Реферат по предмету "Политология"


Геополитическая характеристика Кавказско-Каспийского региона

Реферат на тему: «Геополитическаяхарактеристика Кавказско-Каспийского региона»

Содержание
 
Введение
1.Политико-географическиепараметры Кавказско-Каспийского региона
2.Геополитическаяидентификация Кавказско-Каспийского региона
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность выбраннойтемы обозначена тем, что за последнее десятилетие Кавказ и в более широкомплане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой перифериейгеополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасьеоказался в центре соперничества различных стран и политических сил, посколькустал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов,прежде всего углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона на глазахпревратились в одну из стержневых проблем современной международной политики.Наряду с энергоресурсами регион богат запасами таких полезных ископаемых, какжелезные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест итак далее, а также биоресурсами. В Каспийском море сосредоточено около 90 %мировых запасов осетровых рыб. Кавказско-Каспийский регион имеет большиеперспективы стать важным узлом комплексных трансконтинентальных транспортныхсистем по линии Юг-Север и Восток-Запад.
Он превратился в эпицентрширокомасштабных событий и процессов всемирно-исторического значения.Неожиданно здесь завязались многосложные узлы местных, региональных иглобальных интересов. Все это делает Кавказско-Каспийскую региональную системуполитических отношений важным перекрестком для нескольких крупномасштабныхпроектов, требующих сотрудничества стран всего континента.
Цель работы датьгеополитическую характеристику Кавказско-Каспийского региона.
Для достиженияпоставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
— описатьполитико-географические параметры Кавказско-Каспийского региона;
— провестигеополитическую идентификацию Кавказско-Каспийского региона.
/>1.        Политико-географическиепараметры Кавказско-Каспийского региона
СегодняКавказско-Каспийский регион находится в фокусе интересов России, ЗападнойЕвропы, США, а также влиятельных государств Востока — Ирана и Турции и другихгосударств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее вниманиерегиону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делаетКавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важнымперекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничествастран всего континента.
Кавказско-Каспийскийрегион связан с Россией качественно более тесными историческими,экономическими, политическими и культурными отношениями, нежели с Западом. Сдругой стороны, российская геополитика на Северном Кавказе является пассивной,тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно реализуют здесь своиполитические интересы.
Кавказско-Каспийскийрегион занимает в геополитике стратегическую нишу. С географической точкизрения Кавказско-Каспийский регион это:
-во-первых, плацдарм,стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства;
-во-вторых, своенно-стратегической точки зрения — важнейший плацдарм для давления инаступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, нои прилегающих регионов;
-в-третьих — это плацдармдля контроля над коммуникациями;
-в-четвёртых, сэкономической точки зрения — это не только мировой перекресток транспортныхпутей по осям Восток-Запад, Север-Юг, но и регион с прилегающими к немуогромными углеводородными ресурсами.
Министерство энергетикиСША оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах:
-нефть — от 17 до 33млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей (около 27,5 млр.т.);
-газ — разведано 232трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов. Таким образом, Каспийскийрегион Государственным департаментом США определяется как «наиболеезначительный игрок на мировом нефтяном рынке в предстоящем десятилетии». Какзаметил бывший госсекретарь США Д. Бейкер, «в XXI в. каспийская нефть можетиметь такое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефтьПерсидского залива»[1].
Кавказско-Каспийскийрегион долгое время был периферийным и не играл сколько-нибудь активной роли вгеополитической стратегии ведущих участников международного процесса. Егостановление в качестве самостоятельной общности явилось следствием распада СССРи последующего ослабления позиций России в южных постсоветских государствах.Стремление республик Закавказья и Центральной Азии закрепить новый, суверенныйстатус послужило для крупных мировых и региональных политических сил поводом дляначала целенаправленных действий по вовлечению этих стран в сферу своеговлияния. Процесс осознания центрально-азиатскими и закавказскими республикамисвоей независимости от России, являющийся базовым условием для реализациицелого ряда интересов ведущих государств и негосударственных факторов, вомногом инициировался и координировался последними.
В настоящее времяКавказско-Каспийский регион притягивает к себе практически всех ведущих мировыхгеополитических игроков. Особый интерес со стороны многих ведущих держав мирасвязан не только и не столько с наличием огромных запасов углеводородногосырья, но и с тем, что регион постепенно становится ключевым в геостратегиимировых конкурирующих сил. Возрастающая напряженность в регионе неизбежноеследствие геополитической ситуации, способствующей геостратегическойконкуренции.
Необходимо отметить, чтоКавказско-Каспийский регион имеет ряд особенностей, которые влияют нанациональную безопасность России:
-специфическиенациональные особенности народов, проживающих на Северном Кавказе;
— высокий риск обостренияэтнических и религиозных проблем;
— долговременная основадля возникновения внутренних вооруженных конфликтов;
-непрекращающиеся попыткиЗапада формировать и поддерживать прозападную ориентацию в южно-кавказских ицентрально-азиатских государствах.
Исключительно важной,ключевой геополитической проблемой оказывающее существенное значение впроцессах политической интеграции является «Геополитический статус Каспийскогоморя». Длительные дискуссии по поводу международно-правового статуса Каспияпривели лишь к тому, что он приобрел статус «моря раздора». Суть проблемызаключается в том, что Каспийская пятерка никак не может разделить самоебольшое в мире озеро (которое давно уже принято именовать морем), а с ним и егонедра, в частности, нефть.
С точки зрения нормымеждународного морского права, Каспий относится к закрытым (замкнутым) морям. Всоответствии с этой классификацией возможны два подхода к управлению им[2]:
а) либо посредствомделения на национальные сектора,
б) либо путем совместногоуправления.
Общей, принципиальнойосновой для всех стран-участниц многочисленных переговоров является убеждение втом, что:
а) характермеждународного взаимодействия на Каспийском море — проблема глобальная;
б) обеспечениесотрудничества всех прибрежных государств на Каспии необходимо, для реализацииэтого целесообразно создание центра регионального сотрудничества;
в) взаимодействие осуществимотолько на основе полного паритета всех прикаспийских государств.
Кавказско-Каспийскийрегион относится к типу «функциональных» регионов и его формирование былопризвано способствовать решению задач целого ряда политических факторов.Концепция региона изначально формулировалась как инструмент экспансионистскихустремлений крупных западных держав, связанных с проникновением на ранее«закрытое» постсоветское пространство.
Представляя основныегеополитические образы Кавказско-Каспийского региона следует выделить следующие[3]:
-         образы«энергетической кладовой»,
-         «транспортногокоридора»,
-         «буферной зоны»,
-         «зонынестабильности».
Взаимодействие этих идругих образов пространства формирует несколько концептуальных границ региона,иногда совпадающих с государственными, а иногда пересекающих их. Каждый изтаких образов, являясь результатом осмысления собственных интересов ипространственных реалий, оказывает серьезное влияние на динамику политическихпроцессов в регионе, во многом предопределяя становление и задавая векторразвития региональной системы политических отношений.
Вместе с тем ситуация,сложившаяся в последние годы в Кавказско-Каспийском регионе, приобретает всеболее глобальную значимость. Чрезвычайно актуальными становятся проблемы нефтии газопроводов, условия добычи минералов, а также развернувшеесягеополитическое соперничество региональных и мировых держав.
Ситуация усугубляется ещеи тем, что в стратегическом плане прилегающая к региону территория России имеетнизкий уровень промышленного развития, отставание по большинствусоциально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневойэкономики и организованной преступности. Все это негативно сказывается набезопасности России, особенно с позиций возможного повышения ролиКавказско-Каспийского региона в перспективе.
Сегодня напряженностьусиливается из-за активного военного, политического и экономического проникновенияСША и НАТО в Грузию, Азербайджан и в перспективе в Армению[4].
Отсутствие должноговнимания к вопросам Кавказско-Каспийского региона со стороны прежнегоруководства страны после распада Советского Союза привело к тому, что Россияедва не утратила свое влияние в этом стратегически важном месте. Отчасти этимобъясняется тот факт, что в регионе получил определенное распространениерелигиозный экстремизм, и мы являемся свидетелями попыток международноготерроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах.
Высокая значимостьКавказско-Каспийского региона в аспекте российских национальных интересовпредопределяется тем, что Россия является и прикаспийским государством, итерриторией потенциального и реального транзита каспийских энергоресурсов, игосударством, в значительной степени включенным в глобальный уровень политики.Занимаемое Россией положение сопряжено с особыми сложностями, но одновременносоздает для нее дополнительные возможности — как в исследуемом регионе, так иза его пределами. При этом ситуация в регионе характеризуется стремительнымразвитием острых политических процессов, радикализациейобщественно-политической жизни, активным внешним вмешательством в региональныесобытия, что ставит под угрозу политическую стабильность и на прилегающихроссийских территориях.
В Кавказско-Каспийскомрегионе у России можно уже сегодня обозначить как минимум три вариантагеополитического сценария:
Неблагоприятный — уходРоссии из региона в качестве активного и самостоятельного геополитическогоигрока. При этом варианте Россия становится проводником чужих идей и интересов,а Каспий попадает в зону международных отношений «третьих стран», заочнорешающих его судьбу. При такой ситуации страны-субъекты региона полностьюустраняются из непосредственного живого диалога и становятся марионеточными.
Благоприятный — Россиястановится игроком-лидером и через Каспий выходит в зону Индо-Персидскогорегиона. Данный вариант будет свидетельствовать о полном вовлечении Ирана вроссийскую геостратегическую игру и усиления конфронтации с США.
Средний (промежуточный)вариант — сохранение в Кавказско-Каспийском регионе многополярности и усилениянапряженности в деле урегулирования так называемого «каспийского узла».
Факторы, определяющиепервоочередные задачи кавказско-каспийской геополитики России, таковы[5]:
— обладаниеэнергетическими ресурсами Каспия, в разработку которых уже сделаны значительныекапиталовложения;
— поддержаниеконкурентоспособности российских маршрутов вывода энергоносителей на мировой рынок;
— модернизациятрубопроводов и диверсификация их направлений;
— определение правовогостатуса Каспия путем соглашения всех 5 приморских стран;
— недопущение вКаспийский бассейн ВМС внешних для него стран либо всемерная локализация ущербаот их появления;
— модернизациятранспортных коммуникаций;
— противодействиевоенно-политическим угрозам, содействие в разрешении региональных конфликтов;
— сохранение ирациональное управление природной средой Каспия.
При анализе места и ролиКавказско-Каспийского геостратегического региона как в мировой политике, так ив политической стратегии России следует рассматривать как единое целоебезотносительно к государственным, административным, этнонациональным и инымграницам, разделяющим его изнутри. Обоснованность такого подхода определяетсяобщностью тесных многовековых экономических, культурных, политических и иныхсвязей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотипов повеления,особенностями менталитета и другое. У народов Кавказа есть и общие дела,интересы, особенно в обеспечении и поддержании в регионе мира и стабильности,преодолении последствий войн и конфликтов, предотвращении нового виткаконфронтации, защите его этнокультурного и природно-экологического своеобразия.2.        Геополитическаяидентификация Кавказско-Каспийского региона
Хроническаявоенно-политическая нестабильность последнего десятилетия на Кавказе инагнетаемые на этом фоне страхи распада региона, его т.н. балканизации и т.п.привлекает к региону пристальное внимание региональных держав, мировых центровсилы, суб- и транснациональных политических авантюристов, международныхтерорристических организаций, иностранных спецслужб. По-видимому, всем имкажется, что Кавказ и весь Черноморско-Каспийский регион могут стать для нихлегкой добычей[6].
Традиционное значениеКавказа и Каспия определяется прежде всего его промежуточным положением настыке культур и цивилизаций, на важном перекрестке транспортных путейВосток-Запад, Север-Юг. Кавказ как евразийское пограничье на протяжениидвух-трех последних тысячелетий являлся ареной соперничества континентальныхимперий. История борьбы за Северный Кавказ между Россией, Турцией и Ираномнасчитывает несколько столетий. Начиная с ХIХ в. в эту борьбу стали вмешиватьсягосударства Запада, а с конца ХХ в., наряду с новой активизацией роли Турции иИрана, усилилось участие в региональных процессах государств из Ближнего иСреднего Востока. При этом участники кавказской интриги преследуют различныецели и реализуют собственные стратегии.
Кавказско-Каспийскийрегион как геополитическая конструкция, с одной стороны, есть последствиецепной реакции распада СССР, а с другой – результат целенаправленных усилий(проектирования) ряда региональных, нерегиональных, глобальных политических иэкономических акторов, направленных на политическое и экономическоедоминирование в данном геостратегическом районе посредством различного родаэкспансий: экономической, духовно-культурной, информационной.
СпецификаКавказско-Каспийский геополитического конструкта определяется его приграничнымположением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством сЗакавказьем и Центральной Азией, выходами к Каспийскому и Черному морям;близостью территории региона к нефтяным запасам и к транснациональным евроазиатскимтранспортным коммуникациям и энергомостам; особой стратегической значимостьюрегиона для РФ; наивысшей концентрацией субъектных административно-территориальныхобразований в регионе с высокой плотностью населения, наличием в пределах егограниц очагов общественно-политической нестабильности, межнациональных ирелигиозных противоречий[7].
Современная конфигурацияКавказско-Каспийской системы политических отношений определяетсягеополитическими (военно-стратегическими, логистскими), экономическими,этноконфессиональными, демографическими и экологическими факторами, причемэкономическая составляющая отношений не является простой проекциейгеополитической, так как ряд промышленных транснациональных групп используютконфликтогенную составляющую этих факторов для достижения узкокорпоративныхинтересов. Специфика конфигурации политических отношений в данном регионеобусловлена, с одной стороны, общностью экономических, культурных, политическихи иных связей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотиповповедения и мышления региональных акторов, а с другой — столкновениемглобализационных векторов — неолиберального, исламского, китайского.
Внутренний контурполитико-интеграционных отношений в Кавказско-Каспийском регионе определяетсяпроцессами внутригосударственной, межрегиональной и межпартийной политическойинтеграции, приводящими к тому, что проекты, планируемые как интеграционные дляодних региональных авторов, расцениваются другими как дезинтеграционные,поскольку в структуре мотивации внутрирегиональных политических субъектовдоминируют мотивы неэкономического характера (историческая память о конфликтахи др.). Политическая интеграция в Кавказско-Каспийском регионе являетсянеобходимым предусловием экономической, что определяет специфику интеграционныхпроцессов в данном региональном пространстве.
Внешний контурполитико-интеграционного развития региона, специфика реализовывающихсяполитических проектов определяются системой геополитических интересовразнополярных авторов. При всем многообразии интеграционных проектов вКавказско-Каспийском регионе наиболее значима их «поляризация» на основеоппозиции «российских» и «антироссийских» геополитических интересов.
Условиями успехароссийской региональной политики являются: конструирование образа экономическии политически развитой страны, обладающей глубокими корнями в регионе,ответственной за его судьбы и играющей роль «моста», «гаранта» мирного «диалогацивилизаций»; упреждающая активность, направленная на идеологическое иинституциональное объединение реализуемых под российской эгидой интеграционныхпроектов; вовлечение в сферу своего влияния неантагонистически ориентированныхпо отношению к ней авторов.
Заключение
Таким образом, нынешниегеополитические процессы, происходящие на Северном Кавказе, со всейочевидностью показали провал прежней кавказской политики России. На протяжениивсего последнего периода она характеризовалась колебаниями инепоследовательностью, ошибками в оценке ситуации и сомнительными решениями,отсутствием политической воли в достижении поставленных целей. В настоящеевремя идет сложный процесс осмысления концепции кавказской политики Россииприменительно к жизнедеятельности ЮФО, в частности, Северокавказского региона.При этом западное сообщество активно старается участвовать в кавказских делах,ведет поиск и навязывает свое видение региональной системы коллективнойбезопасности, предлагает новые формы сосуществования народов, подталкиваяпроцессы в выгодном для себя направлении.
Сегодня ситуация на Югезаметно меняется. Это связано с началом реформы власти в России, укреплением еевертикали, повышением эффективности действий власти. Предпринимаются шаги пооздоровлению основ российского федерализма. Приводятся в соответствие сроссийской Конституцией и федеральными законами конституции и законодательныеакты субъектов Федерации. Москва старается внимательно отслеживать происходящиев округе события и тенденции и своевременно принимать такие меры, которые недали бы раскачать общественно-политическую ситуацию, не позволяли развиватьсянеобратимым, деструктивным процессам.
Геополитический аспектмеждународных отношений применительно к ЮФО — лишь одна из сторон сложноговзаимодействия интересов многочисленных участников, вовлеченных в происходящиев регионе процессы. Как показывают события, эти процессы имеют как внутренние,так и внешние корни.
Чтобы быть эффективной,российская политика на Юге страны в ее геополитическом измерении должнаопираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российскиеинтересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегиюих достижения. Если интерес России состоит в сохранении территориальнойцелостности и укреплении общенационального единства, то главным направлениемгосударственной политики должно стать активное развитие федеративных отношений.Вялое реагирование на быстро меняющуюся ситуацию — худший вариант действий.
Задача российской внешнейполитики и дипломатии — создание благоприятных внешних предпосылок дляреализации главных целей, то есть сохранения целостности государства иукрепления его единства. Для этого необходимо выработать и реализовать единуюскоординированную стратегию применительно к ЮФО и кавказскому региону.
Ее основныминаправлениями могли бы стать:
Повышениезаинтересованности иностранного капитала в стабилизации ситуации на СеверномКавказе; привлечение западных нефтяных и газовых компаний к реализациикоммерческих проектов на территории Юга России, включая строительствотрубопроводов, эксплуатацию ресурсов российского шельфа Каспия, реконструкция истроительство портов на российском побережье Черного и Каспийского морей;максимальное использование транзитного потенциала Юга России, активизацияучастия России в проектах ТРАСЕКА; развитие, в том числе с участиеминостранного капитала, транспортной, коммуникационной и рекреационнойинфраструктуры региона; реализация в дополнение к ТРАСЕКА инициативы о развитиитранзитных связей через территорию Юга России и Кавказа в меридиональномнаправлении; вовлечение территорий ЮФО в проекты, осуществляемые в рамкахЧерноморского экономического сотрудничества; нормализация отношений с непосредственнымисоседями — государствами Закавказья, восстановление доверительных отношений сГрузией, создание условий для восстановления прежнего пограничного режима;активизация усилий по урегулированию грузино-абхазского игрузино-югоосетинского конфликтов; достижение договоренностей о возобновлениитранспортных коммуникаций Север-Юг через территорию Абхазии. В отношениях сГрузией и Азербайджаном Россия в полной мере должна использовать тотэкономический аргумент, что до сих пор одним из основных источниковжизнеобеспечения населения Азербайджана и Грузии являются не международныенефтепроекты, а торгово-предпринимательская деятельность азербайджанцев игрузин на территории России. Именно российский рынок, а не каспийская нефтьостанутся основным источником развития этих стран и в будущем.
Необходимы дальнейшееукрепление полномасштабного и всестороннего сотрудничества с Арменией;институциализация постоянного политического диалога с Ираном и Турцией,создание предпосылок для понимания руководством этих стран пользыстратегического взаимопонимания с Россией; введение в практику регулярныхконсультаций на уровне генеральных штабов; осуществление комплекса мер,направленных на превращение традиционного ислама на Северном Кавказе в союзникав борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Обеспечениевнешнеполитических интересов России в связи с Северным Кавказом требуеткоординации усилий федерального Центра и регионов ЮФО. Не политика преимуществдля одних народов и ущемления других, а политика культурного плюрализма иуважения гражданских прав должна лежать в основе общественного устройства,стремящегося избежать кризисов и конфликтов.
Список использованнойлитературы
1.     Аббасбейли А.Н.Проблемы военно-политической безопасности стран каспийского бассейна//Каспийский регион: политика, экономика. культура. — 2007. — № 4. — С. 11.
2.     Буянов B.C.Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А.Михайлова; Отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС,2007. – С 197–218.
3.     Буров А.А.Специфика Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции //Ученые записки №4, 2008 – С. 6.
4.     Буров А.А.Характеристика внутреннего контура политико-интегрированных отношенийКавказско-Каспийского региона // Вестник ПГЛУ. — 2008. — №3. — С. 353 — 359.
5.     Буров А.А. Реалиии тенденции интеграционного развития Кавказско-Каспийского региона //Каспийский регион. — 2009. — №1(18). — С. 73 — 79.
6.     Военно-политическаяобстановка в зоне Южного федерального округа России. // Доклад подготовленэкспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок«Вектор» // Журнал теории и практики Евразийства №12. 2001
7.     Гусейнов В.Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестниканалитики. 2001. № 2. С. 89-144.
8.     Исаев Б.А. Геополитика:Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.:
9.     Жильцов С.С., ЗоннИ.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. — М., 2003. – 280 с.
10.    Михайлов В.А. Международные аспектыполитики России в Кавказском регионе // Россия в мировой политике. М., 2002.
11.    Эжиев И.Б. Геополитика Каспийскогорегиона — М.: Изд-во Андалус. 2007. – 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.