Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции

Курсоваяработа
Натему:
«Процессобучения: сущность, закономерности, принципы и функции»

Содержание
Введение
Глава1. Сущность процесса обучения
Глава2. Закономерности процесса обучения
Глава3. Принципы процесса обучения
Глава4. Функции процесса обучения
Заключение
Использованнаялитература

Введение
Важное место в структурепедагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваютсязнания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человекуадаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основыпроцесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучаетважнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” –поучающий и “didasko” — изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемыобучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений инавыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержанияобразования, совершенствует методы и организационные формы обучения,воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Качественноесвоеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием,образованием и развитием.
В разных видах обученияего воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена неодинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее.Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальнымвопросом в современной педагогике.
Целью данной курсовойработы является изучение основных параметров процесса образования.
Для достижения данной целибыли поставлены следующие задачи:
·                Рассмотрениесущностипроцессаобучения
·                Изучениеосновных закономерностей процесса обучения
·                Характеристикапринципов процесса обучения
·                Изученийосновных функций процесса обучения

Глава 1. Сущностьпроцесса обучения
Процессыучения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя ивзаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственныйхарактер процесса обучения.
Научнаятеория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способоворганизации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечиваютэффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формированиеспособностей.
Вопределении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркиваетсявзаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современныхтенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнутьруководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокойактивности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором ихпознавательной деятельности. В его функции входит также планирование,стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2],стр. 203 – 204).
Дидактика—это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретическихоснов организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методовобучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик,технологий и систем обучения.
Выделяютобщую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировалисьметодики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обученияматематике, обучения физике, обучения иностранному языку).
Обучение,преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение— это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежнымпутем получения систематического образования. В основе любого вида или типаобучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание- это деятельность учителя по:
■передачеинформации;
■организацииучебно-познавательной деятельности учащихся;
■оказаниюпомощи при затруднении в процессе учения;
■стимулированиюинтереса, самостоятельности и творчества учащихся;
■оценкеучебных достижений учащихся.
Цельюпреподавания является организация эффективного учения каждого ученика впроцессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективностьучения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию каксовместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение— это деятельность ученика по:
■освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
■самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;
■осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей ичеловеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Цельюучения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений иобщем развитии учащегося.
Учебнаядеятельность включает в себя:
■овладение системами знаний и оперирование ими;
■овладениесистемами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебнойработы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
■развитиемотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
■овладениеспособами управления своей учебной деятельностью и своими психическимипроцессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективностьобучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутреннихкритериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а такжекачество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развитияобучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическаяуспеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных изапланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемостьнаходит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это такжеэффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результатыпри минимальных затратах ([1], стр. 86 — 88).
Обучаемость— это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняяготовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям всоответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общаяспособность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является токоличество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижениязаданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий испособов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков,соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемомурезультату).
Процессусвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
■различенияили узнавания предмета (явления, события, факта);
■запоминанияи воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переносазнаний в новые ситуации.
Качествознаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина,действенность, прочность.
Однимиз основных показателей перспектив развития учащегося является способностьученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения всотрудничестве и с помощью учителя).
Вкачестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
■степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональнойдеятельности;
■темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
■уровень образованности или профессионального мастерства;
■готовность повысить образование.
Впрактике обучения сложилось единство логик учебного процесса:индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует нанаблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишьзатем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала.Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов,законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию ([1], стр.86 — 88).
 
Глава 2. Закономерностипроцесса обучения
Дидактика как наукаимеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функцийпознание процесса обучения. Результатом этого познания является выявлениеобъективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Этоположение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последнихлет сформулировано значительное количество педагогических законов изакономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так как,во-первых, некоторые из выделенных положений, по нашему мнению, нельзявозводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, неустойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование иразвитие, а только структуру педагогического процесса [6].
Закономерность – эторезультат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многиесвязи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь,отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому — это поиск общихтенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучениявыражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, аобусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальныйподход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике — это совокупностьпринципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Категории общего, особенногои единичного требуют определения соотношения общечеловеческого, национального ииндивидуального в отборе содержания образования, его направленности наформирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальныхсклонностей и способностей личности, а также учета общих и специфическихусловий функционирования той или иной системы обучения.
Категория меры вводит втеорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборесодержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.
Категории сущности иявления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процессаобучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупностихарактеризующих обучение как педагогический процесс.
Единство содержания иформы в процессе обучения находит свое выражение в адекватности содержанияобразования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методовобучения его техническому оснащению и т.д.
Категория необходимоститребует построения учебного процесса в соответствии с закономерностямиобучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее значимой является икатегория случайности, которая связана с учетом явления стохастичности вобучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагаетвариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслупедагога.
Эффективность процессаобучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает(материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимыхусловий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), еготворческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременномупополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной являетсязависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейсяличности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результатыобучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапесвоего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерностьсоответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальнымособенностям и возможностям учащихся.
Названныезакономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципахобучения [8].
Закономерности обучения,рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — этообъективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составнымичастями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» вдидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процессаобучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть изних действует всегда, независимо от действий участников и условии процесса,например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровнюобразования личности. Большая же часть закономерностей проявляется кактенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, внекотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов,также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов:сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условийи пр.
Многие закономерностиобучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучениеможет строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однакопостроение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения свключением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах,по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешниезакономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимостьобучения от общественных процессов и условий: социально-экономической,политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенномтипе личности и уровня образования.
К внутреннимзакономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: междуцелями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, этозависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Такихзакономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большаячасть из них, как было сказано, действует только при создании обязательныхусловий обучения. Укажем на некоторые из них.
Существует закономернаясвязь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателяпреимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие егозависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условийхарактеризует частные проявления указанной закономерности.
Другая закономерностьговорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика ирезультатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться,если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения,отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этойзакономерности является связь между активностью ученика и результатами учения:чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, темвыше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит всоответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективностьобучения снижается.
Назовем еще рядзакономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.
Прочность усвоенияучебного материала зависит от систематического прямого и отсроченногоповторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковыхметодов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальнуюдеятельность приемов и средств.
Формирование понятий всознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организованаспециальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков,явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, поустановлению их содержания, объема и пр.
Указанныезакономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которойзаключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят отхарактера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому онислужат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядросовременной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводитсяк следующим идеям:
1.           нацеленностьобучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающейдуховным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне игармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;
2.           единствоорганизации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегосякак условие формирования личности;
3.           оптимизациясодержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящихмаксимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.
Таким образом, знаниедидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду спсихологическими и другими его характеристиками позволяет ученым и практикампостроить его оптимально в самых разных конкретных случаях. Законы изакономерности служат теоретической основой для выработки, постулированияпринципов обучения и правил практической педагогической деятельности.
Как уже отмечалось, выделяютвнешние и внутренние закономерности обучения.
Кпервым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий(социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностейобщества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым —связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержаниемобразования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, ученикоми смыслом учебного материала).
Квнешним закономерностям относятся:
■социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
■воспитывающий и развивающий характер последнего;
■обучение всегда осуществляется в общении и основывается навербально-деятельностном подходе;
■зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося сокружающим миром.
Квнутренним закономерностям процесса обучения относятся:
■   зависимостьего развития от способа разрешения основного противоречия между познавательнымиили практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решениязнаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
■отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
■   подчиненностьрезультативности обучения способам управления процессом последнего и активностисамого ученика;
■задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи ипостановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – кумению, от учения – к навыку ([1], стр. 88 – 91).
Принципыобучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активностиучащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладениидостижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.
Входе исторического развития теории и практики обучения сформировались разныевиды, стили и методы обучения. В каждом виде, несмотря на заметные различия,можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.
Во-первых,в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый изкоторых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности,определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и спецификудеятельности преподавателя и обучающихся ([1], стр. 88 – 91).
Второйобщий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса,то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели кпоиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагаетпостановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другойстороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так испособность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процессаобучения.
Третийобщий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающаястепень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения илогика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектовпроцесса обучения (педагога и обучающихся).
Методыобучения — это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринималисьпопытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологиивышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям.Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (ихиногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию,работу с текстом. Вторая группа – это практически методы обучен6ия (упражнения,практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методовотносят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольныеработы, текстовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Формаобучения – это специальная конструкция само процесса. Форма обучения означаетколлективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководствомпедагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо обучения означаетколлективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководствомпедагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебногозанятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую ([1], стр.88 – 91).

Глава 3. Принципыпроцесса обучения
Проблема принциповобучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем неменее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражаетсяэто в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработкеноменклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системыпринципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причинойтого, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебныхпособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировкизначительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано, логизировано иидеологизировано. Видимо, о чем писал в свое время выдающийся деятельсовременной отечественной педагогики М.Н. Скаткин, это объясняется тем, чтоодни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие — из философии,теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служитьзакономерности психики детей. Это привело различных авторов к умозрительности впостулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению, котождествлению с самыми общими закономерностями, которыми учитель долженруководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности. Темсамым принцип обучения по сути лишается признаков общей нормы педагогическойдеятельности, стирается граница между принципами обучения и частнымиметодическими указаниями. Принципы обучения в этом случае перестают бытьуниверсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения [7].
История дидактикихарактеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципыобучения и на основании их сформулировать т важнейшие требования, соблюдаякоторые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучениишкольников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущностейдидактических критерий закономерности, принципа, правила в упорной борьбевзглядов.
Принципы обучениявыступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактическогопроцесса, которую можно представить, как систему, компонентами которой ониявляются. Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов вработах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качествеосновополагающих, общепризнанных следующие принципы:
1.        сознательностии активности;
2.        наглядности;
3.        систематичностии последовательности;
4.        прочности;
5.        научности;
6.        доступности;
7.        связитеории с практикой.
Эти принципы составляютсистему дидактических принципов ([4], стр. 443 – 445)
Спецификазакономерностей обучения заключается во взаимосвязях его целей, задач,содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическимирезультатами — прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в ихвоспитанность, образованность и развитость. Эти закономерности находятотражение в общих принципах обучения (общедидактических принципах) — основныхрекомендательных положениях, выступающих в роли научных норм его построения иобеспечивающих эффективность. В книгах встречаются не совсем схожие варианты ихперечней, но чаще всего в них включены представленные на рис.1.
1. Принципприродосообразности и научности. Он исходит изсуществующих причинно-следственных зависимостей между действиями субъектовучебного процесса и закономерностями (природой) человеческого познания. Осформулированном Я.А. Коменским принципе природосообразности К.Д. Ушинскийписал: «Только система… выходящая из самой сущности предметов, дает нам полнуювласть над нашими знаниями»1. Понимать эти закономерности надо не обывательски,а научно (рис. 2).
 />
Рис. 1. Общиепринципы обучения
/>
Рис. 2. Общаясхема процесса преподавания и усвоения знаний
Есть основные правилаего реализации (детализированные советы по практическому применению):
■пониманиязакономерностей познавательной деятельности обучающихся и построения обученияна нем;
■научногоотбора содержания и методов;
■достиженияцелей обучения при обязательной оптимизации системных зависимостей— внутриличностных, социально-педагогических, межличностных,личностно-групповых и средовых, ибо познание — не обособленный от всегопроцесс, а системно обусловленный;
■психолого-педагогическойпредусмотрительности — предвидения, тщательногопроектирования и исключения возможных негатив
2.Принцип соответствия содержания, форм, методов и условий обучения ее целям.Принципу присущи правила:
■целеустремленности—подчинения всегда и всего в обучении достижению результатов, полностьюотвечающих его цели и задачам;
■целостностипедагогического процесса обучения — обеспечениясогласованности всех элементов педагогической системы обучения, а такжеобучения с развитием, воспитанием и образованием;
■созданияблагоприятных педагогических условий — будучи системным,само обучение является частью более крупных систем, особенности которыхвыступают его условиями и должны максимально оптимизироваться;
■связитеории с жизнью — все запомненное, но не связанное спони манием и умением его применять — мертвый груз для памяти: «По-настоящемузнает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет». Учатся людидля того, чтобы практически самореализоваться в жизни, и этому, призваноспособствовать любое обучение;
■современности– связи изучаемого с современными условиями и проблемами жизни, понимания их наэтой основе и формирования правильного отношения к ним.
3.Принцип плановости, систематичности, последовательности, преемственности исогласованности обучения. Его правила:
■плановости—продуманности, определенности намечаемых мер, их сроков, затрат времени;
■структурности— четкое определение структуры содержании изучаемого материала, взаимосвязейего частей, логики раскрытия. При сложной структуре используются графическиесхемы, создающие у обучающихся целостный образ изучаемого и его частей. Онимогут использоваться с начала занятия и последовательно раскрываться по ходу, атакже в конце для обобщения изложенного;
■   систематичностии последовательности — построения обучения по познавательной логике — отизвестного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому ссистематичным наращиванием, расширением и упорядочиванием накапливающихся уобучающихся знаний, навыков и умений превращение их в систему, научную картинудействительности «Только система, конечно, разумная, выходящая из самойсущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями», — писал К.Д.Ушинский.
■опорына усвоенное — по словам Я.А. Коменского, всесегодняшнее должно закреплять вчерашнее и предлагать дорогу в завтрашнее;переходить к последующему после усвоения предыдущего;
■согласованностидействий всех педагогов по достижению общей цели обучения, его содержания иприменяемых методов;
■комплексированиядисциплин в учебном процессе — необходимостиисходить из связей между ними и научной картиной мира, практикой,профессионализмом. Решение практических задач никогда не должно быть однобоким,опираться на знания од ной учебной дисциплины или науки. Оно эффективно, когда впамяти человека, профессионала всплывает комплекс знаний (специальных,социальных, нравственных, экономических, финансовых, правовых, психологических,управленческих и др.), который примеривается к данной ситуации, вспоминаютсярекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают разные ходы мысли,соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично,к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение,аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи итого, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотанклубок знаний» при обучении, так он и «разматывается» при решении практическихзадач жизнедеятельности.
4. Принципинтереса, активности, сознательности и самостоятельности.Он связан с пониманием закономерной зависимости результатов обучения не толькоот добросовестности и активности педагога, но и адекватной активностиобучающихся. Здесь существуют правила:
■мотивации— надо постоянно помнить, что успехи обучения зависят не только от работы умаобучающихся, но и их добро совестной учебы и усилий в преодолении трудностей;разнообразными способами будить мысль и память, но оставлять спящими чувства исовесть — значит действовать педагогически примитивно, формально;
■интереса— пробуждения, усиления, поддержки и развития интереса обучающихся как одногоих важнейших психологических активаторов и катализаторов учения; в своей основеэто связано с выбором нужного обучающимся, а потому и интересного им содержанияобучения, а также интересной его подачи. Интерес не требует никого принуждатьучиться. В одном из документе ЮНЕСКО отмечается, что будущее за «интереснойшколой».
■активности— всемерного повышения активности обучающихся. водить обучение к обменуинформацией, передаче ее педагогом обучающимся, полагать, что их учение — этотолько восприятие и запоминание, означает полный педагогический непрофессионализм.Нужная целостная активность обучающегося — познавательная, нравственная(чувства долга, ответственности, добросовестности, совестливости, порядочности,честности, трудолюбия, самокритичности, требовательности к себе и др.), воли(целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости,работоспособности и др.). Повышение активности достигается использованиемсоответствующего содержания, форм, методов и технологий;
■   сознательности~ сознательного отношения обучающегося к учебе, глубокого понимания изучаемого,его личностного смысла; при допущении ошибок надо понимать их причину, своюзадачу, способы устранения и профилактики рецидива в будущем;
■   самостоятельности— заключается в необходимости заниматься самостоятельно, достигать глубокогопонимания при самостоятельной подготовке, поэтому необходимо побуждать к ней,направлять ее содержание, помогать в ее проведении, контролировать оценивать итребовать результатов.
5. Принципдоступности, наглядности и посильности. Это означаеториентацию всего обучения на обучающихся, на их интересы и потребности, на то,чтобы изучаемое стало их достоянием, приобрело «нового хозяина». Правилатаковы:
■доступнойдля обучающихся трудности содержания, его изложения, восприятия, усвоения и запоминания;
■доступностиучебного материала по объему и темпам изучения;
■построенияобучения в полном соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
■полногоучета имеющейся у обучающихся просвещенности, имеющегося опыта, знаний,развитости, воспитанности;
■наглядности— мышление человека имеет словесно-образную природу, и для понимания слов нуженсоответствующий образ объекта или явления, обозначаемого им. Я.А. Коменскийназывал наглядность «золотым правилом» дидактики: все, о чем рассказываешь, —показывай, все, что показываешь, — поясняй; чем больше органов чувств затронутопри обучении, тем легче и прочнее запоминается учебный материал; чем онабстрактнее, чем труднее показать то, о чем идет речь, и тем большее значениеприобретает наглядность. Для этого используются предметный, изобразительный,словесно-образный и виртуальный виды наглядности;
■оптимальноповышенных трудностей учения и их наращивания при обязательнойдоступности их обучающимся: умеренная напряженность закономерно повышаетрезультаты учения, как и вся кого действия, а также несет развивающие ивоспитывающие влияния. Отсутствие трудностей расслабляет, делает учебу скучной,а чрезмерные трудности ведут к перегрузкам, срывам и, возможно, к нанесениювреда психическому и физическому здоровью обучающихся;
■«ненавреди» — правило, требующее предусмотрительности,продуманности действий педагога, недопущения вреда здоровью, травм,возникновения дидактогений и более сложных личностных деформаций.
6.Принцип прочности. Подчеркивает необходимость достигатьне только восприятия и понимания материала, но и запоминания. Без этогообучение походит на попытку заполнить водой бочку, не имеющую дна. Народнаямудрость гласит: «Надо, чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало»;образование есть то, что осталось в голове, когда почти все изучавшееся забыто.Его правила:
■ориентированностиобучения на осмысленность и прочность усвоения;
■практичностиобучения как проявления и связи обучения с жизнью ипрочности его результатов (академик А.Н. Несмеянов образно говорил, чтоповторение не мать, а мачеха учения; мать учения — применение). Только тознание отлично от нуля и не требует безнадежных усилий для удержания его впамяти, которое применялось;
■воспроизведения— словесного, громкого воспроизведения запоминаемого;
■повторения— полезного для запоминания и обязательного при формировании навыков, умений иразвитии качеств;
■предотвращениязабывания — активной опоры на имеющиеся знания, навыки иумения при изучении нового, использования поддерживающего и итоговогоповторения;
■приученияобучающихся к пользованию справочными материалами и компьютерной техникой.
7.Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы.Принцип реализуется в правилах:
■преимущественногопроведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудностиобучающимся, так и успешным;
■дифференцированногоподхода — особого подхода к группам и обучеющимся,различающимся по составу и успеваемости;
■формированиегруппы как коллектива и использования отношений в нем для дружной совместнойучебы и взаимопомощи учащихся друг другу.
8.Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальнымпросвещением, образованием. Принцип воплощается впрактику обучения следованием правилам:
■воспитывающегообучения — формирования мировоззренчески
значимых знаний, превращения важнейших знаний в жизненные и профессиональныеубеждения, мотивирующие факторы,
ценностные ориентации, цели, задачи и планы жизнедеятельности, нормы поведенияи привычки, дисциплинирования, ответственного отношения и др.;
■развивающегообучения — использования в процессе обучения
возможностей для развития разных качеств и способностей —
интеллектуальных, творческих, деловых, волевых, профессиональных и др.; процессобучения обладает богатыми возможностями, чтобы приучать обучаемых всегдадумать, быть внимательным, добиваться требуемого и нужного, обоснованно решать,планировать и контролировать свои действия, поступать
самостоятельно и взвешенно, организованно, развивать пытливость, качествамышления и т.п.;
■всемернойактивизации действий и психологической активности,
которые лежат в основе развиваемых качеств и способностей. Внимание можноразвить только систематическим поддержанием его, память — запоминанием,мышление — решением интеллектуальных задач, от которых «трещит голова»,смелость —преодолением робости и страха в воспринимаемых повышенно опаснымиситуациях и пр.;
■связис жизнью, практикой — чем больше учебная деятельность имееттакие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессиональногостановления;
■активизацииадекватных самооценок — приучением к постоянной самооценке,оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своихсильных и слабых индивидуальных особенностей.
Всепринципы взаимосвязаны и нуждаются в согласованном применении ([5],стр. 313 – 320).
 
Глава 4. Функциипроцесса обучения
Философия определяетфункции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. Сэтой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знаниякоторых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его болееэффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функцииобучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являютсяодним из компонентов обучения.
Дидактика выделяет трифункции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функциясостоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формированиезнаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогикеопределяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки,понятий, правил, законов, теорий.
Усвоенные,интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой,системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обученияученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видамдеятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, приусловии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений имиоперировать в учебных и практических ситуациях.
Современная дидактикасчитает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно,образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько вразвитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненныхзадач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучениенаправлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так испециальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности,способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные уменияотносятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета(например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям инавыкам относятся владение устной и письменной речью, информационнымиматериалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Анализ образовательнойфункции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с нейразвивающей функции.
 Развивающая функцияобучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходитразвитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитиеречи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой ипотребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существусоставляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейшихвопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологическойшколой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает какисточник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии,сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собойразвитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первуюочередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учениеявляется деятельностью. А личность, как известно из психологии, развиваетсяпроцессе деятельности. Однако психология и дидактика XX века утверждают, чторазвивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеетспециальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включатьучащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающаяфункция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методическихсистем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактикедля этого имеется специальный термин “развивающее обучение” [9].
Противоречия изакономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процессобучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция.В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том,чтобы:
■вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков
в соответствии с принятым стандартом образования;
■научить творчески использовать эти знания, умения и навыки
в практической деятельности;
■научить самостоятельно приобретать знания;
■расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения
образования и профессионального самоопределения.
Во-вторых, развивающаяфункция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыковпроисходит развитие:
■   логическогомышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение,сопоставление и др.);
■воображения;
■различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной,эмоциональной и т. п.);
■качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта,самостоятельность);
■речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения
мысли);
■познавательного интереса и познавательных потребностей;
■сенсорной и двигательной сфер.        
Таким образом,реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека,создает условия для постоянного самообразования, разумной организацииинтеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования,творчества.
В-третьих,воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействияучителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия нетолько для овладения знаниями, умениями й навыками, психического развитияличности, но и для воспитания, социализации личности.
Воспитывающая функцияпроявляется в обеспечении;
■осознанияучеником своей учебной деятельности как социально значимой;
■формированияего нравственно-ценностных ориентиров в процессе
овладения знаниями, умениями и навыками;
■воспитаниянравственных качеств личности;
■формированияположительных мотивов учения;
■формированияопыта общения между учащимися и сотрудничества
с учителями в учебном процессе;
■воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом,овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийсяприобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение кдействительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетическиеценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей,которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителяк процессу обучения ([3], стр. 240 — 242).
Кроме познавательнойвоспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют ещепобудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы онпобуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывалих на познание нового.

Заключение
В данной курсовойработе, посвященной изучению процесса обучения, были рассмотрены следующие егоосновные характеристики: сущность, закономерности, принципы и функции.
Теоретические основыпроцесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучаетважнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” –поучающий и “didasko” — изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемыобучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений инавыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержанияобразования, совершенствует методы и организационные формы обучения,воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Выделяются внешниезакономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимостьобучения от общественных процессов и условий: социально-экономической,политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенномтипе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процессаобучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием,методами, средствами, формами.
Закономерности обучениявыражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, аобусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Входе выполнения работы было выявлено, что к основным принципам педагогическогопроцесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности,систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связитеории с практикой.
Основными функциямипроцесса обучения являются образовательная, обучающая, воспитательная, а такжепо мнению некоторых авторов еще и побудительная и организующая.
Изучение данныххарактеристик позволяется находить различные подходы в ходе процесса обучения.

Использованнаялитература
1.        БордовскаяН. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил.– (Серия «Учебное пособие»).
2.        ИльинаТ. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.:просвещение, 1984. – 496 с.
3.        Педагогика:учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби,Изд-во проспект, 2005. – 432 с.
4.        ПодлысатыйИ. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –576с.: ил.
5.        СтоляренкоА. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся попедагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2006. – 479 с.
6.        http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml
7.        http://math.bspu.unibel.by/mathinform/2kurs/htm/4Th.htm
8.        http://studsovetnic.ru/lekcii/lekcia_5.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.