Содержание
Введение
1. Из истории педагогики
2. Общая характеристика категорийпедагогики
3. Важнейшие педагогическиекатегории
3.1 Образование
3.2 Воспитание
2.3 Обучение
3.4 Развитие
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Что такоепедагогика? Обратимся к термину «педагогика» и уточним, значения,которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришлииз греческого языка. Так, например, «педагогом» греки называли раба,водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потомучителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называтьпедагогами. Такова эволюция значения этого слова.
«Педагогика»слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение»или искусство воспитания и вначале понималось как наука о воспитании и обученииподрастающего поколения. С годами это определение уточнялось, корректировалось,но суть его сохранилась до сих пор, хотя и носит расширенный характер.
Многиевека процесс воспитания протекал как естественный для человеческогосуществования и не являлся предметом специального изучения.
Потребностьпередавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другимипотребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтомупрактика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опытачеловека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким жеобщественным явлением, как и любая деятельность человека: охота,собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялсяего социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
Педагогикаобрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагогаЯна Амоса Коменского. Он изложил свои основные идеи в труде «Великаядидактика», который получил мировое признание. Сегодня «дидактика»(теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отраслиобщей педагогики.
Цельданной работы: дать понятие и охарактеризовать основные педагогическиекатегории.
Работасостоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общийобъем работы _____ страница.
/>1. Из истории педагогики
Каждоепоколение людей решает три важнейшие задачи:
во-первых,освоить опыт предыдущих поколений;
во-вторых,обогатить и приумножить этот опыт;
в-третьих,передать его следующему поколению.
Общественныйпрогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевалоопытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающаязакономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшимипоколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называетсяпедагогикой.
Историческисоздание педагогической науки связано, прежде всего, с выделениемпедагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремлениек ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного родаобобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специальногонаучного знания.
Сначалаэта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах такихдревнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ,Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика»,который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. ВДревней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия итермины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» — общественная школа физического развития и др.
В началеХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английскимфилософом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.). В 1623 годуон издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором вкачестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководствечтением».
В этом жестолетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами иавторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.).Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработалосновные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнскаяшкола» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.
Вслед заКоменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких еевиднейших представителей, как:
Джон Локк(1632-1704 гг.) в Англии;
Жан-ЖакРуссо (1712-1778 гг.) во Франции;
ИоганнГенрих Песталоцци в Швейцарии;
ИоганнФридрих Гербарт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег в Германии и др.
Активноразрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:
широкуюизвестность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века«Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержалисьмысли о нравственных критериях воспитания и обучения;
в XVIIвеке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаевдетских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
большойвклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший рядучебных книг по риторике и грамматике;
значительнопродвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д. Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н.Вентцеля и др.
2. Общая характеристика категорий педагогики
Всевышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII векавыделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. Вдальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условияхим является процесс направленного развития и формирования человеческой личностив условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко — этовоспитание человека как особая функция общества.
Тем самымпедагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формированиячеловеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитанияи обучения как специально организованного педагогического процесса. В периодстановления педагогики как науки были определены три фундаментальные категориивоспитание, образование, обучение.
Всовременной педагогике к категориям также принято относить понятия: педагогическаясистема, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,педагогическая технология, педагогическая задача.
Основнымикатегориями педагогики являются:
развитие;
воспитание;
образование;
обучение.
Развитиечеловека — это процесс становления его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Категория«воспитание» — одна из основных в педагогике. Воспитание вшироком смысле представляет собой целенаправленный процесс формированияинтеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни,активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическоеи целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формированияу них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Воспитание- это целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества исвойства в соответствии с интересами общества. Процесс воспитания имеет цель ирезультат, которые всегда прогнозируются обществом. Развитие каждого человекачеловечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт иопыт предшествующих поколений.
Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которогообеспечивается развитие ученика.
Основуобучения составляют: знания, умения, навыки.
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов,представлений, понятий и законов науки.
Знанияпредставляют собой коллективный опыт человечества, результат познанияобъективной действительности.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретическиедействия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированномвыполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократногоупражнения.
Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний ипознавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения,нравственных и других качеств личности и общей культуры.
Содержаниеобразования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также изжизни и практики человека. То есть образование является социокультурнымфеноменом и выполняет социокультурные ценности.
Образованиевыступает как процесс, система и результат.
Процесс — предполагает организацию различных видов деятельности, направленных наприобретение знаний, умений, навыков и социального опыта.
Система — это совокупность учебно-воспитательных учреждений в рамках которыхосуществляется воспитание человека.
Результат- объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления,которыми овладевает обучаемый.
3. Важнейшие педагогические категории
Основныепедагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическимикатегориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ееустоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущуюроль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостнуюсистему. К основным педагогическим категориям относятся развитие, образование,обучение, воспитание. Рассмотрим такие категории как образование, воспитание, обучениеи развитие.3.1 Образование
Образование- процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладениемсоциально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях,творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.
Образование,процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересахличности и общества.
Двааспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Какявление: с точки зрения общественных функций образование — средство социальнойнаследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. В такомкачестве, как общественное явление, образование становится объектомизучения науки об обществе — социологии. По отношению к человеку, которогообучают и воспитывают, образование — это средство развития его личности,психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же наукирассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательнуюдеятельность. Поскольку речь идет об образовательном процессе, получаетсячто педагогический процесс выступает как смена состояний системы именно этойдеятельности. В ней реализуются цели и задачи образования.
Вобразовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурнуюпреемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных ипрофессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированнуюсовокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересами обществ, ожиданиям.
Образованиев соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальныхправ человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности иповедения человека делают образование предметом интереса не только индивида, нотакже общества и государства, которые активно влияют на образование,поддерживая те или иные образовательные институты, определённые моделивоспитательного процесса.
Особенностькультурной преемственности в том, что социально ценные качества личностистихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразиеотраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальнаянасыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемыхпластов культуры требуют соответствующей организации образования.
Известно,что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел ещеосновоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 году. В русскомязыке в том же значении применил Н.И. Новиков. Со второй половины 19-го векапонятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогическихвлияний на развивающиеся души. В научно-педагогической среде постепенно складываетсямнение, что образование — это не только состояние (образованность), но исовокупность педагогической работы, посредством которой достигается образование.
До периода50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупностьзнаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-хуже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовкаэтого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978 году, гдезаписано, что это процесс и результат совершенствования способностей иповедения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Такимобразом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческойобщественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова — процесс и результат.
Следуетотметить, что с научно-педагогической точки зрения более предпочтительнойявляется формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным.«Образование-это система обучения, социализации и развития, направленнаяна усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества,необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфереобщественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровняразвития индивида».
При этомавтор под социализацией понимает качественное и количественное изменениесистемы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностныхориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достиженияуспеха в определенном обществе (социуме).
Современнаяпедагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразнуюсистему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. Вклассической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, аименно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность,как система, как процесс, образование как результата.
Ценностнаяхарактеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образованиекак ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процессдвижения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектнымидействиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, можетрассматриваться, как результат государственного, общественного и личностногоприсвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессеобразовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального,интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы. Ценностьобразования может носить характер государственный, общественный, личностный.
Результатобразования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность,образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
Всовременном понимании грамотность — это уже не просто умение читать, писать исчитать. Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный кдальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Онаобеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность — этограмотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.
Категория«профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнемсобственно профессионального образования, опытом и индивидуальнымиспособностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованиюи самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Менталитет- высшая ценность образования и его иерархически высшая цель — формированиементалитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственные,культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального иобщественного поведения.
Представляетинтерес определение понятия образования, приведенное в «Международнойстандартной классификации образования» (МСКО), последняя версия которогоутверждена в октябре 1997 года на 29-й сессии Генеральной конференции этойорганизации. В нем под образованием понимается «организованный иустойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» и раскрываетсясмысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:
Процесскоммуникации — взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачуинформации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);
Обучение — любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении,в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должноносить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослениюили общей специализации);
Организованное- планируемое в соответствии с определенной последовательностью с четкообозначенными или подразумеваемыми целями;
Устойчивоепредполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности инепрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, носоответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве.
Дляпрактики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так ирезультат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа илипредставленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью егоинтеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений,позволяющих ему адекватно действовать на их основе. В тех случаях, когданеобходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, употребляетсятермин «образовательная система» или «система образования».
Другиеавторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова рассматривают три аспектапонятия образование, а Б.Г. Гершунсий — пять.
Еслиисходить из позиций авторов-трехаспектников, понятие «образование» имееттри основных значения: образование — это достояние личности, образование — процессобретения личностью своею достояния; система образования — социальный институт,существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние.
Другиеэксперты при формировании понятия образование провели специальное исследованиеи сформировали целых восемь аспектов, опираясь на словарные значения, практикурассмотрения термина в различных областях. В зависимости от контекстаупотребления термин «образование» трактуется как:
1) общественноеявление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;
2) значимаяценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорятдетям: «Я дал тебе жизнь и образование, теперь… „);
3) функцияобщества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функцияграждан по отношению к своему собственному развитию (выделенное, к сожалению,недооценивается и школой, и родителями, и самими школьниками), обществу игосударству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);
4) сложнаяиерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное),начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, магистратура,бакалавриат, ученая степень кандидата или доктора наук и т.д.;
5) сферасоциальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но иродственные отрасли — здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;
6) деятельность,предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;
7) процесс;
8) результатыобразовательного процесса.
При всеймноголикости приведенные аспекты значения термина “образование» имеюти нечто общее — все они так или иначе связаны со становлением личностичеловека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачейкультурных ценностей.
Обучениеи воспитание — стороны единого процесса образования. Обучение предполагаетусвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, ктообучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитаниепредполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Нотакое усвоение невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое началас необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах. В современнойРоссии утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающаяманипулятивный подход к учащимся. Образование ориентируется на демократизациюсвоих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение кнациональным и мировым культурно-историческим традициям.3.2 Воспитание
Под воспитаниемпонимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовноеи физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурнойи производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовкиподрастающих поколений к жизни возникло вмести с появлением человеческогообщества. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждоевступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным идуховным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавалосвоим потомкам.
Терминвоспитание используется в двух смыслах — узком и широком — в зависимости отконтекста. В узком смысле традиционно понимается система целенаправленныхвоздействий на личность, развитие, формирование личности в заданномвоспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системыценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такоепредставление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергаетсяинтенсивному переосмыслению. В настоящее время в узком педагогическом смысле,под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узкомзначении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной,например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание),эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В таком случаетермин означает участок приложения воспитательных сил.
В широкомсоциальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности;в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленнаядеятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс формирования — интеллекта,физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию втрудовой деятельности.
Широкоепонимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно,любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежнооказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один изглавных принципов педагогики — принцип единства обучения и воспитания (здесьуже термин «воспитание» взят в узком смысле).
Воспитаниев широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностьюобщественного опыта включает в себя:
обучение какпроцесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности,мировоззренческими идеями;
воспитаниев узком смысле как формирование социальных, нравственных, эстетических и другихотношений.
Выделениев общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мереусловный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органичносвязаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесспредполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия,соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.
Воспитаниесоциальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных,организационных) для развития человека. Категория воспитание — одна из основныхв педагогике. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении — какрешение какой либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитаниеобщественной активности, коллективизма).
Всовременном русском языке целостный процесс становления и развития личности,принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удаетсяописать одним словом, для этого используют обычно два: «образование» и«воспитание». Эти понятия, хотя и не обладают достаточной четкостью иобъемы их частично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся всовременном русском языке.
Говоря овоспитании, также подразумевают либо процесс — совокупность влияний на формированиеличности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятыхв нем социальных норм, либо результат этого процесса — воспитанность человека. Апонятие «образование» стало обозначать процесс и результат освоенияличностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотностив существующих в ней языках и ориентированности в текстах.
Определениевоспитания в понимании Л.Д. Столяренко: «Воспитание — социальное,целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) дляусвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовкиего к общественной жизни и производительному труду».
Ни одноиз существующих многочисленных определений цели воспитания не являетсяисчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитаниетрактуется, в зависимости от социально-философских позиций авторов, как воспитаниевсесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовноебогатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека ккультуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социальнокомпетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению исовершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитиеличности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самойсобой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении,самореализации и самоутверждении.
Ссодержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболееобобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание.Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различныхсочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное,интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое,экологическое, экономическое воспитание.
Поинституциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное,внешкольное, конфессиональное (религиозное.
Подоминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяютавторитарное, свободное, демократическое воспитание.
Современнаяпедагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой непрямоевоздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальноевзаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей),групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных — институтов воспитания.
Социальныевзаимодействия, в которых происходит воспитание человека, можно представить ввиде множества «цепочек»: общество — группа — личность, государство — институты воспитания — человек, коллектив — микрогруппа — личность, воспитатель- коллектив, воспитатель — микрогруппа, воспитатель — воспитанник и т.д.
В одних«цепочках» взаимодействие непосредственное, в других — опосредованное.Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе воспитания,проявляющейся в различной мере активности субъектов воспитания. Очевидно, чтоона объективно значительно больше во взаимодействии государства, институтов воспитанияи человека, чем воспитателя и воспитанника.
Современноевоспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческойустойчивости, с другой — гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может житьи эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. Емунеобходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться кэкономическим, социальным и психологическим переменам как в обществе и государстве,так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной судьбе.
В то жевремя человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень,мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства,индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическиереакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.
Вследствиепроисходящих в стране социально-политических и экономических преобразованийначалось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотрхарактера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том,чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основеобщечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению кколлективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признанияприоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства,жизни общества, гуманизации и демократизации воспитания.3.3 Обучение
Рассматриваякатегорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что терминобучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) ипреподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулироватьсамостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительноознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначалаприведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затемпопытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.
1. Обучение- целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активнойучебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научнымии прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческихспособностей, личностных качеств, необходимых для осуществленияпрофессиональной деятельности;
2. Обучение- целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательнойдеятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками,развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностныхкачеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;
3. Обучение- процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающийв рамках педагогической системы;
4. Обучение- двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и входе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование,воспитание и развитие человека;
5. Обучение- совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей цельюразвитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементовмировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности.
Обучение — целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения воиновзнаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения имислужебных и боевых задач. Анализ приведенных и других определений показывает,что в них можно выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление)и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова ифразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Итак, с позицийсистемного анализа, основным недостатком большинства определений категорииобучение, с нашей точки зрения, является то, что не указана система в которойпроисходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется каксистема. Исходя из этого, можно предложить такое определение категории обучение:«Обучение — это целенаправленный, специально организованный процессвзаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе».
Такимобразом, воспитание, образование и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенокобучается, развиваясь, и развивается, обучаясь3.4 Развитие
Развитиеявляется ключевой категорией, поскольку именно эта категория дает импульсостальным. Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физическихсил человека.
Развитиечеловека — это процесс становления его личности под влиянием внешних ивнутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Подразвитием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, болеесовершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественномусостоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Заключение
Извышеизложенного сделаем выводы.
Воспитаниев широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс,обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её ктрудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узкомзначении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессекоторой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера,воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Обучение- планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающемупоколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностьюи выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основуобучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороныпреподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников- в качестве продуктов усвоения.
Подобразованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями,практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных итворческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетическойкультуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ)и индивидуальное своеобразие.
Запоследние годы в нашей стране произошли серьезнейшие изменения: Россия сталастраной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономикуи правовое государство, в котором на первом месте должен быть поставленчеловек, обладающей значительно большей, чем ранее, мерой свободы иответственности.
Рольобразования в этот период состоит в создании основы для устойчивогосоциально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокогокачества жизни народа; в укреплении демократического правового государства иразвитии гражданского общества; в кадровом обеспечении рыночной экономики,интегрирующейся в мировое хозяйство; в утверждении статуса России в мировомсообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки,высоких технологий и экономики.
Список использованной литературы
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М., 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос, 2001.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. — М.: Издательский центр «Академия»,2002.
4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник/ С.А. Смирнов, И.В. Котова, Е.Н. Шиянов и др. — М.: Академия, 2001.
5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. — М., 2001.