Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи

Омский государственныйпедагогический университет
Факультет педагогики ипсихологии
Кафедра социальнойпедагогики
Курсовая работа
«Особенности работысоциального педагога
с детьми из неполнойсемьи»
Омск-2008

Содержание
Введение
1. Особенности воспитаниядетей в неполной семье
1.1 Семья как институтпервичной социализации ребенка
1.2 Семья как одна изпричин отклоняющегося поведения
подростка
1.3 Характеристиканеполной семьи
1.4 Основные проблемыдетей из неполной семьи
2. Особенности работы социальногопедагога с детьми из
неполной семьи
2.1 Специфика работысоциального педагога с неполной семьей
2.2 Методы, используемыев работе социального педагога
2.3 Обработка результатовпо основным тестам
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
 
На мой взгляд,что актуальность моей темы заключается именно в том, что в современных условияхименно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен напродукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье,вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию.Снижение покупательной способности, обнищание средних слоев населения привело кросту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласностатистическим данным, с 1992 г. наблюдается уменьшение населения. Если в 1995 г.прирост населения составлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертностьпревысила рождаемость на 880 тыс. Современная семья урезает себя не только вжилье и одежде, но и в питании.
Разрушительныепоследствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду сэкономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Каждый третийребенок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет число детей,рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Современная семьяотличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений всемье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собойотражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обстановка. Ножницыпрожиточного уровня богатых и бедных все больше расходится, часть населения награне нищенства. Чаще это многодетные семьи.
В самомтяжелом положении сегодня находятся семьи, где несовершеннолетние дети, а такженеполные семьи. В семье растет алкоголизм и наркомания. Страдают и семьи интеллигенции:труд врача и учителя до сих пор низкооплачиваем. Падение нравственных устоев,стремление отвечать только за себя, материальная возможность обеспечиватьтолько себя приводят к увеличению роста разводов.
Неполнаясемья – семья с одним родителем в последние годы стала распространеннымявлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже – отец. Такая семья– результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либокогда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они болеевсего требуют внимания со стороны социального педагога. Эти семьи живут бедно,доход женщин чаще ниже, чем у мужчин, алименты составляют всего 1/4 зарплатымужчины. Алименты – материальное обеспечение несовершеннолетних детей в случаеразвода родителей, узаконенное государством.
Темакурсовой –неполная семья.
Объектом является неполная семья.
Предмет –социально-педагогическая деятельность с неполной семьей.
Цель – Определить рольсоциального педагога в воспитании детей из неполной семьи.
Исходя изцели, можно выделить ряд задач:
ü  Изучить литературу повыбранной теме.
ü  Исследовать теоретическиеаспекты работы социального педагога по проблемам неполной семьи.
ü  Распознать основныепроблемы детей в неполной семье.

1. Особенностивоспитания детей в неполной семье
1.1 Семьякак институт первичной социализации ребенка
Важнейшаясоциальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья всовременном обществе рассматривается как институт первичной социализацииребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системойпредписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределениемежду родителями функций ухода за детьми и их воспитание в семье; определяющихсодержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственностьперед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастнымособенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающихоптимальные возможности его личностного и умственного развития. В историиродительства все более явной становится значения института семьи. Преждеответственность за воспитание ребенка возлагалось на общество, в то время какиндивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительныйпериод детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность, но сизменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждойиз возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формыи средства воспитательных воздействий, характер отношений с родителями.
Главнымизадачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка –потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон)и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве;формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальнойкомпетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системынаучных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшемшкольном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания вподростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность иэмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость,длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельностьи сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержкаи инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальнойструктурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного иинтеллектуального развития ребенка. [12, стр. 117]
1.2 Семья как одна изпричин отклоняющегося поведения подростка
Семьеотводится решающая роль в определении направленности поведения подростка,именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детейзакладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместнойдеятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планыи идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения иобщение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяетсяструктурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей,социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом,распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми исемейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируетличность ребенка.
Семейноеобщение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носитпротиворечивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению свзрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижениеинтереса к семейному общению.
Противоречивостьсемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остропроявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведениеподростков. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет иливыполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. Вто же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии сконкретным ребенком. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а длядругого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний.
Дефектывоспитания являются показателем неблагополучия семьи. Ни материальные, нибытовые, не престижные показатели не характеризуют степень благополучия илинеблагополучия семьи – только отношение к ребенку. Однако не учитыватьструктурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентаций было бынеправильным.
Структурнаядеформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызываетрасстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практикувзаимосвязей с взрослыми людьми (особенно с мужчинами). Подростки из такихсемей обычно испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактовсо сверстниками.
Фактором,влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один изродителей в силу определенных причин (частые командировки, длительноеотсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребенка и др.)как бы самоустраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения сним. В настоящее время у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытаябезотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье,не принимают участия в воспитании детей. Скрытая безотцовщина снижаетэффективность семейного воспитания.
Нарушениеструктуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а всочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогическогообразования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержаниемобщения и пр. Еще одним показателем благополучия семьи и ее влияния на ребенкаявляется отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпаетпервые образцы человеческих отношений и культуры общения, они в более позднемвозрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет своипоступки.
Взаимоотношенияродителей с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же времяобщение корректирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейногообщения и стиль отношений, как правило, проявляется во взаимодействии членовсемьи. Если эти отношения эмоционально положительны, то семейное общениеконструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если жеотношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общениепринимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении заложен довольно большойвоспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, какхарактера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потомучто оно направлено не только на сознание людей, на оценку их поступков иповедения.
1.3 Характеристиканеполной семьи
Прежде чемдать характеристику неполной семьи, давайте определим, что является полной инеполной семьей. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – этооснованная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, членыкоторой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьейназывается социальный институт, характеризующийся устойчивой формойвзаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная частьповседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичнаясоциализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного имедицинского обслуживания и т.д.
Как видвыделяют семьи неполную. Неполная семья – семья, в которой из-за развода или смертиотсутствует один из супругов.Неполные семьи составляют значительнуюдолю населения в России – 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одинокихматерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один,реже – два ребенка [17 из Танькиной курсовой].
Растет число одинокихматерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России уженщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 годуона превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый – пятый новорожденный становитсяребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.
Ежегодно, по даннымГоскомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почтистолько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска [9; 34–35].
Неполнаясемья относится к семьям группы риска. Она является отклонением от нормы.
Неполнойсемьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя и его детей.Она образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов,развода, рождение внебрачного ребенка или усыновление. Неполная семья являетсяюридически правомочной. По российскому семейному законодательству онапользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.
При разводеоба родителя юридически ответственны за воспитание детей, на практике ушедшийиз семьи супруг имеет меньше возможности общаться с детьми, а у оставшегосятакже становится меньше времени для воспитания и общения с ними, потому чтоувеличивается количество забот и обязанностей. Свои трудности испытывает имать, воспитывающая ребенка одна, без мужа.
В неполныхсемьях дети по-разному реагируют на отсутствие одного или другого родителя,мальчики более уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает массасоциальных проблем. Безотцовщина особенно болезненно и чревато отрицательнымивоспитательными последствиями для мальчиков.
Иногда внеполных семьях, где материальные условия низкие, родители ведут аморальныйпротивоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечаютэлементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, какправило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными,отстают в развитии. Они становятся жертвами насилия, как со стороны родителя,так и других граждан того же социального строя.
Одним израспространенных типов неполной семьи в современных условиях становитсявнебрачная семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака.Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнстваи другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шагсознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, чтомать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такойсемье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не можетнайти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать,воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкаетего повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.
Отрицательнымобразом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета,олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опекиотражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условияхмногочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения сребенком. Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказываетсяна его нравственном развитии.
Отрицательновлияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная кнему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых»влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного впервую очередь против неё.
Основные мерыулучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем:создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи ивовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любвии строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детейположительного идеала взрослого.
1.4 Основныепроблемы детей из неполной семьи
Неполнаясемья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не можетобеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологипонимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление кней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вотпроцесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи всоциальную среду, усложняется и деформируется.
Исследованияпоказывают, что одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитаниедетей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношенийматери с детьми эмоционально более насыщена. Мать стремится своим влиянием,своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, детинедополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимаетопекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенкапозицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной,несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой»эгоистической личности.
Нельзясбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чащеоказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детейиз благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности,а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироватьсяальтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможносоздание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формированиеличности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем илиучастником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителейк разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к немуматери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.
Отсутствиемужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, длякоторых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.
Еще сложнеепроцесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается«устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из нихпоселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют отребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимаютдругие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому ненужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника,правонарушителя, преступника.
Изучениепсихологии преступников показывает, что первым толчком в формировании ихпротивоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи ишколы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий,оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенныхединомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый планвыдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа,которого не жалко, которое должно быть «наказано».
Воспитывающемусяв нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполнойсемьи трудно не попасть на такой путь. К этому еще нужно добавить, что внеполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается вбольшей степени изолированной, оторванной от окружающего мира. Вот почему срединесовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев изнеполных семей. Как видим, тяжелую судьбу готовят разводящиеся родители нетолько себе, но и детям. Дети всей своей искалеченной жизнью платят занеспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно – психологическимклиматом.

2. Особенностиработы социального педагога с детьми из неполной семьи
2.1 Спецификаработы социального педагога с неполной семьей
Деятельностьсоциального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогическойпомощи: образовательную, психологическую, посредническую.Образовательнаясоставляющая, включает в себя два направления деятельности социальногопедагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь вобучении направлена на предотвращение семейных проблем и формированиепедагогической культуры родителей.
Помощь ввоспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путемих консультирования, а также с ребенком посредством создания специальныхвоспитывающих Образовательная составляющая, включает в себя два направлениядеятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь вобучении направлена на предотвращение семейных проблем и формированиепедагогической культуры родителей.
Помощь ввоспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путемих консультирования, а также с ребенком посредством создания специальныхвоспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ееукрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическаясоставляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента:социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в периодкратковременного кризиса. Социальный педагог определяет проблему, анализируямежличностные отношения в семье, положение ребенка в семье, отношение семьи собществом.
Коррекциямежличностных отношений происходит, в основном когда в семье происходитпсихическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психическогои физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание,оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Социальныйпедагог должен так скорректировать отношение в семье, чтобы все необходимыемеры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживалисьс помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка всоответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Посредническийкомпонент социально – педагогической помощи включают в себя три составляющиепомощь в организации, координации и информирование.
Помощь ворганизации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя:организацию клубов по интересам, семейных праздников, конкурсов, летнего отдыхаи т.д.
Помощькоординации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместномуразрешению проблемы неполной семьи и положения ребенка в ней.
Помощь винформировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросамсоциальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могуткасаться как жилищного, семейно – брачного, трудового, гражданского,пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которыесуществуют в нутрии семьи.
Говоря опрактике социальной работы с семьей, нельзя оставить без вниманияпсихолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе ссемьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает спроблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимовладеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй,может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разнойвеличины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомствасоциальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, авторомпрограмм, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии,психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений. Опсихологических особенностях деятельности социального педагога в работе ссемьёй и пойдёт речь в данном параграфе.
Социальнаяработа – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворениечеловеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решениепроблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные,положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с теммогут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния.Сильные переживания вызывают:
ü концентрациявнимания на проблемах одной семьи;
ü несложившиеся взаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный моментрешить его проблему;
ü новыезадания, резко меняющиеся планы;
ü отсутствиеочевидных результатов предполагаемых мер, и т.п.
Проблемы клиентов социальнойработы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимопринимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаётвысокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности социальногоработника, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательныеэмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью,попытками вывести социального работника из равновесия и т.д. В этих условияхвспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоцийобычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую – проблемувзаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания,способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение,которое диктуется обстоятельствами самого дела.
Особенности познавательных иэмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерномдля специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работадлительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценкатруда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующиефакторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдромвыгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные иобыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость,последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведениядела до конца.
Сегодня же специалист,работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать ссистемами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства,ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти,автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства.Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугахотдельному человеку, семье или группам семей.
Работа с семьёй может такжевестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическоездоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовуюдеятельность и, конечно, семейные агентства, службы.
Внимание любой из сферсоциальной работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникалиу членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового илидругого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различныесоциально-психологические явления, которые или укрепляют или, что чаще всегобывает, разрушают.
Необходимой предпосылкойуспешного решения основных проблем семьи является глубокое пониманиепсихолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней.
Деятельность специалистов посоциальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна:в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом – совместнос родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решаютпроблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом – занимаются семейнойпсихотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые контактысоциального работника с семьями, порождаемые потребностями совместнойдеятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностейсоциальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают егосоциально-педагогические понятия о типах семьи и процессах её социализации,поведении сложных структур и разнообразии культурных систем, а также особственно личности социального педагога или работника и присущих емупрофессиональных качествах.
Социальные педагоги, работая ссемьей, выясняют все трудности, проблемы и стараются, по возможности, оказатьпомощь и поддержку. Например, обращаются с просьбой по месту жительства семьи кглавам администраций городов и районов, к руководителям предприятий,общественным Фондам с просьбой оказать содействие в решении проблем семьи (жилищных,экономических, вопросах трудоустройства). Помогают в получении семьями льгот, ввыплате детских пособий, пенсий, получении материальной помощи.
Для работы сдетьми из неполных семей могут использоваться следующие формы:
ü центры социальнойреабилитации детей и подростков. В них социальные педагоги занимаютсяпрофилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труди учебу, помогая выйти из кризисного состояния;
ü центры социальной защитыосуществляют правовую и юридическую помощь детям из неполных семей,контролируют эти семьи. Педагогами и психологами Центра применяются различныеприемы и методы, способствующие адаптации детей в среде сверстников и окружающейсреде интеграции их в жизнь и общество.
В Центреработают различные студии, кружки, секции. На должном уровне поставлена имедицинская реабилитация, как составляющая часть всего реабилитационногопроцесса
Социальныепедагоги Центра, работая с семьей, выясняют все трудности, проблемы истараются, по возможности, оказать помощь и поддержку. Например, обращаются спросьбой по месту жительства семьи к главам администраций городов и районов, круководителям предприятий, общественным Фондам с просьбой оказать содействие врешении проблем семьи (жилищных, экономических, вопросах трудоустройства).Помогают в получении семьями льгот, в выплате детских пособий, пенсий,получении материальной помощи.
Особое местов социальной работе отводится к контактам с родителями. Эти контакты помогаютсоциальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членамисемьи. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы длякаждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль.
Одной из формпомощи семье является организация центров семейного досуга. В центрах семейногодосуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические ипсихологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефондоверия», различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в нихдети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются ихинтересы, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт,искусство.
Родителилучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьикомпенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубахсемья получает поддержку в кризисных ситуациях.
Социальныеработники центра приобщают семью к такому виду отдыха как туризм. Это прогулкитуристические походы, экскурсии и т.д.
В помощьнеполным семьям, организованы в школах группы продленного дня и школы с продленнымднем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса втаких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребятаостаются в группах, где готовят уроки и гуляют.
Сотрудникицентра принимают участие в решении сложных проблем семьи и ее членов,осуществляют социальный патронаж семей, нуждающихся в помощи, реабилитации иподдержке. Анализируя социальное положение семей, прогнозируется их потребностив социальной помощи, и разрабатываются предложения по развитию социальныхуслуг.
В работецентра определились основные направления: социально-экономическое,социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое,социально-профилактическое, реабилитационное, информационное, профилактическое.
2.1 Методы, используемыев работе социального педагога
Самымраспространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он даетпедагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает заобщением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками,его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Ноэту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогутзаписи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремяребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах,стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратитьвнимание и на пассивных. Чаще всего социальный педагог прибегает к методубеседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование,составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделалазаключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составитьпредставление о ребенке изучение ею биографии, его поступков и мотивов.Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математическойобработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценкикризисного состояния ребенка. При изучении ребенка педагог не может обойтись безанализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют«ядром ребенка».
Социальный педагог использует в своей работеразличные методы. Наиболее известными являются:
1 Оценка уровня развитиятипичных черт личности (тест Кеттела) [12, с. 96–122]
Эта методикапредназначена для оценивания степени развития 16 типичных черт личности. Такаяоценка даётся по результатам анализа ответов на приводимые ниже 187 вопросов-суждений.
Вы должныпрочесть каждое суждение и выбрать один из трёх ответов на него. Ответы даютсясразу же после формулировки суждения. Выбранные ответы сравниваются сключевыми, которые приводятся в конце опросника. Результатом такого сравнениястановится оценка степени развитости различных типичных черт личности, названиякоторых даются вместе с ключевыми ответами. Необходимо внимательно прочитатькаждое из высказываний, выразить свое отношение к нему и выбрать один изответов.
Обработкарезультатов и выводы по этому тесту:
Обработкарезультатов производится с учётом того, как вы ответили на вопросы 1, 2 и 187.Если ответы утвердительные («да»), то и всем остальным вашим ответам можнодоверять. Если это не так, то возникают сомнения в искренности ответов и тогданет смысла обрабатывать дальше результаты опроса.
С помощьютеста Кеттела оцениваются следующие качества личности:
1.Экстраверсия – интроверсия. 2. Уровень умственного развития. 3. Выдержка – эмоциональнаянеустойчивость. 4. Инициативность (склонность к руководству людьми) – пассивность(склонность к подчинению людям). 5. Взвешенность поступков – импульсивностьповедения. 6. Соблюдение установленных норм и правил поведения – нарушениеустановленных норм и правил поведения. 7. Смелость – застенчивость. 8.Рациональность – эмоциональность. 9. Покладистость – несговорчивость. 10.Мечтательность – практичность. 11. Прямолинейность (бесцеремонность) – сдержанность(тактичность). 12. Уверенность в себе – неуверенность в себе. 13.Консервативность – склонность к новизне. 14. Коллективизм – индивидуализм. 15.Аккуратность (собранность) – неаккуратность (несобранность). 16. Беспокойство –невозмутимость.
2 Оценка агрессивностисоциального педагога (тест А. Ассингера). Этот тест позволяет определить,достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и учениками,легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провестивзаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможетпонять, насколько верна их самооценка. (Приложение 3)
3 Ребенок оцениваетсоциального педагога (Приложение 1)
4Оценка профессиональнойдеятельности социального педагога (оценка творческого потенциала (опросник))Приложение 3 [16, с. 173].
Кроме этих тестов, в работе используютсятесты-опросники по родительским отношениям и по особенностямсоциально-поведенческих реакций. Тексты тестов и ключи к ним приведены вПриложении №3.
Тест-опросникродительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным,представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный навыявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологическойпомощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительскоеотношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Материаломдля построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психическиздоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощьюв Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологииМГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Было выделено двегруппы: контрольная – родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросахвоспитания и общения с ребенком – субъективно благополучные; иэкспериментальная – родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей(в нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью).Все родители – жители г. Москвы, более половины из них с высшимобразованием.
Опросниксостоит из пяти шкал.
Шкала 1.«Принятие–отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение кребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какойон есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родительстремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы ипланы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха вжизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Побольшей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2.«Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения.Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах ипланах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родительвысоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываетчувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка,старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать наего точку зрения в спорных вопросах.
Шкала 3.«Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высокихбаллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическимотношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родительощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребностиребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянноощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волейобстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенкусамостоятельности никогда.
Шкала 4.«Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля заповедением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношенииданного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует отребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенкуво всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявлениясвоеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальнымидостижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями,чувствами.
Шкала 5.«Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенкародителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данногородителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную исоциальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению среальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутсяродителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку,досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель стараетсяоградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В качествеисходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей,обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центрпсихологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утвержденийбыл апробирован по 13 априорным шкалам: симпатия, антипатия, уважение,неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальнаяинвалидизация, кооперация, доминирование, потакание, автономия. Встандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительнокоторых мнения экспертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом,было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результатефакторизации данных общей выборки испытуемых было получено четыре значимыхфактора: «принятие–отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарнаягиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также былиполучены значимые факторы: 3 – в экспериментальной, 4 – в контрольной и 2 – вподвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью – «маленькийнеудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимальнодискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.
Валидностьопросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычисляласьдискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пятифакторов четыре оказались дискриминативньши, т.е. значимо различали выборки междусобой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительноучитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности ввоспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемымс последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадениеаприорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группасубъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей,обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждаютвалидность опросника [16, с. 174–180].
2.3 Обработка результатов по основным тестам
Дляпрактического исследования была выбрана гимназия города Тюкалинска, где ипроводилась работа с социальным педагогом, родителями и группойдетей-подростков.
Испытуемымбыли предложены тесты, опросники и анкеты.
Исходными(опорными) данными для проведения опроса явились:
· субъектсоциальной педагогики – конкретный специалист в области социальной педагогики,работающий с неполными семьями;
· четыренеполные семьи;
· детииз этих семей, всего 5 детей.
Предметомисследования явились:
· оценкасоциального педагога каждым ребенком, с которым он работает (тест «Ребенокоценивает социального педагога», – Приложение 1).
· оценкакаждым родителем социального педагога, с которым они работают (тест «Оценкаобщительности учителя», – Приложение 2).
· социальныйпедагог оценивают сами себя (тест «Оценка профессиональной деятельностисоциального педагога» и тест «Оценка агрессивности социального педагога», –Приложение 3).
· оценкадетско-родительских отношений (тест «Подростки о родителях», «Измерениеродительских установок и реакций» (PARY), – Приложение; тесты родительских отношенийи тест «Особенности социально-поведенческих реакций», – Приложение 4).
Обозначимлюдей, которые будут работать по данной схеме.
Я будуработать с педагогом Песчанской О.В.
Социальныйпедагог: Песчанская О.В. работает с неполными семьями: с семьей, где естьмама Людмила Д. и дочь Татьяна, семьей, где есть мама Вера Б. и еедети: Вадим и Вера, с семьей Елены К. и ее сыном Сергеем и семьей Ольги П.и ее дочерью Наташей.
Методики, покоторым проводилось исследование, были описаны выше. Теперь рассмотрим основныерезультаты, которые удалось выявить в процессе перекрестной оценки детей,педагогов и родителей.
Рассмотримрезультаты теста по оценке каждым ребенком социального педагога, с которым онработает. Тест «Ребенок оценивает социального педагога» (Приложение 2). ДетиСергей и Наташа оценили педагога Песчанскую О.В. с отношением «да» к «нет»как 10,5/10 (1,05). Дети Вадим, Татьяна и Вера оценили этого же педагога как38/25 (1,52). Т.е. можно сказать, что, в основном, прослеживается доверительноеотношение к работнику (средний балл 1,35). Что касается результатов теста пооценке каждым родителем социального педагога, с которым они работают, (тест «Оценкаобщительности учителя» – Приложение 4), то мы видим следующее. По оценкам мамы Елены К.и Людмилы Д., педагог Песчанская О.В. получила 18 и 16 очков, чтоговорит о нормальной коммуникабельности, о том, что педагог любознательный,охотно слушает интересного собеседника, достаточно терпелив, отстаивает своюточку зрения без вспыльчивости, экстравагантные выходки и многословие вызываюту педагога раздражение.
По оценкаммамы Ольги П. и мамы Веры Б., тот же педагог получила 10 очков. Этоговорит о том, что педагог весьма общительный, порой даже сверх меры,любопытен, разговорчив, охотно знакомится с новыми людьми. Не хватаетусидчивости, терпения.
Средний баллсоставил 13,5 очков, т.е. коммуникабельность педагога ПесчанскойО.В. считаетсянормальной.
Приколичественной оценке стиля общения каждого педагога (анкета А.А. Леонтьева,рис. 1.), выяснилось, что Песчанская О.В. характеризуется как вполнеудовлетворительно овладевшая приемами общения. Коммуникативная деятельностьдовольно свободна по форме, легко входит в контакт с обучаемым, но не всеоказываются в поле его внимания. Содержание занятия может непроизвольнопроноситься в жертву форме общения.
Что касаетсярезультатов по проведенным тестам на предмет отношения к работе социальногопедагога самого педагога, (он оценивает сам себя), то, в тесте «Оценкапрофессиональной деятельности социального педагога», педагог Песчанская О.В.набрала 30 очков. Это говорит о том, что женщины есть те качества, которыепозволяют им творить, но есть и барьеры этого творчества. Самый опасный – страх,особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковываетвоображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественногоосуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания,осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для другихповедение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожаеттворческую личность. Но все же и родители, и дети высоко оценивают творческийпотенциал своего педагога. И, естественно, если отношения сложились, можноожидать эффективных результатов от их совместной деятельности.
По тесту «Оценкаагрессивности социального педагога» педагог Песчанская О.В. набрала 35очков. Это говорит о ее чрезмерной миролюбивости, что обусловлено недостаточнойуверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, чтопедагог, как травинка, гнется под любым ветерком. Но все же большерешительности педагогу не помешает.
Можносказать, что испытуемому классу и родителям детей с социальным педагогомповезло.
С помощьюпредставленных или описанных в работе методов, можно оценить разнообразныепсихологические и социальные качества у себя самого и у других людей. Это оченьважно для социального педагога, для родителей и для детей.
Итак,социальный педагог должен уметь оценивать особенности психологии человека,налаживать контакты с окружающими, уметь ориентироваться в нормативных,правовых документах, знать особенности развития черт личности человека, иметьособые качества характера, любить детей и свою работу, стараться повыситьэффективность своей деятельности и многое другое.
Перейдем кдетско-родительским отношениям. В тесте «Подростки о родителях» ребенок Наташаоценивала свою маму Ольгу П. По шкале «Позитивный интерес» было набрано 5баллов (говорит, что качество выражено отчетливо) – это положительное отношениек дочери со стороны матери, основанное на психологическом приятии. Шкала «Директивности»мала (1 балл). Шкала «Враждебности», «Автономности» равна нулю, т.е. мать,проявляет достаточно заботы, опеки, внимания по отношению к дочери. Но вызываетопасение 4 балла по шкале «Непоследовательность». Эта шкала выражены отчетливо,т.е. матери необходимо прекратить резкую смену стиля и приемов воспитания.
В этом жетесте ребенок Вадим оценивал маму Веру Б. Шкала «Позитивный интерес» – 5баллов, т.е. подросток испытывает необходимость в помощи и поддержке матери.Высокая шкала по директивности (4 балла), т.е. матерью как бы утверждаетсяизначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталонуребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения.Враждебность и агрессивность выражены мало (по 1 баллу). Шкала автономности внорме (1 балл), т.е. диктата, маниакальности в поведении матери к сыну ненаблюдается. Шкала непоследовательности велика, как и у Ольги П. (4балла).
Оцениваетребенок Вера свою маму Веру Б. Здесь прослеживается несколько другая тактикавоспитания, нежели по отношению к сыну. «Позитивный интерес» – 4 балла, «Директивность»–2, «Непоследовательность» – 1 балл. Одним словом, особых претензий и замечанийк методам воспитания нет, хотя непонятна разница в методах воспитания поотношению к сыну и дочери.
Татьяна омаме Людмиле Д. Высокий уровень директивности (5), снижен уровень позитивногоотношения (3), высокий уровень непоследовательности (5) в выборе методов воспитания.Отношения мамы с дочерью могут вызывать опасения.
ПодростокСергей оценивал маму Елену К. Враждебность и агрессивность выражены мало (1),хотя имеет место в процессе воспитания, по другим шкалам претензий нет. «Позитивныйинтерес» – 5 баллов.
Родителиоценивали своих детей по опроснику «Измерение родительских установок и реакций»и по тесту-опроснику «Родительского отношения».
Послепроведенных исследований оценке типичных черт личности (тест Кеттела –Приложение 1) и методике семантического дифференциала для выявленияпсихологических особенностей детей из неполных семей, было выявлено, что вгруппе школьников, среди которых были дети из полных и неполных семей,характерными качествами личности детей из неполных семей были: неразговорчивость,замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность,неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и томуподобные. Когда как для детей из полных семей основными качествами личностибыли: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость, эмоциональность,смелость, взвешенность поступков, общительность и т.д. Этими качествамиобладали и некоторые дети из неполных семей, где наблюдались ровные,доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, где нормальный уровеньматериального положения и достаточно высокий интеллектуальный, образовательныйуровень взрослых (родителей или опекунов, или других родственников). Конечно,были и исключения.
Итак,программа работы с детьми из неполных семей должна быть различной для работы ссемьей (или в семье) и для работы в специализированных центрах. Что же касаетсяплана работы для специализированных центров, то здесь могут быть различныеварианты, в зависимости от условий, планов, целей, вопросов финансирования тогоили иного социологического центра. Важную роль здесь играет учет социально-психологическихособенностей детей, если мы, например, имеем в виду детей из неполных семей.
Социальныйпедагог должен заниматься своим делом хорошо и оказывать помощь тем, кто в нейнуждается. Иногда в помощи нуждаются больше родители, чем сами дети. Детиосознают важность воспитательной работы, как правило, позже, зачастую тогда,когда они сами становятся родителями. И хотелось бы, чтобы будущие родителимоделировали свою жизнь на хороших примерах общения и воспитания.
 

Заключение
Такимобразом, проведя исследования, можно сделать следующие выводы:
I. Рост неполных семей вобществе порождает немалые проблемы: экономические, демографические,педагогические. На сегодняшний день подавляющее большинство неполных семейможно отнести к категории материально нуждающихся. Во-первых, потому что доходнеполной семьи составляет одна заработная плата матери (отца), при этом, трудженщины зачастую оплачивается ниже, чем труд мужчины, во-вторых, неполнаясемья, не имея трудового дохода, вынуждена жить на государственные пенсии исоциальные пособия. Материальные трудности могут породить определенный комплексу членов неполной семьи, особенно у детей с их неокрепшей нервной системой. У ребенка,когда он видит, что одет хуже остальных или не имеет того, что есть у другихребят, может сложиться комплекс неполноценности. В результате он становитсязамкнутым, нерешительным, отстраненным от окружающих. Возможно, что все этопородит в нем агрессию и внутриличностные конфликты. У родителей же,воспитывающих ребенка в одиночку, в результате материальной нужды и постоянныхограничений, вызванных ею, появляется нервозность, вспыльчивость, чувствобезысходности, что, конечно, дестабилизирует семейный социально-психологическийклимат. Необходимо принять меры для того, чтобы полная семья стала доминирующейконстантой в нашем обществе.
II. Методы, использованныев данной курсовой работе: 1. Оценка уровня развития типичных черт личности(тест Кеттела).
2. Оценкаагрессивности социального педагога (тест А. Ассингера).
3. Ребенокоценивает социального педагога.
4. Оценкапрофессиональной деятельности социального педагога.
5. Тестыопросники по родительским отношениям и по особенностям социально-поведенческихреакций.
6.Тест-опросник родительского отношения (ОРО).
7. Тест«Оценка общего уровня общительности педагога».
8. Опросник«Поведение родителей и отношение подростков к ним».
9. Опросник«Измерение родительских установок и реакций» (PARY).
III. По мнению специалистов,отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной семейной жизни детейможет быть сведен к следующему:
1. Ребенокрастет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, чтопрепятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений.
2. Духовнаяатмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то естьнеобходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.
3. Резковозрастает риск нервно-психических заболеваний детей.
4. Растетбезнадзорность и бесконтрольность поведения.
5. Снижаетсяспособность ребенка к адоптации.
6. Ребенок неусваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм.
7. У негоочень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебноеотношение к одному из них.
Именноактивное, деятельное участие отца в жизни семьи делают ее подлинноблагополучной. В связи с этим в работе с семьей учителю следует уделятьвнимание разъяснению значения отца в воспитании, прежде всего ориентируяпредставителей сильного пола на осуществление воспитательных воздействий всфере досуга. На самом деле, пока только сравнительно небольшая частьродителей, приблизительно 1,3%, постоянно организует досуг своих детей,реализуя тем самым возможности воспитания, содержащиеся в совместных досуговыхи любительских занятиях.
IV. Прежде всего, необходимкомплексный подход к решению проблемы «неполная семья». Очень важно внедрениегосударственных программ, основанных на научных данных о неполной семье.Приоритетным направлением представляется развитие сети учреждений,специализирующихся на оказании помощи семье. Было бы полезно организоватьпедагогические курсы для родителей (при детских садах, школах, или нахозрасчетной основе), где специалисты освещали бы вопросы воспитания,особенности детской психологии. В данном вопросе нельзя обойти вниманием идетей. В школах целесообразно вновь ввести в программу предмет «Этика ипсихология семейной жизни». На этих уроках подростки могли бы обучатьсясамоанализу и методам разрешения конфликтов, с которыми им придется столкнутьсяв их личной жизни. Одним из методов такого обучения может быть ролевая игра, входе которой подростки разыгрывают разные жизненные ситуации, а затем обсуждаютих. На таких занятиях подростки учатся понимать себя, находить ошибки в своемповедении. Возможно, при правильно поставленном обучении удастся предотвратитьмножество будущих жизненных драм.
 
 

Списокиспользуемой литературы
 
1. Аванесов В.С. Тестыв социологическом исследовании. – М., 1992.
2. Антонов А.И. Микросоциологиясемьи (методология исследования структур и процессов). – М.: Издательский Дом «NotaBene», 1998.
3. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология, – М.: «Наука» 1994.
4. Беличева С.А. Службасоциальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.
5. Бочарова В.Г. Личность– семья – община становится центром системы социальных служб. //Социальная работа. -1992.
6. Василькова Ю.В. Лекциипо социальной педагогике; Раздел 2. Лекция
7. Воробьев Н.И. Семьяв Нерехте. (К вопросу об анализе семьи.) // Вестник статистики. –1989. – №1. –№3.
8. ГуберманИ. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1987.
9. ДружининВ. Психология семьи. – М., 1996.
10.  Елизаров В.В. Семьяв условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программедействий президента Российской Федерации на 1996–2000 годы. М.: Юридическая литература,1998.
11.  Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемостьи брачность в России. // Социальные исследования. – 1997.
12.  Карабанова О.А. Психологиясемейных отношений и семейного консультирования: учебное пособие, М.: Гардарики2007.
13.  Куличенко Р.М. Социальнаяработа и подготовка социальных работников в современной России: уч. пособие,Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.
14.  Земски М. Семья и личность.– М., 1989.
15.  Караковский В.А. Чтобывоспитание было успешным… – М.: Знание, 1989.
16.  Ковалевский М.М. Очеркпроисхождения и развития семьи и собственности. – СПб., 1990. Коллонтай А.Общество и материнство. – М., 1991.
17.  Майерс Д. Социальная психология.– СПб., 1997.
18.  Мацковский М.С. Социологиясемьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М., 1987.
19.  Немов Р.С. Практическаяпсихология: Познание себя. Влияние на людей. – М.: ВЛАДОС, 1998.
20.  Обозов Н.Н. Межличностныеотношения. – Л., 1989.
21.  Основы социальной работы.Учебник. Гл. 13,15. – М., 1997.
22.  Пезешкиан Н. Позитивнаяпсихотерапия: семья как психотерапевт. – М., 1993.
23.  Плотниекс И.Э. Психологияв семье. – М.: Педагогика, 1991.
24.  Рогов Е.И. Настольнаякнига практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Кн. 2: Работа психолога совзрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
25.  Сорокин П.А. Кризиссовременной семьи. // Ежемесячный журнал для всех. – 1916. – №2 и №3.
26.  Социальная работа. /Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия».– Ростов на Дону.: «Феникс», 1999.
27.  Теория и методика,социальной работы. Вып. 1. М.: 1993.
28.  Теория и практикасоциальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В.М. Сафроновой.– М.: РГСИ, 1992.
29.  Теория и методикасоциальной работы. Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз,МГСК, 1994
30.  Торохтий В.С. Методикаоценки психологического здоровья семьи. – М., 1996.
31.  Торохтий В.С. Основыпсихолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие,(часть I)– М.: МГСУ, 2000.
32.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейнаяпсихотерапия. – Л.: Медицина, 1990.
33.  Фигдор Г. Детиразведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 1995.
34.  Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современнаясемья и ее проблемы. – М., 1988.
35.  Шерман Р., ФредманН. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. – М.,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизированная информационная поддержка мероприятий по борьбе с преступностью
Реферат Государственные внебюджетные фонды, методы их формирования и использования
Реферат Местные налоги: экономическая сущность, необходимость и проблемы взимания
Реферат Особенности социально-экономического и политического развития Московского государства
Реферат Importance Of Parenthood Essay Research Paper The
Реферат Размеры и выноски в AutoCAD
Реферат Формирование произвольности у детей с задержкой психического развития
Реферат Конкурентоспособность
Реферат Материальное бытие людей
Реферат Пути совершенствования практики формирования и использования финансовых ресурсов предприятия
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины б. 1 «Философия технических наук» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа)
Реферат Терапия адинамических депрессий различного генеза
Реферат Employee Attitudes Essay Research Paper IntroductionA happy
Реферат Геофизика на россыпных месторождениях золота
Реферат Анурадхапура - древняя столица Цейлона