Реферат по предмету "Политология"


Современная политическая система США

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОМУНИКАЦИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА США.
Руководитель: доцент, к.ф.н. Плясуля Г.П.
Исполнитель: студентка группы 928 Ляпунова С.М.
Новосибирск
1999
ОГЛАВЛЕНИЕ:
 
1.  Введение.
2.  Конституция США.
Основной текст конституции.
3.  Конституции штатов.
4.  Законодательная власть.
Конгресс США.
   Состави полномочия конгресса.
   Комитетыконгресса.
   Партийныефракции.
   Должностныелица конгресса.
Легислатуры штатов.
5.  Исполнительная власть.
Президент США.
Вице-президент.
Кабинет министров.
Система министерств и ведомств.
   Министерства.
   Федеральныеадминистративные ведомства.
Органы государственного регулирования экономики.
Разведывательное сообщество.
Губернаторы штатов.
Местное самоуправление.
6.  Судебная власть.
Судоустройство на федеральном уровне.
Судоустройство в штатах.
7.  Лоббизм.
8.  Правовая система.
Источники права.
Принципы федерализма в правовой системе.
Отрасли права.
Адвокатура.
Правоприменительные учреждения.
9.  Избирательная система.
Общие принципы.
Президентские выборы.
Выборы в конгресс.
Абсентизм.
10.Политическиепартии.
Демократическая партия США.
Республиканская партия США.
11.Профсоюзноедвижение.
12.Общественно-политическиедвижения.
13.Религия ицерковь.
14.Заключение.
15.Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
По роду своей деятельностинашей организации “Фемида”  приходится работать с законодательством США.Трудности освоения норм американского права часто связаны с недостаточнымзнанием политической системы страны.
Хочется выразитьпризнательность руководителю работы за предложение данной темы.
Цель работы -  кратко описать все аспекты современнойполитической системы США.
Логика работы. Если иформация по какому-либо аспекту политическойсистемы США хорошо известна, он отражен в работе в схематическом варианте. Еслиавтор считает, что данный аспект политической системы США слабо описан вобщедоступных источниках, он освещается в работе более подробно. Статистика,приведенная в работе — десятилетней давности, но она вполне отражает основныетенденции развития современной политической системы США.
Метод работы — последовательное изложение материала с акцентами нату информацию о политической системе США, которая способствует пониманиюсовременного законодательства Америки.
КОНСТИТУЦИЯ США.
Американская конституция быларазработана и принята Конституционным конгрессом в Филадельфии (май-сентябрь1787 года), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числавошедших в состав США 13) штатов.
В текст конституции,утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения,гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако поддавлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей вштатах конгресс принимает в 1789 году Билль о правах — первые 10 поправок кконституции.
Три основныхполитико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США:
1.  Принцип разделения властей.
Независимость трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — и разграничение их функций.
На федеральном уровне три ветви власти представленыконгрессом, президентом и верховным судом.
США являются  президентской республикой. Ееособенности:
·   сочетание полномочий главыгосударства и главы правительства в одном высшем должностном лице — президенте;
·   внепарламентский метод избранияпрезидента и формирования правительства (главы министерств назначаютсяпрезидентом);
·   отсутствие у президента правараспускать высший законодательный орган, а у конгресса — принимать вотумнедоверия правительству;
·   запрещение членам правительствабыть депутатами конгресса и наоборот.
В основу взаимодействия всехветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, котораяне допускает усиления одной ветви власти за счет другой. Например:
·   конгресс может отклонитьпрезидентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта можетналожиь вето;
·   многие полномочия президентареализуются только при одобрении сената (международные договоры);
·   верховный суд вправе признатьнедействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти.
2. Федерализм — конституционный принцип, предполагающий жесткоеразграничение полномочий федеральных властей и властей штатов.
Штат не является суверенным: унего нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовойсфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет правадобровольного выхода из федерации (сецессия).
В полномочия штата входит:
·   принятие собственных законов иконституций;
·   регулирование экономики и торговливнутри штата;
·   формирование учрежденийгосударственной власти;
·   охрана общественного порядка;
·   установление принциповсудоустройства и судопроизводства;
·   провеление выборов в органы властиштата и местные органы управления.
3. Судебныйконституционный надзорзаключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и актыисполнительной власти недействительными, противоречащимиконституции. Решения высшего органа конституционного надзора — Верховного суда- являются окончательными.
Основной текст конституции.
Основной текст состоит изпреамбулы и семи статей.
Преамбула излагает целипринятия конcтитуции:
·   образовать более совершенный союз:
·   гарантировать правосудие, свободу,благоденствие;
·   обеспечить совместную оборону.
Статья 1 описываетполномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США.
Статья 2 посвященапрезидентской власти.
Статья 3 касается федеральнойсудебной власти.
Статья 4 регулируетвзаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральнымправительством.
Статья 5 описывает порядокпринятия поправок к конституции.
Статья 6  провозглашаетверховенство конституции, федеральных законов и международных договоров.
Статья 7 установила  условиевступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов.
Конституция вступила в силу 4марта 1789 года.
КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ.
Имеют схожую структуру ивключают разделы;
·   преамбула,
·   билль о правах,
·   избирательное право и выборы,
·   законодательная власть. Онапринадлежит законодательным собраниям — легислатурам. Устанавливается ихструктура, порядок избрания, срок полномочия и т.д.
·   исполнительная власть. Принадлежитгубернатору.
·   судебная власть. Верховные судыштатов осуществляют конституционный надзор в пределах штата.
·   финансы и налоги,
·   милиция штата,
·   местные органы власти,
·   образование,
·   благоустройство.
В конституции многих штатоввключены статьи, касающиеся:
·   трудовых отношений,
·   здравоохранения,
·   сельского хозяйства,
·   административно-территориальногоделения.
Конституции штатов(конституция штата Алабама содержит 129 тысяч слов) более объемны по сравнениюс федеральной конституцией США (9 тысяч слов).
Детализация конституционныхпредписаний в конституциях штатов объясняется тем, что политические партии,заинтересованные группы, религиозные и лоббистские организации пытаютсязакрепить свои привилегии в самом тексте конституции штата.
Средний возраст нынедействующих конституций штатов составляет 82 года.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Законодательная власть в СШАосуществляется конгрессом и легислатурами штатов.
Конгрес США.
 
Состав и полномочия конгресса.
 
Состоит из двух палат:
·   сенат (100 человек). Каждый штатпредставлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенатобновляется на одну треть.
·   палата представителей имеет 435членов. 1 депутат от 500 тысяч человек избирается сроком на 2 года. Каждый штатдолжен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.
В составе конгресса:юристы (62%), бизнесмены (37%),  журналисты,бывшие государственные служащие.
Конгресс имеет совместныеширокие конституционные полномочия:
·   устанавливает налоги, пошлины,акцизные сборы,
·   утверждает федеральный бюджет,
·   финансирует государственные акции,
·   берет и выдает кредиты,
·   регулирует внешнюю торговлю иторговлю между штатами,
·   объявляет войну, формируетвооруженные силы,
·   осуществляет контроль задеятельностью правительственных учреждений.
У каждой из палат естьотдельные полномочия:
·   только от палаты представителей могут исходитьзаконопроекты о государственных доходах. Ей принадлежит право избранияпрезидента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосоввыборщиков. Это право было осуществлено в 1801 и в 1825 годах.
·   сенат принимает участие в принятиимеждународных обязательств, а также участвует в назначении на высшие должностигосударственного аппарата, правительства и верховного суда. Если ни один изкандидатов в вице-президенты не получит более половины голосов выборщиков,вице-президента выбирает сенат.
В случае осуждениягражданских должностных лиц в порядке импичмента, палата представителей вправевозбуждать преследование, но только сенат может осуществлять суд.
Комитеты конгресса.
Важную роль в деятельностиконгресса играют:
·   постоянные комитеты, которые готовят тексты законодательных актов по своим проблемам, осуществляют надзор задеятельностью органов федерального правительства в своей области;
·   специальные комитеты учреждаются палатами для выполнения какой-либоспециальной работы. Могут существовать в течение нескольких созывов.
·   объединенные комитеты обеихпалат. Их задача — координацияпозиций обеих палат.
Партийные фракции.
В конгрессе США представленытолько две крупнейшие партии страны — Демократическая и Республиканская. 
В каждой из палат конгрессаобразуются партийные фракции обеих партий: фракциябольшинства и фракция меньшинства.
Лидеры большинства в сенате ипалате представителей являются вторыми лицами после председателя и спикера.
Должностные лица конгресса.
Спикер палатыпредставителей утверждается палатойиз фракции большинства.
Он председательствует назаседаниях, руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрениязаконопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательноерешение по всем процедурным вопросам.
Председатель сената — вице президент.
Он получает право голоса,если мнения сенаторов разделились поровну, не обязан постоянно посещатьзаседаня сената.
Поэтому сенаторы выбираютвременного председателя из числа уважаемых членов фракции большинства.
Легислатуры штатов.
По своей структуре и методамработы легислатуры во многом копируют конгресс. Все, кроме штата Небраска,состоят из двух палат.
По числу представителейразличаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, причем числозаконодателей не зависит от населенности и размера штата.
Сроки полномочий членовлегислатур также различаются: 2 и 4 года.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Исполнительная власть встране осуществляется президентом США, с помощью аппарата исполнительнойвласти.
Всего на федеральной службе введомствах исполнительной власти состоит около 3 миллионов человек.
На уровне штатов носителямиисполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие административныеорганы своих штатов.
Многие функции исполнительнойвласти  осуществляются органами самоуправления и управления на местах.
Президент США.
Президент США совмещаетполномочия главы государства и главы правительства.
Он избирается на 4 года, свозможностью переизбрания только один раз.
Президентом США может бытьлюбой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территорииСША не менее 14 лет.
Официальная резиденция — Белый дом, Вашингтон.
Полномочия президента США:
·   верховный главнокомандующий воооруженнымисилами США,
·   верховный представитель страны намеждународной арене,
·   назначение федеральных судей,включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппаратаисполнительной власти
·   созыв чрезвычайных сессийконгресса,
·   помилование лиц, осужденных пофедеральным законам,
·   чрезвычайные полномочия вкризисных внутренних и внешних ситуациях,
·   формирование законодательнойпрограммы администрации (послания крнгрессу),
·   представление бюджета конгрессу,
·   издание президентских приказов,имеющих силу закона.
Вице-президент.
Избирается вместе спрезидентом на 4-хлетний срок, причем президент и вице-президент на могут бытьиз одного штата.
Кроме конституционногополномочия председательствовать в сенате, он является преемником президента вслучае смерти или недееспособности последнего (20-ая поправка, принятая в 1933году).
Исполнительное управлениепрезидента — неконституционныйнадведомственный орган при Белом доме, координирующий и контролирующий важныеаспекты государственной деятельности состоит из следующих подразделений:
·   аппарат Белого дома,
·   административно-бюджетноеуправление,
·   экономический совет припрезиденте,
·   совет национальной безопасности,управление по разработке политики,
·   управление по вопросам политики вобласти науки и техники,
Кабинет министров.
Это неконституционныйсовещательный орган при президенте.
В состав кабинета входятглавы двенадцати федеральных министерств (секретари) и глава министерстваюстиции (генеральный атторней).
Члены кабинета обычнопринадлежат к той же партии, что и президент.
Система министерств и ведомств.
Руководители министерств(федеральных департаментов) подчинены непосредственно Президенту, назначаютсяим при согласии Сената.
Административные ведомства(независимые агенства) учреждаются по инициативе Конгресса, он же определяеткруг их полномочий.
Главы министерств и ведомствне могут быть членами Конгресса.
Министерства:
Государственныйдепартамент (1789г.) – министерствоиностранных
дел США. Осуществлениевнешней политики – прерогатива президента, и глава департамента(государственный секретарь) является главным советником президента повнешнеполитическим вопросам.
Министерство обороны (1947г.) ведает всеми вопросами вооружённых
сил США, отвечает за ихбоеготовность и материально-техническое
обеспечение. К компетенцииминистерства относится планирование
НИОКР в военной области.Министр обороны назначается
президентом с согласия сенатаиз числа гражданских лиц.
Министерство финансов (1789 г.) разрабатывает рекомендации в областиэкономической, финансовой, налоговой и кредитно-денежной политики  государства,выступает как финансовый агент правительства. Выпускает денежные знаки США.
Министерство юстиции (1870г.) является координирущим ведомством
федерального правительста всфере правоприменения. Возглавляется генеральным атторнеем США. Имеет триосновные функции:
·   консультирование президента иправительства по юридическим вопросам,
·   представительство США в судах,
·   обеспечение исполнения федеральныхзаконов.
Министерство внутреннихдел (1849г.) ведает вопросами землепользования, освоения природной среды и её ресурсов. Оно же опекаетиндейские резервации и районы размещения коренных жителей Аляски.
Министерство сельскогохозяйства (1862г.) осуществляетгосударственное кредитование, страхование и консультирование фермерскиххозяйств.
Министерство торговли (1913г.) выполняет такие основные задачи:
— обеспечение экономическогоразвития страны,
— укрепление международныхэкономических позиций США
— поощрение частныхинвестиций в новые технологии,
— содействие максимальномуиспользованию научно-технических
  ресурсов,
— организациянаучно-технических исследований
— руководство государственнойпатентной службой и службой   стандартов
Министерство труда (1913г.) :
— осуществляет контроль засоблюдением трудового законодательства,
— кординирует проведениепрограмм подготовки и переподготовки
  рабочей силы,
— осуществляет сбор и анализстатистики труда.
Министерствоздравоохранения и социальных служб(1979г.) объединяет большое количество управлений и служб, которые проводятсоциальные программы федерального правительства:
— медицинские исследования,
— борьба с алкоголизмом инаркоманией,
— медицинское и социальноестрахование,
— государственноевспомоществование.
Министерство образования (1979г.) осуществляет и координирует
федеральные программысодействия образованию.
Министерство жилищногостроительства и городского развития(1969г.) координирует и содействует в исполнении программ в области жилищногостроительства.
Министерство транспорта (1966г.) разрабатывает государственную
политику по широкому кругупроблем транспорта.
Министерству энергетики (1977г.) вменены в обязанность
экономическое регулированиенациональной энергетики,
выработка научно-техническойполитики в этой области.
Федеральные административные ведомства (независимыеагенства
и государственные корпорации).
 
Они выполняютадминистративные, исполнительные и нормотворческие функции, выходящие запределы компетенции существующих министерств.
Их статус и полномочияопределяются актами конгресса.
В настоящее время существуетокло шестидесяти ведомств, как, например, агенство по охране окружающей среды,НАСА, почтовая служба США, ЦРУ, комиссия по гражданским правам.
Органы государственного регулирования экономики.
Экономическое регулирование вСША осуществляется широкой сетью государственных органов, федеральныхминистерств и административных ведомств (независимых агенств).
Их можно разделить на двегруппы:
1.  осуществляющие общее руководство иразработку государственной экономической политики;
2.  ответственные за конкретныенаправления государственного регулирования.
По сферам деятельности можновыделить такие направления,
как внутри- и внешне-экономическое регулирование,
кредитно-денежное иналогово-бюджетное регулирование.
***
Внешнеполитическаядеятельность ведётся поднепосредственным
руководством президента.
Основным совещательныморганом при Президенте по вопросам внешней и военной политики является советнациональной безопасности (1947г.).
Главную роль в проведениивнешней политики играет государственный департамент. Он располагает сетьюпосольств и консульств в иностранных государствах.
Конгресс США имеетвозможность оказывать влияние на решения вопросов внешней политики. Он можетвыделять или не выделять средства на запрашиваемые президентом внешнеполитическиеили военные программы, принимать законы, регулирующие внешнюю торговлю США, устанавливать экспортные илиимпортные ограничения.
Разведывательное сообщество.
Разведывательное сообщество-- принятое в США официальное наименованиесовокупности ведомств, занимающихсяразведкой и контрразведкой:
— Центральноеразведывательное управление США,
— Агенство национльнойбезопасновти,
— Федеральное бюрорасследований,
— Разведывательное управлениеминистерства обороны
и др.
Основные направления ихдеятельности определяются президентом
страны и советом национальнойбезопасности.
Наблюдением за работойразведведомств занимаются два
совещательных органа,учреждённых президентом:
1.  Консультативный совет по вопросамразведывательной деятельности  при Белом доме.
2.  Совет по надзору за разведкой.
Губернаторы штатов.
Губернаторы штатов избираютсяв разных штатах на два и четыре года.
Полномочия губернатора штатаво многом повторяют прерогативы главы исполнительной власти США с поправкой намасштабы деятельности.
В отличие от Президента,который может наложить вето только на законопроект в целом, губернаторы имеютправо выборочного вето, которое испольуется против отдельных статейзаконопроектов.
Местное самоуправление.
Местные органы создаются наоснове законодательства штатов и обладают полномочиями, определёнными этимзаконодательством.
Местная власть имеет правоосуществлять свои функции без формальногоконтроля со стороны органов штата, наоснове самоуправления.
Бюджет местных органовскладывается из местных налогов и целевыхассигнований штатов и федеральногоправительства.
Органы местного самоуправлениявыбираются в округе (графстве). Избирается совет графства, атакже ряд должностных лиц (казначей, шериф,сборщик налогов).
Совет графства контролируетсостояние местных дорог, содержание мест заключения, больниц и мест для отдыха.
В большинстве штатов города,находящиеся на территории графства, имеют собственные, независимые от графства органысамоуправления.
В одних случаях избираютсямэр и совет, члены которого становятся главами департамента городского управления; в других-- избираетсямуниципальная комиссия, которая может назначить мэра.
Иногда избранный населениемсовет нанимает управляющего для
квалифицированного руководствагородским хозяйством.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Характерной особенностьюсудоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебнойсистемы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом изштатов и федеральная судебная система.
Федеральным судам,действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесённые к их компетенцииКонституцией США и Федеральным законодательством.
Судам каждого штата подсудныдела, отнесённые к их компетенции Конституцией и законодательствомсоответствующего штата.
Суды штатов организационно несвяаны с федеральными судами.
Судоустройство на федеральном уровне.
Федеральную судебную системуобразуют четыре группы судов:
— окружные суды США
— специальные суды первойинстанции
— специальные апелляционныесуды
— апелляционные суды.
— окружные суды США — федеральные суды общей юрисдикции рассматривают все дела, основанные нафедеральном законодательстве.
Каждый окружной суд СШАдействует в пределах федерального
судебного округа.
Всего их девяносто четыре.
— специальные суды первойинстанции — претензионный суд США;
рассматриваетденежно-имущественные претензии граждан к правительству США. Суд США по деламвнешней торговли; налоговый суд США.
— специальныеапелляционные суды – это:
·   апелляционный суд США пофедеральному округу и
·   временный чрезвычайныйапелляционный суд.
— апелляционные суды. Принимаютжалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а такжежалобы на решения федеральных административных ведомств.
Федеральную судебную системувозглавляет Верховный суд США.
В качестве суда первойинстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителейиностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.
Верховный суд не являетсяконституционной структурой и формируется президентом «по совету и ссогласия» Сената.
Численность Верховного суда-- девять человек.
Численность другихфедеральных судов устанавливается Конгрессом.
Члены федеральных судовназначаются президентом по согласованию с сенатом.
Смещение федерального судьи сего должности возможно только в порядке импичмента.
Юрисдикция всех федеральныхсудов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.
Судоустройство в штатах.
Каждый штат в пределах своихграниц может учреждать судебные органы.
В каждом штате имеются тригруппы судов:
— ограниченные специальнойюрисдикцией,
— общей юрисдикцией,
— апелляционной юрисдикцией.
Низшее звено судебной системыштата — местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые,полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела понезначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могутобжаловаться в суде общей юрисдикции.
Суды специальной юрисдикциирассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, о завещаниях, онарушениях безопасности движения.
Местные суды общей юрисдикции(окружные) рассматривают дела по существу.
Иногда в штатах существуютапелляционные суды.
В большинстве штатовдолжность судьи выборная. Судьи избираются населением по партийным спискам.
ЛОББИЗМ.
Лоббизм (по-английски лобби-- кулуары) — механизм воздействия частных и общественных организаций(заинтересованных групп) на процесс принятия решений органами государственнойвласти по вопросам внутренней и внешней политики.
Все заинтересованные группыимеют в своём составе подразделения, которые занимаются лоббистскойдеятельностью или пользуются услугами наёмных лоббистов.
Лоббисты — как правилоюристы, имеющие большой опыт работы в органах государственной власти.
Лоббисты выступают наслушаниях в комитетах Конгресса, составляют и предлагают для внесения проектызаконов, финансируют избирательные кампании кандидатов в Конгресс.
В 1946 году был принятфедеральный закон о регулировании лоббизма, по которому лоббисты обязанырегистрироваться в палате представителей и Сенате и представлять им сведения отом, на кого они работают, каковы цели их клиентов и расходы на лоббистские мероприятия.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.
Специфика американскойправовой системы обусловлена федеральным устройством государства, наличиемКонституции США и Конституций штатов, особенностями политического исоциально-экономического развития США.
Источники права.
Источником американскогоправа является английская система общего «прецедентного» права, тоесть права, создаваемого судами.
Свод норм, создаваемыхсудебными прецедентами, дополняется и развивается законодательством.
Правовые нормы,устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право.
Тем не менее, толкованиезаконов и правил их применения определяется нормами общего права.
Большую роль в формированииамериканского права играет административное нормотворчество органовисполнительной власти.
Влияние обычая, как источникаправа, особенно заметно в сфере функционирования институтов государственнойвласти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего илистатутного права, а в силу сложившейся практики. Например, кабинет министров,постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотреныКонституцией  и не созданы законодательным путём.
Когда для разрешения спора всуде не находилось необходимой нормы, можно было обращаться  в особоые«суды справедливости».
В США такие суды существовалив отдельных штатах.
По мере развития правовыхсистемы штатов “право справедиливости" утратило самостоятельное значение,но судебные приказы «судов справедливости», предписывающие илизапрещающие какое-либо действие, сохранились.
Основными источникамиамериканского права являются:
— судебный прецедент,
— законодательство,
— административные нормы,
— обычай и
— право справедливости.
Принцип федерализма в правовой системе.
В США нет общенациональнойправовой системы, существует пятьдесят правовых систем штатов и отдельнаяфедеральная правовая система.
Конституция США содержитположения, позволяющие унифицировать законодательство и судебную практикуштатов, а также закрепляет принцип взаимности в применении нормативных актоводного штата государственными органами другого.
Федеральные суды обязаныоказывать доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям, принятым вштатах.
Конгресс США располагаетширокими возможностями унификации правовых систем штатов. 
Соотношение федеральногоправа и правовых норм штатов определяется принципом верховенства федеральногоправа (конституции, федеральных законов и международных договоров США) поотношению к нормативным актам штатов.
Споры по поводу соответствияправовых норм штатов федеральному праву разрешаются в судебном порядке вплотьдо Верховного суда США, как высшего органа конституционного надзора.
Отрасли права.
Общепринятые:конституционное, международное, административное, трудовое, семейное,гражданское, военное, уголовное.
Хорошо развиты отрасли права,связанные с предпринимательством и личной собственностью:договорное, торговое, финансовое, налоговое, авторское и патентное и т.д.
Адвокатура.
Разделенность, сложностьправовой системы, многоуровневость судебной системы, необходимостьориентироваться в огромной массе прецедентов определили особое положение ивлиятельную роль практикующих юристов.
Доступность квалифицированнойюридической помощи широким слоям населения остается социальной проблемой.Существуют государственные и благотворительные организации юридической помощималоимущим и беднякам.
Правоприменяющие учреждения.
Функция правоприменениявозложена на государственные органы с соответствующими полномочиями в сфереправосудия и исполнения закона: суды, полицию, органы расследования, шерифскиеведомства и ведомства государственного обвинения (атторнейские службы).
На федеральном уровне главноедолжностное лицо — генеральный атторней (глава министерства юстиции) — руководит федеральными обвинителями в судебных округах — атторнеями США.
На уровне штата главнымдолжностным лицом в сфере правоприменения является генеральный атторней штата(только консультирует правительство штата и представляет его в судах, но ненадзирает за полицией и не руководит местными обвинителями).
Полиция штата занимается, восновном,  безопасностью движения.
Следственные органыправительства штата ограничены конкретными правонарушениями (коррупциядолжностных лиц штата).
Местные правоприменяющие учреждения выполняют основную работу:
·   уголовное преследованиеосуществляется службами окружных атторнеев в городах и графствах,
·   охрана общественного порядка ирасследование преступлений ведут полицейские управления в городах и шерифскиеуправления в графствах.
·   
Окружные атторнеи, шерифы,начальники полиции в большинстве штатов выбираются и не имеют административногоруководства.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. 
 
Общие принципы.
В конституции США объявлено,что избираются:
·   президент и вице-президент,
·   обе палаты конгресса страны,
·   органы власти в штатах, включаягубернатора, вице-губернатора и членов законодательных собраний,
·   советы графств, муниципальныесоветы, советы специальных округов,
·   должностные лица органов штатов,
·   судьи и окружные атторнеи,
·   должностные лица на местномуровне,
·   представители правоприменяющихорганов (шерифы, полицейские медицинские эксперты, коронеры).
В США действует мажоритарнаясистема относительного большинства: избранным считается тот, ктонабрал больше голосов избирателей, чем каждый из его конкурентов, даже если онне получил 50% голосов.
Избирательным правом обладаютграждане США обоего пола, достигшие 18-летнего возраста и прожившие на даннойтерритории определенный срок.
Президентские выборы.
Первый вторник после первогопонедельника ноября каждого високосного года — день выборов президента США попостановлению конгресса.
Перед президентскими выборамипроводятся неконституционные первичные выборы — праймериз —  в30 густонаселенных  штатах.
Они продолжаются с февраля поиюнь года президентских выборов и определяют делегатов на съезд партии. Ихглавная цель — рейтинг популярности кандидатов на пост президента.
Праймериз довольно подробноописан в законодательстве этих 30 штатов.
В июле-августе года выборапрезидента созываются национальные партийные съезды, на которых официальновыдвигается кандидат соответствующей партии на пост президента США иутверждается   предложенная им кандидатура на пост вице-президента.
Выборы президента ивице-президента являются косвенными: в день выборов американскиеизбиратели голосуют не за президента, а за членов коллегии выборщиков, которыезаранее выдвигаются единым списком от партии в кажом из 50 (+ округ Колумбия)штатов. 
Коллегия выборщиков состоитиз 538 человек: 535 человека — от 50 штатов страны и 3 выборщика отфедерального округа Колумбия, который не имеет своих представителей ни в однойиз палат конгресса.
Члены коллегии выборщиков неявляются членами конгресса США и государственными служащими.
В первый понедельник послевторой среды декабря того же года избранные месяцем раньше выборщики собираютсяв столицах штатов и персонально голосуют за кандидата в президенты и кандидатав виц-президенты.
Если большинство выборщиковпроголосовало за данных кандидатов, они считаются официально избранным на постпрезидента и вице-президента.
В противном случае палатапредставителей выбирает президента из числа трех кандидатов, получившихнаибольшее число голосов.
В начале января оглашаютсярезультаты голосования коллегии выборщиков на совместном заседании обеих палатконгресса, после чего президент и вице-президент считаются официальноизбранными.
Отсчет срока пребыванияпрезидента на посту начинается с 20 января года, следующего за годом выборов.
Выборы в конгресс.
Выборы членов обеих палатконгресса США, законодательных собраний штатов, всех должностных лиц штатов иместного управления являются прямыми.
Выборы в конгресс СШАпроводятся также в первый вторник после первого понедельника ноября спериодичностью в 2 года.
Сенатором США ( сроком на 6лет) может быть человек, являющийся в течение 9 лет гражданином страны,достигший возраста 30 лет и проживающий в том штате, от которого баллотируется.Каждые 2 года происходит ротация сената на одну треть.
Членом палаты представителей(сроком на 2 года) может быть человек, являющийся в течение 7 лет гражданиномстраны, достигщий возраста 25 лет и проживающий в том штате, от которогобаллотируется по норме — от 500 тысяч избирателей один член палатыпредставителей.
Абсентизм.
Неявка зарегистрированныхизбирателей на участки для голосования — характерная черта выборов США.Например, в 1984 году за Р.Рейгана проголосовало 30,6% избирателей из всех,имеющих право голоса.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
У власти попеременнонаходятся 2 партии: Демократическая и Республиканская.
Двухпартийная системасложилась в результате особенностей избирательной системы, государственногоустройства, исторических традиций, порядком финансирования выборов.
Другие крупные партииназываются “третьими партиями”, среди  них:либертаристическая партия, партия граждан и др.
Демократическая партия США.
Исторически формировалась втрадициях фермерства, городских низов и плантаторов Юга. Организационнооформилась и получила свое название в 30-х годах XIX века.
Основы современнойизбирательной базы и политики демократов были заложены президентом Ф.Д.Рузвельтомв годы “нового курса”.
За последние 50 лет партия 32года (8 президентов) владела Белым домом, 44 года контролировала обе палатыконгресса.
В 60-х годах нынешнего векапартия пережила кризис, связанный с войной во Вьетнаме и социальнымипотрясениями.
В 1984 году, после несколькихпоражений на выборах партия стала опираться на разнородную избирательнуюкоалицию: крупных предпринимателей Северо-Востока и Юга страны,профсоюзов, научный мир и либеральную интеллигенция.
Демократическая партия неимеет фиксированного членства. По опросам общественного мнения к демократампринадлежит около 40% избирателей.
Действующий устав принят в1974 году.
Высший орган — национальныйсъезд партии, созываемый в год президентских выборов.
Текущее руководствоосуществляет национальный комитет, избираемый из представителей всех штатов итерриторий страны.
В каждом штате есть партийнаяорганизация (комитет).
Официальным лидером считаетсяпрезидент или кандидат в президенты, выдвинутый на последнем съезде партии.
Эмблема Демократическойпартии — осел.
Республиканская партия США.
Основана в 1854 году крупнымипредпринимателями Севера и фермерами не южных штатов.
При образовании партииосновной целью была борьба с рабством. Первый республиканский президент — А.Линкольн (1862г.).
С момента основания до“великой депрессии” придерживалась концепции “твердого индивидуализма”,минимизирующей государственное вмешательство в экономику.
Республиканская партияявляется более консервативной, чем демократическая, не имеет постоянногочленства, 23% избирателей США считают себя республиканцами. Ее эмблема — слон.
ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
В начале XIX векабыли созданы организации квалифицированных рабочих — цеховые профсоюзы, которыезатем объединились в национальные.
В 1886 году произошлообъединение цеховых профсоюзов в Американскую федерацию труда (АФТ), котораяпридерживалась идеологии компромиссного “делового тред-юнионизма”.
Во время великой депрессииобразовалась масса профсоюзов на производственной основе ( рабочих сталелитейнойпромышленности, автомобильной и т.д.). В 1935 году они объединились в Конгресспроизводственных прфсоюзов (КПП). Они проповедовали “социальный юнионизм”, т.е.проведение социальных реформ в интересах рабочих.
В 1955 году обе организацииобъединились для совместных действий (АФТ-КПП), став крупной политическойсилой, поддерживающей Демократическую партию США.
Существует также Национальнаяфедерация независимых профсоюзов,  а также  ряд независимых профсоюзов.
В различных профсоюзахсостоит около 14% от всех работающих страны, среди них “белые воротнички”составляют 41%, “синие воротнички” — 37%, 10% — работники частого сектора.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
В Антивоенное движениевходят:
Федерация американскихученых, организация граждан за разумный мир, Матери за мир, Женщины, боритесьза мир, обеспокоенные священнослужители и миряне, Ветераны за мир, Бизнесменыза национальную безопасность и т.д.  Исторически сильным является пацифистскоедвижение.
Движение в защиту прав исвобод имеет несколько направлений:
за гражданские праваафро-американцев, за избирательное право для женщин, обеспечениесоциально-экономических прав ( труд, образование, жилище, медицинскую помощь,обеспечение старости).
Против преследованияактивистов массовых движений, против маккартизма, против нарушений прав гражданполицейскими органами.
Существует и ряд другихдвижений, отражающих наличие ситуации социального напряжения:движение за расовое равенство, движение безработных, женское движение, движениемолодежи и студентов, фермерское движение, движение в защиту окружающей среды,движение потребителей, движение престарелых и т.д.
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ.
Играет в жизни американцевгораздо большую роль, чем все профсоюзы и общественные движения.
Хотя религия отделена отгосударства, правительство содержит капелланов в конгрессе, вармии, на флоте, в тюрьмах; церковная собственность не облагается налогом;президент принимает клятву на библии; национальным девизом СШАявляется высказывание: “Мы полагаемся на Бога”.
98% американцев верит в Бога,40%  — еженедельно посещают различные храмы, 68% — состоят в церковных общинах.
Для США характерна высокаястепент религиозного плюрализма.
Всего в стране около 2 тысячвероисповедных объединений.
Протестантизм — основное религиозное направление для США.Протестанты составляют 57% населения страны ( наЮге -74%, на Среднем Западе — 63%). Афро-американцы — на 82% — протестанты.
Баптизм — крупное направление протестантизма (20% населения)- особенно распространен на Юге как среди белых, так и среди цветных.
Методизм  привлекает 9% населения.
3% американцев — лютеране,3% — принадлежат епископальной церкви.
Католицизм исповедуют 28% американцев, в основном, насеверо-востоке (44%) страны.
Иудаизма (неортодоксальных форм) придерживаются 2% населения,живущего в крупных городах.
Православные церкви делятся на греческие и русские зарубежные.
С иммигрантами в странуприходит мусульманство, буддизм, индуизм.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
Современная политическаясистема США сформировалась под влиянием всех перечисленных в работе аспектов.
В какое-то время определенныйаспект политической системы страны играл решающую роль, как например,профсоюзное движение в седине XXвека или политическая активизацияисполнительной власти сразу после “великой депрессии”.
После окончания данной работымне кажется, что подробное знакомство с политической системой США — болееценное знание, чем история страны или история развития права для пониманияоснов законодательства страны, и отсюда, для понимания всего американскогонарода, с которым нам предстоит жить в мире и согласии, как и с европейскиминародами.
В 1996 и 1998 годах мнеприходилось работать в США (штат Западная Вирджиния и штат Аляска)  снекоммерческими организациями, законодателями штата, чиновниками Мэрий, судьямиместного суда, полицейскими, просто гражданами страны.
Если бы тогда у меня былизнания, которые я получила в результате данной контрольной работы пополитологии, наша совместная деятельность с американскими коллегами была быболее эффективной.
Конечно, основнойлитературный источник данной работы имеет 10-летний возраст и изобилуетидеологическими отступлениями, но он предоставляет энциклопедическуюстатистическую, общую и специальную  информацию о политической системе США.
Еще раз выражаюпризнательность своему руководителю работы за то, что результат контрольнойработы оказался исключительно полезным для нашей работы с законодательствомСША.
 
ЛИТЕРАТУРА.
 
1.  Демидов А.И., Федосеев А.А.,Основы политологии., М., 1995.
2.  Пугачев В.П., Соловьев А.И.Ввеление в политологию., М., 1995.
3.  Современные США. Энциклопедическийсправочник., М., 1988.
4.  Черниловский З.М. Всеобщая историягосударства и права., М., 1999.
5.  Election laws of  WestVirginia., V., 1995.
6.  West Virginia. BlueBook 1995., WV., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.