Реферат по предмету "Педагогика"


Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Содержание
Введение
1. Из истории педагогики
2. Общая характеристика категорийпедагогики
3. Важнейшие педагогическиекатегории
3.1 Образование
3.2 Воспитание
2.3 Обучение
3.4 Развитие
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Что такоепедагогика? Обратимся к термину «педагогика» и уточним, значения,которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришлииз греческого языка. Так, например, «педагогом» греки называли раба,водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потомучителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называтьпедагогами. Такова эволюция значения этого слова.
«Педагогика»слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение»или искусство воспитания и вначале понималось как наука о воспитании и обученииподрастающего поколения. С годами это определение уточнялось, корректировалось,но суть его сохранилась до сих пор, хотя и носит расширенный характер.
Многиевека процесс воспитания протекал как естественный для человеческогосуществования и не являлся предметом специального изучения.
Потребностьпередавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другимипотребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтомупрактика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опытачеловека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким жеобщественным явлением, как и любая деятельность человека: охота,собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялсяего социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
Педагогикаобрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагогаЯна Амоса Коменского. Он изложил свои основные идеи в труде «Великаядидактика», который получил мировое признание. Сегодня «дидактика»(теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отраслиобщей педагогики.
Цельданной работы: дать понятие и охарактеризовать основные педагогическиекатегории.
Работасостоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общийобъем работы _____ страница.
/>1. Из истории педагогики
Каждоепоколение людей решает три важнейшие задачи:
во-первых,освоить опыт предыдущих поколений;
во-вторых,обогатить и приумножить этот опыт;
в-третьих,передать его следующему поколению.
Общественныйпрогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевалоопытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающаязакономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшимипоколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называетсяпедагогикой.
Историческисоздание педагогической науки связано, прежде всего, с выделениемпедагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремлениек ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного родаобобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специальногонаучного знания.
Сначалаэта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах такихдревнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ,Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика»,который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. ВДревней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия итермины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» — общественная школа физического развития и др.
В началеХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английскимфилософом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.). В 1623 годуон издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором вкачестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководствечтением».
В этом жестолетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами иавторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.).Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработалосновные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнскаяшкола» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.
Вслед заКоменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких еевиднейших представителей, как:
Джон Локк(1632-1704 гг.) в Англии;
Жан-ЖакРуссо (1712-1778 гг.) во Франции;
ИоганнГенрих Песталоцци в Швейцарии;
ИоганнФридрих Гербарт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег в Германии и др.
Активноразрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:
широкуюизвестность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века«Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержалисьмысли о нравственных критериях воспитания и обучения;
в XVIIвеке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаевдетских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
большойвклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший рядучебных книг по риторике и грамматике;
значительнопродвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д. Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н.Вентцеля и др.
2. Общая характеристика категорий педагогики
Всевышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII векавыделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. Вдальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условияхим является процесс направленного развития и формирования человеческой личностив условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко — этовоспитание человека как особая функция общества.
Тем самымпедагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формированиячеловеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитанияи обучения как специально организованного педагогического процесса. В периодстановления педагогики как науки были определены три фундаментальные категориивоспитание, образование, обучение.
Всовременной педагогике к категориям также принято относить понятия: педагогическаясистема, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,педагогическая технология, педагогическая задача.
Основнымикатегориями педагогики являются:
развитие;
воспитание;
образование;
обучение.
Развитиечеловека — это процесс становления его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Категория«воспитание» — одна из основных в педагогике. Воспитание вшироком смысле представляет собой целенаправленный процесс формированияинтеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни,активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическоеи целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формированияу них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Воспитание- это целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества исвойства в соответствии с интересами общества. Процесс воспитания имеет цель ирезультат, которые всегда прогнозируются обществом. Развитие каждого человекачеловечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт иопыт предшествующих поколений.
Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которогообеспечивается развитие ученика.
Основуобучения составляют: знания, умения, навыки.
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов,представлений, понятий и законов науки.
Знанияпредставляют собой коллективный опыт человечества, результат познанияобъективной действительности.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретическиедействия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированномвыполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократногоупражнения.
Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний ипознавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения,нравственных и других качеств личности и общей культуры.
Содержаниеобразования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также изжизни и практики человека. То есть образование является социокультурнымфеноменом и выполняет социокультурные ценности.
Образованиевыступает как процесс, система и результат.
Процесс — предполагает организацию различных видов деятельности, направленных наприобретение знаний, умений, навыков и социального опыта.
Система — это совокупность учебно-воспитательных учреждений в рамках которыхосуществляется воспитание человека.
Результат- объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления,которыми овладевает обучаемый.
3. Важнейшие педагогические категории
Основныепедагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическимикатегориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ееустоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущуюроль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостнуюсистему. К основным педагогическим категориям относятся развитие, образование,обучение, воспитание. Рассмотрим такие категории как образование, воспитание, обучениеи развитие.3.1 Образование
Образование- процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладениемсоциально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях,творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.
Образование,процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересахличности и общества.
Двааспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Какявление: с точки зрения общественных функций образование — средство социальнойнаследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. В такомкачестве, как общественное явление, образование становится объектомизучения науки об обществе — социологии. По отношению к человеку, которогообучают и воспитывают, образование — это средство развития его личности,психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же наукирассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательнуюдеятельность. Поскольку речь идет об образовательном процессе, получаетсячто педагогический процесс выступает как смена состояний системы именно этойдеятельности. В ней реализуются цели и задачи образования.
Вобразовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурнуюпреемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных ипрофессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированнуюсовокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересами обществ, ожиданиям.
Образованиев соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальныхправ человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности иповедения человека делают образование предметом интереса не только индивида, нотакже общества и государства, которые активно влияют на образование,поддерживая те или иные образовательные институты, определённые моделивоспитательного процесса.
Особенностькультурной преемственности в том, что социально ценные качества личностистихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразиеотраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальнаянасыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемыхпластов культуры требуют соответствующей организации образования.
Известно,что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел ещеосновоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 году. В русскомязыке в том же значении применил Н.И. Новиков. Со второй половины 19-го векапонятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогическихвлияний на развивающиеся души. В научно-педагогической среде постепенно складываетсямнение, что образование — это не только состояние (образованность), но исовокупность педагогической работы, посредством которой достигается образование.
До периода50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупностьзнаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-хуже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовкаэтого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978 году, гдезаписано, что это процесс и результат совершенствования способностей иповедения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Такимобразом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческойобщественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова — процесс и результат.
Следуетотметить, что с научно-педагогической точки зрения более предпочтительнойявляется формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным.«Образование-это система обучения, социализации и развития, направленнаяна усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества,необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфереобщественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровняразвития индивида».
При этомавтор под социализацией понимает качественное и количественное изменениесистемы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностныхориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достиженияуспеха в определенном обществе (социуме).
Современнаяпедагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразнуюсистему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. Вклассической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, аименно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность,как система, как процесс, образование как результата.
Ценностнаяхарактеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образованиекак ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процессдвижения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектнымидействиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, можетрассматриваться, как результат государственного, общественного и личностногоприсвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессеобразовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального,интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы. Ценностьобразования может носить характер государственный, общественный, личностный.
Результатобразования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность,образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
Всовременном понимании грамотность — это уже не просто умение читать, писать исчитать. Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный кдальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Онаобеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность — этограмотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.
Категория«профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнемсобственно профессионального образования, опытом и индивидуальнымиспособностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованиюи самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Менталитет- высшая ценность образования и его иерархически высшая цель — формированиементалитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственные,культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального иобщественного поведения.
Представляетинтерес определение понятия образования, приведенное в «Международнойстандартной классификации образования» (МСКО), последняя версия которогоутверждена в октябре 1997 года на 29-й сессии Генеральной конференции этойорганизации. В нем под образованием понимается «организованный иустойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» и раскрываетсясмысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:
Процесскоммуникации — взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачуинформации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);
Обучение — любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении,в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должноносить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослениюили общей специализации);
Организованное- планируемое в соответствии с определенной последовательностью с четкообозначенными или подразумеваемыми целями;
Устойчивоепредполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности инепрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, носоответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве.
Дляпрактики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так ирезультат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа илипредставленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью егоинтеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений,позволяющих ему адекватно действовать на их основе. В тех случаях, когданеобходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, употребляетсятермин «образовательная система» или «система образования».
Другиеавторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова рассматривают три аспектапонятия образование, а Б.Г. Гершунсий — пять.
Еслиисходить из позиций авторов-трехаспектников, понятие «образование» имееттри основных значения: образование — это достояние личности, образование — процессобретения личностью своею достояния; система образования — социальный институт,существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние.
Другиеэксперты при формировании понятия образование провели специальное исследованиеи сформировали целых восемь аспектов, опираясь на словарные значения, практикурассмотрения термина в различных областях. В зависимости от контекстаупотребления термин «образование» трактуется как:
1) общественноеявление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;
2) значимаяценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорятдетям: «Я дал тебе жизнь и образование, теперь… „);
3) функцияобщества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функцияграждан по отношению к своему собственному развитию (выделенное, к сожалению,недооценивается и школой, и родителями, и самими школьниками), обществу игосударству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);
4) сложнаяиерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное),начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, магистратура,бакалавриат, ученая степень кандидата или доктора наук и т.д.;
5) сферасоциальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но иродственные отрасли — здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;
6) деятельность,предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;
7) процесс;
8) результатыобразовательного процесса.
При всеймноголикости приведенные аспекты значения термина “образование» имеюти нечто общее — все они так или иначе связаны со становлением личностичеловека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачейкультурных ценностей.
Обучениеи воспитание — стороны единого процесса образования. Обучение предполагаетусвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, ктообучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитаниепредполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Нотакое усвоение невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое началас необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах. В современнойРоссии утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающаяманипулятивный подход к учащимся. Образование ориентируется на демократизациюсвоих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение кнациональным и мировым культурно-историческим традициям.3.2 Воспитание
Под воспитаниемпонимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовноеи физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурнойи производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовкиподрастающих поколений к жизни возникло вмести с появлением человеческогообщества. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждоевступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным идуховным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавалосвоим потомкам.
Терминвоспитание используется в двух смыслах — узком и широком — в зависимости отконтекста. В узком смысле традиционно понимается система целенаправленныхвоздействий на личность, развитие, формирование личности в заданномвоспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системыценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такоепредставление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергаетсяинтенсивному переосмыслению. В настоящее время в узком педагогическом смысле,под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узкомзначении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной,например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание),эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В таком случаетермин означает участок приложения воспитательных сил.
В широкомсоциальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности;в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленнаядеятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс формирования — интеллекта,физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию втрудовой деятельности.
Широкоепонимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно,любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежнооказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один изглавных принципов педагогики — принцип единства обучения и воспитания (здесьуже термин «воспитание» взят в узком смысле).
Воспитаниев широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностьюобщественного опыта включает в себя:
обучение какпроцесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности,мировоззренческими идеями;
воспитаниев узком смысле как формирование социальных, нравственных, эстетических и другихотношений.
Выделениев общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мереусловный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органичносвязаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесспредполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия,соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.
Воспитаниесоциальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных,организационных) для развития человека. Категория воспитание — одна из основныхв педагогике. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении — какрешение какой либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитаниеобщественной активности, коллективизма).
Всовременном русском языке целостный процесс становления и развития личности,принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удаетсяописать одним словом, для этого используют обычно два: «образование» и«воспитание». Эти понятия, хотя и не обладают достаточной четкостью иобъемы их частично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся всовременном русском языке.
Говоря овоспитании, также подразумевают либо процесс — совокупность влияний на формированиеличности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятыхв нем социальных норм, либо результат этого процесса — воспитанность человека. Апонятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоенияличностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотностив существующих в ней языках и ориентированности в текстах.
Определениевоспитания в понимании Л.Д. Столяренко: «Воспитание — социальное,целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) дляусвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовкиего к общественной жизни и производительному труду».
Ни одноиз существующих многочисленных определений цели воспитания не являетсяисчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитаниетрактуется, в зависимости от социально-философских позиций авторов, как воспитаниевсесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовноебогатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека ккультуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социальнокомпетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению исовершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитиеличности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самойсобой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении,самореализации и самоутверждении.
Ссодержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболееобобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание.Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различныхсочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное,интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое,экологическое, экономическое воспитание.
Поинституциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное,внешкольное, конфессиональное (религиозное.
Подоминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяютавторитарное, свободное, демократическое воспитание.
Современнаяпедагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой непрямоевоздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальноевзаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей),групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных — институтов воспитания.
Социальныевзаимодействия, в которых происходит воспитание человека, можно представить ввиде множества «цепочек»: общество — группа — личность, государство — институты воспитания — человек, коллектив — микрогруппа — личность, воспитатель- коллектив, воспитатель — микрогруппа, воспитатель — воспитанник и т.д.
В одних«цепочках» взаимодействие непосредственное, в других — опосредованное.Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе воспитания,проявляющейся в различной мере активности субъектов воспитания. Очевидно, чтоона объективно значительно больше во взаимодействии государства, институтов воспитанияи человека, чем воспитателя и воспитанника.
Современноевоспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческойустойчивости, с другой — гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может житьи эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. Емунеобходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться кэкономическим, социальным и психологическим переменам как в обществе и государстве,так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной судьбе.
В то жевремя человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень,мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства,индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическиереакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.
Вследствиепроисходящих в стране социально-политических и экономических преобразованийначалось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотрхарактера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том,чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основеобщечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению кколлективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признанияприоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства,жизни общества, гуманизации и демократизации воспитания.3.3 Обучение
Рассматриваякатегорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что терминобучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) ипреподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулироватьсамостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительноознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначалаприведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затемпопытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.
1. Обучение- целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активнойучебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научнымии прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческихспособностей, личностных качеств, необходимых для осуществленияпрофессиональной деятельности;
2. Обучение- целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательнойдеятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками,развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностныхкачеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;
3. Обучение- процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающийв рамках педагогической системы;
4. Обучение- двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и входе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование,воспитание и развитие человека;
5. Обучение- совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей цельюразвитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементовмировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности.
Обучение — целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения воиновзнаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения имислужебных и боевых задач. Анализ приведенных и других определений показывает,что в них можно выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление)и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова ифразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Итак, с позицийсистемного анализа, основным недостатком большинства определений категорииобучение, с нашей точки зрения, является то, что не указана система в которойпроисходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется каксистема. Исходя из этого, можно предложить такое определение категории обучение:«Обучение — это целенаправленный, специально организованный процессвзаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе».
Такимобразом, воспитание, образование и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенокобучается, развиваясь, и развивается, обучаясь3.4 Развитие
 
Развитиеявляется ключевой категорией, поскольку именно эта категория дает импульсостальным. Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физическихсил человека.
Развитиечеловека — это процесс становления его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Подразвитием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, болеесовершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественномусостоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Заключение
Извышеизложенного сделаем выводы.
Воспитаниев широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс,обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её ктрудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узкомзначении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессекоторой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера,воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Обучение- планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающемупоколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностьюи выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основуобучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороныпреподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников- в качестве продуктов усвоения.
Подобразованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями,практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных итворческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетическойкультуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ)и индивидуальное своеобразие.
Запоследние годы в нашей стране произошли серьезнейшие изменения: Россия сталастраной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономикуи правовое государство, в котором на первом месте должен быть поставленчеловек, обладающей значительно большей, чем ранее, мерой свободы иответственности.
Рольобразования в этот период состоит в создании основы для устойчивогосоциально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокогокачества жизни народа; в укреплении демократического правового государства иразвитии гражданского общества; в кадровом обеспечении рыночной экономики,интегрирующейся в мировое хозяйство; в утверждении статуса России в мировомсообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки,высоких технологий и экономики.
Список использованной литературы
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М., 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос, 2001.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. — М.: Издательский центр «Академия»,2002.
4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник/ С.А. Смирнов, И.В. Котова, Е.Н. Шиянов и др. — М.: Академия, 2001.
5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. — М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.