Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Политология"


Геополитическая характеристика Кавказско-Каспийского региона

Реферат на тему: «Геополитическаяхарактеристика Кавказско-Каспийского региона»

Содержание
 
Введение
1.Политико-географическиепараметры Кавказско-Каспийского региона
2.Геополитическаяидентификация Кавказско-Каспийского региона
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность выбраннойтемы обозначена тем, что за последнее десятилетие Кавказ и в более широкомплане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой перифериейгеополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасьеоказался в центре соперничества различных стран и политических сил, посколькустал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов,прежде всего углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона на глазахпревратились в одну из стержневых проблем современной международной политики.Наряду с энергоресурсами регион богат запасами таких полезных ископаемых, какжелезные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест итак далее, а также биоресурсами. В Каспийском море сосредоточено около 90 %мировых запасов осетровых рыб. Кавказско-Каспийский регион имеет большиеперспективы стать важным узлом комплексных трансконтинентальных транспортныхсистем по линии Юг-Север и Восток-Запад.
Он превратился в эпицентрширокомасштабных событий и процессов всемирно-исторического значения.Неожиданно здесь завязались многосложные узлы местных, региональных иглобальных интересов. Все это делает Кавказско-Каспийскую региональную системуполитических отношений важным перекрестком для нескольких крупномасштабныхпроектов, требующих сотрудничества стран всего континента.
Цель работы датьгеополитическую характеристику Кавказско-Каспийского региона.
Для достиженияпоставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
— описатьполитико-географические параметры Кавказско-Каспийского региона;
— провестигеополитическую идентификацию Кавказско-Каспийского региона.
/>1.        Политико-географическиепараметры Кавказско-Каспийского региона
СегодняКавказско-Каспийский регион находится в фокусе интересов России, ЗападнойЕвропы, США, а также влиятельных государств Востока — Ирана и Турции и другихгосударств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее вниманиерегиону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делаетКавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важнымперекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничествастран всего континента.
Кавказско-Каспийскийрегион связан с Россией качественно более тесными историческими,экономическими, политическими и культурными отношениями, нежели с Западом. Сдругой стороны, российская геополитика на Северном Кавказе является пассивной,тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно реализуют здесь своиполитические интересы.
Кавказско-Каспийскийрегион занимает в геополитике стратегическую нишу. С географической точкизрения Кавказско-Каспийский регион это:
-во-первых, плацдарм,стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства;
-во-вторых, своенно-стратегической точки зрения — важнейший плацдарм для давления инаступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, нои прилегающих регионов;
-в-третьих — это плацдармдля контроля над коммуникациями;
-в-четвёртых, сэкономической точки зрения — это не только мировой перекресток транспортныхпутей по осям Восток-Запад, Север-Юг, но и регион с прилегающими к немуогромными углеводородными ресурсами.
Министерство энергетикиСША оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах:
-нефть — от 17 до 33млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей (около 27,5 млр.т.);
-газ — разведано 232трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов. Таким образом, Каспийскийрегион Государственным департаментом США определяется как «наиболеезначительный игрок на мировом нефтяном рынке в предстоящем десятилетии». Какзаметил бывший госсекретарь США Д. Бейкер, «в XXI в. каспийская нефть можетиметь такое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефтьПерсидского залива»[1].
Кавказско-Каспийскийрегион долгое время был периферийным и не играл сколько-нибудь активной роли вгеополитической стратегии ведущих участников международного процесса. Егостановление в качестве самостоятельной общности явилось следствием распада СССРи последующего ослабления позиций России в южных постсоветских государствах.Стремление республик Закавказья и Центральной Азии закрепить новый, суверенныйстатус послужило для крупных мировых и региональных политических сил поводом дляначала целенаправленных действий по вовлечению этих стран в сферу своеговлияния. Процесс осознания центрально-азиатскими и закавказскими республикамисвоей независимости от России, являющийся базовым условием для реализациицелого ряда интересов ведущих государств и негосударственных факторов, вомногом инициировался и координировался последними.
В настоящее времяКавказско-Каспийский регион притягивает к себе практически всех ведущих мировыхгеополитических игроков. Особый интерес со стороны многих ведущих держав мирасвязан не только и не столько с наличием огромных запасов углеводородногосырья, но и с тем, что регион постепенно становится ключевым в геостратегиимировых конкурирующих сил. Возрастающая напряженность в регионе неизбежноеследствие геополитической ситуации, способствующей геостратегическойконкуренции.
Необходимо отметить, чтоКавказско-Каспийский регион имеет ряд особенностей, которые влияют нанациональную безопасность России:
-специфическиенациональные особенности народов, проживающих на Северном Кавказе;
— высокий риск обостренияэтнических и религиозных проблем;
— долговременная основадля возникновения внутренних вооруженных конфликтов;
-непрекращающиеся попыткиЗапада формировать и поддерживать прозападную ориентацию в южно-кавказских ицентрально-азиатских государствах.
Исключительно важной,ключевой геополитической проблемой оказывающее существенное значение впроцессах политической интеграции является «Геополитический статус Каспийскогоморя». Длительные дискуссии по поводу международно-правового статуса Каспияпривели лишь к тому, что он приобрел статус «моря раздора». Суть проблемызаключается в том, что Каспийская пятерка никак не может разделить самоебольшое в мире озеро (которое давно уже принято именовать морем), а с ним и егонедра, в частности, нефть.
С точки зрения нормымеждународного морского права, Каспий относится к закрытым (замкнутым) морям. Всоответствии с этой классификацией возможны два подхода к управлению им[2]:
а) либо посредствомделения на национальные сектора,
б) либо путем совместногоуправления.
Общей, принципиальнойосновой для всех стран-участниц многочисленных переговоров является убеждение втом, что:
а) характермеждународного взаимодействия на Каспийском море — проблема глобальная;
б) обеспечениесотрудничества всех прибрежных государств на Каспии необходимо, для реализацииэтого целесообразно создание центра регионального сотрудничества;
в) взаимодействие осуществимотолько на основе полного паритета всех прикаспийских государств.
Кавказско-Каспийскийрегион относится к типу «функциональных» регионов и его формирование былопризвано способствовать решению задач целого ряда политических факторов.Концепция региона изначально формулировалась как инструмент экспансионистскихустремлений крупных западных держав, связанных с проникновением на ранее«закрытое» постсоветское пространство.
Представляя основныегеополитические образы Кавказско-Каспийского региона следует выделить следующие[3]:
-         образы«энергетической кладовой»,
-         «транспортногокоридора»,
-         «буферной зоны»,
-         «зонынестабильности».
Взаимодействие этих идругих образов пространства формирует несколько концептуальных границ региона,иногда совпадающих с государственными, а иногда пересекающих их. Каждый изтаких образов, являясь результатом осмысления собственных интересов ипространственных реалий, оказывает серьезное влияние на динамику политическихпроцессов в регионе, во многом предопределяя становление и задавая векторразвития региональной системы политических отношений.
Вместе с тем ситуация,сложившаяся в последние годы в Кавказско-Каспийском регионе, приобретает всеболее глобальную значимость. Чрезвычайно актуальными становятся проблемы нефтии газопроводов, условия добычи минералов, а также развернувшеесягеополитическое соперничество региональных и мировых держав.
Ситуация усугубляется ещеи тем, что в стратегическом плане прилегающая к региону территория России имеетнизкий уровень промышленного развития, отставание по большинствусоциально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневойэкономики и организованной преступности. Все это негативно сказывается набезопасности России, особенно с позиций возможного повышения ролиКавказско-Каспийского региона в перспективе.
Сегодня напряженностьусиливается из-за активного военного, политического и экономического проникновенияСША и НАТО в Грузию, Азербайджан и в перспективе в Армению[4].
Отсутствие должноговнимания к вопросам Кавказско-Каспийского региона со стороны прежнегоруководства страны после распада Советского Союза привело к тому, что Россияедва не утратила свое влияние в этом стратегически важном месте. Отчасти этимобъясняется тот факт, что в регионе получил определенное распространениерелигиозный экстремизм, и мы являемся свидетелями попыток международноготерроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах.
Высокая значимостьКавказско-Каспийского региона в аспекте российских национальных интересовпредопределяется тем, что Россия является и прикаспийским государством, итерриторией потенциального и реального транзита каспийских энергоресурсов, игосударством, в значительной степени включенным в глобальный уровень политики.Занимаемое Россией положение сопряжено с особыми сложностями, но одновременносоздает для нее дополнительные возможности — как в исследуемом регионе, так иза его пределами. При этом ситуация в регионе характеризуется стремительнымразвитием острых политических процессов, радикализациейобщественно-политической жизни, активным внешним вмешательством в региональныесобытия, что ставит под угрозу политическую стабильность и на прилегающихроссийских территориях.
В Кавказско-Каспийскомрегионе у России можно уже сегодня обозначить как минимум три вариантагеополитического сценария:
Неблагоприятный — уходРоссии из региона в качестве активного и самостоятельного геополитическогоигрока. При этом варианте Россия становится проводником чужих идей и интересов,а Каспий попадает в зону международных отношений «третьих стран», заочнорешающих его судьбу. При такой ситуации страны-субъекты региона полностьюустраняются из непосредственного живого диалога и становятся марионеточными.
Благоприятный — Россиястановится игроком-лидером и через Каспий выходит в зону Индо-Персидскогорегиона. Данный вариант будет свидетельствовать о полном вовлечении Ирана вроссийскую геостратегическую игру и усиления конфронтации с США.
Средний (промежуточный)вариант — сохранение в Кавказско-Каспийском регионе многополярности и усилениянапряженности в деле урегулирования так называемого «каспийского узла».
Факторы, определяющиепервоочередные задачи кавказско-каспийской геополитики России, таковы[5]:
— обладаниеэнергетическими ресурсами Каспия, в разработку которых уже сделаны значительныекапиталовложения;
— поддержаниеконкурентоспособности российских маршрутов вывода энергоносителей на мировой рынок;
— модернизациятрубопроводов и диверсификация их направлений;
— определение правовогостатуса Каспия путем соглашения всех 5 приморских стран;
— недопущение вКаспийский бассейн ВМС внешних для него стран либо всемерная локализация ущербаот их появления;
— модернизациятранспортных коммуникаций;
— противодействиевоенно-политическим угрозам, содействие в разрешении региональных конфликтов;
— сохранение ирациональное управление природной средой Каспия.
При анализе места и ролиКавказско-Каспийского геостратегического региона как в мировой политике, так ив политической стратегии России следует рассматривать как единое целоебезотносительно к государственным, административным, этнонациональным и инымграницам, разделяющим его изнутри. Обоснованность такого подхода определяетсяобщностью тесных многовековых экономических, культурных, политических и иныхсвязей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотипов повеления,особенностями менталитета и другое. У народов Кавказа есть и общие дела,интересы, особенно в обеспечении и поддержании в регионе мира и стабильности,преодолении последствий войн и конфликтов, предотвращении нового виткаконфронтации, защите его этнокультурного и природно-экологического своеобразия.2.        Геополитическаяидентификация Кавказско-Каспийского региона
Хроническаявоенно-политическая нестабильность последнего десятилетия на Кавказе инагнетаемые на этом фоне страхи распада региона, его т.н. балканизации и т.п.привлекает к региону пристальное внимание региональных держав, мировых центровсилы, суб- и транснациональных политических авантюристов, международныхтерорристических организаций, иностранных спецслужб. По-видимому, всем имкажется, что Кавказ и весь Черноморско-Каспийский регион могут стать для нихлегкой добычей[6].
Традиционное значениеКавказа и Каспия определяется прежде всего его промежуточным положением настыке культур и цивилизаций, на важном перекрестке транспортных путейВосток-Запад, Север-Юг. Кавказ как евразийское пограничье на протяжениидвух-трех последних тысячелетий являлся ареной соперничества континентальныхимперий. История борьбы за Северный Кавказ между Россией, Турцией и Ираномнасчитывает несколько столетий. Начиная с ХIХ в. в эту борьбу стали вмешиватьсягосударства Запада, а с конца ХХ в., наряду с новой активизацией роли Турции иИрана, усилилось участие в региональных процессах государств из Ближнего иСреднего Востока. При этом участники кавказской интриги преследуют различныецели и реализуют собственные стратегии.
Кавказско-Каспийскийрегион как геополитическая конструкция, с одной стороны, есть последствиецепной реакции распада СССР, а с другой – результат целенаправленных усилий(проектирования) ряда региональных, нерегиональных, глобальных политических иэкономических акторов, направленных на политическое и экономическоедоминирование в данном геостратегическом районе посредством различного родаэкспансий: экономической, духовно-культурной, информационной.
СпецификаКавказско-Каспийский геополитического конструкта определяется его приграничнымположением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством сЗакавказьем и Центральной Азией, выходами к Каспийскому и Черному морям;близостью территории региона к нефтяным запасам и к транснациональным евроазиатскимтранспортным коммуникациям и энергомостам; особой стратегической значимостьюрегиона для РФ; наивысшей концентрацией субъектных административно-территориальныхобразований в регионе с высокой плотностью населения, наличием в пределах егограниц очагов общественно-политической нестабильности, межнациональных ирелигиозных противоречий[7].
Современная конфигурацияКавказско-Каспийской системы политических отношений определяетсягеополитическими (военно-стратегическими, логистскими), экономическими,этноконфессиональными, демографическими и экологическими факторами, причемэкономическая составляющая отношений не является простой проекциейгеополитической, так как ряд промышленных транснациональных групп используютконфликтогенную составляющую этих факторов для достижения узкокорпоративныхинтересов. Специфика конфигурации политических отношений в данном регионеобусловлена, с одной стороны, общностью экономических, культурных, политическихи иных связей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотиповповедения и мышления региональных акторов, а с другой — столкновениемглобализационных векторов — неолиберального, исламского, китайского.
Внутренний контурполитико-интеграционных отношений в Кавказско-Каспийском регионе определяетсяпроцессами внутригосударственной, межрегиональной и межпартийной политическойинтеграции, приводящими к тому, что проекты, планируемые как интеграционные дляодних региональных авторов, расцениваются другими как дезинтеграционные,поскольку в структуре мотивации внутрирегиональных политических субъектовдоминируют мотивы неэкономического характера (историческая память о конфликтахи др.). Политическая интеграция в Кавказско-Каспийском регионе являетсянеобходимым предусловием экономической, что определяет специфику интеграционныхпроцессов в данном региональном пространстве.
Внешний контурполитико-интеграционного развития региона, специфика реализовывающихсяполитических проектов определяются системой геополитических интересовразнополярных авторов. При всем многообразии интеграционных проектов вКавказско-Каспийском регионе наиболее значима их «поляризация» на основеоппозиции «российских» и «антироссийских» геополитических интересов.
Условиями успехароссийской региональной политики являются: конструирование образа экономическии политически развитой страны, обладающей глубокими корнями в регионе,ответственной за его судьбы и играющей роль «моста», «гаранта» мирного «диалогацивилизаций»; упреждающая активность, направленная на идеологическое иинституциональное объединение реализуемых под российской эгидой интеграционныхпроектов; вовлечение в сферу своего влияния неантагонистически ориентированныхпо отношению к ней авторов.
Заключение
Таким образом, нынешниегеополитические процессы, происходящие на Северном Кавказе, со всейочевидностью показали провал прежней кавказской политики России. На протяжениивсего последнего периода она характеризовалась колебаниями инепоследовательностью, ошибками в оценке ситуации и сомнительными решениями,отсутствием политической воли в достижении поставленных целей. В настоящеевремя идет сложный процесс осмысления концепции кавказской политики Россииприменительно к жизнедеятельности ЮФО, в частности, Северокавказского региона.При этом западное сообщество активно старается участвовать в кавказских делах,ведет поиск и навязывает свое видение региональной системы коллективнойбезопасности, предлагает новые формы сосуществования народов, подталкиваяпроцессы в выгодном для себя направлении.
Сегодня ситуация на Югезаметно меняется. Это связано с началом реформы власти в России, укреплением еевертикали, повышением эффективности действий власти. Предпринимаются шаги пооздоровлению основ российского федерализма. Приводятся в соответствие сроссийской Конституцией и федеральными законами конституции и законодательныеакты субъектов Федерации. Москва старается внимательно отслеживать происходящиев округе события и тенденции и своевременно принимать такие меры, которые недали бы раскачать общественно-политическую ситуацию, не позволяли развиватьсянеобратимым, деструктивным процессам.
Геополитический аспектмеждународных отношений применительно к ЮФО — лишь одна из сторон сложноговзаимодействия интересов многочисленных участников, вовлеченных в происходящиев регионе процессы. Как показывают события, эти процессы имеют как внутренние,так и внешние корни.
Чтобы быть эффективной,российская политика на Юге страны в ее геополитическом измерении должнаопираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российскиеинтересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегиюих достижения. Если интерес России состоит в сохранении территориальнойцелостности и укреплении общенационального единства, то главным направлениемгосударственной политики должно стать активное развитие федеративных отношений.Вялое реагирование на быстро меняющуюся ситуацию — худший вариант действий.
Задача российской внешнейполитики и дипломатии — создание благоприятных внешних предпосылок дляреализации главных целей, то есть сохранения целостности государства иукрепления его единства. Для этого необходимо выработать и реализовать единуюскоординированную стратегию применительно к ЮФО и кавказскому региону.
Ее основныминаправлениями могли бы стать:
Повышениезаинтересованности иностранного капитала в стабилизации ситуации на СеверномКавказе; привлечение западных нефтяных и газовых компаний к реализациикоммерческих проектов на территории Юга России, включая строительствотрубопроводов, эксплуатацию ресурсов российского шельфа Каспия, реконструкция истроительство портов на российском побережье Черного и Каспийского морей;максимальное использование транзитного потенциала Юга России, активизацияучастия России в проектах ТРАСЕКА; развитие, в том числе с участиеминостранного капитала, транспортной, коммуникационной и рекреационнойинфраструктуры региона; реализация в дополнение к ТРАСЕКА инициативы о развитиитранзитных связей через территорию Юга России и Кавказа в меридиональномнаправлении; вовлечение территорий ЮФО в проекты, осуществляемые в рамкахЧерноморского экономического сотрудничества; нормализация отношений с непосредственнымисоседями — государствами Закавказья, восстановление доверительных отношений сГрузией, создание условий для восстановления прежнего пограничного режима;активизация усилий по урегулированию грузино-абхазского игрузино-югоосетинского конфликтов; достижение договоренностей о возобновлениитранспортных коммуникаций Север-Юг через территорию Абхазии. В отношениях сГрузией и Азербайджаном Россия в полной мере должна использовать тотэкономический аргумент, что до сих пор одним из основных источниковжизнеобеспечения населения Азербайджана и Грузии являются не международныенефтепроекты, а торгово-предпринимательская деятельность азербайджанцев игрузин на территории России. Именно российский рынок, а не каспийская нефтьостанутся основным источником развития этих стран и в будущем.
Необходимы дальнейшееукрепление полномасштабного и всестороннего сотрудничества с Арменией;институциализация постоянного политического диалога с Ираном и Турцией,создание предпосылок для понимания руководством этих стран пользыстратегического взаимопонимания с Россией; введение в практику регулярныхконсультаций на уровне генеральных штабов; осуществление комплекса мер,направленных на превращение традиционного ислама на Северном Кавказе в союзникав борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Обеспечениевнешнеполитических интересов России в связи с Северным Кавказом требуеткоординации усилий федерального Центра и регионов ЮФО. Не политика преимуществдля одних народов и ущемления других, а политика культурного плюрализма иуважения гражданских прав должна лежать в основе общественного устройства,стремящегося избежать кризисов и конфликтов.
Список использованнойлитературы
1.     Аббасбейли А.Н.Проблемы военно-политической безопасности стран каспийского бассейна//Каспийский регион: политика, экономика. культура. — 2007. — № 4. — С. 11.
2.     Буянов B.C.Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А.Михайлова; Отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС,2007. – С 197–218.
3.     Буров А.А.Специфика Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции //Ученые записки №4, 2008 – С. 6.
4.     Буров А.А.Характеристика внутреннего контура политико-интегрированных отношенийКавказско-Каспийского региона // Вестник ПГЛУ. — 2008. — №3. — С. 353 — 359.
5.     Буров А.А. Реалиии тенденции интеграционного развития Кавказско-Каспийского региона //Каспийский регион. — 2009. — №1(18). — С. 73 — 79.
6.     Военно-политическаяобстановка в зоне Южного федерального округа России. // Доклад подготовленэкспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок«Вектор» // Журнал теории и практики Евразийства №12. 2001
7.     Гусейнов В.Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестниканалитики. 2001. № 2. С. 89-144.
8.     Исаев Б.А. Геополитика:Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.:
9.     Жильцов С.С., ЗоннИ.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. — М., 2003. – 280 с.
10.    Михайлов В.А. Международные аспектыполитики России в Кавказском регионе // Россия в мировой политике. М., 2002.
11.    Эжиев И.Б. Геополитика Каспийскогорегиона — М.: Изд-во Андалус. 2007. – 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рекламная деятельность предприятия 3
Реферат Применение вероятностно-статистических методов в правовой сфере (криминалистика, судебная экспертиза, криминология и др.)
Реферат A Conflict In Interest Essay Research Paper
Реферат Определение финансового состояния автомобильных перевозок городскими автобусными маршрутными
Реферат Death Essay Research Paper The Death and
Реферат JFK Essay Research Paper John Fitzgerald Kennedy
Реферат Вплив територіальних суперечностей на процеси європейської інтеграції України
Реферат Последнее столетие Вестготского королевства
Реферат Международный кредит
Реферат Развитие Германии после Второй Мировой Войны
Реферат Начало Северной войны
Реферат Життєвий та творчий шлях Ганса Крістіана Андерсена
Реферат Обґрунтування сучасних напрямів удосконалення технології виробництва молока
Реферат Образ Медного Всадника в поэзии конца XX века
Реферат Television And Race Essay Research Paper Race