Муниципальноеучреждение
дополнительногообразования детей
ДЦ “Радуга”
Образовательнаяпрограмма школы “Буратино” (0 класс)
(База Карагандинской ООШ)
Тип программы: образовательный
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5,5 – 6,5 лет
п.Домбаровский. 2008 год.
1. Учебно–тематическийплан
Сентябрь
Математика – выявлениеуровня знаний детей (диагностика)- часа
Изодеятельность –выявление уровня знаний, умений детей (диагностика)- часа
Развитие речи — выявлениеуровня знаний, умений и навыков (диагностика)- часа
Познавательная деятельность-выявление уровня знаний, умений и навыков (диагностика)- часа
Итого – часов.
Цели по предметам
Математика: Развивать умение видеть составныечасти множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Знакомить с цифрами от 0 до 9. Учить на наглядной основе составлять и решатьпростые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание(вычитаемое меньше остатка). Дать представление о многоугольниках. Упражнятьдетей в расположении предметов и их изображении на листе бумаги в клетку.Знакомить с названиями месяцев года, последовательности дней недели.
Развитие речи: Приучать детей – будущихпервоклассников – проявлять инициативу и любознательность с целью полученияновых знаний. Продолжать работу по обогащению словаря детей. Совершенствоватьдиалогическую и морфологическую формы речи. Учить содержательно и выразительнопересказывать литературные тексты. Дать представления о предложении, упражнятьв составлении предложений. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова соткрытыми слогами на части.
Познавательнаядеятельность:Расширять представления детей о различных природных явлениях, о жизни на земле,в земле, в воде и воздухе. Закреплять и углублять представления о комнатныхрастениях, растительности леса, сада, поля; о домашних и диких животных,птицах. Знакомить с растительностью и животным миром родного края. Обобщать исистематизировать знания. Формировать представления о неразрывной связичеловека с природой, желание беречь природу.
Изо: Формировать устойчивый интерес кизобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать впроцесс ознакомления с предметами, обследование их при помощи движений рук попредмету. Развивать декоративное творчество детей, развивать умение создаватьузоры. В рисовании использовать разные приемы и способы создания образа. Влепке создавать различные предметы, передавая их форму, пропорцию. В аппликациисоздавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры,усвоенные способы вырезания и обрывания, создавать сюжетные и декоративныекомпозиции.
Октябрь
1. Развитие речи.
1-я неделя.
Тема: Формированиесловаря. «Нужно ли учиться говорить». -1час- 2.10.
2-я неделя.
Тема: Звуковая культураречи. (ЗКР)
Дифференциация звуковз-с. -1час- 7.10.
3-я неделя.
Тема: Рассказываемвместе. -1час- 9.10.
4-я неделя.
Тема: Литературныйкалейдоскоп. Заучивание стихотворения «Ты скажи мне реченька» В.Орлова. -1час- 14.10.
2.Познавательнаядеятельность.
1-я неделя.
Тема: Знаки вокруг нас. -1час-2.10.
2-я неделя.
Тема: История о символах.-1час- 7.10.
3-я неделя.
Откуда азбука пришла. -1час-9.10.
4-я неделя.
История о необычныхазбуках. -1час-
14.10.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Классификацияпо одному признаку. -1час- 1.10
2-я неделя. Тема:Обобщающие слова. -1час- 8.10
3-я неделя. Тема: Сериацияпо размеру. -1час- 15.10.
4-я неделя. Тема: Сохранениеколичества. -1час- 22.10.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Альбом.(конструирование) -1час- 3.10.
2-я неделя. Коллаж «Осень»-1час- 10.10.
3-я неделя. Лепка.Натюрморт из овощей и фруктов -1час- 17.10.
4-я неделя. Рисование.«Осенние деревья» -1час- 24.10.
Всего:16 часов.
Ноябрь
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Дифференциация звуков с-ц -1час- 4.11.
2-я неделя. Учимсярассказывать вместе. -1час- 11.11.
3-я неделя. Рассматриваниесюжетных картинок. Дид. упр. -1час- 18.11.
4-я неделя. Литературныйкалейдоскоп. -1час- 25.11.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема: Кто каксчитает и измеряет время. -1час- 6.11.
2-я неделя. Как появилсякалендарь. -1час- 13.11.
3-я неделя. Часы. -1час- 20.11.
4-я неделя. Осень. -1час-27.11.
3. Математика.
1-я неделя. Тема:Представление об обратимости -1час- 5.11.
2-я и 3-я недели. Повторениеи закрепление пространственных представлений. -2часа- 12,19.11.
4-я неделя. Геометрическиефигуры: треугольники -1час- 26.11.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Аппликация.«Кисти и гроздья ягод». -1час- 7.11.
2-я неделя. Рисование.«Ветки рябины в вазе» -1час- 14.11.
3-я неделя. Лепка.«Осенний букет»- плоскостное изображение. -1час- 21.11.
4-я неделя. Рисование.«Осенняя береза» -1час- 28.11.
Всего: 16 часов.
Декабрь
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Дифференциация звуков ж-ш -1час- 2.12.
2-я неделя. Учимсярассказывать по сюжетным картинкам. Знакомство с небылицами, составление своих.-1час- 9.12.
3-я неделя. Литературныйкалейдоскоп. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» -1час- 16.12.
4-я неделя. «Я бы хотелполучить в подарок от Деда Мороза…Дид. игра «Поймай рифму» -1час- 23.12.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я, 2-я,3-я недели.Тема: Гиганты прошлого. -3часа- 4.12.-18.12.
4-я неделя. Удивительноеместо на Земле -1час- 25.12.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Числа ицифры 1, 2, 3. -1час- 3.12.
2-я неделя. Состав чиселпервого десятка: 3 и 4. Составление и решение задач и примеров. -1час- 10.12.
3-я неделя. Состав числа5 -1час- 17.12.
4-я неделя. Состав числа6 -1час- 24.12.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Коллаж.«Сказочная избушка» -1час- 5.12.
2-я неделя. Аппликация.Постройте блочный дом» -1час- 12.12.
3-я неделя. Рисование.Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить -1час- 19.12.
4-я неделя. Аппликация.Улица города. -1час- 26.12.
Всего: 16часов.
Январь
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР. Дифференциациязвуков с-ш. -1час- 6.01.
2-я неделя. Учимсярассказывать. Осваиваем речевой этикет. -1час- 13.01
3-я неделя. Игра-инсценировка «Учимся вежливости» -1час- 20.12.
4-я неделя. Литературныйкалейдоскоп. -1час- 27.01.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема: Беседао Новом годе. -1час- 8.01.
2-я неделя. Солнечнаясистема. -1час- 15.01.
3-я неделя. Подкормкаптиц. -1час- 22.01.
4-я неделя. День и ночь. -1час-29.01.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Составчисла 7. -1час- 7.01.
2-я неделя. Состав числа8. -1час- 14.01.
3-я неделя. Состав числа9. -1час- 21.01.
4-я неделя. Состав числа10. Число 0. -1час- 28.01.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Узор наполосе. Аппликация. -1час- 9.01.
2-я неделя. Дымковскиеживотные. Лепка. -1час- 16.01.
3-я неделя. Расписанныептицы. Рисование. -1час- 23.01.
4-я неделя. Барышня-франтиха. Рисование+ конструирование. -1час- 30.01.
Всего: 16 часов.
Февраль
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Дифференциация звуков з- ж. -1час- 3.02
2-я неделя. Учимсярассказывать. Стихотворение «Лизочек» К.Аксакова. -1час- 10.02.
3-я неделя. Игры иупражнения со словами и в слова. -1час- 17.02.
4-я неделя. Продолжаемучиться говорить и рассказывать. -1час- 24.02.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема:Удивительное место на Земле- итоговое занятие. -1час- 5.02.
2-я неделя. Моя родина-Россия. -1час- 12.02.
3-я неделя. Удивительноев камне. -1час- 19.02.
4-я неделя. Зима- итоговоезанятие. -1час- 26.02.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Порядковыйсчет. -1час- 4.02.
2-я, 3-я, 4-я недели.Повторение изученного материала. -3часа- 11.-25.02.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Калининские птички.Лепка.-1час- 6.02
2-я неделя. Воробышек.Рисование. -1час- 13.02
3-я неделя. Сорокаоглянулась. Рисование. -1час- 20.02.
4-я неделя.Поздравительная открытка. Аппликация. -1час- 27.02
Всего: 16 часов.
Март
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Дифференциация звуков ч-щ. -1час- 4.03.
2-я неделя. Продолжаемучиться рассказывать. Играем в новую игру «Какое слово задумал». -1час- 11.03.
3-я неделя. Литературныйкалейдоскоп. -1час- 18.03.
4-я неделя. Учимсясочинять. Играем в новую игру «Инопланетяне». -1час- 25.03.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема: Царствоживотных. -1час- 6.03.
2-я неделя. Домашниеживотные. -1час- 13.03.
3-я неделя. Дикиеживотные. -1час- 20.03.
4-я неделя. Удивительноео животных. -1час- 27.03.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Криваялиния. -1час- 5.03.
2-я неделя. Прямая линия.-1час- 12.03.
3-я неделя. Луч. -1час- 19.03.
4-я неделя. Отрезок. -1час-26.03.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема:Нарисуем картинки к сказке «Гуси- лебеди». -1час- 7.03.
2-я неделя. Дед и бабавылепили Снегурочку. Рисование. -1час- 14.03.
3-я неделя. Царевна-лягушка. Лепка. -1час- 21.03.
4-я неделя. Нарисуйкартинку про какую хочешь сказку. -1час- 28.03.
Всего: 16 часов.
Апрель
1. Развитие речи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Дифференциация звуков р – л. -1час- 1.04.
2-я неделя. Литературныйкалейдоскоп. -1час- 8.04.
3-я неделя. Продолжаемучиться рассказывать. -1час- 15.04.
4-я неделя. Закреплениепройденного материала. -1час- 22.04.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема: Людимечтают. -1час- 3.04.
2-я неделя. Царстворастений. -1час- 10.04.
3-я неделя. Культурныерастения. -1час- 17.04.
4-я неделя. Дикиерастения. -1час- 24.04.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Линии иформы. -1час- 2.04.
2-я неделя. Объемныефигуры. -1час- 9.04
3-я неделя. Закономерностьи порядок. -1час- 16.04.
4-я неделя. Повторениеизученного. -1час- 23.04.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Узор налисте. Рисование. -1час- 4.04.
2-я неделя. Хохломскиеложки. Рисование. -1час- 11.04.
3-я неделя. Синички. Аппликация.-1час- 18.04.
4-я неделя. Настенноепанно с хохломскими узорами. Лепка. 1час 25.04.
Всего: 16 часов.
Май
1. Развитиеречи.
1-я неделя. Тема: ЗКР.Повторение дифференциации всех изученных звуков. -1час- 6.05.
2-я неделя. Заучиваниестихотворения А. Барто. -1час- 13.05.
3-я, 4-я недели. Повторениепройденного материала. -2часа- 20,27.05.
2. Познавательнаядеятельность.
1-я неделя. Тема: Родина.Любовь к Отечеству. -1час- 8.05.
2-я неделя. Занятие-викторина «Правила безопасности». -1час- 15.05.
3-я неделя. Кто чтознает. -1час- 22.05.
4-я неделя. Весна. -1час-29.05.
3. Математика.
1-я неделя. Тема: Временныепредставления. -1час- 7.05.
2-я, 3-я,4-я недели. Часы.Как узнать время. -3 часа- 14-28.05.
4. Изодеятельность.
1-я неделя. Тема: Расцвеликрасивые цветы. Аппликация. -1час- 2.05.
2-я неделя. Одуванчики в траве.Рисование. -1час- 16.05.
3-я неделя. Нарисуйштрихами что хочешь.
4-я неделя. Дымковскийиндюк. Лепка. -1час- 30.05.
Всего: 16 часов.
2. Пояснительнаязаписка
Настоящая программарассчитана на детей 5,5- 6,5 лет. Срок реализации программы- 1 год. Режимзанятий: четыре раза в неделю по два «урока».
Продолжительность «урока»- 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями- 10- минутныйперерыв. Начало занятий- 13 часов. Программа содержит 144 часа в год.
Целью программы является выявлениеиндивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности кшкольному обучению.
Данные цели реализуютсяпутем решения следующих задач:
-формирование культурыобщения и культуры поведения в общественных местах;
-формирование учебноймотивации;
-развитие основныхпсихических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание,память, мышление);
-развитие элементарныхматематических представлений на «уроках» математики);
-развитие речи ифонематического слуха (на «уроках» развития речи и обучения грамоте);
-развитие мелкоймоторики, овладение необходимыми навыками ручного труда (на «уроках» ИЗО);
-развитие координациидвижений (на физкультминутках).
В конце года проводятсясамостоятельные работы, позволяющие определить степень усвоения материала,результаты доводятся до сведения родителей.
Отчет работы кружка«ШКОЛА БУРАТИНО»
Карагандинской основнойобщеобразовательной школы
за 2008-2009 учебный год
Учитель: Кувшинова Н.А.
Цель: подготовка детей старшегодошкольного возраста к школе
Задачи: 1.Формированиеоснов готовности к школьному обучению.
2. Организацияразнообразной деятельности с целью всестороннего развития детей.
Содержаниеобразовательной работы:
Образовательный процессстроится с учетом уровня развития детей, индивидуального подхода по программе«Радуга».
В группе проводилисьзанятия:
1.Развитие речи
2.Подготовка к обучениюграмоте
3.Формированиематематических представлений
4. Занятия похудожественно-эстетическим циклам и физическому воспитанию
Занятия проводились 4раза в неделю.
Возраст детей от 6 до 7лет. Количество детей, посещающих кружок – 4.
Сущность процессаобучения заключается в систематическом, планомерном, целенаправленном процессеразвития детей. Роль обучающих занятий очень велика, хотя существует и многоразличных других видов деятельности, способствующих развитию умственныхспособностей детей. При отсутствии в поселке детского сада эта формапривлечения детей к подготовке к школе очень необходима.
Главная проблема обучениядетей – выбрать из того многообразия образовательных видов наиболее эффективныеи подходящие к этой группе детей средства и методы обучения.
По всем занятиям былисоставлены планы.
В ходе занятий решалисьряд задач: обучающие, развивающие способности детей, их психические процессы ивоспитывающие важнейшие личностные качества ребенка.
Материал, используемый назанятиях, был доступен детям, так как опора делалась на уже сформированные удетей понятия, на их личный опыт.
При проведении игр назанятиях заранее обговаривались действия, которые будут выполнять дети. В ходеигры дети проявляли свою инициативу и вносили дополнения в действия сигрушками. Это способствовало развитию у детей воображения и творчества.
Взаимоотношения детей иучителя строились на «равных»: старалась не выделять себя, была на уровнедетей, но в тоже время помогала детям в нужные моменты, а дети принималипомощь, не считая себя неумелыми.
Много внимания назанятиях ручного труда уделялось развитию мелкой моторики, дети рисовали,вырезали, клеили, лепили.
В ходе обученияготовились и проводились самостоятельные работы, позволяющие определить степеньусвоения материала, результаты которых доводились до сведения родителей вовремя встречи.
В подготовительной кшколе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны сосвоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формыпозитивного общения с людьми; развивается речь, внимание, память, что позволяетему в дальнейшем успешно учиться в школе.
3. План занятий
3.1 Познавательное развитие
Тема занятия: Какпоявился календарь
Цели занятия: Познакомитьдетей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах и показатькалендари; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь (отдельныемероприятия) по календарю; способствовать развитию уровня познавательного и личностногоинтереса, способствовать развитию речи.
1. Вступление:
Учитель рассказывает ещеоб одной форме отсчета времени, найденном человеком- календаре.
2. Беседа- рассказ:
Календарь- это перечень днейв году. В году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывногокалендаря, посмотрите, какой он толстый. Все дни года люди разложили на месяцы,их 12.
— Какие месяцы вы знаете?
-Какой месяц идет сейчас?
-Зачем людям нуженкалендарь? В чем он помогает?
3. Обобщение и вывод:
С помощью календаря люди могутпланировать свою жизнь- что им делать, к чему готовиться и так далее.
Но были времена, когда улюдей не было календарей. Свою жизнь они рассчитывали по солнцу, луне, звездам.
Наш календарь появилсядавно, его родина- Древний Египет (показ на карте).
Египтяне заметили, чтопосле самой короткой ночи, перед рассветом, на небе всегда появляется яркаязвезда, которая называется СИРИУС.
Именно в этот деньначинался разлив реки Нил. Египтяне высчитали: от одного появления звездыСириус до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дниразделили на 12 равных частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся5 днейпоместили как довесок в конце года.
Так появился календарь.
4. Высказывания детей о календаряхдома, о праздниках семьи, дети показывают в календарях свои дни рождения.
Обсуждение с детьми идеисоздания своего календаря жизни класса.
5. Итог занятия: -Чтонового узнали сегодня?
Зачем нужен календарь?
3.2 Развитие речи
Тема занятия: Звуковаякультура речи. Дифференциация звуков З-С
Цели: Упражнять детей вотчетливом произношении звуков З-С,
учить дифференцироватьэти звуки, называть слова,
в которых они слышатся,вычленять эти фразы слова,
содержащие тот или инойзвук;
совершенствовать речь каксредство общения;
приучать детей ксамостоятельности ответов и
суждений.
Ход занятия:
1. Вступление:
Напоминаю детям известныеим песенки- звуки:
ззз- песня комара, ссс-вытекающая из крана вода и выпуск воздуха лопнувшего мяча.
— Давайте условимся, есливы слышите звук ззз- прогоняйте комара легким отмахивающим движением руки,услышите ссс- умывайтесь, не касаясь ладонями лица. За мной звуки неповторяйте, а показывайте движения. (Учитель произносит вперемежку 8-10звуков.)
2. Задания:
— Я буду произноситьслова, а вы показывайте движениями, какой звук слышите в начале слова:
Сахар, синичка, зимородок(пояснение значения слова), золотой, синий, суровый, заяц, землеройка(пояснение), слева.
— Я назвала вам многослов со звуками з-с, а какие слова назовете вы?
— Я сейчас расскажу вампро этих птиц ( иллюстрация сороки).
— Кто они такие?
— Как выглядят?
— Теперь я произношупредложение, а вы попробуйте определите, что это за предложение: загадка,скороговорка или пословица:
СОРОК СОРОК В КОРОТКИЙ СРОК
СЪЕЛИ СЫРОК.
Правильно, этоскороговорка.
(Объясняю детям, чтотакое скороговорка, как надо проговаривать звуки, слова).
Дети сначала все вместе,затем по одному учатся произносить ее быстрее, затем еще быстрее.
Какие скороговорки вызнаете?
3. Подведение итогов:
отметить активных детей,успешно работающих.
3.3 Обучение грамоте
Тема занятия: Знакомствос согласными звуком и буквой Х.
Цели: Учить запоминатьстихотворения, выразительно читать его,
передавать отношение ксодержанию;
упражняться в написании букв,определять позицию
звука в слове,
знакомить с согласнымизвуком и буквой Х, учить
дифференцировать гласныеи согласные звуки и буквы в
словах,
развивать речь детей каксредство общения.
Ход занятия:
1. Заучивание наизустьстихотворения про букву Х:
Х- забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.
(В. Степанов)
2. Чтение рассказа «Утров деревне» учителем:
«Мы в деревне. Утро.Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозныховец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, которыйсобирает хворост. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха! Кругомтихо, красиво. Хорошо в деревне!
Назовите слова со звукомХ, которые были в рассказе.
3. Практическое задание:
Это домик хомячка. В немтоже живут буквы. Слева на всех этажах буква Х, а справа- гласные. Напишите их:
А-Я У-Ю Ы-И Э-Е О-Е
Чтение слогов.
4. Определение позициизвука Х в словах:
Хлеб, хорек, уха, хорошо,шалаш. (Дети говорят, где нет звука).
5. Физминутка «Хомячок»
6. Практическая работа:
— Игра «Буква потерялась»:в пустые квадраты вписать букву Х и прочитать слова.
-Назвать предметы,нарисованные на листе. Записать эти слова:
МУХА ХЛЕБ
Подчеркнуть синимфломастером согласные буквы, красным — гласные.
7. Подведение итоговзанятия, выявление активно работающих детей.
/>
Групповое логопедическоезанятие по исправлению дисграфии.
Дифференциация букв Б-Д (2 класс)
Цели занятия: научитьразличать прописные буквы Б-Д, уточнить и обогатить словарь имёнсуществительных; развивать пространст-
венную ориентацию,зрительный гнозис, воспитывать бережное отношение к миру животных и растений.
Оборудование:индивидуальные сигнальные карточки и карточки для тактильного восприятия;индивидуальные зеркала, набор элементов букв, карточки для самостоятельнойработы.
Ход занятия.
* Выделение звуков/б/ и/д/ из слов-отгадок.(слайд №1 из презентации)
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
-Далеко мой стук слышитсявокруг.
Червякам я враг, адеревьям – друг. (дятел)
*Сравнениеартикуляционного уклада.
Л: Как работаетартикуляционный аппарат? Сравните артикуляционный уклад при произнесении звуков/б/ и / д/.
(индивидуальные зеркала,слайд №2)
Д: При произнесениизвука/б/, губы смыкаются, при произнесении звука /д/-язык касается верхнихальвельол, губы приоткрыты.
* Обозначение звуковбуквами и сравнение их графического начертания.
Л: Какой буквойобозначаем звук /б/, (/д/)? В чём сходство и различие в написании?
Д: Сходныеэлементы-овалы, различные палочка с закруглением вверху вправо и палочка спетлёй внизу.
Л: Соотнесите буквы сизображениями белки и дятла.
Д: Буква Б похожа набелочку, а буква Д похожа на дятла.
(наложение буквы наизображение)
Л: Чтобы лучше запомнитьначертание букв, Б будем писать красным, Д-зелёным карандашом.
*Работа с карточками.Дописывание недостающих элементов.
/>
/>/>/>/>/>/>
*Конструирование букв Б-Диз элементов.
*Развитие зрительногогнозиса м пространственной ориениации.
Л: Какую букву видите?Где она расположена по отношению к остальным?(слайды №3-4). Работайтесигнальными карточками.
1. 2. 3.
/>/> />
/>3. 4. />
Л: Каких животных вывидите? В названии какого из них есть буква Б илиД?
Д: В слове медведь естьбуква Д на третьем месте.
/>
*Работа с ребусом «Животные»( )
Л: Постарайтесь запомнитькак можно больше названий хивотных.
* Работа в тетрадях.
Л: Припомните названия животных,в написании которых есть буквы Б или Д.
Д: белка, медведь,барсук, баран и т. д.
Л: Запишите слова втетрадь, выделяя буквы Б, Д разным цветом. Припомните как животные описаны взагадках.Составьте и запишите предложения(1-2).Например: «Крокодил живет вреках Африки».
* Итог занятия.
Л.: Какая у нас былацель? Какие опоры помощники можно использовать. Чтобы не ошибиться в написаниибукв?
Д: Мы учились различатьна письме буквы Б, Д. Помощники-артикуляционный уклад, сходство букв с белочкойи дятлом.
4. Конспект логопедического (группового) занятия:«Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях»
Цель:
1.Уточнение и сравнениеартикуляции и звучания звуков д, т.
Задачи:
учить детейдифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
развивать навыкислогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;
способствовать развитиюсвязной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания,слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственныесвязи.
Оборудование:
Карточки сартикуляционной гимнастикой; буквы т, д;
Предметные картинки:дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка,удочка;
Карточки со словами:уточка, удочка. Ход занятия
1.Организационный момент
Кто хочетразговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всемпонятно. Мы будем проговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
– Для тогочтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.
2.Артикуляционная гимнастика
Упражнения“Маляр”
“Лягушка ислоненок”
“Качели”
– Молодцы выхорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.
3. Развитиефонематического восприятия
Рассмотритепредметные картинки и назовите их.
– Сколькозвуков в этих словах? (6 звуков.)
/>
– Это оченьпохожие слова уточка-удочка.
– А чем ониразличаются? (Второй звук т, в слове уточка.)
– В слове удочкавторой звук д.
– Какойвторой звук в слове уточка? (Звук т.)
– А какойвторой звук в слове удочка? (Звук д.)
На доску вывешиваетсяслова, уточка – удочка.
– Посмотрите,поменяли одну букву, а изменилась все слово.
– Сегодня мыбудем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для того, чтобы на письмеих не путать.
4.Сравнительная характеристика звуков.
– Дайтехарактеристику нашим звукам.
Произнеситезвуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)
– Какпроизносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхниезубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.)
– Положитеруку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.)
– С голосомили без голоса произносится этот звук? (С голосом.)
– А теперьпроизнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этогозвука? (Не дрожит.)
– Значит,звук произносится без голоса.
– Какой выводможем сделать?
Вывод
Звук дпроизносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и причтении, а звук т произносится без голоса, он глухой и определяется буквой т написьме и при чтении.
Т – согласный, глухой, произносится безучастия голоса.
Д – согласный, звонкий, в произношенииучувствует голос.
5.Соотнесение звука и буквы
– Звуки написьме и при чтении обозначаются чем? (Буквами.)
– Вспомните,какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ,дэ.
– Скажите,если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог.)
6.Дифференциация звуков в слогах
– Рассмотритесхему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами позвонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых назанятии.
/>
– ТА, ТО, ТУ;
– ДА, ДО, ТУ;
– А чтообразуется из слогов? (Слова.)
– Откройтететради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
7.Дифференциация звуков в словах
– Сейчас поиграемв игру “Что где находится?” (Приложение 1.)
– Отгаданноеслово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодняработаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка,капуста, ведро, тапочки, автобус.
– Чтонаходится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. Вслове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ,выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.
– Что находитсяв правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)
– Чтонаходится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня.)
– Чтонаходится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)
– Чтонаходится между карандашом и стулом? (Дом.)
– Чтонаходится под тарелкой? (Ведро.)
– Молодцы! Выхорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные междусобой по смыслу? (Предложения.)
8.Дифференциация звуков в предложении
– Составьтеиз предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться изэтих предложений.
У, дом, в,дедушки.
Около,деревни, пруд.
Летом, Тема,был, у, дедушки.
– Прочитайте,что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите внем наши.
Буквывыделите, их как мы это делали в словах.
Предложения,связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ.)
Давайтепопробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.
У дедушки домв деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.
– Придумайтепродолжение нашему рассказу.
Вариант 1
Он ходиллетом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом вдеревне.
Вариант 2
Дедушкаподарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал котуВаське. Мальчик очень любит рыбалку.
– Как можноозаглавить наш текст.
9. Итог занятия
– Какие звукиучились различать на занятии? (Т, д.)
– Дайтекраткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится безучастия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)
– Для чего мыучились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.
Тема.Звук С
Цель: закрепление правильного произношениязвука С. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам.Образование новых слов способом словосложения.
Оборудование: фишки для составления схем; наборкартинок для деления слов на слоги; таблица предложений.
1.Организационныйэтап.
· Посмотрите накартинку, назовите слова со звуком С и определите позицию этого звука в слове(лес, сова, снег).
2.Постановка цели.
· Сегодня назанятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидаютинтересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.
· Что нам нужнопомнить? (артикуляция и характеристика звука С).
а) — У воротсказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить иназвать только «снежные» слова из всех сказанных ею. Итак, слушайтевнимательно:
снег, солнце,снегопад, сахар, снежинка*, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок*.
Дети отбираютсоответствующие картинки.
б) из всехслов подобрать картинки к данным схемам
снег сне жоксне го пад
в) — А тутнас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостиквыстроить из предложений, которые нужно составить из слов.
Соня, купить,сок. Соня, катать, коляска.
г)Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиньм. Онвыстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятсязвери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже — в названиикоторых два слога. На третьем этаже — звери и птицы, в названии которых трислога.
· ПомогитеСамоделкину расселить птиц и зверей в домике (набор картинок с изображениемптиц, зверей, в названии которых присутствует звук С).
3.Физминутка.
А сегодня у зимыновоселье, Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба А какойвышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога А какой ширины? Вот такойширины.
4.Образованиеновых слов способом словосложения. Встреча с Петрушкой.
Петрушкаогорчен, он получил от Знайки задание:
из двух словсоставить одно.
Например:листья падают — (листопад) лес рубит — (лесоруб)* первый класс — (первоклассник)* дрова сечь — (дровосек)* снег падает — (снегопад) сено косят — (сенокос) пыль сосет — (пылесос) сам летит — (самолет) сам катит — (самокат)
Предложитьпридумать предложения с этими слова
ми.
5.Итогзанятия.
Какой звукповторяли? Какие слова составляли из двух слов? Найти три игрушки, названныеэтими словами.