ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА НОВОЙ ИНОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
курсовая работа
студентки первого курса
дневного отделения
специальности «политология»
Стрекаловой Виталии Александровны
Научный руководитель
д. и. н. Рахшмир Павел Юхимович
ПЕРМЬ 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................2
Историография.........................................................................................................4
Глава 1. Биография Данте.
1.1Семья...................................................................................................................6
1.2Образование..............................................................................................................6
1.3 Беатриче иДжемма..............................................................................................7
1.4 Общественно-политическаядеятельность Данте................................................9
1.5 Изгнание исмерть................................................................................................9
Глава 2. Историческаяобстановка в Италии XIII-XIV веков...................................11
Глава 3. Политика глазамиДанте.
3.1 Политическиевзгляды Данте и их отображение в «Божественной комедии»...13
3.2 Политическийидеал Данте..................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Списоклитературы...................................................................................................22
Введение
Конец феодальногосредневековья был ознаменован появлением одного из титанов мировой литературы-Данте Алигьери. Еще при жизни писателя его произведения приобрели широкуюпопулярность. Но несмотря на то что некоторые из современников Данте пыталисьнаписать его биографию, многие стороны жизни поэта до сих пор остаютсязагадкой.
Будущий поэт получилхорошее философское и юридическое образование и активно участвовал вполитической борьбе. Политика, как и поэзия, была одним из важнейших интересовДанте. Он создал гениальную поэму «Божественная комедия», в которой максимальносумел охватить все стороны жизни Итальянского общества, причем не только своеговремени. Также автор отразил и пласт прошлого, и даже попытался предсказать будущее.Особенное внимание Данте уделяет политическому
аспекту, он и будет подробнеерассмотрен в этой работе.
Цель даннойреферативной работы- рассмотреть политические взгляды Данте Алигьери.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1.Понять историческую обстановку вИталии XIII-XIV вв..
2.Ознакомиться с биографией ДантеАлигьери.
3.Рассмотретьполитические взгляды Данте Алигьери, на примере его произведения «Божественнаякомедия».
4.Определить политическийидеал Данте.
Великий поэт,является «совершенно сыном средних веков»[1].Он большей половиной своих воззрений живет еще в 13 столетии. Отживающая идеявсемирной империи находит в нем ревностного защитника. Он старается сочетатьтеории болонских юристов с учением Фомы Аквинского о конечной цели, опервенстве теоретического разума и о необходимости всеобщего мира. Признавая вчеловеке две различных цели, а потому в обществе две независимых друг от другавласти, он не выясняет их отношения между собой и заканчивает неопределеннымподчинением светской власти духовной. Характерной чертой размышлений Дантеявляется противоречивость взглядов, размышлений, стремлений и мечтаний. С однойстороны, он всеми мыслями и чувствами привязан к средневековым традициям, сдругой же- неумолимо стремится к далекому счастливому будущему. Он какубежденный католик и монархист мечтал о создании идеальной империи во главе сосправедливым монархом. И в то же время, именно он стал первооткрывателем многихпередовых идей, взглядов нового времени.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Охватить всюисториографию по Данте, накопившуюся за многие десятилетия, практическиневозможно. Можно сказать, что многие работы по Данте носят либо сугуболитературоведческий характер, либо исторический. Но исторический план часто невыходит за рамки жизни поэта, не учитывая поэтическое наследие Данте Алигьери.Рассмотрим лишь небольшую часть из советской и российской историографии,которая была использована в данной работе и максимально отвечает задаче,поставленной в этой работе.
В 30-е и 40-е годыодним из ведущих советских итальянистов был профессор Московского УниверситетаА. К. Дживегелов (1875-1952). Все работы этого автора- его лекции, статьи,предисловия и два издания его книги «Данте Алигьери. Жизнь и творчество» — имели большое значение для популяризации в нашей стране великого итальянскогопоэта. В своей книге Дживегелов уделяет большое внимание биографии Данте висторическом контексте. Он прослеживает жизнь поэта без отрыва её от политическихреалий Италии XIV века. Автор не оставляет без вниманияи поэтическую деятельность Данте, давая подробную характеристику и анализ«Божественной комедии». Однако Дживегелова обвиняли в перенасыщении книгималодостоверными фактами и искажении социально-политической ситуации.
Книгой иного родаявляется книга Л.М. Баткина «Данте и его время. Поэт и политика». Основная темаее, как видно из названия, — это политическая деятельность Данте, этапыстановления его взглядов и выражение их в «Божественной комедии» и в трактате«Монархия». Баткин уделяет немаловажное внимание политическим идеалам поэта.Однако основной проблемой этой книги является марксистский, устаревший инеактуальный в наше время, подход Баткина, изменяющий реальную дантовскую идеологию.
А.Л. Доброхотовнаписал книгу «Данте Алигьери» (1990). Автор является преподавателем кафедрыистории зарубежной философии философского факультета МГУ. В своей работе он вомногом подходит к творчеству Данте с философской точки зрения, не оставляя безвнимания личность поэта и рассматривая её с позиций психологии.
Автором первой вРоссии научной монографии о творчестве Данте, относящийся к старшему поколениюсоветских дантологов, был И.Н. Голенищев-Кутузов. В его работе «ТворчествоДанте и мировая культура» уделено большое внимание не только самому творчествувеликого флорентийца, рассматриваемое на широком фоне культурного илитературного развития Европы на рубеже Средних веков и Возрождения, но ипрослеживается становление крупнейших дантологических школ в мировой науке иэволюция их воззрений. Книга «Данте», является больше биографической и в нейдается жизнь Данте в контексте политических и социальных распрей его эпохи.
Также можно выделитьпрекрасные предисловия к «Божественной комедии» К.Н. Державина и А.М.Беляцкого. Однако специальных научных работ о Данте после книги Дживегелова унас, по сути, не было.
ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ
1.1 Семья
Данте Алигьери родилсяв мае 1265 года во Флоренции в семье Алигьери, относившейся к мелкойфлорентийской знати и жившей в скромном достатке. Корни его семьи идут отКаччагвиды, который получил титул рыцаря от императора Коррадо II за свои заслуги в борьбе противсарацин и погиб в Святой Земле во время крестового похода в 1148 году. Из своихпредков Данте вспоминает лишь его одного, славного доблестью и разумом; вюности он по желанию родителей женился на девице из феррарского рода Альдигьери(Данте был назван в её честь), всеми превозносимой за красоту и знатность,равно как и за скромность нрава.1
Каччагвиду Дантеупоминает в «Божественной комедии» с большим уважением:
Вы прародитель мой;
Вы мне даете говорить вам смело;
Вы дали мне стать больше, чем собой;
Чрез столько устий радость овладела
Моим умом, что он едва несет
Ее в себе, счастливый до предела.
Об его отце и материничего не известно, как неизвестны обстоятельства его ранней юности.
2.2 Образование
Дантеполучил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился потрадиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, чтодавало возможность читать средневековые латинские тексты и немногоклассические)2 и квадриум (арифметика, музыка,геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию,обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сутисерьезным не являлось, он сам признает свое начальное образованиенедостаточным, а университета во Флоренции не было. Однако, едва выучившисьграмоте, он не повесничал, подобно нынешним знатным юнцам, не предавался подматеринским крылышком праздности и лени, но от младых ногтей усердно занималсясвободными искусствами и необычайно преуспел в них.1 Большоевнимание Данте уделял самообразованию, много читая по- провансальски ипо-французски, узнавая по этим книгам античные образы. И это привело к тому,что Данте не только стал знатоком Вергилия, Горация, Овидия, Стация, но недовольствуясь постижением их, еще и сам стал складывать стихи в подражание им.У Данте был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем инаставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиялсвоими книгами на Данте, упоминается в «Божественной комедии» с большимуважением автором:
Во мне живети горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный,
Того, ктонаставлял меня не раз...
Известно, что позже онпосещал правоведческий факультет старейшего европейского университета вБолонье, а уже на пороге старости, оказавшись в Париже, Данте выступал намногих диспутах и стяжал такую славу блеском своего гения, что тогдашние егослушатели рассказывали об этом с превеликим изумлением.2
За свою глубокую и разнообразнуюученость он вполне справедливо заслужил почетнейшие звания, и недаром еще прижизни одни именовали Данте поэтом, другие — философом, третьи — теологом.
1.3 Беатриче и Джемма
Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (взамужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизньДанте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности способствовалаего становлению как поэта. Впервые он увидел её на празднике девочкой одних сним лет; это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде ее видал,но впечатление именно от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя(в 1283 г.) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею.Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом тогонравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе,когда Беатриче уже умерла (1290), а сам он вступил в один из тех деловыхбраков, по политическому расчету, какие в то время были в ходу. Спустя три годапосле ее смерти, Данте собрал стихотворения написанные им в 1823-1293 годах инаиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями. Так появилась егокнига «Новая жизнь».
Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партиейДонати; Данте женился (до 1298 г.) на Джемме Донати. Когда Данте был изгнан изФлоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, храня остатки отцовскогодостояния; она — тип честных жен, сидящих у колыбели. Данте слагал тогда своипесни в прославление Беатриче, свою «Божественную комедию», и в ней Джемма неупомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собралисьсыновья, Якопо и Пьетро, поэты и будущие его комментаторы, и дочь Беатриче;Джемма была еще жива, но вдали от семьи. Бокаччо обобщил все это: будто Дантеженился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумалвызвать к себе жену.1
Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные иполитические взгляды, их архаизм.
1.4 Общественно-политическаядеятельность Данте
Первое актовое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296 и1297 годам. По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, вчастности по причине того, что к партии принадлежала его семья (более подробнопроблема борьбы гвельфов и гибеллинов будет рассмотрена в следующей главе). Егообщественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнувсовершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийскойкоммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняетдипломатические поручения, а в июне 1300 года избирается членом правившейФлоренцией, коллегии шести приоров. Фортуна первоначально была так милостива кнему, что если случалось надобность принять или отправить послов, утвердить илиотменить закон, заключить мир или объявить войну, короче говоря решиться накакой-нибудь важный шаг, правители в первую очередь спрашивали мнение Данте.Казалось, Флоренция только ему и верит, только на него и надеется.1
Послевооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 годуДанте был изгнан из родного города.
1.5 Изгнание и смерть
Ужев первые годы изгнания, Данте стал одиноким. Он гибеллин, но личного,идеального пошиба, это должно было отшатнуть его от сверстников.2 Времяизгнания было для него временем скитальчества, тревожных надежд и неудачныхпопыток вернуться на родину. Ему пришлось испытать, как горек чужой хлеб итрудно подниматься по чужим лестницам.3 Уже в ту пору он был лирическим поэтомсреди поэтов «нового стиля». Изгнание настроило его серьезнее, поставило передним новые задачи, воспитало, за вопросами партии и самолюбия, идею культурнойродины, Италии. Он продолжает работать над собой, писать с перебоями иостановками, понятными в условиях скитальческого существования. Данте затеваетсвой «Пир» (Convivio).
Судьба Данте за все это время полна неясностей, он постоянно исчезает с глаз,фактических сведении о нем мало. На первых порах он нашел приют у властителяВероны, Бартоломео делла Скала… Мы видим его в Болонье, в Луниджьяне иКазентино. В 1308-1309 годах он очутился в Париже. Здесь его застала весть, чтоимператор Генрих VII собирается вИталию. Мечты его «Монархии» воскресли в Данте с новой силой, он вернулся вИталию. Есть версия, что Данте было предложено вернуться во Флоренцию, но подусловиями унизительными для его достоинства, и будто бы Данте горделивоотказался.1
С1316-1317 годов он поселился в Равенне. Здесь дописывались песни Рая длябожественной комедии, в кругу детей, среди друзей и поклонников2,которых Бокаччо застал уже стариками и рассказы которых он записал.
Данте скончался 13 сентября 1321 года от малярии и похоронен в Равенне.Великолепный мавзолей, который поэту готовил Гвидо да Полента, не былвоздвигнут из-за его смерти. Ныне сохранившаяся гробница относится к болеепозднему времени, а всем знакомый портрет Данте лишен достоверности.
ГЛАВА 2 Историческая обстановка в Италии XIII-XIVвв.
XIII-XIV века, в которые жил и творилДанте, были векамиострой политической борьбы. Это было противостояниепартий гвельфов и гибеллинов, а позже Белых и Черных гвельфов. Истоки и причиныэтой борьбы уходят в далекое прошлое Италии. После лангобардского завоеванияИталии в VI веке, государство было поделено нанезависимые области, а часть страны оставалась под властью Византии. Начиная сэтих пор, Италия долгое время была раздроблена. Воссоединению ее частей непомогло ни включение ее в империю Карла Великого, ни деятельность правивших вней впоследствии германских династий: Саксонской, Франконской и Гогенштауфенов.Но на фоне этого, в Италии, начиная с VIII века идет восстановление и активныйрост городов. Быстро шел как и подъем старых городов, так и появление новых.Интенсивно развиваются Милан, Болонья, Верона, Рим, Равенна, Павия, Флоренция.«Обилие развитых городов — важный фактор, воздействовавший на политическуюсудьбу и культурную жизнь Италии в средние века» — пишет Л.М. Брагина. Основнойпроблемой являлась проблема управления этими городами. Период раннегосредневековья заканчивается тем, что города, начали войну с замками, которыенаходились близ городов и вмешивались в их развитие, и, что особенно важно, свластью епископов. «Решающая власть в городе в IX-X веках принадлежала графуили епископу, получившему графские права и привилегии от короля». Многимгородам удалось отстоять свою независимость и стать самостоятельнымиреспубликами. Однако в XI-XII произошло столкновение основных сил — империи ипапства. Изначально власть папы не была очень сильной, но после разделенияВизантии и Рима, папа становится весьма значительной фигурой. Это порождаетборьбу светской и духовной власти в Европе. Города же являлись важнымисоюзниками, и было очень важно, кого в этой борьбе поддержит тот или инойгород. Потому что в городах начал складываться капитал, развивалась торговля, иинтересы папы и императора носили и экономический характер. В свою очередьгорода также не оставались единой силой — в них обострились противоречия междупополанами — торгово-ремесленными слоями и нобилями — городской знатью, один изкоторых поддерживали императора, а другие папу. В ходе этих противоречийсформировались две партии — гвельфов и гибеллинов и особенно остро эта борьбапротекала в торгово-промышленной Флоренции, что было вызвано «успехами еераннего буржуазного развития».
Существует нескольковерсий начала борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции. Одну из них описываетхронист Дино Кампаньи, повествуя о том, как молодой дворянин Буондельмонте деиБуондельмонте, обещавший женится на дочери Одериго Джантруфетти, обручился сдугой — девушкой из семьи Донати. Тогда Уберти и Ламберти, знатные имогущественных родственники Одериго, помогли отомстить за оскорбленную невестуи убили Буондельмонте на его свадьбе, что и положило начало распре.1Однако эта история лишь пример стандартной междоусобной дворянской борьбы,которая впоследствии была прикрыта политическим лозунгом. В эту борьбупостепенно вовлекались различные социальные слои города, и к XIII веку гвельфская партия, оказывалафинансовую поддержку папе, в котором видела человека, способного объединитьИталию. А гибеллины, как старые вассалы императора, помогали ему. При этом удвух партий не было чётких разграничений в составе, и переходы из одной вдругую не были чем-то необычным.
Борьба Гвельфов игибеллинов во Флоренции XIII века прошла в несколько этапов. В середине века напрестоле находился сильный император Фридрих Гоэнштауфен, которому противостоялане менее могущественная курия папы Иннокентия Третьего. В 1248, благодаряусилиям императора, гибеллины побеждают, и гвельфы уходят в изгнание. Однакочерез два года, когда умирает Фридрих, они не просто возвращаются, но ипроводят реформу primo popolo, которая потеснила дворян в ихправах. В 1260 году сын Фридриха Манфред вместе с главою флорентийскихгибеллинов Фаринатою дельи Уберти и при поддержке города Сьены разгромил вбитве при Монтапетри гвельфов, и те вторично покинули Флоренцию. А в 1266 годусостоялась битва при Бенивенто, в которой победили усилившееся гвельфы, аМанфред был убит. При поддержке папской курии и Карла Анжуйского, гибеллиныбыли окончательно выгнаны из Флоренции, их имущество было конфисковано, а замокУберти был срыт. Однако мира во Флоренции изгнание гибеллинов не означало.Последующие конституционные реформы наметили противостояние двух новыхгруппировок в рамках партии гвельфов. В 1296 году было положено началоразделения ее на Белых и Черных. Глава Белых — семейство Черки — были родом издеревни, они поздно появились в городе и сумели нажить богатства путемростовщичества. В состав Белых входила городская интеллигенция и богатаябуржуазия. Черные были преимущественно старыми дворянами, беднеющим цветомфеодальной знати. В их главе стояли Донати. Суть проблемы заключалась в том, что властьнаходилась в руках верхушки пополанов, дворяне же были отстранены. В ихпротивостояние вмешался папа Бонифаций VIII, категорично настроенный против Белых, одна из причинэтого была в том, что он поверил в их связь с гибеллинами. Папа принимал всемеры для того, чтобы искоренить Белых: наложил на город интердикт, а в 1301году послал на Флоренцию войска Карла Валуа, которые довершили разгром Белых.Белые были изгнаны.
ГЛАВА 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖИЗНИДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
3.1 Политические взглядыДанте и их отображение в «Комедии»
Данте Алигьери былгвельфом, и его детство прошло под знаком борьбы гвельфов и гибеллинов. Вборьбе Черных и Белых он и сам принимал самое непосредственное участие. Когданаметился раскол в партии гвельфов, Данте понял, что папа уже не можетпредставлять ту силу, которая может объединить страну. Это нагляднопродемонстрировал папа Бонифаций, который был занят больше светскими проблемами(в частности своими личными) нежели церковными. Поэтому Данте был близок Белым,которые папу не поддерживали, несмотря на то, что сам был выходцем издворянской семьи, а жена его носила фамилию Донати. Уже в изгнании Данте вновьпересмотрел свои взгляды. В 1310 году в Италию пришел германский король Генрих VII, в котором Данте видел миротворца ина которого возлагал все свои политические надежды. Однако они осталисьнереализованными ввиду ранней смерти императора.
Свои политическиепредставления и их эволюцию Данте наглядно продемонстрировал в «Божественнойкомедии». Хотелось бы заранее отметить тот факт, что о различных политическихдеятелях упоминается преимущественно в Аде и Чистилище. Вероятно, этообусловлено тем, что, во-первых, ко времени написания Рая поэта заботилибольше философские проблемы, нежели проблемы политики, от которой он отошел вовторой половине 10-х годов. А во-вторых, это говорит о том, что многимполитическим деятелям, которыми интересуется Данте, может просто нет места вРаю.
Данте проходит по загробномумиру и встречает сторонников его взглядов и ярых противников — гибеллинов иЧерных гвельфов. А так как Данте сам в праве выбирать с кем из умерших емуговорить, больше внимания он указывает своим согражданам — флорентийцам.Например, переплывая с Вергилием через Стигийское болото на лодке Флегия, Дантеузнает в грязи Филиппо дельи Адимари, по прозвищу Адженти. Неожиданно злобныйвыпад поэта обусловлен тем, что он лично ненавидел Ардженти — богатого рыцаря,сторонника Черных:
Плачь, сетуй в топи невылазной,
Проклятый дух, пей вечную волну!1
А далее, в шестомкруге Ада — круге еретиков — Данте встречает Фаринату дельи Уберти. И, несмотряна то, что гибеллин Фарината принимал участие в кровавой битве при Монтаперти,его разговор с Данте полон достоинства. Оба соперника внимательно выслушиваютдруг друга, чувствуется уважение Данте к человеку, который «казалось Ад спрезреньем озирал» и, как выясняется из его речи, «когда решали Флоренциюстереть с лица земли» — он не допустил этого.
Но уже с некойнеприязнью, автор «Комедии» упоминает имя Фридриха II, который находится также среди еретиков. Между деревьями, вкоторых мучаются души самоубийц, Данте встречает Пьера делла Виньи, канцлера ифаворита Фридриха, которому тот преданно служил, но был оклеветан и покончилжизнь самоубийством в тюрьме. Душа взывает:
Моих корней клянусь ужасной кровью,
Я жил и умер, свой обет храня,
И господину я служил любовью!2
В восьмом круге авторупоминает про «Федериков плащ», который хоть и был легче адских мантий, но попреданию был казнью для тех, кто смел оскорбить императора.
При этом Дантеинтересно распорядился семьёй Фридриха. Его сын Манфред, который также воевалпротив гвельфов, находится в чистилище среди умерших отлученными от церкви. СамМанфред так объясняет смягчение его участи:
Мои ужасны были прегрешенья;
Но милость божья рада всех обнять,
Кто обратится к ней, ища спасенья.3
А может, причиназаключается в снисхождении Данте, который знал о том, что остатки Манфредапосле смерти были выкопаны и брошены по приказу папы Климента?
Как Данте ипредполагал, он встречает в Аду и Моску деи Ламберти, принимавшего непосредственноеучастие в убийстве Буондельмонти, которое положило начало распре гвельфов игибеллинов. Автор помещает его в девятый ров зачинщиков раздора, где тот«увечный безобразно» раскаивается в том, что «он злой посев принес роднойземле». Моска жестоко наказан за это и пребывает в одном из самых страшныхкругов ада. Слишком велика его вина, по мнению Данте, в столь страшноотразившемся для Флоренции убийстве. Во втором поясе десятого круга Ада, гдестрадают предатели родины и единомышленников, находятся многие гвельфы игибеллины. Мы видим примеры именно их судеб, как наиболее важных для Данте,который понимал цену предательства этих людей. Это и Дуэра, который благодаря«французским денежкам» пропустил войско, шедшее на поддержку гвельфов, и ДжанниСольданер, и Тебальделло — предатели гибеллины. Наиболее драматичный эпизод вэтом круге связан с Бокка дельи Абати, когда Данте опять дает выход своимчувствам. «Вцепясь ему в затылок волосатый», поэт «не одну повыдрал прядь»,зная, что Бокка был не просто предателем, но предателем родной для Данте партиигвельфов. За это Данте обещает ему самую страшную участь:
В мире свой позор
Через меня навеки ты упрочишь.1
В чистилище Дантевстречает много душ, среди которых есть гибеллины (Буонконте, ПровенцанСальвани, Гвидо дель Дука). Таким образом, мы видим, что
Данте распределяет различныхполитических деятелей по загробному миру, руководствуясь не только своимиубеждениями, но и принципами нравственности.
2. Политический идеал Данте
Помимо того, что Данте иллюстрирует,как и за какие именно грехи человек, принадлежавший к той или иной политическойгруппировке, наказывается в Аду или возносится в Рай, он пытается устами героевпередать свой политический идеал, а также предсказать судьбу своей страны.Основной работой, которая касалась политических воззрений Данте, был трактат«Монархия» (ок.1312-1313 г.), в котором он впервые провозгласил принципразделения властей на светскую и духовную. Но этой теме много посвящено и в«Божественной комедии». Данте мечтает об империи с Италией во главе и подуправлением сильного монарха.1 Флорентиец пришел к этому не сразу. Какизвестно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных иот Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властьюкоторого объединиться Италия. А лучшим вариантом государственного управленияДанте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает.Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество,«к Риму, как к зерцалу поднял веки». Церковь же, в идеале Данте, возродиться,оставив свои посягательства на мирское правление.
Посмотрим, что об этом пишет Данте в«Комедии», и на что он надеется. Уже начальные страницы «Божественнойкомедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу», можно трактовать какпоиски политической истины. Этот дикий, дремучий, неприступный лес — естьверная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, ногражданской и политической смуты, царившей в его отечестве.[2] Появляется Вергилий и говорит о том, что для того чтобы найти истину (т.е.взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым прополитическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, чтопобедить волчицу (которая преградила путь Данте) сможет только «славный Пес».По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но имирскую власть римской церкви. Пес- это избавитель, которого ждет Данте.3
Об этом правителеразмышляет и сам автор, после встречи с папой Адрианом V:
Будь проклята волчица древних лет...
Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?
О том, что он точно придет, говоритБеатриче:
Когда Пятьсот Пятнадцать вестникбога,
Воровку и гиганта истребит…
Гигант и воровка этоаллегорические обозначения французского короля и церкви, от которой избавит мирВождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсотпятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленным давали слово Dux, т.е. вождь. Но кто же он? Критика считает, чтоожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице. 1Но на это счет существуют различные мнения. Возможно за этим образом стоитличность Генриха VII, которогоДанте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю:
Воссядет дух державного средь вас
Арриго, что Италию спасая,
Придет на помощь в слишком ранний час
Но Арриго, т.е. Генрих VII, умер, не успев реализовать надеждДанте. Также есть мнение, что под великим освободителем подразумевается некто,Угуччионе делла Фиджиола.2 Но большинство склоняется к мысли, чтопоэт имел ввиду Кане Гранде.
Кан Гранде де Скала (1291-1329) враннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главойгиббелинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда неизменявших своих убеждении поборником императорской власти в Италии».3 Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который послесвоего изгнания стал относиться к гибеллинам с большим пониманием, не тольковерил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью частьсвоей поэмы. За то, что он подразумевал под вождем- освободителем именно егоговорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane — собака. Во-вторых, Данте пишет оЛомбардце (т.е. Бартоломео делла Скалла — старшем брате Кана) и его сильномпоследователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.1
Твой первый дом в скитальческойсудьбе
Тебе создаст Ломбардец знаменитый,
С орлом святым над лестницей в гербе.
С ним будет тот, кто принял в первыйчас
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославиться не раз.
Также в пользу Кана Гранде говоряттакие строки из «Комедии»:
Не прах земной и не металлдвухсплавный,
А честь,любовь и мудрость он [Пес] вкусит, меж войлоком и войлоком державный.
Эта последняя строчказвучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположением Вероны, т.е.между городом Фельтро и замком Монтефельтро в Романье. А один изисследователей, пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавитав имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signire de Verona) на их числовые значения, и получил символичное«пятьсот пятнадцать».2 Однако, как бы то ни было, Данте не могне видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все в кого онверил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так ине дал точного ответа, пришествие кого он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечте о всемирной монархии так и не суждено былосбыться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данте Алигьери былнаиболее колоритной и выразительной фигурой своей эпохи. Он родился впереломный период истории Италии. Сложность и противоречивость творчества ивзглядов великого итальянского поэта проистекает из той конкретной обстановки,в которой он жил и творил.
Истинный поэт и всегдафилософ, осмысляющий свою эпоху, ищущий новые пути.
Предметом заботнастоящего поэта являются его современники его родина; он живет и борется и,будучи борцом, не может не быть политиком.
Художественно-психологическая противоречивость Данте, как она ни показательна ини любопытна сама по себе, является лишь выражением гораздо более глубокойраздвоенности его сознания. Ведь Данте не только поэт и политический мыслитель,он — социолог.
Взгляды Данте не былисвязаны целиком и полностью с каким-нибудь одним определенным классом.
Данте Алигьери былпровозвестником Возрождения, пионером реалистического восприятия мира ичеловека, человеком нового времени и в то же время человеком средневековья сприсущими ему взглядами.
Энгельс справедливоговорил, что о мыслителе нужно судить не по тому, что было у него неизбежнопереходящим, а по тому, что он внес нового, прогрессивного. Только такой подходявляется действительно верным.[3]
Наши попыткирассматривать взгляды Данте под разными углами зрения, в разных плоскостях ипланах, потеряли бы всякий смысл, если бы мы забыли, что все плоскости и планыпересекаются, переплетаются друг с другом, вырастают один из другого и, несовпадая, образуют все же нечто единое — неповторимую фигуру гениального Данте.2На него наложили отпечаток почти все слои итальянского общества. Корниидеологии Данте приходится искать то в интересах городских комунн, то впотребностях зарождающейся буржуазии, то в настроениях пополанской массы, а тои в предрассудках дворянской знати. Тем и интересно рассматривать взглядыДанте, что в его трактатах и стихах запечатлелась вся бурная и многообразнаяжизнь переходной эпохи.
Ничуть не упрощаяидеологии Данте, мы имеем право заявить, что Данте прежде всего, идеологгородской коммуны. Он первым с огромной силой выразил интересы развития «первойкапиталистической нации».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алигьери Д. «Божественная комедия»Пер. с ит. М. Лозинского. Изд. «Худ. лит.».М., 1967.
2.Алпатов М.В. «Итальянское искусствоэпохи Данте и Джотто.»М.-Л.,1939
3.Баткин Л. М. «Данте и его время.Поэт и политика.» Изд. «Наука».М., 1965
4.Бокаччо Дж. «Жизнь Данте. Малыепроизведения. Сборник» пер. с ит.
Томашевского. Изд. «Художественнаялитература», 1975
5.Дживегелов А.К. «Данте Алигьери.»ОГИЗ.М.,1946.
6.Доброхотов А.Л. «Данте Алигьери».Изд. «Мысль».М.,1990
7.Кондратов С. «Мир Данте» Москва,1965г.
8.Котельникова Л.А. «Феодализм игород в Италии в VII-XV вв.» Изд. «Наука».М.,1967
9. Дж. А. Симондс «Данте, его время,его произведения, его гений. Изд. А.С. Суворин.Спб.,1893.
10.Сутуева Т.О. «Данте Алигьери (к700-летию со дня рождения)»
11.Чичерин Б.Н. «Политическиемыслители древнего и нового мира» Москва, 1999г.
12.Шеллинг Ф. «Философияискусства»
13.Советскийэнциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия».М.,1980