах придумано немало средств, призванных не допуститьнесправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства икратко охарактеризуйте их
 
Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости идеспотичности власти это:
1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделениявластей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теориятолько в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживалсянравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозойнародных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти былапоставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил –законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные влице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобыпредупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживаладругую.
В соответствии с современной трактовкой теорией разделениевластей для нормального функционирования правового государства в нем должнысуществовать независимо друг от друга законодательная (парламент),исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд,прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветвивласти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизациюпублично – властных полномочий одной из сторон.
2) Огромное количество общественных и правозащитныхорганизаций.
3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунали т.д.)
Современная общая теория государства видит основаниегосударственности в правах народов и связывает понятие государственной власти скатегорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению квласти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормахмеждународного права.

Заключение
 
В каждом конкретном обществе его политическая система исоответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание несуществуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая каксовокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующаяна основе определенных политических идей, политическая система того или иногообщества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом,оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Значимость знания и изучения политической системы состоит втом, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовнойжизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различныхобщественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разныестороны жизни общества.

Список использованнойлитературы
 
1.  Общая теория права. Под ред.Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2
2.  Теория государства и права. Вып. 2.Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994
3.  Теория государства под ред. М.Н.Марченко М.2001
4.  Общая теория права. Учебник дляюридических вузов под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1997
5.  Спиридонов Л.И. Теория государства иправа М.: Проспект, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Каналы утечки и методы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации на предприятии
Реферат Контрольные вопросы для самопроверки (темы: "Предмет и задачи экономической географии" и другие)
Реферат Химия и оборона в Первой мировой войне
Реферат Адміністративно-юрисдикційна діяльність санітарно-епідеміологічної служби
Реферат Compassion Vs Insensitivity Essay Research Paper Compassion
Реферат Нижегородская макарьевская ярмарка
Реферат McCains Campaign Essay Research Paper John McCains
Реферат Микробная утилизация полиароматических углеводородов
Реферат "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Координація періодичної діяльності гастродуоденальної зони при порушенні її функціонально морфологічної
Реферат Мавсол
Реферат Оформление и составление основных видов управленческих документов
Реферат Реактивное движение в природе и технике
Реферат Professional Athletes And Drug Use Penalties Essay
Реферат 21St Century Agriculture Essay Essay Research Paper