Содержание курсовой работы:
«Всеобщее среднее образование в СССР»
1. Вступление …………………………………………………………. 2-4
2.Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднемуобразованию………………………………………………………… 4-23
3. Законодательство о всеобщее среднем образовании вСССР….. 24-36
4. Заключение………………………………………………………… 36
5. Литература………………………………………………………… 376. Нормативно – правовые акты…………………………………… 37-40
1. Вступление
Актуальность темы данной работыопределяется целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, вступлением ведущих мировыхдержав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые вистории человечества знания и образование востребованы как важнейший элементразвития и прогресса.
Во-вторых, необходимостью обстоятельногоанализа как советского, так и современного исторического опыта разработки иосуществления государственной политики в области образования для выясненияреальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержкиобразовательных учреждений.
В-третьих. Хорошо известно, чтореформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры исодержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания кпотребностям общества и государства.
В-четвертых, череда реформ в сфереобразования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дняне получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно поиспользованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Безпромежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшейсфере человеческой деятельности, каким и является образование.
Цель работы рассмотрениезаконодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общемусреднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществлениясоветской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. припереходе ко всеобщему среднему образованию.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятомупятилетнему плану развития СССР предложил провести в области дальнейшего развитияшкольного дела два важнейших мероприятия:
всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение[1].
Съезд партии предлагал завершить к концу пятилетки переход от семилетнегообразования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик,городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейшихпромышленных центрах и подготовить условия для полного осуществления вследующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальныхгородах и сельских местностях.
Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению былаобеспечена возможность получить среднее образование.
Советская власть, декларируя введение всеобщего обучения, гарантировалаего осуществление путем организации ряда мероприятий, дающих детям иподросткам действительную возможность получить соответствующее образование.
Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сетишкол и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места жительстваучащегося, а при отдаленном расстоянии — наличием интерната, в котором мог быжить ученик; хорошо подготовленными для занятий с детьми учителями; возможностьюприобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимойбесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщееобучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению,организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста[2].В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза,обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. Привсеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание предметов на родном длядетей языке.
Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенноменяется содержание среднего образования. XIX съезд КПСС предложил: в целяхдальнейшего повышения социалистического воспитательного значенияобщеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу,условий для свободного выбора профессий—приступить к осуществлению ипроведению мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническомуобучению в средней школе[3].
2. Законодательство о развитии советской школы на пути ковсеобщему среднему образованию
Требование о введении в стране всеобщего обязательного обучениявыдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бедноте» указывал накрайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.
«Только даровое и обязательное обучение всех детей,—писал он,—можетизбавить народ хотя бы отчасти от теперешней темноты»[4].В программу РСДРП, принятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровоми обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего поладо 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счетгосударства.
Огромныйвклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин,под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии иправительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальныепроблемы просвещения регулярно рассматривались на съездах партии и съездахСоветов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитетаи Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписалдесятки постановлений Советского правительства. Он участвовал и выступал сречами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народногопросвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самыйпристальный интерес к практической жизни и работе органов народногообразования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогической иметодической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научныхучреждениях старых специалистов. Он лично руководил перестройкой аппарата Наркомпроса,совершенствованием его структуры, разработкой Положения об этом органеуправления.
Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованиюпрошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процессстановления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решалазадачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи,ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения[5].
На первом этапе развития советской школы шла большая работа поопределению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебныхпланов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения ивоспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки,которая сама переживала стадию становления, влияние различных буржуазныхтеорий, в том числе «свободного воспитания» и отмирания школы, осложняли этуработу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.
В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации деланародного образования в Российской Социалистической Советской Республике»,подписанное В. И. Лениным.
Состояниенародного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающеохарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Комитета СоюзаССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР задесять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано вэтом постановлении, осталась почти поголовная неграмотность населения,особенно в деревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополиейимущих классов. Царская империя представляла собой огромную тюрьму народов.Беспощадная русификация считалась одним из основных методов царскогоуправления. Порабощенные великодержавным гнетом народы этой империи лишеныбыли какой бы то ни было возможности культурного развития. Национальностямвоспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особеннотяжелом положении находились культурно отсталые национальности, державшиесяцаризмом в состоянии полнейшей темноты и невежества, что позволяло сисключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их[6].
В первые же годы революционного строительства Советское правительствопоставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обязательногообучения.
В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде партии 18—23 марта 1919 г.,была поставлена задача проведения в стране бесплатного и обязательного общегообразования для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовойшколе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введениеобязательного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста вшколах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебнымипособиями. Для переростков намечалась организация особых занятий при школах.
В первые годы советской власти, несмотря на необычайно тяжелое положениестраны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодолевая всепрепятствия, способствовал развитию культурного строительства и в первуюочередь всеобщего обучения детей. Стремительно развертывалась школьная сеть,особенно в сельской местности, увеличивались контингента учащихся. Если в1914/15 учебном году на территории царской России было 105524 начальных,неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебномгоду в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них[7].
Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотрпринципов финансирования просветительных учреждений, передача школ на местный,еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но ужев 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, новерный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавливалось крестьянскоехозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно былиликвидированы последствия постигшего голода[8].
Это дало возможность Х съезду Советов, состоявшемуся 27 декабря 1922 г.,обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все мерык тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений былорешительно приостановлено.
Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И.Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинутьвесь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередьпотребностей первоначального народного образования[9].
В РСФСР в 20-е — начале 30-х гг. наряду с четырехлетней начальной,семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно вобъеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы сталисоздаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возниклифабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполнялитакже рабочие факультативы (рабфаки) и техникумы.
Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательногопроцесса вносили Ленинский комсомол, его школьные ячейки, пионерскиеорганизации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросысистематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.
Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономныхреспубликах, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка дляряда малых народов, введение обучения на родном языке, развитие сетинациональных школ и педагогических учебных заведений[10].В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в рядедругих законодательных актов Советского государства обращалось особое вниманиена обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народногообразования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействиесоздание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение ихполитической и научной, психолого-педагогической и методической квалификацииосуществлялись в педагогических учебных заведениях — техникумах (училищах),институтах, педагогических факультетах университетов, педагогических станциях,школах передового опыта и других учреждениях.
Однако в 20-е гг. единая система народного образования еще не сложилась.Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, экономическимии культурными особенностями союзных и автономных республик. В странеотсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не былоединства в планировании и организации учебных занятий. Даже продолжительностьучебного года была различной: на Украине она некоторое время составляла 181день, в Белоруссии — 158, а в Киргизии — лишь 143 дня[11].Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованиювысказалось за создание единой системы народного образования. Рекомендацииэтого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства ошколе, принятых в последующие годы.
Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школыявлялся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической,учебной и курсовой базой — Академия коммунистического воспитания им. Н. К.Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московскомгосударственном университете. В состав научно-методических учрежденийНаркомпроса РСФСР входили первая опытная станция по народному образованию вКалужской губернии, вторая (Шатурская) — в Московской губернии и третья (Гагинская)— в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательныхучебно-воспитательных учреждений в РСФСР, Украинской, Белорусской и другихреспубликах.
Фундамент советской педагогики и образования закладывали такие деятелигосударства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С.Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную науку внесли П. П. Блонский,С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистраки другие.
С первых лет Советской власти учительство и учащиеся учебных заведенийстали объединяться в свои профессиональные союзы, первыми из которых были союзучителей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работниковпросвещения и социалистической культуры. В речи на первом съездеучителей-интернационалистов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направленияхработы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советскихпедагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительстводолжно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики —связать учительскую деятельность с задачей социалистической организацииобщества»[12].С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, которыйобъединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов,преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.
Коммунистическая партия, придавая огромное значение роли учительскойинтеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению всвои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦКРКП (б) «О работе среди сельского учительства» и «О приеме в партию сельскихучителей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии вянваре 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многоеудалось сделать для повышения авторитета и престижа педагогической профессии,улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплатыучительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Опенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и другихработников просвещения в деревне», а в 1929 г.— постановление «О пенсионномобеспечении работников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получилиряд льгот и преимуществ.
Органы народного образования и педагогические коллективы школ подруководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участиипрофсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали вобщенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения.Повсеместно работали пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты,проводились культпоходы, недели и месячники по ликвидации неграмотности,издавались буквари и учебно-наглядные пособия[13].В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия поликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долойнеграмотность», возглавлявшееся М. И. Калининым.
К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных иместных советских органов. Один за другим выносятся постановления центральныхорганов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планыего введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимымприступить к разработке плана введения всеобщего обучения.
В центральных и местных органах народного образования шлиподготовительные работы по введению обязательного начального обучения всехдетей.
В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление осети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложилорганизовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народногообразования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народногокомиссариата просвещения, Народного комиссариата финансов, Рабоче-крестьянскойинспекции и Центрального статистического управления. Постановлением былиустановлены и закреплены сеть и контингенту просветительных учреждений.
Впостановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы осроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ,предельном радиусе района, обслуживаемого одной школой, и др.
Предельнымсроком введения всеобщего обязательного обучения на территории РСФСР ВЦИК иСНК установили 1933/34 учебный год.
XV съезд партии в «Директивах по составлению пятилетнего плана народногохозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистическогостроительства должен учесть необходимость решительного повышения культурногоуровня населения города и деревни, развития национальных культур народностейСССР и увязать план культурного строительства с индустриализацией страны, какнеотъемлемую часть общего плана социалистического строительства СССР. В основуплана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народногообразования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящихся —всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническоеобразование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научныхработников[14].В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям«принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательногопервоначального обучения, всемерно поддерживая в этом деле инициативунаселения и местных советов».
На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школвсеобщего обучения, увеличивалось количество средних школ, рос контингентучащихся. Однако рост сети школ народного образования отставал от бурногоразвития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшегостроительства всеобуча.
В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет всенеобходимое для организации всеобщего первоначального обучения, указал, чтопереход к обязательному первоначальному обучению и ликвидация неграмотностисейчас являются главной задачей[15].
В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:
«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблемреконструктивного периода — проблему культурной революции. Однако темпыразвертывания культурного строительства в стране еще совершенно недостаточны.Съезд обращает внимание на необходимость их усиления. Проведение всеобщегообязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должностать боевой задачей партии в ближайший период».
На основании решений XVI съезда партии Центральный КомитетВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщемобязательном начальном обучении». Это постановление является историческойдатой в деле введения всеобщего обучения в СССР[16].
14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщемначальном обучении.
ПостановлениеЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программуорганизации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего вгородах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.
В 1930 г. Центральный Комитет принял постановление о шефстве комсомоланад осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев быломобилизовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшейобязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству восуществлении закона о всеобщем обязательном обучении детей, принимать самоеактивное участие в оказании всемерной помощи органам народного образования впроведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов,добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детейшкольного возраста вне школы[17].Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии иправительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в школу детей,по строительству школьных зданий и их оборудованию. При разрешении стольграндиозных задач, которые стояли перед органами народного образования поосуществлению десятилетнего обучения, помощь комсомольских организаций былаеще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было ихучастие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу,участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, ихремонту и материальному обеспечению.
Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным)исполкомам, а также райисполкомам вводить обязательное семилетнее обучение и вдругих местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации.
Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Былопредложено привлечь к финансированию всеобщего обучения, к строительству,ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, профсоюзные,кооперативные и другие общественные организации, а также инициативу широкихмасс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчислений,поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов,бесплатного трудового участия и пр.)[18].
Советское правительство предлагали местным органам значительно усилитьматериальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой,питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советскойобщественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения,предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах,райисполкомах, городских, поселковых и сельских советах комитеты содействиявсеобщему обязательному обучению.
Активное участие в осуществлении всеобщего обязательного обученияпринимали профессиональные организации: отчисляли деньги в фонд всеобщегообучения, выделяли членов союзов для педагогической работы, организовываликурсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимымипедагогическими знаниями[19].
ЦК ВКП (б) и Советское правительство дали указание о развертыванииподготовки педагогических кадров для школ.
«Осуществление вкратчайший срок всеобщего обязательного начального обучения связано с рядомкрупнейших трудностей, — говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930г.— Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при условии,когда дело проведения всеобщего обучения превратится в массовуюобщественно-политическую кампанию, опирающуюся на инициативу исамодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое использованиетаких методов работы, как культпоход, соцсоревнование, шефство предприятий надшколами, общественные смотры, массовые конференции и т. п.»[20].
ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введениевсеобщего обязательного начального обучения как важнейшую политическуюкампанию на весь ближайший период.
Постановления партии и правительства о введении всеобщего начальногообучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик среди широких масс трудящихся.Местные партийные организации, органы власти приняли соответствующие решения.Были отпущены значительные материальные средства на постройку, ремонт и оборудованиешкол. Были организованы фонды всеобщего обучения[21].
Уже через 7 месяцев после принятого ЦК КПСС постановления о введениивсеобщего обязательного начального обучения, ЦК ВКП(б) в постановлении от 21февраля 1931 г. отметил значительные успехи в деле практического осуществлениярешений XVI съезда партии и постановления ЦК ВКП (б); в промышленных городах, вфабрично-заводских районах и рабочих поселках был осуществлен в основномпереход всеобщего обучения на базе семилетки.
В годы первой пятилетки Советское правительство приняли ряд постановленийо школе, сыгравших огромную роль в улучшении ее работы. 8 марта 1929 г. былопринято постановление «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах ипереподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидациинеграмотности»; 25 августа 1931 г.— «О начальной и средней школе»; 25 августа1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»; вфеврале 1933 г.— «Об учебниках для начальной и средней школы». 19 сентября1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении подготовкиспециалистов с высшим и средним образованием — постановление «Об учебныхпрограммах и режиме в высшей школе и техникумах»[22].При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функциикоторого входила разработка учебных планов, учебных программ и методовпреподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебныхзаведений, контроль за ходом учебной работы.
В этот период было завершено введение всеобщего начального обучения. В1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательных школ, в которых училисьоколо 21 млн. человек. Почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. возросла численностьучителей (в 1914 г.—231 тыс., в 1932 г.— 615). Значительно возросла сеть высшихи средних специальных учебных заведений. Если в 1927/28 уч. году в стране было148 вузов, то в 1932/33 — 832. Соответственно увеличилось число среднихспециальных учебных заведений: от 1037 до 3509. Количество индустриальных вузовза пятилетку возросло в 10 раз, а техникумов — в 4 раза[23].Однако позднее в результате ликвидации и объединения части вузов и техникумових количество несколько сократилось и только к 1940 г. вновь поднялось,достигнув примерно уровня конца пятилетки.
К последнему году первого пятилетнего плана осуществление всеобщегообязательного обучения приближалось к завершению. Полностью оно было законченов 1934 г. В городах и промышленных центрах всеобщее обучение было осуществленов объеме семилетней школы.
Второй этап развития советской школы охватывает период с середины 30-х идо конца 50-х гг. (вторая и третья пятилетки. Великая Отечественная война, четвертаяи пятая послевоенные пятилетки). На этом этапе главной задачей наряду сдругими, которые решало советское учительство, являлось осуществлениенеполного среднего образования детей и молодежи — сначала семилетнего, затемвосьмилетнего[24].Следует отметить, что уже на первом этапе семилетнее образование детей,особенно в городах, приобрело довольно широкий размах (в крупных городах ипромышленных центрах большинство детей и подростков обучались в семилетках). К1941г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В странефункционировали 199 тыс. общеобразовательных школ, на 75 тыс. больше, чем в1914 г. Численность учащихся в общеобразовательных школах составила 35 млн.человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количествоучителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в среднихспециальных и 812 тыс. человек — в высших учебных заведениях.
В результате ликвидации окружных отделов народного образования исоздания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса выделилисьведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством,культурно-просветительными учреждениями, печатью, физической культурой испортом. В 1934 г. была упорядочена структура начальной и средней школы, а в1935 г.— организация учебной работы и внутренний распорядок школы. ПравительствоСССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детскойбеспризорности, установили основные типы детских учреждений.
XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем планеразвития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) постановил осуществить в областиповышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщееобязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, посколькув городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первойпятилетки.
Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIIIВсесоюзным Съездом Советов, было провозглашено право на образование всехграждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальнымобразованием, бесплатностью обучения.
В течение двух первых пятилеток, на основании грандиозных успеховпромышленности, завершения коллективизации сельского хозяйства, повышенияобщего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сетьначальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высшихучебных заведений научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культурыи других просветительных учреждений[25].
Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихсяв республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалосьразвитие народного образования.
В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.)предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершенияв деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднегообучения с расширением охвата детей десятилетним обучением с тем, чтобыувеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочихпоселках с 8,6 до 12,4 миллиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7миллиона.
В органах народного образования и госпланах союзных республик шлабольшая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии,по развертыванию сети семилетних и средних школ на основенароднохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариатпросвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее количество школувеличится за это же время с 106720 до 118326.
Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работниковпросвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, работниковначальной и средней школы, дошкольных учреждений (в послевоенный период этипрофсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времениподверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены болеесильными работниками местные органы народного образования. Перестала существоватьфункциональная система построения наркомпросов союзных республик и ихучреждений на местах[26].Прекратилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытаяпродажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихсяи пионеров общественно-политическими заданиями и приняты кардинальные меры поулучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподаваниеКонституции СССР.
В 1936 г. Центральный Комитет партии принял постановление «Опедологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью быливосстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано звенопедологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподаваниепедологии в педагогических учебных заведениях[27].
В области высшего и среднего специального образования вводились болеестрогие требования к знаниям студентов и новые правила приема в учебныезаведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные ссоциальным положением абитуриентов, установлен единый учебный год, твердоеучебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в институтах,уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережиткибригадно-лабораторного метода обучения, усилено внимание к производственнойпрактике студентов[28].
Огромное значение в деле осуществления всеобщего семилетнего обученияимел указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «Огосударственных трудовых резервах». Президиум Верховного Совета СССР призналнеобходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленностьгосударственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человекпутем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственнымпрофессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводскогообучения. В ремесленные и железнодорожные учебные заведения ежегоднопринимаются около 800 тыс. учащихся в возрасте 14—15 лет. В первые годысуществования этих учебных заведений в них учились подростки, окончившие 5—6классов общеобразовательной школы, занимались они по программе, близкой ксемилетней школе[29].
Во второе пятилетие было осуществлено всеобщее обязательное начальноеобучение повсеместно в стране и семилетнее в городах и рабочих поселках.Значительно увеличилась сеть семилетних и средних школ в сельской местности.
К концу второго пятилетия основные показатели роста образовательногоуровня трудящихся СССР за время советской власти были следующие: в 1914 г.всего учащихся в школах всех ступеней было 8137 тыс., а в 1938/39 уч. г.— 37173 тыс., количество учащихся увеличилось в 4,2 раза. Число учащихся начальных I—IV классов за это же времяувеличилось в 2,9 раза (с 7261 тыс. до 21 333 тыс.), учащихся V—Х кл.общеобразовательной школы в 16 раз (с 636 тыс. до 10 184 тыс.)[30].
В третье пятилетие страна вплотную подошла к завершению повсеместногосемилетнего, а в городах и рабочих поселках среднего десятилетнего обучения.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 1941 г.нарушило темпы роста культурного строительства страны.
Забота Советского правительства об обучении детей, их здоровья проявиласьв военные годы с особой силой. Эвакуированным детям из районов военныхдействий была предоставлена возможность обучаться в школах, были организованыспециальные интернаты, в которых содержание учащихся взято на государственныйсчет. Дети получали по специальным школьным «нарядам» одежду и обувь[31].
В 1942 г. Советом Народных Комиссаров СССР было указано на необходимостьвовлечения в школы всех детей школьного возраста и освобождения всех школьныхзданий, занятых не по назначению, за исключением школьных зданий, используемыхпод госпитали и эвакуированные предприятия.
Чтобы поднятькультурно-технический уровень рабочего класса до уровня работниковинженерно-технического труда, было решено осуществить всеобщее среднееобучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в деревне и во всехнациональных республиках. Однако Великая Отечественная война отодвинула осуществлениеэтих планов. В годы войны на временно оккупированных территориях десятки тысячшкол, внешкольных и дошкольных учреждений, педагогических учебных заведенийбыли уничтожены врагом. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, вседети школьного возраста учились, проводилась работа по расширению сети иулучшению работы детских садов. Повсеместно принимались конкретные меры поустройству детей, оставшихся без родителей, значительно улучшилась работа детскихдомов и интернатов при школах[32].С 1943 г. во многих городах и рабочих поселках стали функционировать вечерниеобщеобразовательные школы работающей молодежи, а с 1944 г.— школы сельскоймолодежи.
Большоепринципиальное значение имело постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР,вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытииоднокомплектных школ в населенных пунктах, насчитывающих не менее 15 детейшкольного возраста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближайшей школы.Этим постановлением школа была приближена к населению, к детям. В военноевремя это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдаленные школыбыл очень затруднен[33].
В целях учета всех детей школьного возраста, подлежащих обучению, 14июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР была утверждена инструкция оборганизации учета детей и подростков и установлен порядок контроля завыполнением закона о всеобщем начальном обучении. Эта инструкция в дальнейшембыла принята и в других союзных республиках. Учет детей школьного возрастаинструкцией возлагался на городские, районные исполкомы, поселковые и сельскиеСоветы депутатов трудящихся.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введенораздельное обучение мальчиков и девочек в школах столиц союзных и автономныхреспублик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введениераздельного обучения было продиктовано необходимостью учесть должным образомфизическое развитие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду ипрактической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. НароднымКомиссариатом просвещения в связи с этим была разработана подробнаяинструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельногообучения в школах[34].В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейшихгородах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.
Исторической датой для народного образования является 8 сентября 1943г., когда было принято Советом Народных Комиссаров Союза ССР постановление «Оприеме в школы детей семилетнего возраста». В сентябре 1944 г. в школы РСФСРпришли дети двух возрастов — семилетки и восьмилетки, всего 1 млн. 728 тыс., в1945 г.—2 млн. 300 тыс.
Снижение возраста приема детей в школу имело большое положительноезначение. Вовлечение в школу семилеток дало возможность взять их подпедагогическое наблюдение, а это было крайне важно в то время, когданаблюдение за ними родителей, в виду их занятости на работе или по мобилизации,значительно ослабло[35].
С 1944/45 учебного года в средних школах стали проводиться выпускныеэкзамены на аттестат зрелости, лучшие выпускники награждались серебряными изолотыми медалями[36].
В целях дальнейшего развития педагогических наук и подготовки кадров попсихологии и педагогике в Москве в 1944 г. была создана Академияпедагогических наук РСФСР.
Переход на всеобщее десятилетнее обучение потребовал пересмотрасодержания обучения в школе и изменения ее организационной структуры.Существовавший концентрический курс обучения в средней школе не оправдывалсебя. Пересмотр программ в целях осуществления политехнического обучениянаправлялся в сторону усиления практических занятий, работы на школьныхучебно-опытных участках, в рабочих комнатах, учебных кабинетах, проведенияпроизводственных экскурсий и т. д[37].
В 1946г. возникла новая форма общего образования взрослых — заочнаяшкола. Советское правительство приняло постановление о льготах и преимуществахдля учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.
Частично задачи перехода к всеобщему среднемуобразованию решались через заочные (вечерние, смешанные) школы.
3. Законодательство о всеобщее среднемобразовании в СССР
С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнееобучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательныхшкол, в которых обучалось почти 35 млн. человек.
Введениевсеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусеобслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при планированииначальных школ был установлен трехкилометровый радиус обслуживания учащихсяэтими школами. Как известно, в школу тогда поступали дети восьмилетнеговозраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.
Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительнобольших затрат на строительство школьных зданий, так как в основном былииспользованы помещения начальных школ, укрупнены семилетние, средние школы идр., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя былоставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось быстроительство большого количества новых школ[38].Определение рационального типа школьного здания помогло с большей экономией исвоевременно построить новые здания для средних школ.
Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типовогоучебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и среднихшкол, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в эксплуатациютолько при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Спискиэти настолько значительны, что они, при условии пополнения их некоторымиприборами и инструментами, необходимыми для политехнического обучения, могутудовлетворить все потребности преподавания в средней общеобразовательной школе[39].На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискамучебным оборудованием всех вновь строящихся школ, а также установлениеконтроля над приемом новых школьных зданий, строительство которых велосьдругими ведомствами, преимущественно хозяйственными. Та же задача стояла передотделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и преждепостроенных школьных зданий.
Рациональное планирование школьной сети предполагало точные расчетысредств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий,стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и средней школы[40].Подробные сведения по этим вопросам даются в статье Н. А. Поманского — «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».
Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образованияприобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годомрасширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образованию была оченьвелика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школрабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов,фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рациональнопланировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревалапотребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочеймолодежи при больших производствах, их оборудования и обеспечения штатным составомпреподавателей[41].
Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммунистической партии об осуществлениисреднего образования могло быть успешным при условии организованного участия вэтом деле комсомольских, профсоюзных организаций, всей советскойобщественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациямрассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кампаниюна весь ближайший период. Тогда же было предложено партийным комитетам не режедвух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной частиисполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.
Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования приосуществлении всеобщего среднего образования, не должны были заслонять итекущие задачи по завершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовалиповседневной заботы.
В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебныхпланов и программ, согласно которым в I—IV классах вводились уроки труда, в V—VII—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Хклассах—различные трудовые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создаватьсяученические производственные бригады[42].
Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связишколы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»,предусматривающего перестройку общеобразовательной средней школы, в страневводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование[43].
Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования,закон установил, что полное среднее образование будут давать не толькообщеобразовательные, но и специальные средние учебные заведения.
15февраля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организациишкол с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя быладопущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебныхзаведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшениювоспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» в 1960 г. всистеме АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.
Третий этапразвития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60—70-е гг.
Основные направления работы в области народного образования былисформулированы в принятой XXII съездом КПСС (октябрь 1961 г.) Программепартии: осуществление всеобщего обязательного среднего образования; улучшениеобщественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; созданиеусловий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и воспитанияподрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего исреднего специального образования[44].
В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организациейшкол-интернатов и школ с продленным днем, расширением сети вечерних (сменных)школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность впедагогических кадрах. Поэтому было решено увеличить контингент обучающихся впединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школахсоздавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическоеобразование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право поступатьбез экзаменов на последней курс педвузов[45].
В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки всредних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальныхшколах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961—1965) было введено вдействие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс.больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось почтина 6,5 млн.
Из организационно-педагогических и программно-методических мероприятийследует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципаизучения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а еесистематический курс стал преподаваться с VII класса). Кроме того, в это времяпоявились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласнопостановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков»(май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ спреподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классовс числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранномуязыку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившеесясоотношение изучения иностранных языков в школе и нашли целесообразным установить,чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% — французский, 20% —немецкий, 10% — испанский и другие языки[46].
Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданными ошибочным размежевание сфер деятельности партийных, советских, профсоюзныхи комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, вчастности, промышленные и сельские областные отделы народного образования.Вследствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, атакже совместная творческая деятельность учительских кадров города и села.Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернуласьширокая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования всредней школе с требованиями социального и научно-технического прогресса[47].
Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованиюуправления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканскоеМинистерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР иУченый методический совет, а также Всесоюзный совет по вопросам средней школы,в который вошли все министры просвещения союзных республик.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерахдальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в практикушколы вводились новые учебные планы, программы и учебники. Систематическийкурс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные измененияв структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний пофизико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также дляразвития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса сталипроводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы суглубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов.
Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежирешена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечернейшкол. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедрялись новые методы итехнические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и невезде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения[48].На все это было обращено внимание министерств просвещения, местных органовнародного образования.
К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательноговосьмилетнего обучения.
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыгралопостановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ковсеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитииобщеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органамнародногообразования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов ипрограмм по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних школахнеобходимое количество учебных кабинетов; расширить сеть вечерних школ и ихфилиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу[49].
Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров,повышения их мастерства и творческой инициативы была введена систематическаяаттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и«учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышенияквалификации директоров средних школ, при республиканских институтахусовершенствования учителей — кафедры педагогики и психологии.
В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей ивоспитателей. Учителя IV—Х (ХI)классов в абсолютном большинстве имели высшее педагогическое образование.Повышением квалификации педагогических кадров занимались 186 институтовусовершенствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работников, более200 заочных и вечерних отделений при стационарных педагогических учебныхзаведениях и университетах.
В70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летииВсесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшемуулучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», «О состояниинародного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднегопрофессионально-технического, среднего специального и высшего образования вСССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательстваСоюза ССР и союзных республик о народном образовании»[50].
Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодыхпоколений к приобретению профессии, к выполнению многообразных социальныхфункций, к активному участию в трудовой и общественно-политической жизнистраны. С каждым новым этапом развития советского общества эти задачи системыобразования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались исама система образования[51].
Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднегообразования был сделан в годы десятой (1976—1980) и одиннадцатой (1981—1985)пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразовательнаяподготовка населения.
В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным)образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятогонаселения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846человек. Только за годы десятой пятилетки среднее образование получили свыше25 млн. человек, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобразовательнуюшколу 20 млн. человек.
В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн.человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах —свыше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжалиобразование в средних учебных заведениях. В средних школах работающей молодежив 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.
Продолжалась работа по дальнейшему совершенствованиюучебно-воспитательного процесса в школе. Значительно больше внимания сталообращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, атакже идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическоеразвитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление«О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательныхшкол и подготовки их к труду»[52].
Значительно улучшилась работа по подготовке, повышению квалификациипедагогических кадров в соответствии с требованиями школы и других учрежденийпросвещения. Возросла численность и улучшился состав педагогических кадров. В1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогическихучилищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школготовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языкадля национальных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания,предметов эстетического цикла и других учебных курсов.
На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народногообразования: «Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщемусреднему образованию. Главное… в том, чтобы повысить качество обучения,трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценкерезультатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения сжизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду»[53].
Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятияреформы общеобразовательной и профессиональной школы. Школьная реформа былапризвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советскогообщества — формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своимиположениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частнымиположениями по вопросам народного образования и реальным ходом развитиясистемы просвещения. Она была направлена на совершенствование структурысреднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональнойподготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения,укрепление связи семьи, школы и общественности[54].
Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, ксожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании,либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ необладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умениямии навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка ипрофессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материальногопроизводства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главныйтруд детей — это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможнонадежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве[55].
На всем протяжении истории советской системы народного образованияСоветское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы наобсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократическийхарактер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦККПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительствакрупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспитательныхучреждений, рядовые учителя, представители массовых организаций трудящихся итворческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местныхпартийных органов, министерств, ведомств, научных учреждений, учителей иопытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций,выступления печати, письма трудящихся.
Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всехтрудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъемаэкономического могущества и духовного потенциала страны, формирования новогочеловека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесообразным опубликовать проектреформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио ителевидению были организованы выступления организаторов народного образования,учителей, деятелей науки и культуры, рабочих и крестьян, родительскойобщественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения.В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению иобобщению предложений граждан[56].
Реформашколы опиралась на прочную организационную и материальную базу. Одновременно сподготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссииПолитбюро ЦК КПСС велась разработка конкретных практических мер по реализацииположений реформы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе исоответствующим образом настроить руководителей предприятий и объединений,строек, колхозов и совхозов. В организации трудового обучения школьниковбазовым предприятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школоборудование, рабочие места, квалифицированные кадры. Разумеется, понадобятсяопределенные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководителиминистерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище итехникум должны стать важным цехом базовых предприятий»[57].
Советской Правительство сочло необходимым, чтобы конкретные планыреализации реформы были разработаны и утверждены с учетом местных условий вкаждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.
Вусловиях всеобщего обязательного среднего образования численность учащихсявечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее неполучившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в среднихПТУ и средних специальных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-егоды по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Измениласьструктура сети вечерних школ: сократилось количество малочисленных школ,увеличилось число филиалов и учебно-консультационных пунктов непосредственнона предприятиях и в рабочих общежитиях. Основной стала заочная форма обучения,сессионный режим занятий. Издавались специальные учебные пособия, методическиеи дидактические материалы, рассчитанные на самообразование[58].
Объективные тенденции развития системы образования в стране — ростсредних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательностьсреднего образования молодежи — существенно изменяли социальные цели вечернихи заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, неполучившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная частьмолодежи, не имеющей среднего образования, была сосредоточена именно в ведущиххозяйственных сферах — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве исфере обслуживания населения[59].
В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельнаянеобходимость усиления роли вечерних и заочных школ в расширении экстернатнойформы завершения общеобразовательной подготовки работающей молодежи. Впостановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствованииобщего среднего образования молодежи и улучшении условий работыобщеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширенияэкстернатной формы получения среднего образования. Дневные средние школы, прикоторых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективнуюметодическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах сучащимися детской школы, что психологически не оправдано. Между темпотребность завершения среднего образования путем самостоятельной подготовки ипоследующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определеннойчасти трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных илисемейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы,выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того,существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но несдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебныхзаведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образованиявозможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающихнавыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам[60].
На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образованияс его последующим переходом к общему среднему.
4. Заключение
В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднемобразовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советскойгосударственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщемусреднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца80-х годов; противоречивый характера образовательнойполитики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельныенеблагоприятные явления в советской образовательной системе.Рассмотрены предпосылки и основные направленийреформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязьс общим ходом экономических реформ в стране.
Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этотпроцесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути,именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначилзадачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка,а затем и реализация этой государственной установки составляло главноесодержание образовательной политики на протяжении всего советского периода.Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществлениявызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднегообразования.
Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задачаперехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу70-х годов.
5. Литература
1. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднегообразования. М. 1957.
2. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.
3.Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование – дело партийное. Волгоград. 1969.
4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.
5. Сайдакова Е.И.Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.
6. Прокофьева М.А.Народное образование в СССР. М. 1985.
7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов.М. 1987.
8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.
9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.
10. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательнаяшкола. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.
11. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.
12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.
13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.
14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М.1989.6. Нормативно – правовые акты:1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938г. N 107 «О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б
) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. „Об обязательном изучении русскогоязыка в школах национальных республик и областей“. 2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18сентября 1953 г. N 1082 „О мероприятиях по дальнейшему улучшению работышкол рабочей молодежи“. 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10января 1955 г. N 47-р.3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня1959 г. N 1133 „Об утверждении Инструкции по учету детей и подростковшкольного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнемуобучению“ (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7августа 1959 г. N 1325 „О порядке и сроках перехода на новую системушкольного образования“ (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29декабря 1959 г. N 2027 „Об утверждении положений о восьмилетней школе,средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственнымобучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе“ (СПРСФСР, 1959, N 21, ст. 180). 6. Постановление Совета Министров РСФСР от 11августа 1960 г. N 1225 „О дальнейшем развитии и улучшении общественногопитания в общеобразовательных школах“. 7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая1962 г. N 578 „О подготовке учителей труда и производственного обучениядля общеобразовательных школ“.8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3сентября 1964 г. N 1111 „О переводе средних общеобразовательных трудовыхполитехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срокобучения“ (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19ноября 1964 г. N 1439 „О мерах по улучшению вечернего и заочного образованияработающей молодежи“ (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144). 10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР,1972, N 17, ст. 106). 11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27августа 1973 г. N 448 „О мерах по дальнейшему улучшению условий работысельской общеобразовательной школы“ (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2августа 1974 г. N 449 „О мерах по улучшению общего среднего вечернего изаочного образования рабочей и сельской молодежи“. 13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3сентября 1974 г. N 494 „Об организации экспериментальных среднихобщеобразовательных школ“. 14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня1984 г. N 235 „О дальнейшем совершенствовании общего среднего образованиямолодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы“.
15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народногообразования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.
16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовойшколе РСФСР».
17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательномначальном обучении».
18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовкепреподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».
19. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.— «О работе поликвидации неграмотности»
20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной исредней школе».
21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.— «Об учебныхпрограммах и режиме в начальной и средней школе».
22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебныхпрограммах и режиме в высшей школе и техникумах».
23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «Огосударственных трудовых резервах».
24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детейсемилетнего возраста».
25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизньюи о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
26. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 февраля 1960 г.«Об организации школ с продленным днем».
27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «Озавершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшемразвитии общеобразовательной школы».
29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитанияучащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».