«Некоторые вопросы социальной экологии в школе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общая экология
1.2 Социальная экология
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ:“ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время появилось множествоучебников по экологии для средней школы, лицеев и гимназий. В школах нашейреспублики основными учебными пособиями по данной дисциплине являются два – «Основыэкологии» под редакцией Черновой Нины Михайловны (Ею также написан Вузовскийучебник по экологии для студентов педагогических университетов.) и «Основыэкологии» по редакцией Е.А. Криксунова.
Необходимо отметить, что предмет«Экология» не является основным курсом, а рассматривается в рамках общейбиологии 10-11 классов, иногда только в 11 классе. В профилирующих классахгимназий и лицеев дело обстоит несколько лучше. На усмотрение администрацииданная дисциплина (хотя как дополнительная) рассматривается с объемом в 32-34часа в год [35, 21]. Такое количество часов на изучение этого спецкурса, на нашвзгляд, является недостаточным.
С учетом временных лимитов на даннуюдисциплину мы предлагаем в настоящей дипломной работе методические наработки понекоторым вопросам раздела социальной экологии.
В ходе выполнения данной работы переднами были поставлены следующие задачи:
- обозначитьпроблемные вопросы в разделе «Социальная экология»;
- предложитьметодическую разработку урока на тему: «Человек как биосоциальное существо»;
- провести урок водном из 11 классов средней школы по данной теме.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Общаяэкология
Содержание учебника «Основы экологии»(Чернова и др., 2000) поделено на два основных раздела – Часть 1. Общаяэкология и Часть 2. Социальная экология.
Центральное место в первой частизанимает факториальная экология. Значительная часть раздела также приходится наглавы «Сообщества и популяции» и «Экосистемы» [35]. Ниже мы приводим краткоесодержание курса «Общая экология» в школе.
Основы экологии. Факторы среды
Живые организмы и их неживоеокружение неразрывно связны друг с другом и находятся в постоянномвзаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваютсявеществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сетьвещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающуюих среду в сложные экологические системы [8].
Предмет экологии. Экология (от греч. «ойкос» —жилище, убежище и «логос» — наука) — это наука о взаимоотношениях живыхорганизмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями,популяциями (состоящими из особей одного вида), сообществами (состоящими изпопуляций) и экосистемами (включающими сообщества и окружающую их среду).Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмывоздействуют на среду. Исследуя популяции, экологи решают вопросы об отдельныхвидах, об устойчивых изменениях в колебаниях численности популяций. Приизучении сообществ рассматривается их состав или структура, а также прохождениечерез сообщества энергии и вещества, то есть то, что называется функционированиемсообществ.
Экология занимает значительное местосреди других биологических дисциплин и связана с генетикой, эволюционным учением,этологией (наука о поведении), физиологией [16].
Самая тесная связь существует междуэкологией и теорией эволюции. Благодаря естественному отбору в процессеисторического развития органического мира оставались лишь те виды, популяции исообщества, которые в борьбе за существование выживали и приспосабливались кменяющейся среде обитания. Понятие «экология» распространено оченьшироко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействиечеловека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванноехозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из членовобщества [17].
Экология, понимаемая как качествоокружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается всоциальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависитот политики[12, 28].
В обществе растет беспокойство поповоду ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироватьсячувство ответственности за состояние природных систем Земли. Экологическоемышление, то есть анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрениясохранения и улучшения качества окружающей среды, стало абсолютно необходимымпри разработке любых проектов освоения и преобразования территорий [11].
Экологические факторы. Природа, в которой обитает живой организм,является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Невсе факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Однимогут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие,которые вообще безразличны для них. Факторы, среды, которые воздействуют наорганизм, называют экологическими факторами [3].
По происхождению и характеру действиявсе экологические факторы разделяют на абиотические, то есть факторы неорганической(неживой) среды, и биотические, связанные с влиянием живых существ (табл. 1).Эти факторы подразделяют на ряд частных факторов [23].
Таблица 1 Экологические факторыФакторы абиотические биотические
Свет, температура, влага, ветер, воздух, давление, течения, долгота дня и т.д.
Механический состав почвы, ее проницаемость, влагоемкость.
Содержание в почве или воде элементов питания, газовый состав, соленость воды, естественный фон радиоактивности
Влияние растений на других членов биоценоза
Влияние животных на других членов биоценоза
Антропогенные факторы, возникающие в результате деятельности человека, например выбросы тяжелых металлов, радионуклидов
Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одниэкологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие(например, азот) — в недостаточных количествах. Факторы, снижающиежизнеспособность организма, называют ограничивающими. Например, ручьевая форельживет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в водекислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород — ограничивающий фактор дляфорели [37].
Ограничивающим фактором может быть нетолько его недостаток, но и избыток. Тепло, например, необходимо всемрастениям. Однако если продолжительное время летом стоит высокая температура,то растения даже при увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев.Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетаниеабиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения.Наилучшее сочетание условии называют биологическим оптимумом.
Выявление биологического оптимума,знание закономерностей взаимодействия экологических факторов имеют большоепрактическое значение. Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельностисельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность[25].
Приспособленность организмов к средеобитания. Впроцессе эволюции организмы приспособились к конкретным условиям средыобитания. У них выработались специальные приспособления, позволяющие избежатьили преодолеть действие неблагоприятного фактора. Например, растения пустынимогут переносить длительную засуху, так как они обладают различнымиприспособлениями к добыванию воды и уменьшению испарения. Одни растения имеютглубокие и разветвленные корневые системы, более эффективно поглощающие воду,другие (например, кактусы) — накапливают воду в тканях. У некоторых растенийлистья имеют восковой налет и поэтому меньше испаряют влагу. В сухой сезонмногие растения уменьшают листовую поверхность, а отдельные кустарникисбрасывают все листья и даже целые ветки. Чем мельче листья, тем меньшеиспарение и тем меньше надо воды, чтобы выжить в жару и засуху [17].
Характерная черта приспособленийорганизмов — поселение в такой среде, где условия для жизнедеятельности ближевсего к их биологическому оптимуму. Организмы всегда приспосабливаются ко всемукомплексу экологических факторов, а не к одному какому-либо фактору [19].
1.2Социальная экология
Только на основе глубокого и всестороннегопонимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное ихрегулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса исаморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранитьцелостность общеземной экосистемы и гарантировать существование человечества вбудущем [31].
Биологическая природа человекапроявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь, а такжепродолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимумбезопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются черезпостоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляютпищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегаютдругих опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуютполезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектрэкологических связей. В этом заключается основное экологическое сходствочеловечества с популяциями всех других биологических видов [15].
Экологические отличия человечества отпопуляций иных видов проявляются в уровне развития многих экологических связейи в особенностях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливовыражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяциялюбого вида, человечество оказывает определенное воздействие на среду, в своюочередь испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечестванесоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающуюсреду других видов. По своим масштабам оно сейчас существенно превосходитсопротивление среды, подавляет его на значительной части планеты. В отчетливомдисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивлениязаключается одна из самых существенных экологических особенностей человека[30].
Еще одно принципиальное отличиечеловека от всех других видов животных заключается в том, что современные людине могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себеподобными, вне созданной ими искусственной среды обитания, без использованияобобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множествапрямых и особенно опосредованных социальных связей. Иными словами, человек неспособен длительное время поддерживать свое существование вне духовной иматериальной культуры, вне цивилизации, вне социума — человеческого общества[22].
Экологическое сходство человека сдругими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью кмиру живой природы, где действуют биологические законы [30].
От природы человек получает не толькожилище и одежду, но и все необходимое для жизни. Поэтому социальные отношениямежду людьми становятся совершенно обязательным компонентом их экологическихсвязей, что позволяет считать их социально-экологическими или экосоциальными, асамого человека — уникальным на Земле биосоциальным видом. И в наши днисуществуют еще живущие в джунглях примитивные племена, известны случаи, когдаотдельные люди и семьи намеренно уходили из общества в леса, питаясь подножнымкормом и проживая в пещерах (землянках, примитивных хижинах и т. п.). Но длятаких отшельников места на планете практически не остается [32].
Новейший тому пример: жизнь описаннойизвестным журналистом М. Песковым семьи Лыковых в глухой тайге на Алтае.Несколько десятилетий им удавалось жить в изоляции от общества, но в концеконцов геологи обнаружили их жилище, таежные отшельники стали контактировать сдругими людьми, а последняя из них — Агафья Лыкова — уже вполне привыкла и кобщению с визитерами, и к «плодам» цивилизации: радиосвязи, лекарствам,жизненно необходимым предметам обихода и продуктам. Жизнь семьи в полнойизоляции от общества оказалась невозможной. Потому, наверное, книга В. М.Пескова о семье Лыковых так и называется — «Таежный тупик» (газетные статьи«Таежный тупик» – трагедия семьи Лыковых).
Особенности пищевых, информационных ииных связей человека с природой.
Пищевые связи.Как и в глубокой древности, между животнымисовременному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическаяемкость среды. Экологическая норма — примерно 2500 ккал в сутки. В этом егобиологическая сущность за многие тысячелетия практически не изменилась.Естественно, что древние предки человека — собиратели и охотники — на добываниепищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые(трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульнуюэнергию (Рис. Пищевые связи человека). При появлении примитивного земледелия на500 га могли прокормиться 100-200 человек, но энергетические затраты наобработку почвы, посев и сбор урожая возросли в 20-30 раз за счет мускульнойэнергии людей и домашних животных, применения простейших сельскохозяйственныхорудий. При современном высокомеханизированном сельском хозяйстве 500 га могутпрокормить 2-5 тысяч человек, а энергетические траты за счет работысельхозмашин и транспорта, применения удобрений и использования механизмов попереработке первичной сельскохозяйственной продукции возросли в 20-50 тысячраз. Энергетическая цена 1 ккал конечной, потребляемой современным человекомпищи возросла примерно в 10 раз. Стало быть, при сохранившейся с древностифизиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на еепроизводство уже 25000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей,чем в доисторические времена [2].
Главные особенности пищевых связейсовременного человечества — их усложнение, удлинение и примерно десятикратноевозрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевойпродукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результатеобщая экологическая (в данном случае — трофическая, пищевая) емкость средыобитания человечества возросла во много тысяч раз [4].
Информационные связи. Все живые существа способныобмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий иответных реакций на проявление факторов среды. При этом, во-первых, используемыеими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности,сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству и т.п.
Во-вторых, дистанция их действияограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров илинескольких километров.
В-третьих, информативные сигналыфиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» — через пахучиеметки). Например, медведь наносит свою метку как можно выше, чтобыинформировать других медведей о своем росте и, следовательно, силе. Накоплениетакой информации, ее прямая передача и непосредственное использование вторыми ипоследующими поколениями («внуками» и далее) невозможны [33].
Информационные связи в природныхпопуляциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанциюв течение ограниченного времени [30].
У подавляющего большинства видовинформационные связи обеспечивают согласованные действия только относительнонебольшого числа особей. Например, позы, несущие разную информационную нагрузкуу собак [35].
Информационные связи в человеческомобществе стоят на более высоком уровне, объединяя целые массы людей –коллективы, жителей городов и поселков, население государств. В принципе ониспособны обеспечить координацию взаимодействий всей видовой популяции,человечества в целом. Способность к взаимодействиям со средой обитания в формесогласованных общественных действий означает, что человечеству свойственныэкосоциальные связи с окружающим миром [15].
Согласованные действия тысячекратноусиливают мощь давления человеческих коллективов на среду обитания,несоизмеримого с ее способностью к сопротивлению. Это обстоятельство таит всебе угрозу полного разрушения природы Земли. Поэтому коллективное воздействиена природную среду безотлагательно требует разумного, осторожного управления,ориентированного на перспективу устойчивого развития человечества и природы[26].
Качественные изменения трофических иинформационных связей, преобразование всего комплекса экологических связей всоциально-экологические (экосоциальные) обеспечили быстрое развитиесогласованных действий людей по существенному расширению экологической емкостисреды обитания человечества [15].
Орудийная деятельность. Подавляющее большинство видов животныхвоздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила,скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клювы, когтии т.п. (главным образом для нападения), быстрые ноги, камуфляж, прочныепокровы, ядовитые железы и т.п. (главным образом для защиты). Эти средствапомогают животным трудиться с большей отдачей от энергетических трат: успешнеедобывать пищу, обороняться от врагов, строить жилища. Лишь очень немногие видыптиц и млекопитающих научились повышать эффективность своего труда по добываниюпищи с помощью различных предметов (костей, палок, камней, колючек и т. п.).Такие случаи в природе исключительно редки [25].
Человек свое личное природное«оружие» — руку — намного удлинил и усилил с помощью самых разнообразных орудийохоты и труда. Древние люди с помощью копья могли добывать животных срасстояния 10-20 м. Современные охотники добывают дичь с помощью обычного ружьяна расстоянии 30-50 м, а винтовки — до 100 м и далее. Мощные космические ракетымогут быть использованы в будущем для предотвращения падения на Землю крупныхастероидов (типа Тунгусского метеорита и крупнее), уничтожая их (или изменяятраекторию дальнейшего полета) на расстоянии сотен тысяч километров от нашейпланеты. У первобытных людей орудийная деятельность началась примерно 1 млн.лет назад [27].
Будучи биологическим видом по своемудеятельность, происхождению, строению и функционированию организма, человеккачественно отличается от всех других существ на Земле особенностями своихэкологических связей. Принципиальным экологическим отличием человечестваявляется социальность, наиболее отчетливо выраженная в невозможности для современныхлюдей жить вне общества. Человечество способно также кардинально изменять средуобитания и расширять ее экологическую емкость благодаря способности ксогласованным действиям большого числа людей, уникальной энергообеспеченности,использованию самых разных орудий труда и совершенному развитию информационныхсвязей. Эти качественно новые для всего живого на Земле свойства позволяютрассматривать взаимосвязи человечества с природой как социально-экологические,или экосоциальные, а самого человека считать уникальным биосоциальным видом[15].
Орудийная деятельность выявлена унасекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет,который используется животным как продолжение какой-либо части тела (челюстей,клюва, лапы) для достижения определенной цели (чаще всего — для полученияпищи).
Живущий на Галапагосских островахдятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкойпалочкой или колючкой кактуса [37].
В Африке хищная птица — стервятникумеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни.
Необычные случаи орудийнойдеятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапляподбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы.
В неволе шимпанзе используют палки иразного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов [37].
Случайное использование и, возможно,поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5млн. лет. Примерно 50 тысяч лет назад человек сам научился добывать огонь отискр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тысяч лет назадпотребление энергии всеми людьми было в 10 млн. раз меньше, чем сейчас. Именноза счет этого миллионно-кратного роста использования найденных и присвоенныхчеловеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе,создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечениячеловечества. Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь уподожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костернесколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах.
Одной из особенностей человекаявляется наличие подчас неумерной ненависти к себе подобным, проявляющейся ввойне. Война является одной из неотъемлемых особенностей человеческойцивилизации. Развязываемые милитаристами, войны приводят к гибели, разорению иобнищанию миллионов людей [25].
Ни с чем не сравнимый урон войнынаносят и природе, вызывая нарушения в ее хрупком равновесии, приводя кизменениям окружающей среды. Она становится менее благоприятной, а иногда ипросто опасной для проживания и нормальной жизнедеятельности. Последствиявоенных воздействий на природу весьма разнообразны. Их следы наблюдаются и нарельефе, на почве, в воде и воздухе [20, 39].
Так, во время двух мировых войнареной боевых действий стали значительные территории суши и воды. В результатепожаров, вызванных обстрелами и поджогами были уничтожены леса, нарушенпочвенный слой, вспаханный гусеницами танков, что привело к эрозии. Особый уронприроде наносит ядерное и химическое оружие, убивающее практически все формыживотных и растений. После применения оружия массового уничтожения необходимыдесятилетия и даже столетия для восстановления какой-либо жизни на пораженнойтерритории [14].
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ: “ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видовживых организмов, и лишь Homosapiens – единственный вид, который подчиняется как биологическим, так исоциальным законам.
Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология»(раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел«Жизнь первобытных людей»), фрагменты из книг И. Акимушкина «Тропою легенд» иС. Кэрригера «Дикое наследство природы» [5].
Ход урока
А) Положение человека в системеживотного царства.Работая с учебником, ученики выполняют следующее задание.
Задание. Укажите положение вида Homosapiens в системе животного царства, а такжевспомните характерные особенности каждого таксона. (В классах со слабойподготовкой вторая часть задания выполняется с помощью учителя в ходефронтальной беседы.)
Примерный образец ответа учащихся. Человек относится к следующимтаксонам:
Тип Хордовые (Двусторонняя симметрия тела, наличиев эмбриональном периоде развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальнойполой нервной трубки);
Подтип Позвоночные (Позвоночный столб, вентральноеположение сердца, головной мозг, парные конечности);
Класс Млекопитающие (многочисленные и разнообразныекожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, способностьк терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную от брюшной полости,дифференцированные зубы и т.д.);
Отряд Приматы (Подвижные конечности хватательноготипа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидныеплечевой и тазобедренный суставы, пронация и супинация кисти, ногти, зубнаясистема не специализированного типа, крупные и направленные вперед глаза,обеспечивающие бинокулярное зрение);
Надсемейство Человекообразныеобезьяны (Редукцияхвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5для укрепления таза, аппендикс, четыре группы крови, 3 доли в правом легком и 2в левом);
Семейство Гоминиды (Поредение волосяного покрова, прямохождениеи связанные с ним особенности скелета);
Род Люди (Объем мозга более 750 см3,очень сложное его строение, резкие изгибы позвоночника, мощные икроножные иседалищные мышцы, противопоставление большого пальца на руке и утратапротивопоставления первого пальца стопы);
Вид Человек разумный (Мозг объемом 1400-1500 см3с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребняи др.). .
Б) Доказательства происхождениячеловека от животных по наличию атавизмов и рудиментов. Работа с таблицейиз курса общей биологии, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов(остатки мигательных перепонок во внутреннем углу глаза, расположение волосковна плече навстречу друг другу, как у обезьян, наличие небных валиков,аппендикса, ушных мышц и др.) и атавизмов (многососковость, короткий хвост,чрезмерное развитие волосяного покрова у некоторых людей).
В) Выявление влияния факторов внешнейсреды на человека.Организуется фронтальная беседа, в ходе которой называются абиотические факторы,влияющие на человека:
- климатические(свет, влажность, ветер, температура);
- физические(радиоактивность, электромагнитные поля, давление, шум и др.);
химические (газовый состав атмосферы,лекарства, ядохимикаты и др.) [29].
Далее заслушиваются подготовленныезаранее сообщения учащихся о влиянии различных факторов среды на здоровьечеловека.
Примерный образец ответа учащихся. Подчинение человека общимбиологическим законам подтверждается его морфофизиологической адаптацией кжизни в определенных климатических условиях на протяжении многих поколений.Например, приспособленность к холоду выражается в большей массе тела, короткихконечностях, большем количестве жира, глубоком расположении вен, повышенномобмене веществ, а приспособленность к теплу характеризуется противоположнымиособенностями анатомии и физиологии организма [13].
Изменчивость ряда признаков зависитот температуры воздуха, то есть от климата. Эти признаки отражаютзакономерности терморегуляции: пигментация кожного покрова, цвет волос, глаз,толщина слизистой губ, ширина носа. Широконосые распространены в тропическомпоясе, узконосые – на севере и крайнем юге. Аналогичные зональные изменениясуществуют и среди других характеристик: любые формы в северных районах крупнееюжных (речь идет о представителях близкородственных видов).
Замечено, что у жителей жарких странсредний вес тела меньше, чем у живущих в умеренном и холодном климате, чтоявляется адаптацией к климату [15].
В условиях высокогорья у детей иподростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению сжителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются:особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, атакже снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию.
Пример прямой адаптации организмачеловека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина вусловиях распространения тропической малярии и сонной болезни.
На человека влияет весь уклад жизниобщества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функцийчеловека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды,отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций[28].
Работа в малых группах с учебником повопросам
1. Какую рольразличные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высшихрастений и животных?
2. Приведите примерыиспользования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своейпрактической деятельности.
3. Приведите примерыбиологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.
4. Какимэкологическим законам подчиняется человечество?
5. В чем главноеотличие адаптивных возможностей человека от животных?
6. Объясните, какизменения экологических факторов влияют на урожай?
7. В чем заключаетсябиологическая природа человека?
8. Почему человексчитается биосоциальным видом?
9. Каким видамживотных также свойственны некоторые формы социального поведения?
10. В чем проявляютсяэкологические отличия человека от других видов?
11. В чем проявляютсяэкологические сходства человека с популяциями других видов?
12. В чем заключаютсяосновные отличия использования орудии животными и человеком?
13. Каким образомобеспечивают себя энергией животные?
14. В чем заключаютсяпринципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?
15. Приведитедополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц,млекопитающих.
16. Понаблюдайте заиспользованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какойцелью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами можетсчитаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой?
17. Приведитеизвестные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно ввашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].
Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются ксреде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека ксреде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чащеявляется результатом деятельности самого человека, способного целенаправленноизменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия,чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давночеловек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием,физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметовдомашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижаетнегативное воздействие природных факторов.
Создавая для себя «новую окружающуюсреду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушаетприродное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотическихфакторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия– расплата за цивилизацию) [23].
Г) Социальная среда. Роль социальныхсвязей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного иотрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.
Работа в малых группах с учебником повопросам
Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая исоциальная природа человека».
Биологические характеристики
Социальные характеристики Рост Мировоззрение Развитие Образование, культура, искусство Обмен веществ с окружающей средой Обычаи и традиции Способность к размножению Мораль, нормы поведения Пищевые связи Использование орудий труда Адаптация к изменяющимся факторам среды Масштабы антропогенного воздействия на природу
Задание 2. По аналогии со схемой экологическихфакторов составьте схему «Факторы социальной среды».Экологические факторы абиотические биотические антропогенные
Факторы социальной среды (семья,друзья, школа, улица).
Далее учитель предлагает школьникамподумать, какие из перечисленных в схеме факторов должны иметь большее влияниена воспитание детей и выстроить социальные факторы по степени значимости(ребята подводятся к выводу о главенствующей роли семьи и образовательныхучреждений в формировании личности) [13].
Задание 3. Назовите положительные иотрицательные последствия НТР на жизнь человека и состояние окружающей среды[31].
Примерный образец ответа учащихся. Положительные последствия:значительное облегчение труда и условий быта человека.
Отрицательные последствия: комфортпроизводственных условий и быта людей снижает двигательную активность людей(гиподинамия), сокращает время пребывания на свежем воздухе. Человекподвергается новым факторам внешнего воздействия: ускорение темпа жизни,интенсификация труда, усиление влияния химизации, шума, вибрации, изменениесостава пищи, возрастание умственных нагрузок за счет уменьшения физических. Физиологическиепроцессы не могут меняться с такой быстротой, с какой изменяютсятехнологические процессы и окружающая среда. Иногда может возникнутьнесоответствие между изменениями среды и способностью человека адаптироваться кним, что ведет к болезням. Изменился и характер заболеваний: ведущее место вкартине заболеваемости человечества в ХХ веке занимают сердечно-сосудистые инервно-психологические заболевания. Возрастает потребление лекарственныхпрепаратов. Появились новые «средовые» болезни – «смоговая» болезнь, токсикозыи др.
Резюме учителя. Распространенное мнение об ослаблениизависимости человека от факторов среды, от окружающей нас природы в связи с уровнемобразования и высоким жизненным уровнем не означает действительного«освобождения» человека от законов мироздания. Человек – часть живой природы, ипотому его физическое и психическое здоровье зависит от многих факторов. В этихусловиях многократно возрастает оздоровительное значение природы длявосстановления физических и духовных сил человека.
Также учителем могут быть предложеныследующие темы для дискуссий: 1. Любая современная семья может получать пищевуюэнергию разными способами:
— через свойственные всем видамживотных и подробно описанные в первой части учебника непосредственныетрофические связи без вложения дополнительной энергии (например, собирая в лесуягоды);
— с использованием энерговложений ввиде собственной мускульной силы с помощью простейших орудий труда (например,обрабатывая свой участок земли лопатой, вилами, мотыгой и т. п.);
— опосредованно, сиспользованием денег как энергетических эквивалентов (например, покупая готовыепродукты в магазине). Какую примерно часть пищевой энергии ваша семья получаеткаждым из рассмотренных способов?
2. Энергетические вложения вжизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. Есть липределы этому росту? Если да, чем они определяются? Как скоро и каким образомможет прекратиться прирост энерговооруженности человечества? Каковы будут последствия?[7].
Тестовые вопросы на семинар
(Выберите правильный ответ)
1. Урбанизация – этопроцесс ….
а – роста численности населения;
б – роста доли городского населения(+);
в – загрязнения среды отходами;
г – усиление давления человека насреду обитания.
2. В современномчеловеческом обществе по сравнению с первобытным социальные связи ……
а – ослабли;
б – усилились (+);
в – остались на том же уровне
3. Перечислитеэкологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества(увеличение численности населения Земли, загрязнение Мирового океана, кислотныедожди, аварии на атомных станциях, войны, уменьшение озонового экрана,изменение климата Земли, вырубка лесов, опустынивание и др.).
4. Согласны ли Вы сутверждением, что в Южном полушарии два государства вносят наибольший вклад встабильность окружающей среды? (Да. Народы Бразилии и Австралии сохраняют вестественном виде огромные территории.)
5. Почему в нашевремя невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? (Повышеннаяподвижность людей, увеличение контактов и числа смешанных браков междупредставителями разных национальностей и рас – все это приводит к ослаблениюизоляции – главного фактора формирования новых рас.)
а – нет генетического материала;
б – практически отсутствует изоляция(+);
в – потепление климата;
г – рост численности населения [10].
ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”
Цель: вызвать интерес учащихся кэкологическимпроблемам; выявить и расширить знания школьников осостоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины,следствия, возможные пути выхода из кризиса.
Игра рассчитана на учащихся 11классов и предназначена для использования во внеклассной работе.
Участники: ведущий, две команды игроков, жюри.
Оборудование: карточки с шарадами.
Правила игры: Игра состоит из несколькихблок-туров, каждый из которых представлен шарадами и тремя вопросами. Вблок-туре одна команда – «играющая», другая – «задающая вопросы». Члены жюридолжны быть осведомлены и подготовлены по обсуждаемым вопросам. На столеведущего надписью вниз лежат карточки с шарадами. Шарада задает тему всемублок-туру. Представители команд выбирают по 3 карточки.
В начале блок-тура представитель«задающей» команды зачитывает любую из шарад, «играющая» команда должнаразгадать шараду, после чего ведущий задает ей три вопроса из данногоблок-тура. Команде предоставляется 30 секунд на обсуждение каждого вопроса.
В зависимости от сложности шарад,вопросов и полноты ответов жюри начисляет «играющей» команде от 1 до 3 очков закаждый правильный ответ. За дополнительный вопрос, заданный по теме блок-тура,а также за правильный на него ответ, можно заработать 2 очка.
В следующем блок-туре командыменяются ролями.
Первый блок-тур
Шарада.Слово состоит из трех букв и двух частей. Первая частьслова – звук, который издает животное класса пресмыкающихся, яд которогоиспользуют в медицине. Вторая часть – результат деятельности головного мозгачеловека, который отличает его от других животных организмов. А вместе – этоодин из основных загрязнителей городской среды? (Ответ – шум.)
Вопрос 1. Почему шум считают загрязнителем?(Когда интенсивность и частота шума превышает предельно допустимые нормы (80Дб), он становится причиной психических и физиологических травм. Даже слабый,но постоянный шум вызывает раздражение, усталость, бессонницу. Более сильныешумы – потерю слуха, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистойсистемы.)
Вопрос 2. Назовите основные источники шума.(Транспорт, прежде всего автотранспорт, промышленный и бытовой шум.)
Вопрос 3. Предложите меры борьбы с шумовымзагрязнением. (Шумопоглощающий асфальт, капсулирование двигателей,звукозащитные окна, зеленые насаждения, звукозащитные валы и стены вдоль дорог,индивидуальные средства защиты – пробки, наушники.)
Второй блок-тур
Шарада.Слово состоит из двух частей. Первая часть слова –голос коровьей души, вторая – то, что стремятся вывести селекционеры, лишенноебуквы «Т». Соединив их, получаем то, от чего не может избавиться наша планета.(Ответ – мусор.)
Вопрос 1. Часть бытовых отходов может бытьутилизирована методом компостирования. Что это такое? Обоснуйте экологическуюцелесообразность этого метода.(Компостирование – способ превращения отходов впочвоулучшающие средства, хорошо усваивающиеся растениями. Компостированиюподдается часть быта в результате их переваривания получают гумусное удобрение.Это рациональный способ ликвидации отходов, почти не оказывающий отрицательноговлияния на окружающую среду.)
Вопрос 2. Какие предприятия нашего городанаиболее интенсивно загрязняют отходами производства окружающую среду?(Гидрометзавод, котельные города, спиртзаводы.)
Вопрос 3. Последнее время наибольшую тревогу уученых вызывает повышенное загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами,содержащимися в отходах. Что это за металлы и какое влияние они оказывают начеловека? (Это кадмий, ртуть, свинец и др. Основную проблему представляетнакопление тяжелых металлов в пищевых цепях и в человеческом организме. Тяжелыеметаллы попадают в окружающую среду со сточными водами, а также в результатепроцессов горения. В городском воздухе их содержится значительно больше, чем всельском, морском воздухе и в горной местности.)
Третий блок-тур
Шарада. Если у названия бытового механизма,из которого мы получаем воду, начальную букву заменить на “Т” и прибавитьслово, означающее вид человеческой деятельности, направленной на оздоровлениеорганизма, то получим то, что является основным источником загрязненияатмосферы? (Ответ — транспорт.)
Вопрос 1. Автотранспорт – добро или зло?Почему? (Это средство передвижения перевозки грузов, без которого не обойтись.Но очевидны и отрицательные воздействия на окружающую среду: расход топлива ивоздуха при эксплуатации, выделение выхлопных газов, продуктов стирания шин итормозов; выброс вредных веществ, шум, транспортные аварии и др.)
Вопрос 2. Какие вещества входят в составвыхлопных газов? В чем их сущность? (Выхлопные газы автомобилей содержат:оксиды азота, диоксид углерода, водяной пар, диоксид серы, свинец, углеводы,сажу. СО блокирует поступление О2 в кровь, вызывает головные боли,тошноту, свинец – в тяжелых случаях наблюдается малокровие, нервные параличи идр.)
Вопрос 3. Назовите меры, позволяющие уменьшитьотрицательное воздействие автотранспорта. (Разработка малоотходных иэкономичных двигателей, обезвреживание отработанных газов, мероприятия поуменьшению шума, создание электромобилей и др.)
Четвертый блок-тур
Шарада.Первая часть слова – узкий вытянутый вдоль берега вал,полоса суши или шкаф для хранения напитков. Вторая часть – короткая веткадерева. А вместе животное, сохраняемое в Тамбовской области? (Барсук.)
Вопрос 1. Назовите известные вам виды редкихживотных и растений, охраняемые на территории Кабардино-Балкарии: (зубр,ушастый еж, малый крот, кавказский бурый медведь, европейская косуля; клевермноголистный, мак крупноцветковый, морозник кавказский, лютик балкарский(эндемик КБР, волчник баксанский )
Вопрос 2. Назовите заповедные территории, памятникиприроды нашей Республики: (Кабардино-Балкарский Высокогорный заповедник, Национальныйпарк в Приэльбрусье, около 20 памятников природы: Чегемские водопады, Голубыеозера и др.)
Вопрос 3. Какие меры по охране окружающейсреды проводятся в нашем городе? (Работает комитет по охране окружающей среды,санэпидемнадзор, производится перевод котельных на газовое топливо и др.)
Пятый блок-тур
Шарада.Первая часть – восклицание в форме баранки, вторая –предмет индивидуальной защиты от дождя, лишенное последней буквы? (Ответ — озон.)
Вопрос 1. Что такое озоновый слой? В чем егозначение? (Озоновый слой – слой стратосферы, находящийся на высоте 20-45 км,состоит из озона О3, этот слой защищает поверхность Земли отжесткого ультрафиолетового излучения. Он составляет всего около 3 мм.)
Вопрос 2. Что такое «озоновая дыра», «мини –дыры»? (Озоновый слой катастрофически истощается. За последние 15-17 лет всеверном полушарии содержание озона уменьшилось на 3%. Озоновая «дыра» область,где убывает озон, впервые обнаружена над Антарктидой. Также «мини-дыры»(субтропические и тропические области, также над Москвой) это недолговременныеобразования (2-3 недели), перемещающиеся с атмосферными массами.)
Вопрос 3. Назовите причины истощения озоновогослоя? (Это прежде всего фреоны – хлорфторуглероды – органические вещества,полностью синтезируемые человеком, содержатся в охлаждающих элементах холодильников,конденционерах, аэрозольной продукции и др. Для здоровья людей фреоны неопасны, но поднимаясь до озонового слоя, под действием ультрафиолетовых лучей,распадаются. При этом выделяется хлор, усиливающий процесс естественногоразрушения озона.)
Шестой блок-тур
Шарада.Соединив звук от капающей капли жидкости с наиболееподвижной при разговоре частью лица (устар.), получим название растениясемейства крестоцветных, снижающего возможность возникновения генетическихмутаций (Ответ – капуста.)
Вопрос 1. Что усиливает возникновение мутаций,а что снижает мутагенный эффект? (Мутагенный эффект усиливают хлорированнаяпитьевая вода, пестициды, радиация, пережаривание продуктов на сливочном масле,шум, вибрация, стресс. Мутации снижают хлорофилл зеленных листьев, пероксидазакапусты, витамин А, витамин Е, аскорбиновая кислота – витамин С.)
Вопрос 2. Радиация способствует возникновениюгенетических мутаций. Назовите виды ионизирующего излучения. Какой из нихнаиболее опасен? (Ионизирующее излучение, испускаемое при распаде радиоактивныхатомных ядер, бывает нескольких видов – альфа-, бета-, гамма-, рентгеновское инейтронное излучение. Наиболее опасно для человека альфа-излучение – 1 радальфа-излучения в 10-20 раз опаснее, чем гамма-излучение.)
Вопрос 3. Какая доза радиации необходима длявозникновения генных мутаций? (Для генетических радиационных поражений несуществует порогового значения облучения, так как даже самая малая доза можетпривести к мутации.) [1, 6, 7, 9, 19, 36, 38].
ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы мыпришли к следующим выводам:
1. Разработаннаянами программа урока позволила привить учащимся определенные теоретические знанияв области социальной экологии, способствовала формированию у них целостногонаучного мировоззрения о природе окружающего нас мира. Учениками было выясненороль и место человека в структуре живой природы.
2. Игровая форма –экологическая шарада – вызвала живой интерес у учеников к экологическимпроблемам современного мира, позволила установить их причины, следствия ивозможные пути выхода из кризисов.
3. Проведенныемероприятия имели важное воспитательное значение в плане привития ученикам бережногоотношения к природе, друг другу, к своему городу и республике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобылева Л.Д.,Мягких Т.П., Бобылева О.В. Игровая экология в школе // Биология в школе, №6,2002. С.54-59.
2. Боголюбов С.А.Природа: что мы можем. М., 1987.
3. Бондаренко В.Д.Культура общения с природой. М., 1987.
4. Вашекин Н.П.,Лось В.А., Урсул А.Д. Экология: Учебное пособие. М.: МГУК, 2001.
5. Верзилин Н.М.,Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1972.
6. Вернадский В.И.Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.
7. Внекласснаяработа по биологии: Пособие для учителей /под ред. Я.И. Никишова/. М.:Просвещение, 1980. 239 с.
8. Воронков Н.А.Экология общая, социальная, априкладная: Учебник для студентов высших учебныхзаведений. М.: Агар, 1999. 424 с.
9. Второв П.П.,Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.
10. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966,№6.
11. Глобальнаяэкологическая проблема /под ред. Г.И. Морозова/. М.: Мысль, 1988. 204 с.
12. Григорьев А.А.Экологические уроки исторического прошлого и современности /под ред. академикаК.Я Кондратьева/. Л.: Наука, 1991. 252 с.
13. Гришева Е.А.Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.
14. Гордиенко А.Н.Войны второй половины ХХ века: Энциклопедия военного искусства. Минск:Литература, 1998. 544 с.
15. Горощенко В.П.Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.
16. Данило Ж.Маркович. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
17. Демина Т.А.Экология – природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихсястарших классов общеобразовательных учреждений. М.: Аспект Пресс, 1995. 143 с.
18. Дмитриев Ю.Д.Земля у нас одна. М.: Детская литература, 1997.
19. Захлебный А.Н.,Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.,1984.
20. Касатонов В.Ю.Великая держава или экологическая колония? М.: Молодая гвардия, 1991. 224 с.
21. Криксунов Е.А.Экология: Учебник для 9 класса. М.: Дрофа, 1995. 240 с.
22. Лосев К.С.Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития в России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001.
23. Новикова Ю.В.Экология, окружающая среда и человек. М.: Гранд, 1998.
24. Пахомов А. П.Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // Начальнаяшкола, 1998. №6. С.26-28.
25. Петров В.В. Изжизни земного мира. Минск: БГУ, 1998.
26. Пономарева О.Н.Методические рекомендации к учебнику экологии // Биология в школе, №1, 2002.С.6-9.
27. Попова Н.Н.Лаборатория жизни // Начальная школа, 1998. №6. С.46-50.
28. Почва, город,экология /под ред. академика РАН Добровольского/. М.: Фонд «За экономическуюграмотность», 1997.
29. Салеева Л.П.Содержание экологического образования // Биология в школе, 1987. №3.
30. Ситаров В.А.,Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед.учебн. заведений/. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с.
31. Социально-экологическиепроблемы современности и новая НТР /под ред. проф. В.Г. Марахова/. Л.: ЛГУ,1981. 104 с.
32. Социально-экологическиепроблемы регионов России /под ред. проф. А.Т. Никитина/. М.: МНЭПУ, 2001. 441с.
33. Социальныеаспекты экологии /под ред. академика К.П. Буслова. Минск: Наука и техника,1983. 232 с.
34. Ферб П.Популярная экология. М.: Мир, 1971.
35. Чернова Н.М.,Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11 классовобщеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Дрофа, 2000. 288 с.
36. Чижевский А.Е.Экология у нас дома // Начальная школа, 1998. №6. С.43-46.
37. Яблонов А.В.,Остроумов С.А. Охрана животного мира. М.: Знамя, 1979.
38. Яншин А.Л.,Яншина Ф.Т. Ноосфера // Начальная школа, 1998. №6. С.4-13.
39. Яншин А.Л.Глобальные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду //Вестник АН СССР, 1989. №6. С.71-82.
ПРИЛОЖЕНИЕРабочая программа
к изучению спецкурса «Вселенная,Земля, Человек»
(адаптированная программа к курсу«Экология» для 10-11 классов)Количество часов: 34 (по 1 часу в неделю в 11 классе)1.Пояснительная записка
Программа углубленного спецкурса «Вселенная, Земля, Человек» призванарассмотреть спорные вопросы в современной экологии. В ее содержание включен рядпроблем, с которыми столкнулась экология в настоящее время, таких какпроисхождение жизни на Земле, гипотезы возникновения многоклеточности,совместное воздействие факторов окружающей среды на организм и др.
В программе уделено большое внимание теоретическимзанятиям. Это должно способствовать формированию у учащихся целостного научногомировоззрения о природе окружающего нас мира.
Изучение спецкурса предусматривает использованиезнаний, полученных при прохождении химии, физики, истории, географии, а такжеестественнонаучных дисциплин, пройденных в младших классах общеобразовательнойшколы.
Цель данного спецкурса – закрепить и углубить знания, полученные на уроках«Общей биологии», «Зоологии», «Ботаники», расширить общий биологический иэкологический кругозор учащихся, увеличить словарный запас научных терминов ипонятий, помочь учащимся подготовиться к поступлению в Вузы на соответствующиеспециальности.
Задачи: Научиться пользоваться литературой иполученными знаниями общебиологических закономерностей происхождения и развитияжизни на Земле, решать экологические, биологические и генетические задачи, составлятьсхемы биотических взаимоотношений, изготавливать простейшие микропрепараты,пользоваться микроскопом.
Настоящий спецкурс «Вселенная,Земля, Человек» охватывает один учебный год. Он рассчитан на учащихсягимназий и лицеев 11 классов естественнонаучного профиля.
2.Тематический план№ Содержание темы Количество часов
1
2
3
4
5 Введение в экологию
Эволюция Вселенной и Земле
Общая экология
Социальная экология
Экологические основы охраны окружающей среды
1
2
19
6
6 Итого 34
3.Основное содержание курсаВведение в экологию
Экология как наука. Предмет и задачиобщей экологии. Общая экология – дисциплина, изучающая взаимоотношенияорганизма со средой. Жизнь и живое вещество; косное и биокосное веществобиосферы. Уровни организации живой материи: молекулярный, субклеточный,клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой,биоценотический (экосистемный) и биосферный. Разделы экологии.
Многообразие живого мира (царстваживой природы; классификация живых организмов).
Эволюция Вселенной и Земле
Химическая и физическая организацияВселенной. Происхождение солнечной системы. Эволюция неживой природы.
Предпосылки возникновенияорганической жизни на планете. Эволюция неорганической природы. Гипотезывозникновения органической жизни на Земле. Организация живого вещества.Неорганические и органические молекулы живого вещества.
Основные свойства живого. Единствохимического состава живой материи; основные группы элементов и молекул,образующие живое вещество планеты. Клеточное строение организмов. Обмен веществи саморегуляция в биосистемах.
Общая экология
Основы экологии. Взаимоотношениеорганизма и среды. Понятие о биосфере. Структура и компоненты биосферы. Жизнь всообществах. Видовое разнообразие.
Взаимоотношения организма и среды.Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численностивидов. Ограниченность ресурсов. Лимитирующие факторы. Абиотические, биотическиеи антропогенные факторы среды.
Общие законы зависимости организмовот факторов среды. Закон экологического оптимума.
Основные типы приспособленияорганизмов к среде. Пути воздействия организма на среду обитания. Жизненныеформы организмов. Конвергенция и дивергенция.
Приспособительные ритмы жизни.Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение некоторыхфакторов среды. Фотопериодизм.
Сообщества и популяции. Типывзаимоотношения организма со средой. Взаимоотношения между организмами.Позитивные и негативные отношения (симбиоз, хищничество, паразитизм,конкуренция, нейтрализм). Законы и следствия пищевых взаимоотношений. Законыконкурентных отношений в природе.
Понятие популяции. Типы популяций.Внутривидовые формы взаимоотношений. Структура популяции (возрастная иполовая). Рост численности и плотности популяции.
Жизнь в сообществах. Видовоеразнообразие. Биоценоз: его структура и устойчивость. Экологические ниши видовв биоценозах. Цепи питания.
Понятие об экосистеме. Законыорганизации экосистемы. Биоценоз как основная часть экосистемы. Основныеэлементы экосистемы. Биогеоценоз. Основные правила создания и поддержанияискусственных экосистем.
Саморазвитие экосистем. Сукцессионныепроцессы в сообществах. Стадии развития сообществ. Восстановительные процессы внарушенных сообществах.
Законы биологической продуктивности.Экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Факторы, ограничивающиебиопродуктивность экосистем. Пути повышения биологической продуктивности Земли.
Биосфера как глобальная экосистема.В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль живого вещества в формированиилика планеты. Геологическая и биологическая история Земли. Роль человека впреобразовании биосферы. Понятие о неистощительном использовании природныхресурсов.
Социальная экология
Предмет и задачи социальной экологии.Происхождение человека. Место человека в природе мира и современной системеживотного царства. Свойства человека как биологического вида и социальногосущества. Исторические этапы использования энергии человеком. Современныеотношения человека и природы. Социально-экологические связи (производство, инфраструктура,добыча полезных ископаемых и промысел животных и др.). Бионика. Использованиечеловеком в хозяйственных целях принципов организации растений и животных.
Социально-экологические предпосылкистабилизации мирового населения. Неравномерность роста населения и еговозможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография иблагосостояние, образование, культура. Управление демографическими процессами.
Крайние формы человеческихвзаимоотношений. Национализм и шовинизм. Войны и противостояния. Демонстрациясилы.
Устойчивое развитие человека иприроды Земли. Формирование экологического мировоззрения. Всемирнаяэкологическая программа. Экологическое воспитание и этика.
Экологические основы охраныокружающей среды
Биосфера и человек. Взаимосвязьприроды и общества. Охрана природы. Проблема устойчивого развития.
Современные проблемы охраны природы.Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охранавод, недр планеты, почвенных ресурсов, растительного и животного мира.