Тема:Народные и авторские колыбельные песни
Цели:
обучающая – познакомитьучащихся с народными и авторскими колыбельными песнями;
развивающая – развитиенавыков чтения целыми словами, развитие речи учащихся, их логического мышления,развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей;
воспитательная –воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству.
Тип урока:изучение нового материала.
Оборудование:учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, карточки с изображениемзайца, гуся, кота, волка и колыбельной (кроватки).
Ход урока.
I. Организацияурока.
Приветствие.Психологический настрой учащихся.
II. Изучениенового материала.
У.: Сегодня на уроке унас очень интересная тема. Мы будем знакомиться с колыбельными песнями.Откройте учебник (стр. 50)
Чтение текста про себя.
— прочитайте текст просебя.
Чтение текста поабзацам.
— Что вы узнали оНорвегии? (холодная, северная страна)
— Из каких строк выузнаете о быте норвежской семьи? (отец сапог шьёт, мать трубит в медный рог,ткет холсты сестра, брат охотится).
— Из каких слов песнивидно, что это колыбельная? (баю-бай)
— Пела ли вам мамаколыбельные?
— Какие?
— Как вы думаете, длячего их поют? (Для того, чтобы ребенок быстро переходил из состояниябодрствования в состояние сна. Ведь в первые месяцы жизни ребенка сон играетбольшое значение в его развитии. Люди когда-то заметили, что при покачиванииребенок быстро засыпает. Это и привело к созданию колыбели).
— Что такое колыбель? урок колыбельная песня народная
Работа с тетрадью.
— Откройте тетрадь настр. 38 и прочитайте, что же означает слово «колыбель». (показ иллюстрации)
В народе дорожиликолыбельными песнями, их передавали из поколения в поколения. Едва дочка начнетзабавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать» (качать, усыплять,баюкать). Этот урок не пропадал даром, так как в крестьянской семье девочки с6-7 лет уже сами становились нянечками.
Герои народныхколыбельных схожи с героями сказок. Ими могут быть (показ иллюстраций):
Гули: Ай, люли,люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Юра засыпать.
Зайка: Баю, баюшки!
В лесу – заюшки,
Да горностаюшки.
Кот: Пошел котик наторжок,
Купил себе пирожок.
Идет кот по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они,-
А ты, маленький, усни!
— Посмотрите в тетрадяхна задание №2.
Чтение про себяколыбельных.
Чтение вслух.
— Прочтем этиколыбельные. Но надо помнить, что читать нужно не громко и не быстро,растягивая гласные звуки.
— Чем похожи эти песни?(небольшие по объему, баю-бай, несложные по тексту, целью исполнения)
Выразительное чтение.
— это были русскиенародные песни. Что означает народные? (созданные народом)
— колыбельные есть нетолько народные, но и авторские, которые придумал писатель. Они появилисьгораздо позже народных.
Прослушивание«Колыбельной медведицы» из мультфильма «Умка»
— о чем она? Что в нейпередается? (любовь матери к своему ребенку. Пусть ничто не тревожитмедвежонка, их льдина надежна, светят им «звездные» медведи, а рядом старшиесоседи – белые медведи).
Работа с текстомВалерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…»
Чтение про себя.
— какие картины выпредставили?
— Почему так много?
Чтение вслух построфам.
1-я строфа.
— почему косули робкие?
Почему автор перечислилстолько животных?
Как много в русскомязыке синонимов к слову спать? Найди их, подчеркни в тексте.
— почему такуважительно сказано о соме?
2-я строфа.
— Почему не надомальчику всего бояться?
3-я строфа.
— как понять словороздых? (передышка, кратковременный отдых)
— что значит «звери,легкие на роздых»? (легко засыпают)
— о чем просит мамасына? (заснуть)
— зачем она обращаетсяк волкам, совам?
— какие чувствапередаются при чтении? (любви, тепла, покоя, готовности защищать).
Янис Балтвинкс «Гденочует дрема?»
Чтение про себя.
— кого заинтересовалэтот вопрос?
— что ответила мама?
— почему дрема днемобнимает совят? (совы днем спят)
Чтение вслух.
— где живет геройпесни?
— как это в дверьстучиться дрема?
После 2-3-гочетверостиший.
— почему ребенок нехочет впускать дрему?
После 4-го четверостишья.
— Почему мама далатакой ответ?
Сравнение колыбельныхавторских песен.
— Похожи ли в чем-тодве прочитанные песни? (В них чувствуется любовь родителей к детям)
— Чем они различаются?(Первая – поэтический гимн материнству. Вторая – песенка-фантазия ребенка)
III.Закрепление
— Чем схожи всеколыбельные песни? (служат для того, чтобы ребенок быстрее засыпал)
— В чем отличия международными и авторскими колыбельными песнями? (авторские – объемнее, болеесовременные, о современных событиях)
IV.Подведение итогов
Оценивание происходит всловесной форме.