Содержание
1. Методика обучения грамоте
2. Методика обучения грамматике и морфемике
3. Методика правописания (орфографии и пунктуации)
4. Методика развития речи
Контрольная работа
Список литературы
1. Методикаобучения грамотеЗадание 1. Составьте библиографическийсписок по проблеме «Актуальные вопросы методики обучения грамоте»
1. Андрианова Т.М. Методическиерекомендации по работе с букварём. – М., 2002.
2. Бородкина Г.В. Учиться будетлегче, если… // Начальная школа: плюс–минус. – 2002. — № 4.
3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.Чтение без принуждения. – М., 1993ю
4. Бунеев Р. Н.,Бунеева Е. В. Что значит – учить читать // Начальная школа – 1998 – №3.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучениячтению. // Начальная школа. – 1990. — №8.
6. Игры по обучению грамоте и чтению.– М., 2005.
7. Козырева Л.М. Развитие речи. –Ярославль, 2002.
8. Кузнецова И.В. Опыт проведенияинтеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательнойсистеме «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2006. — № 4.
9. Куревина О.А. Наш эксперимент –образованию // Начальная школа: плюс–минус. – 2002. — № 4.
10. Ладыженская Т.А. и др. Детскаяриторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М,1996.
11. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог:вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. – 2005. — № 6.
12. Наш опыт – студентам и учителям.// Начальная школа плюс До и После. – 2005. — № 4.
13. Пичугин С.С. Интеграцияучебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательной системы«Школа 2100» // Начальная школа: плюс–минус. – 2002. — № 2.
14. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., РивинаИ.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихсяна уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. – 2002. — № 12.
15. Светловская Н.Н. Основы науки очитателе. – М., 1992.
16. Современные проблемы модернизацииобразования и Образовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До иПосле. – 2003.-№ 8.
17. Содержание образования вдвенадцатилетней школе. – М., 2000.
18. Столовичева Е.Ф. Из опыта работыпо безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителейгимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. – 2003. — №12.
19. Филиппова Л.А… Сложный путь оттрадиционного обучения к проблемному (организация методической работы вначальных классах) // Начальная школа плюс До и После. – 2002. — № 8.
20. Шипулина И.А. Базовая модельурока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальнаяшкола плюс До и После. – 2002. — № 8.Задание 2. С помощью соответствующихцитат из раздела «Методика обучения грамоте» (М.Р.Львов, В.Г.Горецкий,О.В.Сосновская) точно ответить на вопросы:
1.Назовите основной принцип, лежащий в основе чтения и письма и усваиваемыйучениками в период обучения грамоте.
В периодобучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, видыдеятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новымобстоятельствам языковых средств.
По этойже причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детейчтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка кновым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшегопродуктивного обучения родному языку.
2. Вчем состоит проблема слогоделения.
Ядропрограммы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязимежду целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами еевыражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основнаяанализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активногоупотребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливаетобъективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственныйдошкольный опыт пользования языковой системой.
3.Каковы основные моменты в изучении звуков?
Приосвоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует надпрямыми путями. Основной способ усвоения — самостоятельная речевая деятельностьребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретнойситуации.
Надальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколькоизменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому ксодержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в периодобучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии свозникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном впериод обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русскойметодике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагаетпоследовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.
Порядокизучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков — основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорныесогласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваиваютспособ чтения и письма, наблюдают букву «И» как показатель мягкостисогласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости — звонкости и,наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов иих чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарныеглухие согласные, мягкий и твердый знаки.
Постепенно,от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных,расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков иколичества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнениюслов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правиланаписания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознатьнаписание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч иЩ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти вграмматическую систему языка.
4.Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обученииграмоте?
Существенноерасширение языкового материала является необходимым условием для организацииактивной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями,переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средствобщения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.
5. Вчем состоит значение прочтения слов в «столбиках»?
Уже вбукварный период, кроме традиционно центральной темы «Фонетика»,ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений вобласти синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этотпериод — способствовать формированию навыков правильного чтения и правильногописьма. К ее достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различенияслов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трехосновных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного,традиционного, или исторического.
Впрограмме предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове,расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов иформ слов, понятие «корень», сравниваются слова с проверяемыминаписаниями в корне (нора — норы, снег — снега) с написаниями непроверяемыми,традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение измененияграмматической структуры слов в предложении, в зависимости от целивысказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения ислова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по целивысказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающихсмысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.
6.Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте.
Задачипериода обучения грамоте:
- научить детей читать и писать,дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основебогатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю ивнешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектомосознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательнуюактивность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологическиефункции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целомрусскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышцруки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематическогослуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстропросматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).Задание 3. Составьте тезисы статьиВ.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению»
Учебникии технология обучения должны сделать процесс обучения психологическикомфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение вначальной школе[1] не обеспечивает успешнойучёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения.Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростьюразговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту[Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа – 1990 – №8. – С. 42]. Именно к такой скорости приспособился за многие столетияартикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшеепонимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучениячтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Этоежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режимщадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения. Задание 4. Составьте аннотацию статьиТ.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободногоинтеллектуального общения»
Вжурнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «Отсовершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения».Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным,продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного ивыразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старшихклассов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развитияречи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтениязакладываются в начальных классах.
Т.В.Лагутинаговорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обученияоптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она,помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяетс помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуальноотслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемовпомогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевойаппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться содного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходитк выводу, что частая смена видов деятельности на уроке – залог активизациипознавательных интересов учащихся.
Задание 5. По теме«Использование разных видов фонетического разбора на уроках обучения грамоте»составьте тематический конспект 2 – 3 статей.
1.Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе // Обучение посистеме Л.В.Занкова. – М., 2003.
Обучаярусскому языку в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкованеобходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережноеотношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку,развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способностьанализировать языковые явления. В решении этих задач огромное значение имеютразные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию,объему и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетическийразбор. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обученияв школе. (Так понятие о звуках речи дается еще в добуквенный период).
Дидактическийматериал, предлагаемый для наблюдения за языковыми явлениями в учебниках А. В.Поляковой («Русский язык » 1,2, 3 классы.), Н.В.Нечаевой(«Букварь») позволяет работать над фонетическим составом слова втечение всего курса русского языка в начальных классах. В зависимости от цели изадач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.
Особенностиметодики развивающего обучения позволяют при возможности двоякого толкованиятого или иного факта речи не добиваться его однозначной характеристики.Конкретные примеры, допускающие вариативность ответов при фонетическом разборе:постановка ударения, особенности произношения (литературное и разговорное, диалектныеособенности) и др. Важно, чтобы ученики смогли аргументировано обосновать своемнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята,зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оцениваютанализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитиюсвязной научной речи, развивать мышление.
Порядокфонетического разбора.
1 этап.Постановка ударения. Деление на слоги.
2 этап.Гласные звуки.
3 этап.Согласные звуки.
4 этап.Количество звуков и букв.
В начальнойшколе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющегоакцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, которыйслужит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапныйфонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведенияполного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).
2. П.С.Жедек Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., С. 81– 87.
Основныеспособы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков,предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнениедействия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование,фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечениювнимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности ихслышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, наследующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочьпервоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. Воснове фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежатьсобственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя:«скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков,фонетический эксперимент («попробуем...»), сопоставление звуков и т.п. — этоприемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свойопыт.Задание 6. Представьте описание 8 – 10видов заданий, упражнений с букварной иллюстрацией.
1.Артикуляционная разминка.
Надоске: Дед Данила делил дыню:
Дольку –Дине, Дольку — Диме,
1)чтение хором
2)чтение по рядам с нужной интонацией
/>
— Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?
— Сколько раз — твердый?
— Вкаких словах букв больше, чем звуков?
— Почему?
2.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиесяпредпосылкой правильного чтения
а)Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов,чтение слов наоборот:
ецнлос ансевцясем
б)Чтение наложенных друг на друга слов:
/>
в)Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
г)чтение по таблице – треугольнику.
/>
Учащиесясмотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят нацифру 1 и читают все слоги).
3.Ролевое чтение.
Любимыйу учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьмаполезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и«мнимое слово».
«Игра впрятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя толькостраницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети оченьрадуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимоеслово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерываютчтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем,что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает ихсобственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающемуученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором можетбыть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзаписьпроизведения.
Большуюпользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равныхработаютвсе учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
2. Методикаобучения грамматике и морфемикеЗадание 1. Составьте библиографическийсписок по теме «Трудные вопросы изучения частей речи в начальных классах»
1. Адамович Е.М., Яковлева В.И.Чтение в начальных классах. – М., 1967.
2. Актуальные проблемы методикиобучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского,Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
3. Актуальные проблемы методикиобучения чтению в начальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
4. Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальнымисинонимами – одно из средств развития связной речи // Начальная школа. – 1990.- № 4.
5. Гайдук Е.К. Работа над труднымисловами // Начальная школа. – 1985. — №4.
6. Капинос В.И. и др. Развитие речи:теория и практика обучения. – М., 1991.
7. Козырева Л.М. Развитие речи. –Ярославль, 2002.
8. Кузнецова И.В. Опыт проведенияинтеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательнойсистеме «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2006. — № 4.
9. Купров В.Д. Словарная работа науроках русского языка // Начальная школа. – 1990. — № 3.
10. Львов М.Р. и др. Методика обучениярусскому языку в начальных классах. – М., 1987.
11. Методика грамматики и орфографии вначальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.
Задание 2. Путемвыписки цитат из книги Л.П.Федоренко «Закономерности усвоения родной речи»перечислите закономерности изучения родной речи, принципы обучения русскомуязыку, основные приемы реализации этих принципов на практике
«Существуетшесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка.
1.Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульнойречевой деятельности ребенка. Развиваются кинестезические (речедвигательные)ощущения.
2.Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковыезначения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыкиприобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.
3.Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических играмматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этомразвивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.
4.Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное(неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентамиязыка. При этом развивается память ребенка.
5.Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если онаявляется как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую. Приэтом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.
6. Еслина предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено вполную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи иусвоения ее ребенком идет быстрее и легче. Поскольку каждый речевой навыкобразуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения,памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то изакономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определитькак зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развитияпознавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка».
Приобучении чтению и письму к работе органов речи подключается еще работа мышцглаз и пишущей руки, но глаза и рука не могут выполнять речевых функций (читатьи писать) без одновременной работы мускулов речевого аппарата. «Письменная речьдля ребенка, — пишет Н. С. Рождественский, — это второй этап в овладении речьювообще». И особенность усвоения ее состоит в том, что «слова устной речиявляются знаками для реальных предметов и их отношений; письменная же речьсостоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи». Письменнаяречь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.
Искусственноорганизованная речевая среда для обучения письменной речи будет оптимальнойлишь в том случае, если дидактический материал будет предъявляться детямодновременно в звуковой и письменной форме (для сопоставления).
Напервом этапе обучения письменной речи (чтение и письмо в подготовительнойгруппе) ребенок «переводит» неизвестное ему — буквы — на известное — слышимыеслова. В дальнейшем ученик не ограничивается простым переводом звуков на буквыи наоборот, но делает этот перевод по правилам правописания. Например, чтобыучащиеся осмыслили орфографическое правило правописания безударных гласных влюбой части слова, их внимание обращают на то, что безударные гласные пишутсяне так, как слышатся: слово домой потому и трудно писать, что его нельзя писатьпо слуху; а вот слово дом легко писать: все буквы в нем пишутся, как слышатся;детям станет ясен и смысл сопоставления: домой — дом. Еще важнее сопоставлениеустной речи с письменной при изучении тех правил пунктуации, которые целикомзависят от интонации. Например, чтобы поставить вопросительный знак, а не точкув предложении «Это гриб?» (Ср.: «Это гриб»), надо услышать его интонацию.Задание 3. Составьте тезисы 2 – 3 статейпо теме «Углубленное изучение родного языка в начальных классах»
1.Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучениепредполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности кобобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составеслова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова),синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, чтоморфология изучается не ради морфологии, а как средство развития мышлениядетей, представления о языке как системе и повышения орфографическойграмотности.
2. Вкурсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которыеотвечают на определенные вопросы: 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие?3) что делает? что делал? что сделал?, учатся ставить вопросы к словам, отслова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? – что?,могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частейречи.
Крометого, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы,а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введениятермина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трехгруппах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных,междометиях и об их функциях в речи.
3. В 3-ми 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этогоесть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт врезультате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаютсясведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личныхместоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующиеорфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования исловоизменения этих частей речи.
4. Приизучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их впредложении, тексте, за особенностями употребления существительных,прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а такжеупражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.Задание 4. По теме «Исследовательскаяработа учащихся при изучении нового материала по морфологии» составить 2 – 3тематических конспекта статей
«Язык посвоей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средствомобщения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточиемдуховной культуры народа, основной формой проявления национального иличностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературыкак словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только емуприсущий статус среди других школьных предметов»[2].
Курсрусского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения вдевятилетней школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскомуязыку в основной школе. Предметом обучения в основной школе являетсясовременный русский литературный язык в его реальном функционировании. Целиобучения русскому языку в основной школе:
1. развитие и совершенствование всехвидов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2. формирование элементарнойлингвистической компетенции.
Исходяиз этого, назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том,чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечитьязыковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цельопределяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебнойдеятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой цельюставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви иинтереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости иуважения к языку как части русской национальной культуры;
2)осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится впостоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самимсобой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, ипознавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ееправильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых длятого, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушатьна родном языке.
В периодобучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику«Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики».
В ходерассредоточенной лексической работы дети наблюдают над тем, что слова называютпредметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, чтокаждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одногослова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью словв русском языке, над особенностями словоупотребления.
Изобласти морфологии первоклассники получают первоначальное представление осуществительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введенияпонятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различатьпредлоги и приставки.
Вводятсятакже такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатсяправильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать ипроизносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбукиидет целенаправленное формирование у них правильного типа читательскойдеятельности.
В курсерусского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детейявляется овладение письменной речью, культурой письменного общения(естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтомув ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и«Текст».Задание 5. Подберите дидактическийматериал к выбранной теме по морфемному составу слова для следующих этаповизучения в начальных классах:
1.Подготовительный этап к выбранной теме до непосредственного ознакомления с нею:
Морфологическаямозаика в парах постоянного состава.
— Вспомним алгоритм работы.
(Прочитатьслова. Составить предложение, записать его. Выполнить грамматические задания.)
- Что такое предложение?
- Что называется подлежащим?
- Что называется сказуемым?
Грамматическиезадания написаны на доске. (Подчеркните подлежащие и сказуемые. Подчеркнитесочетания).
Проверкавыполнения задания.
- Какие сочетания вы подчеркнули? (жи,ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт). Молодцы, с этой работой вы справились.
2.Первичное закрепление после ознакомления с новым материалом:
Сегоднямы продолжаем учиться проверять парные согласные на конце слова. Мы знаем, что
- Звук согласный проверяй, рядомгласный подставляй.
- Почему слова с парными согласнымина конце слова надо проверять?
- Назовите звонкие парные согласныезвуки.
- Назовите глухие парные согласныезвуки.
- Чем они отличаются?
- Ребята вот уже несколько днейподряд идёт снег. И к нам в класс тоже попало несколько снежинок, но они незнают, куда им опуститься. Давайте поможем им.
Сне…,сугро…, моро…
(Наснежинках г, к, б, п., з, с.)
- Запишите эти слова и проверочные кним. Подчеркните буквы, которые проверяли.
- Как по-другому можно сказатьмороз? (Холод, стужа.)
- Составьте предложение со словомснег. Лучшее запишем.
3. Обобщение:включение нового материала в систему уже изученного ранее:
Еслислышишь парный звук,
Будьвнимательным мой друг.
Парныйсразу проверяй,
Словосмело изменяй.
Зуб назубы, лёд на льды
Будешьграмотным и ты.
- Правило. Используя это правило,найдём заблудившуюся букву (мороз, снег, лёд, утюг,холод)
Неизвестнокак случилось,
Толькобуква заблудилась.
Вы,друзья ее найдите
И в свойдомик посадите.
(Детизаписывают слова, устно подбирают проверочные)
–Найдите лишнее слово. Почему?Задание 6. Составьте фрагменты уроков (3– 4) по морфологии (морфемике)
Минуткачистописания.
- Сегодня повторим написаниезаглавной и строчной букв Вв, слогов и словарные слова с нею.
- Вв ва во вы во ви ве вю вя
- Москва ворона весело девочка
- Назовите слоги, в которыхсогласный звук мягкий.
- Почему? (За ними следуют гласныевторого ряда).
- Приступайте к работе. В словарныхсловах поставьте ударение и обозначьте безударную гласную.
Игровоеполе.
- Слова-мячики с проверяемымипарными звуками и глухими согласными забросьте в корзину.
- Сколько набрали очков?.
(Жираф,лев, дрозд, чиж, морж).
Физминутка.
Зарядкадля глас по таблице В. Ф. Базарного.
Обвелиглазами класс. Что увидели необычного? (Снегири-слова). Составьте предложениеиз слов. (Полетели с высоты белые пушинки). Запишите предложение. Подчеркнитеглавные члены.
Устныйтренаж в парах сменного состава.
- Давайте ещё раз скажем, какпроверить парный согласный звук на конце слова.
(Идётработа в парах сменного состава).
Поведениеитогов работы.
- Кто поменялся 2 раза? 3 раза?
- Кто получил только 5?
- А кто получил 3?
- Оценим работу пары.
(Дваученика перед классом показывают, как они работали, остальные дети оценивают ихработу).3. Методика правописания(орфографии и пунктуации)Задание 1. Составьте библиографическийсписок по теме «Формирование орфографической зоркости»
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др.Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
2. Оморокова М.И. и др. Преодолениетрудностей: Из опыта обучения чтению. – М., 1990.
3. Основы методики начальногообучения русскому языку. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1965.
4. Политова Н. И. Развитие речиучащихся начальных классов. – М., 1984.
5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методикаобучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
6. Редозубов С.П. Обучение первоначальномучтению и письму. – М., 1961.
7. Речевое развитие младшихшкольников. / Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1970.
8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Ктайнам нашего языка. – М., 1999.
9. Соловейчик М.С. Русский язык вначальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1998.
10. Чтение и письмо по букварю Д.Б.Эльконина. – М., 1993.Задание 2. Определите основные дляначальных классов принципы пунктуации и методические рекомендации по ихреализации в практической деятельности учителя
Недостаточночеткое понимание принципов пунктуации часто приводит к тому, что учителя,упрощая ситуацию, учат детей напрямую связывать ритмико-интонационное членениепредложения с расстановкой знаков препинания. Впоследствии такой подходприводит к тому, что у детей на письме появляется синтаксически немотивированная интонационно обусловленная запятая (эта ошибка практическинеистребима). На мой взгляд, будущему учителю очень полезно знать об историипунктуации, о ее движении от идеи передачи ритмико-интонационного членения кидее разграничения синтаксических конструкций. Стоит подробно рассмотретьсоотношение синтаксического и семантического принципов в реальных текстах,связав второй с темой вариативного и авторского начала в пунктуации.
Длявыработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изученииморфологии и орфографии систематически повторять (с некоторым углублением)сведения по пунктуации, полученные учащимися ранее.
Приизучении синтаксиса учитель должен связывать изучение пунктуации с наблюдениемнад паузами и интонацией.
Знакипрепинания — это не только показатели грамматической структуры предложения, нои знаки выразительности речи.
Необходимонаучить детей правильно ставить знаки и «читать» их. Выработкенавыков «чтения» знаков препинания способствуетинтонационно-смысловой анализ текста.
Выборнужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и уменияпроизводить логико-синтаксический анализ предложений. Эти умения вырабатываютсяпри систематическом использовании пунктуационных знаков в процессе письма.
Дляразвития пунктуационных навыков применяются: пунктуационный разбор — объяснениеуже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках илиотдельных предложениях, сопровождаемое синтаксическим анализом; установлениесмысловых отношений между отд. членами и составом простых и сложныхпредложений; письмо заученного наизусть с предварительным разбором; расстановказнаков препинания в специально подготовленном тексте и т. д.
Изложения,диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслитьнеобходимость употребления тех или иных синтаксических конструкций ипунктуационных знаков. Задание 3. Составьте аннотацию одной изкниг по орфографии и фрагмент урока, где используется материал данной книги
СоловейчикМ.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1998.
Соловейчикв книге «Русский язык в начальных классах...» делает упор на то, что средиправил письменной передачи звучащей речи выделяются две группы. Одну составляютправила графики: система принятых в данном языке письменных знаков, в частностибукв, и норм их использования. Нарушение этих норм ведет к графическим ошибкам,при которых чаще всего меняется звуковой облик слова.
Вторуюгруппу правил письма составляют орфографические. Их несоблюдение тоже ведет кнарушению норм письменной речи, но они не влияют на произношение: написано сбольшой буквы или с маленькой, с «о» или с «а», слитно или раздельно и т.д. —на произношении это не отразится.
Правильное(во всех отношениях) письмо — это минимально необходимое условие эффективногописьменного общения. Вот почему вопросам обучения графически и орфографическиправильному письму в школе, в частности в начальных классах, всегда уделяетсятак много внимания.
Авторподчеркивает, что маленьким школьникам, начинающим овладевать письменной речью,приходится постигать обе группы правил. Первые, конечно, одолеваются легче,именно они находятся в центре внимания в период обучения грамоте. Вторыеосваиваются на протяжении всего изучения курса русского языка, но важные шаги вэтом направлении должны быть сделаны тоже еще в период обучения грамоте.
Составнойчастью орфографической работы на этом этапе является изучение несколькихорфографических правил. Традиционно изучаются следующие:
- оформление границ предложений;
- раздельное написание слов;
- большая буква в именах и фамилиях,в кличках животных и других собственных именах;
- написание букв и, а, у всочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ — ЩУ;
- правила переноса.
Орфографическуюошибку нельзя обнаружить на слух, ее можно только увидеть. При существенномразличии графических и орфографических ошибок у них есть общее следствие: онимешают (в большей или меньшей степени) восприятию письменного сообщения, таккак затрудняют его понимание. Чтобы еще раз убедиться в этом, попробуйте самипрочитать приведенную ниже фразу и оцените быстроту и легкость «извлечениясмысла»: «Упрердыньэтплхопагды...» («У природы нет плохой погоды...»).Задание 4. Познакомьтесь с разделом«Методика обучения орфографии» а книге: Русский язык в начальных классах:теория и практика обучения. /Под ред. Л.С. Соловейчик. – М., 1998. Ответьте наследующие вопросы:
1. Какова особенностьорфографического навыка?
«Орфографическаяслепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.)места — одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, гдетребуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, необращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.
2. Какой принцип орфографиисчитается ведущим? Ответ обоснуйте.
В этотпериод ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основыосознанного отношения к трудностям письма, то в дальнейшем восполнять пробел,наверстывать будет сложнее. Во-вторых, важно, чтобы школьники сначала узнали об«опасных» местах, научились их находить в словах, приучились ставитьорфографические задачи, а уж потом приступили к знакомству с орфографическимиправилами как способами решения этих задач. Следовательно, работу надорфографической зоркостью нужно начинать до изучения основной частиорфографических правил, т.е. до 2-го класса. Большую же часть первого учебногогода школьников составляет период обучения грамоте, а, как известно, чтобыпоявилось умение, нужно время на многократное повторение действия.
3. Перечислите виды орфограмм,приведите примеры.
В периодобучения грамоте и в дальнейшем на протяжении всего учебного года необходимоучить первоклассников прежде всего обнаруживать орфограммы, т.е. ставить передсобой орфографические задачи. Обучение же их решению — это цель работы наследующем этапе, в следующих классах.
Изучаютсяследующие орфограммы:
1)обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2)большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,географических названиях;
3) буквыи, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
4)разделительные ь и ъ;
5)безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
6)звонкие и глухие согласные на конце слова;
7)пробел между предлогом и другим словом.
4. Какова значимость работы поформированию умения ставить орфографическую задачу?
Орфографическаязоркость, которая должна явиться результатом первого года обучения орфографии,понимание школьниками сущности главной орфографической проблемы нашего письма —необходимости выбора буквы для обозначения звука — вот в чём состоитпсихологическая и лингвистическая подготовка учащихся к более осознанномувосприятию и применению орфографических правил.
5. Какой алгоритм списывания(Н.С. Рождественского, Т.Г. Рамзаевой, Г.В. Репкиной), на ваш взгляд, наиболееэффективен в обучении правописанию?
Списываниес предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций.(Способ списывания разработан П.С. Жедек.) Этот вид упражнения как бы вбирает всебя два традиционных: списывание и письмо по памяти. Подробно технологияпроведения такого списывания представлена и объяснена в книге «Русский язык вначальных классах...», с. 145—150. Перечислим шаги и коротко подчеркнем главныедостоинства приема. Шаги следующие:
1. прочитать слово или предложение,чтобы понять его и запомнить;
2. отметить «опасные места»;
3. прочитать вслух или шепотом так,как написано;
4. повторить, не глядя на запись,так, как было написано;
5. закрыть и писать, диктуя себе,вслух или шепотом, так, как было написано; отметить «опасные места»;
6. открыть, сверить, т.е. сравнить«опасные места» в записи на доске, в книге и у себя.
Конечно,процедура списывания оказывается довольно длительной и трудоемкой, но у неенеоспоримые преимущества перед традиционным аналогом. Эффективность такогосписывания объясняется тем, что каждая его операция заключает в себе важныйобучающий смысл. Так, вторая способствует становлению орфографической зоркости,третья, четвертая и пятая — развитию орфографической памяти; последняя —развитию самоконтроля. Данная технология списывания обеспечивает активноевключение всех видов памяти (зрительной, слуховой, артикуляционной, моторной),что позволяет использовать этот прием, как для успешного запоминания орфографическогооблика конкретных слов, так и для развития орфографической памяти в целом. Вотпочему списыванию, осуществляемому по данной системе, должно уделяться особенносерьезное внимание на первых этапах орфографической работы. В идеале любоесписывание в 1-м классе целесообразно проводить так, а не иначе — это поможетучащимся начать осваивать элементы грамотного письма еще до изучения правил.Задание 5. Составьте несколькоупражнений (3-4), развивающих умение детей опираться па сильную позицию при определениибуквы в безударном окончании. Постарайтесь придать им интересную форму
Если мыхотим, чтобы восприятие любого правила было не механическим, а осознанным,нужно его введение мотивировать. Для первых трех из названных правил может бытьиспользован один[3] и тот же методическийприем: наблюдение над устной речью — над границами предложений, над значениямии смысловыми различиями слов — с последующим вопросом: как же это передать приписьме. Например, как письменную речь разделить на «кусочки», которые мыслышим? Как дать понять читающему, что [хвостылапа] — это не новая открытаяучеными часть тела животных, а два названия (хвост, лапа), соединенныетретьим словом и? Как показать при письме, о чем идет речь в предложении: «Уменя есть шарик (Шарик)»? и т.п. Такими вопросами создаются проблемныеситуации, которые делают для детей убедительным как возникновение правила, таки необходимость узнать его.
Способызнакомства с правилом написания гласных под ударением (пока именно подударением) в сочетаниях ЖИ—ШИ и др. могут быть различными —кн.: «Русский язык вначальных классах...», с. 121—122; «Чтение и письмо по букварю Д.Б. Эльконина»,1993, с. 152—153. В учебнике это правило будет объясняться так: звуки [ж], [ш]— непарные твердые, а [ч1], [щ1] — непарные мягкие(«всегда» твердые или мягкие), поэтому их твердость(мягкость) показывать ненадо, вот и не нужны после них буквы ы, я, ю. Рассказ детям о том, чтораньше эти звуки были мягкими (твердыми), как и различные сказки о «ссоре»букв, конечно, тоже возможны.Задание 6. Изучите классификации ошибокпо учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся порусскому языку. Проверьте диктант учащихся (3-4 разных по грамотности работы),ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуйте
Вработах Т. А. Ладыженской отмечается, что «для практики обучения языкупредставляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок инедочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (системуязыковых единиц) и употребление языковых средств в речи». В связи с этим Т.А.Ладыженская выделяет две большие группы ошибок:
1. Грамматические ошибки (ошибки вструктуре (в форме) языковой единицы).
2. Речевые (ошибки в употреблении(функционировании) языковых средств).
М. Р. Львовподходит к классификации речевых ошибок иначе: «Стилистические ошибки делятся наречевые и неречевые (композиционные, логические и искажение фактов. Речевые ошибкиделятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические».Следовательно, в основе классификации М. Р. Львова лежит деление ошибок на группы,соответствующие уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические,орфографические, синтаксические.
Констатирующийсрез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменныхтворческих работах. Таковыми являются:
- ошибки в построении предложений;
- повторы одних и тех же слов.
4. Методика развитияречиЗадание 1. Ознакомьтесь со спискомлитературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой списоктруды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно — пологике, поэтике и пр.
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М., 1985.
2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. –1989. — №1.
3. Иванова В.А. и др. Занимательно орусском языке. — Л., 1990.
4. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте.Русский язык: 3-4 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений:начальные классы (1-4). М., 1998.
5. Львов М.Р. Школа творческогомышления. – М., 1993
6. Лайло В.ВРазвитиепамяти и повышение грамотности. – М., 1999.
7. Лайло. В.В Повышение грамотности иразвитие мышления. – М., 1999.
8. Прокопович И.В. Работа надпредложением в начальных классах. – М., 1976. Задание 2. Ознакомьтесь с целями иприёмами работы по развитию речи на лексическом уровне и составьте фрагментурока, содержащий разнообразную работу с каким-либо словом.
Класс:2.
Анализслов, разбиение слов на группы, работа со словами-предметами (по сказке«Снежная королева»)
— Какзвали главных героев сказки?
— Ктопомогал Герде искать Кая?
На доскекарточки: мудрый ворон, добрый принц, северный олень, веселая принцесса,маленькая разбойница
— Следующий этап нашего путешествия — карточка с изображением сосульки.
Сосулькападает и делит все эти слова на группы. Как, по какому признаку?(Слова-признаки, отвечающие на вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ?, слова-предметы,отвечающие на вопрос КТО?)
Слова-признакиубираются, остаются только слова-предметы.
На доскенарисованы схемы слов.
— Выпишите в тетрадь слово, в котором один слог.
(Одинученик на доске помещает карточку со словом под соответствующую схему слова.)
— Выпишите в тетрадь слова, в которых два слога, разделите слова на слоги,поставьте ударение.
(Ученикпомещает каждое слово под соответствующую схему, обращая внимание на ударение.)
— Выпишите в тетрадь слово, в котором три слога, затем четыре слога, разделитеслова на слоги, поставьте ударение.
— Подчеркните слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Почему?Задание 3. Сравните системы речевых упражненийв книгах «Детская риторика» пой ред. Т.А Ладыженской (3-4 классы), «Школатворческого мышления» М.Р. Львова и «Введение с храм слова» С.Ф. Ивановой.Укажите различия в позициях авторов, дайте свои оценки.
Споступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения,коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебнаядеятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебнойдеятельности развиваются основные психологические новообразования младшегошкольного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Темсамым мышление становится доминирующей функцией.
Решаязадачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование нетолько наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развитьу младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, вкаком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например,по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны кпостроению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрениядругого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты вомногом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиныхсвидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина иВ.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировалиогромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.
Урокиматематики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти,внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и егодоказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников,обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа,направленная на развитие у младших школьников способностей делатьсамостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: наэтапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительныхприемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскомуязыку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.
Развитиелогического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенныхтребований, обеспечивающих качество обучения.
Мыслительнаядеятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения,анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Вначальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий,как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определениезнакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения,опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическимдействиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенноусложняя задания.
Припомощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей,формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительнойдеятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением,составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этомобеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качествребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности ит.д.
Предметыи явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различиепредметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметовотражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим илипишем какое-либо слово.
Междупонятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такиеотношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общиесущественные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.
Одна изважных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий,которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческогопотенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а темболее нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенокдолжен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты иточки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытатьсясамостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельномумышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Такимобразом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй,самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия.Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него непростого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себевозможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат,сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различныхидей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личнымпобедам в развитии ума.Задание 4. Подберите тексты дляизложений в 1, 2, 3 (2, 3, 4) классе. Охарактеризуйте языковую ценностьприведённых текстов и возможность их использования для изложения
1 класс:Звонкими голосами поют птицы. В лесу живет пушистая белочка. На полянке растетвкусная земляника. Дети собирали ягоды на лесной полянке. Митя увидел в травемаленького ежика. Коля и Витя забрались в темную чащу. На сосну прыгнулапушистая белка. На лесную полянку прилетела шумная стайка птиц. На опушке лесарастет кудрявая березка. В ветвях сосны мелькает пушистый хвост малышкибелочки.
2 класс:Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белымиоблаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Рекии озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревьянаряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.
3 класс:Ворона была очень жадная, по ночам ей снились страшные сны: вот воробьи прокралисьв ларек и выдалбливают из щелей кусочки колбасы, яблочную кожуру и серебрянуюобертку от конфет, и тогда ворона сердито каркала.
Воронажили в ларьке, где летом продавали мороженое, и по утрам она ждала, когдаоткроется форточка в соседнем доме вона протискивалась в комнату, хватала что –нибудь и удирала, она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла настоле мокрые следы, чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.
Данныетексты будут интересны детям, но в то же время они довольно легки длязапоминания.Задание 5. Подберите текст дляподробного изложения в 3(4) классе и составьте фрагмент урока «Языковой анализтекста».
(Веськласс разбит на 4 группы.)
— Вотсейчас 1 и 2 группа увидит, как писатели пишут о зиме, а 3 и 4 группы будутиграть роль самих писателей.
4 группе– написать мини-сочинение по картине. (У каждого картина с изображением зимы.)
3 группе– прочитать внимательно текст, обратить внимание на заголовок; соответствует лион тексту? Ваша задача “Раскрыть тему”. Вы группой составляете один текст.
Задание:Раскрой тему.
Зима влесу.
Всяземля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками.Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёраодеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряженыузорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.
2 группе– написать на карточках самостоятельно, а затем свериться в группе.
Задание:Дополните предложения, опираясь на слова, данные для справок.
Пухлаябелая туча со всех сторон горизонт ветер утих. Снег начал опускаться на землю. смотретьна в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снегстановился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с ходил по дорожкам сада.Снежный поток не утихал.
Словадля справок:
Заволокла,затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно,весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, снаслаждением.
1группе. Задание: Составь рассказ, расположи предложения так, чтобы вышелсвязный рассказ.
Буран.
Земля,воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Буран свирепел час от часу. Онсвистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делалисьвысокими буграми.
Но вотутих ветер. Улеглись снега. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистыхснегах.
Белаятуча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Началсябуран.
Работа в группах.
1) 1группа (Дети читают полученный рассказ, затем учитель вывешивает на доскуправильный текст.)
— Можноли назвать это текстом?
— Назовите тип текста.
— Насколько частей разделен этот текст?
Д/З –Написать этот текст, выделяя каждую часть с красной строки.
— Подберите синоним к слову “Буран”.
2 группа(Дети читают полученный текст.)
— Какойтип текста?
Д/З –Записать и озаглавить этот текст в тетрадях.
3 группа
— Раскрыта ли тема в этом тексте? Почему?
Д/З –Записать этот текст как запомнили в тетрадях и нарисовать рисунок.
4 группа(Дети читают полученные сочинения.)
Д/З –Записать свои мини-сочинения в тетради.
Итог групповой работы.Задание 6. Сформулируйте широкую тему ина её основе 3-4 узкие темы сочинения для класса по вашему выбору. Составьтепроект рассредоточенной подготовки к сочинению на одну из узких тем для 3 (4)класса
Тема Художественнаяминиатюра «Весенняя лужайка».
Цель:
1. развитиеобразного мышления, развитие связной речи, активизация словаря;
2. развивать умениеколлективной работы и внимания к другим детям;
3. учить пониматьэмоционально – образное содержание текста.
На доске написаныследующие предложения: На мягкой изумрудной травке, как золото блестятцветочки. Как будто на зеленом ковре растут маленькие желтенькие пуговки.Зеленое покрывало украшено яркими огоньками.
1. Беседа. Подготовка кнаписанию.
У.: Представьте себетакую картину: яркое солнце, лужайка, покрытая молодой весенней травкой и наней множество желтых одуванчиков.
Давайте словами нарисуемэту картину. Но сначала подготовимся.
Когда художник собираетсяписать картину, он заготавливает краски, из которых будет выбирать нужные. Мыже должны заготовить слова.
Доска делится на тричасти. В первой части учитель пишет о траве.
Держите перед глазами тукартину, которую мы будем описывать. При описании ориентируйтесь на предложения,записанные на доске.
Сначала представьте себетраву: какая она, на что похожа, какими словами ее поточнее описать.
В процессе коллективнойработы подбираются и записываются на доске слова для будущих описаний:пушистая, молодая, зеленая, мягкая, сочная, зеленеет, пушистый ковер и т.д.
У.: Представьте себе самицветочки, как бы рассыпанные по траве. Как о них можно сказать, с чем сравнить?
Коллективно учащиесяподбирают следующие слова: желтые пуговки, яркие фонарики, огоньки, маленькиесолнышки и т.д.
У.: Какие глаголы можноупотребить, описывая картину?
Коллективно учащиесяподбирают следующие глаголы: колышутся, желтеют, горят, рассыпались, как будторазбросаны, выглядывают и т.д.
При словарной работеучащиеся обращаются за помощью к предложениям, записанным на доске.
У.: Теперь еще размысленно представьте себе поляну с одуванчиками и опишите ее. Описание можноначать так: яркий солнечный день…
2. Самостоятельное письмохудожественной миниатюры.
3. Самопроверканаписанного.
Задание 7. Проверьте иоцените сочинения и изложения третьеклассников (четвероклассников) (по 4-5работы каждого вида). Охарактеризуйте речевые ошибки учащихся
Учащимся было предложенонаписать сочинение на тему: «Моя мама».
Проверка и анализтворческого задания позволили выявить основные недочеты и ошибки в речиучащихся.
При проверке творческогозадания учитывались следующие критерии:
1. наличие образных языковых средств;
2. использование качественныхприлагательных;
3. деление текста на абзацы;
4. структура текста (наличие всех частей);
5. наличие грамматических ошибок.
В среднем учащиесясоставили текст объемом 12-14 предложений, из них:
простых предложений –88%;
сложных предложений –12%.
При составлении текста,школьники грамматически правильно строили предложения, соблюдали логическуюцепочку, убедительно доказывали свою мысль.
Однако в работах младшихшкольников встречаются нарушения структуры текста, отсутствие абзацев,нарушение границ предложений, грамматические ошибки (Любит читать детектив иисторические романы. Сергей В.), неправильное построение предложений.
Так Гуляева Настянаписала сочинение, не соответствующее предложенной теме:
Мы с мамой любимсмотреть телевизор. Нам с мамой нравится комедийный сериал «Моя прекраснаяняня». В этом сериале нам нравится Анастасия Заворотнюк, Борис Смоленский,Ольга Прокофьева, Сергей Жигунов и Любовь Полищук. Еще я, мама и дядя Андрейлюбим посидеть за компьютером. Также мы ходим гулять на улицу.
Контрольнаяработа
САШИНАКАША
Живет насвете Саша
Во рту уСаши каша –
Не рисоваякаша,
Негречневая каша,
Неманка,
Не овсянка
Насладком молоке
С утраво рту у Саши
Словапростые наши —
Нарусском языке.
Но то,что можно внятно
Сказатьдля всех понятно,
Красиво,чисто, ясно, -
Как людиговорят, -
Наш Сашатак корежит,
Что сампонять не может:
Произнесетсловечко –
И самтому не рад.
Онскажет: «До свидания!»
Аслышится: «До здания!»
Он спросит:«Где галоши?»,
Аслышно: «Это лошадь?»
Когда онвслух читает,
Поймешьедва-едва:
И буквыон глотает,
И целыеслова.
Он такспешит с налета
Прочесть,спросить, сказать.
Какбудто тонет кто-то.
А онспешит спасать...
Онможет, но не хочет
За речьюпоследить,
Намнужен переводчик
Егопереводить.
1.Выделите ключевые слова текста: Саша, речь, русский язык.
2. Найдитеи охарактеризуйте лексические явления, встречающиеся в тексте (слова впереносном значении, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, оксюмороны идр.) С какой целью использует их автор?
Каша –непонятно, что говорит Саша;
переводчик– тот, кто поймет;
буквыглотает – не произносит, пропускает.
3. Естьли, на Ваш взгляд, в тексте слова, которые могут быть непонятны младшимшкольникам? Как бы Вы объяснили им значение этих слов?
Слова,которые употребляются в переносном значении. Оъяснять их в том значении,которые будут понятны школьникам.
4.Разберите по составу подчеркнутые слова.
словечко– слов – ечк – о
спросит – с – прос – ит
5.Выпишите все существительные, определите их лексико-грамматические разряды.Каких существительных в данном тексте больше? Чем это можно объяснить?
Саша –одуш., собств., конкр.
каша –неодуш., нариц., конкр.,
манка –неодуш., нариц., конкр.,
овсянка– неодуш., нариц., конкр.,
молоке –неодуш., нариц., конкр.,
с утра –неодуш., нариц., конкр.,
во рту –неодуш., нариц., конкр.,
слова –неодуш., нариц., конкр.,
на языке– неодуш., нариц., конкр.,
люди –одуш., нариц., собир.,
словечко– неодуш., нариц., конкр.,
доздания – неодуш., нариц., конкр.,
галоши –неодуш., нариц., конкр.,
лошадь –одуш., собств., конкр.,
буквы –неодуш., нариц., конкр.,
речью –неодуш., нариц., конкр.,
переводчик– одуш., собств., конкр.
Наибольшееколичество слов – неодушевленные, нарицательные, конкретные.
6.Выпишите все прилагательные, определите их разряд (качественные, относительные,притяжательные). Докажите.
рисовая– качественное
гречневая– качественное
сладком– качественное
простые– качественное
русском– притяжательное
Качественнымприлагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:
1)наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий,-ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а,-о, -и;
2)возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой,самый дорогой и т.д.;
3)наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и другихсуффиксов);
4)возможность образования от большинства качественных прилагательных наречий на -о,-е: красивый — красиво, волнующий – волнующе;
5)возможность входить в антонимические пары слов: светлый — темный, добрый– злой;
6)возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-,-изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна,богатство и др.;
7)возможность быть и корневыми (первообразными), и производными, образованнымипри помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.
7.Выпишите все местоимения, определите их разряд по значению и их грамматическийразряд. Для чего используются в тексте эти местоимения.
сам – определительное,
он – личноеместоимение, местоимение – существительное,
нам – личноеместоимение, нач. форма – мы,
его – местоимение– прилагательное, притяжательное, неизменяемое.
8. Принаписании каких глаголов текста ученики могут допустить ошибки. Как можнопредупредить эти ошибки?
Живет – ЖИ — ШИ
корежит– ЖИ – ШИ, безударный звук в корне
может– безударный звук,
спешит– ЖИ – ШИ, безударный звук в корне
Необходимобольше внимания уделить на правила правописания ЖИ – ШИ и проверке безударныхзвуков.
9.Выполните полный фонетический разбор слова, наделенного курсивом.
овсянка[Δфс'анка]
Δ – гл, безуд.
ф –согл., глух., тверд.,
с' –согл., глух., мягк.,
а – гл.,удар.,
н –согл., сонор., тверд.,
к –согл., глух., тверд.,
а – гл.,безуд.
переводчик [п'ир'ивочик]
п' –согл., глух., мягк.,
и – гл.,безуд.,
р' –согл., сонор., мягк.,
и – гл.,безуд.,
в –согл., глух., тверд.,
о – гл.,удар.,
ч –согл., тверд.,
и – гл.,безуд.,
к –согл., глух., тверд.
10.Приведите примеры несоответствия звуков и букв текста. Какими орфографическимиправилами мы руководствуемся при написании этих слов?
На русскомязыке, корежит, может, переводчик.
Написаниедвойной буквы, правило ЖИ – ШИ, написание безударных гласных в корне и в другихчастях, непроизносимые согласные.
11. Какможно организовать работу с данным текстом на уроке чтения. Приведите фрагментурока.
Цели:
- развитие орфографической зоркости,креативного типа мышления, умение работать по заданию при конструированиислова, предложения, текста;
- отработка умения писать слова сжи, ши, ча, ща, чу, щу; делить слова на слоги и для переноса, ставить ударения,работать с понятиями – слово, предложение, текст;
- воспитание умения согласовыватьсвои действия с действиями другого человека, прививать эмпатию, толерантность.
Постановказадач и целей урока:
1.Определите тип нашего урока.
2.Обоснуйте свой ответ.
3.Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение писать эти сочетания.
4.Сейчас мы прочитаем стихотворение С.Михалкова «Сашина каша»
(Чтениестихотворение учителем)
Отработканавыка написания слогов сочетаний: ЖИ — ШИ.
1. Вамбыло дано задание загадать слова на эти правила и представить их так, чтобыребята догадались о чём идёт речь.
Работа удоски.
Задание:записать слово, выделить буквы, разделить на слоги, поставить ударение.
Вывод:Написание какого правила закрепляли?
Список литературы
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку вначальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению вначальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
3. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если… //Начальная школа: плюс–минус. – 2002. — № 4.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.– М., 1993ю
5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтозначит – учить читать // Начальная школа – 1998 – № 3.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др. Секреты орфографии.М.: Просвещение, 1991.
7. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальнаяшкола. – 1990. — №8.
8. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2005.
9. Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002.
10. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программыобщеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М, 1996.
11. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку вначальных классах. – М., 1987.
12. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня,завтра // Начальная школа плюс До и После. – 2005. — № 6.
13. Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.
14. Наш опыт – студентам и учителям. // Начальная школаплюс До и После. – 2005. — № 4.
15. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опытаобучения чтению. – М., 1990.
16. Основы методики начального обучения русскому языку. /Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1965.
17. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В.Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся науроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. – 2002. — №12.
18. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальныхклассов. – М., 1984.
19. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскомуязыку в начальных классах. – М., 1979.
20. Редозубов С.П. Обучение первоначальному чтению иписьму. – М., 1961.
21. Речевое развитие младших школьников. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1970.
22. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка.– М., 1999.
23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения. – М., 1998.
24. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1992.
25. Современные проблемы модернизации образования иОбразовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. –2003.-№ 8.
26. Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М.,2000.
27. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочномуобучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. – 2003. — № 12.
28. Филиппова Л.А… Сложный путь от традиционного обученияк проблемному (организация методической работы в начальных классах) //Начальная школа плюс До и После. – 2002. — № 8.
29. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная наразвитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После.– 2002. — № 8.