Реферат по предмету "Политология"


Политическое и правовое учение Томаса Гоббса

Политическоеи правовое учение Томаса Гоббса

Содержание
Введение. 3
1. Краткая биография Томаса Гоббса. 5
2. Естественные законы Томаса Гоббса. 10
3. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете. 15
Заключение. 23
Список использованной литературы… 25

Введение
Веком гениев называют 17-е столетие историкифилософии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей,трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознанияи по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки,особенно философию.
В созвездии их имен первостепенное местопринадлежит имени английского философа Томаса Гоббса, являвшегося сторонником абсолютизмагосударственной власти. Присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философиипозволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которыеделают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Его многочисленныеработы, до конца не исчерпавшие заложенный в них мыслителем потенциал, до сих порявляются востребованными, как в научном, так и в практическом плане. Не являетсяисключением и эта работа, посвященная естественным законам и государству, изложеннымв концепции Томаса Гоббса.
Государство по взглядам Гоббса обладаетнаивысшей возможной властью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно».Государство, это — великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог»,безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними.
Естественно, создавая свою философию,Гоббс не предполагал, что составляющие его теории о происхождении государства (какнам кажется) будет использована в целях мирового господства США, но в последнеевремя, как в нашей стране, так и за рубежом все очевидней проявляются тенденцииабсолютизма, у истоков которого находился этот знаменитый английский философ.
Вполне очевидно, что идеологи абсолютизмав США, черпающие свои знания, в том числе и в учении Т. Гоббса, распространяют интересыи власть «американского суверена» на многие регионы мира. Такие права «суверена»,как — «право объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что он найдетполезным» (в нашем случае война во Вьетнаме, Корее, Югославии и пр.); «право водворятьпорядок, при котором людям (в данном случае американцам и их союзникам) была быобеспечена безопасность и спокойное существование (правительственные военные переворотыв Афганистане и Ираке)»; право «на монополию на жизнь и смерть подвластных (попраниегражданских прав и свобод, как самих американцев, так и граждан в других странах,под предлогом борьбы с терроризмом); «право запрещать вредные учения, ведущие кнарушению мира и направленные на подрыв государственного единства (спонсированныебархатные революции и в Грузии, Украине, экономическая блока Белоруссии); и другиеправа, сформулированные Гоббсом в его знаменитом труде «Левиафан», все настойчивеенавязываются не только «подданным США», но и находятся на острие копья американскойгеополитики.
Как представляется, взгляд на работы ТомасаГоббса под новым углом с учетом вышеизложенного, является не только поучительным,но также актуальным, и весьма значимым.

I. Краткая биографияТомаса Гоббса
Томас Гоббс (1588–1679), английский философи литератор, известный, прежде всего своим трактатом о государстве – «Левиафан,или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651г.) (далеепо тексту «Левиафан»). Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньшеположенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении ИспанскойАрмады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббсговорил, что «страх и я сам – близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворнуюжизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонностьк философии проявилась, когда ему было далеко за сорок.
Гоббс жил в один из самых значительныхпериодов английской истории, — учился в школе, когда заканчивалось царствованиеЕлизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языковв эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находилсяпод подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почтичто непременный атрибут британской жизни, в эпоху Реставрации[1].Гоббс был современником начальных и высших стадий развития Английской революции.Политическая жизнь того времени во многом повлияла на его философское мышление.
Первоначально свое образование Томас Гоббсполучил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Таккак мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, егоопределили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К четырнадцатигодам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит «Медею»Еврепида в стихах на латинский язык. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университети по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогическойработой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущихфилософских и научных умов того века — Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим- Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.
После завершения университетского образования,которое состояло в изучении теологии и античной философии, Гоббс попадает в образовательнуюаристократическую среду, в 1608 Гоббс получил место воспитателя в семье УильямаКавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его жизнь связь с семействомКавендишей. Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хваталона то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имел возможность познакомитьсяс влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, акроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетитьФранцию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. Посути дела, интеллектуальная биография Гоббса, единственный заслуживающий интересааспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиямпо Европе.
Первое путешествие в 1610 вдохновило егона изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традицияхкоторой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полныйрешимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседыс лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом. Эти беседы состоялись, по-видимому, между1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатови разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось нетолько бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание– это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии,написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшемпериоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованныйотчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии,ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти.
В 1628, во время своего второго путешествияв Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией. Теперь он убежден, что геометрия даетметод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представленыв виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданскойвойны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственногоустройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствамгеометра.
Наибольшее значение для формирования егофилософских и научных взглядов имел третий, и наиболее продолжительный, визит наконтинент в 1631-1637 гг. В это время Гоббс не только познакомился с наиболее выдающимисяработами европейских философов и ученых, но и установил личные контакты с виднымиучеными того времени. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входилиР.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершаетпаломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философскойсистемы; существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципыновой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббсабыло обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведенияиз абстрактных принципов новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь естьлишь движение членов… что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как нетакие же нити, а суставы – как не такие же колеса, сообщающие движение всему телутак, как этого хотел мастер?» По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философиюбыла разработанная им оптика, а также теория государства. «Краткий трактат о первыхпринципах» Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросокновой механики
После возвращения в Англию, став свидетелемпервых взрывов революционных событий, Гоббс вновь обратился к политике – обществонакануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во времязнаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного и политического»,в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактатбыл опубликован позднее, в 1650 в двух частях – «Человеческая природа» и «О телеполитическом». Когда Парламент выставил требование об отставке графа Страффорда,Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни,бежал на континент, где издал работу, посвященную философско-политической проблематике,- «Философское начало учения о гражданине» (далее по тексту «О гражданине». (1642).Несмотря на то, что Гоббс по своим воззрениям был приверженцем монархии и болеедесяти лет провел в эмиграции во Франции, он никогда не участвовал в политическихакциях, организованных роялистскими эмигрантскими кругами, среди которых было многоего близких друзей. Его отношение к роялисткой эмиграции изменилось, однако, послеиздания «Левиафана».
«Левиафан» был задуман Гоббсом как апологияабсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государствоуподобляется библейскому морскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, чтона свете нет ничего сильнее его. Гоббс является сторонником сильной абсолютной государственнойвласти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки «естественногосостояния» и все споры и беспорядки. В то время требование крепкой и сильной государственнойвласти (опирающейся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейсябуржуазии, поэтому Гоббс, по его собственным словам, стремился «поднять авторитетгражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства передцерковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.
Хотя в «Левиафане» Гоббс отстаивает своиубеждения о полезности сильной централизованной власти, в ней можно встретить икритические заметки по отношению к наиболее реакционным представителям роялисткойэмиграции, в частности к духовенству. Здесь можно встретить и идеи о возможностипримирения с последствиями революционных событий в Англии. Это приводит к тому,что от Гоббса отворачивается подавляющее большинство роялисткой эмиграции. Поэтомуон возвращается в Англию в Лондон, где интенсивно занимается разработкой отдельныхчастей своей философской системы. В Лондоне он сотрудничает по некоторым вопросампрактической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одномуиз важнейших философских вопросов — вопросу о свободе воли — с епископом Брамхолом.Последовательно выходят его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которыеорганически дополняют трактат «Философское начало учения о гражданине». Эта трилогиясоставляет цельный и систематический обзор философских, социальных и политическихвоззрений Гоббса. Она представляет вершину его мысли вообще. Что касается политико-юридическаядоктрины Т.Гобсса, то она содержится, прежде всего, в таких его трудах: «Философскоеначало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государствацерковного и гражданского».
В последние годы своей жизни, Гоббс живетв отдалении, а его труды игнорируются. В период Реставрации, несмотря на то, чтоГоббс был представлен ко двору, а король Карл II весьма ценил его остроумие, онстал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время общество. Искали причинудля неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожарев Лондоне (соответственно в 1664–1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль противатеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило изучениена этот предмет «Левиафана». Однако вскоре дело было закрыто, по-видимому, послевмешательства Карла II. Но враждебное отношение духовенства и придворных круговк автору «Левиафана» приводит к тому, что против него выдвигают наиболее тяжелыеобвинения в атеизме и свободомыслии. Гоббсу запрещают печатать книги, имеющие отношениек религии и политике (это запрещение относилось, прежде всего, к его произведению«Бегемот», вышедшему в 1668 году, посвященному истории гражданской войны в Англии).В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинскомязыке, а два года спустя за невозможностью лучшего приложения сил сделал переводыИлиады (1675) и затем Одиссеи (1676) Гомера. В 1675 он покинул Лондон, перебравшисьв Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой неминуемой смерти. Говорят, что,услышав о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил: «Наконец-то я обрету лазейкуи выберусь из этого мира». Он забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрокнадгробные эпитафии. Более всего ему понравились слова: «Вот истинный философскийкамень». Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679.
На надгробном камне была сделана надпись,что он был человеком справедливым и хорошо известным своей ученостью на родине иза рубежом. Это соответствует истине, и хотя вокруг его взглядов велись бесконечныешумные споры, никто никогда не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностьюи обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием.
Через три года после смерти философа Оксфордскимуниверситетом был издан декрет против вредных книг и завиральных идей, разрушительнодействующих на государство и человеческое общество. В этом декрете почетное местоотведено «О гражданине» и «Левиафану», которые через несколькодней после опубликования декрета, были торжественно сожжены на площади при большомстечении публики. Так Реставрация почтила память великого мыслителя. II. Естественные законы Томаса Гоббса
Томас Гоббс внес огромный вклад в наукуи философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшейполнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос «чтособой представляет философия», Гоббс, как и другие передовые мыслители егоэпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философиихристианской церкви в большинстве западноевропейских стран.
Философия подразделяется Гоббсом на двеосновные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественныетела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни,и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданноена договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительноизучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество.Этим занимается философия морали. Таким образом, философская система Гоббса складываетсяиз трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке иучение о политическом теле, или государстве.
Наибольше значение имеют социально-политическиевзгляды Т. Гоббса, которые содержатся в его трудах «О гражданине», «Левиафан». Воснову своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природеиндивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государствеявляется «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуетсяу него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят онииз своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все».
 Философ считает, что хотя изначальновсе люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждыйиз них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существоглубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают еголишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк». Поэтому философ считает,что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха,которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленнымна то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы иразногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюдафатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляетсясвоим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качествесредства спасения от врагов»[2]. Иметь «право на все» в условияхтакой войны – значит «… иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека».[3]В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которойкаждому угрожают все –«… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (какбы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить всето время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни»[4].В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе другихили же в целях самозащиты.
Так или иначе, но «…люди от природы подверженыжадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод»,действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтомукаждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость,находчивость и изобретательность. Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимуломчеловеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности,не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указываетфилософ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то толькотогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать,что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».
Именно о состоянии всеобщей войны и противоборстваГоббс пишет как о «естественном состоянии человеческого рода» и трактует его какотсутствие гражданского общества, т.е. государственной организации, государственно-правовогорегулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной организациии управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна,тупа и кратковременна». Однако, в природе людей заложены, по Гоббсу, не только силыввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех», люди жаждут выйти из этогожалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человекуисконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидовнаходить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх,смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желаниевещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием».[5]Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждатьо позитивных и негативных последствиях своих действий. Чувства и разум диктуют людямнеобходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу,к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право — «т.е. свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрениюдля сохранения собственной жизни»[6] уступает место естественномузакону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизниили что лишает его средств к ее сохранению»[7]. Инстинкт самосохранения сообщаетпервый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разумподсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Этиусловия (их выражают предписания естественного разума) суть то, что иначе называетсяестественными законами.
Гоббс отмечает, что следует различатьjus и lex — право и закон, «ибо право состоит в свободе делать или не делатьчто-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому». Такимобразом, естественный закон не есть результат соглашения людей, а представляет собойпредписание человеческого разума. Согласно Гоббсу, естественные законы исходят изсамой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум«дан каждому человеку богом как мерило его действий», а моральные установленияСвященного писания, хотя и объявлены людям самим Богом, могут быть выведены и независимоот него «посредством умозаключений из понятия естественного закона», т.е.при помощи разума. Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, что всякийчеловек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если жеон не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимуществона войне.
Поэтому первая часть основного естественногозакона, выведенного философом, гласит: следует искать мира и следовать ему. Втораячасть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всемивозможными средствами. Из основного закона Гоббс выводит, опираясь на свой синтетическийметод, остальные естественные законы. Важнейшим среди них является отказ каждогоот своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второйестественный закон). Отказ от права совершается по Гоббсу, или простым отречениемот него, или перенесением его на другого человека. Но не все права человека могутбыть отчуждаемы — человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказыватьсопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивлениянасилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.д. Взаимное перенесениеправ осуществляется людьми в форме договора — «Договором называется действие двухили многих лиц, переносящих друг на друга свои права». В том случае, когда договорзаключается по поводу того, что относится к будущему, он именуется соглашением.Соглашения могут заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.
Из второго естественного закона вытекаеттретий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последниене будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источники начало справедливости.
В «Левиафане» Гоббс кроме указанныхтрех, указал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из нихносит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым,незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным,вероломным и т.д. Так, например, шестой естественный закон гласит: при наличии гарантиив отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние,желает этого.[8] Девятый закон устанавливает,что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этогоправила есть гордость[9]. Одиннадцатый закон (беспристрастие)обязывает… если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, тоестественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Ибо в противномслучае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной.[10]Шестнадцатый закон гласит, что в случае спора стороны должны подчинить свое решениюарбитра.[11]
Таким образом, все естественные законыГоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы,чтобы было сделано по отношению к тебе».
Как отмечает доктор юридических наук Л.С.Мамут, действительные социально-исторические прототипы тех естественных законов,о которых толкует Т.Гоббс, — взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников,опосредуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именнообмен и договор выступает, согласно концепции Т. Гоббса, предпосылками установлениямира в человеческом общежитии[12].
Сколь ни внушительна роль естественныхзаконов, однако сами они по себе к исполнению не обязательны. Превратить их в безусловныйимператив поведения может только сила. Для Гоббса естественный закон, как мы ужеотмечали есть свобода что-либо делать или не делать, а позитивный закон – предписаниеделать или, наоборот, не делать что-либо. Естественные законы обязывают индивидажелать их осуществления, но не могут его заставить практически действовать в соответствиис ними. Непременно нужна сила, способная жестко лимитировать право каждого на всеи решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им не является.
Абсолютная власть государства – вот, помнению Т. Гоббса, гарант мира и реализация естественных законов. Она принуждаетиндивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряженыс разумом, то гражданские – опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы.Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибопоследние суть те естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощьюгосударства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т. Гоббс хотел,вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазныхобщественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственнуювласть праву.III. Происхождение, сущность, цель, формы государства.Учение о государственномсуверенитете
Идею легитимирования и оправдания государствачерез разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхожденияполитической власти.
 Государство, считал он, возникает наоснове договора. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранениюи безопасности. Т. Гоббс считает, что для соблюдения естественных законов нужнауверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути,как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Таким образом,государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войнойвсех против всех», избавиться от страха незащищенность и постоянной угрозы насильственнойсмерти – спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренностимежду собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельномучеловеку или собранию людей) верховную общественную власть над собой.
Но в обоих случаях власть государстваедина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю» — «Такаяобщая власть, которая была бы способна защитить людей от вторжения чужеземцев иот несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им тубезопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов своих и от плодов землии жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточениявсей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосовмогло бы свести все воли граждан в единую волю»[13].
Такая власть должна опираться на добровольноеотречение от права владеть самим собой, — «Отрекаюсь от своего права владеть собойи отдают это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешьим свое право и так же, как я, уполномочишь их на все и признаешь их действия своими.Когда же так станется, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице,называется государством, по-латыни sivitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее, того смертногоБога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своейзащитой»[14]. Так появляется государство,обладающее верховной властью, использующее силу и средства всех людей так, как оносчитает необходимым для их мира и общей защиты.
В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определениегосударства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделалосебя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобыэто лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты» Люди, создавшиегосударство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия,но и признают себя ответственными за эти действия.
Стоит отметить, что договорное учениео государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной,монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям,универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт.С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленныхрезультатов правового соглашения — контракта, как продукт человеческих действий.
Таким образом, договор как основа возникновениягосударства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающихполитическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. «Тот, кто выступает носителемполитической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховнойвластью, а всякий другой является его подданным.» Таким образом, возникают отношениягосподства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется“политическое тело”.
С точки зрения Т.Гоббса, государства могутвозникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицои подчиняться ему в надежде на то, что оно сумеет защитить их против всех. Инойпуть – приобретение верховной власти силой. Например, глава семьи принуждает детейподчиниться ему под угрозой погубить их в случае неповиновения или некто подчиняетврагов своей воле военными средствами и, добившись их покорности, дарует им на этомусловии жизнь (государства с «отеческой», патерналистской и деспотической властью).Т. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения,основанными на установлении или политическими государствами. Государства, появляющиесяна свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении[15];к ним он особого расположения не выказывает. Стоит отметить, что в этой классификациигосударств просматривается неприязнь Т.Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическимпорядкам.
Нормальным, здоровым государством Гоббссчитал такое, в котором обеспечены: право человека на жизнь, безопасность, справедливостьи благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти,ее права и способности.
Критериями определения полномочий верховнойвласти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всехпротив всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должнабыть «так обширна, как только можно ее представить». Тот, кому вручена (передана)верховная власть (суверен), не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни былоиз граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир,разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Суверен можетиспользовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мираи защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за своидействия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.
Прерогативы суверена неделимы и не передаваемыникому. «Делить власть государства – значит, разрушать ее, так как разделенные властивзаимно уничтожают друг друга». Таким образом, Гоббс решительно отвергал концепциюразделения властей. Такое разделение властей является для него единственной причинойгражданской войны бушевавшей тогда в Англии.
Государственная власть, как считает Гоббс,чтобы выполнить свое главное назначение — обеспечение мира и безопасности гражданам,- должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должнаподлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо всезаконы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни былаее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имееттакую же власть над подданными, как король в монархическом правлении, ибо иначебудет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса,от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной властивытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходитот их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношениидруг к другу, но и в отношении к самой верховной власти; поэтому без согласия самойверховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.
Отстаивая единство верховной власти инеделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделениявластей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении властии управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантиюупорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного)абсолютизма, покоящегося на «рационально-бюрократических» принципах властвованияи управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм)Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических,так и республиканских
Государство обладает наивысшей возможнойвластью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно». Государство,по взглядам Гоббса, это — великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог»,безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Это значит, что властьсуверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных; причем «все,что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким быто ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственномсмысле». Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому онане может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.
Вместе с тем автор «Левиафана»подчиняя индивида абсолютной власти государства, тем не менее, оставляет ему возможностьвоспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание. Она открываетсялишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убиватьили калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своейсобственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения.Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.
Цель государства — упразднить естественноесостояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасностьи спокойное существование. Но для сохранения состояния безопасности государственнаявласть должна быть вооружена соответствующими правами.
Эти права следующие: Первое право Гоббсназывает «мечом справедливости» — то есть право награждать и наказыватьтой мерой, какую суверен сам сочтет разумной. Суверену предоставлено право награждатьбогатством и почестями, а также накладывать телесные и денежные наказания, как инаказание бесчестием, на всякого подданного в соответствии с ранее изданным сувереномзаконом. А если такого закона не было, то суверену предоставлено право награждатьи наказывать соответственно тому, как он это сочтет разумным, чтобы поощрить людейк служению государству или удержать их от нанесения вреда ему.
 Второе право суверена есть «мечвойны», то есть право объявления войны и заключения мира в зависимости от того,что он найдет полезным. Сюда можно также отнести право установления количества вооруженныхсил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность гражданзависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, аединство государства — от единства верховной власти.
Третье право — право юрисдикции. Суверенупринадлежит судебная власть и право решать споры. Составной частью верховной властиявляется право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущихвозникнуть относительно закона, как гражданского, так и естественного, или относительнотого или иного факта. Ибо без решения споров не может быть защиты подданного отобид со стороны другого.
Четвертое право — право установить законыо собственности, потому что до установления государственной власти каждому принадлежалоправо на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государствавсе должно быть определено, что кому принадлежит.
Пятое право — право устанавливать подчинениевласти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулированиевсех функций государственной власти. Шестое право — право запрещать вредные учения,ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленныена подрыв государственного единства. Седьмое право – право раздавать почетные титулыи определять то положение в обществе, которое каждый человек должен занимать, ите знаки уважения, которые подданные должны оказывать друг другу при публичных ичастных встречах. Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенныхили могут быть логически выведены из них.
Стоит отметить, что Гоббс понимал, чтопредлагавшийся им подход к определению размера правомочий суверена, объема содержанияабсолютной власти способен отвратить людей от нее. Однако, он уверяет: «В абсолютнойвласти нет ничего тягостного, если не считать того, что человеческие установленияне могут существовать без некоторых неудобств. И эти неудобства зависят от граждан,а не от власти». Своеобразно отвергает Т.Гоббс и мнение, что неограниченная властьдолжна вести ко многим дурным последствиям. Его главный довод – отсутствие такойвласти (оборачивающееся непрерывной «войной всех против всех») чревато значительнохудшими последствиями. Как теоретика политического абсолютизма Т. Гоббса возможностьтиранического использования неограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоитгораздо меньше, чем необузданные конфликты частных интересов и порождаемая ими смутасоциальной анархии.
Если государственная власть вооруженавсеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то на ней лежати те обязанности, которые вытекают из естественных законов. Все они, как считаетмыслитель, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон.
Долг суверена, по Т. Гоббсу, хорошо управлятьнародом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Так какэто благо народа есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступаетпротив предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир являетсяблагом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просток жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является, стало быть,обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливаяжизнь?
Счастье, говорит философ, состоит в пользованииразличными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизнинеобходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства,поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоватьсясвободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должнаобеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве.А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должнаиметь определенные права, о которых было сказано выше.
Но наделенное абсолютной властью государстводолжно выполнять, по Гоббсу не одни только полицейско-охранительные функции. Егозадача: «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство,и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждатьк труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы.
Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительскойдеятельностью (в особенности внушением подданным сколь безгранична власть суверенаи сколь безусловны их обязанности перед ним).
Государство гарантирует своим подданнымсвободу, которая является (у Т. Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданскимзаконом, в частности «покупать и продавать и иным образом заключать договоры другс другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей посвоему усмотрению и т.д.».
Активная роль государства проявляетсяв энергичной борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государства к распаду.Однако Гоббс, призывал использовать силу государства «не против тех, кто заблуждается,а против самих заблуждений».
В качестве теоретика политического абсолютизма,ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделяетбольшого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, «власть, если толькоона достаточно совершена, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинаковаво всех формах».
Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь триформы государства: монархия, демократия и аристократия. К первому виду относятсягосударства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму- государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из гражданимеет права голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьемувиду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, гдеправом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их.
По мнению мыслителя эти формы государстваотличаются друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти,а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.
Что касается других традиционных формправления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видамигосударства. Тирания- это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, он убежден, что она лучше другихформ выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересыочень тесно совпадают с частными (т.е. с собственными, особыми) интересами суверена.Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку «в личности короляолицетворено государство».
Межгосударственные отношения, по Гоббсу,могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собойвоенные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия. Такое состояниегосударств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, «ибо они не подчиненыникакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается». Очевидно,что на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то времяевропейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотряна это, были мыслители, которые в тех же исторических условиях считали войну неестественным, а противоестественным состоянием человечества.
Заключение
Таким образом, политическое и правовоеучение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхожденияполитической власти. Как мы увидели, осуществление естественно-правовых законово мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывалс переходом человека в политическое состояние. Все они резюмируются в одном общемправиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношениюк тебе. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людейк выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражаетсяв том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного («гражданского»)законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу,не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают,что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно,естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого.Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.
Концепция же Гоббса об абсолютной государственнойвласти цена открытым и ясным выражением весьма типичного для определенного толкаидеологии представления об основном достоинстве государства. Ее выразители считают,что государство обладает таким достоинством, если надежно охраняет (при этом любымисредствами) порядок – порядок угодных им отношений в обществе. Но такие кардинальныевопросы, как: становится ли при этом государство самодовлеющей силой, чуждой обществуи противостоящей ему, подконтрольно ли оно обществу и ответственно ли перед ним,строится и функционирует ли государство на демократических и правовых началах, — сторонниками политического абсолютизма либо игнорируются, либо признаются малозначащимии отодвигаются куда-то на задний план.
В произведениях Гоббса много говоритсяоб «обязанностях суверена». Все они, содержатся в одном положении: благо народа– высший закон. Долг суверена, по Т.Гоббсу, хорошо управлять народом, ибо государствоустановлено не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены политическоймудрости и гуманизма. Но в рамках учения Т. Гоббса о государстве они выглядят скореекак декоративные вставки. Дело в том, что согласно Т.Гоббсу, люди, которые уже осуществляютверховную власть, в какой-либо реальной зависимости от народа не находятся и посемуникакой обязанности перед ним не несут. Правители испытывают лишь нечто субъективное«по отношению к разуму, который представляет собой естественный, моральный и божественныйзакон и которому они должны повиноваться во всем, насколько это возможно». Так каксоздания соответствующих социальных и правовых институтов, которые бы извне гарантировалиподобное повиновение суверена, Гоббс не допускает, то оно вообще представляетсяхимерическим. Стоит отметить, что это совершенно в духе идеологов абсолютизма –заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат, гражданские законы, на всю реальнуюфизическую мощь государства, а заботу о благополучии народа отдавать на откуп «добройволе» правителей.
Необходимо отметить, что заслуга Т.Гоббса,заключается в том, что стал рассматривать государство не через призму теологии,а выводить его законы из разума и опыта. Желание поставить изучение государстваи права на рельсы объективного научного анализа, приводят Т.Гоббса к применениюаналогии государства с человеческим организмом. Главную роль играет подход к государствукак «искусственному человеку», т.е. как к целесообразно, искусно сконструированномулюдьми из различных пружин, рычагов, колес, нитей и проч. механизму-автомату. Приэтом строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душегосударственности, тайных агентов – глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивалсяим со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью государства, влекущейза собой его распад и гибель. Именно с Т.Гоббса, в западноевропейской политическойтеории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгуюи сложную судьбу.
В целом, теория Гоббса оказала большоевоздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более позднихпериодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывалисьв значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом. Мощный ум Гоббса, егопроницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как избогатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатогои двадцатого веков вплоть до современности.
/>Список использованной литературы
1.   Гоббс Т. Сочинения в 2 Т. Т2. /составительи редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. – М.: Мысль. 1991
2.   Зорькин В.Д. «Политическое и правовоеучение Томаса Гоббса» // “Советское государство и право”, 1989 г., №6.
3.   История политических и правовых учений:Домарксистский период: Учебник под ред О.Э. Лейства – М: Юридическая литература,1991
4.   История политических и правовых учений:Учебник для вузов. Изд-е 4-е под общ. ред. профессора В.С. Нерсесянца. – М: Издательскаягруппа НОРМА-ИНФРА * М, 2004.
5.   История философии в кратком изложении/пер с чешского И.И. Багута – М: Мысль, 1994
6.   История философии: учебник для вузов /В. П. Яковлев – Ростов н/Дону Феникс 2004
7.   История философии: учебник для вузов /В.В,Ильин – СПб: Питер 2005
8.   Мееровский Б.В. Гоббс. — М., Мысль 1975
9.   Радугин А.А. Философия: Курс лекций –М. Центр. 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.