Введение
Девиантноеповедение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнеевремя массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов,педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Одна изосновных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения,употребления алкоголя и наркотических средств — это происходящие перемены встране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, прикотором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум,когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Этоописание в полной мере можно отнести к современной России.
Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающегопоколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизнаалкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употреблениенаркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками,как факторами риска.
Тенденция котклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появиласьодновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её путинекие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащихпредставлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениямистали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенномизменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правилаустанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества,стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позициилюдей по отношению к девиантному поведению.
Думаю, многие согласятся, чтопроводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-тоизменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимаетсядостаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.
Существующиесоциальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляютнас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытыйи устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный типповедения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг кдругу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьберебёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще сталиотноситься к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волноватьопределение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.
Былопроведено социологическоеисследование по употреблению алкоголя и наркотиков студентами вуза и колледжа.Приобщение респондентов к алкоголю происходило от 5-6 лет до 17 летвключительно. До 10 лет впервые попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%.В 13-14 лет — интенсивность приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16лет — уже 39,3%. В 17 лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6%опрашиваемых.
Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейныетрадиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4% девочекиз числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными напитками дома вдни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы первого знакомства салкоголем, курением и наркотиками таковы: «из любопытства», «за компанию сдрузьями», «случайно», «от нечего делать».
Это говорит онеобходимости принятия соответствующих мер органами здравоохранения,просвещения и другими заинтересованными ведомствами. Для организации ипроведения профилактической работы среди детей и подростков, для оперативнойкорректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживатьситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить мониторинг факторов рискана местах.
Очень часто причиныдевиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является однимиз важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболеефундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы,формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейноговоспитания очень трудно исправимы.
Работа с семьей насовременном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов.Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемойвыживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась.Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Одной из причин этогоявляется то, что сейчас Россия равняется на Запад. Это неправильно, так как мыне похожи на них, у нас другой менталитет. На наш взгляд, это наиболееактуальная проблема на данный момент, сейчас особое место занимает задачаукрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитаниячеловека.
Семья и школа
Образ жизни семьи во многом связан сеё материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток,многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, таки в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный(еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы сдетьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания илинаоборот — попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенкалибо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертвасудьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое вниманиеследует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность,раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один изних) – «холодные рационалисты».
Часто родители не ищутпомощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Дляних правонарушение, совершённое их ребенком — полная неожиданность, событие, неимеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но оченьредко в собственных ошибках в воспитании. Необходимо отметить, что каждая семьяявляется уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков можетбыть различным и многовариантным.
Ребёнку нужно тепло,человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальномблагосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, какони воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаютсянавыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможностизлоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота ивнимание, там дети вырастают нормальными.
Одной изведущих форм воспитательно-профилактической работы является организациясовместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа, как мощныйинститут социализации несовершеннолетних, должна стать центром и правовойкультуры, и социализации подростков. Из школьных учреждений должны уйти впрошлое безразличие, грубость и хамство, жестокость в обращении с учащимися,вымогательство с родителей под различными предлогами. В каждой школе необходимыпсихолог и социальный педагог. На наш взгляд, школьный психолог должен начинатьсвою работу с детьми и родителями с первого класса. Сотрудничество школы ссемьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери иличность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качествоих супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень ихкультурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.
Школьныепсихологи в сотрудничестве с родителями и всеми заинтересованными организациямидолжны участвовать в создании и внедрении молодежных программ здорового образажизни, основывающихся на объективной и вызывающей доверие информации обалкоголизации, наркотизации и их последствиях. Целью этих программ должно бытьформирование у подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющихвозможности для реализации личностного потенциала.
Достижениеуспеха в профилактике и преодолении раннего формирования зависимостей возможнотолько при координации работы всех структур, работающих с подростками:правоохранительных, психолого-педагогических, социологических, медицинских.Следует признать приоритетную роль в борьбе с распространением наркотическихвеществ среди учащихся социальных педагогов и психологов. Результатыисследования показывают, что не страх наказания способен удержать подростков отупотребления алкоголя и наркотиков, а объяснение последствий ихзлоупотреблением. На вопрос анкеты «Если бы Вы знали о вреде алкоголя инаркотиков, стали ли бы Вы их принимать?» большинство студентов (96,7%!)ответили отрицательно. Для предупреждения алкоголизации и наркомании средиподростков в сферу деятельности школьного психолога входит выявление групприска, анализ кризисных ситуаций в подростковой среде и предложения посоциально приемлемым способам разрешения этих ситуаций.
Важноезначение имеет и подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практикапоказывает, что учителя часто не имеют специализированнойсоциально-педагогической подготовки. Им не оказывается необходимая помощь дляработы с «трудными» детьми.
Иногдав существующей социально-педагогической системе отсутствуют службы, с которымишкола могла бы взаимодействовать с целью достижения необходимых воспитательныхрезультатов для каждого «трудного» ребенка (консультации, региональныесоциальные учреждения и др.). Необходимо, чтобы школы располагали специальноподготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами и др.
Малаяили дружеская группа может также является фактором асоциального поведения детейи подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей,которыми руководствуются члены группы в своем поведении; если вовзаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие;если в группе распространена антишкольная субкультура.
Детскаянервность, её профилактика
Детскаянервность обусловлена как биологическими, так и микросоциальными причинами, ночаще всего – их сочетанием. Биологические причины – травматические,инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в периодбеременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятныенаследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживаниябеременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание инеблагоприятные условия жизни ребёнка в детстве. Зачастую микросоциальныепричины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.
Судьба человека в немалойстепени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребёнка допервого вдоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимостиот того, желанна она, досадна или, ещё того хуже воспринимается женщиной каккатастрофа и не приемлема для мужчины, будущего отца. В первом случаевероятность благополучного протекания беременности выше, во втором вероятноеосложнение, угроза прерывания беременности.
Приведём несколько возможныхситуаций, способствующих неблагоприятному течении беременности. Женщинабеременна, но психологически не готова к тому, чтобы стать матерью, психическиинфантильна, незрела, эгоистична, сама играет в семье роль ребёнка. Малышвнесёт в её жизнь лишь заботы и попросту будет конкурентом ей.
Женщина беременна, но она незамужем. Ей уже не мало лет. Сохранить беременность или прервать! Остатьсяодной страшно. Ребёнок придаст жизни новый смысл. Но тогда – конец надеждамвыйти замуж. И что скажут люди? А если аборт закончится бесплодием, что тогда?
Женщина не ожидалабеременности «так быстро, так не своевременно». Ещё несколько лет необходимоучиться, ещё не «пожила для себя». Мать выйдет на пенсию уже через нескольколет, вот тогда – пожалуйста.
Женщина беременна, но неуверенна, что её брак прочен. У неё имеются серьёзные основания считать, чтожизнь с мужем не сложилась, в будущем возможен развод.
Женщина беременна, срадостью сообщила об этом мужу, а он категорически против рождения ребёнка.Решилась: «Буду ждать ребёнка». Но беременность воспринята конфликтно, имрачная тень недовольства уже легла на неё. Позже отец полюбит ребёнка, полюбитребёнка и бабушка по отцу, издёргавшая невестку в период беременности ссорами иупрёками. Однако зло уже свершилось – в семье растёт невропатичный, трудныйребёнок.
Сомнения и колебания женщиныпо поводу рождения будущего ребёнка, её страхи и опасения, недовольство супругаи свекрови, вызывает тягостные переживания беременной, сказываются на состояниеи развитие плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, гдеродители живут в любви и согласии, красиво, уверенны в себе и оптимистичны.
На пятом месяце внутриутробногоразвития плод ощущает учащение ритма сердца взволнованной матери. Оннапрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6 – 7мес. плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокойно, еслине взволнованна беременная.
Если беременная женщинапроводит 9 чрезвычайно важных месяцев в своей жизни в душном помещении, спит сзакрытой форточкой, мало гуляет, то плод развивается в условиях кислородногоголодания – гипоксии. В результате ребёнок может родиться с меньшимиинтеллектуальными возможностями. Пройти остановку-другую пешком иливоспользоваться транспортом? Так ли это важно? Очень важно. Ходьба, движение,избегание большого скопления людей, длительное пребывание на свежем воздухеспособствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья плодаи здоровья будущей матери в столь ответственный период.
Если беременность протекаланеблагоприятно и ребёнок родился слабым, осложненным окажется не только периодноворожденности – первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будутосложнены воспитания, формирование характера, личности в целом. Слабый ребёнокбеспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, гдеон живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; емууделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особымильготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни уребёнка формируется трудный характер. Ребёнок уже окреп, но остаётся попрежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманится,покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто,а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центревнимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.
Очень важно, чтобыбеременность протекала нормально, чтобы она была здоровой. Природа даёт женщинев этот естественный период её жизни дополнительные ресурсы физических сил ивыносливость. Слабая женщина становится крепче, физически инфантильная –расцветает. Помогать природе, а не препятствовать ей – задача будущей матери.Ей следует отказаться от чего-то приличного, изменить в чем-то прежний образжизни. Всё в этот период: прогулка, одежда, режим, сон, питание – должно бытьподчинено будущему материнству. И если женщина приготовила себя к беременностиморально и физически, старается избегать отрицательных переживаний, живёт по режиму,проводит день активно, много гуляет, родные её оберегают, то родится здоровыйребёнок.
Воспитание в раннем возрасте
Уже на 7-м месяце малышначинает понимать, чего от него требуют, и спокойно подчиняется или капризносопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всёнастойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещёв самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его –выполняются. Он пытается подчинить себе мать.
Ребёнок в этом возрастетонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его илипоказать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда имдовольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок можетистерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо бытьтвёрдым. Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добитьсяистерикой. Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш неполучит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше уйтииз комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда рассчитаннаяна них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в истерике, всемсвоим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто приходится проявлятьтвёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что, если он переходит граньдопустимого, любящие, ласковые, добрые родители становятся суровыми. Это важныйрычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, таксебя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, ониогорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны исерьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя.Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случаенеобходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя»,как и научится понимать просьбу «подожди». Если такое понимание будет воспитанововремя, не придется прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт.Необходимость в наказании – свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка,правильно воспитанного с самого раннего возраста, наказывать не приходится.Наказание – всегда перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителейи для ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаётповода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнитьследующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать ребёнка.Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация глубокогоогорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже наказание, еслион любит родителей и они авторитетны для него. Наказание – всегда лишениеребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит, демонстрация презрения не кнему, а к его поступку, изменение отношения к нему. От него отворачиваются. Сним обращаются сухо, говорят только по делу до тех пор, пока он не заслужитвозвращения к нему доверия и прежнего сердечного отношения. Унижающее, запугивающее,причиняющее боль наказание ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает.Поскольку в необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчётвоспитания), лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрятинтересную передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот ккаким последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигаютребёнка и к раннему постижению чувства стыда.
Если понятное,справедливое «хочу» и «не хочу» удовлетворяется, ребёнок поймет разумность,справедливость «нельзя» и «надо». В начале он воспримет это не осознаваемо,затем как осознанную категорию. «Нельзя» и «надо» войдут в его плоть и кровь,превратятся в стержень чувства собственного достоинства, которое будет ущемлятьсякак раз тогда, когда человек вынужден переступить через упомянутые понятия.Самостоятельность проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении«надо», чем в достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если«надо». И только в таком случае нет причин для возникновения нервности илитрудности. В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, еслиони есть – тогда нет воспитания.
Детей никогда нельзяобижать, но им и нельзя подчиняться. Детей не балуют, им не потакают в недопустимом.
Приславутое сюсюканье,восхищение детскостью «милые малютки», сверхопека, воспитание трёхлетних какполуторагодовалых, а пятилетних как трёхлетних чреваты тяжелейшимипоследствиями. В угоду эгоистическим тенденциям, приносится в жертву будущее человека.
Отсутствиевоспитания – тоже воспитание. Безнадзорность, дурные влияния при безнадзорноститакже воспитывают. Не ощущая внимания к себе, ребёнок становится равнодушным кдругим или истеричным, протестным. Нет направленного воспитывающего влияния, ноесть косвенное. Ребёнок живёт в семье, и на него оказывает воздействие жизнь еёвзрослых членов. Его воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, итогда, когда жизнь родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда всемолчат. Всё это воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают,когда говорят о работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятсяили мирятся, когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-тотретируют и когда отец – «квартирант»: приходит поздно, молча смотриттелевизор, читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тожевоспитание.
На ребёнка воздействует всё:добры или нет родители; удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому;оптимисты или всегда «смертельно усталые» и им «всё надоело». Для него небезразлично, что у них разные характеры, то, к чему они стремятся, чтопредпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чегоопасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает,на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответатребует только одно: как его всё это воспитывает?
Неприятие ребёнка приводит,в конце концов, к неприятию родителей. Возникает взаимное отчуждение, что, всвою очередь, усугубляет взаимное неприятие. Неприятие порождает в ребёнкечувство протеста. И тогда один ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи.Подрастая, найдя компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, он празднопроводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют внимание,встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он забывает освоих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В характере формируютсячерты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступаетвопреки их советам и требованиям. Чертами характера становитсянеобязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзныхпривязанностей, когда тот и приятель, кто с ним сегодня.
У другого формируетсяистероидный характер со склонностью к бурным сценам протеста «с двигательнойбурей», при которой наблюдаются потеря самоконтроля, элементарной сдержанности,демонстративное поведение, когда возможны демонстративное нанесение порезов, истоль же демонстративные попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдаетсяи вне семьи. В этом случае чертами характера становится эгоистичность,лживость, манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная отродителей и кончая всёми окружающими. Здесь особенно отчетливо видно, к чемуприводит подавление в темпераменте, его альтруистической сущности.
Время от временинеобходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка. Задать себе вопросы,вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет яснее. Что делали не так,что упустили, что необходимо наверстать.
Если родителям удастся своевременно всмотреться вребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастсяпредупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более старшемвозрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, — тоже самое, какговорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже мучит жажда.
Характер ребёнказакладывается с раннего детства, поэтому предупреждение развития у него вредныхпривычек необходимо проводить именно в этом возрасте. Прежде всего, ребенокдолжен как можно реже видеть бутылку с вином (и др.) на столе родителей. Внакуренном помещении следует обратить внимание даже маленького ребенка нанеприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и противно. На прогулкеследует обращать внимание ребенка на пьяниц, на их неопрятный вид, рассказать,как трудно приходится родным этого человека, подчеркнуть его бесполезность дляобщества. Необходимо, чтобы реакция взрослых была эмоциональной. Вредные дляздоровья последствия курения и алкоголизма в раннем возрасте объяснятьбесполезно.
Невропатия
Невропатия – этоврождённая детская нервность. Ребёнок с таким диагнозом, по словам родителей«не ребёнок, а комок нервов». У 63,2% матерей, родивших детей с невропатией,имели место тяжёлые переживания в период беременности. Нервничала мать –«нервничал плод», таким образом, не случайно Невропатия – именно врожденнаядетская нервность.
Воспитаниедетей, страдающих невропатией.
Общение с невропатичнымребёнком требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования – неизнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но ине капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будеткричать ещё сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порогвозбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такогоребёнка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звукомтелевизор для него, спящего в соседней комнате, — то же самое, что для егородителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное,сдержанное поведение взрослых – условие его спокойствия, сдержанности. В шумнойсемье такой ребёнок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.
И так, все спокойны сневропатичным ребёнком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутнозапретами, укорами, замечаниями. Родители должны многие мелочи не замечать, таккак жизнь такого ребёнка станет не переносимой, если каждый поступок будетвызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения,сдвинул ковёр на полу, стянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду,порвал газету, ест стоя. Конечно, всё это неприятно, но у ребёнка врожденнаядетская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вотон в гневе ударил бабушку, упорно берёт и зажигает спички, или, вопрекизапрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это ужепроступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указываютна недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никтоне общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами,как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается. Ребёнок сневропатией предрасположен к истерическому типу реагирования. Он, как искусныйдипломат, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот онбросается с криком на пол, добиваясь своего. Родители непреклонны. Крепиться ибабушка, но её стойкости хватает ненадолго, и она говорит: «Перестаньте мучитьребёнка, уступите ему». А ему только этого и надо. Он кричит и требует ещёнастойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано набабушку. Но родители не позволяют ему добиться желаемого с помощьюистерических выходок. В то же время они должны быть терпеливыми, компромисснымии уметь отделять маловажное от принципиального.
Истероидное поведениеребенка страдающего невропатией в общественных местах нередко рассчитано нестолько на мать, сколько на посторонних. Мать крепится, она понимает – уступиему сейчас, и отныне каждое посещение магазина с ним превратиться в кошмар. Ноне тут-то было. На нее обрушивается «общественное мнение». Особенно радикальнысердобольные старушки. И если мать, побежденная, уступает, отныне ей лучше невыходить с ним из дома. Он только и будет ждать случая, чтобы с криком улечьсяв самом не подходящем месте.
Итак, не реагируя на«советы» прохожих, мама уходит, не оглядываясь. Ребёнок долго не выдержит,побежит вслед за ней. Мать, не глядя на него, ждет у первого же светофора.Нельзя перейти улицу, так как он помчится следом, не обращая внимания надвижущийся транспорт. Мать молча берет его за руку и продолжает путь вмолчании, потом, успокоившись, тихим голосом говорит: «Я тебя таким не люблю. Никогданичего такими постыдными поступками ты не добьешься». Если он вырывает руку иматери его не перевести через дорогу, следует выбирать путь так, чтобы непересекать проезжую часть, и пусть он бежит следом. Не следует обращатьвнимания на его крик, на высказывания прохожих, когда он успокоится, с ним неразговаривают как можно больше. Пусть он поймёт, что виноват. Пусть научитсявидеть своё поведение как бы со стороны.
И если потакание всемприхотям ребёнка вообще не допустимо при воспитании, то тем более не допустимооно при воспитании ребёнка с невропатией. Такого ребёнка ни в коем случаенельзя воспитывать эгоцентрически, как кумира. Его хвалят, когда он достоинпохвалы, но не чрезмерно, его наказывают, но адекватно, его не демонстрируют,как вундеркинда гостям. Он склонен общаться со взрослыми, особенно сдобренькими, уступающими ему, а ему необходимо освоить очень трудное для негообщение со сверстниками.
Ребёнок с невропатиейбыстро устаёт, поэтому не следует водить его на детские утренники, в цирк. Тамон быстро истощится от впечатлений, перевозбудится, и это кончится илибессонной ночью, или он на несколько суток выйдет из строя, будет капризнееобычного. По телевизору ему можно разрешить смотреть только мультипликационныедетские фильмы и, пожалуй, все.
Ребёнок, страдающийневропатией, быстро развивается психически, но эту тенденцию не следуетпоощрять. Родители читают ему сказки, дарят игрушки по возрасту, даваяинформацию его пытливому уму, но не форсируют его умственное развитие, ауделяют больше внимания нравственному воспитанию. Его неустанно готовят кбесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют физически.
Механизмы
Неправильное поведениезакрепляется с помощью нескольких механизмов, основные из них — реакции подражанияи протеста — это нормальные человеческие реакции, но главное, на что онинаправлены, с каким знаком они идут — положительным или отрицательным.
Если ребенок или подросток подражает положительным образам,если он берет пример с достойных людей — это хорошо. А если мальчик подражаетпьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной игрубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей,вполне понятно, к чему это может привести. Ребенок замечает противоречия вжизни окружающих его взрослых, он видит, что за явное неуважение взрослых кправовым нормам они не несут ответственности, следовательно, он также можетпоступать и сам. Наблюдая за двойной моралью взрослых, за их призывами кправильному поведению в то время как они явно пользуются ненормативной лексикойи жаргоном, ребенок также вырабатывает двойной стандарт по отношению к друзьям,к школе, установленным правилам.
Реакция протеста можетбыть направлена и на добро и на зло. Протест бывает пассивным и активным. Еслиребенка в семье обижают, и он переживает это, перестает разговаривать вприсутствии членов семьи, то он пассивно протестует против несправедливого кнему отношения. Бывают реакции активного протеста: дети убегают из дома,дерутся, портят вещи, воруют. Некоторые из них, стремясь обратить на себявнимание, чтобы скрыть свою несостоятельность, отвлечь внимание от своихреальных недостатков ведут себя нахально, агрессивно. Здесь нужна работа спсихологом.
Влияние домашнего насилия напсихическое здоровье детей
Ситуация с домашним насилиемприобретает огромные размеры. Между тем, изучение психологии как насильников,так и жертв насилия показывает, что зачастую они росли в семьях, в которых онисами, или их матери, подвергались насилию. Это еще раз доказывает аксиому: то,как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит оттого, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именнов семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения,видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. Отмодели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строитьвзаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения — какимотцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует напсихику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовьродителей друг к другу и к ребенку является известной гарантиейпсихологического благополучия ребенка.
Каким жеобразом воздействует неблагополучие, конфликтная атмосфера в семье на ребенка?Анализ обращений женщин, подвергающихся насилию в семье, показывает, что ихдети испытывают во многом похожие проблемы в эмоциональной, поведенческойсферах, в сфере общения, и часто именно беспокойство за ребенка заставляетженщину обратиться за помощью.
Мальчики (аиногда и девочки) моделируют поведение по принципу семьи. Они видят проявлениенасилия у себя дома и считают, что это приемлемый вид поведения. Часто получаютпрямое напутствие от “доброжелательного” отца: “Если тебя кто-нибудь обижает,стукни его”. Иногда старшие братья начинают прибегать к насилию в отношениях смладшими членами семьи. Дети из таких семей отыгрывают агрессию на своиходноклассниках или на более слабых ребятах своего двора. В результате — неприятие со стороны сверстников, что еще более ожесточает ребенка и служитпомехой в общении.
У находящихсяв атмосфере постоянных конфликтов детей вырабатывается низкаястрессоустойчивость, они более чем другие дети подвержены психосоматическимзаболеваниям. В результате — частые пропуски школьных занятий, низкие успехи вучебе. Конечным итогом становится неверие в себя, в свои силы, невозможностьдостичь успехов в какой-либо деятельности. Часто за маской агрессивности у ребенкаскрываются неуверенность в себе, недоверие к людям, постоянное ожиданиенеприятностей со стороны других. Негативное восприятие себя толкает его нанеблаговидные поступки. Подростки пытаются недостающее чувство любви исемейного тепла компенсировать с помощью суррогатов любви: алкоголизма инаркомании. Невыносимая атмосфера в семье толкает ребенка на побег из дома,бродяжничество, противоправные действия.
Школа тожереагирует на таких детей по-своему — классами коррекции. Но корригирующего, какправило, в этих классах мало, а вот унижающего достоинство — достаточно. Частоатмосфера в этих классах напоминает семейную, где сильный может унизитьслабого.
На одном иззанятий с таким классом дети моделировали свою жизнь на необитаемом острове. Иесли сверстники в других — обычных классах — рисовали театры, школы, заводы, топодростки из коррекционного класса в первую очередь построили бы на островетюрьму, следственный изолятор и вытрезвитель. То есть исподволь, своиминареканиями, увещеваниями взрослые готовят детей к определенному будущему, иони так же безропотно воспринимают это как судьбу.
Такимобразом, домашнее насилие становится серьезной угрозой для полноценногоформирования личности ребенка, способствует становлению негативной“Я-концепции” и служит одной из основных причин девиантного поведения детей иподростков.
Хотя обществочаще всего рассматривает проблему домашнего насилия как дело частное ивнутрисемейное, практика доказывает обратное. Эти дети более всего нуждаются всоциальной, психологической реабилитации. Можно сказать, что в известнойстепени профилактическая работа по предотвращению домашнего насилия — этопрофилактика девиантного поведения детей и подростков. Совершенно необходимосотрудничество различных городских структур, работающих с детьми и подростками.
Профилактика девиантного поведения в летнийпериод
Родители,педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие лица, работающие смолодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственнымивзрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвамивредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды иотсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослойжизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другиепроблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм,ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому спискудобавляются Интернет — зависимость, азартные игры, зависимость от неформальныхгруппировок, сект.
Решениепроблемы профилактики наркомании и других видов зависимости становится сейчас«задачей номер один» не только для родителей и педагогов, но и длягосударственных, муниципальных управлений и комитетов. В последнее время этомуспособствует увеличение числа детских и подростковых клубов в России, а такжеедва налаживающееся сотрудничество образовательных учреждений с социально — психологическими центрами «Семья», другими профилактическими иреабилитационными центрами и фондами. Однако система взаимодействия такихцентров и образовательных учреждений не всегда достаточно эффективна по причинеограниченности программ, их однонаправленности: имеется в виду тот факт, чторабота с детьми ведется лишь в школьный период, в пределах школы. На каникулах(особенно это касается летнего отдыха) дети попадают в летние оздоровительныеучреждения, центры, лагеря, остальные — остаются либо на попечении родителей,либо во власти улицы.
Всвязи с этим становится актуальным вопрос о планомерной и системной организациилетнего отдыха детей, в частности, в детских центрах, лагерях, загородныхкомплексах.
Летнийлагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей,а с другой стороны — учреждением дополнительного образования, в задачи котороговходит обучение и воспитание детей.
Сейчаслетние лагеря являются частью социальной среды, в которой дети открывают,реализуют свои возможности, приобретают опыт социального взаимодействия вотрыве от привычной семейной или школьной атмосферы. Дополняя и расширяявлияние семьи и школы на ребенка, преследуется цель: содействие социальному,духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическомуразвитию ребенка. С учетом сегодняшнего характера развития нашего обществаведущие задачи воспитания должны быть направлены на формирование у детей уменияориентироваться в достаточно сложной ситуации, развитие навыков саморегуляции,коммуникативной компетенции, навыков преодолевающего поведения.
Вместес этим встает проблема обучения специалистов, которые бы выполняли задачипрофилактики наркомании в детских лагерях. По распространенному сейчас мнению,профилактика наркомании входит в должностные обязанности медицинских работников(профилактику наркомании относят к санитарному просвещению и гигиеническомувоспитанию детей). Однако сейчас уже становится очевидным, что медицинанекомпетентна и неэффективна в вопросах профилактики, поскольку имеет делотолько с организмом, а не с личностью ребенка, которая и должна стать адресатомпрофилактики.
Сдругой стороны, этим могут заниматься педагоги, воспитатели, вожатые, в задачукоторых входит воспитание детей. Они могут больше времени уделять«разговорам по душам», проводить мероприятия, беседы и т.д. Этовходит в их прямые обязанности. Однако помимо педагогических обязанностейвожатые и воспитатели имеют множество дополнительных организационныхобязанностей. Более того, иногда для профилактических целей необходимакоррекция поведения ребенка, что не может входить в компетенцию вожатого какпедагога.
Заключение
В настоящеевремя большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантныхпоступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих вобществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушенийявляется результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономическихреформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровняграждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания,кризису традиционной системы ценностей.
В этой связина первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические мерыреформирования общественных отношений, необходимость повышения материальногоуровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение заподростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения инаходящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальныйдостаток, высокое социальное положение родителей не является гарантиейсоблюдения детьми социальных норм.
Вот почему вчисле причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостаткивоспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшаяпрофилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четкимопределением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причемпредупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средствсдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколькозапаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Длятого, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны бытьвключены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можнодостичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимногодоверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важнодать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всемуобществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главноене только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижениисвоих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым,будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость непоявляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играетродительская любовь — любовь не на словах, а на деле. Если родители неформируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера)доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растетжестоким, черствым, агрессивным.
Окружающаясоциальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания,взаимоотношения с родителями и педагогами — все это отражается на ребенке. Иесли мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим ичужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую сменуактивных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых — пусть эти рукибудут нежными, разумными и справедливыми!
Литература:
1. Д.В. Колесов «Предупреждение вредныхпривычек у школьников», М.1984.
2. М.И.Буянов «Ребёнку нужнародительская любовь», М.1984
3. «Дети с девиантным поведением:психолого – педагогическая реабилитация и коррекция», издат-во МАИ, М.1992
4. «Теория и методика социальной работы»(курс лекций) под ред-й В.И.Жукова, М.1994
5. В.И.Гарбузов «Нервные дети», М.1990
6. Василькова «Социльная педагогика»,М.1999
7. В.С.Селиванов «Основы общейпедагогики: теория и методика воспитания», М.2000
8. «Девиантное поведение подростков»методическое пособие», М.1999
9. Г.Крайг «Психология развития», СПб,2001
10. Материалыконференции «Мир семьи», 2001